Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ" И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ" И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ" И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Сравнительная оценка диагностических свойств таблиц Ишихара и пороговых таблиц

Состояние цветового зрения

Дейтераномалия типа: С В А

Протаномалия типа: С В А

Частота выявления (в %) расстройств цветового зрения по таблицам

Ишнхара ] пороговым

24,7 1,7

21.0 12,8

20,5 16,2

6.4 0

12,5 1.28

14,9 5,12

Итого: 100 37,1

Из представленной таблицы видно, что врожденные нарушения цветового зрения по таблицам Ишихара определяются в 100% случаев, а по пороговым — лишь в 37,1%, при этом наиболее низок процент выявления протаномалии.

Таким образом, пороговые таблицы в диагностическом отношении значительно уступают и таблицам Ишихара.

Установлено несоответствие оценки диагностических свойств, приведенных в методическом руководстве к пороговым таблицам [4] и реальной читаемостью последних. Так, согласно руководству, четкая читаемость 3 тестов № 1, 5 и 9 свидетельствует о наличии нормальной трихромазии с последующим безпрепятственным допуском пациента к таким видам профессиональной деятельности, как машинисты железнодорожного транспорта, летчики, водители скоростных видов транспорта и т. д. Следуя этому положению, к нормальным трихроматам можно отнести 63,8% всех пациентов с врожденными нарушениями цветового зрения, среди которых дейтера-номалов типа А — 11 человек, дейтераномалов типа В — 18. дейтераномалов типа С — 52, протаномалов типа А — 20, про-таномапов типа В — 25, протаномалов типа С — 14. Однако на аномалоскопе Нагеля всс вышеуказанные лица отождествляют красный или зеленый цвет с желтым (протаномалы и дей-тераномалы типа С и В), или принимают целую серию уравнений типа 3 + К = Ж. включая МУР (все протаномалы и дейте-раномалы типа А). Следовательно, данные тесты № I, 5 и 9 не могут быть рекомендованы для массовых профосмотров на предмет выявления врожденных дефектов цветового зрения.

Известно, что врожденные расстройства цветового зрения связаны со снижением цветовой чувствительности к красному и зеленому областям спектра, тогда как снижение чувствительности к фиолетовому участку характерно для наличия приобретенных нарушений цветового зрения.

В пороговых таблицах имеются 3 группы тестов, предназначенных для выявления протодефицита (красный), дейтоде-фицита (зеленый) и тритодефицита (фиолетовый).

В наших исследованиях наряду с отсутствием четкой дифференциации прото- и дейтодефицита всегда наблюдалась читаемость тестов, предназначенных для выявления тритодефицита, что подтверждает отсутствие у обследованного контингента приобретенных нарушений цветового зрения.

Это нашло подтверждение и в исследованиях проф. В. В. Волкова [2J. отметившего пригодность пороговых таблиц в основном "для выявления комбинированных прото-дей-то-тритодефицитных форм 2—3 степеней", т. е. приобретенных расстройств цветового зрения, а не врожденных.

Выводы. 1. Пороговые таблицы в диагностическом отношении значительно уступают другим современным методам исследования врожденных расстройств цветового зрения.

2. Низкий процент выявления пороговыми таблицами врожденной цветовой патологии, составивший для дейтерано-мальных форм 46,4%, а для протаномальных лишь 15,3%, свидетельствует о непригодности использования этих таблиц для решения вопросов диагностики и экспертизы по цветовому зрению.

Литература

1. Авепшсов Э. С., Розепблюм Ю. 3. // Цветовое зрение человека (колориметрические, офтальмоэргономические и клинические аспекты). — М., 1993. — С. 4—13.

2. Волков В. В. // Там же. - С. 19-29.

3. Даниличев В. Ф., Сосновскш) В. В. // Там же. — С. 29—36.

4. Пороговые таблицы для исследования цветового зрения: Метод, руководство / Юстова Е. Н., Алексеева К. А., Волков В. В. и др. - М„ 1993. - С. 47.

5. Рабкин Е. Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. — М., 1971. — С. 2.

6. Рабкин Е. Б.. Соколова Е. Г., Лосева Е. И. и др. // Докл. АН СССР. - 1972. - Т. 202, № 3. - С. 732-733.

7. Соснова Т. Л. Ц Современные комплексные проблемы гигиены на железнодорожном транспорте. — М., 1984. — С. 27-31.

8. Birch G. И Ophthal. Physiol. Optics. - 1985. — Vol. 5, N 3. - P. 265-285.

Поступим 1S.02.97

Дискуссии и отклики читателей

©А. Л. ЕРЕМИН. 1997 УДК 614:002.2

А. Л. Еремин

"ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ" И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Центр национальных культур — Ассоциированный член ООН; Кубанская медицинская академия, Краснодар

Еще в 1938 г. В. И. Вернадским с учетом такой предпосылки, как преобразование средств связи и обмена информацией, был обоснован переход биосферы в ноосферу (16]. С тех пор многие факты могут свидетельствовать об увеличении потока и разнообразия информации [1], о возросшем воздействии на здоровье как на "состояние общего психического, физического и социального благополучия" (формулировка ВОЗ) человека и человечества.

Международное значение информации и экологии подтверждается тем, что созданы и работают многочисленные международные организации такого профиля, например Департамент общественной информации при ООН, Информационные центры ЮНЕСКО, ВОЗ, Программа ООН по окружающей среде. Международная академия информатизации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, а также обширные банки компьютерных баз данных и разветвленная международная сеть их пользователей.

например Internet и Science Technical Network International (SNTI), международные телепрограммы, телеканалы, телевизионные компании и т. п.

Появились потенциально великие идеи в этой области. Одна из них — идея о том, что мир претерпевает информационную революцию, другая — о том, что "зеленая революция" нужна для безотлагательного решения вопросов, связанных со всевозрастающей угрозой разрушения окружающей среды. Очевидно, необходимо, чтобы эти две великие идеи сближались [27]. Именно поэтому, учитывая данные литературы и результаты собственных исследований, реальные предпосылки и актуальность перспективных разработок, нами было предложено различать специальную систему знаний — "информационную экологию" [8], которая может включать в себя несколько условных разделов.

Первый раздел — информационная экология в физиологии и медицине. По "информационной теории эмоций"

П. В. Симонова [14], эмоция возникает в результате оценки информации о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности и информации о существующих средствах, которыми реально располагает субъект в данный момент. Известен ряд методов психопрофилактики стрессов с помощью различных информативных (цветомузыкальных и др.) воздействий [9]. Между тем в реальной жизни эмоциональный стресс существенно снижает надежность оператора, что приводит к авариям и непоправимым последствиям, а также является одним из существенных факторов риска возникновения ряда заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и иммунной систем организма, рака [291. В связи с этим можно предположить актуальность дальнейшего развития информационной теории эмоций, а также изучения зависимости между информацией и рядом типовых патологических процессов (стресс, психогенный шок) и нозологических форм (внезапная смерть, онкологические заболевания, заболевания сердечнососудистой, нервной, иммунной и других систем организма).

Второй раздел — информационная экология и гигиена. В результате усложнения трудовой деятельности человека в связи с необходимостью управления сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, возрастанием скорости движения транспортных средств, необходимостью выполнения работ в экстремальных условиях (агрессивные среды, гермопространствс, работы на высоте, под землей, в океане, в космосе), компьютеризацией рабочих мест и внедрением новых средств связи значительно возросло число работающих. труд которых связан с психоэмоциональным напряжением (эмоциональным стрессом) [7. II, 18, 22].

Известны утверждения, что получение информации о факторах риска должно быть сегодня одним из основных прав человека [28]. В настоящее время на жителей разных стран обрушивается лавина информации о риске, которому они подвергаются со всех сторон, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды. Ряд инцидентов, связанных с аварийными ситуациями (Чернобыль, Бхопал, Севезо и др.), получили широкое освещение в прессе и привлекли внимание общественности к экологическим опасностям. В дополнение к этому средства массовой информации переполнены сообщениями о различных случаях, связанных с местами захоронения токсичных отходов, предостережениями о вредном влиянии лучей "активного солнца", обсуждением опасности, связанной с присутствием радона, асбеста в помещениях [15], вредных для здоровья ингредиентов в пище, воде, воздухе и т. д. При этом по результатам социологического опроса в Австрии население обеспокоено следующими факторами: кислотные дожди — 58%, страх потерять работу — 57%. рак — 56%, СПИД — 56%, загрязнение химическими веществами — 52% (в тем числе воздуха 50%), терроризмом — 47% [26].

Ощущение людьми "опасности", "величины опасности", "риска" может приводить к повышению их тревожности, эмоциональному напряжению, а следовательно, и к эмоциональному стрессу [15, 19].

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в СНГ и США погибают примерно по 40 тыс. человек. Риск совершения ДДТ по вине водителей составляет 80—90% и обусловлен рядом факторов, из которых наиболее важным является нервно-эмоциональное напряжение [3, 12]. Причина его возникновения — улица с ее транспортными и пешеходными потоками, перекрестками, характером покрытия, шириной, дорожко-опознавательными знаками. Немаловажное значение имеет постоянная ответственность за безопасность человека (пассажира и пешехода), сохранность транспортного средства, дефицит времени для принятия срочных решений. Повышенное же эмоциональное напряжение, возникающее при оценке информации, может приводить к срыву деятельности с сужением объема восприятия и внимания, а иногда сильный стресс "выбивает" цель действия человека. При этом некоторые люди впадают в шоковое состояние и производят хаотичные движения и действия. В связи с этим, очевидно, необходима разработка ряда мероприятий на транспортных линиях с точки зрения информационной экологии. Возможно, актуально продолжение изучения информации как профессиональной вредности, се значения в формировании напряженности труда, профессиональных заболеваний и травматизма, аварий на транспорте и производстве, в социальной гигиене.

Было доказано, что водители с высокой физической работоспособностью совершают меньше ДТП [7]. Предложена гипотеза, согласно которой восприятие информации из внутренних сред организма (интероцепция) участвует в повышении устойчивости к отрицательному воздействию на здоровье человека внешнего потока информации [2, 6]. Возможно, перспективными в области повышения устойчивости человека к стрессам могут быть дальнейшие исследования значения вос-

приятия информации из внутренних сред организма (интероцепция) в формировании устойчивости к отрицательному воздействию на человека внешнего потока информации.

Из известных нам источников — "информационная безопасность" рассматривается с точки зрения государственной информационной политики [24]. Между тем гражданское и военное противостояние в условиях прекращения обмена и формирующегося дефицита информации часто наряду с другими факторами ведет к революционным процессам, социальным катаклизмам и вооруженным конфликтам, что влечет за собой ухудшение здоровья и гибель множества людей и наоборот. Так, во время "Карибского кризиса" своевременный обмен информацией между руководителями США и СССР способствовал предупреждению ядерного конфликта, гибели многих людей. В связи с этим можно полагать, что с лелыо сохранения здоровья, предупреждения войн и терроризма, гибели людей в мировом сообществе необходимы исследования по изучению значения информации в политике, разработка международной информационной стратегии для профилактики и разрешения конфликтов между государствами, правительствами, их первыми лицами и представителями. Это относится и к межнациональной информации. Межнациональные, межрелигиозные вооруженные конфликты с большим количеством жертв за всю историю человечества и до настоящего времени распространены по всему миру. Этносы противопоставляют себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющего деление на "своих" и "чужих" [4|. "Ощущения" эти могут складываться опять же из поступающей информации. Таким образом, межкультурный межнациональный обмен информацией может играть огромную роль в сохранении состояния психического, физического и социального благополучия (здоровья) большого количества людей. И хотя коммунальная психология является относительно новой областью, известен опыт, когда при работе с непривилегированными культурными и этническими группами коммунальные психологи делают акцент на культурном плюрализме |17]. Следует отмстить, что в современной Международной классификации болезней отмечается, что "культурально-специфкческие психические расстройства" могут рассматриваться как варианты тревоги, депрессии, адаптационного расстройства [10]. Возможно. исследования в области информационного обмена межкультурного, межнационального, межрелигиозного диалога могли бы способствовать разработке международной стратегии информации, способствующей устранению предпосылок и предупреждению вооруженных конфликтов между теми или иными сообществами, а следователльно, и сохранению их здоровья.

Очевидна роль информационной экологии в экономике. Информация как экономическая категория составляет одну из главнейших характеристик "постиндустриальной" эпохи [13]. В современных условиях экономическая информация все более воздействует на здоровье как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Можно предположить актуальность дальнейших исследований в области информации как экономической категории и ее влияния через экономические показатели на здоровье человека и человеческих групп.

Средства массовой информации, особенно кино и телевидение. все более переполнены сценами изощренного насилия, пошлости и непристойности [5]. Из документальных телевизионных новостей зритель каждый день видит человеческую кровь, ужасные увечья и убийства, горы реальных трупов и результаты катастроф со всего мира. Между тем пока не определено, какая по объему и качеству "массовая" информация для человека полезна, а какая вредна для его здоровья. Исследования по изучению положительного и отрицательного влияния "массовой" информации на здоровье людей позволили бы разработать рекомендации для средств массовой информации.

О важности психосоциального фактора может свидетельствовать то, что в мире насчитывается около 200 млн пораженных инвалидизирующими психическими расстройствами. Стрессу в различных его формах подвержены практически все, и он способствует возникновению ряда дисфункций поведенческого характера, таких как тревожные состояния, депрессия и психосоматические нарушения, поражающие миллионы людей [17].

Есть данные о том, что проблемы "информационной экологии" возникают в обществах, насыщенных информацией, а также во взаимодействии с обществами, мало насыщенными информацией. Подчеркивается, что мерой "экологического качества информации" могут быть ее социальный характер, лингвистические (критичность, подразумеваемый объем, пристрастность) и исторический аспекты. Указывается на все возрастающие различия между информационно насыщенными и информационно бедными странами [20].

Отмечается, что в связи с информационным бумом образована новая форма загрязнения — информационное загрязнение. Там, где появляется несоответствие между предполагаемым и реальным использованием информации, происходят неполадки в области информационной экологии. В связи с этим предлагается развивать информационные стандарты, чтобы различать связи между информацией, пользователями информацией и использованием информации. Чтобы успешно справляться с информационным загрязнением, необходимо сформулировать информационные требования; управлять и контролировать сбором, хранением и изъятием информации; оценивать пользование информацией [25].

"Информационная экология" рассматривается и как подход к информационному управлению в трудовых коллективах. Планы информационного управления должны признавать роль каждого человека. Информация только информирует. Важно, чтобы был определенный человек, который не только имеет доступ к информации, но и получает ее в определенное время, акцентирует на ней внимание, воспринимает ее и действует согласно ей [21, 23).

При анализе результатов собственных исследований и данных литературы можно сделать вывод о необходимости специального междисциплинарного (информатика, экология, физиология. медицина, гигиена, безопасность, конфликтология, политология, экономика, управление и пр.) раздела науки — информационная экология.

Информационная экология — это наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом; на здоровье как состояние психического, физического и социального благополучия и разрабатывающая мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.

Возможными задачами информационной экологии могут быть: изучение количественной и качественной зависимости между информацией и здоровьем человека с целью разработки способов регуляции информационных потоков, оказывающих влияние на здоровье как одного человека, так и человеческих групп, а также определение количественных и качественных критериев информации, изучение вопросов потребностей в ней. ценности ее, хранения, передачи и восприятия информации, ее эмоциональной насыщенности (критичность, подразумеваемый объем, пристрастность), оценки служб информации, ответственности, социального характера информации, управления сю в трудовых коллективах, отдельных организациях, обществах, насыщенных и мало насыщенных информацией, мировом сообществе.

Информационная экология может в псрспсктизе включать ряд разделов: информационная экология в политике, экономике: экология межнациональной информации, массовой информации, а также информационная экология в физиологии человека, в медицине, гигиене.

Литература

1. Авдеев Р. Ф. Философия информатизационной цивилизации. — М., 1994.

2. Быков К. М., Куршш И. Т. Кортико-висцеральная патология. — Л., 1960.

3. Вайсман А. И. Гигиена труда водителей автомобилей. — М.. 1988.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990.

5. Ежегодное послание президента России / Российская газета. - 1995. - 17 февр. — № 36 (1147).

6. Еремин А. Л. // Совещание по проблемам высшей нервной деятельности, 28-е: Тезисы. — Л., 1989. — С. 238— 239.

7. Еремин А. Л. // Физиология человека. — 1991. — Т. 17. № 3. - С. 169-171.

8. Еремин А. Л. // Международная конф., 1-я: Тезисы докладов. - СПб., 1995. - С. 238-239.

9. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М., 1993.

10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994.

11. Моикин 10. В.. Киколов А. И., Тхоревскии В. И. и др. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. - М.. 1987.

12. Пармеджани Л. // Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. Международная организация труда. — М.,

1986. - Т. 2. - С. 1357.

13. Российская газета. — 1994. — 6 дек.

14. Симонов П. В. // Физиология поведения: Нсйробиологи-ческие закономерности / Под ред. А. С. Батуева. — Л..

1987. - С. 486-523.

15. Сутокская И. В., Авхименко М. М. // Гиг. и сан. — 1993.

- № 4. - С. 60-62.

16. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. — М., 1988.

17. Хольцман У. Г., Эванс Р. И., Кеннеди С. и др. // Бюл. ВОЗ.

- 1987. - Т. 65. № 6. - С. 131-156.

18. Automation, Work Organisation and Occupational Stress. — Geneva, 1984.

19. Baker Г. // J. Bull. Hlth Policy. - 1990. - Vol. 11, N 3. -P. 341-359.

20. Capurro R. Ц Information Quality Definitions and Dimensions. Proceedings of a Nordinfo Seminar / Ed. I. Wormel. — London, 1990. - P. 122-139.

21. Davenport Т. H. // Planning Rev. — 1995. - Vol. 23, N 1. — P. 24-29.

22. Fe Josefma F. D. Visual Display Units: Job Content and Stress in Office Work. — Geneva, 1985.

23. Harris К. // Int. J. Inform. Manag. - 1989. - Vol. 9, N 4. -P. 289-290.

24. Hernon P., Relyea H. C. // Encyclopedia of Library and Information Science. / Ed. A. Kent. — New York, 1991. — Vol. 48, Suppl. II . - P. 176-204.

25. Horton, Forest IV. // J. Syst. Manag. - 1978. - Vol. 29, N 9.

- P. 32-36.

26. Hutzinger О. Ц Chcmosphere. - 1986. - Vol. 15. N 9. -P. 1-4.

27. Mac Lean D. J. // International Conference on Computer Communication, 10-th: Proceedings / Ed. S. Ramani. — New Delhi, 1990. - P. 52-56.

28. Puska P. U World Health. - 1992. - N 1. - P. 19-20.

29. World Health. - 1994. - N 2. - P. 31.

Поступила 11.07.96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.