Олькова Ольга Николаевна
аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: [email protected])
Информационная деятельность
политических партий: понятие, сущность, значение
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются вопросы понятия, сущности, конституционно-правового содержания и значения информационной деятельности политических партий. Кроме того, автором уделяется внимание и проблемам функционирования партий, как в период избирательной кампании, так и в период между выборами.
Аnnotation
The questions of concept, essence, constitutional-legal maintenance and value of informative activity of political parties are examined in the real article. In addition, an author is spare attention and to the problems of functioning of parties, both in the period of hustings and in a period between elections.
Ключевые слова: партия, информация, деятельность, конституция, программа, предвыборная агитация, власть.
Key words: party, information, activity, constitution, program, pre-election agitation, power.
Щ олитические партии являются ■ неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. По данным американского политолога К. Лоусона, в конце 1970-х гг. более чем в 100 странах функционировали свыше 500 партий, а ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к тысяче1. Макс Вебер выделял в развитии партий как субъектов политической деятельности три периода: 1) в XVI-XVII вв. в Европе партии - это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты; 2) в XVNI-XIX вв. - это уже политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни; 3) в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Их типы зависят от характера основной ориентации, способа вы-
ражения и представления частного интереса той или иной социальной группы на уровне всеобщего интереса, проблем социальной целос-тности2.
В современной науке нет общепринятого определения как информационной деятельности политических партий, так и определения политической партии. Понятие информационной деятельности политических партий, также, не закреплено законодательно, тогда как юридическое понятие политической партии содержится в ст. 3 Федеральный закон о политических партиях.
По данным З. М. Зотовой, специалисты насчитывают более двухсот научных определений политической партии3.
Для определения информационной деятельности политических партий, интересны, на наш взгляд, электоральное (Д. Сартори), функциональное (К. Лоусон, У. Кротти, Р. Макридис), структурное ( М. Дюверже, М. Острогорский) и идеологическое понятие политической партии1.
1 Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкна. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 255.
2 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доч. М.: Юристъ, 2007. С. 124.
3 Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М., 2002. С. 10.
289
В рамках функционального подхода особое внимание в дефиниции обращается на ролевое предназначение партий. К. Лоусон полагает, что «самым удовлетворительным и самым полезным, равно как и наиболее общим является определение, которое делает акцент на политических действиях, вероятно, совершаемых партией»2. Электоральное определение партии, основано на выделении электоральной функции как наиболее значимой из всех функций, осуществляемых партией. К примеру, Д. Сартори определяет политическую партию как политическую группу, активно участвующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения3. Сущность политической партии в данном случае видится прежде всего в ее связи с электоральным процессом, обеспечивающим приход к власти определенной группы политиков. Структурный подход в современной науке представлен прежде всего Морисом Дюверже4. Так, М. Дюверже считает, что организация партий покоится главным образом на практических установках и неписанных правилах, она почти полностью регулируется традицией»5. Кроме того, политическая партия - это весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), программой и уставом, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также обеспечения прямых и обратных связей между обществом и государством6.
Достижение неких целей и идеалов», «обеспечение прямых и обратных связей между обществом и государством» осуществляется политическими партиями через осуществление ряда действий, носящих информационный характер, таких как участие в выборах, референдумах, а значит и в предвыборной агитации,
агитации по вопросам референдума, опубликование предвыборной программы, участия в общественных и политических акциях, организации публичных мероприятий. Формирования общественного мнения и т.д.
Обратим внимание, что «развитие любого общества в значительной степени определяется идеологической и социально-политической информацией. Ведь именно этими видами информации оперируют такие ключевые структуры гражданского общества как некоммерческие организации, СМИ, политические партии, различные клубы и ассоциации, лоббистские группы. Именно эти структуры являются источниками информации, непосредственным образом влияющей на развитие общества. Можно даже сказать, что общественность - прототип гражданского общества - создается посредством медиасферы, горизонтальных информационных связей между субъектами, т.е посредством обмена информацией7. Не вызывает сомнений, что именно информационный фактор постепенно превращается в ключевой механизм модернизации политических отношений и обеспечения взаимодействия между властью и обществом. В полной мере это относится к деятельности политических партий. Современными российскими политическими партиями широко используются различные приемы, способы и средства информирования о себе. В своей деятельности они используют печатные и аудиовизуальные СМИ, а в последнее время деятельность любой политической партии невозможно представить себе без использования сетевых информационных ресурсов - ин-тернетсайтов, персональных дневников(бло-гов). Информационная деятельность является не только правом, но и обязанностью политической партии по отношению к органам государственной власти, осуществляющим мониторинг ее деятельности (ст. 22, 27 ФЗ «О политических партиях). Но на практике политические партии не в полной мере используют предоставленные им законом возможности осуществления информационной деятельности: даже не все из них имеют собственные Интернет-сайты, не всегда адекватно и своевременно
1 Основы теории политических партий: Учебное пособие / Под ред. С.Е. Заславского. М.: «Европа», 2007. С. 13.
2 Lawson K. The Comparative Study of Political Parties. N.Y., 1976. P. 2.
3 Sartori G. Parties and Party Systems // A Framework for Analysis. 1976. Vol. 1. N.Y. P. 64.
4 Основы теории политических партий: Учебное пособие / Под ред. С.Е. Заславского. М.: «Европа», 2007. С. 14.
5 Дюверже М. Политические партии. М., 2002. С. 19.
6 Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А. С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкна. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 255.
7 Плискевич Н.М. Российское гражданское общество сегодня // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С.
12.
_290
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)
информируют потенциальных избирателей о декларируемых ими конституционных целях; доступ к программным и уставным документам политических партий широкой общественности затруднен»1.
В литературе справедливо отмечается, что «все большее значение в современном мире придается информационному обеспечению любых общественно значимых процессов. Развитие и усложнение информационного обмена в обществе прямо пропорционально эволюции социума, и современный человек живет в непрерывном информационном потоке, имея возможность ежедневно воспринимать колоссальный объем сведений этим можно объяснить принципиальную важность всестороннего и рационального правового регулирования отношений, связанных с производством, оборотом, потреблением информации. Система нормативного регулирования разносторонних отношений, складывающихся в процессе производства, оборота и потребления информации, в настоящее время достаточно развита. Наличие комплекса взаимосвязанных норм, регулирующих указанные отношения, позволило исследователям выделить информационное право в качестве самостоятельной комплексной отрасли в системе российского права и законодательство об информации в качестве отрасли в системе российского законодательства2.
«Информация (от лат. Погтайо - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.ч.3 Определение термина «информация» мы находим в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Кроме того, под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством4. В отношении определения информации возможны
философский юридический, сравнительно-правовой, технократический и иные подходы и взгляды. Несомненно одно: информация - это комплекс сведений, а также мнений, убеждений и суждений о явлениях и предметах окружающего мира. Она может иметь различные содержание, направленность, организационные формы и т.д.15.
В свою очередь деятельность политических партий, носящая информационный характер, содержащая в себе различного рода информацию безусловно не может носить беспорядочной. Деятельность носит целенаправленный характер, т.е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью. Важной чертой деятельности является, как отмечается в литературе, ее предварительная продуманность6.
Категорию деятельности политических партий целесообразно рассмотреть через осуществляемые ими функции. Под функцией партии обычно понимают одно из главных направлений деятельности этой организации, обусловленное ее внутренней сущностью и целями деятельности. Деятельность политических партий отнюдь не сводима к завоеванию позиций в органах государственной власти. В противном случае это предназначение с успехом могло бы выполняться временными корпоративными группировками, состав и политические ориентиры которых постоянно менялись бы в зависимости от нюансов политической ситуации. Однако в социально-политической сфере общества неизбежно вызревают потребности, решению которых может способствовать только такой специфический институт как политическая партия. Джемс Брайс выделял в числе основных функций политических партий такие: возбуждение энтузиазма в избирателях, указание в программах и публичных речах на многочисленность партии и важность общей цели; сообщение избирателям сведений о политических вопросах, требующих решения, о достоинствах их вождей и недостатках их противни-
1 Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: Колл. монография / Под общ. ред. И.Л. Бачило. М.: Издательство Юрайт, 2009. С. 200-204.
2 Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. - 3-е изд. М.: Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль», 2007. С. 15.
3 Новейший философский словарь. 3-е изд. М.: Книжный дом, 2003. С. 42.
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой 921 с.
5 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: корпорация «Дашков и К», 2007. 1124 с.
6 Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 53.; Масловская М. В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3 С. 30-31.
22-е изд., стер. М Учебник для вузов. М
Рус. Яз., 1990. Издательско-торговая
291
ков1. Питер Меркл выделил функцию «выработки мер по оказанию влияния партий на окружающие институты и социальную среду» . З.М. Зотова отметила «функции по отношению к кругу идей: выработка идеологии, ее пропаганда в обществе, сплочение вокруг нее сторонников, формирование программ практических действий по ее претворению в жизнь3. Выделяется также электоральная функция партии - то есть деятельность, направленная на продвижение кандидата на выборные должности в органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления (выдвижение и поддержка кандидатов на выборах, организация их предвыборной деятельности и предвыборной агитации, обеспечение общественного контроля за правильностью подсчета голосов избирателей)4.
Таким образом, проанализировав различные подходы к пониманию политических партий, информации, деятельности и функциям, которые они осуществляют, можно прийти к выводу, что под информационной деятельностью политических партий следует понимать целенаправленное осуществление политическими партиями действий, осуществляемых ими как в процессе избирательной кампании (кампании референдума), так и в межвыборный период, посредством применения различного рода информационных механизмов (пропаганды своих целей и идей, опубликования программы политической партии и предвыборной программы политической партии, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, участия в политически и общественных акциях, организации публичных мероприятий и т.д.), направленных на привлечение сторонников, возбуждение энтузиазма в избирателях, участниках референдума, влияния на окружающие институты и социальную среду, продвижение кандидата (списка кандидатов) на выборные должности органов государственной власти и местного самоуправления, формирование общественного мнения, реализацию своей программы, завоевание позиций в указанных органах публичной власти и обеспечение взаимодействия между обществом, гражданами и го-
сударством.
Сущность информационной деятельности политических партий заключается, на наш взгляд, в реализации политическими партиями своих целей и задач, посредством осуществления действий информационного характера. В связи с этим любопытно отметить положения альтернативного проекта ФЗ «О политических партиях и иных политических объединений» Рыжкова А. В., согласно которым в ст. 10 проекта содержался перечень из десяти принципов демократического внутреннего устройства политических партий, в числе которых гарантии информационной открытости деятельности политического объединения5.
Бесспорно также утверждение, что политические партии проводят мобилизацию общественного мнения в поддержку выдвигаемых ими проблем, идейно и организационно обеспечивают избирательные кампании и выдвигают кандидатов на выборные должности на всех уровнях власти6.
«Проследить в Конституции РФ еще ряд непосредственных установлений статуса политических партий возможно через краткий анализ законодательных определений понятия «политическая партия» в зарубежных конституциях. В Конституции Португалии определено, что парии способствуют формированию народной воли и организации политической власти. В Конституции Франции 1958 года закреплено, что политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. В Конституции Испании 1978 года говорится, что политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия. В Конституции Швейцарии отмечается, что политические партии способствуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия. В Конституции Швейцарии подчеркивается, что политические партии способствуют формированию общественного мнения и народной воли. Наконец, в Конституции Италии утверждается, то все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократи-
1 Брайс Дж. Американская республика. М., 1980. Ч. 2. С. 267.
2 Merckl P. Modern Comparative Politics. N.Y., 1970. P. 264-268.
3 Зотова З. М. 100 лет российской многопартийности. М.: РЦОИТ, 2006. С. 39.
4 Основы теории политических партий: Учебное пособие / Под ред. С. Е. Заславского. М.: «Европа», 2007. С. 24 - 25.
5 Проект Федерального закона «О политических партиях и иных политических объединениях». Внесен депутатами Государственной Думы В. А. Рыжковым, В. Н. Лысенко, В. В. Игруновым // СПС «Гарант».
6 Волобуева А. Н. Конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 218 с.
_292
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)
ческим путем способствовать определению национальной политики1. Пожалуй, только в последнем определении и отчасти в Конституции Испании можно найти известное совпадение со ст. 30 Конституции РФ (хотя в последней не говорится о политической партии). В статьях Конституции РФ политические партии не выделены как особые образования, а поставлены в один ряд с общественными объединениями. Во-первых, по смыслу определений политические партии, выдвигая властные притязания, обеспечивают известную связь населения с государственными структурами, то есть институционализацию политического участия граждан. Если при этом вспомнить, что под институционализацией понимают не только учреждение каких-либо новых общественных институтов, но и правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений, значит речь идет о замене стихийных проявлений общественно-политической активности населения формализованными способами воздействия, которые контролируются представителями партийной элиты. В этом отношении политические партии оказываются эффективным средством воздействия на неправовые методы влияния на власть. Во-вторых, в результате участия в выборах политические партии через ин-ституционализацию фактически возводятся в ранг конституционных политических структур, обретая статус квазигосударственных образований. В крайнем варианте это подпадает под представления теории «партийного государства», которое тоталитарно по своей сути либо сводится к критическим замечаниям в адрес «партийной демок-ратии»2.
Конституционно-правовое содержание информационной деятельности политических партий можно рассмотреть через взаимосвязь четырех статей Конституции РФ (ст. ст. 13, 29, 30 и 31). В соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность. В связи с этим обращает на себя внимание определение политического плюрализма и идеологического многообразия, сделанное С.А. Авакьяном: «Политическим плюрализмом называется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут
создаваться партии и иные общественные объединения, и все они могут действовать на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед законом»3.
Конституция РФ прямо не регламентировала деятельность политических партий, в том числе и информационного характера. Однако, ч. 5 ст. 13 установил, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя. Кроме того, ч. 1 ст. 30 закрепила право на объединение. Вместе с тем в этом же положении Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Деятельность же общественных объединений, к которым относятся и политические партии, включает в себя и информационную составляющую.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. На основании этого положения свобода слова, выражения своего мнения должна быть гарантирована и при осуществлении политическими партиями информационной деятельности. «Довольно сложным оказывается воздействие на политическую систему конституционно закрепленной свободы слова. Это фундаментальная основа гражданского общества; от ее реального наполнения зависит развитие печати, существование политической оппозиции, проведение свободных выборов, общественный контроль за деятельностью власти. Свобода слова сдерживает авторитаризм, обеспечивает деятельность партий и общественных организации, служит гарантией законности - это коротко говоря, системообразующий инструмент демократического общества. Понимание этого привело к тому, что в первые же годы реформ были приняты весьма демократические законы о печати и информации, появилась обширная система СМИ. В простом свом содержании эта конституционная свобода обеспечена отсутствием каких-либо репрессий за критику властей, возможностью свободно создавать средства массовой информации и определять их направленность. Но свобода слова - не только личная, но и политическая свобода. Конституционно она ограничена только запретом пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также - пропаганды социаль-
1 Конституции зарубежных стран / Сост. проф. В.В. Маклаков. М., 2000. 314 с.
2 Селивончик А.В. О связи конституционного права с партиями как политическим институтами // «Современное право». 2005. № 2. С. 15.
3 Авакьян С.А. Политический империализм и общественные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовые основы). М., Российский юридический издательский дом, 1996. С. 164.
293
ного, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст. 29). Но у нее есть незримая связь с результатами ее использования в политических целях, вследствие чего она может стать орудием не только созидания, но и разрушения гражданского мира. Политические силы, не нарушая конституционных запретов, используют свободу слова и связанную с ней свободу распространения информации для целей политической борьбы1.
Вместе с тем, часть 4 статьи 29 Конституции РФ закрепила, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Следовательно, право политической партии на свободное производство, передачу, распространение информации подтверждено конституционной нормой. Кроме того, свое конституционное подкрепление в статье 31 Конституции РФ, нашло право политических партий на организацию и проведение публичных мероприятий, являющихся одним из видов информационной деятельности политических партий.
Значение информационной деятельности политических партий в условиях возрастания их роли в целом на политическом поле, и в частности в избирательном процессе, безусловно,велико. Как отмечается, главное в их деятельности (на наш взгляд, в том числе и информационной) - влияние на формирование политической воли граж-
дан, на избирательный процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов влас-ти»2.
Путем осуществления информационной деятельности политических партий происходит влияние на формирование политической воли граждан, на избирательный процесс, на формирование и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, вовлечение граждан в политический процесс, а также институ-ционализация их политического участия. Кроме того, формируется общественное мнение, осуществляется политическое образование граждан. Грамотная, основанная на законе информационная деятельность политических партий в период предвыборной агитации, способна увеличить явку избирателей на избирательные участки, в конечном итоге уменьшить проявление в обществе абсентеизма.
В конечном итоге, без осуществления политическими партиями деятельности информационного характера, невозможна реализация ее целей и задач партийной деятельности, как вышеназванных, так и одной из основных - представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В свою очередь, на наш взгляд, завоевание мандата на участие во власти победа на выборах различного уровня невозможно без информационной деятельности партий.
1 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 11-12, 14-16.
2 Селивончик А.В. Особенности конституционно-правового регулирования деятельности политических партий как субъектов частного и публичного права // «Современное право». 2005. № 3. С. 11-18.
_294
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)