ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 179
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2
УДК 343.2.7 С.М. Барамидзе
ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Даётся понятие политической партии. Приводятся примеры зарубежных и российских ученых по данному вопросу. Определяются признаки политических партий в соответствии с российским законодательством.
Ключевые слова: понятие политической партии, признаки политической партии.
Статья 13 Конституции РФ 1993г. закрепила принцип многопартийности. Это означало возможность создания различных политических партий и движений. Но законодательно данные понятия не были закреплены, их статус регулировался Федеральным законом «Об общественном объединении»1 до 2001 г. С принятием Федерального закона 2001 г. «О политических партиях»2 (далее - Закон) в системе российского законодательства появилось и юридическое определение партии. В соответствии со ст. 3 Закона партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии - лишь один из их видов. Следовательно, основополагающее значение для их правового регулирования имеет формулирование такого юридического определения самого понятия «политическая партия», которое позволило бы отграничить партии как специфический субъект права от всех иных видов общественных объединений.
В различных определениях, содержащихся как в конституциях, так и -чаще всего - в специальных законах о политических партиях отдельных стран, можно выделить ряд общих признаков, которые в совокупности придают общественному объединению качество политической партии. При этом следует подчеркнуть, что соответствующие нормативные положения исходят из определений политических партий, сформулированных социологами и политологами, изучающими партии как элемент социальной и политической систем общества.
Среди множества определений партии в мировой политической науке наибольшее распространение получили электоральное (Дж. Сартори и др.), структурное (М. Дюверже, М.Я. Острогорский), функциональное (К. Лоусон и др.), структурно-функциональное (С. Нойман). К примеру, Дж. Сартори определяет политическую партию как «политическую группу, активно участ-
вующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в органы публичной власти» 3. В данном случае сущность политической партии видится прежде всего в ее связи с электоральным процессом, обеспечивающим приход к власти определенной группы политиков.
Сторонник функционального подхода К. Лоусон исходит из того, что «политическая партия - это организация индивидов, которая стремится путем выборов или помимо выборов продлить полномочия народа или его части, чтобы осуществить политическое господство над данным учреждением»4. Показательно, что лаконичность своего определения К. Лоусон мотивирует отсутствием возможности разработки комплексной дефиниции партии.
Более развернутое функциональное понятие партии предложено К. Джандой, определившим партию как организацию, стремящуюся получить и удержать власть над процессами в обществе на определенном уровне для защиты и реализации специфических интересов определенных социальных групп, поддержкой которых государство пользуется и на выражение воли которых она претендует. По мнению К. Джанды, одной из главных задач партии является продвижение лиц, представляющих ее, в систему власти и управления.
Электоральное определение партии, фактически являющееся разновидностью функционального определения, основано на выделении электоральной функции как наиболее значимой из всех функций, осуществляемых партией. Из отечественных исследователей подобного подхода придерживается Г.М. Михалева, определяющая политические партии как «общественные объединения, участвующие в выборах на различном - федеральном, региональном и местном - уровне, формулирующие политические цели и стремящиеся к участию в органах власти»5.
Оригинальное структурное определение политической партии предлагает Р.Ф. Матвеев, считающий что, партия есть организация, соединяющая общественное движение и течение общественно-политической мысли6.
Близким к структурно-функциональному является и определение Ю.С. Гамбарова, содержащееся в его известной работе «Политические партии в их прошлом и настоящем» («...свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного действия на почве общих всем объединяемым индивидам интересов и идей»7).
Таким образом, под политической партией понимается устойчивая во временном отношении организация, выражающая интересы части общества и ставящая целью борьбу за обладание властью, характеризуемая уставной дисциплиной, фиксированным членством, общностью ценностей и корпоративных интересов8.
Различные теоретико-методологические подходы к определению понятия политической партии формируются как юристами-государствоведами, так и политологами. Безусловно, научные определения политической партии хотя и не несут нормативной нагрузки, но находят свое отражение при разработке и закреплении в нормативных актах правовой конструкции политиче-
ских партий. При этом в ходе ее разработки происходит операционализация понятия политической партии: в нем находят свое отражение прежде всего юридически значимые признаки, факт наличия или отсутствия которых может быть с достоверностью установлен. В связи с этим значительную методологическую ценность представляет позиция Т.Б. Бекназар-Юзбашева, предлагавшего четко разграничивать общее государственно-правовое значение понятия партии и конкретно-правовое определение политической партии в законе, форму конкретного выражения партии в праве9.
Современная правовая наука располагает различными вариантами выделения юридически значимых критериев политической партии. По мнению Ю.А. Юдина, анализ современного законодательства позволяет выделить три основных квалифицирующих признака, при отсутствии хотя бы одного из которых общественное объединение теряет юридическое качество партии.
Политическая партия - это общественное объединение, главной участью которого в политическом процессе являются завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства.
Это главный квалификационный признак политической партии, выражающий саму ее сущность и отличающий ее от всех иных видов общественных объединений неполитического характера (различного рода союзов, ассоциаций, клубов, фондов и т.д.). Последние представляют собой создаваемые социальными и профессиональными группами организации, главная цель которых - удовлетворение и защита частных, специфических интересов своих членов. Конечно, для достижения этих целей такие организации нередко стремятся оказывать влияние и на политику, но политическая деятельность для них не является решающей, а носит вспомогательный характер и осуществляется главным образом через партии. В этом их принципиальное отличие от политических партий, которое все более последовательно проводится в современном законодательстве.
Во-первых, в той или иной форме этот главный признак включается во все определения, формулируемые конституциями и специальными законами
о политических партиях. В ряде новейших законодательных актов политическая партия определяется прежде всего как организация, создаваемая для завоевания и осуществления государственной власти (Буркина-Фасо, Конго, Эфиопия, Польша и др.).
Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства.
Еще Г. Еллинек рассматривал программу как квалификационный признак политических партий. При отсутствии у группировок «определенной широкой программы государственной политики», отмечал он, они представляют собой «ненастоящие» партии, так как их члены не объединены общими воззрениями на всю государственную политику. На это же указывает и известный российский философ М. Рац: «Без программы нет и не может быть
политической партии»10. В уставах и иных документах различного рода общественных объединений могут, конечно, содержаться некоторые положения, касающиеся отдельных вопросов социально-экономической и духовной жизни общества. Но в них отражены прежде всего частные, групповые интересы (например, вопросы социального обеспечения, защиты профессиональных интересов и т. п.). Ни одна из них, по утверждению Г. Карасимеонова, не обладает качеством организации, которой «присуща программа управления государством»11.
Наличие политической программы, отражающей взгляды на устройство общества и государства, как один из признаков политической партии, отличающий ее от иных общественных объединений, содержится в определениях, которые формулируются законодательством ряда стран. Это особенно характерно для новейшего законодательства развивающихся стран (Анголы, Бенина, Бразилии, Габона, Конго, Египта, Эфиопии).
Политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру. Этот признак включается законодательством ряда стран в определение политической партии. Политической партией признается объединение, имеющее определенную постоянную организационную структуру, основанную на формальном членстве.
Этот признак отличает политические партии от временных по своему составу объединений, которые также могут участвовать в политической жизни. К ним относятся прежде всего объединения избирателей (союзы, комитеты, группы), которые создаются на период выборов и обычно прекращают свое существование с их окончанием. «Союзы избирателей, т. е. группы, нерегулярно собирающиеся с целью выдвижения своих кандидатов, - пишет К. Хессе, - не подпадают под понятие политических партий, поскольку в данном случае отсутствует элемент протяженности (длительности)»12.
В работах российских исследователей, посвященных сравнительному государствоведению, встречаются и более детализированные варианты перечня юридически значимых признаков политической партии. В частности, В. Е. Чиркин в числе существенных признаков политической партии, находящих отражение в законодательстве, выделяет ее добровольный, самоуправляемый, устойчивый и автономный характер, общность убеждений и целей ее членов как фактор образования партии, отсутствие целей извлечения прибыли, содействие формированию и выражению политической воли народа путем участия в выборах, осуществляемое на демократических принципах и на основе гласности, публичности и открытости.
С учетом вышеприведенных точек зрения можно выделить следующие основные признаки политической партии.
1. Партия является разновидностью общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, женские, национально-культурные объединения), являются добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих уставных целей. В российской правовой системе юридическая значимость соотнесения политической партии с родовым понятием общественного объединения выражается в том, что на партии распространяются требования законодательства об общественных объединениях в части, не урегулированной специальным законом о политических партиях.
2. По своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на институте членства. Таким образом, в основе партийной организации лежит система взаимоотношений между членами политической партии, предусматривающая наличие определенных иерархических отношений между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами. Кроме того, партию отличает устойчивость организации во времени — она создается на длительный, как правило, неопределенный срок, в этом их отличие от неинституционализированных (лобби) и институционализированных (избирательный блок) коллективных политических субъектов, состав и длительность существования которых меняется в зависимости от поставленной задачи.
3. Партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий. Партийные цели и задачи формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности. Сочетание программно-мировоззренческого и активно-деятельностного компонентов отличает политическую партию, с одной стороны, от сообщества единомышленников (клубов, кружковых объединений), а с другой — от лоббистских структур, руководствующихся в основном конъюнктурными интересами.
4. Партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования институтов непосредственной демократии и на участие в управлении государством через своих представителей. Способом, обеспечивающим политическое влияние партии, является обращение к поддержке граждан, осуществляемое открыто и на состязательной основе.
Указанные юридически значимые признаки практически никогда не воспроизводятся в полном объеме в закрепленной действующим законодательством правовой конструкции партии: национальный законодатель считает нужным выделить те из них, которые, по его мнению, отличают политическую партию от иных государственных и общественных институтов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1995 г. (в ред. 2008 г.).
2 Федеральный закон «О политических партиях» 2001 г. (в ред. 2008 г.).
3 Sartori G. Parties and Party Systems: A Framework for Analysis. P. 64.
4 Lawson K. The Comparative Study of Political Parties. N.Y., 1976. P. 3,4.
5 Люхтерхандт-Михалева Г.М. Избирательный процесс и партии в российской регионах // Выборы и партии в регионах России: сб. учебных материалов по курсу «Поли-
тическая регионалистика» / под ред. Г. Люхтерхандт-Михалевой, С. Рыженкова. М.; СПб.: Летний сад, 2000. ^и&а ро1Шса. Вып.2). С. 143.
6 См.: Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993. С. 107.
7 Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. 2-е изд. СПб., 1905. С. 3
8 См.: Заславский С.Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционировании, перспективы: дис. ... канд. полит. наук. М.: МГУ, 1995.
9 См.: Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазно-правовых учениях. М., 1998. С.9.
10 Рац М. Политика развития: Первые шаги России. М., 1995. С. 109.
11 Карасимеонов Г. Политические партии: ч. 1. Общая теория. Св. Климент Охридски. 1993. С. 94.
12 К. Хессе. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 90.
Поступила в редакцию 10.08.09
S.M. Baramidze, senior lecturer
The concept and characteristics of political parties in the Russian Federation
The article deals with the concept of a political party. It also discusses different opinions on this matter given by Russian and foreign specialists. The author gives the list of characteristics that political parties have according to the RF legislation.
Барамидзе Светлана Михайловна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)