УДК 373.2
Лежава Е. О. студент 4 курса факультет психолого- педагогический
Абанеева С.С. студент 4 курса факультет психолого- педагогический научный руководитель: Буракова И.С., к.пед.н.
доцент
кафедра гуманитарных и социально - экономических дисциплин
ФГБОУВО СГПИ Россия, г. Железноводск ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы организации в школе условий, которые обеспечивают информационную безопасность школьников при работе в сети Интернет.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-образовательная среда, информационное общество.
Lezhava E. O. student
4 year, faculty ofpsychological and pedagogical
FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk Abaneeva S.S. student
4 year, faculty ofpsychological and pedagogical
FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk Scientific adviser: I. Burakova Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor, Department of Humanitarian and Social - Economic
Disciplines FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk INFORMATION SECURITY OF SCHOOLCHILDREN ON THE INTERNET: PROBLEMS AND SOLUTIONS Abstract: this article discusses the organization of conditions in the school that provide information security for students while working on the Internet.
Key words: information security, information and educational environment, information society.
В настоящее время компьютеры проникли во все области деятельности человека. Разработали компьютеры размером с монету, способные работать автономно, также машины стали портативными. Большинство людей не представляют свою жизни без компьютера — они заводят знакомства, делают покупки в интернет-магазинах, покупают билеты дома, сидя на диване и т.п. В связи с данным положением, доступ к информации через сеть Интернет стал значительно проще.
Интернет, создаваясь как сложная техническая система, за считанные годы распространился повсеместно и захватил разумбольшого количества людей.
Компьютеры стали применяться во всех сферах деятельности человека, с их помощью управляютсявагоны метро, самолеты. Нагрузка на ум человека возросла, хотя многие считают, что с повышением нагрузки на психику человека, умственная нагрузка понизилась с повсеместной информатизацией [1]. Каждый день появляются новые программы, сайты, сложные технические устройства, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться.
В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». Любая информация, имеющаяся о конкретной личности, может стать доступна и использована другим человеком, группой лиц, государством в своих целях, если есть желание и средства на это.Всего лишь малая часть населения может предупредить доступ к личной информации, большинство людей, не имея такой возможности, остаются беззащитными в данной ситуации.
Для ребенка в наше время компьютер стал и другом, и помощником, и даже воспитателем, учителем.
Безусловно, всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет сделал равными как жителей больших городов, так и жителей деревеньв возможности получить качественное образование.
Но кроме этого существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, которая плохо влияет на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, которые представляют угрозу для детей. Предотвратить нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Работа, которую проводит учитель,может быть проведена в форме семинаров, мастер - классов, круглых столов. В первую очередь, учителя должны понимать то, что существует проблема информационной безопасности личности в сети Интернет, изучить информацию о нежелательном содержании, о том, как с ним бороться, о видах и формах информационно - психологического воздействия и том, какие методы защиты от него существуют, о правилах и нормах сетевого этикета, о видах девиантного поведения детей и методах работы по их устранению.
В настоящее время развития информационных технологий появилась
возможность информационного воздействия на сознание индивида и общества, поэтому, необходимо контролировать и обеспечивать достойную информационную безопасность подрастающего поколения.
Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») [1]. Информационно-образовательная среда школы должна гарантировать условие информационной безопасности учеников, обеспечить детям доступ к информации, которая способствует их правильному развитию и воспитанию. Предоставление информационной безопасности школьников в
образовательной организации зависит, как и от обеспеченности школы современным оборудованием и техникой, так и от уровня профессионализма учителей, которые управляют управляющей этим оборудованием. В связи с этим для повышения квалификации учителей в проблемах информационной безопасности целесообразно применять такие формы работы с педагогами: информирование через школьный сайт, инструктивно -методические совещания, практические занятия по повышению степени безопасности с помощью технических и технологических средств.[2, с. 80]
Повсеместное распространение сети Интернет и модернизация компьютерных технологий в целом создаёт большие возможности для саморазвития и общения школьников. Поэтому, используя Интернет как один из основных источников информации, подростки должны понимать, что в интернете можно встретиться с вредоносной, негативной и агрессивной информацией. На сегодняшний день число пользователей российской сети Интернет составляет сотни миллионов людей и значительной частью из них являются дети, которые могут не владеть информацией об опасностях интернета. По мнению специалистов, одним из эффективных методов решения этой проблемы, может стать просвещение социума и специальная подготовка в сфере безопасного поведения, в мире интернета и компьютерных технологий. О проблемах безопасного использования Интернет необходимо говорить со школьниками не только уроках информатики, ОБЖ, ИЗО, обществознания, права, психологии, но и на классных часах, занятиях в рамках внеурочной работы. Формы деятельности, которые используются, могут различаться по возрастной категории участников (младшие, старшие), охвату аудитории (массовые, групповые), информационным источникам, по направленности (теоретические, практические). [3, с. 84]
Информационная безопасность школьников может быть достигнута только при учёте успешного осуществления педагогических условий (проведения инструктажей обучающихся по информационной безопасности при работе с интернетом; присутствие уголков безопасности в каждом
кабинете с установленными компьютерами; утвержденных режимов работы кабинетов образовательного учреждения с установленными компьютерами). Учитель должен обладать знаниями о стандартных средствах защиты информации, таких как физические средства (устройства и системы, механические, электрические, электромеханические), психологические (нормы и этические правила, морально-этические средства), законодательные средства (нормативно-правовые акты, спомощью которых регламентируются права и обязанности, а также устанавливается ответственность), программные средства (отдельные программы или специальные пакеты программ), аппаратные средства (электронные и электронно-механические устройства, которые встраиваются в аппаратуру системы обработки данных), средства организационные (организационно-технические мероприятия, специально предусматриваемые в технологии функционирования системы с целью решения задач защиты информации). [3, с. 87]
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Анохин С. М. Информационно-психологическая безопасность российских детей / Народное образование. - 2013. - № 3. 78-81с.
3. Богатырева Ю. И. Педагогическая деятельность и обеспечение информационной безопасности личности // Информатика и образование. -2013. - № 2. - С. 84-88.