Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SECURITY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лежава Е.О., Абанеева С.С.

В данной статье рассматриваются вопросы организации в школе условий, которые обеспечивают информационную безопасность школьников при работе в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лежава Е.О., Абанеева С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF SCHOOLCHILDREN ON THE INTERNET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article discusses the organization of conditions in the school that provide information security for students while working on the Internet.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 373.2

Лежава Е. О. студент 4 курса факультет психолого- педагогический

Абанеева С.С. студент 4 курса факультет психолого- педагогический научный руководитель: Буракова И.С., к.пед.н.

доцент

кафедра гуманитарных и социально - экономических дисциплин

ФГБОУВО СГПИ Россия, г. Железноводск ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы организации в школе условий, которые обеспечивают информационную безопасность школьников при работе в сети Интернет.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-образовательная среда, информационное общество.

Lezhava E. O. student

4 year, faculty ofpsychological and pedagogical

FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk Abaneeva S.S. student

4 year, faculty ofpsychological and pedagogical

FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk Scientific adviser: I. Burakova Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor, Department of Humanitarian and Social - Economic

Disciplines FSBEI IN SSPI Russia, Zheleznovodsk INFORMATION SECURITY OF SCHOOLCHILDREN ON THE INTERNET: PROBLEMS AND SOLUTIONS Abstract: this article discusses the organization of conditions in the school that provide information security for students while working on the Internet.

Key words: information security, information and educational environment, information society.

В настоящее время компьютеры проникли во все области деятельности человека. Разработали компьютеры размером с монету, способные работать автономно, также машины стали портативными. Большинство людей не представляют свою жизни без компьютера — они заводят знакомства, делают покупки в интернет-магазинах, покупают билеты дома, сидя на диване и т.п. В связи с данным положением, доступ к информации через сеть Интернет стал значительно проще.

Интернет, создаваясь как сложная техническая система, за считанные годы распространился повсеместно и захватил разумбольшого количества людей.

Компьютеры стали применяться во всех сферах деятельности человека, с их помощью управляютсявагоны метро, самолеты. Нагрузка на ум человека возросла, хотя многие считают, что с повышением нагрузки на психику человека, умственная нагрузка понизилась с повсеместной информатизацией [1]. Каждый день появляются новые программы, сайты, сложные технические устройства, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться.

В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». Любая информация, имеющаяся о конкретной личности, может стать доступна и использована другим человеком, группой лиц, государством в своих целях, если есть желание и средства на это.Всего лишь малая часть населения может предупредить доступ к личной информации, большинство людей, не имея такой возможности, остаются беззащитными в данной ситуации.

Для ребенка в наше время компьютер стал и другом, и помощником, и даже воспитателем, учителем.

Безусловно, всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет сделал равными как жителей больших городов, так и жителей деревеньв возможности получить качественное образование.

Но кроме этого существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, которая плохо влияет на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, которые представляют угрозу для детей. Предотвратить нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Работа, которую проводит учитель,может быть проведена в форме семинаров, мастер - классов, круглых столов. В первую очередь, учителя должны понимать то, что существует проблема информационной безопасности личности в сети Интернет, изучить информацию о нежелательном содержании, о том, как с ним бороться, о видах и формах информационно - психологического воздействия и том, какие методы защиты от него существуют, о правилах и нормах сетевого этикета, о видах девиантного поведения детей и методах работы по их устранению.

В настоящее время развития информационных технологий появилась

возможность информационного воздействия на сознание индивида и общества, поэтому, необходимо контролировать и обеспечивать достойную информационную безопасность подрастающего поколения.

Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») [1]. Информационно-образовательная среда школы должна гарантировать условие информационной безопасности учеников, обеспечить детям доступ к информации, которая способствует их правильному развитию и воспитанию. Предоставление информационной безопасности школьников в

образовательной организации зависит, как и от обеспеченности школы современным оборудованием и техникой, так и от уровня профессионализма учителей, которые управляют управляющей этим оборудованием. В связи с этим для повышения квалификации учителей в проблемах информационной безопасности целесообразно применять такие формы работы с педагогами: информирование через школьный сайт, инструктивно -методические совещания, практические занятия по повышению степени безопасности с помощью технических и технологических средств.[2, с. 80]

Повсеместное распространение сети Интернет и модернизация компьютерных технологий в целом создаёт большие возможности для саморазвития и общения школьников. Поэтому, используя Интернет как один из основных источников информации, подростки должны понимать, что в интернете можно встретиться с вредоносной, негативной и агрессивной информацией. На сегодняшний день число пользователей российской сети Интернет составляет сотни миллионов людей и значительной частью из них являются дети, которые могут не владеть информацией об опасностях интернета. По мнению специалистов, одним из эффективных методов решения этой проблемы, может стать просвещение социума и специальная подготовка в сфере безопасного поведения, в мире интернета и компьютерных технологий. О проблемах безопасного использования Интернет необходимо говорить со школьниками не только уроках информатики, ОБЖ, ИЗО, обществознания, права, психологии, но и на классных часах, занятиях в рамках внеурочной работы. Формы деятельности, которые используются, могут различаться по возрастной категории участников (младшие, старшие), охвату аудитории (массовые, групповые), информационным источникам, по направленности (теоретические, практические). [3, с. 84]

Информационная безопасность школьников может быть достигнута только при учёте успешного осуществления педагогических условий (проведения инструктажей обучающихся по информационной безопасности при работе с интернетом; присутствие уголков безопасности в каждом

кабинете с установленными компьютерами; утвержденных режимов работы кабинетов образовательного учреждения с установленными компьютерами). Учитель должен обладать знаниями о стандартных средствах защиты информации, таких как физические средства (устройства и системы, механические, электрические, электромеханические), психологические (нормы и этические правила, морально-этические средства), законодательные средства (нормативно-правовые акты, спомощью которых регламентируются права и обязанности, а также устанавливается ответственность), программные средства (отдельные программы или специальные пакеты программ), аппаратные средства (электронные и электронно-механические устройства, которые встраиваются в аппаратуру системы обработки данных), средства организационные (организационно-технические мероприятия, специально предусматриваемые в технологии функционирования системы с целью решения задач защиты информации). [3, с. 87]

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2. Анохин С. М. Информационно-психологическая безопасность российских детей / Народное образование. - 2013. - № 3. 78-81с.

3. Богатырева Ю. И. Педагогическая деятельность и обеспечение информационной безопасности личности // Информатика и образование. -2013. - № 2. - С. 84-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.