УДК 002:372.8 Б01 10.17238^^998-5320.2018.33.105
О. А. Козлов, В. П. Поляков,
Центр информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием
Российской академии образования», Москва
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Проблема и цель. Рассмотрены задачи совершенствования развития информатизации отечественного образования в контексте информационной безопасности личности с учётом реалий становления информационного общества в стране.
Методология. С этой целью актуализируются теоретические положения по совершенствованию педагогического сопровождения информационной подготовки в области информационной безопасности личности в системе отечественного многоуровневого образования, обусловленные современным уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и информационной образовательной средой.
Результаты заключаются в анализе документарной базы в сфере обеспечения информационной безопасности личности и разработке предложений по совершенствованию секьюритологического компонента в системе информационной культуры, в которой информационная безопасность личности рассматривается как обязательная системообразующая составляющая информационной культуры обучающихся.
Выводы. Делаются выводы, что полноценная информационная подготовка обучающихся с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе отечественного образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности личности. Ключевые слова: защита информации, информационная безопасность личности, информационные и коммуникационные технологии, информационное общество, информационные угрозы, обеспечение информационной безопасности, педагогическое сопровождение, социальная сеть.
Проблема и цель. В многоуровневой системе отечественного образования одной из важнейших задач становится подготовка обучающихся к дальнейшей деятельности в условиях цифрового общества (постиндустриальное общество, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и её высшая форма - знания) и цифровой экономики (как современной стадии развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов).
Существенные преобразования на современном этапе информатизации образования претерпели методы, формы, способы и средства образовательной деятельности на всех уровнях образования. Анализ влияния достижений научно-технического прогресса на развитие и совершенствование информационно-образовательной среды, выполненный в [1; 12], позволяет сделать вывод о новых вызовах и рисках, связанных с обеспечением информационной безопасности личности на всех этапах современного образования, характеризуемого как конвергентное образование, которое «...является следствием реализации особенностей современного образования (глобализация информационного взаимодействия и осуществления информационной деятельности; конвергенция педагогической науки и информационных и коммуникационных технологий; сетевое образование) [13, с. 65].
Адаптация к реалиям образовательной деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды диктует целый ряд требований ко всем участникам образовательного процесса (как к педагогам, так и к обучающимся), детерминированным по уровням отечественной системы образования.
Методология. Анализ особенностей современного образования в условиях формирования и развития информационного общества с учётом имеющейся актуальной документарной базы и синтез в виде рекомендаций по педагогическому сопровождению проблематики информационной безопасности личности положены в основу настоящего исследования.
Формирование современного информационного общества сопровождается возрастающим давлением на всестороннее развитие подрастающего поколения, оказывает всё более значимое влияние на формирование нравственного облика личности. Кажущаяся анонимность и доступность информации в современной глобальной информационной среде повышают степень опасности для
молодёжи, чреваты возникновением новых факторов риска и угроз информационного воздействия на всех субъектов образовательного процесса в условиях цифрового общества и цифровой экономики. В таких условиях наиболее незащищённым является подрастающее поколение, только еще вырабатывающее мировоззрение, что также обостряет проблему информационной безопасности личности в современном информационно-образовательном пространстве.
В основу анализа проблемы информационной безопасности личности в настоящем исследовании положена документарная база, приведенная в табл. 1.
Таблица 1
Документарная база по проблематике информационной безопасности личности в сфере отечественного образования
Наименование документа Электронный ресурс (URL)
Федеральные законы Российской Федерации
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. 6.07.2016 г.) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61 798/
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. 29.06.2015 г.) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10 8808/
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. до 27.06.2018 г.) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 14 0174/
Подзаконные акты
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1.06.2012 г. № 761) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 13 0516/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/)
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19 1669/
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5.12.2016 г. № 646) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 20 8191/
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 22 1756/
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 21 6363/e91cc5f89aaced60e19c6c6554fc03432f4ee971/
ФГОС основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. от 31.12.2015 г.) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 11 0255/
Проф. стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15 5553/
Федеральные законы (п. 1-3) составляют основу правового обеспечения информационной безопасности личности. Коммуникативные процессы в информационном обществе делают жизнь личности более публичной и обеспечивают комфортные условия для самореализации, но нуждаются в постоянно обновляющемся правовом обеспечении информационной безопасности личности.
Требования по обеспечению информационной безопасности личности формируются, начиная с дошкольной ступени многоступенчатой системы отечественного образования. С целью повышения уровня информационной защищённости детей был принят Федеральный Закон от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором впервые вводится понятие «информационной безопасности детей». Этот закон регулирует
отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции. Согласно закону, «информационная безопасность детей - состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, констатировалось, что «.развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищённости детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией». В числе нарастающих проблем информатизации образования в Стратегии указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности молодого поколения новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. В качестве одной из задач Стратегии сформулировано «.внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений».
Политика государства в сфере информационной безопасности личности получила дальнейшее развитие в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой отмечается, что «.Всё большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путём манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории». В Стратегии отмечается: «.Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий». Для обеспечения национальных интересов в числе стратегических национальных приоритетов приведены наука, технологии и образование, при этом констатируются факторы, негативно влияющие на качественное и оперативное их достижение, такие как «.снижение престижа профессий преподавателя и инженера, уровня социальной защищённости работников инженерно-технического, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава, качества общего, среднего профессионального и высшего образования».
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации «.на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учётом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». В Доктрине также отмечается, что «.Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется. низкой осведомлённостью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности». В качестве одного из основных направлений обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования заявлено «.обеспечение защищённости граждан от информационных угроз, в том числе за счёт формирования культуры личной информационной безопасности», что напрямую обращено к многоуровневой системе информационной подготовки в части информационной безопасности личности.
В целях управления развитием цифровой экономики программа «Цифровая экономика Российской Федерации» «.определяет цели и задачи в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года. К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность». Основными двумя целями направления «Кадры и образование» Программы являются: «... а) создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; б) совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами».
Таким образом, перед системой отечественного образования ставится задача как по организации обучения и воспитания обучающихся актуальным общим требованиям информационной безопасности с учётом будущей профессионализации, так и информационной безопасности личности в условиях информационной экономики и информационного общества. Для этого необходимо создание научно обоснованных и апробированных теоретико-методологических обоснований, научно-педагогических, правовых, методических и организационных механизмов для обучения проблематике информационной безопасности, а также обеспечения информационной безопасности
в процессе образовательного процесса и профессионализации, демпфирования потенциального вреда от опасных информационных воздействий на психическое, нравственное или физическое состояние личности.
В Программе констатируется, что «... 1) в системе образования расширяется применение цифровых технологий; 2) образовательные организации имеют выход в сеть «Интернет» и представлены там на своих сайтах в соответствии с государственными требованиями; 3) нормативно, технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования, ведётся подготовка кадров для цифровой экономики».
В качестве позитива в Программе отмечается, что «.в 2016 году доля жителей страны, использующих широкополосный доступ к сети "Интернет", составляла 18,77 процента. При этом на 100 человек приходилось 159,95 мобильных телефонов и из 100 человек 71,29 человека использовали мобильный доступ к сети "Интернет". Средняя скорость в сети "Интернет" в России выросла на 29 процентов (до 12,2 Мбит/с) в связи с чем по этому показателю Россия находится на одном уровне с Францией, Италией и Грецией».
В то же время в Программе указывается, что: «.1) численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны; 2) имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования; 3) в процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включён целостно в цифровую информационную среду».
При этом особую значимость приобретает педагогическое сопровождение изучения вопросов информационной безопасности личности на всех уровнях образования. Полноценная информационная подготовка обучающихся с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе отечественного образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности личности [1-5, 10].
Пользователи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и потребители информационных услуг осознают необходимость не только защиты информационных ресурсов и экономической целесообразности вложения средств в обеспечение надежного функционирования информационных систем, но и обеспечение информационной безопасности личности. Однако отсутствие надлежащих знаний, умений и навыков в области обеспечения информационной безопасности личности чревато не только значительными издержками при использовании ИКТ, но и значительным ущербом (материальным и моральным) неподготовленным и (или) незащищённым пользователям.
В соответствии с Программой, для управления развитием цифровой экономики сформирована так называемая дорожная карта, «.которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач настоящей Программы, а также сроки их достижения».
В «дорожной карте» выделены три основных этапа развития направлений цифровой экономики, по итогам которых предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из направлений. Итоги этапов реализации Программы по направлению «Кадры и образование» приведены в табл. 2.
Таблица 2
Направление «Кадры и образование» развития цифровой экономики по программе «Цифровая экономика Российской Федерации»
Годы Итоги этапов
2018 1. Разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенций цифровой экономики, запущена их пилотная реализация и апробация
2020 2. Обеспечены ресурсами и согласованно работают структуры и механизмы общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики, формирования персональной траектории развития и аттестации компетенций для цифровой экономики
2024 3. Обеспечен постоянно обновляемый кадровый потенциал цифровой экономики и компетентность граждан
Правовую основу Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации, утверждённые Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации. Основными принципами Стратегии являются «... а) обеспечение прав граждан на доступ к информации; б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг; г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере».
По интегрированным данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) (http://fom.ru/SMI-i-internet/12494) «.около 87 % россиян оценивают появление Интернета позитивно, только 3 % дали негативную оценку». Оценки интернет-пользователей приведены в табл. 3.
Таблица 3
Оценка интернет-пользователей Рунета
Вопрос Доля опрошенных, %
Много ненужной, вредной, навязчивой информации (спама) 23
Появление интернет-зависимости, чрезмерная трата времени на Интернет 19
Отрицательное влияние Интернета на детей (неконтролируемый доступ к вредной информации, булинг, предпочтение виртуального общения реальному) 6
Подмена интернет-общением непосредственных контактов с людьми 6
Плохое влияние на здоровье при неумеренном пользовании и игнорирование здоровьесберегающих технологий 3
Моральная и умственная деградация молодого поколения 2
Мошенничество (фишинг) в сети 2
Компьютерные вирусы, хакерство 2
Доступность конфиденциальной информации 1
Виртуальные игры, игромания 1
Постоянный рост денежных расходов на интернет-услуги 1
Требования по обеспечению информационной безопасности личности в информационно-образовательном пространстве. Для защиты интернет-среды образовательного пространства предпринимаются правовые меры, основополагающими для реализации которых является свод документов, приведённых, например, в [6].
Интернет-среда и информационные ресурсы в образовательных учреждениях защищены профессионально в соответствии с действующими законодательными и подзаконными актами, а доступ в Интернет осуществляется через прокси-серверы, что позволяет контролировать и ограничивать доступ к сайтам, неиспользуемым в образовательном процессе.
Однако связывать информационную безопасность личности только с запретительными мерами неконструктивно. Информационная безопасность личности в интернет-пространстве должна базироваться на высоком уровне информационной культуры, которая закладывается на всех уровнях обучения и воспитания в многоуровневой системе отечественного образования, начиная со ступени общеобразовательной школы.
Вне образовательных учреждений неоценимую пользу в обеспечении информационной безопасности личности обучающихся должен оказывать родительский контроль, организация которого накладывает требования и на родителей, и на учеников.
С учётом возрастных особенностей обучающихся родителям необходимо: - создать список домашних правил посещения сети Интернет и требовать безусловного его выполнения;
- иметь возможность и уметь пользоваться средствами контроля контента, регулярно знакомиться с сайтами, посещаемыми подростками;
- использовать средства блокировки нежелательного контента;
- знать друзей подростка по Интернету, чтобы исключить случаи мистификации (т. е. ложной информации, распространяемой через Интернет. Обычно мистификации рассылаются по электронной почте или с помощью таких средств общения, как ICQ и Skype);
- приучить подростка сообщать о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом, уметь распознавать спам и не отвечать на нежелательные письма;
- оказывать психологическую помощь в случае буллинга1, т. е. травли (от англ. bullying) -агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части;
- объяснить подростку, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для противоправных действий, в т. ч. и с отсылкой к соответствующим запретительным документам (поводом для уголовного преследования может стать репост или лайк провокационных записей в интернете);
- приучить подростка не загружать программы без родительского разрешения и контроля, чтобы не загрузить случайно вирусы или другое нежелательное программное обеспечение (например, так называемые эксплойты, которые могут быть использованы злоумышленниками для проведения атаки на вычислительную систему (DOS и DDoS-атаки2).
Таким образом, несмотря на то, что широкомасштабное внедрение ИКТ во все виды человеческой деятельности во многом меняет характер взаимодействия в сфере образования, дальнейшее совершенствование образовательной деятельности связано с успешным использованием интернет-среды с обязательным эффективным противодействием её негативным воздействиям.
Результаты исследования. По мере развития и совершенствования современных информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих новое качество коммуникаций во всех сферах жизнедеятельности, и образовании в том числе, возникают новые проблемы в обеспечении информационной безопасности личности.
На этих проблемах должно быть сконцентрировано внимание на всех ступенях многоуровневой системы отечественного образования с учётом их преемственности, а также существующих межпредметных связей в учебных программах. Изучение информатики и информационных технологий только закладывает начала информационной подготовки, которая должна носить проблемный и предметный характер по мере социализации и профессионализации личности, акцентировать внимание на роли и значении информации и информационных ресурсов в современном постиндустриальном обществе, в том числе для обеспечения прав и свобод личности, важности их гуманитарного, морально-этического, культурологического, правового аспектов [6; 8; 9].
На всех уровнях информационной подготовки должны найти место социальные, правовые, технологические и секьюритологические аспекты информационной безопасности. Именно социальные и правовые аспекты обеспечения информационной безопасности личности закладывают фундамент сознательного восприятия угроз и опасностей жизнедеятельности в условиях формирующегося информационного общества. Основным в построении «технологического блока» является его структуризация и такой отбор содержания, которые должны обеспечить понимание обучаемыми того обстоятельства, что, несмотря на обилие опасностей и угроз, возможно поддержание необходимого и достаточного уровня информационной безопасности и минимизации рисков при соответствующей организации, вложении средств и уровне подготовки пользователей.
Выводы. Важность, значимость и актуальность подготовки педагогических кадров в области информационной безопасности личности трудно переоценить. Полноценная информационная подготовка обучающихся с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе отечественного образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности личности.
Примечания:
1 Интернет-травля (кибертравля) - злонамеренные оскорбления, угрозы, диффамация и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. Для обозначения явления также используются англицизмы кибермоббинг (от англ. cyber-mobbing), также интернет-моббинг (internet-mobbing), кибербуллинг (cyber-bullying).
2 DoS (с одиночного компьютера) и DDoS (с нескольких компьютеров)-атака - это внешнее воздействие на вычислительные ресурсы сервера или рабочей станции, проводимое для их отказа от обслуживания пользователей (Denial of Service).
Библиографический список
1. Бешенков С. А., Миндзаева Э. В. Интеграция учащихся в современный информационный социум как педагогическая проблема // Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Научное издание. Часть 1; под науч. ред. Я. А. Ваграменко, М. П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2017. С. 43-53.
2. Богатырева Ю. И., Козлов, О. А., Поляков В. П., Привалов А. Н. Методическая система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационной безопасности: концепция // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. Уфа: Аэтерна. 2017. С. 27-47.
3. Козлов О. А. Проблемы подготовки педагогических и управленческих кадров к обеспечению информационной безопасности // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении». Череповец: Череповецк. гос. ун-т, 2018. (г. Череповец, 29-30 марта 2018 г.). С. 182-188.
4. Мухаметзянов И. Ш. Социальные последствия информатизации образования // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 109-116.
5. Поляков В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. 160 с.
6. Поляков В. П. Педагогическое сопровождение аспектов информационной безопасности в информационной подготовке студентов вузов // Педагогическая информатика. 2016. № 4. С. 37-47.
7. Поляков В. П. Развитие информационной подготовки в контексте стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Наукоград наука производство общество. 2016. № 2. С. 46-51.
8. Поляков В. П. Аспекты информационной безопасности информационной подготовки в системе высшего профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2012. № 13. С. 39-43.
9. Поляков В. П. Информационная безопасность в курсе информатики // Информатика и образование. 2006. № 10. С. 116-119.
10. Поляков В. П. О системе обучения студентов основам информационной безопасности // Вестник Финансовой академии. 2006. № 3. С. 125-136.
11. Роберт И. В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 12.
12. Роберт И. В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования // Человек и образование. 2017. № 2. С. 165-174.
13. Роберт И. В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 64-76.
O. A. Kozlov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Laboratory of Theory and Methods of Training the Personnel of the Informatization of
Education of the Federal State Budgetary Institution "Institute for Educational Management of the Russian Academy of Education" 5/16, 1B Makarenko st., Moscow, 105062, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4i48-2726 e-mail: [email protected] V. P. Polyakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Theory and Methodology of Personnel Training in Education
Informatization of the Federal State Budgetary Institution "Institute for Educational Management of the Russian Academy of Education" 5/16, 1B Makarenko st., Moscow, 105062, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0744-30i0
e-mail: [email protected]
PERSONAL CYBERSECURITY: TOPICAL PEDAGOGICAL ASPECTS
Introduction. The article deals with the tasks of development improvement of the national education informatization in the context of personal cybersecurity taking into account the realities of the information society formation in the country.
Methodology. For this purpose, the theoretical provisions on the improvement of pedagogical support for information training in the field of personal cybersecurity in the system of domestic multilevel education are actualized due to the current level of development of information and telecommunication technologies and the information educational environment.
Results. The results are the analysis of the documentary base in the field of personal information security ensuring and development of proposals for the improvement of the security component in the information culture system, where the personal cybersecurity is viewed as an obligatory system-forming component of the information culture of students.
Keywords: information protection, information security of the person, information and communication technologies, information society, information threats, information security, pedagogical support, social network.
References
1. Beshenkov S. A., Mindzaev E. V. Integration of students in the modern information society as a pedagogical problem. E-learning and distance education technologies. Theory and practice. Scientific publication. Part 1; under scientific. edited by J. A. Vagramenko, M. P. Karpenko. Moscow: SSU Publ., 2017. рр. 43-53.
2. Bogatyrev Yu. I., Kozlov O. A., Polyakov V. P., Privalov A. N. Methodical system of continuous training of pedagogical and managerial personnel in the field of information security: concept. Theoretical and practical aspects ofpsychology and pedagogy: collective monograph. Ufa: Aeterna. 2017. рр. 27-47.
3. Kozlov O. A. The problems of training of pedagogical and managerial personnel to ensure information security. Materials of the IX all-Russian scientific and practical conference "Information and pedagogical technologies in modern educational institution ". Cherepovets: Cherepovets. State Un-ty, 2018. (the city of Cherepovets, March 29-30 2018). рр. 182-188.
4. Mukhametzyanov I. Sh. Social consequences of Informatization of education. Kazan pedagogical journal. 2011. No. 3. рр. 109-116.
5. Polyakov V. P. Aspects of information security in information training. Moscow: FSBSI "IUO RAO", 2016. 160 p.
6. Polyakov V. P. Pedagogical support aspects of information security in the information training of University students. Pedagogical Informatics. 2016. No. 4. pp. 37-47.
7. Polyakov V. P. development of information training in the context of the national security strategy of the Russian Federation. Science City science production society. 2016. No. 2. pp. 46-51.
8. Polyakov V. P. Aspects of information security of information training in the system of higher professional education. Global scientific potential. 2012. No. 13. pp. 39-43.
9. Polyakov V. P. Information security in the course of Informatics. Informatics and education. 2006. No. 10. pp. 116-119.
10. Polyakov V. P. About the system of teaching students the basics of information security. Bulletin of Financial Academy. 2006. No. 3. pp. 125-136.
11. Robert I. V. Development of education Informatization in terms of intelligence activities and information security of subjects of educational process. Pedagogical Informatics. 2017. No. 2. p. 12.
12. Robert I. V. Modern state and problems of development of fundamental and applied research in the field of Informatization of education. Man and education. 2017. No. 2. pp. 165-174.
13. Robert I. V. Convergent education: origins and prospects. Human Science: Humanitarian Studies. 2018. No. 2 (32). pp. 64-76.
Поступила в редакцию 7.08.2018 © О. А. Козлов, В. П. Поляков, 2018
Авторы статьи:
Олег Александрович Козлов, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией теории и методики подготовки кадров информатизации образования Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б, e-mail: [email protected].
Виктор Павлович Поляков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теории и методики подготовки кадров информатизации образования Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
С. А. Зайцева, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационных систем и технологий Шуйского филиала Ивановского государственного университета.
В. А. Романов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.