Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение вопросов информационной безопасности личности в отечественном образовании'

Педагогическое сопровождение вопросов информационной безопасности личности в отечественном образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
250
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Поляков В.П., Романенко Ю.А.

В системе российского образования важнейшими задачами объективно становятся удовлетворение потребностей общества в создании надежных научно-педагогических, правовых, методических и организационных механизмов для обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса, а также недопущение вреда от опасных информационных воздействий на психическое, нравственное или физическое состояние личности. При этом особую значимость приобретает педагогическое сопровождение изучения вопросов информационной безопасности личности на всех уровнях образования, в том числе и в вузе. Полноценная информационная подготовка выпускников с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе профессионального образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Поляков В.П., Романенко Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение вопросов информационной безопасности личности в отечественном образовании»

Таким образом, на КС наиболее подвержены ава- Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект №

риям сварные соединения трубопроводов обвязки 17-01-00244) КС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ревазов, А. М. Пути минимизации риска при разработке и реализации инвестиционных проектов строительства магистральных трубопроводов / А. М. Ревазов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 1997. - № 6. - C. 118.

2. Лисанов, М. В. О техническом регулировании и критериях приемлемого риска / М. В. Лисанов // Безопасность труда в промышленности. - 2004. - № 5. -С. 11-14.

3. Гражданкин, А.И. К риск-ориентированной промбезопасности / А. И. Гражданкин // Контроль качества продукции. - 2012. - № 7. - С. 18-23.

4. Лисанов, М.В. О регулировании промышленной безопасности по количественным критериям допустимого риска / М. В. Лисанов, Е. В. Ханин, С. И. Сумской // Безопасность труда в промышленности. -2012. - № 12. - С. 54-62.

5. Елохин, А. Н. Проблема выбора критериев приемлемого риска / А. Н. Елохин, А. А. Елохин // Проблемы анализа риска. - 2004. - Т. 1. № 2. - С. 138-145.

6. Трбоевич, В. М. Критерии риска в странах ЕС / В. М. Трбоевич // Проблемы анализа риска. -2004. - Т. 1. № 2. - С. 106-115.

7. Гражданкин, А. И. Критерии приемлемого риска / А. И. Гражданкин // Безопасность труда в промышленности. - 2007. - № 6. - С. 69.

8. Лисанов, М. В. О критериях приемлемого риска аварий на опасных производственных объектах химического и нефтегазового комплекса / М. В. Лисанов, С. Н. Буйновский // Безопасность труда в промышленности. - 2009. - № 3. - С. 7 6-7 8.

9. Леонович, И. А. Анализ аварийности на компрессорных станциях магистральных газопроводов / И. А. Леонович, А. М. Ревазов // Труды Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. — 2014. - № 2 (275). - С. 26-33.

10. Лисанов, М. В. Анализ российских и зарубежных данных по аварийности на объектах трубопроводного транспорта / М. В. Лисанов, А. В. Савина, Е. А. Самусева, Д. В. Дегтярев // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - № 7. - С.16-22.

11. Pipeline occurrence data from January 2004 [Электронный ресурс]: [Transportation Safety Board of Canada]. - Режим доступ: http://tsb.gc.ca/eng/stats/pipeline/index-ff.asp (дата обращения 30.11.2017г.).

12. PHMSA incident report [Электронный ресурс]: [US DOT Pipeline and Hazardous Materials Safety Administration]. - Режим доступа: https://hip.phmsa.dot.gov/analyticsSOAP/saw.dll?Por-talpages (дата обращения 30.11.2017г.).

13. Годовые отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс]: [Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору]. - Режим доступ: www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/ (дата обращения 29.11.2017г.).

14. Острейковский, В. А. Теория техногенного риска: математические методы и модели: Монография / В. А. Острейковский; Сургут, гос. ун-т ХМАО - Югры. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2013. - 320 с.

15. Острейковский, В.А. Математические модели оценки техногенного риска сложных систем на основе распределения Эрланга / В.А. Острейковский, А.С. Павлов // Надежность и качество сложных систем, № 1, 2016. - С. 99-116. Режим доступа: http://nikas.pnzgu.ru/nikss14116 [Электронный ресурс]

16. Острейковский, В.А. Анализ моделей распределения характеристик техногенного риска по статистическим данным аварий и катастроф сложных критически важных объектов / В.А.Острейковский, Е.Н.Шевченко // Надежность и качество сложных систем, №2(10), 2015. - С.3-12.

17. Соловьев, Н. А. О промышленной безопасности компрессорной станции транспорта газа / Н. А. Соловьев, С. Я. Аронов, В. А. Острейковский // Север России: Стратегии и перспектива развития: Материалы III Всероссийской Научно-практической конференции (г. Сургут, 26 мая 2017 г.): в 3 т. -Сургут, гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. - Т. II. - С.94-99.

УДК 002:372.8

Поляков1 В.П., Романенко2 Ю.А.

гФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия

2ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации, Московская обл., Серпухов, Россия ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В системе российского образования важнейшими задачами объективно становятся удовлетворение потребностей общества в создании надежных научно-педагогических, правовых, методических и организационных механизмов для обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса, а также недопущение вреда от опасных информационных воздействий на психическое, нравственное или физическое состояние личности. При этом особую значимость приобретает педагогическое сопровождение изучения вопросов информационной безопасности личности на всех уровнях образования, в том числе и в вузе. Полноценная информационная подготовка выпускников с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе профессионального образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности личности

Ключевые слова:

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Проблематика информационной безопасности лич- технологий чревато серьезными издержками при ис-ности сегодня является одним из наиболее дина- пользовании ИКТ, поскольку одним из основных мичных секторов информационной индустрии: поль- сдерживающих факторов их дальнейшего широкомас-зователи информационных и коммуникационных тех- штабного внедрения является принципиальная уяз-нологий (ИКТ) и потребители информационных вимость от различного рода угроз информационной услуг, столкнувшись с оборотной стороной тоталь- безопасности [1, 2].

ной компьютеризации, осознают необходимость В системе российского образования важнейшими

обеспечения безопасности информационных ресур- задачами объективно становятся удовлетворение сов и экономическую целесообразность вложения потребностей общества в создании надежных средств в обеспечение надежного функционирования научно-педагогических, правовых, методических и информационных систем. Однако отсутствие надле- организационных механизмов для обеспечения ин-жащих знаний, умений и навыков в области инфор- формационной безопасности субъектов образова-мационной безопасности компьютерных систем и тельного процесса, недопущение вреда от опасных

информационных воздействий на психическое, нравственное или физическое состояние личности. При этом особую значимость приобретает педагогическое сопровождение изучения вопросов информационной безопасности личности на всех уровнях образования, поскольку полноценная информационная подготовка выпускников с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности личности [3].

Формирование информационного общества, обусловленное бурным развитием современных ИКТ, сопровождается фронтальным воздействием на интеллектуальное, психическое и физическое развитие подрастающего поколения, на формирование нравственного облика личности. Обратной стороной доступности информации в глобальной информационной среде, характеризующейся всеобщей компьютеризацией и информатизацией, тотальным внедрением ИКТ в сферу образования, является повышение степени опасности для учащейся молодёжи, возникновением новых факторов риска и угроз информационного воздействия на всех субъектов образовательного процесса. В таких условиях наиболее незащищенными является подрастающее молодое поколение, еще не выработавшие строгого мировоззрения, четкой жизненной позиции, что создает проблему информационной безопасности личности в условиях общества глобальной коммуникации. В контексте предупреждения экстремизма среди молодёжи и защиты от его проявлений значимую роль играет обеспечение информационной безопасности личности [4].

Общество через различные государственные институты пытается противодействовать информационным угрозам, предпринимая отдельные шаги, формируя нормативно-правовую основу, призванную снизить остроту проблемы и повысить уровень информационной защищённости детей. В 2 012 году был принят Федеральный Закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _108808/), в котором вводится понятие информационной безопасности детей. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), констатируется, что: «развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией». В числе нарастающих проблем указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности молодого поколения новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. В качестве одной из задач стратегии сформулировано «внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений...» (http://base.garant.ru/70183566/).

Дальнейшее развитие политика государства получила в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности» (http://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html)), в которой отмечается, что «.все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории... Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.». Для обеспечения национальных интересов в числе

стратегических национальных приоритетов приведены наука, технологии и образование.

В ряду основных угроз государственной и общественной безопасности отмечается деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе, что, в свою очередь, требует совершенствования системы выявления и анализа угроз в информационной сфере и противодействия им, повышение качества общего, профессионального и высшего образования [5].

Факторами, негативно влияющими на национальную безопасность в области науки, технологий и образования, являются отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного оборудования, приборов и электронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении российских научных и образовательных организаций, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, неэффективная система стимулирования деятельности в области науки, инноваций и промышленных технологий, снижение престижа профессий преподавателя и инженера, уровня социальной защищенности работников инженерно-технического, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава, качества общего, среднего профессионального и высшего образования [5].

Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и многоуровневой системы образования в качестве стратегических предлагается: 1) развитие взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями, расширение практики софинансирования государством и субъектами предпринимательства долгосрочных фундаментальных научных исследований и программ с длительными сроками реализации; 2) повышение качества подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать задачи модернизации российской экономики на основе технологических инноваций, обеспечить развитие науки и образования, разработку конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организацию наукоемкого производства; 3) развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями; 4) обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук; 5) повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; 6) повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; 6) развитие системы поддержки талантливых детей, внешкольного дополнительного образования, детского технического и художественного творчества, решение проблем переполненности общеобразовательных организаций; 7) активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства - участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг.

В числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры названы: 1) сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей

как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; 2) сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; 3) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве [6].

Реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

В системе российского педагогического образования важнейшими задачами объективно становятся удовлетворение потребностей общества в создании надежных научно-педагогических, правовых, методических и организационных механизмов для обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса, недопущение вреда от опасных информационных воздействий на психическое, нравственное или физическое состояние личности.

Современные подходы к проблеме обеспечения информационной безопасности являются эволюционным развитием решения задач защиты информации, которые решались на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации различными методами и средствами, обусловленными как спецификой решаемых задач, так и существующими технологическими возможностями [5].

Под педагогическим сопровождением изучения вопросов информационной безопасности во всей их сложности и многообразии будем понимать систему взаимосвязанных и взаимоупорядоченных форм и методов педагогической работы, обеспечивающих, прежде всего, эффективную подготовку будущих специалистов в системе высшего профессионального образования к решению задач обеспечения информационной безопасности как в профессиональной деятельности по предназначению, так и при использовании информационных и телекоммуникационных технологий в любой другой общественно-полезной деятельности [3].

Важность, значимость и актуальность подготовки в области информационной безопасности и защиты информации трудно переоценить. Обучение информационной безопасности должно быть построено на идее о формировании информационной культуры обучаемых на всех этапах образования, включающей в себя информационную безопасность как обязательную составляющую, обеспечивающую повышение качества жизни и будущей профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений в конкурентной среде. Выпускник вуза должен обладать компетенциями, обеспечивающими его успешную профессионализацию, например, быть способным:

использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;

понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества;

работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толе-рантно воспринимать социальные и культурные различия;

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Информационная культура выпускника вуза может быть представлена как относительно целостная подсистема общей и профессиональной культуры человека, являющаяся результатом поэтапного освоения информационных и коммуникационных техноло-

гий в процессе информационной подготовки, состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных компонентов [3].

В их числе следует отметить:

аксиологический, подразумевающий принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;

коммуникативно-этический, характеризуемый культурой общения и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений;

познавательно-интеллектуальный, включающий в себя компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления; прогностический, предполагающий предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях;

прикладной, характеризуемый использованием информационно-технологических возможностей для эффективного решения учебных и профессиональных задач, освобождения студента от выполнения рутинных операций; правовой, включающий знания «информационного права» и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами;

морально-этический, реализующий принципы «компьютерной этики» в информационной сфере;

секьюритологический (security - безопасность), ориентированный на обеспечение информационной безопасности корпоративных и индивидуальных информационных ресурсов, защиты информации и защиту от информации [3].

В соответствии с принципами системного подхода каждый из вышеперечисленных компонентов информационной культуры, как системы, обеспечивает ее целостность, но именно секьюритологический в контексте информационной безопасности является системообразующим, поскольку его отсутствие или неразвитость могут низвести результаты деятельности индивида, равно как и значимость всех других компонентов, до отрицательной величины, быть источником различного рода деструкций и даже гибели. В силу доминирования секьюритологического компонента в системе информационной культуры, информационная безопасность должна рассматриваться как обязательная системообразующая составляющая информационной культуры выпускника вуза, обеспечивающая защищенность информации и информационной инфраструктуры, а также общественного и индивидуального сознания от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и информационной инфраструктуры [3].

С учетом современных требований компетент-ностного подхода к уровню информационной подготовки выпускников и прогностики (представлений о направлениях развития угроз информационной безопасности и технологий по ее обеспечению), выпускник должен знать [7]:

сущность, важность, актуальность и особенности проблемы обеспечения информационной безопасности применительно к использованию в системах организационного управления компьютерных систем и технологий, основные понятия в этой предметной области;

особенности информации и информационных систем как объекта защиты, основные угрозы для информационных ресурсов, возможные последствия воздействия угроз и способы их реализации;

основы правового обеспечения информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах;

принципы и содержание организационного обеспечения информационной безопасности компьютерных систем;

методы и средства аппаратно-программного обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах и сетях;

основы компьютерной вирусологии, методы и средства защиты компьютерных систем от компьютерных вирусов и вредоносных программ;

требования к пользователям компьютерных систем и рекомендации по обеспечению информационной безопасности в информационных системах;

основы защиты информации и сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

В качестве умений выпускнику вуза необходимо [7]:

в качестве пользователя оценивать характер угроз информационной безопасности в используемой компьютерной системе;

эффективно использовать доступные методы и средства обеспечения информационной безопасности компьютерных систем и сетей;

практически реализовывать общие правила и меры обеспечения информационной безопасности в используемой компьютерной системе.

Кроме того, выпускник должен иметь прочные навыки:

защиты электронных документов и их фрагментов (текстов, таблиц, базы данных) от случайных или преднамеренных изменений с использованием базовых возможностей операционных систем и программ офисных пакетов;

использования для защиты электронных документов цифровых подписей и сертификатов;

архивирования и резервирования документов; работы со специализированными антивирусными средствами - по проверке компьютерных средств на наличие компьютерных вирусов, их обезвреживанию и удалению, обновлению антивирусной базы;

коллективной работы и защиты информации в локальных вычислительных сетях и глобальной сети Интернет;

работы с технической литературой по проблемам информационной безопасности, разграничения доступа и защиты информации.

Для углубления знаний и навыков в области информационной безопасности личности в рамках курсов информатики и информационных технологий (информационных систем) необходимо, с учетом инте-гративного подхода, использовать имеющиеся внут-рипредметные связи, прослеживаемые между традиционными разделами информатики и проблематикой информационной безопасности, акцентируя внимание на таких вопросах, как безопасность операционных систем, безопасность офисных приложений, безопасность в базах данных, безопасность при работе в локальных и глобальных сетях и т.п.

При подготовке в области обеспечения информационной безопасности личности должны эффективно использоваться межпредметные связи, устанавливающие корреляцию дисциплин информационного цикла с другими областями [7]:

в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - философия, социология, политология, культурология, право (для освещения

роли и значения информации и информационных ресурсов в современном обществе, в том числе для обеспечения прав и свобод личности, важности их гуманитарного, морально-этического, культурологического, правового аспектов);

в области общих математических и естественнонаучных дисциплин - математика и ее приложения (для освещения вопросов о применении математических методов преобразования данных с целью их защиты).

В информационной подготовке студентов вузов должны найти место социальные, правовые, технологические и секьюритологические аспекты информационной безопасности.

Такая декомпозиция проблематики информационной безопасности позволяет сформировать и наполнить подготовку в области информационной безопасности прежде всего социальным содержанием, поскольку именно социальные её аспекты носят гносеологический, основополагающий характер [5].

В рамках изучения технологических и секьюри-тологических аспектов обеспечения информационной безопасности информационных систем и технологий в сфере будущей деятельности предметом изучения для студентов вузов должны стать:

принципы и содержание организационного обеспечения информационной безопасности (политика безопасности, контроль, разграничение и ограничение доступа к информационным ресурсам);

принципы создания комплексных систем защиты информации; методы и средства обеспечения информационной безопасности (аутентификация и идентификация пользователей и технических средств, организация защиты информации в персональных компьютерах, криптографическое преобразование информации и электронная подпись);

особенности защиты информации в базах данных и в сетях телекоммуникаций;

основы компьютерной вирусологии, методы и средства защиты от компьютерных вирусов и вредоносных программ;

требования к пользователям информационными и коммуникационными технологиями и рекомендации по обеспечению личной информационной безопасности) [7].

Основным в построении «технологического блока» является его структуризация и такой отбор содержания, которые должны обеспечить понимание обучаемыми того обстоятельства, что, несмотря на обилие опасностей и угроз, возможно поддержание необходимого и достаточного уровня информационной безопасности и минимизации рисков при соответствующей организации, вложении средств и уровне подготовки пользователей.

Таким образом, информационная подготовка выпускников с высоким уровнем информационной культуры в многоуровневой системе профессионального образования возможна только с учётом всех аспектов информационной безопасности, в т.ч. и секь-юритологического.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брумштейн, Ю.М., Князева, О.М., Дюдиков, И.А., Васьковский, Е.Ю. Надежность и качество информационных систем: анализ состава влияющих факторов с позиций информационной безопасности // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - Пенза, Пензенский государственный университет. №1, 2016. С. 209-212.

2. Бурдыко, Т.Г., Бушмелева, К.И. Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - Пенза, Пензенский государственный университет. №1, 2016. С. 101-106.

3. Поляков, В.П. О системе обучения основам информационной безопасности // Вестник Финансовой академии. №3, 2006. С.125-136.

4. Поляков, В.П. Аспекты информационной безопасности информационной подготовки в системе высшего профессионального образования. // Глобальный научный потенциал. № 4(13), 2012. С.39-44.

5. Поляков, В.П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. 135 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Поляков, В.П. Развитие информационной подготовки в контексте стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Наукоград наука производство общество. - М.: ООО «Издательский дом «Научная библиотека». №2, 2016. С. 46 - 51.

7. Поляков, В.П. Педагогическое сопровождение аспектов информационной безопасности в информационной подготовке студентов вузов // Педагогическая информатика. № 4. 2016. С. 37-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.