УДК 338.1
Кальдинов А.И. студент магистратуры программа Государственное управление Калмыцкий государственный университет имени Б.Б.Городовикова
г. Элиста
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЦИФРОВОГО ТИПА
Аннотация: Цифровая экономика стремительно вытесняет старый уклад во всех сферах деятельности современного общества. Трансформируется частная жизнь и рабочие места, появляются новые профессии и инструменты взаимодействия. В эпоху столь масштабных преобразований все большую актуальность принимает проблема информационной безопасности в организациях, учреждениях, органах власти.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационная безопасность, государственное управление, национальная безопасность.
Kalinov A.I. undergraduate program Public Administration Kalmyk state University named after B.B. Gorodovikov
Elista
INFORMATION SECURITY AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF A DIGITAL ECONOMY
Abstract: the Digital economy is rapidly replacing the old way of life in all spheres of modern society. Private life and workplaces are being transformed, and new professions and interaction tools are emerging. In the era of such large-scale transformations, the problem of information security in organizations, institutions, and authorities is becoming increasingly relevant.
Keywords: digital economy, information security, public administration, national security.
Изменения системы хозяйственных отношений, связанные с глобальным процессом цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества, сформируют новую социально-экономическую реальность. Согласно Указу Президента РФ № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» цифровая экономика - это
хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. [1]
В рамках государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р определены базовые сквозные цифровые технологии. [2]
Интеграция сфер жизнедеятельности общества при помощи сквозных технологий повлечет за собой значительные системные изменения, в частности, формирование новой структуры экономической системы и новой конфигурации связей. Глобальная цифровая экономическая система будет представлять собой огромный, предельно интегрированный при помощи информационных процессов организм - сеть, где элементы непрерывно обмениваются друг с другом огромными объемами данных, а результаты их обработки используются в производстве продуктов и услуг. Такие преобразования неизбежно будут порождать большое количество сложных проблем и потенциальных угроз, в особенности в сфере обеспечения информационной безопасности. [3]
Цифровая экономика стремительно вытесняет старый уклад во всех сферах деятельности современного общества. В эпоху столь масштабных преобразований все большую актуальность принимает проблема информационной безопасности в организациях. Благодаря цифровой экономике повышается эффективность всех отраслей за счет использования информационных технологий; качественно и количественно увеличиваются возможности совершения через компьютер практически всех операций, среди которых предоставление/получение различных услуг и выполнение транзакций. Однако, помимо ряда преимуществ, цифровая трансформация несет и определенные риски. Таким образом, крайне остро встает вопрос обеспечения информационной безопасности как различных госструктур, так и персональных данных и коммерческих организаций. [4]
В России отношения по поводу защиты информации в условиях развития цифровой экономики регулируются Федеральным законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ, а также Доктриной информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. №646, и Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р.
На сегодняшний день, в мире есть три основных направления для развития экономики будущего: американское - «digital economy», китайское - «интернет экономика» и российское - «цифровая экономика». В основу
североамериканской стратегии заложен постулат о том, что в связи с неуклонным увеличением объемов информации ее (и это совершенно справедливо) необходимо соответствующим образом охранять. Россия предлагает свой вариант создания цифровой экономики. [4]
Следует отметить, что кроме положительных моментов подобная цифровая трансформация сопровождается и определенными рисками. Связано это с тем, что часть информации, которая принадлежит потребителям данных информационных услуг, как физическим, так и юридическим лицам носит конфиденциальный характер, подвержена таким угрозам, как ее потеря или доступ к ней иных физических и юридических лиц. [5]
В данных условиях глобальные масштабы обретает вопрос защиты персональных данных. Личная информация становится одним из ценнейших активов. Наблюдается рост случаев утечки информации. Известно, что недостоверность или замена некоторой информации может нанести серьезный материальный и моральный вред. В данных условиях крайне актуален вопрос обеспечения информационной безопасности государственных структур, персональных данных и информации, принадлежащей коммерческим структурам. Прежде всего, информационная безопасность в России является зрелой и вполне успешной отраслью экономики, понимающей не только свои задачи, но и методы их решения. [6]
Информационная безопасность - довольно емкое и многогранное понятие. Информационную безопасность отождествляют с защищенность информации и инфраструктуры ее поддерживающей от воздействий, способных привести к неприемлемому ущербу субъектов информационных отношений, включая владельцев и пользователей информации. Подобные воздействия могут принимать различные формы, а именно быть случайными или преднамеренными, носить естественный или искусственный характер. [7]
В России информационная безопасность цифровой экономики развивалась в так называемых «тепличных» условиях, когда информационная безопасность подвергала более жесткому регулированию, нежели самостоятельно разувающаяся отрасль информационных технологий. Тем не менее, сегодняшний рынок демонстрирует довольно неплохие результаты.
Сегодня российский рынок представлен десятками успешных сервиспровайдеров и фирм, специализирующихся на производстве и интеграции современных информационных технологий. Фактически национальный рынок насыщен отечественными товаропроизводителями. В то же время распространение информационных технологий в различные отрасли экономики, будь то «умные города», онлайн торговля или электронные госуслуги, привело к необходимости повышения технологий защиты.
Одним из наиболее ярких примеров обеспечения информационной безопасности в экономической сфере выступает развитие биометрических технологий защиты, когда касанием пальца идентифицируется и подтверждается личность человека. Также одним из наиболее распространенных в современной бизнеспрактике инструментов выступает использование электронных цифровых подписей, содержащих в себе определенный цифровой код. Подобные технологии активно используются в системе государственных закупок и электронных торгов, а также при сдаче отчетности в контролирующие органы. [8]
Таким образом основными направлениями обеспечения информационной безопасности в условиях цифровой трансформации являются: устранение зависимости российской промышленности от информационных технологий иностранного производства, а также средств обеспечения информационной безопасности посредством развития и широкого внедрения разработок отечественного производства и оказания услуг, производства продукции на их основе; развитие российских конкурентоспособных технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в этой продукции и выведение такой продукции на мировой рынок; совершенствование регулирования цифровой экономики. [9]
Использованные источники:
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 № 203
2. Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос.Федерации от 28.07.2017 № 1632-р
3. Филиппов В.П., Музалевский А.В. Потенциальные угрозы информационной безопасности цифровой экономики в системе метрологического обеспечения // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. № 1 (391). С. 209-218.
4. Информационная безопасность в мире цифровой экономики. URL: https://iecp.ru/articles/item/411822-proyekt-informatsionnaya-bezopasnost-v-mire-tsifrovoy-ekonomiki
5. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. Цифровое общество: Новые вызовы // Экономические стратегии. 2016. № 7 (141). C. 90-91.
6. Хочуева Ф.А., Шугунов Т.Л., Жуков А.З., Ингушев Ч.Х. Информационная безопасность сквозь призму цифровой экономики // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 11-1. - С. 65-71; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37239
7. Куропятник Д.Л. Информационная безопасность как необходимое условие развития экономики цифрового типа // Новая наука: новые вызовы. Сборник научных трудов X Всероссийской научно-практической
конференции. Издательство: АНОДПО «Институт стандартизации, сертификации и метрологии» (Краснодар). 2019. С.58-62.
8. Куропятник Д.Л. Информационная безопасность как необходимое условие развития экономики цифрового типа // Новая наука: новые вызовы. Сборник научных трудов X Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: АНОДПО «Институт стандартизации, сертификации и метрологии» (Краснодар). 2019. С.58-62.
9. Тоболкина А.С. Государственное обеспечение информационной и экономической безопасности в условиях цифровой экономики // В сборнике: Трансформация права в информационном обществе. Материалы I Всероссийского научно-практического форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург. 2019. С. 525-530.