Научная статья на тему 'Цифровая экономика России: открывающиеся возможности и риски'

Цифровая экономика России: открывающиеся возможности и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РИСК / ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОВАРЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES / RISK / INNOVATIONS / ELECTRONIC GOODS / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Ольга Алексеевна, Иода Елена Васильевна

В статье рассматривается программа развития в России цифровой экономики, ключевым фактором производства в которой выступают данные в цифровой форме цифровые технологии. Можно говорить, что они будут выступать в роли нового фактора производства, который должен стать непременным атрибутом развития производства, а, следовательно, и экономики России. Программа цифровой экономики включает в себя несколько значимых направлений: нормативное регулирование, образование, кадры, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, а также информационная инфраструктура и информационная безопасность. Также в статье определяется положительное влияние цифровой экономики на все сферы жизни общества, и выявляются риски, возникающие в ходе данного перехода. К основным возможностям, которые должны появиться у страны в связи с переходом к новому этапу развития можно отнести создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. Однако, не стоит забыть и о рисках, которые непременно возникают при внедрении чего-то нового, ранее неизвестного, поскольку риски имеют прямую связь с инновациями. Следовательно, и процесс перехода к цифровой экономике, основанной на повсеместном использовании новых цифровых технологий, тоже сопряжен с рисками, к основным из которых относятся: рост объема расходов государственного бюджета и его возможный дефицит, создание системы надежной защиты информации во избежание массового мошенничества в новой информационной среде, а также снижение внимания к развитию реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA: OPENING OPPORTUNITIES AND RISKS

In article authors considered the program of development in Russia of digital economy which key factor of production is data in a digital form digital technologies act. It is possible to say that they will act as a new factor of production which has to become indispensable attribute of development of production, and, therefore, and economies of Russia. The program of digital economy includes several significant directions: standard regulation, education, staff, formation of research competences and technical reserves and also information infrastructure and information security. Authors also defined positive influence of digital economy on all spheres of life of society and revealed the risks arising during this transition. It is possible to refer creation of conditions for development of society of knowledge in the Russian Federation to the main opportunities which have to appear at the country in connection with transition to a new stage of development, increase in welfare and quality of life of citizens of our country by increase in availability and quality of the goods and services made in digital economy with use of modern digital technologies, increases in degree of knowledge and digital literacy, improvement of availability and quality of public services for citizens and also safety as within the country, and beyond its limits. However you should not forget also about risks which by all means arise at introduction something new, earlier unknown as risks have direct link with innovations. Therefore, and process of transition to the digital economy based on universal use of new digital technologies goes with risks too, basic of which are: growth of volume of expenses of the state budget and its possible deficiency, creation of a system of reliable information security in order to avoid mass fraud in the new information environment and also decrease in attention to development of the real sector of economy.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика России: открывающиеся возможности и риски»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

DIGITALIZATION OF ECONOMY AND MANAGEMENT

УДК 338.242 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-147-151

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ОТКРЫВАЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

ГОЛИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: lelik5558898@yandex.ru

ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru

В статье рассматривается программа развития в России цифровой экономики, ключевым фактором производства в которой выступают данные в цифровой форме - цифровые технологии. Можно говорить, что они будут выступать в роли нового фактора производства, который должен стать непременным атрибутом развития производства, а, следовательно, и экономики России. Программа цифровой экономики включает в себя несколько значимых направлений: нормативное регулирование, образование, кадры, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, а также информационная инфраструктура и информационная безопасность. Также в статье определяется положительное влияние цифровой экономики на все сферы жизни общества, и выявляются риски, возникающие в ходе данного перехода. К основным возможностям, которые должны появиться у страны в связи с переходом к новому этапу развития можно отнести создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. Однако, не стоит забыть и о рисках, которые непременно возникают при внедрении чего-то нового, ранее неизвестного, поскольку риски имеют прямую связь с инновациями. Следовательно, и процесс перехода к цифровой экономике, основанной на повсеместном использовании новых цифровых технологий, тоже сопряжен с рисками, к основным из которых относятся: рост объема расходов государственного бюджета и его возможный дефицит, создание системы надежной защиты информации во избежание массового мошенничества в новой информационной среде, а также снижение внимания к развитию реального сектора экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, риск, инновации, электронные товары, информационная среда

Прежде чем говорить о возможностях и рисках создания цифровой экономики в России, логично определиться со значением термина «цифровая экономика».

Впервые данный термин был употреблен в 1995 г. американским информатиком Николасом Негро-понте. С тех пор им пользуются во всем мире. Существует довольно много определений этого понятия, однако все они сводятся к тому, что цифровая экономика - это экономика, основанная на использовании в производстве цифровых технологий [1].

Как любое социально-экономическое явление, цифровая экономика открывает перед обществом

как определенные перспективы, назовем их «возможности», так и несет в себе некоторые угрозы, назовем их «риски».

Конечно, большинство аналитиков, все-таки упоминает только возможности, открывающиеся перед страной в связи с переходом на «новую стадию поступательного развития» - к обществу цифровой экономики. В большинстве они считают эту стадию совершенно разумной и необходимой для роста экономики и усиления глобализации экономических процессов.

Так, в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р програм-

ме «Цифровая экономика Российской Федерации» сказано: «Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет» [1].

Исходя из данного утверждения, получается, что помимо общепризнанных факторов производства, таких как земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация, появился еще один значимый фактор - данные в цифровой форме, другими словами, цифровые технологии. Теперь он должен выступать непременным атрибутом развития производства, а, следовательно, и экономики России.

Данная программа рассчитана до 2024 г. и включает в себя несколько значимых направлений: нормативное регулирование, образование, кадры, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, а также информационная инфраструктура и информационная безопасность. В расходную часть бюджета РФ уже заложены расходы по указанным направлениям Программы, кроме того денежные средства будут привлекаться и из внебюджетных источников. Общая сумма таких расходов составит около 450 млрд руб. (на период до 2020 г.). Если рассматривать финансирование до окончания срока действия программы, т. е. 2024 г. включительно, то по некоторым источникам сумма может достигнуть 3,5 трлн руб. [2].

Прежде чем совершить переход к новому состоянию экономики, следует создать соответствующую законодательную базу, которая обеспечит благоприятную правовую среду для возникновения и развития цифровых технологий.

Кроме того, следует совершенствовать систему образования для того, чтобы уже на данном этапе осуществлять подготовку компетентных кадров для работы с новыми цифровыми технологиями.

В рамках инфраструктурного направления программы предполагается создание новой глобальной многофункциональной инфокоммуника-ционной спутниковой системы для покрытия территории нашей страны и всего мира - системы гибридной связи. Кроме того, планируется осуществить подключение к интернету больниц, образо-

вательных учреждений, обеспечение связи вдоль федеральных автомобильных и железных дорог и т. д. [3]. Это направление программы потребует наибольших ресурсных вложений.

В рамках направления, определяющего обеспечение информационной безопасности, планируется создание центров реагирования на компьютерные инциденты, стимулирование импортоза-мещения и обеспечения контроля обработки и доступа к персональным данным россиян, (в том числе в соцсетях).

Как указано в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», вышеуказанная Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами [3].

Результатом реализации программы цифровой экономики должно стать появление нескольких национальных крупных предприятий, которые будут разрабатывать высокие технологии и управлять цифровыми платформами. Кроме того, планируется создать сеть малых и средних предприятий, которые также будут иметь дело с цифровыми технологиями. Также, должно увеличиться количество реализуемых высокотехнологичных проектов и практически половина населения страны должна обладать информационными навыками.

Кроме того, реализация программы цифровой экономики в РФ будет способствовать ее интеграции в пространство цифровой экономики государств - членов Евразийского экономического союза.

В результате реализации такого глобального проекта эксперты полагают, что весь мир получит доступ к современным услугам в сфере информационных технологий и связи.

Цифровая экономика должна обеспечить более интенсивные инвестиции капитала в отрасли, связанные с разработкой новых технологий. Причем это будет происходить под контролем государства, поэтому риски таких капиталовложений должны быть невысокими. Произойдет рост будущих нало-

Т. 13, № 104, 2018

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

говых поступлений в бюджет, что является еще одним плюсом для государства.

Еще одним положительным моментом, является тот факт, что в результате распространения цифровой экономики конкуренция будет становиться всё более глобальной и более интенсивной, и как следствие, обеспечит экономический рост.

Россия обладает достаточными человеческими и финансовыми ресурсами для реализации данной программы и создания собственной информационной площадки, что приведет в конечном итоге к росту уровня ВВП страны.

Все это говорит об определенных возможностях, открывающихся перед нашей страной, которые должны способствовать улучшению и росту во всех сферах жизни общества, по словам разработчиков данной программы.

Однако не стоит забыть и о рисках, которые непременно возникают при внедрении чего-то нового, ранее неизвестного. Поскольку риски имеют прямую связь с инновациями. Следовательно, и процесс перехода к цифровой экономике, основанной на повсеместном использовании новых цифровых технологий, тоже сопряжен с рисками. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, для повсеместного распространения цифровой экономики необходимо создать соответствующую инфраструктуру не только в крупных городах, но и местностях с численностью населения менее 500 тыс. чел., что потребует еще больших затрат, чем планировалась ранее. Это приведет к росту расходной части государственного бюджета, а, следовательно, образованию дефицита бюджета и росту государственных заимствований для его покрытия. Все это негативно отразится на финансировании других бюджетных статей, особенно социальной направленности. Кроме того, необходимо, чтобы уровень жизни каждого гражданина позволил ему пользоваться услугами такого информационного пространства. Поскольку зачастую получается так, что доступ к новым технологиям имеют граждане с доходом выше среднего уровня.

Во-вторых, очень важным остается вопрос информационной безопасности: создание системы надежной защиты информации во избежание массового мошенничества в новой информационной среде. Например, при внедрении в массовое пользование пластиковых карт и безналичных расчетов, появился и новый вид мошенничества в этой сфере.

Кроме того, увеличение общего объема случаев мошенничества в сфере информационных технологий вынуждает производственные предприятия отвлекать часть финансовых средств из их

основной деятельности для того, чтобы обеспечить информационную безопасность своего бизнеса.

Так, по данным экспертов-аналитиков, в случае информационной атаки в сфере малого и среднего бизнеса, размер ущерба в среднем будет оцениваться примерно в 1,6 млн руб. Если же аналогичная ситуация произойдет в крупной организации, то размер ущерба может достигать 11 млн руб. Другой особенностью данной проблемы является отсутствие необходимого количества компетентных кадров в сфере информационной безопасности. И здесь уже необходимо вмешательство государства.

В последнее время появляется все больше так называемых «программ-вымогателей», которые блокируют важную информацию, хранящуюся на компьютерах. И уже на сегодняшний день каждая пятая компания в мире столкнулась с подобной ситуацией. В результате блокировки информации бизнес несет значительные финансовые потери, т. к. некоторые данные становится невозможным восстановить (даже после оплаты часть данных может быть потеряна), либо требуется несколько дней для их разблокировки, что негативно сказывается на финансовом результате деятельности (риск убытков) и финансовой устойчивости данной организации (риск банкротства).

Например, в 2017 г. подобная информационная атака затронула более 300 тыс. пользователей компьютеров в 150 странах мира (вирус под названием WannaCry). В России подобным атакам подверглись несколько крупнейших компаний, таких как ПАО Сбербанк, ПАО «МегаФон», ОАО «РЖД» и некоторые другие.

В третьих, повсеместный переход к современным цифровым технологиям может привести к возникновению негативной ситуации на отечественном рынке труда. Поскольку с массовым переходом к новым технологиям, связанным с повсеместным внедрением робототехники на ряде предприятий, возникнет ситуация избытка работников ряда специальностей. Особенно это коснется низкоквалифицированных работников. В итоге произойдет рост уровня безработицы в стране, а, следовательно, снижение уровня жизни населения.

Например, уже сейчас ведущие компании в области робототехники разработали роботизированные комплексы для транспортировки и складирования (автоматизированная система складирования нового поколения MAGMATIC), получившие широкое распространение, поскольку роботы гораздо производительнее чем люди, и затраты на их обслуживание меньше чем расходы на заработную плату работников.

В ряде случаев в результате перехода к цифровым технологиям, увольнения работников не осуществляется, но заработная плата низкоквалифицированных специалистов значительно снижается. Поэтому, по мнению экспертов, в результате перехода к цифровой экономике через несколько лет многие профессии окажутся совсем невостребованными.

В-четвертых, не стоит забывать о реальном секторе экономики, без развития и успешного функционирования которого невозможно будет пользоваться цифровыми технологиями, т. к. цифровая экономика представляет собой лишь тот сектор экономики, который состоит из электронных товаров и услуг, которые включают в себя, кроме прочего, услуги по выбору и заказу реальных товаров посредством электронных продуктов. Поэтому значительное внимание надо уделять производственной сфере и государственной поддержке особо важных отраслей производства.

В целом стоит отметить, что переход к цифровой экономике неизбежен для России, поскольку этот процесс является глобальным и многие отечественные компании уже используют такие технологии. Однако отсутствуют необходимые механизмы регулирования этого процесса, цель создания которых и была поставлена Президентом и Правительством РФ.

Поэтому, однозначно говорить о том, что переход к цифровой экономике принесет с собой только выгоды, на наш взгляд, нельзя. Эксперты и разработчики программы должны учитывать все стороны данного явления, как положительные, так

и отрицательные, максимально адаптируя пространство для успешной реализации новой информационной программы.

Литература

1. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин // РИА Новости. URL: https://ria.ru/science

2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

References

1. Tsifrovaya ekonomika: kak spetsialisty ponimayut etot termin [Digital economy: how do experts understand this term] // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/science

2. Ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossijskoj Federatsii»: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 g. № 1632-r [About the approval of the program «Digital economy of the Russian Federation: order of the Government of the Russian Federation on 28.07.2017 № 1632-r] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus»

3. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossijskoj Federatsii na 2017-2030 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203 [About the Development strategy of information society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the Russian President on 09.05.2017 № 203] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus»

* * *

DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA: OPENING OPPORTUNITIES AND RISKS

GOLIKOVA OLGA ALEKSEEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: lelik5558898@yandex.ru

IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru

In article authors considered the program of development in Russia of digital economy which key factor of production is data in a digital form - digital technologies act. It is possible to say that they will act as a new factor of production which has to become indispensable attribute of development of production, and, therefore, and economies of Russia. The program of digital economy includes several significant directions: standard regulation, education, staff, formation of research competences and technical reserves and also information infrastructure and information security. Authors also defined positive influence of digital economy on all spheres of life of society and revealed the risks arising during this transition. It is possible to refer creation of conditions for development of society of knowledge in the Russian Federation to the main opportunities which have to appear at the country in connection with transition to a new stage of development, increase in welfare and quality of life of citizens of our country by increase in availabil-

Т. 13, № 104, 2018

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ity and quality of the goods and services made in digital economy with use of modern digital technologies, increases in degree of knowledge and digital literacy, improvement of availability and quality of public services for citizens and also safety as within the country, and beyond its limits. However you should not forget also about risks which by all means arise at introduction something new, earlier unknown as risks have direct link with innovations. Therefore, and process of transition to the digital economy based on universal use of new digital technologies goes with risks too, basic of which are: growth of volume of expenses of the state budget and its possible deficiency, creation of a system of reliable information security in order to avoid mass fraud in the new information environment and also decrease in attention to development of the real sector of economy.

Key words: digital economy, digital technologies, risk, innovations, electronic goods, information environment

Об авторах:

Голикова Ольга Алексеевна, ст. преподаватель кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк

Иода Елена Васильевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк

About the authors:

Golikova Olga Alekseevna, Senior Lecturer of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk

Ioda Elena Vasilyevna, Doctor of Economics, Professor, Head of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.