Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казинец Виктор Алексеевич, Редько Екатерина Александровна

Актуальность статьи обусловлена влиянием цифровых преобразований на все сферы жизни человека. Формируется новый пласт социокультурных взаимодействий и отношений, связанный с переносом многих процессов в цифровое пространство, регулирование которых не может быть подчинено каким-либо общим законам, поскольку имеет глобальный социокультурный формат. Это определяет вопросы позиционирования роли и места человека в цифровом пространстве, его позитивного поведения, связанного, по мнению авторов, с цифровой культурой всех участников процесса. Целью статьи является выявление необходимости обучения основам информационной безопасности как компоненты цифровой культуры студентов педагогических университетов и обоснование педагогического инструментария и ее содержания в образовательной деятельности студентов вуза.В качестве методологии исследования рассматривается гуманистическая парадигма образования, направленная на сохранение значимости человека в цифровом мире и создание цифрового пространства исключительно в интересах человека. Авторы раскрывают актуальные положения социокультурного подхода, основной идеей которого является интеграция социальной и культурной сфер профессиональной деятельности человека в цифровое пространство. Сущность цифровой культуры определяется как совокупность духовных приоритетов и социальных ценностей, распределенных в пространстве цифровых технологий, как художественная сфера современной жизнедеятельности. Выделены основные функции цифровой культуры (информационная, коммуникативная, социализация и устойчивость личности) и ее компоненты (аксиологический, когнитивный, коммуникативный и технологические). Представлены результаты педагогического эксперимента по проверке механизмов формирования знаний в области информационной безопасности как части цифровой культуры.Статья предназначена для преподавателей, исследователей, занимающихся вопросами информационной безопасности при формировании цифровой культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY AS A PART OF DIGITAL CULTURE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES

The relevance of the article is due to the influence of digital transformations on all spheres of human life. A new layer of sociocultural interactions and relations is being formed, associated with the transfer of many processes to the digital space, the regulation of which cannot be subject to any general laws, since it has a global sociocultural format. This determines the issues of positioning the role and place of a person in the digital space, his positive behavior, associated, according to the authors, with the digital culture of all participants in the process. The purpose of the article is to identify the need to teach the basics of information security as a component of the digital culture of students of pedagogical universities and to substantiate the pedagogical tools and its content in the educational activities of university students.As a research methodology, the humanistic paradigm of education is considered, aimed at preserving the importance of a person in the digital world and creating a digital space exclusively in the interests of a person. The authors reveal the current provisions of the sociocultural approach, the main idea of which is the integration of the social and cultural spheres of a person’s professional activity into the digital space. The essence of digital culture is defined as a set of spiritual priorities and social values distributed in the space of digital technologies, as an artistic sphere of modern life. The main functions of digital culture (informational, communicative, socialization and stability of the individual) and its components (axiological, cognitive, communicative and technological) are identified. The results of a pedagogical experiment to test the mechanisms of knowledge formation in the field of information security as part of digital culture are presented.The article is intended for teachers, researchers involved in information security issues in the formation of students’ digital culture.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

Информационная безопасность как часть цифровой культуры выпускников педагогических университетов

Казинец Виктор Алексеевич,

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и информационных технологий, Тихоокеанский государственный университет E-mail vakazinec@mail.ru,

Редько Екатерина Александровна,

старший преподаватель, кафедра математики и информационных технологий, Тихоокеанский государственный университет E-mail redko.katy@gmail.com

Актуальность статьи обусловлена влиянием цифровых преобразований на все сферы жизни человека. Формируется новый пласт социокультурных взаимодействий и отношений, связанный с переносом многих процессов в цифровое пространство, регулирование которых не может быть подчинено каким-либо общим законам, поскольку имеет глобальный социокультурный формат. Это определяет вопросы позиционирования роли и места человека в цифровом пространстве, его позитивного поведения, связанного, по мнению авторов, с цифровой культурой всех участников процесса. Целью статьи является выявление необходимости обучения основам информационной безопасности как компоненты цифровой культуры студентов педагогических университетов и обоснование педагогического инструментария и ее содержания в образовательной деятельности студентов вуза.

В качестве методологии исследования рассматривается гуманистическая парадигма образования, направленная на сохранение значимости человека в цифровом мире и создание цифрового пространства исключительно в интересах человека. Авторы раскрывают актуальные положения социокультурного подхода, основной идеей которого является интеграция социальной и культурной сфер профессиональной деятельности человека в цифровое пространство. Сущность цифровой культуры определяется как совокупность духовных приоритетов и социальных ценностей, распределенных в пространстве цифровых технологий, как художественная сфера современной жизнедеятельности. Выделены основные функции цифровой культуры (информационная, коммуникативная, социализация и устойчивость личности) и ее компоненты (аксиологический, когнитивный, коммуникативный и технологические). Представлены результаты педагогического эксперимента по проверке механизмов формирования знаний в области информационной безопасности как части цифровой культуры. Статья предназначена для преподавателей, исследователей, занимающихся вопросами информационной безопасности при формировании цифровой культуры студентов.

Ключевые слова: высшее образование, цифровая культура, цифровое пространство, информационная безопасность, гуманистическая парадигма, социокультурный подход, цифровая трансформация.

о с

CJ

см

Эпоха цифровизации охватила все сферы нашей жизни, оцифровывая многие социально-экономические процессы, увеличивая их нестабильность и провоцируя высокую скорость изменений. В настоящее время нет практически ни одной сферы профессиональной и повседневной жизни человека, которая не была бы охвачена цифровыми технологиями передачи и обработки данных. Технологические изменения повлияли на социально-личностную сферу, что привело к появлению новых форматов взаимодействия людей в социокультурном и профессиональном пространствах. Как отмечают исследователи: «...как ни парадоксально, каждое крупномасштабное потрясение, будь то крупный военный конфликт, эпидемия, техногенная катастрофа или другое глобальное бедствие, является катализатором для развития цивилизации» [1].

Действительно, пандемия Ковид-19 вызвала резкий скачок в распространении и применении цифровых технологий при переходе многих сфер деятельности в онлайн в глобальном смысле. Этот переход также затронул сектор образования во многих странах, полностью изменил вид деятельности в кратчайшее возможное время.

В глобальном аспекте ряд изменений в различных форматах сопровождает тотальная цифрови-зация. Философия нового мира описывает феномен «цифровой цивилизации», использующей новый набор знаний, технологий, вычислительных процедур и инструментария для выживания человеческого сообщества. Этому предшествовал ряд прогностических теорий: теория постиндустриального общества (Дэниэл Белл, 2004; Элвин То-ффлер, 1997), теория неопределенности (Нассим Талеб, 2007), теория информационного общества (Мануэль Кастельс, 2000; Фрэнк Уэбстер, 2004).

В основе каждой из них лежит процесс глобального роста и распространения информационных потоков, который формирует новые задачи обработки данных, изменения форм коммуникации, представляя информацию как новый энергетический поток. Исследователи отмечают возникающее несоответствие гетерогенной однородности как многообразие новых цифровых теорий и тенденций в области дигитализации [2].

Появляются новые континуумы и универсумы: цифровое пространство и информационно-коммуникационная вселенная [3]. Здесь же формируются и новые социально-философские проблемы цифрового общества, к которым следует отнести, прежде всего, цифровое неравенство, заключающееся не только в неспособности части на-

селения получить доступ к глобальным ресурсам, но и в скорости восприятия объектов цифрового мира у разных поколений - цифровых аборигенов и цифровых иммигрантов. Формирование обязательной цифровой грамотности для людей старше 35 лет реализуется за счет дополнительных курсов повышения квалификации, но при этом является нормой жизни для более молодых поколений, не требует от них усилий и развивается спонтанно, что означает, что разрыва как такового нет, и цифровая грамотность может быть предметом педагогической деятельности, особенно в высшем образовании [4].

Вторая проблема заключается в моральных аспектах, которые возникают в связи с прозрачностью цифровых действий каждого человека и преднамеренного или случайного раскрытия личной информации. Здесь мы также можем говорить об уже широко распространенной системе коллективного морального осуждения событий, вовлекающей в этот процесс множество людей через комментарии к текстам в социальных сетях и платформах.

Чрезмерная коммуникация, неконтролируемое погружение в онлайн создают не только тревожный стрессовый эмоциональный фон, но и проблемы информационной безопасности. Поэтому новая цивилизация, как комплекс технологических решений для реализации жизненных процессов, создает новый формат развития общества, затрагивая всех его членов. Для новой цифровой среды, которая развивается экспоненциально, очевидно, необходимо разработать нормы человеческого мировоззрения и поведения, которые позволят нам удержаться в социальной турбулентности технологических достижений, сохраняя при этом человеческие ценности [5]. Мы считаем, что такой интегративной образовательной средой является цифровая культура благодаря новым знаниям, которые способствуют наполнению современных цифровых процессов новым человекоцен-тричным содержанием.

Поскольку цифровое пространство сегодня является неотъемлемой частью пространства человеческого взаимодействия в целом, и в значительной степени отражает уровень общественной культуры и нравственное развитие общества, можно выделить следующие основные функции цифровой культуры: коммуникативные, информационные, функции личной устойчивости и социализации. Реализация всех этих функций сопровождается проблемами, связанными с отношением человека к получаемым информационными потокам.

Коммуникативная функция цифровой культуры является результатом одновременного взаимодействия нескольких типов в цифровой среде человека, человека-общества и человека-содержания через образные и знаковые системы, представленные в цифровом пространстве мультимедийным контентом. Она реализуется через коммуникационную компоненту цифровой культу-

ры, обеспечивающей уникальные форматы социального взаимодействия. Этот компонент может иметь как позитивное, так и деструктивное значение, в зависимости от направленности осваиваемого контента.

Информационная функция цифровой культуры - это накопление и распространение информации в глобальной сети. В этом контексте нас буквально захлестнула волна цифрового потока информации и данных, 90% которых было создано за последние 5 лет. Тотальная оцифровка всех источников информации привела к открытости многих данных, доступу к ним в любой сфере деятельности, и в то же время, к информационному перенасыщению. Способы передачи информации также изменились, что особенно повлияло на трансформацию роли преподавателей на всех уровнях образования. Эта функция реализуется через информационный и когнитивный компонент цифровой культуры, где когнитивный характер понимается как специфическое личностное восприятие прочитанной информации, пропущенной через сито личных ценностей, способность обрабатывать данные, критическое мышление. Эффективность этого компонента - это знания, полученные человеком [4].

Стабильность личности, как функция цифровой культуры, заключается в снижении негативного влияния деструктивного содержания цифрового пространства и коммуникаций, возникающих в нем. Стабильность здесь выступает в качестве гаранта информационной и цифровой безопасности человека, осуществляющего различные виды деятельности в цифровом пространстве. Устойчивость позволяет использовать позитивный потенциал цифровизации жизнедеятельности, служит фильтром информационного объема данных, позволяет человеку быть частью цифрового общества, сохраняя при этом свои ценности и смыслы. Функция социализации цифровой культуры подчеркивает ее важность для человека в реализации цифровых процессов.

В то же время, в цифровой культуре отсутствуют адаптивные функции культуры, которые бы осуществляли перенос ценностей в цифровой мир для молодого поколения. Такая уникальная смена форматов требует разработки специальных этических правил и норм, определяющих границы жизнедеятельности всего общества, регулирующих действия и поведение в цифровом пространстве в глобальном масштабе, несмотря на различия в национальных культурах. Необходимо разработать нормы и правила, которые максимально соответствуют мировой системе ценностных ориен-таций.

Важно отметить вклад каждого человека и сообщества в развитие цифровой культуры в целом, особенно для молодого поколения, чья цифровая культура вносит наибольший вклад в развитие личности, в то время как для старшего поколения происходит обратный процесс - формирование навыков работы с цифровым пространством

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

и приведение ценностей в соответствие с ценностями цифрового мира. Мы считаем, что цифровая культура может быть представлена как совокупность системных знаний в области цифровой грамотности, цифровой безопасности, цифрового этикета, опыта цифровых коммуникаций, реализуемых в любом коммуникационном взаимодействии в цифровом пространстве. Результатом влияния цифровой культуры является поведение человека в цифровом пространстве, его цифровой след и его собственные ориентиры.

Основа гуманитарной парадигмы позволяет выделить четыре обобщенных компонента цифровой культуры:

1) аксиологический, как мировоззрение человека, ценностные ориентации жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности, осознание ценностей профессии и себя как ее представителя;

2) когнитивный, связанный с личностным восприятием, критическим мышлением и безопасностью при анализе и дизайне цифрового контента;

3) коммуникативный, как готовность сотрудничать в рамках профессионального поля деятельности в цифровом пространстве;

4) технологичность, как цифровая грамотность и владение цифровым инструментарием в рамках профессиональной деятельности.

Формирование цифровой культуры студентов осуществляется на междисциплинарной основе - в процессе изучения гуманитарных наук, дисциплин информационного цикла, в то время как профессионально ориентированные дисциплины задают границы профессиональной этики и диапазон действий в цифровом пространстве. Вклад гуманитарных наук связан с воспитанием и развитием личностных ценностных ориентиров, с раскрытием места человека в современном мире, где значительная часть личных и профессиональных взаимодействий уже происходит в цифровом пространстве.

Дисциплины информационного цикла привели к развитию необходимого уровня цифровой грамотности для решение профессиональных задач. Принимая во внимание междисциплинарный характер педагогического процесса, мы считаем, что приоритетными будут набор практико-ориентированных занятий (семинары или лабораторные работы), направленных на максимальное приближение образовательных задач к проблемам профессионально ориентированной деятельности в цифровом пространстве.

При этом мы должны учитывать, что информационная безопасность как важная составляющая информационной культуры, имеющая междисциплинарный характер, должна присутствовать в дисциплинах гуманитарного, технического 5 и естественнонаучного цикла. В настоящее вре-§ мя в силу консерватизма системы образования й студенты педагогического направления не имеют ° возможности освоить необходимые компетенции ав для жизни в цифровом пространстве, хотя обще-

образовательная школа уже сейчас предъявляет к учителям и другим работникам системы образования повышенные требованиями в области информационной безопасности и цифровой культуры.

Заметим, что за последнее время были предприняты существенные шаги по подготовке работников образования в данной области. Для организации преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных учебных заведениях комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с заинтересованными государственными структурами были подготовлены методические рекомендации. Данные методические рекомендации ориентированы на решение следующих задач:

- оказать методическую поддержку в организации обучения детей и их родителей информационной безопасности педагогическим работникам и сотрудникам образовательных учреждений;

- акцентировать процесс обучения на широкое использование современных технологий и методик, при организации обучения уделить особое внимание межпредметному обучению внеурочной деятельности и другим новым формам обучения.

Необходимо повысить уровень информационной грамотности педагогических работников и сотрудников образовательных учреждений, ориентируясь на существующие профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года. Методические рекомендации предполагают оказание методической помощи администрации субъектов Российской федерации органам местного самоуправления в организации обучения в области информационной безопасности. Формируются темы и вопросы по информационной безопасности для рассмотрения и включения их в учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы.

Все вышеизложенное предполагает подготовку в области информационной безопасности преподавателей, учителей, сотрудников администрации по учебно-воспитательной работе, ответственных лиц в части психологического и воспитательного взаимодействия с обучающимися и педагогами. При этом предполагается, что педагогические работники должны быть знакомы с основными причинами актуальности обеспечения информационной безопасности детей, с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, иметь представление обо всех аспектах информационной безопасности, знать теоретические и практические риски по информационным потребительским техническим и коммуникативным аспектам, возникающим при нахождении детей в информационном пространстве.

В настоящее время при подготовке учителей в педагогических институтах и университетах обычно отсутствует специальный курс по информационной безопасности, в лучшем случае такой курс предлагается в виде факультатива.

Следует отметить, что дискурс о необходимости формирования образовательного процесса вуза и о педагогическом его инструментарии еще не получил своего завершения. Авторы предполагают, что цифровая культура будет развиваться на гуманитарной парадигме образования и социокультурном подходе. Педагогический инструментарий, на наш взгляд, представляет собой междисциплинарный курс (программу) по формированию цифровой культуры, в которой в рамках гуманитарных профессиональных дисциплин и дисциплин информационного цикла через систему заданий проектов и задач через активную образовательную деятельность студентов осуществляется поэтапный процесс формирования компетенций в области информационной безопасности в рамках формирования цифровой культуры. При разработке курса необходимо учитывать не только особенности педагогической деятельности, но и актуальность цифровых технологий, норм и правил поведения в цифровом пространстве (заметим, что в цифровом пространстве не существует глобально стабильных компонент, а передаваемые человеческие ценности могут и должны быть устойчивыми, сохраняющими общий культурный слой).

Литература

1. Новиков В. А., Бобрышев Е.Б., Барменков Е.Ю., Борисова Е.В. Пандемия как катализатор циф-ровизации общества // Компетентность. -2021. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/pandemiya-kak-katalizator-tsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 13.04.2022).

2. Вольфсон Ю. Р., Вольчина А.Е. Проблема классификации теорий информационного общества // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - № 3. - URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/problema-klassifikatsii-teoriy-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 13.04.2022).

3. Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум. М.: РОССПЭН, 2010.

4. Левина Е.Ю. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2019 - № 5. - С. 4-9.

5. Чернышев А.Г. Стратегия и философия циф-ровизации // Власть. - 2018. - № 5. - С. 13-21.

INFORMATION SECURITY AS A PART OF DIGITAL CULTURE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES

Kazinets V.A., Redko E.A.

Pacific State University

The relevance of the article is due to the influence of digital transformations on all spheres of human life. A new layer of sociocultur-al interactions and relations is being formed, associated with the transfer of many processes to the digital space, the regulation of which cannot be subject to any general laws, since it has a global sociocultural format. This determines the issues of positioning the role and place of a person in the digital space, his positive behavior, associated, according to the authors, with the digital culture of all participants in the process. The purpose of the article is to identify the need to teach the basics of information security as a component of the digital culture of students of pedagogical universities and to substantiate the pedagogical tools and its content in the educational activities of university students.

As a research methodology, the humanistic paradigm of education is considered, aimed at preserving the importance of a person in the digital world and creating a digital space exclusively in the interests of a person. The authors reveal the current provisions of the soci-ocultural approach, the main idea of which is the integration of the social and cultural spheres of a person's professional activity into the digital space. The essence of digital culture is defined as a set of spiritual priorities and social values distributed in the space of digital technologies, as an artistic sphere of modern life. The main functions of digital culture (informational, communicative, socialization and stability of the individual) and its components (axiological, cognitive, communicative and technological) are identified. The results of a pedagogical experiment to test the mechanisms of knowledge formation in the field of information security as part of digital culture are presented.

The article is intended for teachers, researchers involved in information security issues in the formation of students' digital culture.

Keywords: higher education, digital culture, digital space, information security, humanistic paradigm, sociocultural approach, digital transformation.

References

1. Novikov V.A., Bobryshev E.B., Barmenkov E. Yu. and Boriso-va E.V. The pandemic as a catalyst for the digitalization of society // Competency (Russia). - 2021. - № 3. - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/pandemiya-kak-katalizator-tsifrovizatsii-obschestva

2. Wolfson Yu. R., Volchina A.E. The problem of classification of information society theories // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - № 3. - URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/problema-klassifikatsii-teoriy-i nformatsionnogo-obschestva

3. Klyukanov I.E. Communicative universe. M.: ROSSPEN, 2010.

4. Levina E. Yu. Digitalization - a condition or an epoch for the development of the higher education system? / E. Yu. Levina // Kazan Pedagogical Journal. - 2019 - № 5. - P. 4-9.

5. Chernyshev A.G. Strategy and philosophy of digitalization // Power. - 2018. - № 5. - P. 13-21.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3

о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.