Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зябрева Вероника Сергеевна

В статье рассматривается вопрос цифровой грамотности студентов как методического инструмента психологической безопасности. Цифровое поле определяется информационной деформацией и используется для достижения политических, экономических и других целей, поэтому вопросы психологической безопасности, в том числе и цифровой, необходимо прорабатывать в поле цифрового образовательного пространства. Цифровая грамотность имеет сложную функциональную структуру. В основе данной грамотности лежит цифровая идентичность, цифровые навыки и умения, информационная грамотность, формируемая в процессе профессионального становления в вузе. Структурными компонентами цифровой грамотности выступают (с позиции профессионализации): оценочная цифровая грамотность, аналитико-синтетический навык переработки источников информации, знания об информационной культуре, поисковые навыки при постановке учебных задач, технологические методы представления и обработки информации, объективное отношение к интернет-пространству, личностно-цифровая идентичность, пространственно-временная ориентация в поле сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SAFETY

The article deals with the issue of digital literacy of modern students as a methodological tool for psychological security. The digital field is determined by information distortion and is used to achieve political, economic and other goals, so the issues of psychological security, including digital, need to be worked out in the field of digital educational space. Digital literacy has a complex functional structure. This literacy is based on digital identity, digital skills and abilities, information literacy, which is formed in the process of professional development at the university. The structural components of digital literacy of psychology students are (from the position of professionalization): evaluative digital literacy, analytical and synthetic skill of processing information sources, information resources of society and information culture, personal aspects on the Internet, the main types of information search tasks and algorithms for solving them, negative properties of the Internet, technologies for preparing and formatting results, the scale of orientation in time, the scale of perception of space.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 100-105. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 100-105.

Научная статья УДК 159.9

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Вероника Сергеевна Зябрева

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, zyabrevavs@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос цифровой грамотности студентов как методического инструмента психологической безопасности. Цифровое поле определяется информационной деформацией и используется для достижения политических, экономических и других целей, поэтому вопросы психологической безопасности, в том числе и цифровой, необходимо прорабатывать в поле цифрового образовательного пространства. Цифровая грамотность имеет сложную функциональную структуру. В основе данной грамотности лежит цифровая идентичность, цифровые навыки и умения, информационная грамотность, формируемая в процессе профессионального становления в вузе. Структурными компонентами цифровой грамотности выступают (с позиции профессионализации): оценочная цифровая грамотность, аналитико-синтетический навык переработки источников информации, знания об информационной культуре, поисковые навыки при постановке учебных задач, технологические методы представления и обработки информации, объективное отношение к интернет-пространству, личностно-цифровая идентичность, пространственно-временная ориентация в поле сети Интернет.

Ключевые слова: профессиональное развитие, цифровая грамотность, психологическая безопасность, информационная грамотность

Для цитирования: Зябрева В. С. Цифровая грамотность как фактор психологической безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 100-105.

Original article

DIGITAL LITERACY AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SAFETY Veronika S. Zyabreva

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, zyabrevavs@mail.ru

Abstract. The article deals with the issue of digital literacy of modern students as a methodological tool for psychological security. The digital field is determined by information distortion and is used to achieve political, economic and other goals, so the issues of psychological security, including digital, need to be worked out in the field of digital educational space. Digital literacy has a complex functional structure. This literacy is based on digital identity, digital skills and abilities, information literacy, which is formed in the process of professional development at the university. The structural components of digital literacy of psychology students are (from the position of professionalization): evaluative digital literacy, analytical and synthetic skill of processing information sources, information resources of society and information culture, personal aspects on the Internet, the main types of information search tasks and algorithms for solving them, negative properties of the Internet, technologies for preparing and formatting results, the scale of orientation in time, the scale of perception of space.

© Зябрева В. С., 2021

Keywords: professional development, digital literacy, psychological security, information literacy

For citation: Zyabreva V. S. Digital literacy as a factor of psychological safety. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 100-105. (In Russ.)

Цифровое образовательное пространство на сегодняшний день претерпевает сильнейшие изменения. Удаленный формат, дистанционное обучение, Skype, Zoom, веб-конференции, Moodle, eFront и другие цифровые платформы стали неотъемлемой частью современного педагогического процесса.

Образовательный процесс из физического пространства образовательных учреждений интегрирован в цифровое поле сети Интернет. С позиции В. О. Микрюкова, «интернет-социализация студентов - это механизм изменения социокультурных и институциональных норм и правил, практик повседневной культуры» [5]. Автор утверждает, что идентификационный механизм сетевого поведения характеризуются тем, что студенты в большей степени подвержены «сетевому риску» и интернет-зависимости.

А. И. Лучинкина пишет о том, что «интернет-социализация связана с расширением социального опыта пользователя на основе усвоения информационных технологий и культуры» [4].

Г. У. Солдатова отмечает, что цифровая социализация - это процесс овладения и присвоения социального опыта в онлайн-контексте, опосредованный инфокоммуникаци-онными технологиями, с последующим формированием цифровой личности [6].

Таким образом, интернет-пространство содержит неограниченное количество информации вместе с вербальными и визуальными средствами, которые можно применять в интерактивных процессах обучения. Проверка достоверности и безопасности цифровых источников для современного обучающегося не всегда возможна, поэтому вопросы цифровой и личной психологической безопасности в широком смысле являются актуальными.

И. А. Баева описывает психологическую безопасность как качественное новообразование педагогической среды, характеризующееся отсутствием психологического, эмоционального насилия во всех межличностных коммуникациях, создающее условия для творческой атмосферы, для педагогического общения [1].

Важно отметить, что психологическая безопасность личности опосредована средой ее реализации и напрямую отражается на учебной деятельности участников образовательного процесса. Нарушение состояния защищенности приводит к следующим последствиям, препятствующим личностному развитию: апатичное отношение к своему труду, чувство недоверия к окружающему коллективу, чувство собственной несостоятельности и т. д. Проблема нарушения психологической безопасности образовательной среды заключается в невозможности контролировать пространство и условия социализации личности за ее пределами, а именно в поле цифровой социализации.

Влияние цифрового мира на студентов началось задолго до пандемии COVID-19. Цифровой мир принес огромные выгоды, но темпы развития цифровых технологий намного превышают скорость, с которой мы адаптировались к данным изменениям в плане образования, политики и культуры.

Поэтому условия психологической безопасности в условиях цифрового образовательного контекста могут быть определены уровнем развития цифровой грамотности личности.

В нашей работе представлены результаты исследования цифровой грамотности студентов профессионального образования.

Цель исследования: определение значимости цифровой грамотности студентов как фактора психологической безопасности.

Задачи исследования:

- проведение теоретического анализа научной и научно-методической литературы с целью уточнения места цифровой грамотности в структуре профессиональной подготовки;

- определение составляющих цифровой грамотности студентов;

- анализ проблемы психологической безопасности личности в поле цифровой грамотности.

Термин «цифровая грамотность» был впервые популяризован в 1997 году П. Гилстером в его книге с одноименным названием [7]. Автор понимал, что цифровая грамотность - это способность понимать и использовать информацию во многих форматах из различных источников, когда она представлена с помощью компьютера.

Цифровая грамотность, также известная как компьютерная грамотность, является одним из компонентов системы навыков медиаграмотности, то есть умения пользоваться компьютерами, интернетом, телефонами и другими цифровыми устройствами.

Цифровая грамотность соотносится с умениями распознавать, искать, понимать, оценивать и анализировать, а также использовать цифровые технологии.

Некоторые авторы определяют цифровую грамотность как «способность человека использовать цифровые технологии и коммуникационные инструменты для доступа, управления, интеграции, анализа и оценки информации, накопления новых знаний, создания и общения с другими людьми для эффективного участия в общественной жизни» [3].

Основываясь на некоторых приведенных выше определениях цифровой грамотности, исследователи пришли к выводу, что цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые технологии, умение понимать, оценивать, критиковать, анализировать любую информацию, представленную в различных формах цифрового формата, в зависимости от эпохи ее развития.

Цифровая грамотность является одним из самых важных ключевых понятий эпохи, потому что она стала навыком выживания.

Отличие цифровой грамотности от информационной грамотности состоит в том, что учащиеся, обладающие свободным доступом к цифровой информации, должны производить запрос на валидацию и надежность источников информации.

В период 2016-2019 годов проведено экспериментальное исследование цифровых навыков студентов-психологов [2]. Было определено, что цифровая грамотность имеет следующие составляющие: мотивационный, когнитивный, рефлексивный и деятельные компоненты.

С помощью статистических методов исследования, факторного анализа выявили 14 факторов, имеющих корреляционную зависимость между показателями цифровой грамотности и профессионального развития (относительно всей выборки студентов) [2].

При этом важно заметить, что второй, третий, четвертый, шестой, седьмой, восьмой и четырнадцатый факторы представили полные корреляционные связи цифровой грамотности. Остальные факторы описывают компоненты профессионального развития. Рассмотрим некоторые факторы более подробно:

1-й фактор - фактор поддержки - описывает профессиональную направленность развития студентов-психологов, с преобладанием творческой, самостоятельной исследовательской, аналитической деятельности, с проявлением уважения себя, ориентацией на процесс коммуникации с другими субъектами и обществом в целом.

2-й фактор «Информационные ресурсы общества и информационная культура» обозначает, что при увеличении показателей информационных навыков возрастают показатели таких умений, как поисковые навыки в сети Интернет, показатели восприятия пространства и времени в сети Интернет, определение значимых личностных особенностей в цифровом контексте.

4-й фактор определяет «технологии подготовки и оформления результатов поиска информации». Данный фактор имеет положительную корреляционную взаимосвязь с навыками аналитико-синтетической обработки цифровой информации, технологией решения поиска информации в сети Интернет.

5-й фактор «Шкала ориентации во времени» имеет отрицательную корреляционную взаимосвязь с показателем креативности.

7-й фактор «Мотивы творческой самореализации» имеет положительную корреляционную взаимосвязь с параметрами Digital Literacy - это навыки информационной грамотности в широком смысле и коммуникативные навыки - и отрицательную корреляцию с показателями мотивов избегания, профессиональных мотивов.

8-й фактор «Личностные аспекты в интернете» имеет положительные корреляционные взаимосвязи с мотивами престижа своей профессии, при этом имеются отрицательные корреляционные взаимосвязи с отрицательными и положительными свойствами сети Интернет.

14-й фактор «Интроспекция» имеет положительную корреляцию с показателем Digital Literacy. Это говорит о том, что информационные технологические навыки позволяют студентам-психологам в большей степени развивать внутреннюю направленность, осознание своих мотивов и потребностей.

Полученные коэффициенты корреляций и ведущих факторов цифровой грамотности и компонентов профессионального развития студентов-психологов позволили практически, в соответствии со специализацией испытуемых определить значимые факторы мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов цифровой грамотности.

Мотивационный компонент цифровой грамотности представлен ценностной ориен-таций, профессиональной идентичностью, личностными аспектами в интернете и творческими мотивами самореализации. Это говорит о том, что для студентов-психологов цифровая грамотность выступает как средство развития профессиональной идентичности, профессиональных ценностей, как способ выражения «Я» в интернете, как способ развития навыков творческой деятельности.

Факторы когнитивного компонента цифровой грамотности представлены аналитическими навыками отношения к любого рода информации, высокими интеллектуальными возможностями, навыками получения информационных ресурсов общества и развития информационной культуры.

Если проанализировать деятельностный компонент, то можно сделать вывод, что цифровая грамотность определяет развитие фактора поддержки как ведущего профессионального навыка психолога, способствует развитию технологии обработки, оформления результатов научно-исследовательской информации.

Рефлексивный компонент цифровой грамотности студентов-психологов определяется развитием квазирефлексии, системной рефлексии, а также самонаблюдением, самоуважением и самоконтролем.

Таким образом, в современной цифровом образовательном пространстве снижение киберрисков в профессиональной среде возможно за счет развития цифровой грамотности студентов.

Выводы

На сегодняшний день происходит повсеместная цифровизация образовательного сектора, и важно обеспечить условия, чтобы эта трансформация происходила инклюзивно и одновременно сдерживала волну киберрисков и интернет-угроз. Большое значение для обеспечения устойчивого развития цифровой экономики и ее потенциала, для преобразования жизни множества людей имеет обучение цифровым навыкам.

Онлайн-обучение будет играть всё более важную роль в системе образования. Необходимо современные образовательные стандарты развернуть в сторону расширения возможностей студентов с основным набором цифровых навыков. Цифровизация сектора образования является последним примером более широких тенденций в мировой экономике в целом, и описанные здесь цифровые умения и навыки могут быть сформированы в профессиональной образовательной среде. Онлайн- и офлайн-варианты больше не являются дихотомиями; цифровой мир становится всё более интегрированным в нашу повседневную жизнь, и важно предпринять согласованные усилия для обеспечения того, чтобы все учащиеся получали поддержку в области цифрового образования и обучения навыкам.

Список источников

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: СОЮЗ,

2002.

2. Зябрева В. С. Факторный анализ значимости цифровой грамотности в профессиональном развитии студентов-психологов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7, № 2А. С. 110-121.

3. Иванченко Д. А. К вопросу формирования и оценки цифровой грамотности личности [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 66-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43158891& (дата обращения: 29.06.2021).

4. Лучинкина А. И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 59-69.

5. Микрюков В. О. Влияние интернет-социализации на личность современного студента // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2010. № 4. С. 76-82.

6. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С.71-80.

7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова / Фонд развития Интернет. М., 2013.

References

1. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]. St. Petersburg, SOJuZ, 2002. (In Russ.).

2. Zyabreva V.S. Faktornyi analiz znachimosti tsifrovoi gramotnosti v professional'nom razvitii studentov-psikhologov [Factor analysis of the importance of digital literacy in the professional development of student psychologists]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2018, vol. 7, no. 2A, pp. 110-121. (In Russ.).

3. Ivanchenko D.A. K voprosu formirovaniya i otsenki tsifrovoi gramotnosti lichnosti [the issue of the formation and assessment of digital literacy of the individual]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, no. 3, pp. 66-74. (In Russ.). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43158891& (accessed: 29.06.2021).

4. Luchinkina A.I. Spetsifika interneta kak instituta sotsializatsii [Specifics of the Internet as an institution of socialization]. Nauchnyi rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2019, vol. 5, no. 1, pp. 59-69.

5. Mikryukov V.O. Vliyanie Internet-sotsializatsii na lichnost' sovremennogo studenta [Internet socialization on the personality of a modern student]. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoi zashchity. 2010, no. 4, pp. 76-82. (In Russ.).

6. Soldatova G.U. Tsifrovaya sotsializatsiya v kul'turno-istoricheskoi paradigme: izmenyayushchiisya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital socialization in the cultural and historical paradigm: a changing child in a changing world]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo. 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80. (In Russ.).

В. С. Зябрева

105

7. G.U. Soldatova, T.A. Nestik. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelei. Rezul'taty vserossiiskogo issledovaniya [Digital competence of adolescents and parents. Results of the All-Russian study]. FondrazvitiyaInternet. Moscow, 2013. (In Russ.).

Информация об авторах В. С. Зябрева - педагог-психолог, магистр социальных наук по специальности «Психология», Прикамский социальный институт.

Information about the authors V. S. Zyabreva - Teacher-psychologist, Master of Social Sciences with a Degree in Psychology, Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 13.08.2021; одобрена после рецензирования 02.09.2021; принята к публикации 02.09.2021.

The article was submitted 13.08.2021; approved after reviewing 02.09.2021; accepted for publication 02.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.