Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
772
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СЛЕД / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Эльтемеров Аксар Альбертович, Эльтемерова Ольга Валериановна

Авторы анализируют влияние на современное общество цифровых технологий, на фоне развития которых в глобальном социокультурном пространстве возникла необходимость обучения цифровой культуре. Приведены примеры использования инновационных решенийв некоторых областях жизнедеятельности человека. Представлены ведущие векторы процесса формирования цифровой культуры. Сделаны выводы о необходимости информирования обучающихся о правильном пользовании интернет-ресурсами, с целью обезопаситьих от негативного влияния цифрового следа, как источника рисков информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL BEHAVIOUR IN MODERN DIGITAL SPACE

The authors analyze digital technologies impact on modern society. With the development of digital technologies in global socio-cultural space there arose a need for teaching digital culture. Examples of innovative solutions use in some areas of human life are provided. The leading vectors of digital culture formation process are presented. It is concluded that students should be informed about the Internet resources proper use in order to protect them from the negative impact of digital footprint as a source of information security risks.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

DOI 10.25257/^.2021.2.39-43 УДК 008

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЭЛЬТЕМЕРОВ Аксар Альбертович

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

ЭЛЬТЕМЕРОВА Ольга Валериановна

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Авторы анализируют влияние на современное общество цифровых технологий, на фоне развития которых в глобальном социокультурном пространстве возникла необходимость обучения цифровой культуре. Приведены примеры использования инновационных решений в некоторых областях жизнедеятельности человека. Представлены ведущие векторы процесса формирования цифровой культуры. Сделаны выводы о необходимости информирования обучающихся о правильном пользовании интернет-ресурсами, с целью обезопасить их от негативного влияния цифрового следа, как источника рисков информационной безопасности.

Ключевые слова: цифровой след, искусственный интеллект, культура общения, цифровая культура, цифровая компетентность.

Возникновение цифрового пространства — следствие развития высоких технологий современности, мощнейший прорыв в развитии всех сфер жизнедеятельности человечества. Это новая глобальная виртуальная сфера пространственного бытия сознания человека. Становление и развитие данной сферы не может не включать в себя элементы, формы и уровни ранее сложившейся культуры.

Цифровые технологии непрерывно совершенствуются и становятся всё более привлекательными для пользователя. Современный человек до 30 % активной сознательной деятельности проводит в непосредственном соприкосновении с цифровыми технологиями, из них до 20 % времени он находится в интернет-пространстве. Данная активная интеллектуальная деятельность приводит к изменениям в социокультурных формах жизнедеятельности человека, поскольку интернет — явление не только технико-коммуникационное, но и социокультурное. С развитием информационных технологий общество столкнулось с необходимостью соблюдать определённые правила, которые впоследствии стали основой формирования цифровой культуры [1].

Процесс информатизации общества приводит к рождению и развитию новых технических и технологических возможностей. И главную роль в этом процессе играет коммуникация, то есть обмен сообщениями. Она является центральным звеном цифрового будущего. Внедряются новые коммуникативные стандарты восприятия и передачи информации — общение на вневербальном, мультимедийном уровне, зарождение новых видов искусства (мультимедиа-арт). Общение людей в виртуальном мире является фактической реальностью современной культуры, требующая от человека наличия таких важных качеств как целеполагание, творческое мышление и умение отличать действительное от желаемого (виртуального). Цифровая культура выступает как современное конвергентное знание, определяющее новые правила культуры, отвечающие потребностям развития новой цивилизации. Это требует внимания специалистов, практикующихся как в области гуманитарного

знания, так и в области современных информационно-коммуникативных технологий.

Сегодня цифровая культура уже обрела относительно стабильную форму, пройдя основные этапы становления. Эти этапы выделены на основании модернизированной схемы Ж. Бодрийара:

1) подделка человеческой культуры;

2) производство, тиражирование культуры;

3) симуляция;

4) симулятивная коммуникация [2].

Цифровая культура стала составной частью общей культуры, направленной на обеспечение информационных потребностей человечества. Это промежуточный итог развития информационной культуры и одновременно наиболее развитый её этап, качественно новая ступень, предполагающая создание определённой цифровой культурной среды.

Одним из доказательством возникновения культурного феномена в обществе является специальный сленг сетевого общения. Коллекции «мемов», «эмоджи» заменяют эмоциональную составляющую общения. Сенсорная и эмоциональная недостаточность цифрового общения приводит к ошибкам естественной атрибуции: мы не всегда правильно можем интерпретировать текстовое сообщение, так как не хватает невербальной информации: мимики, тона голоса, взгляда, жестов. Одно дело, общение в социальных сетях с друзьями и встречи с ними лицом к лицу в реальной жизни и совсем другое — «дружба» онлайн. Сострадание и сопереживание стремятся к нулю, отсюда — явление разного рода подстрекательства подростков через социальные сети, троллинг [3]. Это говорит о том, что кроме формирования культурных веток цифровизации общественной жизни появляется необходимость новых разработок в сфере цифровой культуры и цифровой безопасности.

Пользователи интернет-пространства часто сталкиваются с проблемой защиты персональных данных. Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно отно -сящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить (ст. 3 ФЗ № 152 «О персональных данных» от 27.07.2006 г.). В современном

мире почти каждый имеет электронную почту, профили в социальных сетях, на сайтах государственных услуг и т. д., где используются персональные данные или пересылаются копии личных документов. При посещении сайтов, заполнении профиля, регистрации в различных сервисах, установке приложения пользователи оставляют в интернете свой след, который называют цифровым.

Цифровой след — это последствие активных осознанных действий пользователя сети. Он остаётся в точках загрузки системы в рамках определённого времени, объёмы которого обусловлены лишь возможностью системы и постоянно растут. Пользователи вносят свой вклад в растущий след, в формирование собственного цифрового портрета. Оставляемые в сети цифровые следы можно условно разделить на пассивные — данные, собираемые сайтами автоматически, и активные — данные, оставляемые пользователем осознанно (регистрация на сайте; онлайн-покупка и т. д). Пользователь иногда может и не знать, какая информация в данный момент собирается и обрабатывается. Близко к понятию цифрового следа находится понятие цифровая тень, или кибер-тень — фантомная информация, оставленная во всемирной паутине пользователем без его согласия и являющаяся более краткосрочной (информация о покупках, данные с камер фото-, видеонаблюдений, посещение интернет-сайтов, пользование приложениями гадже-тов, включая навигационные данные и т. д.). И «тень», и «след» — это результат взаимодействия общества с цифровой «вселенной» [4, 5].

Известно, что цифровой след используется для кибер-тестирования, при котором интервьюеры исследуют онлайн-активность наблюдаемых кандидатов в определённых его проявлениях. Многие социальные сети собирают большой объём информации, которую можно использовать для исследования личности пользователя. Например, зная число друзей пользователя социальной сети, можно предположить, экстраверт он или интроверт.

Цифровая тень может позволить выявить увлечения и пристрастия, например, к азартным играм, что может послужить отказом

в приёме на работу, выдаче кредита, в установлении разного рода личных отношений. Алгоритмы обработки данных известны давно, но сейчас они получили необходимые вычислительные мощности, и о том, как эти данные будут объединены, агрегированы и трансформированы, не знают даже ведущие учёные [6].

Есть и другая сторона — каждый пользователь интернет-пространства может обзавестись новой фантомной личностью или сразу сотнями личностей одновременно. Хорошо, когда это отражает многогранность интересов пользователя и его внутреннего мира. Однако это также послужило платформой для формирования новых видов мошенничества. В результате процветает фейковая индустрия [7].

Культура и безопасность реальной и цифровой жизни неразрывно переплетаются и совершенствуются, образуя новые формы и средства взаимодействия людей и их защиты от посягательств злоумышленников. Обладая необходимым программным обеспечением, можно получить важную информацию о цифровых следах в Сети или путём удалённого доступа к отдельному устройству. Создание персонального учёта может не только существенно облегчить процесс сбора и анализа статистических данных, но и предоставит новые возможности для идентификации, поскольку программно-технические средства, создаваемые человеком самостоятельно, являются плодом высокоинтеллектуальной деятельности и практически также уникальны, как отпечатки пальцев [8].

Современный человек должен учитывать значение цифрового следа и цифровой тени. Уже в ближайшем будущем приёмные комиссии вузов и потенциальные работодатели смогут исследовать цифровые «отпечатки» абитуриентов и аккаунты возможных сотрудников. Проведя относительно небольшой анализ цифрового следа и тени кандидата, можно определить, например, его склонность к педагогической деятельности или наоборот — нежелательность работы с детьми.

Практика показывает, что на данном этапе становления цифровой культуры большинство школьников и студентов не проинформированы о мерах безопасности работы в том

цифровом пространстве, которое обусловлено современной модернизацией образования. Обучающиеся должны понимать, что интернет-пространство имеет также и отрицательные стороны, которые могут оказать влияние не только на события в настоящем, но и на ограничения или привилегии в будущем [5]. Чтобы простое человеческое любопытство не навредило, каждому обучающемуся необходимо чётко представлять, что такое киберслед и кибертень и как они трансформируются в цифровой среде и социальной жизни человека.

Актуальной в этом направлении является и информация об искусственном интеллекте (ИИ) как неотъемлемой части цифровизации жизни человечества. Возможности ИИ как интеллектуальной компьютерной системы, обладающей способностями человеческого разума (идентификация речи, обучаемость, логичность, способность рассуждать, оперативное решение текущих задач), также должны быть хорошо знакомы обучающимся. Искусственный интеллект, погружённый в базу информационной среды, с определёнными образовательными задачами и установками, в виде, например, игрового модуля существенно сократит вероятность грубых ошибок, что очень важно не только для студентов, чья профессия связана с риском для жизни, но и для тех профессий, которые непосредственно, с малых лет, воспитывают внутренний мир человека — педагогов. Значимость последних следует особо подчеркнуть и в цифровом пространстве [5].

Феномен стремительного распространения технологий ИИ и воздействие данного процесса на социальный институт прав человека в своей работе проанализировала С. П. Фурс [9].

Цифровой мир возник как результат растущей тенденции к передислокации деятельности от наружной к внутренней, то есть возросшее количество опасности в окружающей действительности и занятость родителей внесли свои изменения в процесс обучения и воспитания детей. Подрастающему поколению стоит задуматься, что представляет из себя их цифровой след и как он влияет на их будущее и в этом им обязаны помочь взрослые. Скорее всего, те молодые люди, которые равнодушно

относятся к своей цифровой тени сегодня, столкнутся с трудностями при поступлении в вузы или при поиске работы завтра.

Перед исследователями из разных научных областей встают непростые задачи по изучению особенностей поколения «цифровых детей» и отслеживанию их трансформации в будущем, использования новых форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия, модернизации процесса образования [10].

Обозначим ведущие векторы процесса формирования цифровой культуры:

— понимание цифровой культурной реальности, владение принципами ориентирования в ней;

— владение компетенциями по эффективной реализации цифровых технологий в профессиональной деятельности;

— умение осуществлять оптимизированный информационный поиск и анализ информационных источников;

— организация системы плодотворных информационных контактов для решения профессиональных задач;

— реализация различных моделей поведения в цифровой среде в соответствии с морально-этическими нормами [11].

Формирование компетентности в области работы в цифровом пространстве — важный аспект педагогического воспитания современной молодёжи. Человечество сейчас живёт в бесконечном и быстро меняющемся потоке

информации, в окружении социальных сетей и рекламы.

Подрастающее поколение посвящает большое количество времени созданию контента в сетевой среде, становясь активными участниками в построении интернет-пространства. Человек должен воспитывать в себе цифровую культуру вместе с системой связанных с этим взаимоотношений. Важно обучаться цифровым навыкам, защищать свои персональные данные, знать о связи цифрового следа и информационной безопасности.

Перед сообществом педагогов и психологов стоит задача нахождения форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия и модернизации всего процесса образования, выявления и подбора нового подхода в обучении. Педагогам следует проводить информирование обучающихся о правильном пользовании интернет-ресурсами, с целью обезопасить их от негативного влияния цифрового следа, как источника рисков информационной безопасности. Следует внедрять новые формы и методы работы, которые будут соответствовать условиям современного образовательного процесса.

Пользователю социальных сетей рекомендуется следить за своими высказываниями и постами, и проводить анализ публикуемых материалов и посещаемых платформ. Всё, что размещается в интернет-пространстве, должно соответствовать нормам морали и этики.

ЛИТЕРАТУРА

1. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации:

Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // Гарант.Ру: Информационно-правовой портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ pшducts/ipo/prime/doc/72738946/#review (дата обращения 17.02.2021)

2. Мурейко Л. В. Симуляция «символического» в концепции массмедиа Ж. Бодрийяра // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 3. С. 66-78. DOI : 10.18721/JHSS .9307

3. Повов Д.. В. Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2016, № 3 (62). С. 66-71.

4. Попсулин С. Человечество накрыла цифровая тень [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/chelovechestvo_nakryla_tsifrovaya_ten (дата обращения 23.03.2021).

5. Эльтемеров А. А. Федорова С. Н. Цифровые компетенции курсантов МЧС России // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 3 (37). С. 64—71. DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-64-71.

6. Бояркина Л. А. Цифровой след и цифровая тень как производные персональных данных // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 62. С. 78—81.

7. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета. 2017. С. 93—112.

8. Зазулин А. И. Правовые и методологические основы использования цифровой информации в доказывании по уголовному делу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2018. 32 с.

9. Фурс С. П. Последствия внедрения технологий искусственного интеллекта для социального института прав человека // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 20-27. DOI: 10.25257/кВ.2021.1.20-27

10. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6

11. Гнатышина Е. В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19-24.

CULTURAL BEHAVIOUR IN MODERN DIGITAL SPACE

ELTEMEROV Aksar

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia ELTEMEROVA Olga

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Abstract: The authors analyze digital technologies impact on modern society. With the development of digital technologies in global socio-cultural space there arose a need for teaching digital culture. Examples of innovative solutions use in some areas of human life are provided. The leading vectors of digital culture formation process are presented. It is concluded that students should be informed about the Internet resources proper use in order to protect them from the negative impact of digital footprint as a source of information security risks.

Key words: digital footprint, artificial intelligence, communication culture, digital culture, digital competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.