ИН ФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, или Как воспитывать в эру Интернета
Наталия Степановна Дерендяева,
аспирант Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева
Анализ законодательных и нормативных документов показывает, что существуют документы, в которых идёт речь о безопасности. Отдельные аспекты защиты детей от вредных информационных и психологических воздействий (угроз и т.п.) рассмотрены в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Однако законодательные и нормативно-правовые документы, регулирующие информационную безопасность детей, отсутствуют. На этом фоне проблема информационной безопасности становится достаточно актуальной, а в её решении целесообразно опираться на ресурсы школы и родителей.
• безопасность • образование • информация • информационная среда
• информационная безопасность • культура информационной безопасности
• информационная безопасность детей
Законодательные и нормативно-правовые документы, охватывающие вопросы защиты от информационных угроз
В ГОСТе 12.0.004-90 от 01 июля 1991 г. «Организация обучения безопасности труда» написано: «В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин»1. Более того, ГОСТ предусматривает обу-
1 ГОСТ 12.0.004—90. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс]. — Взамен ГОСТ 12.0.004-79; введ. 1991-07-01. — Электрон. дан. — [Москва], 2002. — URL: http://ohrana-bgd.narod.ru/gost095.html. — (Дата обращения: 21.05.2014).
чение учащихся правилам безопасности перед началом всех видов деятельности, в том числе при организации внешкольной и внеклассной работы.
Основной закон Российской Федерации содержит несколько статей о безопасности.
Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Статья 29 даёт право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.
Статья 37 говорит о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 — право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды2.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.) представляет систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Концепция определяет национальную безопасность Российской Федерации как безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
В Концепции обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров3.
Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в области информационной безопасности, является Доктрина информационной безопасности Российской
2 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята 12 дек. 1993 г.]. — Электрон. дан. — [Москва]: КонсультантПлюс, 2014. — URL: http://www.consultant.ru/ popular/cons/. — (Дата обращения: 21.05.2014).
3 Концепция национальной безопасности Российской Федерации
[Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Москва], 2000. —
URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2000-01-14/6_concept. html. — (Дата обращения: 24.10.2013).
Федерации (09.09.2000 г.)4, в которой обозначены интересы личности и общества в целом.
Доктрина информационной безопасности комплексно охватывает все направления обеспечения информационной безопасности. Основная идея российской доктрины информационной безопасности заключается в обеспечении баланса интересов общества, государства и человека в информационной сфере.
Под «информационной безопасностью» Российской Федерации в Доктрине понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещённой законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 2006 г.) прописано ограничение доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий — предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей,
4 Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. — 2000. — 28 сент.
производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей,
в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей;
4) обеспечение информационной безопасности детей5.
Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ не предусматривает мер борьбы с сайтами, регистрирующими и опрашивающими несовершеннолетних без согласия их родителей, а также содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим необходимо совершенствование законодательства для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, нежелательной по содержанию информации, а также ограничение самими интернет-ресурсами доступа детей к такого рода информации.
Глава 28 Уголовного кодекса достаточно полно охватывает основные аспекты информационной безопасности в сфере компьютерной
5 Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: [принят Гос. думой 8 июля 2006 г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. — Электрон. дан. — [Москва]: ООО НПП «Гарант-Сервис», 2014. — URL: http://base.garant.ru/12148555/. — (Дата обращения: 21.10.2013).
информации, однако обеспечить реализацию соответствующих статей пока ещё сложно6.
Защита от информационных угроз используется в разных сферах деятельности человека. Для нас наибольший интерес представляет информационная безопасность в сфере образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2014 года № 273-ФЗ гласит: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»7.
Образование как процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства8.
6 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принят Гос. думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ]. — Электрон. дан. — [Москва]: КонсультантПлюс, 2014. — URL: http://www.consultant.ru/ popular/ukrf/. — (Дата обращения: 21.05.2014).
7 Российская Федерация. Законы. Об образовании
в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г. : с изм. на 5 мая 2014 г. : редакция, действующая с 6 мая 2014 г.]. — Электрон. дан. — [Москва]: ЗАО «Кодекс», 2014.
— URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617. — (Дата обращения: 21.05.2014).
8 Крикунов, А.Е. Образование в перспективе онтологии (онтологическое обоснование педагогических практик
в русской религиозной философии): монография / А.Е. Крикунов. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010.
— С. 93.
Как видно из определения образования, наиболее близкое, по сфере проявления, «информационная безопасность детей». В этом случае информационная безопасность воспринимается как защита определённого объекта от информации, влияющей на развитие самого объекта.
Информационная безопасность детей представлена в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 29.12.2010 № 436-Ф3 (ред. от 02.07.2013). Закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности. Этот Закон определяет информационную безопасность детей (с позиции защиты от информации) как состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию9.
Воспитание информационной безопасности у детей и подростков
Отсутствие законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих уровень нравственных данных, регулирующих защиту от информационных угроз детей, обостряет проблему воспитания.
В этих условиях безопасность жизнедеятельности ребёнка может быть обеспечена, прежде всего, на основе сознательно проектируемого и прогнозируемого процесса управления информационными воздействиями, формирования у подростка готовности и способности регулировать информационные опасности вокруг себя. Ключевое направление решения поставленной проблемы — формирование личности не только психологически устойчивой к негативным информационным воздействиям социальной среды,
9 Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] : федер. закон № 436 : [принят Гос. Думой 21 дек. 2010 г.]: одобр. Советом Федерации 24 дек. 2010 г. — Электрон. дан. — [Москва], 2014. — URL: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html. — (Дата обращения: 27.04.2014).
но и владеющей умениями её конструктивного преобразования, что и будет являться главным в формировании информационной безопасности личности ребёнка. Этому также во многом будут способствовать развитие критического мышления, психологической и нравственной устойчивости, умения управлять информационными угрозами 0.
Сформированность общеучебных умений безопасной работы с разными источниками информации у детей является ведущим фактором защиты от информационных угроз и показателем качества образования.
Проблема защиты сознания и психики личности от негативного информационного воздействия, специального обучения учащихся взаимодействию с информационными угрозами остаётся малоос-11
военной .
Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, не совершать непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность в образовании не может быть обеспечена без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей12.
Серебряник, Е.Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основной школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Э. Серебряник. — Калининград, 2011. — С. 4.
11 Там же. — С. 5
12 Сатарова, Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Сатарова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург, 2003. — URL: http://nauka-peda-gogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-informat-sionnaya-bezopasnost-shkolnikov-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii#ixzz2OoiXuxN5. — (Дата обращения: 28.03.2013).
Обеспечить информационную безопасность — это значит не допустить вреда сознанию и психике личности каким-либо родом деятельности.
При этом процесс обеспечения защиты от информационных угроз основывается на умениях личности ребёнка увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информации. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения.
Главное в обеспечении безопасности заключается не только в том, чтобы защищать интересы объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, и предупреждать опасности и угрозы. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как путём проведения мероприятий, направленных на защиту интересов, прав и свобод субъекта от угроз, так и путём нейтрализации самих угроз.
Выделим задачи по обеспечению информационной безопасности ребёнка в образовательном процессе и обозначим возможные пути решения:
1. Сформулировать этапы развития информационной безопасности ребёнка в образовательном процессе. Выделим четыре этапа развития: 1) в начальной школе (1—4-е классы), 2) в неполной средней школе (5—9-е классы), 3) в средней полной общеобразовательной школе (10—11-е классы);
4) профессиональная школа (ссузы, колледжи, ПТУ, вузы).
2. Сформулировать и обозначить классификацию угроз на каждом этапе развития информационной безопасности ребёнка. Например, на первом этапе выделим угрозы личной безопасности, не связанные с использованием технических средств. На втором этапе выделим угрозы личности, семье, обществу, окружающему ребёнка — возникающие при работе с информацией на компьютере
и в сети Интернет. На третьем и четвёртом этапах — изучение основ информационной
безопасности, связанных с профессиональной ориентацией школьника, например, по выбранной специальности с поиском, обработкой информации и использованием различных приёмов записи информации.
3. Обеспечить непрерывность развития информационной безопасности при переходе от одного этапа обучения к другому. Непрерывность обучения достигать с помощью чёткого выделения понятийного аппарата на каждом этапе развития информационной безопасности. На основе выделенного понятийного аппарата разработать систему обучения информационной безопасности с учётом возрастных особенностей развития личности. В процессе обучения использовать технические средства по работе с информацией. Определить роль и степень воздействия информационных угроз на личность ребёнка.
4. Определить содержание обучения информационной безопасности на каждом этапе. Содержание обучения информационной безопасности необходимо определить на каждом этапе её развития. Особенностью обучения информационной безопасности является то, что недостаточно изучить только организационные и технические средства, необходимо привить нравственность и воспитать ответственность за использование информации.
5. Согласовать действия семьи, школы, библиотеки и других учебных заведений по обеспечению информационной безопасности детей в учебно-воспитательном процессе. Необходимо разработать методические рекомендации для родителей по информационной безопасности ребёнка в семье. Они должны содержать классификацию возможных информационных угроз для ребёнка, рекомендации по ограничению доступа к информации и по обеспечению информационной безопасности для детей, находящихся в зоне ответственности родителей. Формами взаимодействия школы с родителями по вопросам обеспечения информационной безопасности могут быть как традиционные (родительские собрания,
заседания родительских комитетов, индивидуальные беседы учителей с родителями), так и специально организованные лекции, семинары с участием педагогов, библиотекарей, правоохранительных органов, специалистов по защите информации.
6. Определить формы внедрения информационной безопасности в учебно-воспитательный процесс школы. Разработать систему дидактических занятий по информационной безопасности для учащихся на каждом этапе обучения, проведение библиотечных уроков и мероприятий на базе библиотек в рамках проблемы информационной безопасности личности ребёнка. Внедрение знаний по информационной безопасности в учебный процесс может быть в рамках существующих предметов, например информатики или ОБЖ, на базе школьной библиотеки и не только, а также и на специально организованных занятиях, например, классных часах, ролевых играх, в проектной деятельности учащихся и др.
Самым важным является развитие у личности ребёнка социально-психологической способности к самоблокированию информации, которая оказывает негативное воздействие на сознание личности, к самоконтролю поступающей информации из общества. Конечно, всё это зависит от интеллектуального уровня личности.
Например, необходимо научить ребёнка правильной работе с компьютером, грамотному использованию глобальной компьютерной сети Интернет. Если этому во время не научить, то информационное воздействие, исходящее от компьютера и Интернета может в результате привести к социальной и личностной деградации личности, а в некоторых случаях и к разрушению детской психики ребёнка, что есть информационная угроза личности. Также не знание основ компьютерной грамотности приводит к угрозе отчуждения человека от других людей, опасность полного ухода из реального мира в мир виртуальный, к компьютерной и интернет-зависимостям и др.
Педагог, библиотекарь, обучающий информационной безопасности, может противостоять всем обозначенным видам последствий информационного воздействия. Библиотекарь, как и педагог способен подготовить сознание детей
к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать навыки критического мышления, развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной13.
В процессе непрерывного образования обучить основам информационной безопасности необходимо, а именно базовым умениям при работе с информацией. Этому необходимо обучая с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте, сделать вывод, дать оценку событию и т.д.), так же как и развитию и формированию критического мышления у детей (уметь анализировать ситуацию, уметь анализировать информацию, сопоставлять информацию с ранее известной, делать выводы, сравнивать, обобщать). Развитию и формированию навыков критического мышления могут способствовать курсы медиаобразования.
В настоящее время проблема информационной безопасности личности ребёнка, приобретает новый статус, превращаясь в педагогическую проблему, потому что её решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, от степени зрелости личности и её готовности к самореализации в обществе; от её решения будет зависеть развитие человечества.
Специалисты библиотечных и медиацентров в развитии личности ребёнка
В Экологической энциклопедии (редакционная коллегия В.И. Данилова-Дани-льяна, К.С. Лосева и других) отсутствуют термины «информационная безопасность», «безопасность», но приводится термин «безопасность человека».
13 Малых, Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Малых. — Иркутск, 2008. — С. 14.
Безопасность человека — это отсутствие каких-либо угроз человеку, его здоровью, жизни и благополучию или защищённость от подобных угроз. Она должна обеспечиваться через человеческое развитие. Безопасность человека включает в себя военную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и другие виды бе-зопасности14.
По Е.Э. Серебрянику, информационная безопасность представляет собой: «состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, безопасность информации и защиту субъектов от негативного информационного воздей-ствия»15.
Г.Г. Феоктистовым информационная безопасность определяется как: «получение максимальной информации о намерениях и потенциальных действиях своих оппонентов и минимальная утечка информации в своих
планах»16.
А.Д. Урсул подчёркивает, что: «информационная безопасность — это состояние защищённости основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным
17
воздействиям» .
14 Экологическая энциклопедия: в 6 т.: Т. 1. А—Г / редкол.: В.И. Данилов-Данильян [и др.]. — М.: ООО «Энциклопедия», 2012. — С. 138.
15 Серебряник, Е.Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основой школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Э. Серебряник. — Калининград, 2011. — С. 11.
16 Феоктистов, Г.Г. Информационная безопасность общества / Г.Г.Феоктистов // Социально-политический журнал: сб.
науч. тр. — М. — 1996. — № 5. — С. 211-212.
17 Урсул, А.Д. Информационная стратегия и безопасность
в концепции устойчивого развития / А.Д. Урсул // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. — 1996. — № 1. — С. 7.
Т.А. Малых, применительно к области образования, определяет информационную безопасность — как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия18.
В научных работах Г.В. Грачёва «Информационно-психологическая безопасность личности», «Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия», разных годов издания; Х. До-мозетова «Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности», 1991 года издания; Е.А. Мельникова «Негативно влияющая информация в Интернет», 1999 года издания, а также С. Ливингстона, С. Пейперта, Ю.Н. Усова, И.В. Челышевой, Н.И. Сатаровой и др., посвящённых информационной безопасности, показано, что информационное воздействие на человека может иметь различную направленность, в том числе с помощью информации можно управлять и манипулировать сознанием и психикой личности.
Библиотекарям необходимо уделять особое внимание формированию информационной безопасности детей, для полноценного и эффективного их развития.
Перечислим некоторые аспекты библиотечной деятельности по формированию культуры информационной безопасности детей. Во-первых, совершенствование информационной культуры пользователей библиотек. Во-вторых, информирование пользователей о неблагоприятных информационных факторах, которые приводят к возникновению информационных угроз для личности, об угрозах и опасностях
18 Малых, Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Малых. — Иркутск, 2008. — С. 10-11.
информационной безопасности, которые существуют в информационной среде, направлениях защиты и возможностях библиотек в решении данной проблемы. В-третьих, аналитико-синте-тическая переработка электронных сетевых документов в целях повышения эффективности ориентации в массивах сетевых документов. В-четвёртых, библиотерапевтическая деятельность библиотеки. В-пятых, фильтрация интернет-ресурсов при помощи специальных программ-фильтров (по согласованию с читателем). В-шестых, психологическая поддержка читателя, стимулирование у него оптимистического, конструктивного отношения к решению информационных проблем.
Для реализации социального поведения в обществе ребёнок нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
Необходимую информацию ребёнок получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (СМИ — радио, телевидение, журналы, газеты, Интернет; книги — художественные, научно-популярные, технические, общественно-политические и т.п.; искусство; образование — система дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система альтернативного образования и т.п.; воспитание — все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п., которые, в свою очередь, являются и средствами информационного воздействия.
Причём закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.
Также на ребёнка оказывают огромное влия ние количество, объём, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации.
Главное условие самосохранения личности в информационной среде — способность человека проявлять «Я» при ориентации в потоках информации. Среди известных восьми способов психологической защиты личности (замещение, проекция, компенсация, регрессия, подавление, отрицание, образование реакции и интеллектуализация) ведущим, по мнению специалистов, является последний способ19.
Для того, чтобы ребёнок мог жить и развиваться как личность в современном потоке информации, необходимо грамотное формирование информационной потребности. Организация правильного информационного поиска. Обучение детей адекватному восприятию и оценке информации. Развитие навыков критического мышления и осмысления поступающей информации, на базе сформированного мировоззрения, нравственных и культурных ценностей ребёнка. Выработать умения и навыки по работе с новыми информационными технологиями и средствами телекоммуникации.
Отсутствие защищённости у ребёнка не позволит ему полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся условиям социума и организовывать поведение (жизнедеятельность) в нём, которое позволяет удовлетворять основные потребности в обществе в социально приемлемых формах с учётом интересов других людей и действующих институтов. Полагаем, что информационную безопасность ребёнка необходимо рассматривать как состояние защищённости от действия многообразных факторов информационной среды, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной основы социального поведения человека
19 История информатики и философия информационной реальности: учеб. пособие для вузов / Под ред. Р.М. Юсупова, В.П. Котенко. — М.: Академический проект, 2007. — С. 395.
и в целом жизнедеятельности в современном информационном обществе.
Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает определённое влияние на получателя информации, а в частности — ребёнка. Это влияние может нести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости), проблемы общения (виртуальное общение, отчуждение от общества, отсутствие умения общаться и др.).
Следует отметить низкий уровень внедрения законов по информационной безопасности в деятельность образовательных учреждений. Необходимо в образовательных учреждениях
разработать программы по внедрению и распространению информационной безопасности, с учётом существующих законодательных и нормативных документов, и доведению их до педагогов, родителей и учащихся школ, а также можно подключить и сотрудников библиотек.
Программа может состоять из нескольких компонентов. Содержательный компонент — занятия для учащихся по формированию культуры информационной безопасности средствами внеклассных мероприятий, библиотечных уроков, экскурсий, направленных на раскрытие темы, проблемы и смысла культуры информационной безопасности, умение выявлять информационную угрозу, её специфику, исходящую от информации из различных источников. Обучающий или процессуально-технологический компонент включает вопросы организации и проведения занятий, направлен на формирование умения выявлять информационную угрозу и умения адекватно реагировать на неё (организация занятий с учётом особенностей развития школьников с использованием разных форм и с включением в разные виды деятельности). НО