Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / РЫНОК / УСЛУГА / ТОВАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбаткова А. Ф.

Данная статья посвящена проблеме информационной асимметрии на рынке. Изучены виды и типы асимметрии информации. Рассмотрен ряд экономических проблем, которые вызывает информационная асимметрия. Выявлены методы борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА»

получением готового продукта с более воздушной консистенцией.

Добавление в качестве стабилизатора биологически активной добавки «Витазар» обусловлено высоким содержанием белковых веществ, микроэлементов, пищевых волокон и витамина Е. Кроме того, наличие сахарозы в составе «Витазар» позволяет исключить внесение сахара в рецептуру теста для полуфабриката.

Совместное применение измельченных зерен зеленой гречки и пищевой добавки «Витазар» не только способствует улучшению биологической и пищевой ценности готового продукта, но и за счет отдельно взятых свойств вносимых компонентов (зерно зеленой гречки - лечебно-профилактическая добавка, Витазар - стабилизатор) позволяет улучшить органолептические свойства конечного продукта.

Получение полуфабриката из творога с применением зерен зеленой гречки позволяет: придать продукту профилактическую направленность; расширить ассортимент; повысить пищевую и биологическую ценность; стабилизировать реологические свойства готового продукта.

Использованные источники:

1. ГОСТ 5550-74. Крупа гречневая. Технические условия. - М.: Изд. Стандартов. - 2003. - 6 с.

2. Глаголева, Л.Э. Исследование влияний условий процесса и свойств среды на кинетику процесса набухания хлопьев зеленой гречки/ Л.Э.Глаголева, И.В. Коротких // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2015. -№ 1. - С. 134 - 137.

3. Черно Н.К. Пищевые волокна: состав, свойства, технология производства. Дис. докт. техн. наук, Одесский тех. ин-т пищ. пром-ти. Одесса. - 1990. - 502 с.

Горбаткова А.Ф. студент 1 курса Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

Россия, г. Шахты ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА Аннотация: Данная статья посвящена проблеме информационной асимметрии на рынке. Изучены виды и типы асимметрии информации. Рассмотрен ряд экономических проблем, которые вызывает информационная асимметрия. Выявлены методы борьбы.

Ключевые слова: Информационная асимметрия, рынок, услуга, товар.

В настоящее время существует большое количество торговых предприятий, в ассортимент которых входит огромное количество

разнообразных товаров: от продуктов питания и одежды до бытовой техники. В условиях обширного ассортимента становится сложно отличить низкое качество от высокого. Зачастую, совершив какую-либо поспешную покупку, потребитель может столкнуться с товарами или услугами низкого качества. Приобретение покупки или услуги низкого качества может произойти в связи с несоответствием заявленных свойств. Такая проблема на рынке услуг носит название «асимметричность информации» или «рынок лимонов и персиков» (Рисунок 1).

Скрытые характеристики

(большая информированность

одной стороны проводимой сделки по сравнению с другой)

Скрытые действия (сторона, обладающая более

полной информацией, совершает действия, которые не способна предвидеть другая, менее информированная сторона)

Рисунок 1 - Типы информационной асимметрии Под информационной асимметричностью понимают неполноту достоверных знаний о продукции одного из участников рыночной сделки. Данный термин впервые прозвучал в научной работе Джорджа Акерлофа, которая была опубликована в 1970 году. Свою работу американский экономист посвятил асимметрии доступной информации, рассмотрев последствия ситуаций на рынке, в которых покупатель менее информирован о качестве приобретаемого товара, нежели сам продавец. Данная проблема характерна для рынка продуктов, рынка страхования, кредитов и рынка труда. Информационная асимметрия является сдерживающим фактором развития данных рынков [2].

Недостаточность информации порождает ряд экономических проблем. Наиболее значимыми являются: неблагоприятный отбор и моральный риск.

Под неблагоприятным отбором понимается ситуация на рынке, при которой из-за недостатка информации покупатель делает выбор в пользу товара или услуги с более низким качеством, оставляя качественный товар без внимания. Для совершения неверного выбора характерен ряд условий:

1) Из-за недостаточной информированностью покупатель не способен оценить качество товара или услуги, которые ему предложены.

2)Продавец не в силах оценить финансовую возможность покупателя, в связи с отсутствием полной информации о состоянии рынка.

Другими экономическими последствиями информационной асимметрии могут послужить отношения «принципал-агент». Смысл заключается в том, что «агент» выполняет какое-либо действие по поручению «принципала». Администратором выполняется поручения, поступающие от директора. Складываются ситуации, в результате которых директор не всегда может полностью быть информирован по поводу всех решений и действий, совершаемых подчинённым. Это может послужить толчком для администратора к недобросовестному поведению. Экономическим последствием данных отношений является моральный риск.

Формы информационной асимметрии, оказывающие непосредственное влияние на рынок услуг, многочисленны. Зачастую асимметрия информации становится причиной, по которой формируется рыночная «власть» продавцов. В случаях, когда покупатель не обладает полной информацией о затратах производителя и не может трезво оценить стоимость приобретаемого товара, а продавец, воспользовавшись ситуацией, устанавливает цену выше равновесной. Таким примером может стать, покупка в магазине элитных аксессуаров. Совершая покупку в фирменном магазине, который пользуется популярностью, потребитель не ожидает приобрести товар или услугу низкого качества. На самом деле часто складываются ситуации, когда потребители бредовых товаров становятся жертвами мошенников. Если потребитель, не распознав подделку, приобретает «товар-клон» и разочаровывается в качестве, в связи с отсутствием необходимой информации, то оригинальная фирма рискует потерять клиента. Так как, приобретая, по его мнению, качественную продукцию по завышенной цене, покупатель на самом деле оплачивает товар низкого качества. Из этого можно сделать вывод, что информационная асимметрия становится фактором, который снижает эффективность ценовой конкуренции [1].

Был выработан ряд методов борьбы с информационной асимметрией. Наиболее эффективные методы представлены в таблице 1.

Таблица 1-Методы борьбы с информационной асимметричностью

№ Методы борьбы Описание метода

1 Рыночные сигналы Суть рыночных сигналов заключается в умении продавца подать правильный сигнал о качестве продукции. Если продукция качественная, то продавцу это не составить большого труда, в этом

ему может помочь наличие свидетельств о качестве товара, сертификатов и других документов. Гарантии и поручительство могут также стать сильным рыночным сигналом. Важным остаётся репутация фирмы: её марка, фирменные знаки и т.д.

2 Аукцион ситуация аукциона представляет собой информационную асимметрию, каждый из участников аукциона знает о стартовой цене товара, знает о своих финансовых возможностях, но ничего не знает о своих оппонентах. Но каждая сторона данного процесса обладает достаточной информацией, но не показывает этого.

Таким образом, по проведённому научному исследованию можно сделать следующие выводы. Информационная асимметрия - одна из главных проблем современного рынка. Выделяют несколько типов асимметрии информации: скрытые характеристики и скрытые действия. В результате данной проблемы может пострадать как покупатель, приобретающий некачественную продукцию, так и работодатель, нанимающий работников без качественного образования.

Для борьбы с информационной асимметрией экономисты предлагают использовать меры государственного регулирования, действия рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, рекламу, сертификацию и прочее

[3].

Использованные источники:

1. Дуванская Е.В., Лемешенко Е.В., Лемешко М.А., Горностаева Ж.В., Кузнецов А.А. влияние информационного сервиса на деятельность торговых организаций Экономика и социум. 2014. № 1-3 (10). С. 82-85.

2. Алехина Е.С. расширение выгод потребительской ценности на предприятии сферы услуг. Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 1-2. С. 114117.

3. Юрьева А.В., Горностаева Ж.В., Алехина Е.С., Кушнарева И.В., Сорокина Ю.В. сервис в анимционной индустрии Теория и практика современной науки. 2015. № 2 (2). С. 257-259.

Горбаткова А. Ф. студент 1 курса Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

Россия, г. Шахты ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ КАК АКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В данной статье рассматривается интернет-торговля как вид экономической деятельности. Были выяснены отличительные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.