Научная статья на тему 'Информатизация в сфере высшего профессионального образования'

Информатизация в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация в сфере высшего профессионального образования»

• обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления, как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных технологий,

• сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления, единой образовательной информационной среды России;

• содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий, организаций и граждан к телекоммуникационным сетям.

Если эти задачи будут реализованы (а мы в этом не сомневаемся), то в ближайшее десятилетие интернет-технология трансформирует всю работу и организационную структуру не только коммерческих предприятий, но и государственных институтов. Государству придется активно и рационально внедрять Интернет, чтобы не отстать от жизни в условиях технологической революции. Прямые контакты государственных ведомств с гражданами из года в год становятся все более дорогостоящими. Например, текущая стоимость обработки такой операции государственным учреждениям Великобритании составляет приблизительно 6,5 $ по сравнению с несколькими

центами за такую же операцию, проводимую через Интернет. Подсчитано, если перевести в Интернет осуществление всего 20 % всех операций, связанных с контактами граждан с государственными учреждениями, то британское правительство может сэкономить около 7,5 миллиарда долларов в год.

Информационный конгресс, который мы сегодня открываем, поможет сделать очередной и очень важный шаг вперед к сближению позиций государственных органов и производственных предприятий. Нам, как производству, просто необходимо знать и чувствовать - какая связь нужна сегодня и будет необходима завтра. Мы внимательно ознакомились с государственной программой "Электронная Россия" и очень надеемся, что при разработке региональной подпрограммы будут учтены наши мнения и возможности.

В заключение хочется сказать, что хотя географически мы работаем на территории Омска и Омской области, у нас установлены прекрасные партнерские отношения как с предприятиями "Электросвязи" других регионов, так и межрегиональными операторами связи.

На сегодняшний день уже не существует технических проблем коммуникаций для построения единого информационного пространства России.

Позвольте пожелать участникам конгресса плодотворной и интересной работы.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СфЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. КОНОНОВ, исполняющий обязанности председателя комитета по делам науки и высшей школы Администрации Омской области

В последние годы резко возрос престиж профессионального образования. Его поддержка становится одним из ключевых элементов государственной политики Российской Федерации. Это подтвердило и заседание президиума Госсовета России, посвященного проблемам образования, в работе которого принимал участие губернатор области Л.«.Полежаев. Именно в сфере образования закладывается будущее государства, а наступивший век по праву называют эрой информатизации.

С 1998 по 2000 год число студентов высших и средних специальных заведений возросло в Омской области на треть, и сейчас мы по числу студентов на 10 тысяч человек населения занимаем 18-е (по вузам) и 12-е (по техникумам) места по России. За тот же период прием студентов на специальности, связанные с информатизацией, увеличился в полтора раза. К числу университетов, традиционно ведущих подготовку по защите информации, компьютерной безопасности, вычислительным машинам, комплексам, системам и сетям (технический, классический, педагогический и путей сообщения), добавилась Сибирская автомобильно-дорожная академия.

В целом, сегодня можно сделать вывод о том, что учебный процесс в большинстве учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в достаточной степени оснащен компьютерами. Тем не менее аттестационный показатель Минобразования -1 компьютер на 10 студентов -достигнут еще не во всех вузах. Ближе всех этот показатель к рекомендуемому значению в техническом и классическом университетах, а в Академии МВД превосходит его.

Тревогу вызывает отставание нашего педуниверситета, где на 1 компьютер приходится 30 студентов. Понятно, что критерий этот формальный, зависит от общей численности обучающихся, а она у педагогов с учетом вечерней и заочной форм обучения самая большая. Тем не менее в сеете перспектив масштабной компьютеризации образования в школах области, вопрос «как и в каких условиях будет происходить подготовка и переподготовка учителей информатики, не может откладываться на потом.

В учебный процесс высшей школы внедрение информационных технологий происходит по следующим основным направлениям: использование готовых специализированных программных продуктов, а также разработка и внедрение собственных электронных курсов; организация учебного процесса с использованием дистанционного (удаленного) доступа студентов к учебно-методическим ресурсам; телеконференции студентов и преподавателей вузов России.

Сегодня нет ни одного вуза, в котором бы не использовались информационно-аналитические системы управления. В ряде учебных заведений внедряется электронный документооборот. Полный перечень информационных ресурсов, используемых вузами в своей производственной деятельности привести невозможно. Тем не менее количественной оценкой может служить число серверов, на которых эти ресурсы размещены. Их сегодня насчитывается около сотни.

Во всех вузах развитие телекоммуникаций идет в направлении создания опорных сетей и объединения на их основе локальных вычислительных сетей подразделений.

Прием ндонтш на инфоршфшные слеимвяывсти В вуШ ОМСКОЙ 05МС1И в 1991-2060 годен

Осмцшяю юштютарами учебного процесса в вмсомя учебный пведеиип

Опорные сети вузов и НИИ имеют выход в глобальные сети Интернет, однако скорость передачи данных по каналам, определяющая эффективность работы в Интернет, распределяется очень неравномерно.

Важным рычагом поддержки и развития образования является интеграция вузовской и академической науки. Коллективами Омского филиала Института математики Сибирского отделения Российской академии наук, технического и классического университетов созданы и эксплуатируются опорные региональные сети науки и высшей школы. На протяжении ряда лет в Омской области реализуется проект создания региональной телекоммуникационной сети организаций образования, культуры и науки. Проект выдержал конкурс Российского фонда фундаментальных исследований и с 1995 года получает грантовую поддержку фонда и Минпромнауки.

Вузы и научные организации Омской области активно работают по проекту создания корпоративной библиотечной сети региона. На базе областной научной библиотеки имени Пушкина в соответствии с соглашением, подписанным губернатором области Л.К.Полежаевым и председателем Сибирского отделения РАН Н.Л. Добрецовым, создана центральная научная библиотека Омского научного центра СО РАН. Теперь богатейшие информационные ресурсы Сибирского отделения, ведущих зарубежных издательств доступны омским ученым, аспирантам и студентам.

Следует отметить, что участие в международных проектах, федеральных и межрегиональных целевых программах в последние годы стало наиболее объективным критерием эффективности работы каждого отдельного ученого, вуза, научной организации, показателем авторитетности научных школ. Осенью 1997 года Омский государственный университет вошел в число тридцати трех вузов России, для которых создание центра Интернет было предусмотрено на правительственном уровне и подкреплено соответствующим финансированием из средств федерального бюджета и международных организаций. Через полтора

Ак. МВД

года омский университетский центр Интернет уже лидировал в России по количеству проектов, прошедших конкурсный отбор.

Год назад в Омском государственном университете путей сообщения состоялось открытие инфотеки -Информационного центра вузовского международного сотрудничества. Это стало возможным благодаря участию ОмГУПС совместно с коллегами из Москвы, технических университетов Дрездена и Вены в крупнейшей программе Европейского Союза в области образования, нацеленной на содействие сотрудничеству между высшими школами Европы и России - "ТЕМПУС". Размер выигранного в условиях острой конкуренции гранта - 200 тыс. долларов.

А на днях стало известно, что технический университет включен в число исполнителей работ по разработке региональных программ информатизации образования в целях формирования единой информационной образовательной среды России в рамках программы Минобразования "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала". Исполнительная дирекция программы сделала вывод о готовности вуза и региона в целом к участию в реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы". Омские вузы готовят проекты во вновь формируемую Федеральную целевую программу "Электронная Россия".

Еще недавно никто не рассматривал всерьез информатизацию в качестве одного из реальных рычагов подъема нашей экономики. Сегодня мы уже чувствуем, что находимся в цейтноте, - такой бурный старт взяли в этом направлении промышленно-развитые страны. Мы не хотим оказаться на обочине цивилизации, и понимаем, что другого пути, кроме пути развития высоких промышленных и информационных технологий, у нас нет.

Исторически сложилось так, что Омская область относится к числу регионов с высоким образовательным и куль-

турным уровнем населения, техническим и научным потенциалом. Полнее реализовать этот потенциал, достойно представить в мировом информационном пространстве то, чем богата Сибирская земля, расширить доступ в это

пространство представителям науки, культуры, образования, нашей молодежи - в этом, я убежден, состоят главные задачи открываемого сегодня конгресса.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Спектр направлений, судя по выступлениям на секциях, определился характером докладов: это, во-первых, поисковые работы, направленные на изучение общественной среды, осваивающей информатизационные процессы; во-вторых, прикладные исследования в области создания и использования программных средств, в-третьих, материалы, рекламирующие деятельность организаций, центров; в-четвертых, опыт внедрения отдельных видов информационных продуктов и технологий. Независимо от направления представленные материалы пользовались вниманием, так как несли в себе крупицы практического опыта или новые знания, позволяющие осмыслить современное состояние проблемы. Приведу лишь некоторые примеры.

Любопытны наблюдения Центра информационных технологий и консультирования, что в Омском институте Московского государственного университета коммерции. Сотрудники Центра предложили ряду предприятий обучение методам электронной торговли. Однако отклика не последовало. Во-первых, специалисты руководящего и среднего звена достаточно зрелого возраста, успешно проявляя свои профессиональные навыки и умения, находятся во власти сложившихся стереотипов в работе. Любознательных молодых людей, способных осваивать новые технологии, на производстве мало в силу низкой заработной платы. Разрыв в возрастном составе сегодня ощущается в полной мере. Во-вторых, помехой является стремление каждого предприятия решать свои проблемы замкнуто, обособленно. Созданные в Омске информационные центры, которые пытаются сконцентрировать информационные услуги, пока также разобщены, работают хаотически.

Практика работы интернет-магазинов выявила проблемы: необходимо обеспечивать доставку товаров, предусматривать формы расчетов с покупателями, а это представляет трудности ввиду психологической неготовности населения, мало прибегающего к приобретению электронных карт, безналичным расчетам. Препятствием в расширении электронных услуг является низкий уровень доходов населения. По сообщению руководителя Центра к.э.н. Л.И. Остринской, лишь пять процентов от числа обратившихся в интернет-магазины являются домашними пользователями компьютеров. Общее же число посетителей не превышает 20 % от числа жителей Омска. Специалисты сделали вывод, что для внедрения электронного бизнеса необходимы объединяющая структура - единый областной методический центр, соответствующая правовая база и социальная поддержка населению.

Готовность к освоению новых проектов продемонстрировало Омское моторостроительное предприятие имени П.И. Баранова, руководители которого опробовали функцию посредника между учеными, инвесторами и заказчи-

ками, пытаясь проводить экспресс-маркетинговые исследования спроса-предложения на новые виды машиностроительной продукции. Но оказалось, что победивший среди прочих проект зерноочистительной машины, предложенный учеными ОмГТУ, требует значительной доработки. Промышленность испытывает нужду в реальных проектах, но производственники не владеют широкой информацией об отечественных разработках.

Помощник генерального директора O.A. Шариков отметил существенный пробел - отсутствие взаимодействия в цепи автор- товаропроизводитель - потребитель - банкир - СМИ. По мнению специалиста, нет органов, которые двигали бы инновации. Новый закон об интеллектуальной собственности предполагает либо продажу изобретения по высокой цене, либо хранение его под замком. Необходимо сблизить конечные цели ученого, который желает продвинуть интеллектуальную продукцию на уровне идеи, минуя разработчика, конструктора, - и инвестора, не желающего вкладывать деньги в долгосрочные проекты. В этом могли бы помочь и СМИ, которые пока в буквальном смысле не гоняются за информацией об инвесторах, об интересных научно-технических проектах, о производстве, готовом к сотрудничеству в освоении новых видов продукции. Информационное обеспечение имеет здесь явную прореху. Необходим государственный механизм, стимулирующий поиск отечественной новации.

Председатель областного совета ВОИР Ю.К. Желан-довский, отнесшийся критически к планированию работы с молодежью в областном комитете по молодежной политике, говорил о создании молодежного центра, в котором бы велось обучение основам изобретательскому делу. Он отметил, что патентоведы и изобретатели стареют, а преемственность поколений не обеспечивается. Но классический и аграрный университеты уже пытаются наладить такое обучение.

Прозвучало множество других конструктивных предложений. Таким образом, постановка проблем, наметка планов и перспектив на пленарном заседании конгресса логически завершалась конкретными предложениями и дельными замечаниями в сфере информатизации на заседаниях секций. Работа конгресса показала, насколько тесно переплетены проблемы информатизации со всеми сферами жизнедеятельности, участники остро почувствовали, что включение российского общества в общее информационное поле интенсифицирует развитие народного хозяйства, образования, других сфер жизни человека, вплоть до перестройки человеческой психологии. Наша задача -получить от этого процесса максимальный положительный эффект.

Г.И.ЕВСЕЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.