Научная статья на тему 'Информатизация в сфере чтения: взгляд молодежи (на примере молодых людей г. Саратова)'

Информатизация в сфере чтения: взгляд молодежи (на примере молодых людей г. Саратова) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
603
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЧТЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATIZATION / READING / YOUTH / E-BOOKS / ELECTRONIC RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калугина Т. А.

Статья посвящена проблеме увеличения числа россиян, не читающих книги. В связи с развитием информационных технологий большое число современных информационных ресурсов сразу создается в электронном виде. Исходя из этого, рассмотрено понятие сетевой литературы и проведен опрос среди молодых людей г. Саратова. По результатам исследования сделан вывод о том, что уровень чтения среди молодежи поддерживается во многом благодаря использованию электронных читательских ресурсов и электронных книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCORPORATING INFORMATION TECHNOLOGIES IN READING BASED ON THE SURVEY OF SARATOV YOUTH

The article deals with the problem of increasing the number of Russians who dislike reading books. With development of information technologies, a large number of modern information resources is published in the electronic format. The author analyses the concept of networking literature and conducts a survey among the youth in Saratov. The research helped the author conclude that the level of reading among the young people is largely supported by electronic library resources and electronic books.

Текст научной работы на тему «Информатизация в сфере чтения: взгляд молодежи (на примере молодых людей г. Саратова)»

УДК 316.74

Т.А. Калугина

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЧТЕНИЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ Г. САРАТОВА)

Статья посвящена проблеме увеличения числа россиян, не читающих книги. В связи с развитием информационных технологий большое число современных ин-

формационных ресурсов сразу создается в электронном виде. Исходя из этого, рассмотрено понятие сетевой литературы и проведен опрос среди молодых людей г. Саратова. По результатам исследования сделан вывод о том, что уровень чтения среди молодежи поддерживается во многом благодаря использованию электронных читательских ресурсов и электронных книг.

Информатизация, чтение, молодежь, электронные книги, электронные ресурсы

T.A. Kalugina

INCORPORATING INFORMATION TECHNOLOGIES IN READING BASED ON THE SURVEY

OF SARATOV YOUTH

The article deals with the problem of increasing the number of Russians who dislike reading books. With development of information technologies, a large number of modern information resources is published in the electronic format. The author analyses the concept of networking literature and conducts a survey among the youth in Saratov. The research helped the author conclude that the level of reading among the young people is largely supported by electronic library resources and electronic books.

Informatization, reading, youth, e-books, electronic resources

За последние двадцать лет мир претерпел значительные изменения, которые не могли не отразиться на обществе. Обилие разнородной информации, повышенная значимость времени, трансформация системы образования и повышение требований к уровню квалификации, интенсивное развитие медиакультуры - это и многое другое в совокупности приводит к изменению мотивов чтения, что сказывается на выборе литературы и видов читательских ресурсов. В целом само чтение меняет свой характер: оно становится более функциональным, инструментальным и прагматичным. Выделяются две основные тенденции: процесс чтения либо используется преимущественно для получения конкретных сведений или самообразования, либо приобретает все более «легкий» характер, становится средством приятного времяпрепровождения, в то время как мировоззренческая функция чтения уходит на второй план, что проявляется в виде падения интереса к классической литературе [2].

Президент России Владимир Путин отметил увеличение числа не читающих книги россиян как значимую проблему современного общества, решение которой - общенациональная задача. Потенциал и культура нации зависят от нравственных, духовных ценностей, содержащихся в книгах. «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Нужно прямо сказать: есть опасность, что тот самый статус мы можем растратить. По данным социологов, растет цифра людей, которые вообще не читают книг - ни бумажных, ни электронных, никаких ... в интересах страны, ее будущего мы будем возрождать надобность людей в книге...», - сказал Путин на съезде Российского книжного Союза [3]. Вследствие этого актуальным вопросом на сегодняшний день является необходимость разработки методики и технологий приобщения населения к чтению.

Помимо того, на сегодняшний день книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. По данным ВЦИОМ, россияне стали больше читать, однако количество покупаемых книг уменьшается - только 17% респондентов за последние три месяца (на февраль 2013 г.) совершали покупку книги. Скорее всего, причиной служит распространение электронных книг и приложений для смартфонов, позволяющих совершать подобные приобретения бесплатно. Исключения составляют книжные новинки - в зависимости от политики издательства они либо платные, либо могут существовать только в печатном варианте [3]. Таким образом, интерес к чтению в целом не приходит в упадок - его поддерживает использование ряда других источников чтения: газет, журналов, комиксов и т.д. [3]. Свой вклад вносят возникшие с развитием Интернета их электронные издания, а также новостные ленты, блоги и т.д.

Вступление России на информационный этап развития общества привело к тому, что информация и знание стали одним из основных факторов развития и социального структурирования общества. Отличительной чертой данного этапа является представление информации и знаний не только в традиционной печатной форме, но и в электронной, цифровой, что позволяет принципиально иначе создавать, хранить, получать и использовать практически любую информацию. Развитие информационных технологий привело к тому, что большое число современных информационных ресурсов сразу создается в электронном виде [1].

В связи с этим следует рассмотреть такое понятие, как сетевая литература, или сетература - «понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, -удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т.п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представителями бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов» [4].

Наиболее динамичную, активную часть общества представляет собой молодежь, что позволяет использовать ее в качестве индикатора перемен, происходящих в социальной системе. Поэтому в августе 2013 года среди молодых людей г. Саратова было проведено исследование методом анкетирования по квотно-территориальной выборке объемом в 200 респондентов по критериям пола и возраста.

Согласно полученным данным, электронная книга популярна среди почти четверти опрошенных (24%). Однако самыми распространенными в использовании ресурсами являются печатные (33,1%) книги. Но при этом общее количество респондентов, выбирающих электронные ресурсы (50.7%), все же превышает численность респондентов, предпочитающих печатные источники (48,9%).

Самыми популярными местами приобретения читательских ресурсов являются сеть Интернет (30%) и книжные магазины (27,8%). Популярность последних обусловливается тем, что печатные источники чтения являются привычными, традиционными. Популярность же сети Интернет как источника читательских ресурсов вызвана, с одной стороны, удобством использования последних, а с другой - широкой распространенностью среди молодежи разнообразных электронных носителей и устройств, использование которых является модным. Т.е. обладая возможностью выбора между печатными и электронными читательскими ресурсами, выбор может быть сделан в пользу вторых, чтобы соответствовать большинству.

Интересно отметить, что, при возможности бесплатного доступа к электронным читательским ресурсам 51% молодежи г. Саратова купят печатный вариант. На электронном варианте останавливают свой выбор соответственно 49% опрошенных. При этом среди них 33,7% респондентам преимущественно жаль тратить деньги на платный печатный вариант. Основной функциональной характеристикой данного вида ресурсов является удобство его использования (23,9%). Для пятой части опрошенных среди данной категории причиной отказа от покупки платного печатного варианта является его дороговизна (20,7%). Для 18,5% респондентов, выбравших электронный ресурс, не существует принципиальных различий между обоими видами читательских ресурсов. Современностью электронного варианта при выборе ресурсов чтения руководствуется 1,1% молодежи. 2,2% затруднились с обоснованием своего выбора.

Причина выбора электронного читательского ресурса, % от ответов

Категория Частота % респондентов

Жалко денег на печатный ресурс 31 33,7

Удобство в использовании 22 23,9

Дороговизна печатного ресурса 19 20,7

Нет разницы 17 18,5

Это современно 2 1,1

Затрудняюсь ответить 1 2,2

Итого 92 100

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень чтения среди молодежи поддерживается во многом благодаря использованию электронных читательских ресурсов и электронных книг, удобство которых отмечают представители опрошенной молодежи. Однако нельзя говорить о преобладании того или иного вида читательских ресурсов, поскольку печатный и электронный вариант дополняют, но не заменяют друг друга. Обладая существенными отличительными особенностями, они являются комплементарными элементами структуры читательских предпочтений молодых людей г. Саратова, поскольку нацелены на удовлетворение различных запросов современной молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арме В. Электронные библиотеки: пер. с англ. / В. Арме. М.: ВИНИТИ, 2001. 274 с.

2. Потребительские предпочтения на рынке книжной продукции // inFOLIO Research Group: информационный ресурс. 2009. URL: http://www.pro-books.ru/sitearticles/1793 (дата обращения: 29.04.2011). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Путина тревожит рост числа россиян, не читающих книги // Interfax: частная диверсифицированная информационная группа. 2011. URL: http://www.interfax.ru/culture/209820 (дата обращения: 28.09.2012). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Сетевая словесность // Сетевая литература. 2011. URL:http://www.netslova.ru/. (дата обращения: 19.04.2011). Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Читающая Россия // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=113845 (дата обращения: 13.03.2013). Загл. с экрана. Яз. рус.

Калугина Татьяна Алексеевна -

доктор социологических наук, профессор кафедры социокультурных основ образования Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Статья поступила в редакцию 17.07.14, принята к опубликованию 25.09.14

Tatyana A. Kalugina -

Dr.Sc., Professor

Department social and cultural

foundations of education,

Institute of additional vocational education Cher-

nyshevsky Saratov State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.