УДК 658.71:004
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
INFORMATIZATION OF THE SYSTEM OF PROCUREMENT FOR STATE (MUNICIPAL) NEEDS: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES
Бехер Вероника Виссарионовна
Beher Veronika Vissarionovna
кандидат юридических наук, и.о. заведующего кафедрой публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Law), interim head of the department of public law, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
Лайченкова Наталия Николаевна
Laichenkova Natalia Nikolaevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of public law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье содержится анализ изменений законодательства о закупках для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Сделан вывод о высоком значении увеличения степени информатизации всех процессов в рамках государственных (муниципальных) закупок.
Ключевые слова: государственные нужды, муниципальные закупки, Единая информационная система, электронная форма, электронная площадка, открытый конкурс, запрос котировок, заказчик, участник.
The article presents an analysis of the changes in the legislation regulating procurement for state (municipal) needs. Conclusion is made about the importance of a growing degree of informatization of all processes involved in state (municipal) procurement.
Keywords: state procurement, municipal purchases, Unified information system, electronic form, electronic platform, open tender, invitation to tender, buyer, participant.
В настоящее время особое значение в системе развития и оптимизации национальной экономики приобретает процесс ее информатизации, что обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить:
- потребность в ускорении товарооборота;
- создание прозрачной системы взаимодействия между государством и хозяйствующими субъектами;
- формирующийся рынок высокотехнологичных инноваций;
- необходимость поиска новых способов, методов и инструментов ведения приносящей доход деятельности.
Действительно, «развитие информационной экономики накладывает заметный отпечаток на хозяйственные процессы, влияя на все без исключения сферы экономической дея-
Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30)
ШшшяШ
тельности. В связи с этим возникает проблема снижения негативного и максимизации позитивного эффекта развития информационных технологий» [1].
Масштабная информатизация требует синхронизации маршрутов развития всех векторов государственной деятельности. К. Шваб считает, что переход от простой цифровизации (третья промышленная революция) к инновациям, базирующимся на комбинациях технологий (четвертая революция), вынуждает компании пересмотреть свое отношение к тому, как они работают [2].
Система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регламентированная Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее -Закон № 44-ФЗ), изначально ориентирована на максимально возможное применение информационных технологий при осуществлении закупок [3].
В соответствии со ст. 4 Закона № 44-ФЗ в целях оптимизации системы закупок функционирует Единая информационная система в рамках сайта www.zakupki.gov.ru, обладающая достаточно глубоким контентом. В ЕИС отображается информация, характеризующая каждый этап осуществления закупки, начиная с планирования и заканчивая материалами проверок по отдельным заказчикам и закупкам.
В первоначальных редакциях Закона № 44-ФЗ обязательное проведение конкурентной закупки в электронной форме относилось исключительно к аукциону. Электронные аукционы проводятся на специальных электронных площадках, что позволяет оградить данный способ закупок от возможного сговора между заказчиками и участниками.
31 декабря 2017 г. в Закон № 44 были внесены изменения, касающиеся в том числе и перевода всех конкурентных способов закупок (за исключением закрытых способов) в электронную форму.
Так, с 1 июля 2018 г. заказчику предоставляется право определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) посредством проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме. А уже с 1 января 2019 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Научно-практический журнал. ISSN 2618-6780
путем проведения электронных процедур станет обязанностью заказчиков, уполномоченных органов и уполномоченных учреждений.
С 1 января 2019 г. в Единой информационной системе будет вестись реестр участников закупок. В настоящее время в ЕИС содержатся реестры контрактов, заключенных заказчиками, недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), банковских гарантий, жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что с 1 января до 31 декабря 2019 г. в обязанность участников закупочных процедур, ранее аккредитованных на электронных площадках, вменяется аккредитация в Единой информационной системе. Регистрация участников в ЕИС не предполагает взимание с последних платы.
Правительством РФ будут определены порядок и сроки предоставления информации и документов, необходимых для регистрации участников в ЕИС. Срок регистрации в ЕИС равен 3 годам. При этом участник может начать процедуру перерегистрации не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока регистрации. Однако за 3 месяца до даты окончания срока регистрации в ЕИС участник лишается права подачи заявки на участие в электронных процедурах.
Взаимодействие между ЕИС и электронными площадками позволит избежать участникам дублирующей регистрации (аккредитации). То есть операторы электронных площадок автоматически аккредитуют участника после его регистрации в Единой информационной системе. Указанная аккредитация и регистрация дают участнику право участия во всех электронных процедурах, которые проводятся на электронной площадке.
Следует обратить внимание, что до 30 июня 2019 г. обеспечение заявок на участие в определении поставщика в электронной форме будет возможно исключительно посредством внесения денежных средств на специальные счета в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Требования к такого рода банкам, которые не должны быть ниже закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к кредитным организациям, в которых могут раз-
мещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, также устанавливается Правительством РФ.
Закон № 44-ФЗ дополнен положениями о проведении закупочных процедур в электронной форме. Так, например, появился параграф 3.1. «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме», правила которого в самой общей форме можно изложить следующим образом.
В обязанность заказчика включено размещение извещения в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок, которые должны подаваться на электронной площадке.
По результатам их рассмотрения котировочная комиссия составляет протокол, направляемый оператору электронной площадки. Все заявки распределяются в зависимости от цены
контракта, то есть первый порядковый номер присваивается заявке с самой низкой ценой контракта. На основании ч. 7 ст. 82.4 Закона № 44-ФЗ победителем будет являться участник, заявка которого имеет в протоколе первый порядковый номер. В случае, если было направлено несколько заявок с одинаковой наиболее низкой ценой, победителем будет признаваться участник, заявка которого поступила раньше других аналогичных заявок.
Система государственных (муниципальных) закупок окончательно переходит в электронную среду. Нельзя отрицать преимущества от подобной информатизации, основное из которых - преодоление коррупционной составляющей, создание максимально прозрачных, открытых и равных условий для всех участников. Это подтверждает, что разворот от механизма «управления деньгами» к механизму «управления технологиями» неизбежен.
Библиографический список (References)
1. Губанова Н.Н Информационная экономика и ее особенности на современном этапе мировой информатизации // Вюник економши транспорту i промисловосп. 2013. № 42. С. 210.
2. Мануков С. 4-я промышленная революция в Давосе // Эксперт-онлайн. 2016. 21 января.
3. Федеральный закон от 5.05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
1. Gubanova N.N. (2013) Informatsionnaya ekonomika i yeye osobennosti na sovremennom etape mirovoy informa-tizatsii [Information economy and its parameters at the present stage of global informatization] // Visnik yekonomiki transportu i promislovosti. № 42. P. 210.
2. Manukov S. (2016) 4-ya promyshlennaya revolyutsi-ya v Davose [The 4th industrial revolution in Davos] // Ekspert-onlayn. 21 yanvarya.
3. Federal'nyy zakon ot 5.05.2013 № 44-FZ «O kontrakt-noy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obe-specheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» (v red. ot 31.12.2017) [Federal Law of 5.05.2013 №. 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works, and services for state and municipal needs" (as amended on December 31, 2017)] // SPS «Konsul'tantPlyus».