Научная статья на тему 'Информатизация общества и дистанционное образование'

Информатизация общества и дистанционное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества и дистанционное образование»

Войтович И. К.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Последние 100 лет отмечены феноменальным ростом способов развития и распространения информации. В настоящее время во многих странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Процесс информатизации общества приобретает поистине глобальный характер. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход передовых стран мира от постиндустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда дальнейшей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания [Колин, 2008]. Функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий растут исключительно быстро, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Это требует принципиально новых подходов к проблеме информатизации сферы образования. Общепризнано, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества и практические умения использовать ее возможности, но также и формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека. В связи с изложенным выше необходимо ставить вопрос об изме-

нении целей образования, его принципиально новой ориентации на проблемы информационной цивилизации [Колин, 1997; Колин, Информатизация...].

Переход к информационному обществу кардинально меняет характер деятельности людей в социуме. Важнейшим показателем изменения образа жизни является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационных компьютерных технологий (ИТ) во всех областях социальной жизни и деятельности, рост уровня производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг [Трубина 2008: 108].

Новейшие информационные технологии (НИТ) распространились по земному шару менее чем за два десятилетия (с середины 1970-х до середины 1990-х гг). Согласно М. Кастельсу, персональные компьютеры и Интернет входят в жизнь людей стремительнее, чем технологии, преобразовавшие жизнь людей в XX в. [Голышко 2001: 70]. Революция в сфере информации приобретает характер глобального процесса. Начальный период современной информационной революции следует отнести к 70-м гг. Именно тогда был создан первый микропроцессор (1971 г.) -базовый элемент систем цифровой обработки электронных данных. В 1975 г. был собран первый персональный компьютер, а его коммерческий вариант появился спустя всего два года [Еляков 2003: 30-31].

В конце XX в. информация превратилась в стержневой принцип, от которого зависят другие современные социально-экономические процессы. ИТ всегда используются там, где присутствует информация. В силу того, что жизнедеятельность человека «пронизана» информацией, эти технологии приобретают всеобъемлющий характер. Было бы серьезным упрощением полагать, что ИТ - это лишь средство упорядочения существующего знания. Прежде всего они являются орудием получения нового знания. Первое с начала нашей эры удвоение знаний человечества произо-

шло в 1750 г., второе - в начале XX в., третье - в 1950 г. После 1950 г. удвоение знаний происходило каждые 10 лет, после 1970 г - каждые 5 лет, а после 1991 г. - ежегодно. Объем знаний в мире к началу XXI в. увеличился более чем в 250 тысяч раз [Колин, 2003].

Следствием развития революционных процессов в области информации, информационных технологий явилось информационное общество. Его формирование - дело не свободного выбора, а общественно необходимый процесс, так как в ведении человечества нет другого ресурса, кроме информации, который послужил бы в роли уникального рычага преобразования общества и «броска» в процветание [Еляков 2003: 35]. Растет престиж квалифицированности и профессионализма, а главное, расширяются возможности для творческой активности людей. Появляются новые формы обучения и получения образования благодаря новым обучающим технологиям, например, дистанционное обучение с использованием Интернета. В этом случае обучение приобретает статус непрерывности.

В развитых зарубежных странах обучение в кампусах более не является единственной формой обучения. Как студенты, так и преподаватели возлагают все больше надежд на обучение вне кампусов [Fulton, 1992]. В 199 г. Сэр Джеффри Холанд (Sir Geoffrey Holland, Vice-Chancellor of the University of Exeter) заявил, что к 2020 г. получить образование можно будет тремя путями - очно, заочно и дистанционно («By the year 2020 every education and training programme leading to a qualification or a credit towards one will be available in three modes: full time, part time, and through distance learning»») [Spodick, 1995]. По данным 1995 г., только в США в дистанционное обучение было вовлечено более 300 000 человек [Spodick, 1995]. Появились учебные заведения, такие как Британский открытый университет (British Open University), университеты без границ (universities without walls) и др., которые сделали

возможным получение академических кредитов вне кампуса и в удобное для студентов время. Нетрадиционные программы появились из идеалистической идеи о равенстве в образовании, которая стала популярной в 1960-е гг. [Rocco 1985: 13]. Программы дистанционного обучения особенно важны для тех, чье географическое местонахождение, работа или физическое состояние делают невозможным получение знаний на традиционных занятиях.

Дистанционное обучение, или дистанционное образование, существует уже не одно столетие. В настоящее время его рассматривают как новое явление, включающее передовые технологии. Под дистанционным обучением понимают такую форму обучения, которая предполагает удаленность обучающего и обучаемого, а потому использующую такие методы обучения, как Интернет-конференции, телеконференции, телефон, помогающие устранить эту удаленность («... it is a form of education in which there is normally a separation between teacher and learner and thus one in which other means - the printed and written word, the telephone, computer conferencing or teleconferencing, for example - are used to bridge the physical gap») [Mugridge, 1991]. Удаленность предполагает не только территориальное отчуждение, но и разрыв во времени. Задачей дистанционного обучения является предоставление необходимых образовательных возможностей всем, в любом месте и в любое время.

Назовем области, в которых дистанционное обучение особенно необходимо.

• Обучение взрослых - изначально дистанционное обучение в основном замыкалось на взрослых, проживающих в сельской местности. В большинстве случаев оно использовалось в краткосрочных курсах для фермеров и мелких предпринимателей. До сих пор обучение взрослых является самой объемной частью дистанционного обучения.

• Обучение школьников. Это наиболее быстро растущий сегмент дистанционного обучения, перспективный и развивающийся рынок (an exploding market), поэтому университеты предлагают все больше программ для учащихся средней школы, так как данные программы могут оказаться прибыльными [Spodick, 1995].

• Обучение инвалидов и людей, привязанных к дому (Disabled and Homebound Individuals). Люди, ограниченные в передвижении по разным причинам, являются потенциальными кандидатами дистанционного обучения. К ним относятся инвалиды, пожилые граждане, а также временно потерявшие мобильность люди.

• Обучение иностранцев, иммигрантов (Non-Native Language Speakers). В связи с растущей миграцией их количество растет. По определенным причинам они не могут посещать занятия очно, поэтому выходом для них является дистанционная форма обучения.

• Сдвиг от индустриального к интернациональному сектору в экономике (Shift from Industrial to International Service Sector Economy). Например, в США к 1987 г. более 50% рабочей силы можно было охарактеризовать как «информационные рабочие» («information workers»). Появились альтернативные условия труда - подвижный график работы и возможность работать на дому. Увеличились возможности и необходимость постоянного профессионального роста. Все это привело к увеличению обучающихся дистанционно, которые, как правило, старше традиционных студентов и характеризуются самонаправленностью, опытом и мотивацией.

С того момента как высшие учебные заведения развитых стран мира осознали свою миссию в претворении в жизнь концепции непрерывного образования и начали перестраивать свои образовательные программы в расчете на непрерывно обучающееся взрослое население, им пришлось перестроить и весь процесс преподавания и обучения.

Учитывая, что многие взрослые - независимые учащиеся, учебные заведения быстро осознали, что больше взрослых может быть вовлечено в непрерывный образовательный процесс, если обучение и преподавание будут приспособлены к их обстоятельствам и особенностям. Колледжи и университеты вынуждены были искать новые формы работы с нетрадиционной аудиторией [НевЬш^Ь 1973: 24-25]. Одной из таких форм и стало дистанционное образование. В настоящее время потенциальными потребителями системы дистанционного обучения являются [Дистанционное..., электр. ресурс]:

• лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных или удаленных от вузовских центров регионах;

• специалисты, уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

• обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

• лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики и др.);

• военнослужащие, проходящие действительную срочную службу или увольняющиеся в запас, а также члены их семей;

• лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);

• субъекты и объекты пенитенциарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);

• иностранные граждане, желающие получить образование в другой стране, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам;

• талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;

• различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации;

• безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.

Количество и разнообразие групп обучающихся, условия, в которых они участвуют в образовательном опыте, лимит экономических и человеческих ресурсов, задействованных в образовании, - все это потребовало широкого использования технологических систем доставки знаний [Hesburgh 1973: 78]. В последнее время появляется все больше новых методик и технологий в образовании. Донести знания до слушателя можно по-разному. Голос или имидж человека можно записать и передать при помощи микрофона, камеры, спутника, кабеля, телевизора, видеомагнитофона и прочего сложного оборудования, которое поможет не только получить послание, но и прослушать или просмотреть его в удобное для учащегося время, даже если он будет находиться на другом краю света [Houle 1984: 8]. Карнеги Комишн (The Carnegie Commission) в свое время подсчитала, что к 2000 г. от 10 до 20% обучения в кампусах будет «медиатировано» (mediated), т. е. доступно через электронные ресурсы, а не через личный контакт («10 to 20% of all on-campus instruction will be mediated - available through electronic or other non-personal media rather than through personal contact») [Hesburgh 1973: 78]. На самом деле эта цифра намного выше. Так, например, только в университете Michigan State University обучение первокурсников и выпускников при помощи лишь телевизионной системы составляло более 10% учебных часов. Наряду с этим в учебном процессе активно использовались аудио,

видео, компьютер и т. д. Внедрение технологий в учебный процесс было особенно перспективным для осуществления учебного процесса вне кампусов, в том числе для самостоятельного обучения. Роль медиа возрастает в разы в обучении за пределами кампусов. Стремительно увеличивается количество программ, осуществляемых для обучающихся вне кампусов при помощи средств массовой информации и технологий.

Литература

1. Голышко А. Интернет: на пути к рождению // Радио. - 2001.

- № 11. - С. 70-72.

2. Дистанционное обучение в вузе. - Режим доступа: http://www.ref.bv/refs/62/34971/Lhtml

3. Еляков А. Д. Современная информационная революция. Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 29-38.

- Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/ 2007/10/23/0000314338/3 -Elyakov_29-38.pdf

4. Колин К. К. «Информатика-2000» - международный проект для системы образования // Международное сотрудничество. - 1997. - № 1.

5. Колин К. К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. - Режим доступа: http://www.ejoe.ru/ sod/98/6 98Zst138.html

6. Колин К. К. Становление информационного общества как фактор развития человеческого потенциала и повышения эффективности его использования // Информационное общество. - 2008. - Вып. 5-6. - С. 72-77. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/63191f1cf817e9d1 c325757600415511

7. Трубина М. А. Социальная информатика. Специфика предметной области и задачи инновационного учебного курса / Интернет и современное общество: XI всерос. объединенная конф., - 2008. - Режим доступа: http://infosoc.ru/2008/pdf_HI/ TrubinaM.pdf

8. Fulton J. R. Microcomputers in Distance Education // Journal of Extension. - Summer 1992. - Vol. 30. - N. 2. - Режим доступа: http://www.joe.org/joe/1992summer/a6.php

9. Hesburgh T., Miller P., Wharton C. Patterns for Lifelong Learning. - USA: Jossey-Bass, Inc., 1973.

10. Houle C. O. Patterns of Learning. - San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

11. Mugridge I. Distance Education and the Teaching of Science // Impact of Science on Society. - 1991. - 414. - P. 313-320.

12. Rocco T. M. & Murphy L. R. Institutional and Staff Structures for Nontraditional Programs: Alliance Mannual.- USA: The Scarecrow Press for The Alliance, 1985. - N. 2.

13. Spodick E. F. The Evolution of Distance Learning. - Hong Kong University of Science & Technology, 1995. - Режим доступа: http ://sqzm 14 .ust.hk/distance/evolution-distance-learning.htm

Малик Н. Е.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С СУБТИТРАМИ В КОМПЛЕКСНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Субтитры (от фр. sous-titres - подписи) - текстовое сопровождение видео на языке оригинала или переводное, дублирующее, а иногда и дополняющее звуковую дорожку видео. В субтитрах отражена, прежде всего, речь людей или персонажей в кадре. Иногда субтитры содержат дополнительную информацию о происходящем на экране, например, комментарии к фильму, объяснения сложных для понимания терминов, названий, надписей и прочее.

В настоящее время во многих странах Европы, в том числе Германии, Франции, Италии, Испании, где прежде широко использовалось дублирование, исторически обусловленное более широкими возможностями цензуры, субтитры или экранный перевод (screen translation) приобретают все большую популярность. Введению субтитров как виду перевода отдается все большее предпочтение не только из-за финансовых соображений - субтитры намного экономичнее и просты в производстве, - но и потому, что сохраняют аутентичность оригинальной продукции, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.