Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ХАРАКТЕРА РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ХАРАКТЕРА РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Гаспаришвили Александр Тенгизович

В статье анализируются проблемы развития российского образования в условиях широкого применения и активного использования информационно-коммуникационных цифровых технологий. Авторы рассматривают вопросы о необходимости сохранения гуманитарного характера российской системы образования в условиях формирования информационного общества и цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF EDUCATION AND PRESERVATION OF THE HUMANITARIAN CHARACTER OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

The article deals with the problems of the Russian education development in the context of extensive reliance and active use of information and communication technologies. The authors consider the issue of the need to preserve the humanitarian character of the Russian education system under the conditions of the information society and digital economy formation.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ХАРАКТЕРА РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин

УДК 37.018

йО! 10.34823/802.2021.3.51593

Л.М. АЛЛАХВЕРДИЕВА доктор экономических наук, профессор Московского государственного гуманитарно-

экономического университета, профессор Гжельского государственного университета*

А.Т. ГАСПАРИШВИЛИ кандидат философских наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Информатизация образования и сохранение гуманитарного характера российской

системы

В статье анализируются проблемы развития российского образования в условиях широкого применения и активного использования информационно-коммуникационных цифровых технологий. Авторы рассматривают вопросы о необходимости сохранения гуманитарного характера российской системы образования в условиях формирования информационного общества и цифровой экономики.

Ключевые слова: образование, система образования, информатизация образования, информационные образовательные технологии, гуманитарный характер образования.

образовательной

* Аллахвердиева Лейла Мадат кызы, e-mail: leila26uz@mail.ru; Гаспариш-вили Александр Тенгизович, e-mail: gasparishvili@yandex.ru

L.M. ALLAHVERDIYEVA Doctor of Economics, Professor of Moscow State University for the Humanities and Economic, Professor of Gzhel State University

A.T. GASPARISHVILI Candidate of Philosophy, Associate Professor of Lomonosov Moscow State University, Peoples' Friendship University of Russia, Senior Researcher at the Institute of Sociology of FCTAS RAS

Informatization of education and preservation of the Humanitarian Character of the Russian education system

The article deals with the problems of the Russian education development in the context of extensive reliance and active use of information and communication technologies. The authors consider the issue of the need to preserve the humanitarian character of the Russian education system under the conditions of the information society and digital economy formation.

Keywords: education, education system, informatization of education, information educational technologies, humanitarian nature of education.

В современном обществе развитие системы образования невозможно без использования информационно-коммуникационных цифровых технологий. Их применение в учебном процессе стало особенно актуальным в условиях вынужденного массового перехода на дистанционный формат обучения, вызванного пандемией COVID-19. Несмотря на необходимость осуществления профилактических мероприятий в чрезвычайно короткие сроки и отсутствие у многих учебных заведений опыта работы в удаленном формате, в целом система образования довольно удачно справилась с чрезвычайно сложной и масштабной проблемой перехода на дистант. Во многом осуществление этого перехода связано с проводимой в стране политикой в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, в первую очередь направленной на развитие информационного общества,

формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Основные направления этой политики были сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1.

Этот политический документ определил «цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу»2. В Указе Президента РФ сформулированы цели формирования и развития информационного общества в Российской Федерации: «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и теле- 3

коммуникационных технологий» .

Постановка таких целей отражает особое значение информатизации в жизни современного общества, поскольку информация является самым востребованным товаром на современном рынке в условиях продолжения развертывания процессов глобализации. Соответственно, процессы информатизации различных сфер жизни общества рассматриваются сегодня в качестве стратегического направления его развития. И система образования в данном случае никак не может оставаться в стороне от этих процессов, так как она принципиально определяет перспективы и возможности дальнейшего развития общества.

Сами процессы информатизации неразрывно связаны с инновациями, которые распространяются не только в сфере технологий, способствующих экономическому росту, но неиз-

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 30.01.2021).

Стратегия развития информационного общества в России (проект) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3383 (дата обращения 30.01.2021).

3 Там же.

бежно проникают и в сферу образования. Здесь они проявляются во все более широком внедрении и использовании новых образовательных технологий. В образовании также предпринимаются попытки активного внедрения технологий искусственного интеллекта, использования цифровых платформ, применения в образовательных процессах возможностей глобальных сетевых коммуникаций и др. И все это в условиях развития технологического прогресса приводит к тому, что «информатизация образования влияет на изменение его приоритетов: происходит уточнение целей образования, трансформация его содержания, изменение деятельности обучающего и обучающегося, формируется новая информационная культура личности»1.

Происходящие в развитии образования изменения учитывались при разработке российского национального проекта «Образование»2, ставшего приоритетным национальным проектом, целью которого является обеспечение качественного и доступного онлайн-обучения граждан страны на основе цифровых технологий. При этом особые надежды возлагались на информатизацию образования и на внедрение информационных образовательных технологий. Считалось, что расширение использования информационных компьютерных технологий и электронных ресурсов неизбежно будет способствовать повышению качества образования, а модернизация традиционного образовательного процесса, характерного для отечественной образовательной системы, приведет к достижению более высоких образовательных результатов и повышению конкурентоспособности российского образования.

Действительно, современная образовательная ситуация в мире в целом характеризуется тенденцией перехода от традиционного обучения к инновационному, связанному, как правило, с использованием возможностей новых информационных компьютерных технологий и интернет-ресурсов. Вместе с тем не следует забывать и о том, что проект «Образование» был нацелен на достижение не этой одной, а еще

1 Полякова В.А. Обзор научных исследований в сфере информатизации образования в условиях глобальной коммуникации и сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки, 2016, № 3, с. 86.

2 Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Официальный сайт. -URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 04.01.2021).

двух ключевых взаимосвязанных целей. Первая из них - это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Иными словами, данный проект был нацелен не только на значительное повышение уровня конкурентоспособности отечественного образования посредством применения информационно-коммуникационных технологий, но и на реализацию воспитательных задач, решаемых на основе традиционных в российском обществе ценностей.

Оценивая значение внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему российского образования, следует отметить, что это, несомненно, является объективным положительным процессом. Но у него есть и обратная, проблемная сторона, поскольку, как отмечают многие специалисты, «практики онлайн-обучения серьезно трансформируют организационные принципы и формы обучения, виртуа-лизируют образовательное пространство»1. Кроме того, сама система взаимоотношений педагога и обучаемых, и их реального взаимодействия в образовательном процессе опосредуется цифровыми технологиями и превращается в онлайн-общение. Оно порой вытесняет и заменяет традиционную систему общения в процессе преподавания, что далеко не всегда положительно сказывается на качестве образования.

Цифровой формат обучения в системе образования, конечно же, имеет своей важной положительной стороной облегчение затрат труда студентов, однако вовсе не способствует получению ими крайне необходимых навыков социального общения. И «цифровая социализация», «без которой сегодня немыслима любая деятельность современного человека в формирующейся новой социальной системе информационного общества»2, не может заменить собой реальный

1 Кротенко Т.Ю. Цифровая социализация в образовании. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2020, № 2(44), с. 48.

2 Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире [Электронный ресурс] // Интернет-проект «CYBERPSY». - URL: http://cyberpsy.ru/articles/soldatova-cifrovaya-socializaciya-v-kulturnoistoricheskoj-paradigme/ (дата обращения 04.12.2020).

опыт социального общения, приобретаемый в рамках традиционного образовательного процесса.

В этом вопросе многие специалисты придерживаются такого мнения, что «у образования как одной из древнейших форм социальной деятельности человека существуют конкретные цели: приобщение к культурному наследию, достижениям предыдущих поколений, их сохранение и дальнейшая трансляция»1. Следовательно, для сохранения образования как особого социального института и его способности формировать реальных, а не виртуальных членов общества, принимающих и осознающих необходимость сохранения и осуществления выработанных человечеством базовых социальных правил и норм, необходима адаптация информатизации к этим базовым параметрам образования. Иными словами, информатизация должна быть лишь средством решения задач и достижения целей образования, а не отдельной его самоцелью.

Показательным и во многом характерным в этом отношении представляется факт обращения в мае 2020 г. группы ученых и общественников с открытым письмом к Президенту РФ В.В. Путину, в котором они просили пересмотреть стратегию развития образования в России. Они утверждали, что внедрение и развитие практики цифровых технологий ни в коем случае не может выступать целью образовательной политики, поскольку истинной целью системы образования является всестороннее и гармоничное развитие человека, вооружение его мировоззрением, адекватным сложности глобальных проблем, которые ему предстоит решать2.

Подобное беспокойство имеет свои основания, так как развитие информатизации в сфере образования и, соответственно, расширение практики использования в ней цифровых технологий, может приводить и к возрастанию влияния негативных аспектов киберпространства на социализацию молодых людей. Специалисты часто указывают и на то, что «тех-нологизация современной жизни в целом и образования, в

1 Герасимов А.В. Миссия и функции образования в современных условиях развития информационной культуры. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2020, вып. 1 (254), с. 75-76.

2 Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину [Электронный ресурс] // Межрегиональная общественная организация "Петровская академия наук и искусств". Официальный сайт. URL: http://www.петрани.рф/новости/1708-обращение-к-президенту-российской-федерации-в-в-путину.ЬЛтН (дата обращения 25.08.2020).

частности, приводит к расколу между чувствами и мышлением, разумом и переживаниями, все большей рациональности и прагматичности людей. Технологические новшества способны снижать порог восприимчивости и чувствительности к другому человеку и, как следствие, формировать духовную пустоту людей»1. В связи с этим цифровая образовательная среда в образовательных учреждениях не должна ограничиваться только технологическими составляющими, а должна включать в себя и гуманитарный, в том числе ценностно-смысловой компонент.

Учитывая все это, можно согласиться с тем, что «цифровая революция» в образовании является неизбежной и необходимой. Но в то же время она проявляется как недостаточно подготовленный и, в некотором смысле, даже негативный способ развития системы образования в современном обществе, поскольку пока еще лишена гуманитарного аспекта. Представляется вполне обоснованным поддержать точку зрения, что будущее отечественного образования не столько за формированием навыков, «которые помогут нам программировать роботов, сколько за теми навыками и качествами, которые делают нас людьми - в первую очередь, это способность к сопереживанию, эмпатия» . Поэтому и сам по себе важный и полезный процесс информатизации российского образования должен быть дополнен усилением гуманитарных составляющих и расширением гуманитарного содержания существующих образовательных программ. Это будет формировать жизненную позицию молодых людей в реальном, а не в виртуальном мире, чему исследователи пока еще не уделяют достаточного внимания.

1 Строков А.А. Гуманитарная безопасность России в условиях цифро-визации образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2020, № 1(33), с. 161-162.

2 Образование для сложного мира: зачем, чему и как [Электронный ресурс]. // Доклад о форуме «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Global Education Leaders' Partnership Moscow. М., 2018. - 212 с. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения 02.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.