Наука, культура и образование на грани тысячелетий
Л.М. АЛЛАХВЕРДИЕВА доктор экономических наук, профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ)*
А.Т. ГАСПАРИШВИЛИ кандидат философских наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов
Инновации и традиции в российском высшем образовании: социально-экономические аспекты
В статье анализируются проблемы внедрения инноваций при сохранении традиционных подходов в развитии российской системы высшего образования. Авторы предприняли попытку найти возможности адекватного сочетания инноваций и традиций, поскольку, по их мнению, именно в этой плоскости и лежит решение большинства проблем развития российской системы образования.
Ключевые слова: образование, система образования, продуктивные инновации, воспитание, традиции.
Allakhverdieva L.M., Gasparishvili A.T. Innovations and trade-tions in Russian higher education: socio-economic aspects. The
article analyzes the problems of innovation while maintaining the traditional approaches to the development of the Russian system of higher education. The authors made an attempt to find an adequate combination of innovations and traditions, because, in their opinion, the solution of the majority of problems of the Russian education system development lies in this plane.
Keywords: education, education system, productive innovations, education, traditions.
' Аллахвердиева Лейла Мадат кызы, e-mail: [email protected]; Гаспа-ришвили Александр Тенгизович, e-mail: [email protected]
Проблема внедрения инноваций и при этом сохранения, а не утраты накопленных позитивных традиций относится к числу «вечных» проблем в развитии системы образования любого общества во все времена его существования. Но при этом часто остается вопрос о том, как реально добиться адекватного сочетания инноваций и традиций. В реальной практике это, как правило, удается лишь в постоянно повторяющемся процессе «проб и ошибок», поскольку решение данного вопроса никогда не лежит на поверхности. Почему же сначала надо пробовать и ошибаться, а не сразу найти решение и все поставить на свои места - этот вопрос значительно шире задач данной статьи, и мы не сможем его хотя бы вкратце достаточно полно осветить.
И тем не менее, мы полагаем, что в основе происходящей сегодня модернизации российской системы образования должен лежать именно этот подход: найти возможности адекватного сочетания инноваций и традиций, поскольку именно в этой плоскости и лежит решение большинства проблем развития российской системы образования в целом и высшего образования в частности.
В данном вопросе следует прежде всего определиться, что же мы можем рассматривать в качестве реальных инноваций, имеющих четкое позитивное содержание, т. е. тех, которые являются новыми не только по своей форме, но и вносят новое содержание в сам образовательный процесс, а также дают положительные эффекты с точки зрения движения вперед в развитии как системы образования, так и деятельности образовательных учреждений, самого образовательного процесса. Вместе с этим придется соответствующим образом обосновать, какие же традиции в российском высшем образовании следует сохранять и развивать. И показать, что их делает достойными этого сохранения, приумножения и развития.
Для начала обратим внимание на то, что в последние годы в сфере российского высшего образования предлагается к внедрению большое число инноваций различного характера, направленности и значимости. И среди них трудно выбрать те, которые являются, условно говоря, «продуктивными инновациями», т. е. такими, которые могут реально приносить практическую пользу как каждому человеку, заинтересованному в получении необходимого ему уровня образования, работодателям, нуждающимся в квалифицирован-
ном персонале, так и обществу в целом, заинтересованному в постоянном повышении уровня образования своих граждан.
Такими продуктивными инновациями, как мы полагаем, могут являться лишь те из предлагаемых образовательных новшеств, которые в комплексе приносят реальную практическую пользу - как индивидуальную, так и общественную. Причем именно такое понимание характера инновационной деятельности в сфере образования и находит свое отражение в современном российском законодательстве.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационная деятельность в системе образования характеризуется как деятельность, ориентированная на «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования»1. При этом отмечается, что важнейшим фактором, определяющим инновационное развитие системы российского высшего образования, является качество предоставляемого высшими учебными заведениями образования, под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и достижения планируемых результатов образовательных программ.
Такого рода законодательное закрепление необходимости инновационной деятельности в развитии системы образования отражает, с одной стороны, собственно российский практический опыт в этой важнейшей сфере общественной жизни, с другой - то, что эти особенности не существуют изолированно от общемировых процессов.
Вполне закономерным является и то, что в России переход к рыночной системе экономики значительно изменил роль и значение образовательной системы. Под воздействием проникновения рыночных отношений во все сферы жизни общества стали активно формироваться экономические инновации в области образования:
1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). // Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 10.03.2019).
• появляются новые механизмы финансирования образования;
• вводится налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования;
• утверждаются новые принципы и схемы оплаты труда в сфере образования;
• совершенствуется механизм, улавливающий эффект экономии от роста масштабов образовательной деятель-
1
ности и пр. .
При этом широкое распространение соответствующих инновационных рыночных механизмов привело к значительному расширению рынка образовательных продуктов и услуг, а также к усилению конкуренции в сфере их предложения населению. Вместе с тем проникновение рыночных отношений в систему образования в российских условиях сочеталось с широким распространением компьютерных и телекоммуникационных технологий, что способствовало расширению образовательного пространства, его глобализации, привлечению обучаемых независимо от территориальных делений и национальных границ, становлению мирового рынка образовательных услуг на основе развития системы открытого дистанционного образования.
Все названные процессы наиболее отчетливо проявили себя в системе российского высшего образования, а их внедрение в настоящее время стало настоятельной необходимостью в силу ряда следующих известных факторов:
• быстрого устаревания знаний;
• интенсивной информатизации общества;
• регулярной модернизации содержания преподаваемых дисциплин;
• более активного внедрения в образовательный процесс результатов научных исследований;
• сокращения государственного финансирования и др.2.
1 Забелина К.В. Трансформация сферы образования в процессе изменения социальных и образовательных технологий // Terra Economicus, 2011, т. 9, № 4, ч. 3, с. 242. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/transformatsiya-sfery-obrazovaniya-v-protsesse-izmeneniya-sotsialnyh-i-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения 7.03.2019).
2 Крутых А.В. Внедрение инноваций в систему высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал, 2017, № 02 (56), ч. 3, с. 28-30.
На сегодняшний день в России инновационное развитие в сфере высшего образования продолжает стоять перед сложным выбором между классической, традиционной педагогической системой, выработанной и вполне эффективно проявлявшей себя многие годы, и внедрением инновационных технологий, которых требует современная действительность, для поддержания уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке образования. Правда, сохраняется и необходимость преодоления существенного ее отставания в сфере прорывных инновационных образовательных технологий.
Отметим также, что объектами инновационных процессов в образовании могут являться как само содержание передаваемых знаний, так и структура системы образования, а также организационно-экономические механизмы управления этой системой. При этом в реальной практике основной сферой инноваций в образовании становятся технологии учебного процесса, включающие в себя активное использование современных методов и средств обучения, основанных на информационных технологиях. Иными словами, сохраняется неизменная сущность образования как необходимого механизма сохранения и передачи знаний, но постоянно меняются формы и средства передачи этих знаний с целью постоянного повышения эффективности функционирования всей образовательной системы общества.
Здесь весьма кстати будет отметить и то, что сами инновации, как правило, возникают в определенном смысле этого слова закономерно, не из ниоткуда и не на пустом месте, они всегда опираются на определенный опыт и традиции. Хаотичный прорыв в новое при игнорировании, а иногда и разрушении «старого», как известно, далеко не всегда приводит к положительным результатам.
На этот аспект проблемы указывают и многие российские исследователи, отмечая частичную, порой весьма значительную утрату отечественных управленческих и социально-педагогических традиций, которые формировались на протяжении многих лет на основе культурно-исторических и других особенностей развития России. Их место, как считают некоторые авторы, занято зарубежными традициями, которые, как показала практика, не обеспечивают необходимого для эволюционного социально-экономического развития страны уровня качества образовательной подготовки населения. Этот факт стал возможным, безусловно, из-за перестройки деятель-
ности системы управления российским образованием по западному образцу, который объективно не может быть пол-
1
ностью адаптирован к российским условиям .
Характерно, что, не отрицая необходимость инноваций в образовании, многие авторы считают важным при освоении новых образовательных стандартов учитывать оправдавшие себя в отечественной практике методы и традиции, обеспечивающие высокое качество, а также национальную аутентичность российского образования. Но умелое сочетание российских традиций в управлении развитием образования с использованием эффективных западных наработок вполне возможно и часто весьма полезно и продуктивно.
Между тем вопрос о поддержке традиционных ценностей нашего общества в различных сферах его жизни находит свое однозначное отражение во многих российских политических документах последних лет. Так, в Послании Федеральному Собранию Президента России от 1 декабря 2016 г. было прямо заявлено о том, «смысл всей нашей политики -это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, на улучшение экологии, здоровья людей, на развитие образования и культуры»2.
Причем здесь нам хотелось бы особо отметить, что к числу основных черт, составляющих собственную аутентичность российского образования, следует отнести, в первую очередь, признание того, что образование не может быть полностью автономным от воспитания. И этот воспитательный процесс не может не быть частью образовательного процесса на всех его уровнях, в том числе и в высшем образовании. При этом, конечно же, следует учесть, что студенты - это не школьники младших классов, а во многом сформировавшиеся личности, хорошо понимающие необходимость получения профессиональных знаний высокого уровня, востребованных будущими работодателями. И вос-
1 Серикова В.П. Российские традиции в системе социального управления высшим образованием: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2016. / Сервис публикации документов DocMe, URL: https://www.docme.ru/doc/1401697-/rossijskie-tradicii-v-sisteme-social._nogo-upravleniya-vyssh... (дата обращения 11.03.2019)
2 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собра -нию 01.12.2016. //Российская газета. Столичный выпуск № 7142(274).
питательная работа с ними не должна быть такой, какой она была в советские годы.
Современные студенты, с одной стороны, свободны в выборе своей жизненной позиции, их взгляды и убеждения формируются под воздействием массированного потока информации, обрушивающегося на них в условиях жизни в современном, уже информационном обществе. С другой стороны, не имея большого жизненного опыта, они далеко не всегда могут реально оценить хотя бы достоверность получаемой ими информации из различных и часто противоречащих друг другу источников. При таком условии воспитательная функция образования будет состоять уже не в том, чтобы предлагать готовое мнение, хотя и это часто не бывает лишним, а в том, чтобы научить студентов самостоятельно ориентироваться в тех сложных вопросах, с которыми они ежедневно сталкиваются во время своего обучения в вузе, и принимать уже осознанные, а не эмоциональные решения, не основанные ни на логике событий, ни на их достоверности.
Соответственно воспитательный процесс становится по сути дела процессом обучения молодых людей умению ориентироваться в постоянно меняющемся мире, умению воспринимать и анализировать поток информации о нем, принимать решения на основе достоверных данных, а не на основе «фейковых новостей». Все это имеет прямое отношение к развитию отечественной системы образования как системы сохранения и передачи знаний и не только не опровергает необходимости внедрения инноваций в систему образования, а становится неотъемлемой частью ее инновационного развития.
Таким образом, принятие неизбежности внедрения инноваций при сохранении позитивных и сохраняющих свою высокую продуктивность традиций должно стать ведущей современной тенденцией в развитии российского высшего образования, которое всегда имело и в ближайшем обозримом будущем будет также иметь отличную от других стран специфику.