Научная статья на тему 'Этапы и пути становления цифрового образования в России'

Этапы и пути становления цифрового образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3000
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / указ президента / электронное обучение / цифровая грамотность / приоритетные проекты. / digitalization of education / presidential decree / e-learning / digital literacy / priori- ty projects.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Г. Зверева, А. Г. Ткачева

В данной статье представлена тенденция в образовании в цифровую эпоху. В свете государственной политики, направленной на становление цифрового общества, рассматривается нормативно-правовая документация сферы образования, регламентирующая цифровизацию образования. Отражено действующее состояние исполнения указа Президента России от 09.05.2017 No203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 2030 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES AND WAYS OF FORMATION OF DIGITAL EDUCATION IN RUSSIA

This article presents the trend in education in the digital age. In the light of the state policy aimed at the formation of a digital society, the normative legal documentation of the sphere of education regulating the digitalization of education is considered. The current state of implementation of the decree of the President of Russia dated 09.05.2017 No. 203 "on the Strategy of development of the information society in Russia for 2017 2030"is reflected.

Текст научной работы на тему «Этапы и пути становления цифрового образования в России»

ЭТАПЫ И ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Л.Г. Зверева, канд. экон. наук А.Г. Ткачева, студент

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10417

Аннотация. В данной статье представлена тенденция в образовании в цифровую эпоху. В свете государственной политики, направленной на становление цифрового общества, рассматривается нормативно-правовая документация сферы образования, регламентирующая цифровизацию образования. Отражено действующее состояние исполнения указа Президента России от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы».

Ключевые слова: цифровизация образования, указ президента, электронное обучение, цифровая грамотность, приоритетные проекты.

Перемены в одной сфере деятельности человека влекут за собой перемены и в других сферах его жизни. Общество, наука не стоят на месте. Процесс развития общества есть процесс формирования и развития его новых потребностей, к которым относится и потребность модернизации образования. Технологически насыщенная социальная среда обусловила потребность в наличии у выпускников всевозможных образовательных организаций высокой медийно-информационной грамотности. Так, новой вехой в модернизации образования становится необходимость её циф-ровизации.

Потому сегодня одной из главных целей государственной политики является становление цифрового общества. Для реализации данной цели нормативно-правовая документация сферы образования регулярно претерпевает изменения: вносятся поправки в ранее действующие законы и стандарты, разрабатываются приоритетные проекты, вступают в силу стратегические целевые программы федерального и регионального уровней.

Основой нормативно-правовой базы, нацеленной на становление цифрового образования и общества в Российской Федерации, является Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 -2030 годы»[1]. Данная стратегия устанавливает пути и порядок реализации госу-

дарственной политики в области применения государственными организациями информационных и коммуникационных технологий при предоставлении услуг гражданам страны. Представленный в правовом акте приоритетный сценарий определит развитие информационного общества в России.

К настоящему времени в рамках исполнения указа Президента России №203 выполнены следующие задачи:

1. Министерство образования и науки Российской Федерации обновило правила использования электронного обучения и технологий дистанционного образования в образовательных учреждениях [2]. А именно установлено, что организации, предоставляющие образовательные услуги, имеют право реализовывать образовательные программы, как в целом, так и их части, используя только электронное обучение и технологии дистанционного образования. Организация учебных занятий в форме онлайн-курсов осуществляется посредством обращения участников процесса обучения к электронной информационной образовательной среде образовательного учреждения, открытый доступ к которой предоставляет всемирная система Internet.

Освоение материала онлайн-курсов, реализующих требования основной образовательной программы учреждения, как правило, должно подтверждаться документом о результате онлайн-обучения.

Данный документ выдается непосредственно самой организацией, осуществляющей образовательную программу в целом или её часть в форме дистанционного он-лайн-обучения.

Элементы дистанционного обучения при изучении математики в школе могут быть использованы учителями, например: для индивидуализации процесса обучения детей, организации проектной деятельности учащихся, для организации обучения детей, временно не посещающих школу, либо находящихся на домашнем обучении, для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения. Также распространяется использование платформ управления обучением при подготовке учащихся к итоговым выпускным экзаменам.

2. Приняты к исполнению следующие приоритетные проекты в области образования:

- приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников» [3] в рамках которого правительство РФ стремится предоставить максимальную доступность обучающимся к качественному общему образованию. Данную цель предполагается достигнуть посредством создания к 2025 году дополнительных образовательных мест, путем возведения объектов общеобразовательной инфраструктуры с использованием современной архитектурной планировки, называемых «Школы нового типа»;

- приоритетный проект «Цифровая школа» [4], нацеленный на обеспечение к 2024 году всех общеобразовательных учреждений современной и безопасной цифровой образовательной средой, гарантирующей достижение необходимого уровня информатизации образования;

- приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [5], предоставляющий возможность гражданам Российской Федерации получить необходимое им качественное образование с любой точки страны посредством дистанционного онлайн-обучения. Одной из основных задач приоритетного проекта является интеграция онлайн-платформ и отдельных онлайн-

курсов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна». Этот принцип реализован на официальном сайте проекта «online.edu.ru», где были объединены 26 онлайн-платформ обучения, и пользователям в настоящее время предоставляется каталог из 658 онлайн-курсов из 113 университетов.

3. Созданы и развиваются онлайн-платформы, включенные в реестр единого информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»:

- национальная открытая образовательная платформа "opensu.ru". В настоящее время платформа предоставляет пользователям 322 курса по различным направлениям обучения;

- межвузовская платформа для электронного онлайн-образования «Универса-риум», которая имеет более полумиллиона пользователей;

- крупнейший открытый видеоархив лекций для обучения на русском языке «Лекториум».

4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие цифровизацию образования, обусловили становление и внедрение в педагогические вузы не только самих дистанционных учебных курсов, но и дисциплин направленных на формирование компетенций, связанных с установлением и развитием навыков работы с дистанционными образовательными технологиями. Именно изучение таковых дисциплин совместно с активным использованием в профессиональной подготовке учебных онлайн-курсов позволит сформировать у студентов профессиональные компетенции в части дистанционного обучения.

Проведя анализ тенденции развития цифрового образования в нашей стране, можно заключить, что государство стремится к массовому внедрению цифрового обучения во все ступени образования, тем самым формируя цифровое общество. Таким образом, перед образовательными организациями России возникают две взаимосвязанные задачи [6]:

1. Подготовить преподавательский со- чении школьников и студентов. Использо-став, обладающий цифровой грамотно- вание системы компьютерной алгебры по-стью, которая ориентирована не только на зволяет выйти учащимся на качественно применение цифровой среды в образова- новый уровень овладения знаниями дис-тельном процессе, но и на разработку кур- циплин математического цикла за счет сов. возможности наглядного представления

2. Погрузить обучающихся всех ступе- материала и автоматизированного реше-ней образования в цифровую среду с це- ния широкого класса математических залью формирования у них цифровой гра- дач.

мотности. Ежедневное столкновение с цифровыми

Цифровые новшества уже нашли свое технологиями, возможность выбора своей отражение в математических науках. Сви- индивидуальной траектории и методики детельством интеграции классической ма- обучения - главные элементы двигателя тематики и информатики служит новая прогресса обучения, которые в скором область математики - компьютерная ал- времени станут неотъемлемой составляю-гебра, которая уже приносит плоды в обу- щей российского образования.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (Дата обращения: 24.12.2018)

2. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - URL: http://docs.cntd.ru/document/436767209/ (Дата обращения: 24.12.2018)

3. "Паспорт приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9) - URL: http://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sozdanie-sovremennoi-obrazovatelnoi-sredy-dlja-shkolnikov/ (Дата обращения: 27.12.2018)

4. О приоритетном проекте «Цифровая школа» - URL: https://xn--80aaexmgrdn3bu4a4g.xn--p1ai/blog/o-prioritetnom-proekte-cifrovay-shkola-1 (Дата обращения: 27.12.2018)

5. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации - URL: http://neorusedu.ru/ (Дата обращения: 28.12.2018)

6. Зверева Л.Г., Кумратова Ж.Р. Роль мониторинга вузов в принятии управленческих решений /Экономика устойчивого развития. 2015. № 2 (22). С. 103-108.

THE STAGES AND WAYS OF FORMATION OF DIGITAL EDUCATION IN RUSSIA

L.G. Zvereva, candidate of economic sciences A.G. Tkacheva, student Stavropol state pedagogical institute (Russia, Stavropol)

Abstract. This article presents the trend in education in the digital age. In the light of the state policy aimed at the formation of a digital society, the normative legal documentation of the sphere of education regulating the digitalization of education is considered. The current state of implementation of the decree of the President of Russia dated 09.05.2017 No. 203 "on the Strategy of development of the information society in Russia for 2017 - 2030"is reflected.

Keywords: digitalization of education, presidential decree, e-learning, digital literacy, priority projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.