Научная статья на тему 'Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспекты'

Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Н. В.

Информатизация систем образования одно из основных направлений сотрудничества государств участников СНГ, объединяющее развитие дистанционного образования, применение информационных и коммуникационных технологий в целях формирования единого (общего) образовательного пространства. Рассмотрены нормативно-правовые основы информатизации и дистанционного обучения в государствах участниках СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OF EDUCATIONAL SYSTEM AND DISTANT EDUCATION IN THE MEMBER-STATES OF CIS: LEGAL NORMATIVE ASPECTS

Information of educational systems of the member states of CIS is one of the basic directions of the cooperation of the member states of CIS, which unites development of distance education, application of information and communication technologies for formation of common educational environment. In the article the normative legal documents of the member states of CIS, concerning the problems of distance education and information are considered.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспекты»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Г.А. Краснова, Н.В. Сюлькова

Институт дистантного образования Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10/1, 117198 Москва, Россия

Информатизация систем образования — одно из основных направлений сотрудничества государств — участников СНГ, объединяющее развитие дистанционного образования, применение информационных и коммуникационных технологий в целях формирования единого (общего) образовательного пространства. Рассмотрены нормативно-правовые основы информатизации и дистанционного обучения в государствах — участниках СНГ.

Развитие взаимовыгодных отношений с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) является одним из приоритетных направлений Российской Федерации во внешней политике.

Формирование единого (общего) образовательного пространства государств — участников СНГ — стратегическое направление сотрудничества в сфере образования государств-участников СНГ, имеющее ключевое значение и для поддержки наших соотечественников в странах СНГ, в частности, возможности получения ими образования на русском языке. В настоящее время необходимость реальной поддержки и развитие процесса получения российского образования русскоязычным населением государств-участников СНГ, иностранными гражданами по редким в той или иной стране специальностям, либо по специальностям, по которым существует нехватка высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, неразвитость материальной базы, стимулирует дальнейшее использование в процессе ведения образовательной деятельности вузами РФ и их структурными подразделениями за рубежом дистанционных методов обучения, являющихся одним из основных направлений развития процесса информатизации высшего профессионального образования. С помощью дистанционных методов обучения можно гарантировать нашим соотечественникам за рубежом получение высшего образования на русском языке с сохранением качества образования, не вынуждая их выезжать в РФ и нести большие финансовые затраты на многолетнее проживание в России.

Организация такой образовательной деятельности через границы государств — тема многосторонняя и требующая, в целях гармонизации законодательств государств — участников СНГ, проведения комплексного сравнительного анализа законодательных, подзаконных и нормативных актов, регулирующих ведение образовательной деятельности учреждениями образования государств — участников СНГ, в частности, по вопросу нормативно-правовых основ информатизации и дистанционного обучения.

Процесс ведения образовательной деятельности с должным качеством затрудняют определенные разночтения по ряду позиций, как между российским законодательством и законодательствами государств — участников СНГ, так и между нормативно-правовыми актами в рамках одной страны. Результаты анализа способствовали бы разработке единых механизмов правового обеспечения процесса информатизации в сфере образования и использования дистанционного обучения в образовательном процессе, а также проведению согласованной образовательной политики, что, в свою очередь, послужит созданию единого образовательного пространства.

Сравнительно-сопоставительный анализ действующего образовательного законодательства таких стран, входящих в состав СНГ, как Республика Беларусь (РБ), Республика Казахстан (РК), Кыргызская Республика (КР), Республика Армения (РА), Республика Таджикистан (РТ), выявил определенные сходства и различия в действующих законодательствах указанных стран по вопросам нормативноправовых основ информатизации и дистанционного обучения.

Информатизация.

В соответствии с Национальным докладом Республики Армения о развитии системы образования Республики Армения (1995-2004 гг.) развитие информационных технологий в образовании считается приоритетным направлением развития.

На середину 2003 г. количество пользователей Интернета в Армении составило около 50 тысяч. По мнению специалистов, «сегодня проблемными вопросами для стран Кавказского региона остается поиск инвестиций в телекоммуникационною отрасль и платежеспособный спрос на ее услуги. Тем не менее перспективы ИТ в регионе огромны — создаются и развиваются ИТ-компании, растет количество компьютеров у населения и в госсекторе. Все большее количество компаний и частных лиц в регионе подключаются к Интернету и используют ИТ в своей деятельности.

Особое внимание при разработке проекта Кодекса Республики Беларусь об образовании уделялось нормам, призванным обеспечить: «закрепление изменений в организации образовательного процесса, связанных с внедрением современных коммуникационных и информационных технологий».

Целями Республиканской программы «Информатизация системы образования» являются:

- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных производственных технологий,

- разработка и внедрение в практику работы учреждений образования информационных образовательных технологий,

- создание необходимой материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности учебных заведений и учреждений образования,

- повышение эффективности образовательного процесса и работы педагогов, существенное улучшение на этой базе качества обучения и воспитания,

- создание системы информационного обеспечения управленческой деятельности в системе образования.

Выполнение Республиканской программы «Информатизация системы образования» направлено на качественное улучшение подготовки учащихся в области современных информационных производственных технологий, что дает принципиально новые возможности для совершенствования педагогического процесса и повышения на этой базе образовательного уровня подрастающего поколения, готов-

ности его к работе на современном производстве. Вместе с тем Программа направлена на создание единого информационного образовательного пространства республики, что должно обеспечить информационный обмен между образовательными учреждениями, более эффективное взаимодействие всех органов управления образованием, обработку и анализ информации. Решение этих задач предполагает наличие в учебных заведениях и образовательных учреждениях материально-технического оснащения соответствующего уровня.

В основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. в целях дальнейшего развития системы образования предусматривается повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий, а также проведение работы не только по обновлению структуры и содержанию образования, учебных программ, материально-технической базы и учебной базы, но и по внедрению новых информационных технологий и компьютеризации.

Одним из принципов государственной политики в области образования Республики Казахстан является информатизация системы образования (ст. 3 гл. 1), а одной из приоритетных задач систем образования — внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети (ст. 8 гл. 1 Закона Республики Казахстан «Об образовании»).

Одна из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. — формирование единой образовательной информационной среды. В рамках этой программы определены основные направления реализации блока информатизации:

- совершенствование нормативной правовой базы по внедрению ИКТ в учебный процесс;

- дальнейшая компьютеризация организаций среднего образования для достижения мировых показателей обеспеченности компьютерной техникой;

- подключение к сети Интернет организаций среднего образования;

- разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования;

- создание образовательных информационных ресурсных центров в регионах и образовательного портала министерства;

- обеспечение организаций среднего образования электронными учебными изданиями в соответствии с образовательными программами;

- объединение портала и ресурсных центров регионов на базе единой транспортной среды государственных органов;

- внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования.

Реализация указанных направлений обеспечит повышение уровня качества образования за счет внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс и принятия управленческих решений на основе достоверных данных мониторинга и анализа состояния образования.

В стратегической программе «Комплексные основы развития Кыргызской Республики до 2010 года» сформулированы основные направления реформ, среди которых следует отметить интеграцию в международное образовательное пространство с использованием новых информационных технологий и компьютеризацию учебных заведений, которые станут ключевыми направлениями реформ.

Создание современной телекоммуникационной системы, позволяющей за счет новых информационных технологий осуществить доступ к качественному образованию не только в городе, но и в селе, позволит повысить качество обучения сельских детей и молодежи, уменьшить разрыв между городом и деревней.

Государственная доктрина образования в Кыргызской Республике также возлагает на себя обязанность содействовать созданию и распространению компьютерных образовательных программ и образовательной информации в сети Интернет на кыргызском языке.

В соответствии с Государственной стратегией Республики Таджикистан «Ин-формационно-коммуникационные технологии для развития Республики» под информатизацией понимается «процесс широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода к информационному обществу».

Государственная стратегия выделяет следующие направления деятельности в области образования и науки в сфере информационно-коммуникационных технологий (п. 4.2):

- информатизация образования и менеджмента знаний, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, разработка и введение образовательных стандартов обучения информатике в образовательных учреждениях всех уровней, внедрение компьютеризированных технологий обучения, 100% компьютеризация школ, создание общественных пунктов бесплатного доступа в Интернет специально для незащищенных слоев населения;

- развитие человеческих ресурсов, кадрового потенциала сектора ИКТ, развитие многоуровневого профессионального образования в области ИКТ с учетом рынка труда, развития индустрии информационных продуктов и электронной коммерции, создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста, интеграции Таджикистана в глобальную информационную экономику;

- изменение всего комплекса нормативно-правового обеспечения при переходе к новым образовательным структурам;

- внедрение системы открытого образования с применением дистанционных технологий обучения на всех его уровнях, разработка новых банков знаний на основе электронных учебно-методических комплексов, специализированных электронных библиотек, проведение виртуальных конференций, научных исследований.

План среднесрочных действий развития системы образования РТ (2006-2010 гт.) предусматривает внедрение новых информационно-коммуникационных технологий и методов обучения, организацию постоянно действующих курсов по изучению и внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Дистанционное обучение (ДО).

В Законах Республики Армения и Республики Беларусь «Об образовании» проблема дистанционного обучения не рассматривается.

В проекте же Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» выделена, как часть традиционной заочной формы обучения, дистанционная форма обучения: «Заочная форма (в том числе дистанционная) предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу обучающихся, участвующих лично только в ограниченном числе учебных мероприятий, организованных высшим учебным заведением» (п. 3. ст. 8 гл. 1).

В соответствии с п. 1. ст. 30. гл. 4 указанного проекта подготовка научных кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) в высших учебных заведениях также может проводиться в очной, заочной форме (в том числе дистанционной) либо в форме соискательства.

В Программе реализации Концепции развития высшего образования в РБ (приказ Министерства образования РБ №123 от 15.03.2003 г.) предусмотрено в отношении развития заочного образования: усовершенствование нормативной базы и поддержка его современных разновидностей: дистанционной формы с использованием информационных каналов и экстерната, не требующего бюджетных затрат, но привлекательного для лиц, не имеющих возможности проходить регулярное обучение.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» дистанционное обучение («образование на расстоянии») определяется как одна из форм обучения, «целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств» (п. 11 ст. 1 гл. 1 Закона «Об образовании).

Дистанционное обучение может интегрироваться с другими формами обучения (очным и дистанционным обучением, заочным и дистанционным, вечерним и дистанционным, экстернатом и дистанционным) и может осуществляться только организациями образования, имеющими лицензию на проведение образовательной деятельности, при соблюдении ряда условий (п. 6, п. 4-5 Правил организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан).

Дистанционная форма обучения может осуществляться по трем основным технологиям:

- сетевая технология (автономные сетевые курсы или виртуальные кафедры, университеты с использованием Интернета);

- дистанционное обучение на основе кейс-технологий;

- дистанционное обучение на основе ТВ-технологий.

Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование,, Республики Казахстан устанавливают задачи, функции, необходимые условия организации учебного процесса с использованием дистанционной формы обучения. В Правилах определяется специальная структура в составе учреждения образования, занимающаяся обучением студентов по дистанционной форме, ее цели и задачи, дается подробная характеристика организации учебного процесса по дистанционной форме, рассматриваются дидактические средства дистанционного обучения, кадровое его обеспечение и требования к безопасности.

В соответствии с Правилами обучаемым обеспечивается доступ к электронным учебно-методическим комплексам по дисциплинам образовательных программ, включающим в себя обязательный и дополнительный комплекты, указываются их составные части.

Функциональность программного обеспечения электронных учебнометодических комплексов должна соответствовать государственным общеобязательным стандартам образования.

Следует также отметить, что обучение по дистанционной форме обучения в РК определяется как «самостоятельное изучение обучающимися учебных курсов под руководством преподавателя-консультанта (тьютора) с использованием учебно-

практических пособий для системы дистанционного обучения, а также современных средств обучения (компьютерных, телекоммуникационных)» (п. 38 Правил).

В связи с развитием дистанционного обучения, являющегося частью формирования единой системы непрерывного обучения, в РК разработаны стандарты «Технические и программные средства дистанционного обучения» (СТРК 34.016-2004, дата введения 01.07.2005), «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание» (СТРК 34.017-2005).

Необходимость введения национальных стандартов на организацию процесса дистанционного обучения обусловлена требованиями обеспечения качества образования, его доступности для обучающихся. Кроме этого стандарт «Технические и программные средства дистанционного обучения» закрепляет необходимые организационные и функциональные требования к вводимым системам дистанционного обучения, их совместимость с международными стандартами. В стандарте закреплены технические требования, среди которых: общие требования кейсовой и ТВ-технологии, общие функциональные требования сетевой технологии, требования к техническому обеспечению сетевой технологии и к программному обеспечению сетевой технологии, а также требования безопасности.

Стандарт «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание» определяет общие требования к электронным учебным изданиям и требования к его составу, функциям, содержанию, элементам обучения, обратной связи, оформлению, документации и выходным сведениям. Указанный стандарт применяется для всех электронных учебных изданий, создаваемых для образовательных учреждений.

Вместе с тем развитие дистанционного обучения в Республике Казахстан находится на невысоком уровне. На уровне высшего образования работают отдельные локальные системы управления учебным процессом, не имеющие согласованного интерфейса с информационной системой.

Лишь отдельные вузы внедрили технологию дистанционного обучения, в некоторых данная технология реализуется в экспериментальном режиме.

В Законе «Об образовании» Кыргызской Республики выделяется среди прочих форм обучения для освоения образовательных программ и дистанционная.

В Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 г. одним из приоритетов развития высшего профессионального образования является «создание телекоммуникационной дистанционной формы обучения» (Постановление Правительства КР от 29 апреля 2002 г. № 259).

Дистанционные образовательные технологии определяются в Законе КР «Об образовании» как «образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (ст. 1 гл. 1).

Учреждения образования в КР самостоятельны в выборе методик образовательного процесса и образовательных технологий, включая и дистанционные образовательные технологии. Учреждения образования могут использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном центральным органом государственного управления образованием КР (ст. 37 гл. 5 Закона Кыргызской Республики «Об образовании»).

В Республике Таджикистан дистанционное образование понимается как «особая программа образования, благодаря которой лицо получает образование в обра-

зовательном учреждении, находящемся в отдаленном расстоянии, посредством переписки, аудиовизуальных средств и компьютерных навыков» (ст. 1 гл. 1 Закона «Об образовании»).

Статьей 6 гл. 1 Закона «Об образовании» гражданам предоставляется право на образование, выбор образовательного учреждения и форму получения образования, включая и дистанционную.

В соответствии с Законом «О высшем и профессиональном образовании» дистанционное обучение определяется как «одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств» (ст. 2. гл. 1).

Высшее учебное заведение может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы, частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий), в порядке, установленном государственным органом управления образованием (ст. 4 гл. 1 Закона РТ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», п. 75 ст. 5 «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Республики Таджикистан»),

В свою очередь, Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан» понимает под дистанционным обучением технологию обучения, реализуемую «в основном с применением средств информатизации и телекоммуникаций, при опосредованном и не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя».

В Законе «Об образовании» РТ фигурируют три понятия «дистанционное образование», «дистанционная форма получения образования» и «дистанционное обучение». В отношении дистанционных образовательных технологий не дано какого-либо конкретного описания, исключая перечисление тех средств, с помощью которых учащийся получает образование.

Очевидно, что внутри самого законодательства РТ идет путаница понятий, например, под дистанционным обучением понимаются и технологии, и форма обучения, все это может привести к недопониманию на более высоком уровне, в частности на уровне межгосударственных соглашений.

План среднесрочных действий развития системы образования РТ (2006-2010 гг.) предусматривает в сфере высшего образования в отношении дистанционного обучения и его информационных образовательных ресурсов:

- в 2006 г. создать нормативно-правовую базу применения дистанционных образовательных технологий, разработать концепцию выделения государственных образовательных грантов для получения высшего образования в учебных заведениях различных форм собственности, а также систему кредитования одарённых студентов и из малообеспеченных семей, желающих получить высшее образование; составить программы подготовки информационных образовательных ресурсов дистанционного образования вузов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;

- в 2007 г. определить вузы, имеющие право на организацию ДО, организовать курсы в вузах для преподавателей по изучению методики организации ДО с выдачей сертификата, создать в вузах компьютерные классы для ДО; разработать учеб-но-методические комплексы (УМК) по всем дисциплинам;

- в 2008 г. расширить существующую научно-образовательную сеть вузов г. Душанбе; распространить УМК через научно-образовательную сеть;

- в 2009 г. расширить существующую научно-образовательную сеть вузов с учетом охвата регионов РТ; распространить УМК через научно-образовательную сеть;

- в 2010 г. расширить существующую научно-образовательную сеть вузов с учетом охвата регионов РТ; распространить УМК через научно-образовательную сеть.

В соответствии с Национальной стратегией развития образования Республики Таджикистан (2006-2015 гг.) планируется в период с 2006 по 2010 г. затратить па осуществление и развитие программы дистанционного обучения 3 832 441 тысячу долларов, на подготовку учителей по дистанционному обучению — 40 025 тысяч долларов.

В Национальной концепции образования РТ в качестве реализации новых способов подготовки кадров, усовершенствования их квалификации заложено и развитие дистанционного обучения «в университетах, институтах и других учебных заведениях республики, для переобучения, усовершенствования квалификации кадров, получения специального среднего образования, высшего профессионального образования и второй специальности (для студентов и других желающих)» (п. 7 Концепции).

Дистанционное обучение имеет широкие перспективы в Республике Таджикистан с учетом ее географического положения и гористой местности. В государственных или негосударственных учебных заведениях активнее ведется внедрение новых технологий. В настоящее время государство не может в полном объеме финансировать дистанционное образование. Полностью на обеспечении государства дистанционное обучение только в государственном техническом университете. В Таджикистане создан филиал СГА, в Душанбе работает Таджикско-российский современный университет.

Сравнительно-сопоставительный анализ выявил, что направление информатизации образования является приоритетным во всех исследуемых странах, а также констатировал неоднородный уровень развития процесса информатизации в государствах — участниках СНГ: РА, РБ, РК, КР, РТ. В системе образования Республики Армения современные информационные технологии пока еще недостаточно развиты. В РБ и РК создается единое информационное образовательное пространство/среда, в КР — современная телекоммуникационная система, в РТ — широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества.

Однако следует отметить, что преимущественно во всех программах, стратегиях развития информатизации указанных государств заложено развитие и широкое использование в образовательной сфере информационных образовательных технологий, дистанционного обучения: РБ — разработка и внедрение в практику работы учреждений образования информационных образовательных технологий, создание необходимой материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности учебных заведений и учреждений образования, РК — разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования; КР — интеграция в международное образовательное пространство с использованием новых информационных технологий и компьютеризация учебных заведений, РТ — внедрение системы открытого образования с применением дистанционных технологий обучения на всех его уровнях, разработка новых банков знаний на основе электронных учебно-методических комплексов, специализированных электронных библиотек, проведение виртуальных конференций, научных исследований.

В свою очередь, сравнительно-сопоставительный анализ действующего законодательства рассматриваемых стран показал, что дистанционное обучение существует не во всех государствах, ву частности в Законе «Об образовании» Республики Армения отсутствует само понятие дистанционного обучения и какие-либо иные производные от него. В то же время в Законах «Об образовании» РК, РБ, КР, РТ появляется и находит свое нормативное закрепление новая форма получения образования — дистанционная.

Следует также отметить, что анализ нормативных актов указанных стран выявил тенденцию подмены и смешения ряда понятий по ДО, таких как «дистанционная форма обучения», «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанционные образовательные технологии». Так, в законодательстве Кыргызской Республики термин «дистанционное обучение» понимается и как форма получения образования, и как дистанционные образовательные технологии. Существует определенное смешение понятий и в таджикском законодательстве: дистанционная форма получения образования, дистанционное образование как программа образования (Закон «Об образовании»), дистанционное обучение как форма обучения, дистанционные образовательные технологии (Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), дистанционное обучение как технология (Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан»), дистанционное обучение как форма обучения (Национальная концепция образования РТ), дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение (План среднесрочных действий развития системы образования РТ, 2006-2010 гг.). Очевидно, что идет подмена понятий в аспекте дистанционного обучения как формы, и дистанционного обучения как технологии.

В целях создания единого общего образовательного пространства и дальнейшего роста экспорта образовательных услуг государствам — участникам СНГ необходимо прийти к единому пониманию ДО, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию нормативно-законодательной базы в этой области, обеспечит дальнейшее развитие системы открытого дистанционного образования, будет способствовать дальнейшему росту экспорта образовательных услуг и позволит избежать юридических неточностей во время заключения межгосударственных либо межвузовских соглашений в области сотрудничества в сфере образования.

В настоящий момент необходимо помнить, что если говорить о новой форме обучения — дистанционной — то необходимо внести ряд изменений не только буквально во все законодательство об образовании, например, в Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, регулирующие сроки освоения основной образовательной программы и аудиторную нагрузку студента в зависимости от формы обучения, но и в законы о призыве на воинскую службу.

В связи с этим на данном этапе развития ДО необходимо понимать, что «дистанционное обучение — это как максимум новая форма обучения (форма получения образования) и как минимум обучение с применением новых технологий в рамках традиционных форм обучения».

С нашей точки зрения, основным понятием на этапе формирования общих правовых нормативных актов должно стать понимание дистанционного обучения как особой технологии обучения (дистанционной образовательной технологии), используемой при любой форме получения образования. Все государства, воспринимающие ДО как особую форму получения образования, должны выполнять требования к ДО и как к технологии обучения. ~

м 3 РОССИИСКИИ

УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Анализ полученных данных свидетельствует, что более проработанная и функционирующая база по информатизации и дистанционному обучению находится в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, особо стоит выделить здесь РК, где уже разработаны Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан, разработаны и действуют стандарты «Технические и программные средства дистанционного обучения», «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание».

ЛИТЕРАТУРА

Республика Армения (РА):

- Закон Республики Армения «Об образовании» от 20 мая 1999 года ЗР-297, с изменениями и дополнениями от 14.05.2001 г. ЗР-174, от 11.06.2001 г. ЗР-187, от 11.11.2001г. ЗР-2Э 7, от 26.12.2002 г. ЗР-471.

- Национальный доклад Республики Армения о развитии системы образования Республики Армения (1995-2004 гг.)

Республика Беларусь (РБ):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202-ХП (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598), в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37,2/844) с изменениями и дополнениями от 14 июня 2005 г. №27-3, от 12 июня 2006 г. № 123-3.

- Утверждение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 г. № 60-3).

- Проект закона Республики Беларусь «О высшем образовании».

- Республиканская программа «Информатизация системы образования» (Постановление Совета Министров РБ 29.01.1998 № 129 (в редакции постановления Совета Министров РБ 22.03.2002 № 366).

- О внесении изменений в республиканскую программу «Информатизация системы образования» (Постановление Совета Министров РБ № 724 от 17.06.2004 г.).

- О внесении изменений и дополнений в государственную программу Информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная 'Беларусь» (Постановление Совета Министров РБ № 1387 от 06.12.2005 г.).

- Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Минск, 2006.

- Национальный доклад Республики Беларусь «О реализации национального плана действий по программе ЮНЕСКО «Образование для всех», представленный на Международный форум «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (5-6 апреля 2005 г.).

- Концепция проекта Кодекса Республики Беларусь об образовании (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.04.2006 № 472).

- Программа реализации Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь (Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 1999 года, № 123).

- Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год (Указ Президента Республики Беларусь от 12.12. 2005 № 587).

Республика Казахстан (РК):

- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 года № 389-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 09.07.2004 г. № 597 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании»).

- Государственная программа «Образование» (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. № 448).

- Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 г. № 1459).

- Национальный план действий Республики Казахстан по образованию для всех

- Закон «Об информатизации» от 08.05.2003 № 412-П.

- Постановление Правительства РК от 6 августа 2001 г. № 1037 «О Концепции информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы».

- Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание. Государственный стандарт Республики Казахстан (СТ РК 34.017-2005).

- Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования. Государственный стандарт Республики Казахстан (СТРК 34.016-2004). Дата введения 2005.07.01.

- Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан (приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 19.07.2006 г. № 404).

Кыргызская Республика (КР):

- О концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 г. (Постановление Правительства КР от 29 апреля 2002 г. № 259).

- Государственная доктрина образования в Кыргызской Республике (Приложение к Указу Президента КР от 27 августа 2000 г. № 244).

- Национальный план действия по образованию для всех (утвержден постановлением Правительства КР от 30 июля 2002 г. № 504).

- Основные направления программы «Доступ к образованию (Жеткинчек)» (утверждены Указом Президента КР от 11 февраля 1999 г. № 41, в редакции Указа Президента КР от 17 апреля 2004 года УП № 143).

- Об основных направлениях национальной образовательной программы «Билим» (Утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 20 марта 1996 года № 102).

- О Президентской образовательной программе «Кадры XXI века» (В редакции Указов Президента КР от 11 августа 1998 года УП № 250, 25 мая 1999 г. УП № 129, 4 сентября 1999 г. УП № 221, 20 августа 2002 г. УП № 221).

- Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. № 92.

- Закон Кыргызской Республики «Об информатизации» (г. Бишкек от 8 октября 1999 года № 107).

Республика Таджикистан (РТ):

- Закон Республики Таджикистан «Об образовании» от 17 мая 2004 г. № 34.

- Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

- Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан (2006-2015 гг.) (Душанбе, август 2005 г.).

- Национальная концепция образования Республики Таджикистан (утверждена Постановлением правительства РТ от 3 мая 2002 г. № 200).

- Стратегический план развития системы образования Республики Таджикистан (2006-2015 гг.).

- План среднесрочных действий развития системы образования (2006-2010 гг.).

- Долгосрочная стратегия реформы системы образования (2004-2015 гг.)

- О Плане реализации реформы системы образования на 2004-2009 гг. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2004 г. № 291).

- Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан» (утверждена Указом Президента Республики Таджикистан) от 05.11.2003 г. № 1174.

- Закон «Об информатизации» от 06.08.2001 № 40.

INFORMATION OF EDUCATIONAL SYSTEM AND DISTANT EDUCATION IN THE MEMBER-STATES OF CIS: LEGAL NORMATIVE ASPECTS

G. Krasnova, N. Syulkova

Institute of Distant Education Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10/1, 117198 Moscow, Russia

Information of educational systems of the member states of CIS is one of the basic directions of the cooperation of the member states of CIS, which unites development of distance education, application of information and communication technologies for formation of common educational environment. In the article the normative legal documents of the member states of CIS, concerning the problems of distance education and information are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.