Научная статья на тему 'Информатизация как фактор развития национальной системы высшего образования'

Информатизация как фактор развития национальной системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халин Владимир Георгиевич

В конце XX века стало ясно, что информатизация становится важнейшей тенденцией современного мирового развития. Под информатизацией, как правило, понимают процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. В данной статье под информатизацией образования автор подразумевает процесс, направленный на повышение качества содержания образования за счет формирования общедоступной информационной среды и внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий. Одним из важнейших проявлений влияния информатизации на развитие мирового хозяйства выступает ее воздействие на формирование мирового образовательного пространства, в том числе воздействие на национальную систему высшего образования (НСВО) любой страны, и в первую очередь на деятельность отдельного вуза. Автор подробно рассматривает основные аспекты проявления влияния информатизации на реализацию учебного процесса на уровне вуза. Вниманию читателя представлены известные подходы к оценке уровня информатизации. Анализируется феномен виртуального университета, наглядно демонстрирующий взаимосвязь и переплетение воздействия различных проявлений влияния глобализации на НСВО. Автор отмечает, что любой вариант проявления воздействия на НСВО информатизации может сопровождаться появлением у самой НСВО какого-либо нового свойства (новых свойств). В свою очередь, эти новые свойства НСВО могут привести к появлению разных - положительных или отрицательных - для НСВО последствий. Для повышения эффективности функционирования и развития НСВО необходимо выработать такие управленческие решения, которые усиливали бы возможные положительные для НСВО последствия и снижали или снимали возможные отрицательные последствия, обусловленные влиянием на НСВО фактора информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация как фактор развития национальной системы высшего образования»

N93(15)2008

В.Г. Халин

Информатизация как фактор развития национальной системы высшего образования

В конце ХХ века стало ясно, что информатизация становится важнейшей тенденцией современного мирового развития. Под информатизацией, как правило, понимают процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. В данной статье под информатизацией образования автор подразумевает процесс, направленный на повышение качества содержания образования за счет формирования общедоступной информационной среды и внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий.

Одним из важнейших проявлений влияния информатизации на развитие мирового хозяйства выступает ее воздействие на формирование мирового образовательного пространства, в том числе воздействие на национальную систему высшего образования (НСВО) любой страны, и в первую очередь на деятельность отдельного вуза.

К основным аспектам проявления влияния информатизации на реализацию учебного процесса на уровне вуза относятся:

• ее непосредственное воздействие на учебный процесс, осуществляемый на уровне вуза как важнейшего структурного элемента НСВО, в рамках которого реализуется высшее образование;

• информационная поддержка деятельности вуза, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем управления.

Первый аспект имеет непосредственное отношение к учебному процессу, в который информатизация вносит множество позитивных моментов, связанных с инновационным характером этого процесса. В первую очередь это приобретение обучающимися

новых актуальных знаний и навыков, а также способов овладения этими знаниями и умениями.

В условиях динамично развивающегося общества важнейшим ресурсом, оказывающим существенное влияние на развитие НСВО, является информация. Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера, понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы [2].

В условиях информатизации общества у НСВО появляются широкие возможности для более эффективного удовлетворения потребностей общества, производства и рынка труда. В процессе обучения необходимо учитывать, что в настоящее время существенно меняется специфика информационных процессов за счет повышения скорости переработки информации, увеличения объемов перерабатываемой информации, использования новых методов анализа, переработки и передачи информации. Обучающиеся должны не просто осознавать, что усвоение знаний есть получение информации, которая позволит им адаптироваться в общественной среде. Они долж-

116

№>3(15)2008

ны понимать, что информация создает ту среду, вне которой современный человек просто не сможет существовать. Для того чтобы быть специалистом в своей области, недостаточно иметь поверхностные представления о происходящих событиях, необходимо уметь находить, систематизировать и применять нужную информацию. Оперативному приобретению необходимой информации призвана способствовать соответствующая информационно-технологическая база учебного процесса в вузе.

Информационно-технологическая оснащенность вузов создает значительные возможности для совершенствования учебного процесса. Студенты получают доступ к большому объему информации за короткий промежуток времени, а в процессе обучения они могут перерабатывать значительный массив информации. Следует также обратить внимание на возрастающее использование в учебном процессе новых методов анализа и переработки информации, которые становятся все более доступными.

Анализ информатизации вуза или иного образовательного учреждения может базироваться на результатах моделирования собственно процесса информатизации образовательных учреждений. Известно несколько подходов к оценке уровня информатизации. Одними из них являются методы оценки уровня информационной зрелости, методы и модели CMMI1 (модель CMMI — комплексная модель производительности и зрелости, Capability Maturity Model Integration), учитывающие требования международных стандартов для IT-разработок, и модели оценки уровня технической оснащенности информационно-коммуникационными средствами. Каждая из перечисленных моделей обладает своими достоинствами и недостатками.

Также применяются модели оценки уровня технической оснащенности. Однако основным их недостатком является отсутствие оценки влияния учебно-методического

обеспечения учебного процесса, исполь- Л зующего информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), на результаты обра- Ч зовательного процесса и др. [3]. Такой под- 00 ход не учитывает в полной мере показатели и признаки, которые характеризуют фактические процессы информатизации образовательных учреждений. Заслуживают внимания такие модели информатизации образовательного процесса, в которых учитываются условия для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличения разнообразия, широты и интенсивности их применения.

Средства ИКТ, подобно другим технологическим средствам, сами по себе нейтральны к области и способу их применения. Они также безразличны к объему и глубине проводимых с их помощью педагогических инноваций. Выбор остается за человеком, который, как всякая целеполагающая система, приспосабливает любые новые средства для достижения своих целей. Поэтому информатизацию образования можно определить как одну из областей педагогических инноваций, которые так или иначе связаны с использованием средств ИКТ и подготовкой обучаемых к жизни в условиях информационного общества. Внедрение ИКТ способствует многим изменениям, но не все они порождают или поддерживают новые образовательные методики и практический опыт. Таким образом, степень влияния изменений, ориентированных на применение ИКТ, соответствия этих изменений позитивным инновационным процессам определяется не только уровнем применяемых технологий, но и в значительной степени педагогическими установками профессорско-преподавательского состава и творческими усилиями всего научно-педагогического коллектива учебного заведения.

Интересен опыт построения модели оценки состояния информатизации в образовательных учреждениях, используемой

http://www.mycmmi.ru/

117

N93(15)2008

в Великобритании2. В модели предусмотрены ранжирование образовательных учреждений по уровню информатизации, а также оценка ориентации на формирование образа желаемых перспектив и путей достижения результатов.

Представляет также интерес модель оценки состояния информатизации школы, основанная на многомерном описании данного процесса [4]. Вектор состояния представляет собой упорядоченный набор параметров, по которым в дальнейшем проводится оценка. Согласно данной модели процесс информатизации школы имеет дискретный характер: образовательные учреждения как бы «перескакивают» из одного состояния в другое. Причем исследователь может наблюдать лишь достаточно устойчивые состояния этого процесса (неустойчивые состояния на макроуровне не наблюдаются). В процессе информатизации образователь-■§ ное учреждение может оставаться в том же § состоянии или перейти в новое. Однако в новом состоянии результаты его работы *8 должны быть, по крайней мере, не хуже, ¡в чем в предыдущем.

| Развитие процесса информатизации в 2 высшей школе идет неравномерно. Наряду Ц с вузами, где этот процесс еще только начи-У нается, есть и такие, где он уже привел к значительным преобразованиям в учебной 5 и научной деятельности. В рамках данной | статьи не ставится цель выработать крите-Ц рии для сравнения уровней информатиза-§ ции конкретных вузов или НСВО разных | стран. Будут рассмотрены общие подходы | формирования управленческих решений по ^ модернизации национальной системы выс-| шего образования в условиях влияния на .Ц нее информатизации. ^ Под влиянием информатизации на выс-в! шую школу возник новый феномен — вир-

I

I

I

118

туальный университет. Его основой являются быстро развивающиеся методики дистанционного обучения, которые базируются на новейших информационных технологиях. В виртуальном университете учебно-методический центр и основные преподаватели могут находиться в одном городе (или даже в стране), а обучающиеся — в других городах (или в государствах). Общение происходит с помощью компьютерных сетей. При этом традиционное преподавание трансформируется в изучение учебных курсов, представленных мультимедийными учебно-методическими комплексами по конкретным дисциплинам, или в виртуальное общение с преподавателем. Правда, критики данного способа обучения отмечают, что главной фигурой в виртуальном университете становится не педагог, а тьютор или даже программист3.

Феномен виртуального университета наглядно демонстрирует взаимосвязь и переплетение воздействия различных проявлений влияния глобализации на НСВО. Так, высокий уровень мобильности в виртуальном образовательном пространстве способствует дальнейшему размыванию национальных границ в международном образовательном сообществе (обмен идеями, трансграничное распространение учебных программ и методик).

Широкая востребованность виртуальных университетов подтверждает растущий спрос на высшее образование в глобализирующейся мировой экономике. Их возникновение и распространение вносит существенные коррективы в развитие концепции национального рынка образовательных услуг. В связи с возможностью извлечения значительной прибыли дистанционное образование стало выгодной сферой бизнеса. Это способствует коммерциализации

2 http://matrix.becta.org.uk

3 Возможность такой ситуации отнюдь не является слабым местом рассматриваемой технологии. Данная проблема может возникнуть как следствие недостаточной квалификации ППС. Преподаватель, не вполне владеющий современными средствами преподавания, действительно может невольно передать «бразды правления» другим специалистам, задействованным в организации электронного образовательного процесса. И это, несомненно, отрицательно скажется на его качестве. — Прим. ред.

№3(15)2008

образовательной функции вузов. Все активнее в высшую школу внедряются предприниматели, которые хотят продать недорогие (по сравнению с традиционным — очным — образованием) услуги по профессиональному обучению. В этом заинтересованы как студенты, так и представители органов государственного управления. Первые хотят получить академические степени по минимальнй стоимости с минимальными затратами времени. Вторые желают снизить издержки на содержание НСВО.

Одним из важных позитивных моментов, которые виртуальные университеты вносят в НСВО, является их содействие быстрому распространению инноваций в среде высшего образования. Их деятельность ведет к возрастанию массовости высшего образования при минимизации затрат на этот процесс.

Второй аспект влияния информатизации на эволюцию НСВО связан с обеспечением информационной поддержки в деятельности вуза посредством принятия эффективных управленческих решений, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы управления (АИСУ). Следует отметить, что в разных отраслях экономики роль и место информационных технологий существенно различаются. По степени влияния информационных технологий на основную деятельность организаций последние можно разделить на два типа:

1) организации, для которых информационные технологии являются технологией основного производства (телекоммуникационные компании, виды бизнеса, связанные с информационным обслуживанием и движением информации, и др.). Для таких организаций информационная система согласно экономической классификации является активной частью основных производственных фондов, т. е. непосредственным фактором производственной или операционной деятельности;

2) организации, для которых информационные технологии являются средством

совершенствования или развития управленческой деятельности. В этом случае информационные технологии способствуют более качественному управлению организацией, удешевляют принимаемые управленческие решения и повышают их эффективность, таким опосредованным образом содействуют повышению эффективности деятельности предприятия в целом. Для таких организаций информационные технологии являются фактором, способствующим основной деятельности, но не участвующим в ней непосредственно. К ним можно отнести и высшие учебные заведения.

В последние годы тема построения интегрированных информационных систем управления в вузах все больше актуализируется как современными тенденциями в информационно-технологической сфере, так и острой потребностью самих вузов повысить эффективность своей деятельности в части управления внутренними организационно-экономическими процессами [5].

В настоящее время высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, изменяются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, динамично корректируется концепция государства в отношении развития сферы образования.

Для адаптации, выживания и развития в таких непростых условиях вузы должны:

во-первых, постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на нем;

во-вторых, применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды.

119

№>3(15)2008

I

со

о

«

8.

43 £

I

Й §

и §

и §

о §

8

3

г

<0 ^

г

и I

I

I

Таким образом, речь идет о том, как использовать стратегические подходы в регулировании своей производственно-хозяйственной деятельности [6].

Как всякий фактор, существенно влияющий на некоторый процесс, информатизация может иметь несколько вариантов проявления своего воздействия на национальную систему высшего образования. В рамках данной статьи рассмотрим наиболее важные проявления влияния информатизации на НСВО и на те возможные положительные и отрицательные для НСВО последствия, которые обусловлены появлением у НСВО новых свойств.

По нашему мнению, наибольший интерес для изучения влияния на НСВО информатизации представляет собой исследование следующих вариантов проявлений воздействия информатизации на НСВО (рис. 1):

• осознание того, что информация становится доминирующим экономическим ресурсом;

• повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе высшего образования.

Любой вариант проявления воздействия на НСВО информатизации может сопрово-

ждаться появлением у самой НСВО какого-либо нового свойства (новых свойств). В свою очередь, эти новые свойства НСВО могут привести к появлению разных — положительных или отрицательных — для НСВО последствий.

Заметим, что оценка возможных последствий должна осуществляться с позиций их влияния на реализацию стратегической цели функционирования и развития НСВО — подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных национальной экономикой и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках труда. Если возможное последствие отвечает стратегической цели функционирования и развития НСВО, оно оценивается как положительное. Если же оно не отвечает стратегической цели функционирования и развития НСВО — то соответственно оценивается как отрицательное. Определив возможные последствия, можно формировать управленческие решения, которые будут направлены на усиление положительных и снижение или снятие отрицательных для НСВО последствий. В конечном итоге, это способствует решению задачи повышения эффективности функционирования НСВО с учетом влияния на нее фактора информатизации.

Рис. 1. Варианты проявления воздействия фактора информатизации на НСВО

120

№3(15)2008

Для каждого из указанных вариантов проявления воздействия на НСВО фактора информатизации исследуем два вопроса:

• новое свойство (свойства) НСВО, обусловленное определенным вариантом проявления воздействия на НСВО фактора информатизации;

• возможные положительные и отрицательные последствия для НСВО, обусловленные появлением нового свойства (свойств) НСВО с учетом данного варианта проявления воздействия на НСВО фактора информатизации.

Если информация становится доминирующим экономическим ресурсом, это приводит к возникновению следующих новых свойств НСВО:

• ориентация обучения в высшей школе на появляющиеся новые знания и запросы общества. В связи с тем что информация становится доминирующим экономическим ресурсом, а в условиях глобализации мировой экономики и информатизации общества стремительно возрастают возможности обмена информацией и, как следствие, появляется необходимость постоянного ее обновления, высшая школа должна обеспечивать возможность получения этих обновляемых знаний;

• ориентация обучения в высшей школе на концептуальное понимание знаний, умение мыслить и умение учиться. Ввиду постоянного изменения содержания и объема знаний, в том числе профессиональных, перед высшей школой ставится новая задача: не передать обучающемуся конкретный набор профессиональных знаний, а научить его учиться и мыслить, овладевать концептуальным мышлением во всех сферах жизни, в том числе в профессиональной.

Эти новые свойства НСВО не меняют сути стратегической цели функционирования и развития данной системы — подготовка кадров, востребованных в национальной эконо-

мике и конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда. Более того, эти свойства способствуют успешной реализации стратегической цели НСВО.

К возможным положительным последствиям (результатам) влияния новых свойств НСВО на эффективность ее функционирования и развития можно отнести:

• возможность для обучающихся получать новые знания в необходимом объеме и за приемлемые сроки;

• оперативное реагирование НСВО на новые запросы общества по получению знаний в рамках различных образовательных программ и образовательных траекторий;

• возможность быстрого освоения новых знаний, приобретения умений и навыков на основе обучения, ориентированного на концептуальное понимание, умение мыслить и умение учиться;

• повышение конкурентоспособности выпускников высшей школы за счет приобретения ими новейших знаний и навыков.

Ориентация обучения в высшей школе на новые знания и запросы общества сопряжена с необходимостью постоянного обновления содержания знаний, передаваемых обучающимся, а также форм их представления и подачи. Это, в свою очередь, требует больших временных, материальных и финансовых затрат, связанных с созданием новых учебных курсов, с обновлением содержания и концепций уже читаемых курсов, с разработкой соответствующей нормативно-методической базы, с использованием новых форм и методов обучения.

Новые процессы управления, гибко реагирующие на изменение текущей ситуации в оперативном и стратегическом планах и использующие весь доступный арсенал информационных технологий, включают анализ:

• способов совершенствования организационной структуры управления вузом;

• условий устойчивого развития вуза, а также проблем, связанных с этим;

121

N93(15)2008

• способов оптимизации финансовых потоков;

• инфраструктуры и инвестиционных возможностей вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При стратегическом управлении необходимо оперативно обрабатывать большой объем внешней и внутренней информации. Это требует разработки и внедрения в управление вузом информационной системы, которая позволит:

• получать непрерывно объективную картину состояния вуза в целом и его структурных подразделений;

• выявлять тенденции развития вуза (к чему вуз придет в будущем, если не произойдет каких-либо кардинальных изменений);

• получать ответы на вопросы «что, если»;

• проводить оценку рисков;

я • отслеживать изменения, происходя-

■§ щие во внешней среде, и их влияние на

§ внутренние процессы (учебно-образователь-

[о ные, научно-исследовательские и вспомогательные);

<з • планировать и проводить текущие про-

| изводственные совещания на расширенном

2 информационно-аналитическом базисе [6].

I

К

§ Признание того, что повсеместное использование ИКТ в системе высшего обра-

5 зования является вариантом проявления

| воздействия информатизации на НСВО, оз-

| начает понимание того, что НСВО под его

§ влиянием приобретает следующие новые

| свойства: I

«о

8 • ориентация обучения на новые техно-| логии, формы освоения и передачи знаний. .Ц Постоянно обновляющиеся содержание зна-^ ний, объем и способы обмена информаци-I ей, а также быстро меняющиеся требования общества, производства и рынка труда по £ содержанию знаний, умений и навыков обусловливают необходимость использования ■Ц на уровне высшей школы новых технологий 5а как по освоению, так и по передаче, обмену информацией;

122

• восприимчивость НСВО к использованию ИКТ. Только при условии быстрого реагирования высшей школы на появление новых информационно-коммуникационных технологий, новой материальной базы по применению ИКТ она сможет решить важнейшую задачу — освоение и передача постоянно обновляющихся знаний;

• использование глобальных информационных ресурсов и технологий. Выполнение требований глобализации по подготовке кадров, владеющих новейшими знаниями не только национального, но и мирового масштаба, предполагает использование глобальных информационных ресурсов и применение глобальных информационных технологий. Любое отставание в этой сфере может привести к потере позиций НСВО — кадры, которые она будет готовить, окажутся не востребованными на мировом рынке труда;

• возможность виртуальной территориальной мобильности. Она способствует тому, что обучающиеся в высшей школе могут получать знания и образование в вузах, территориально удаленных от обучающегося. Фактор территориальной удаленности обучающегося от источника этих знаний в случае использования глобальных информационных ресурсов и технологий перестает быть значимым.

К результатам негативного характера может привести недостаточное внимание к следующим весьма существенным аспектам.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует проникновению на национальный образовательный рынок иностранных провайдеров образовательных услуг, что, в свою очередь, усиливает конкуренцию на национальном рынке образовательных услуг. Кроме того, та страна, которая использует ИКТ, отстающие от самых передовых в мире, или ориентирована на собственные информационно-технологические разработки, может либо отстать от стран, использующих современные технологии, либо со своими особыми инженерно-технологиче-

№>3(15)2008

скими подходами к информационным системам рискует остаться непризнанной в мире и стать изолированной в мировом информационном пространстве.

Необходимо также отметить, что если обучающиеся в высшей школе не будут иметь возможности получить знания, умения и навыки по освоению ИКТ или если полученные знания не будут обновляться, они рискуют отстать от темпов освоения знаний, по крайней мере, в своей профессиональной сфере, поэтому окажутся неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке труда.

Естественно, повсеместное использование ИКТ в системе высшего образования требует больших материальных затрат.

Итак, мы показали, что фактором, оказывающим существенное влияние на функционирование и развитие национальной системы высшего образования любой страны и в первую очередь на деятельность отдельного вуза, является информатизация. Для повышения эффективности функционирования и развития любой НСВО необходимо учитывать влияние на нее этого фактора. Для этого следует проанализировать, какие варианты проявления воздействия на НСВО информатизации являются важными, какими новыми свойствами начинает обладать НСВО при этом, к каким возможным положительным и отрицательным последствиям для НСВО это может привести. Для повышения эффективности функционирования и развития НСВО необходимо выработать такие управленческие решения, принять такие меры, которые усиливали бы возможные положительные для НСВО последствия и снижали или снимали возможные отрицательные последствия, обусловленные влиянием на НСВО фактора информатизации.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Лесничая И.Г., Миссинг И.В., Романо- Л ва Ю.Д., Шестаков В. И. Информатика и инфор- ¿З мационные технологии. Учебное пособие / Под ^ ред. Ю.Д. Романовой. М.: ЭКСМО, 2005. 00

3. Уваров А.Ю. Пространство задач информатизации школы // Информатика. 2002. №23.

4. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. Моделирование процесса информатизации школы // Альманах «Вопросы информатизации образования». Вып. 2. 2006.

5. Беляев Д.А. Применение информационных систем управления как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузе; http://www.management. edu.ru/univman/msg/213891.html

6. Аксенов К.А., Клебанов Б.И., Гончарова Н.В. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом; http://www.management.edu.ru/ univman/msg/157969.html

7. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под общей редакцией Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС, 2004.

8. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общей редакцией Ю.Б. Рубина. М.: Маркет ДС, 2005.

9. Рубин Ю, Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2005. №11.

10. Николаева Т.П., Коростышевская Е.М., Батуханов А.В., Светуньков С.Г., Ишутин Р.В. Инновационный потенциал России: проблемы активизации использования. СПб.: Изд-во СПбГУ ЭФ, 2007.

11. Балыхин Г.А. Сильному государству — сильное конкурентное образование // Вестник образования России. 2006. №14.

12. Башмакова К. И. Мировые тенденции развития высшего образования в ХХ! веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. 2007. № 1.

13. Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста // Высшее образование сегодня. 2005. №4.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.