Научная статья на тему 'Информатизация ЧГАКИ в 2002-2006 гг. : достижения, проблемы и перспективы'

Информатизация ЧГАКИ в 2002-2006 гг. : достижения, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация ЧГАКИ в 2002-2006 гг. : достижения, проблемы и перспективы»

С. В. Буцык

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЧГАКИ В 2002 06 гг.: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С 2002 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств произошли существенные изменения в области информатизации. Ситуация с данным направлением в вузе на тот период объективно требовала незамедлительных действий по кардинальному улучшению информационного пространства учебного заведения: обновлению его технической базы, созданию современных коммуникаций и внедрению новых информационных технологий.

Техническая оснащенность

За последние 4,5 года удалось значительно расширить парк компьютерной и другой оргтехники. Количество ПК увеличилось в 4 раза (и составляет сегодня 291 ед.), принтеров и копировальных аппаратов - более чем в 3 раза, а сканеров - более чем в 7 раз (см. рис. 1).

Данной техникой обеспечены деканаты, кафедры, центры и отделы; сформировано 10 компьютерных классов с учетом их функциональных различий: учебные общеакадемические; специализированные; для самостоятельной работы студентов, аспирантов и преподавателей.

Сегодня в академии очень высокий процент (80 %) компьютерной техники последнего поколения (РеПшт IV и его аналоги). Высокие темпы насыщения новой техникой позволили в прошлом году снимать с использования рабочие ПК класса РепШт I и передавать по договору безвозмездного пользования преподавателям и аспирантам для работы на дому. Появились специфические и дорогостоящие виды техники, такие как: проекторы для проведения учебных занятий, совещаний и мероприятий; плазменные панели в аудито-

Рис. 1. Динамика развития компьютерной техники в 2001-2006 гг.

риях; мощные компьютеры, используемые в качестве серверов для управления сетью и сетевыми ресурсами.

Таким образом, за последние 4 года не просто сократилось отставание в данном направлении, а приняты рабочие темпы развития компьютерной техники. И это даже несмотря на значительное увеличение студентов и аспирантов дневного отделения (посравне-нию с 2001 г. - на треть).

Следует отметить, что в настоящее время именно показатели технической обеспеченности являются основными при оценке вуза (возможно, по причине простоты сравнения количественных показателей). Однако в среде близкой к профессиональной техническая обеспеченность рассматривается лишь как одна из составляющих. В теории процесс насыщения техникой -компьютеризация - определяется только как первый этап информатизации, которая подразумевает наличие и использование в соответствующей сфере современных информационных технологий, большинство из них сегодня являются сетевыми.

Сетевая инфраструктура

Практически с момента образования в академии информационновычислительного центра началась работа над проектом построения локальной вычислительной сети (ЛВС), которая ранее в вузе практически не действовала. Развитие данного направления было поддержано руководством академии. Проект, основанный на монтаже высококачественной сети, требовал

значительных финансовых затрат и временных рамок реализации. Поэтому, наряду с формированием оптимальной этапности финансирования, было решено привлечь фирму-подрядчика, имеющую необходимый уровень и квалификацию работников.

Таким образом, к январю 2004 г. удалось завершить построение единой вузовской ЛВС, имеющей в своем составе:

- более 250 пользовательских линий, к которым подключены более 90 % компьютеров академии;

- скоростные оптоволоконные магистрали, соединяющие узлы связи корпусов, что позволило в дальнейшем подключить Интернет-канал по такому же скоростному соединению;

- 14 специальных программируемых устройств (коммутаторов) высокого уровня в узлах связи (см. рис. 2).

Важным итогом данной работы стало получение в апреле 2004 г. сертификата соответствия международным стандартам от ведущего производителя сетевого оборудования «АМР №Юоп-песЪ> с гарантией на 25 лет. Следует отметить, что для получения такого документа необходимо иметь уровень системного партнера, владеть дорогостоящим оборудованием, при помощи которого производится тестирование каждой линии по 30-ти различным параметрам. По итогам измерений полный комплект документов направляется производителю (США). Подобная сертификация выгодно отличает качественную сеть от обычной.

Рис. 2. Коммутаторы Allied Telesyn 2- и 3-го уровней в узле связи

Одновременно с завершением данного проекта велась работа по обновлению телефонной системы. Вузовская АТС и кабельная система 1- и 2-го корпусов появилась в 1976/77 гг., кабельная система 3- и 4-го корпусов - с их вводом в эксплуатацию, в 1985 г. Предел прочности системы практически был достигнут, кроме того, число внутренних абонентских линий оказалось недостаточным для динамично развивающегося вуза, постоянно уменьшалось ввиду старения, не позволяло подключить новые городские номера, в которых имелась острая потребность. Весной 2004 г., после 28-ми лет эксплуатации вузовская мини-АТС вышла из строя.

В данной ситуации возникла идея заменить не только саму станцию, но и построить новую телефонную кабельную систему, аналогичную вычислительной, имевшей на тот момент значи-

тельный запас емкости в магистралях и узлах. Для современных систем связи подобная интеграция не нова и называется «структурированной кабельной системой».

В данный момент этот проект фактически завершен. В академии действуют:

- более 400 абонентских линий, каждая из которых может быть использована для подключения компьютера или телефона (что удобно в случаях переездов подразделений или изменения их задачности);

- современные мини-АТС (см. рис. 3) емкостью на 64 городских, 160 внутренних номеров, из которых сегодня заняты около 130 - это практически один внутренний номер, приходящийся на четырех преподавателей или сотрудников, что является высоким показателем для образовательных учреждений.

Рис. 3. Автоматическая телефонная станция ЧГАКИ

Переход на новую кабельную систему также позволяет: улучшить качество телефонной связи, упорядочить обслуживание, и, освободив старую систему, подключить новые городские номера, выйдя на показатель: один городской номер максимум на 2-3 подразделения (сейчас есть городские группы, в которые входят по 4 различных подразделения или отдела). Кроме того, только за 2005 г. мы заменили более 40 старых телефонных аппаратов в подразделениях.

С большой долей вероятности можно утверждать, что ЧГАКИ на сегодняшний день среди вузов культуры является одним из лидеров по сетевой инфраструктуре.

Информационные технологии

Наличие современной технической базы и системы коммуникаций позволило ускорить развитие информационных технологий - процесс наиболее сложный, многогранный, трудоемкий. Но в тоже время именно они обеспечивают потребности в технике и связи и студентов, и преподавателей, и сотрудников учебно-вспомогательных подразделений и служб академии. Специальные технологии в 2002 г. находились на

очень низком уровне, следовательно, не было и четких требований со стороны пользователей, поэтому возникла необходимость в одновременном развитии всех актуальных для образовательного учреждения направлений (фактически в текущем режиме ставились цели, отслеживались результаты, корректировались задачи). Сейчас в академии открыт доступ к следующим информационным ресурсам:

- Бесплатный доступ в Интернет практически всех кафедр и отделов основных четырех корпусов. Сегодня вуз получает около 20 Гигабайт информации в месяц, этот объем делится между условными группами следующим образом: студенты и аспиранты - 40 %, учебные и учебно-вспомогательные подразделения

- 40 %, информационно-технические службы - 20 %.

- С декабря 2005 г. преподавателям и аспирантам предоставлен доступ через Интернет к текстам диссертаций в электронном виде Российской государственной библиотеки (за указанный период уже получено около 150 полных текстов диссертаций).

Кроме того, приобретены два крупных продукта у сторонних производителей:

- Правовая система «Гарант», включая большую нормативную базу, еженедельные обновления и возможность подключения к ней любого числа пользователей.

- Информационно-библиотечная система «Библиотека 5.2», реализующая автоматизированный процесс работы сотрудников библиотеки с каталожной информацией и читателями. Важно отметить, что подобные крупные продукты при внедрении в работу конкретного отдела или учреждения часто требуют постоянной поддержки и даже доработки.

Нередко бывает, что технологии или системы, особенно организационного плана, проще и дешевле разработать

самостоятельно, заранее учитывая специфику организации, чем приобретать и адаптировать под конкретные условия. При этом организация, не имеющая в штате собственных программистов, часто вынуждена обращаться к фирме-разработчику за услугами по поддержке, что связано с постоянными расходами, причем значительно большими, чем сам продукт, да и отношение к купившему, ввиду его полной зависимости, бывает далеко не самым лучшим.

Итак, ИВЦ академии представил за прошедший период следующие собственные разработки:

- Официальный Интернет-сайт академии (см. рис. 4), содержащий более 100 страниц (включая газеты - около 500), имеющий оперативно обновляемые новостные разделы;

Рис. 4. Официальный Интернет-сайт академии - Внутренний сайт академии, со- методических изданий ЧГАКИ - более

держащий ряд полезных ресурсов, в том 150;

числе: библиотеку полнотекстовых электронных учебно-программных и учебно-

- Внутренние сайты кафедры информатики (преподавательский и студенческий);

Только за последние год-полтора мы реализовали несколько отдельных Интернет-проектов:

- Электронный еженедельник «Ин-фо-библио», включающий более 65 моностатей, которые еженедельно публикует автор-редактор И. Г. Моргенштерн; пользователи имеют возможность отправлять отзывы и комментарии автору;

- «Издано в ЧГАКИ» - информация о реализуемых академией изданиях;

- «Sife» - сайт команды ЧГАКИ;

- «Электронный каталог» - программа, обеспечивающая доступ к каталогу библиотеки из Интернета.

Ежемесячно насчитывается до 12 тыс. посещений перечисленных ресурсов, в том числе около 3 тыс. извне.

- Отдельно следует отметить крупную программную оболочку для дистанционного обучения, на основе которой уже начинают создаваться электронные учебники и дистанционные курсы. Наличие последних позволит снять ряд существенных вопросов при будущей аттестации филиалов вуза.

Мы представили только одно большое направление, основанное на Интернет-технологиях. Сегодня же динамично развивается и другое, более трудоемкое, но организационно более значимое - это базы данных и системы управления ими. За прошедший период были разработаны, апробированы и внедрены следующие технологии:

- Сетевой «Электронный диспетчер» занятости учебных аудиторий академии;

- Программа «Диплом» для автоматизированного заполнения приложений к дипломам;

- Тестирующая система, позволяющая осуществлять контроль по трем видам тестов с возможностью анализа ответов студентов (разработка программиста лаборатории кафедры информатики).

- Два модуля «Учебные планы» и «Учебная часть» (большой и перспективный, с точки зрения возможностей общевузовской системы управления базами данных).

Сейчас в стадии тестирования находится третий модуль «Деканат» (см. рис. 5), который планируется апробировать в новом учебном году. «Деканат» и тестирующая система в перспективе могут стать основой для создания рейтинговой системы, что позволит вузу безболезненно войти в новую систему оценок, определяемую Болонским процессом. Кроме того, внедрение вузовской системы управления базами данных с несколькими взаимосвязанными модулями -серьезный шаг к автоматизации обработки информации отчетно-статистического характера, запросов на которую со стороны вышестоящих служб и агентств становится все больше и больше.

Данная работа привлекает внимание проректоров, отвечающих за дневное, заочное обучение, науку, руководителей высшего звена. Безусловно, проект не удалось бы реализовать без вклада руководителей и сотрудников подразделений, плодотворно с нами сотрудничающих.

Рис. 5. Автоматизированная система «Деканат»

Кадровая обеспеченность

Необходимо отметить, наверное, главный факт - несмотря не столь бурное развитие раскрытых выше направлений информатизации, удалось удерживать относительный баланс по кадрам и сформировать запланированные изначально структуры информатизации (см. рис. 6): ИВЦ (курирует несколько крупных общевузовских направлений); лаборатория Информационных технологий кафедры информатики (отвечает за организацию работы в компьютерных классах кафедры информатики, а также разработки по тестирующей системе и дистанционному обучению); отдел автоматизации библиотеки.

Решение кадровых вопросов осложнено двумя факторами: внешним -фактическая конкуренция технических служб не с образовательной, а с информационной сферой, где уровень финансового обеспечения традиционно выше; внутренним - отсутствие собственных ресурсов, т. е. специальностей информационно-технического плана.

В этой связи открытие в текущем году в вузе новой специальности «Прикладная информатика» уже в ближайшее время позволит задействовать студентов для решения каких-то небольших задач, а в перспективе подготовить выпускников для укрепления кадрового потенциала вуза по крупным информационным направлениям.

Рис. 6. Центры информатизации ЧГАКИ

В мае подводились некоторые итоги информатизации ЧГАКИ. Сравнительный анализ по нескольким вузам культуры и другим вузам нашего города позволил сделать достаточно оптими-

стичный вывод - по общему уровню информатизации мы выходим в лидеры среди учебных заведений сферы культуры и достойно выглядим среди вузов Челябинска.

С. В. Буцык

Информатизация ЧГАКИ в 2002-2006 гг.: достижения, проблемы и перспективы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.