Научная статья на тему 'Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России'

Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык С. В.

In the article the author regards the complex informatization experience of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. This process is carried out from the initial sites and it has achieved much success for a short period of time (4 years). The given information may be of use for educational institutions of any level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of complex information of high school of culture and arts in Russia

In the article the author regards the complex informatization experience of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. This process is carried out from the initial sites and it has achieved much success for a short period of time (4 years). The given information may be of use for educational institutions of any level.

Текст научной работы на тему «Опыт комплексной информатизации вуза культуры и искусств в России»

2. Ванчухина Л.И. Ресурсное обеспечение функционирования высшей школы. - СПб.: Питер, 1999. - 80 с.

3. Ефремов Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России. - СПб.: СПб ГУЭФ, 1999. - 147 с.

4. Попова Д.Г. Реформирование организационно-экономического механизма управления высшей школой /Электронный ресурс/ Дисс.. ..к.э.н. - М.: РГБ, 2003.

5. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Уч. пособие/ Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н.Новгород: НИИМБ, 2004. - 526 с.

6. Аксенов К.А., Клебанов Б.И., Гончарова Н.В. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом //Университетское управление. - 2004. - № 2 (30). -С. 54-57.

7. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии //Университетское управление. - 2004. - № 1(29). - С.9-20.

8. Фурсенко А. А. Создавая потенциал будущего /Электронный ресурс/

http://www/ruseconomy/ru/confer//14_12_06//ЯаШ_6Лос

9. Система менеджмента качества в техническом вузе: Опыты Новосибирского государственного технического университета. Конференция ЮНЕСКО //А.С. Востриков, Н.В. Пустовой, Ю.А. Афанасьев// Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2. - С.78-85.

10. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов /Отв.ред. В.И. Аршинов. - М.: Прогресс - традиция, 2000. - 535 с.

11. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем - /Электронный ресурс/ Автореферат дисс... д.э.н. - Йошкар-Ола, 2006.

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В РОССИИ

С.В. Буцык, к.пед.н, доц., нач. Информационно-вычислительного центра Тел.: (495) 727-76-10; E-mail: serg@chgaki.ru ФГОУВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

http://www.chgaki.ru

In the article the author regards the complex informatization experience of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. This process is carried out from the initial sites and it has achieved much success for a short period of time (4 years). The given information may be of use for educational institutions of any level.

1. Стартовые позиции

На период начала работ (лето 2002 г.)

ситуация с информатизацией в вузе представлялась сложной и объективно требовала незамедлительных шагов по кардинальному улучшению информационного пространства учебного заведения во всех направлениях: обновлению технической базы; созданию современных коммуникаций; внедрению новых информационных технологий; кадровой обеспеченности.

Конечно, с формальной точки зрения,

положение не было абсолютно «нулевым» -так может быть только во вновь созданном учреждении. Важность момента заключалась в необходимости получения за короткий период максимально возможных сведений (о состоянии вуза в аспекте информатизации), в проведении на базе них анализа и, как следствие, в более эффективной группировке ресурсов, в уточнении планов и т. п.

Прибегнув к данному подходу, нам удалось выяснить наличие:

• компьютеров в вузе (около 80 единиц, в основном уже относительно устаревших даже на тот период классов Pentium I и II) и прочей оргтехники (принтеров, сканеров, копиров);

• локальной сети (на 25 компьютеров в одном из корпусов), работавшей с весьма сомнительной стабильностью, и подключе-

ния сервера вуза к сети Интернет по выделенной (медной) линии;

• нескольких информационных систем (библиотечной, бухгалтерской);

• ряда ставок (занятых и вакантных), которые могли быть задействованы в технической службе.

Всего этого, конечно, было явно не достаточно для вуза, обучающего не одну тысячу студентов, тем более в условиях предполагавшегося роста контингента. В то же время детальный анализ позволил в течение 1-2 месяцев решить ряд важнейших краткосрочных задач, например:

- провести частичную перегруппировку и модернизацию, подготовив к началу учебного года два компьютерных класса, состоявших из однородной и работоспособной техники;

- создать вузовскую техническую службу (информационно-вычислительный центр), сконцентрировав в ней все профильные штатные единицы;

- уточнить параметры стратегического планирования этапов информатизации и т.п.

2. Техническая оснащенность

Одной из таких безотлагательных мер было решение вопроса о повышении динамики роста парка компьютерной техники. Из табл. 1 видно, что только за первые полгода (с лета 2002 года до конца этого же года) количество компьютеров увеличилось более чем на 70% (на 60 единиц). А за исследуемый четырехлетний период парк техники был увеличен примерно в 3,5 раза. Аналогичная динамика была достигнута и по другим традиционным видам техники (принте -рам, сканерам, копировальным аппаратам).

Таблица 1

Количество компьютерной и оргтехники в ЧГАКИ за 2001-2006 гг.

Техника 2001 2002 (лето) 2002 2003 2004 2005 2006 (лето)

Персональные компьютеры 74 $2 142 172 210 272 291

Лазерные принтеры 43 46 67 88 110 135 141

Планшетные сканеры 14 16 30 49 66 103 104

Копировальные аппараты 19 27 41 47 56 58

Конечно, важны не только количественные показатели техники, но и качество ее применения. Компьютеры так называемой «офисной» (т.е. относительно экономичной) конфигурации использовались для работы деканатов, кафедр, отделов и служб (за исключением технических). Подобный подход позволил эффективно перераспределить финансовые ресурсы для приобретения компьютерных классов и комплексов.

При этом учитывались следующие виды и, как следствие, различия в конфигурации (табл. 2).

Высокие количественные показатели в тандеме с однотипностью конфигураций в перспективе значительно упростили проведение плановых модернизаций и текущих ремонтов оборудования, что также является несомненным плюсом выбранной стратегии.

Очевидно, что за четыре года был совершен серьезный рывок в данном направлении. При этом особенно важно, что вуз не просто сократил отставание, а вышел на рабочие ритмы развития компьютерной техни-

ки, несмотря на значительное увеличение (почти 30%) контингента за указанный период. Данный факт подтвердил сравнительный анализ, проведенный в 2006 году между несколькими федеральными вузами сферы культуры и города Челябинска, учитывавший количество компьютеров в относительных единицах (с учетом контингента студентов каждого вуза).

3. Сетевая инфраструктура

В теории информатики процесс насыщения техникой часто определяется лишь как одна из составляющих информатизации - компьютеризация. Информатизация же подразумевает наличие и использование в соответствующей сфере современных информационных технологий, большинство из которых сегодня становятся сетевыми. Поэтому параллельно с началом работ по техническому переоснащению вуза началась работа над проектом построения локальной вычислительной сети (ЛВС), которой в академии практически не существовало.

Виды компьютерных классов и комплексов,

В подобной ситуации эффективная проектная работа и оптимальное итоговое решение - во многом залог будущего успеха, поскольку, во-первых, безусловно, хочется получить на выходе высокое качество сети, но при посильных финансовых затратах. Во-вторых, желательно, чтобы проект подразумевал не очень большие временные рамки реализации, имел перспективы модернизации, учитывал возможность исполь-

Таблица 2

приобретенных в ЧГАКИ за 2002-2006 годы

зования сети в различных системах связи (а не только вычислительной) и т.п.

При принятии решений мы руководствовались следующими соображениями.

1. Изначально необходимо ориентироваться на построение сети высокого качества (достаточным критерием могут служить сертификаты соответствия международным стандартам). В противном случае нет никакой гарантии, что после подключения значи-

Виды Особенности использования Особенности конфигурации

1) Общевузовские классы Для использования в учебной и самос тоятель-ной работе студентов Приобретались в так называемой «стандартной лабораторной» конфигурации (отдельная видеокарта, комфортное количество памяти, дискового пространства, стандартные внешние устройства, такие, как сканер). Часто рабочее место преподавателя дополнялось мультимедиа-проектором и принтером

2) Специализированные классы Дня использования в учебной и самостоятельной работе студентов по специальностям, требующим учета специфики (в техническом плане) Приобретались также в «лабораторной» конфигурации, но с учетом специфических особенностей, например: а) музыкальные специальности - отдельная (профессиональная или полупрофессиональная) звуковая карта, миди-клавиатура, акустические системы и т.п.; б) специальности рекламы и декоративно-прикладного искусства - дополнительные внешние устройства, такие, как графические планшеты, плоттеры, широкоформатные сканеры и принтеры, и т.п.; в) специальности режиссуры кино и телевидения - плата видеомонтажа, акустические системы, дополнительные внешние устройства, такие,как видеомагнитофон, DV-рекордер и т.п.

3) Стационарные аудиторные КОМ-ППеКСЫ Для проведения учебных занятий (в основном лекций), конференций презентаций. Установка техники обычно производилась в лекционной (с большим количеством ме ст) аудитории. Состав: компьютер в «лабораторной» конфигурации, широкоформатная плазменная панель (или телевизор), дополнительные устройства (видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, видеокамера и т.п.)

4) Мобильные комплексы Для проведения учебных занятий, конференций, презентаций б ез привязки к определенно й аудитории Состав: портативный компьютер (ноутбук), портативный проектор, переносной экран

5) Серверные комплексы Для управления сетевыми ресурсами и компьютерами в составе сети Приобретались, обычно, на базе готовых платформ (например, Intel) в стоечном (горизонтальном) варианте

тельного количества техники в сети не начнутся серьезные проблемы.

2. Кабельная система должна допускать в будущем переход на более высокие скорости (например, с 100 Мб/с до 1 Гб/с в будущем или с 1 Гб/с до 10 Гб/с). В кабельных трассах (каналах) должен быть значительный запас емкостей, поскольку спланировать будущие потребности весьма не просто. В противном случае вместо развития на определенном этапе придется производить демонтаж, а затем повторный монтаж.

3. Единая сеть крупного вуза должна быть структурированной (СКС): включать не только вычислительную, но и, например, телефонную, телевизионную, охранно-пожарную системы. Или хотя бы стать таковой в будущем.

4. Ясно, что реализация первых трех позиций повлечет за собой большие финансовые затраты, поэтому особенно важно отметить, что экономия на базовом этапе может быть достигнута следующими способами:

а) сокращение линий до количества, необходимого на ближайшее время (1-2 года);

б) построение только вычислительной сети (ЛВС);

в) разбиение на большее количество этапов (например, по корпусам, этажам и т.п.) и, как следствие, увеличение сроков;

г) наконец, попытка запросить у подрядчика более низкие цены с учетом гарантированно стабильных объемов работ в будущем.

Руководствуясь вышеизложенными позициями, мы смогли через полтора года (к февралю 2004 года) завершить базовое построение единой вузовской ЛВС в следующем составе:

• более 250 пользовательских линий, к которым на тот момент были подключены более 90% компьютеров академии;

• оптоволоконные магистрали, соединяющие узлы связи корпусов (3), что позволило в дальнейшем подключить Интернет-канал по такому же скоростному соединению;

• 14 высококачественных коммутаторов и маршрутизаторов марки Allied Telesyn в узлах связи, 6 из которых были управляемыми.

Важным итогом данной работы стало получение в апреле 2004 года сертификата соответствия международным стандартам от ведущего производителя сетевого оборудо-

вания «AMP NetConnect» с гарантией на 25 лет. Следует уточнить, что для его получения фирма-подрядчик должна: иметь уровень системного партнера у производителя; иметь дорогостоящее оборудование для проведения тестов каждой линии на десятки различных параметров; составить большой комплект документов по итогам измерений и направить их производителю.

Параллельно с завершением работы по построению ЛВС мы не могли не обратить внимание на состояние сопряженной системы - телефонной, построенной в вузе еще в советские времена. Вузовская АТС и кабельная система появились в 70-80-х годах, поэтому было нетрудно предположить, что предел прочности системы неумолимо иссякал. Кроме того, число внутренних абонентских линий было недостаточным для динамично развивающегося вуза, постоянно уменьшалось ввиду старения, не позволяло подключить новые городские номера, в которых имелась острая потребность, а весной 2004 года после 28 лет эксплуатации вышла из строя вузовская мини-АТС.

Поскольку кабельные трассы ЛВС имели значительный запас емкости, имелись все предпосылки не только для замены АТС, но и для создания структурированной кабельной системы (СКС) в варианте ЛВС + телефонная система. В процессе работ возникла потребность дополнить СКС еще одной составляющей - системой внутреннего телевизионного вещания.

К лету 2006 года мы получили:

• более 400 пользовательских линий, каждая из которых могла быть использована для подключения компьютера или телефона (что удобно в случаях переездов подразделений или изменения их задач);

• современную мини-АТС емкостью 64 городских, 160 внутренних номеров;

• систему вузовского телевещания (в составе - узел вещания, 6 демонстрационных зон во всех корпусах).

Проведенный межвузовский сравнительный анализ (описанный ранее) позволил с большой долей вероятности утверждать, что за достаточно короткий период академия вышла в лидеры среди вузов культуры по сетевой инфраструктуре.

4. Информационные технологии

Наличие современных технической базы и системы коммуникаций позволило ускорить развитие информационных технологий - процесс наиболее сложный, многогранный, трудоемкий. Но в то же время

именно технологии, опирающиеся на технику и связь, выдают тот продукт, который понятен и полезен его конечному потребителю - будь то студенты, преподаватели или сотрудники учебно-вспомогательных подразделений и служб. Специальные технологии в 2002 году находились вузе в минимальном составе, а следовательно, не было и четкого понимания со стороны пользователей, какие именно продукты и в каком итоговом виде им нужны! Поэтому мы были вынуждены одновременно развивать все актуальные для образовательного учреждения технологические направления, фактически в текущем режиме ставя цели, отслеживая результаты, корректируя задачи.

Конечно, при подобном подходе на первое место встает проблема ограниченности ресурсов и, в первую очередь, кадровых (программистов для разработки собственных или поддержки сторонних программ). Это и неудивительно, ведь пока нет программного продукта, хотя бы в базовом виде, неясна и степень его полезности для учреждения, и, как следствие, нет желания затрачивать на него серьезные ресурсы. Для выхода из ситуации можно предложить: а) привлекать для первоначальной работы в качестве программистов студентов (не старше 3 курса, т.е. с расчетом на 3-4 года); б) использовать потенциал преподавателей, студентов, общественных организаций, заинтересованных в реализации собственных проектов.

Опираясь на подобный подход, к лету 2006 года мы подошли со следующими результатами.

1. Был предоставлен доступ к следующим информационным ресурсам:

- сети Интернет практически с любого места основных корпусов академии;

- преподавателям, аспирантам и соискателям доступ через Интернет к текстам диссертаций (в электронном виде) Российской государственной библиотеки.

2. Были приобретены два крупных продукта у сторонних производителей:

- правовая система «Гарант» с большой нормативной базой, еженедельным обновлением и возможностью подключения к ней любого числа пользователей;

- информационно-библиотечная система «Библиотека 5.2», которая фактически пришла на смену имевшейся ИБС «Библиотека 4».

Важно отметить, что подобные «Библиотеке 5.2» крупные продукты при внедре-

нии в работу конкретного отдела или учреждения часто требуют постоянной поддержки и даже доработки. Более того, нередко бывает, что некую технологию или систему, особенно организационного плана, проще и дешевле разработать самостоятельно, учитывая специфику, чем приобретать, а затем адаптировать к конкретным условиям. При этом организация, не имеющая в штате собственных программистов, часто вынуждена обращаться к фирме-разработчику за услугами по поддержке, что выливается в постоянные расходы, причем значительно большие, чем сам продукт. Поэтому достаточный упор был сделан на собственные разработки.

3. В итоге нами были самостоятельно разработаны:

- официальный Интернет-сайт академии, содержащий более 600 информационных страниц и имеющий оперативно обновляемые новостные разделы;

- внутренний сайт академии, содержащий ряд полезных ресурсов, в том числе: библиотеку полнотекстовых электронных учебно-методических изданий академии;

- внутренние сайты кафедры Информатики (преподавательский и студенческий);

- электронный еженедельник «Инфо-библио», содержавший более 65 научных моностатей, которые еженедельно публиковал автор-редактор, профессор И.Г. Мор-генштерн и на которые он получал отзывы и комментарии;

- «Издано в ЧГАКИ» - информация о реализуемых академией изданиях;

- «8Ие» (проект «Студенты в свободном предпринимательстве») - сайт команды вуза;

- «Электронный каталог» - программа, обеспечивающая доступ к каталогу библиотеки из сети Интернет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежемесячно мы имели до 12000 посещений перечисленных ресурсов, в том числе около 3000 извне.

Все вышеназванные технологии - только одно большое направление, основанное на Интернет-технологиях. А у нас динамично развивалось и другое, более трудоемкое, но и организационно более значимое -это базы данных и системы управления ими. В частности, были разработаны, апробированы и внедрены:

- сетевой «Электронный диспетчер» занятости учебных аудиторий академии;

- программа «Диплом» для автоматизированного заполнения приложений к дипломам;

- тестирующая система, позволяющая осуществлять контроль по трем видам тестов с возможностью анализа ответов студентов;

- автоматизированная система управления «Учебная часть», реализующая практически все трудоемкие процессы учебного отдела;

- летом 2006 года на стадии тестирования находилась новая автоматизированная система «Деканат».

Три последние системы, взаимосвязанные между собой, в перспективе могут стать основой для создания единой вузовской системы, а это уже достаточно серьезный шаг к автоматизации управленческой деятельности вуза.

5. Кадровая обеспеченность

Наверное, это - важнейшая составляющая процесса информатизации, которая напрямую может повлиять на результаты работы по любому из трех вышеприведенных направлений.

Основной задачей, которую мы ставили перед собой еще в первые месяцы работы, -это постоянные мониторинг и соблюдение баланса по кадрам с учетом роста инфраструктуры. Отставание кадровой структуры сказывалось практически постоянно, что было вполне предполагаемым и естественным. Ввиду этого мы старались соблюдать следующие принципы:

1) Принцип структурно-кадровой оптимизации. Данный принцип означал формирование необходимого минимума структур при максимальной концентрации кадровых ресурсов. Таким образом, за 4 года было сформировано всего 2 подразделения, которые условно разделили между собой организационно-технологические и учебно-технологические задачи. Это информационно-вычислительный центр (курирующий обслуживание техники, коммуникаций вуза, а также разработки технологий организационного назначения) и лаборатория информационных технологий кафедры Информатики (курирующая работу в учебных компьютерных классах, а также разработки технологий учебного назначения). Созданный в 2004 году отдел автоматизации библиотеки, вви-

ду его слабой управляемости и недостатка ресурсов, через 2 года был объединен с лабораторией ИТ.

2) Принцип функциональной приоритетности. Фактически подразумевал расстановку приоритетов при распределении ресурсов: на первом этапе приоритет отдавался обслуживанию техники и коммуникаций, а в качестве программистов (особенно разработчиков) в основном привлекались студенты, обучающиеся на соответствующих специальностях. И только на втором этапе вкладывались ресурсы в программистов, причем с учетом конкретизации технологических задач, а также повышения квалификации этих сотрудников.

3) Принцип «ключевых точек». Постепенное, но значительное укрепление (финансовое, квалификационное) ключевых технических должностей. Речь, в первую очередь, идет о сотрудниках, которые фактически должны курировать отдельные направления: например, компьютерная техника, телефония, кабельные системы, администрирование серверов, сайты, базы данных, видеомонтаж. Это обычно заведующие лабораториями или подотделами, ведущие инженеры и программисты.

Решение кадровых вопросов на протяжении всего времени осложнялось двумя факторами: внешним - фактическая конкуренция технических служб не с образовательной, а с информационной сферой, где уровень финансового обеспечения традиционно выше; внутренним - отсутствие собственных ресурсов, т.е. специальностей информационно-технического плана.

И если решение внешней проблемы во многом зависит от конъюнктуры (в стране, отдельных отраслях и т.п.), то решение внутренней вполне по силам даже вузу нетехнической сферы. Поэтому в 2006 году в ЧГАКИ была открыта новая специальность «Прикладная информатика», что уже в ближайшие годы позволит задействовать студентов для решения каких-то небольших задач, а в перспективе подготовить выпускников, которые позволят укрепить кадровый потенциал вуза по крупным информационным направлениям.

Литература

1. Буцык С.В. Информатизация ЧГАКИ 2002/06: достижения, проблемы и перспективы // Вестник ЧГАКИ. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - Вып. 2. - С.110-117.

2. Буцык С.В. Корпоративная информационная система образовательного учреждения: аспект интеграции технологий // Система социальных коммуникаций в регионе: время творчества и сотрудничества : Матер. межрегион. научн.-практ. конф. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - С. 19-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.