Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ИНФОРМАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое общение / речевые жанры / информативные речевые жанры / речевая культура педагога / языковая личность учителя / pedagogical communication / speech genres / informative speech genres / teacher's speech culture / teacher's language personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленчина Милослава Романовна

В настоящей научной статье раскрывается актуальная для практикующих педагогов тема, посвящённая вопросам речевого взаимодействия обучающего и обучающегося, а также описанию сущности и содержания вышеизложенного процесса. Автором отмечается, что педагогика как наука в настоящее время располагает достаточным количеством эффективных приемов, способов и методов воспитательного воздействия и обучения. В то же время к задачам педагогики не относится анализ речевого наполнения педагогических приемов воздействия. Соответственно, по мнению автора, определяется следующая проблема нельзя считать до конца проработанной исследуемую тему в педагогике, а, следовательно, пригодной в методическом аспекте для практического применения. Автором предлагается провести структурно функциональный анализ речевых жанров, используемых в педагогическом общении с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific article reveals a topic relevant for practicing teachers, dedicated to the issues of speech interaction between the teacher and the student, as well as a description of the essence and content of the above process. The author notes that pedagogy as a science currently has a sufficient number of effective techniques, methods and methods of educational influence and training. At the same time, the analysis of the speech content of pedagogical methods of influence does not belong to the tasks of pedagogy. Accordingly, in the opinion of the author, the following problem is determined the topic under study in pedagogy cannot be considered fully developed, and, therefore, suitable in the methodological aspect for practical application. The author proposes to carry out a structural and functional analysis of speech genres used in pedagogical communication with students.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Практико-технологический этап - организация применения технико-технологических действий в реальных условиях обучения; экспериментальная системная работа, эффективно реализующаяся в профессиональной деятельности; внедрение нововведений в образовательный процесс; подтверждение верности собственных профессионально-практических действий.

Результативно-технологический этап - происходят осмысление и рефлексия результатов деятельности; формулировка теоретико-практических выводов; оценивание достижений; определение критериев и показателей результата; креативное нестандартное преобразование техник и приемов.

Показатели успешности формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов свидетельствуют об эффективности освоения педагогических техник, цифровых технологий и навыками пользования электронной образовательной средой и ресурсами. К таким показателям относятся [5]:

Целенаправленность - стремление и нацеленность обязательно решать поставленную цель, дать ей результат.

Творческий опыт - возможность принимать нестандартные решения и применять современные технологии по-новому.

Техничность - соответствие требованиям подготовки будущего педагога; владение технико-технологическими навыками.

Мобильность (оптимистичность) - способность изменять тактические и стратегические решения по педагогическим вопросам.

Исполнительность (продуктивность) - развитие личностно-профессиональных качеств педагога, применяющихся в профессиональной деятельности.

Рассматривая технологичность в развитии профессиональной компетенции будущего педагога выделяется обоснованная, перспектива повысить уровень профессионализма. Такая перспектива определяет готовность студента понимать и интерпретировать структуру деятельности педагога, к четкому соблюдению алгоритма технологии; осваивать и описывать необходимые компоненты реализации технологии.

Условия применения технологического подхода в образовании представляет собой организационно-динамическую систему взаимосвязанных составляющих развития профессиональной компетентности.

Логика формирования профессионально-технологической компетенции обозначена иерархическими уровнями: действия - операции - процесс - деятельность - компетентность.

Технологическая культура, вписанная в контекст профессиональной компетенции, обеспечивает переадресацию теоретико-педагогического уровня на деятельностно-технологический, реализуя при этом собственный вклад в технические способности будущего педагога.

Выводы. Профессионально-технологическая компетенция будущего педагога в вузе предполагает использование электронно-цифровых технологий, применение информационно-цифровых средств в процессе обучения в вузе; подготовку студентов решать практико-педагогические задачи в условиях рыночно-цифровой экономики.

Современное информационно-образовательное пространство вуза организует профессиональную деятельность педагога через сформированные технологические компетенции студентов-будущих педагогов.

Профессионально-технологическая компетентность будущего педагога в вузе понимается нами как интегративное операционально-технологическое профессиональное свойство, нацеленное на эффективный и полезный результат для общества.

Важно отметить, что регулятивное воздействие технологичности способствует выполнению определённых операций в социально-духовных и политически-правовых отношениях.

Метапредметный характер формирования профессионально-технологической компетентности будущих педагогов в вузе определяется через практическое применение технологических электронно-цифровых знаний и навыков в различных видах педагогической деятельности.

В подготовке профессионально-технологически компетентного будущего специалиста-педагога необходимо учитывать мотивационно-ценностное отношение, осуществляющееся в вузе через все формы обучения; уровень участия в научно-исследовательской и методической работе и культурно-образовательное взаимодействие в педагогическом процессе.

Литература:

1. Борисов, В.В. Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий / В.В. Борисов, С.Ю. Ягупец // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 716-721

2. Васева, Е.С. Уровни формирования визуальной компетентности будущих учителей / Е.С. Васева, Н.В. Бужинская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-2

3. Золотарюк, A.B. Роль облачных сервисов в формировании профессиональных информационно-технологических компетенций студентов / A.B. Золотарюк, А.И. Кижнер, Т.Л. Фомичева // Известия Института инженерной физики. - 2015. -№ 36. - С. 96-100

4. Коновалов, A.A. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / A.A. Коновалов, А.И. Лыжин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2

5. Макарова, Е.А. Особенности профессионально - ориентированного обучения в компетентном образовательном пространстве / Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 128 с.

6. Маринкина, H.A. Модель формирования технологической компетентности будущих учителей в условиях интеграции формального и неформального образования / H.A. Маринкина // Гуманитарные науки и образование. - 2017. -№ 2 (30). - С. 54-57

Педагогика

УДК 378

аспирант, ассистент кафедры педагогического образования Ленчина Милослава Романовна

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (г. Владикавказ)

ИНФОРМАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ДИСКУРСЕ

Аннотация. В настоящей научной статье раскрывается актуальная для практикующих педагогов тема, посвященная вопросам речевого взаимодействия обучающего и обучающегося, а также описанию сущности и содержания вышеизложенного процесса. Автором отмечается, что педагогика как наука в настоящее время располагает достаточным количеством эффективных приемов, способов и методов воспитательного воздействия и обучения. В то же время к задачам педагогики не относится анализ речевого наполнения педагогических приемов воздействия. Соответственно, по мнению

автора, определяется следующая проблема - нельзя считать до конца проработанной исследуемую тему в педагогике, а, следовательно, пригодной в методическом аспекте для практического применения. Автором предлагается провести структурно - функциональный анализ речевых жанров, используемых в педагогическом общении с обучающимися.

Ключевые слова: педагогическое общение, речевые жанры, информативные речевые жанры, речевая культура педагога, языковая личность учителя.

Annotation. This scientific article reveals a topic relevant for practicing teachers, dedicated to the issues of speech interaction between the teacher and the student, as well as a description of the essence and content of the above process. The author notes that pedagogy as a science currently has a sufficient number of effective techniques, methods and methods of educational influence and training. At the same time, the analysis of the speech content of pedagogical methods of influence does not belong to the tasks of pedagogy. Accordingly, in the opinion of the author, the following problem is determined - the topic under study in pedagogy cannot be considered fully developed, and, therefore, suitable in the methodological aspect for practical application. The author proposes to carry out a structural and functional analysis of speech genres used in pedagogical communication with students.

Key words: pedagogical communication, speech genres, informative speech genres, teacher's speech culture, teacher's language personality.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий в мире, инновации в сфере отечественного образования поднимают на новый уровень значимость практической информации. В большей степени обмен информацией происходит посредством общения между людьми при помощи вербальных и (или) невербальных средств и является сложным многоплановым процессом взаимодействия участников коммуникации. Но нельзя рассматривать общение как исключительно ряд последовательных отдельных действий общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие одного человека на другого. Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении, а общение - основным инструментом в фундаментальных началах профессиональной деятельности педагога [11, С. 252-258].

Изложение основного материала статьи. Стоящие перед педагогическим работником учебно-воспитательные задачи требуют от него владения определенными навыками, знаниями и умениями для качественного достижения целей своей деятельности. По мнению А.К. Марковой, профессионально компетентным является тот педагог, который сочетает в работе развитый на должном уровне подход триединства: педагогическая деятельность, педагогическое общение, самореализация личности педагога. При данном подходе достигаются высокие результаты в обучении целевой аудитории. Изучение педагогического общения послужило объектом научного интереса в исследуемой теме.

Раскрывая более ёмко сущность термина «педагогическое общение», в основном мы встречаем синонимичные определения у разных исследователей. Как отмечает А.А. Леонтьев, педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с учениками в процессах обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции, направленное на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию учебной деятельности и отношений внутри коллектива, а также между педагогом и обучающимися [10, С. 3].

И.А. Зимняя называет педагогическое общение некой формой «учебного сотрудничества», в которой обязательным условием является развитие личности самих обучающихся [6, С. 302].

В.А. Кан-Калик видит педагогическое общение как целостную систему, в которой происходит социально-психологическое взаимодействия учителя и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного и обучающего воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств [8, С. 14].

В.А. Сластёнин рассматривает педагогическое общение как многоплановый процесс коммуникации, порождаемый целями и задачами коллективной деятельности участников образовательного процесса [13, С. 377].

Анализируя значимость речевого общения в педагогической деятельности, нельзя не процитировать слова выдающегося педагога и ученого В.А. Сухомлинского: «Каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово — важнейший педагогический инструмент».

Повышение и развитие профессиональной речевой культуры педагога представляется одним из основных факторов эффективности специалиста [14, С. 296]. Изучение проблематики речевых жанров педагогического общения послужило темой исследования многих ученых как в области лингвистики, так в области педагогики и психологии. В связи с этим, речевые жанры в педагогическом общении по праву представляется возможным охарактеризовать как междисциплинарные. В разные годы учеными в рамках научных изысканий предложено множество методов и способов осуществления педагогического процесса, и, в частности, общения в нем: например, И.Ф. Исаевым, Е.Н. Шияновым, Б.Т. Лихачевым и множеством других.

Однако к задачам современной педагогической науки, как отмечает Л.Г. Кыркунова, Е.П. Карзенкова, не относится анализ речевого наполнения жанров педагогического общения. Соответственно, обозначается научная проблема - нельзя считать до конца проработанной исследуемую тему в области педагогики [9, С. 16].

Таким образом, несмотря на наличие теоретических трудов по данной тематике в смежных науках, в современной педагогике проблемы анализа речевого наполнения речевых жанров педагогического общения остаются изученными в недостаточной степени, чем и определяется актуальность избранной темы исследования.

Предмет исследования данной статьи - информативные речевые жанры педагогического общения с точки зрения структурной характеристики.

Цель статьи - показать функциональную значимость информативных речевых жанров для современной педагогики и, в частности, для практикующего педагога. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: определения исходных теоретических положений, основных функций, средств и структуры профессионального педагогического общения; выявления роли информативных речевых жанров в педагогическом дискурсе. Реализация поставленных задач осуществлялась при помощи описательного метода, включающего приемы сопоставления, обобщения, типологизации анализируемого материала.

Теоретическую базу исследования составляют труды в области междисциплинарных исследований и описаний речевых жанров в педагогическом дискурсе (Т.В. Шмелева, В.В. Дементьев, М.Ю. Федосюк, Н.А. Ипполитова, З.С. Смелкова, Н.И. Махновская).

Научная новизна настоящей работы заключается в систематизации основных теоретических положений, связанных с исследуемой темой, а также в системно-описательном анализе речевых жанров педагогического общения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал работы вносит определенный вклад в научное описание речевых жанров профессионального общения учителя в педагогической науке.

Практическая значимость исследования состоит в возможности разработки методических рекомендаций для будущих учителей и молодых специалистов по формированию речевого жанра профессионального общения, а также разработки и

внедрении модели формирования речевых жанров педагогического общения у будущих учителей в условиях образовательного процесса в вузе, которая сможет применяться в практике работы преподавателей вузов.

На сегодняшний день изучением речевых жанров занимается самостоятельная лингвистическая дисциплина -генристика. Началом выделения генристики из языкознания послужила публикация исследования М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров» (1979 г.). Именно М.М. Бахтин впервые выделил и обозначил речевые жанры как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [1, С. 159].

В настоящее время теория разграничения речевых жанров является актуальным направлением не только в лингвистике, но ив педагогике, поскольку невозможно представить языковую личность учителя без эффективного владения основными педагогическими речевыми жанрами.

Сущность речевых жанров педагогического дискурса исследована и описана в работах Т.Г. Винокур, В.И. Карасика, H.A. Ипполитовой, Н.И. Махновской, З.С. Смелковой и др. В настоящей статье речевой жанр педагогической речи рассматривается с точки зрения педагогической риторики и определяется как тематически и лексически целостное, законченное высказывание определенного стиля и структурно-смыслового строения, соответствующее обучающим, воспитательным и коммуникативным функциям педагогически ориентированного общения учителя в различных ситуациях процесса обучения и воспитания [3, С. 220].

Опираясь на вышеизложенное определение, следует отметить, что стиль высказывания не может быть статичным, он является динамичным и будет меняться в соответствии с жанром урока, соответственно, будет и меняться коммуникативная цель высказывания. Следуя концепции Т.В. Шмелевой, по цели высказывания педагогические речевые жанры можно разделить на 4 главных типа: информативные, оценочные, императивные, этикетные [15, С. 92-94].

Т.Г. Винокур же разделила речевые жанры педагогического общения по двум основным критериям - жанры фатики и жанры информатики [2, С. 108-109]. В ситуации реальной педагогической коммуникации именно информативные речевые жанры передают новую для обучающегося информацию, играют первоочередную обучающую роль. Фатические речевые жанры играют роль выражения разнообразных нюансов взаимоотношений между участниками коммуникации, они лишены функции дополнительного информирования и являются вспомогательными воспитательно-обучающими речевыми жанрами педагогического дискурса. По цели высказывания к жанрам информатики относятся все информативные жанры (педагогический диалог, дискуссия, объяснительный монолог, учебная лекция, обобщающая речь, вступительное слово, рецензии, отзывы и т.п.). К жанрам фатики следует отнести оценочные жанры (похвала, порицание), этикетные жанры (приветствие, прощание, извинение и т.п.), императивные жанры (просьба, наставление, запрещение и проч.).

В рамках эмпирического анализа автор обращает внимание на научные труды педагогической риторики, где присутствует характерная тенденция обращения внимания на проблему описания именно информативных жанров в педагогическом общении.

Например, H.A. Ипполитова поднимает вопрос использования речевых жанров в педагогике как преимущество и возможность обеспечить результат и эффективность в профессиональной деятельности педагога [7, С. 8].

Н.Д. Десяева также стоит на позиции H.A. Ипполитовой, отмечая в своем труде, что основное внимание уделяется описанию специфики подготовки и проведения занятий в контексте использования информативных жанров. Н.Д. Десяева главным образом выделяет следующие виды речевого воздействия: убеждение, заражение, мотивация подражания и внушение [5, С. 8-10].

Таким образом, следует отметить, что практико-ориентированное описание всего набора жанров педагогического общения находится на пути становления и еще ждет своих решений от авторов. Безусловно, выбор педагогом в общении с учениками речевого жанра зачастую влияет на качественное усвоение учебного материала, и как следствие - на качество образования в целом. Следовательно, крайне важным, по мнению автора настоящей статьи, видится представление обучающимся идеального (образцового) варианта речевого оформления, что, к сожалению, в учебно-методической литературе в настоящее время редкий феномен.

В этой связи за последнее время изучение речевых жанров в лингвистических направлениях стало достаточно популярным, но, по мнению автора настоящей статьи, наибольшей продуктивности добились ученые в прагматическом направлении. В частности, К.Ф. Седовым, В.В. Деменьтевым речевой жанр определяется как вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей [4, С. 170].

Иными словами, педагог в каждой конкретной ситуации в зависимости от стоящей перед ним задачи (качественно донести учебный материал, проинструктировать обучающегося, подвести итоги занятия) выбирает наиболее подходящий речевой жанр, и, как следствие, надлежащим образом оформляет и реализует его.

Опираясь на вышеизложенную проблематику и факты, автором предпринимается попытка еще больше конкретизировать и подразделить педагогические речевые жанры на группы: оценочные, императивные, этикетные, информативные. В частности, информативному жанру автор уделяет особое внимание, исходя из заявленной темы настоящей научной статьи. В информативном жанре педагогической речи, где главным образом реализуется объяснительная функция, представляется необходимым, по мнению автора, подразделять информативные жанры на устные и письменные:

- к устным информативным жанрам следует отнести:

• устный диалог педагога и обучающегося (беседа),

• учебная лекция,

• монолог,

• обобщающая речь,

• вступительное слово,

• разъяснение и иные.

- к письменным информативным жанрам следует отнести:

• автобиографию,

• протокол,

• конспект,

• рецензию,

• аннотацию,

• тезисы,

• реферат,

• дневник и иное.

На сегодняшний день в современной педагогике нет определенной методики изучения информативных речевых жанров педагогического общения как средства улучшения качества образовательного процесса, что представляло бы колоссальную

практическую ценность в обучении будущих учителей и повышения качества преподавания практикующих молодых специалистов.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что разделение жанров в педагогическом общении носит однозначно условный характер в настоящее время. Это объясняется тем, что все они реализуются в целостном и неотъемлемом живом педагогическом процессе, но, несмотря на это, педагогу необходимо иметь целостное представление о каждом из них, а разработка методических рекомендаций по использованию в профессиональной речи по каждому из жанров существенно повлияет на эффективность педагогического воздействия на ученика. Данный вывод позволяет также резюмировать о сделанных предложениях автора, как о предпринятых шагах в сторону возможного решения проблемы о едином подходе в классификации речевых жанров для решения практических задач педагогической деятельности.

Литература:

1. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - Собр. соч. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. -М.: Русские словари, 1997. - С. 159-206

2. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. -М.: Наука, 1993. - 172 с.

3. Горобец, Л.Н. Риторические жанры педагогического дискурса / Л.Н. Горобец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №62. - С. 219-225

4. Дементьев, В.В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров / В.В. Дементьев, К.Ф. Седов. - Саратов: Изд-во «Саратовский педагогический институт», 1998. - 107 с.

5. Десяева, Н.Д. Педагогическая риторика / Н.Д. Десяева, Л.В Ассиурова, Т.И. Зиновьева [и др.] / под ред. Н.Д. Десяевой. - Москва: Академия, 2013. - 256 с.

6. Зимняя, H.A. Педагогическая психология. Учебник для вузов / H.A. Зимняя. - Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.-480 с.

7. Ипполитова, H.A. Педагогическая риторика в вопросах и ответах / H.A. Ипполитова, З.С. Смелкова, Т.А. Ладыженская [и др.] / под ред. H.A. Ипполитовой. - Москва: Прометей, 2014. -469 с.

8. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

9. Кыркунова, Л.Г. Речевые жанры педагогического общения / Л.Г. Кыркунова, Е.П. Карзенкова // Евразийский гуманитарный журнал. - 2021. - №1. - С. 15-24

10. Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев / Под ред. М.К. Кабардова. - М. - Нальчик, 1996. - 96 с.

11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.,1984. - 448 с.

12. Ляшенко, A.A. Информативные речевые жанры в контексте анализа языковой личности документоведа кафедры университета в жанровом аспекте / A.A. Ляшенко // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 479-483

13. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

14. Целоева, Д.А. Сущность речевой культуры современного педагога-лингвиста / Д.А. Целоева, Ф.Х. Киргуева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия, 2019. - № 65 (1). -С. 289-291

15. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997.-Вып. 1.-С. 88-99

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

аспирант Луганцев Данил Николаевич

ФБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В

ТВОРЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЯХ И КОНКУРСАХ

Аннотация. В статье участие студентов, осваивающих направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», в творческих фестивалях и конкурсах рассматривается как одно из действенных средств формирования основных компонентов их профессионального имиджа. Для рассмотрения в соответствующем качестве указанной формы организации их внеурочной деятельности в первую очередь понятию «профессиональный имидж» даётся сущностная характеристика. Далее исследуются факторы, которые влияют на формирование его составляющих. Доказывается, что их комплексное воздействие наиболее ощутимо в рамках внеаудиторной деятельности, в частности, творческой. Затем приводятся примеры соответствующих мероприятий и их влияние на формирование у будущих профессионалов соответствующей характеристики.

Ключевые слова: профессиональная подготовка на ступени высшего образования, обучение студентов по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профессиональный имидж, формирование профессионального имиджа, внеаудиторная работа.

Annotation. In the article, the participation of students mastering the direction «Decorative and applied arts and crafts» in creative festivals and competitions is considered as an effective mean of their professional image components forming. To be considered this extracurricular activities organisation form in the appropriate quality, we first give an essential characteristic to the «professional image» concept. Next, the factors that influence the formation of its components are investigated. It is proved that their complex impact is most noticeable in the extracurricular activities, in particular, creative framework. Then examples of relevant activities and their impact on the future professionals appropriate characteristics components formation are given.

Key words: professional training at the stage of higher education, training of students in the field of «Decorative and applied arts and crafts», professional image, formation of a professional image, extracurricular work.

Введение. Современное общество с его непредсказуемой динамикой требует от выпускника вуза, освоившего направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», наличия у него ряда специфических черт профессионального портрета (З.В. Баянкина, Л.Г. Веселова, К. Даглдиян, В.Д. Максимова, А.В. Петровский). В свою очередь, значимое место в их ряду занимает профессиональный имидж (О.Н. Валеева, Е.Г. Залюбовская, А.А. Извольская).

Этот, последний, может быть развит посредством привлечения студентов к участию в различных формах внеурочной деятельности [11, С. 160]. В частности, как представляется автору настоящей статьи, определённой эффективностью в плане формирования профессионального имиджа у студентов направления «Декоративно-прикладное искусство и народные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.