Научная статья на тему 'Информальное образование как социокультурная потребность взрослых'

Информальное образование как социокультурная потребность взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMAL EDUCATION / EDUCATION OF ADULTS / CULTURE / GLOBAL INFORMAL CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Валентиновна

В статье раскрывается понятие «информальное образование»; показан механизм взаимовлияния культуры и информального образования, заключающийся в формировании сознания субъекта культуры человека, способного осуществлять в современном социуме культурные программы будущего, где информальное образование становится механизмом культурогенеза. Предложены пути повышения социокультурного статуса образования взрослых через создание в сети Интернет глобальной информальной культурно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the concept of «informal education»; shows the mechanism of interaction of culture and informal of education, namely the formation of the subject's culture, human consciousness, capable of exercising in modern society cultural programs of the future, where the informal education becomes kul'turogeneza mechanism; suggest ways to improve the socio-cultural status of adult education through the creation of a global internet informal cultural and educational environment.

Текст научной работы на тему «Информальное образование как социокультурная потребность взрослых»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 374.7

О.В. Павлова

Информальное образование как социокультурная потребность взрослых

В статье раскрывается понятие «информальное образование»; показан механизм взаимовлияния культуры и информального образования, заключающийся в формировании сознания субъекта культуры - человека, способного осуществлять в современном социуме культурные программы будущего, где информальное образование становится механизмом культурогенеза. Предложены пути повышения социокультурного статуса образования взрослых через создание в сети Интернет глобальной информальной культурно-образовательной среды.

The article deals with the concept of «informal education»; shows the mechanism of interaction of culture and informal of education, namely the formation of the subject's culture, human consciousness, capable of exercising in modern society cultural programs of the future, where the informal education becomes kul'turogeneza mechanism; suggest ways to improve the socio-cultural status of adult education through the creation of a global Internet informal cultural and educational environment.

Ключевые слова: информальное образование, образование взрослых, культура, глобальная информальная культурно-образовательная среда.

Key words: informal education, education of adults, culture, global informal cultural and educational environment.

В мировом сообществе перспективы развития образования взрослых определяются, прежде всего, теоретико-методологическими и философско-педагогическими проблемами модернизации образования взрослых, а также инновационными подходами и социальными технологиями в образовании взрослых. В современном российском обществе происходят заметные преобразования: смена идеологических ориентиров, утверждение новых общекультурных и онтологических ценностей, которые приобретают характер базового ориентира социальнокультурного развития. Инновационные процессы, происходящие в обществе, поставили систему образования взрослых перед необходимостью переосмысления ценностей и социально-культурной значимости образования, основная миссия которого заключается в помощи человеку «выйти из пространства предметов в пространство человеческой

деятельности, жизненных смыслов и ценностей» [8]. И хотя предыдущие образовательные парадигмы были исторически актуальны, их ориентация в основном была направлена на профессиональное самоопределение человека. Непрерывность образования была представлена в основном в форме переподготовки и различных способов повышения квалификации, диктуемых социальным заказом.

С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Митина, Г.С. Сухобская и др. в своих трудах признавали взрослого человека как существо, способное к образованию, однако в реальной жизни, сопровождающейся экономическими, общественными и образовательными кризисами, в развитии способностей взрослого наблюдаются образовательные периоды. Современные социокультурные условия требуют выхода в ме-тапрофессиональное пространство. И поэтому воспринимать взрослого в системе образования необходимо не только как «априорно универсального субъекта, т.е. существа с бесконечными способностями ко всему, но и учитывать возрастные кризисы психического и социокультурного развития человека, осознающего и испытывающего значительные спады, затрудняющие его прогрессивное образование и развитие» [5]. В связи с реальной социокультурной ситуацией в образовании взрослых дополнительные проблемы создают их профессиональная занятость, ответственность за семью, низкий уровень заработной платы и т.д.

Уникальность образования как феномена жизни человека заключается в том, что оно с одной стороны, призвано выполнять консервативную функцию не столько в плане абсолютного противодействия новому, сколько в плане сохранения важного ядра, сердцевины культуры, без которой человеку будет трудно. Речь идет о том, что образование, по сути, является охранителем ценностных оснований, достижений в области науки, искусства, нравственности [7]. Образование есть область гуманитарной практики, в которой принимает участие абсолютно каждый человек. Фактически это сфера жизнедеятельности взрослого человека, включающая контекст культурных достижений и многообразие форм социально-профессиональной деятельности людей [2].

Традиционная система образования, существующая в нашей стране (формальное и неформальное образование), не соответствует потребностям общества что, безусловно, тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Образовательные, профессиональ-

ные и высшие школы в основном занимаются разработкой и выполнением стандартов и программ, но не решают своей главной задачи -обеспечение психологического взросления человека. Формальные образовательные системы готовят специалистов среднего уровня, часто ничего не умеющих, не желающих уметь, утративших обучаемость и трудовую мотивацию людей, что, как правило, приводит к их профессиональной непригодности, в то время как рынок рабочей силы нуждается, с одной стороны, в неквалифицированном труде, а с другой - в услугах профессионалов высшего класса. Дешевизна таких специалистов для работодателей значит больше, чем их профессиональная непригодность. Образование же должно рассматриваться как ежедневный тренинг, развивающий способности и формирующий компетенции. «Тренинг в субъект-субъектных отношениях - это тренинг в демократичности, тренинг в гуманизации действий и отношений, т.е. в человечности (разумности, нравственности), тренинг в духовности (творить добро и красоту), тренинг в толерантности (другой - он иной и воспринимай его заинтересованно и терпимо), тренинг быть свободным (выбирать, самостоятельно принимать решения, управлять своими потребностями, преодолевая всякие зависимости)» [3].

Современные условия жизни вынуждают взрослого человека к активному и непрерывному участию в образовательной деятельности. Поэтому стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала, становится информальное образование. Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [6]; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде [9]; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития [1], ре-

W ^ WWW W

зультат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности [10], не имеет определенной структуры. Именно информальное образование и есть образование «в течение всей жизни», т.е. непрерывное образование, которое включает все возможные отрасли знания и дает всем людям возможность полного развития личности. Информальное образование в своей парадигме предполагает достижения реального равенства между людьми, вовлечение в информационно-

образовательную деятельность все большей части трудящегося и не занятого населения. Появление в связи с мировым кризисом перепроизводства большой массы свободных от производственной деятельности субъектов ставит задачу превращения этих «лишних» людей в людей «досуга» и потребителей, в частности образования. Информаль-ное образование предполагает создание условий для поиска взрослым человеком самоидентичности (проявление личностного начала, осознание индивидом своей сущности, определение своего места в мире и соотнесение себя с фундаментальными нравственными ценностями). С этих позиций информальное образование - это развитие умений и способностей, помогающих взрослому человеку в поиске его идентичности - с профессией, возрастом и культурой. Информальное образование требует не только осуществления образовательной деятельности во внешнем окружении, но и обусловливает постоянное внутреннее образование, изменения под воздействием вновь освоенных знаний. В современном информационном обществе информальное образование - и есть непрерывное образование взрослых, осуществляемое с помощью социальных и IT-технологий. По сути, такое непрерывное образование взрослых является воспроизводством самой культуры. Поэтому информальное образование - это еще и дальнейшее развитие культуры, а культура присутствует во всем, что мы чувствуем и видим, это мощный фактор человеческой деятельности. В настоящее время системообразующая роль культуры в развитии личности признается многими специалистами. Один из основоположников русской и американской социологической школы Сорокина сказал: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры". Культура охватывает все: прошлое, настоящее и даже будущее. Культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культурой можно назвать все, что произведено человеком, это и технологии, и производство. Поскольку у людей существует еще и социальная сфера жизни, то и культура раскрывается не только в социальных отношениях, она еще показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает социальную структуру общества, организацию политической власти, правовые и моральные нормы, типы и стили управления и лидерства. Нельзя со щитов сбрасывать и духовную жизнь человека, которая тоже является сферой его жизни и раскрыва-

ется в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - литературу и религию, науку и искусство, миф и философию, и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке. Иными словами можно сказать, что культура - это то, что соединяет мир неживой природы и человека. Сама культура может влиять на живое. Именно эту роль выполняет информальное образование, которое служит связующим звеном между существующими традиционными формами образования и культурной деятельностью человека. Эту сферу образования взрослый творит сам для себя, то есть образовательные потенциалы общества он превращает в действенные факторы своего развития.

Сущность самой культуры можно понять лишь через призму деятельности человека. Культура не может существовать вне человека, вне его деятельности. Она порождается тем, что человек постоянно ищет смысл своей жизни и деятельности. Получается, что и человек не может существовать без культуры и вне культуры. Долгое время для развития культуры взрослого принципиальным оставался вопрос, как воспринимать взрослого в системе культуры: как субъект культуры, ее создающий, или как объект воздействия на него общества. Понятно, что решение этого вопроса не могло и не может быть альтернативным. Если воспринимать взрослого только как субъект культуры, то тем самым он искусственно выпадет из социокультурной среды. Если же взрослого считать только объектом культурного воздействия, потребителем культуры - исчезает проблема саморазвития взрослого, что значительно обедняет его жизнь. Каков же уровень проявления культуры взрослых: уровень творчества или уровень потребления? Увлеченность взрослых стихией потребления сейчас чрезвычайно велика и опасна. Потребление без оценки, без выбора, без осмысления тормозит развитие культуры взрослого, делает его зависимым от внешних обстоятельств и внешнего воздействия. Возможность и умение потребителя выбрать из предлагаемых культурных явлений необходимое и нравственное, определить посредственное и отмести безнравственное - вот что необходимо развивать у взрослых. Необходимо создание у взрослого системы ориентиров и критериев в оценке явлений культуры

W W /Ч W W W

и социальных действий. Серьезной социальной и культурной опасностью может стать рост неосмысленной культуры потребления. Поэтому у взрослого населения необходимо формировать культуру потребления, т.е. умение оценивать созидающее, и таким образом добивать-

ся нужного, полезного для общества и для себя в частности. Одной из центральных идей должна стать идея рассмотрения образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника [9]. Таким образованием может послужить информальное образование, полученное вне формальных институтов и которое максимально приближено к нуждам общества и самого взрослого. Информальное образование, безусловно, формирует систему ценностей человека, круг его отношений, сопутствуя ему на протяжении всей его жизни.

Благодаря повышению социокультурного статуса образования взрослых через информальное образование Россия сможет вернуть свои приоритетные позиции в мире, которые обеспечат:

• инновационное развитие социально-политической и экономической сфер общества;

• национальную безопасность страны и лидирующее положение России в мире;

• развитие глобального информального образовательного пространства;

• развитие наукоемких технологий;

• создание актуальных моделей подготовки специалистов в различных сферах труда;

• создание международных научно-педагогических сообществ с внутренними и внешними образовательными и научными структурами [5].

Конечно же, Россия, провозглашая принципы демократии и открытости, не может оставаться в стороне от процессов глобализации и интеграции образования. Создание в российском образовательном пространстве единой образовательной среды (глобальной информальной образовательной среды) подразумевает методологическую перестройку всей системы образования. Такая среда будет характеризоваться сближением, взаимодополняемостью и взаимозависимостью национальных систем образования, синхронизацией действий по их развитию и взаимообогащению в лоне мировой и национальных культур [8]. Это одно из ключевых условий существования современного общества с точки зрения Совета Европы. Мир всегда был поликультурным, но только в наше время все культуры вступили в общее информационное пространство.

Межкультурное образование играет важную роль в приобретении знаний о различии культур. Оно основывается на информальном об-

разовании. Именно благодаря развитию межкультурного диалога, многообразие культур становится источником взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и терпимости народов. В мае 2008 года Советом Европы было закончено «Создание "Белой книги по межкультурному диалогу"», которая послужила ключевым документом, определяющим политику в сфере культуры и культурного наследия. В этом документе отмечается, что «межкультурный подход предлагает модель управления культурным многообразием, нацеленную в будущее. Уважение и развитие культурного многообразия на основе базовых ценностей Совета Европы являются ключевым условием для развития обществ, строящихся на принципах демократии и соблюдения прав человека» [4].

Каким же образом могут мирно сосуществовать различные культуры на нашей планете? Возможно, необходимо создание не только глобальной информальной образовательной среды, но и модели будущей единой планетарной организации, открытого планетарного гражданского общества - сетевого виртуального государства. Сегодня образовательное пространство определяется современниками как сосредоточение взаимодействия всех людей, как движение всемирноисторического процесса, в котором образовывается и образуется сам человек при помощи собственных эмоционально-духовных и интеллектуально-волевых усилий [2].

Однако основной функцией сети Интернет является коммуникационная и информационная составляющие. В Интернете наблюдается изобилие различного типа информации; он буквально «забит» ненужными, порой не достоверными сведениями. Сама информация не структурирована, в сети имеет место информационный хаос. Поэтому и образовательное пространство в сети не имеет никакой структуры. Получается, что времени в социальных сетях пользователи проводят много, но не получают релевантной информации. Наступает время новых социальных сетей, которые будут более эффективно выполнять учебные и воспитательные функции за счет структурирования информации, посредством введения определенных правил (внутрисетевой этики). Главная задача этих сетей - обеспечить вхождение мирового сообщества, в том числе и России в шестой технологический уклад. Функцией таких сетей будет не только информирование и коммуникация, но и полноценное информальное образование (обучение и воспитание средой) взрослого населения. Проникновение таких новых тех-

нологий неизбежно, в том числе в педагогику, которая отказалась от признания обучаемого как объекта обучения и субъект-объектных отношений с ним в пользу только субъект-субъектных отношений, что, несомненно, сузило возможности воспитательных воздействий, как важной составляющей образовательного процесса. Информальное образование в сети позволит преодолеть недостаток постмодернизма, где субъект «умер», и вновь говорить о возрождении субъекта, без которого невозможна никакая реальная модернизация. Доминирующая форма культурного социокода (высокие информационные и социальные технологии) требует создания именно такой информационной образовательной среды, где киберпространство становится механизмом саморазвития человека.

В качестве такой информационно-коммуникационной среды для повышения культурно-образовательного уровня граждан всех категорий, обеспечивающей свободный доступ населения к сети Интернет, может служить создание в этой сети глобальной информальной культурно-образовательной среды. Эта среда будет представлять собой не только общедоступную информационную среду, как всемирная информационная «паутина», где можно найти достаточно исчерпывающую информацию о любых аспектах жизнедеятельности человечества, и которая сегодня все больше используется как средство манипулирования людьми. Глобальная информальная образовательная среда будет ориентирована не только на все слои населения с целью повышения их кругозора и культурно-образовательного уровня, но и на содействие становления личности как один из факторов информально-го образования; она должна быть использована в интересах создания принципиально нового феномена - «мыслящего социума», способного объединить людей, включить их в активную деятельность по общественному самоуправлению. Здесь будет реализовываться идеал образования как процесс постоянной коррекции и перестройки индивидуального опыта. Это и будет идеальный механизм непрерывного образования. При этом глобальная информальная образовательная среда должна опираться не только на элементы педагогики, но и на общечеловеческую и духовную культуру. Речь идет о наличии социальнокультурной, нравственной, эстетической и т.п. составляющих в индивидуальном сознании, которые возникают в результате обучения, что в конечном итоге вызывает определенные личностные изменения в человеке, прямо влияющие на повышение качества его жизни, то есть в

социальном плане эти изменения могут быть гораздо более существенными, чем само по себе новое знание. Именно эти структурноличностные новообразования, а не сами по себе знания, могут позволить человеку в процессе обучения глубоко переосмыслить свои ценностные и смысловые ориентации, ключевые позиции и взгляды на жизнь. Такая среда будет пробуждать гражданскую активность, способствовать новой системе человеческих отношений. Это, в свою очередь, может привести к существенным переменам и в мотивах его поступков, вплоть до изменения привычек, и даже к полной перестройке стереотипов индивидуального поведения. В данном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Глобальная информальная образовательная среда должна обеспечить продвижение к идеалу свободного и саморазвивающегося гражданского общества. Глобальная информальная образовательная среда - это новая образовательная модель, актуальная в период кризиса мировоззрения и нравственности. Она позволяет системно управлять ин-формальным образованием и может функционировать в любой социально-политической системе, лишь улучшая ее свойства. Это новый подход в образовании, как ответ, появившийся на реальный запрос жизни. Она использует новые возможности синергетического взаимодействия социальных и IT-технологий, что кардинально меняет подход к информальному образованию. В глобальной информальной образовательной среде полностью реализуется положение о том, что образование - есть социальная функция.

Система образования может быть определена как система воспроизводства самой культуры. В ней определенным образом «упаковано» ее важнейшее содержание. Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет «упаковку» культурного содержания. Практика бытия человечества доказала, что его выживание зависит не от уровня образованности и технологий применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний, то есть от характера складывающегося типа культуры [7]. Нет культуры без образования. Культура, образование и наука раздельно существовать не могут. Ориентация информального образования на формирование «человека культуры», действительно

суверенного субъекта, ставит задачи принципиально нового подхода к решению этой проблемы - создание и внедрение глобальных сетевых образовательных структур.

Информальное образование становится интегративной системой безопасности взрослого человека в современном изменяющемся социуме. И это субъектное ощущение защищенности становится сегодня для взрослого очень значимой ценностью, дающей уверенность в собственной стабильности и успешной жизнедеятельности.

Внедрение информального образования в качестве действительно непрерывного, повседневного образования взрослых путем создания глобальной информальной образовательной среды позволит в перспективе успешно продвигаться к асимптотически достижимой цели -построению на Земле глобального гражданского общества, состоящего из нравственных граждан.

Список литературы

1. Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации //

Общество «Знание» России [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html

2. Горшкова В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. Монография - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. - 148с.

3. Громкова М.Т. Сущность инноваций в образовании взрослых. Человек и образование. № 3, 2009.

4. http://www. rus-eu-culture.ru/publ/639/

5. http://studentbank.ru/view

6. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. Общество «Знание»

России. [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html

7. Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты: Сборник научных статей / Под ред. В.В. Горшковой - СПб.: УРАО ИОВ,2010. -400 с.

8. Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек. - Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. - 392 с.

9. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апр. 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 33.

10. Cedefop, Terminology of vocational training policy - A multilingual Glossary

for an enlarged Europe, Tissot, P., 2004 [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html#i.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.