Научная статья на тему 'Современные технологии обучения взрослых в системе непрерывного образования'

Современные технологии обучения взрослых в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2357
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / ДИСКУРСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ПОДХОД / ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / CONTINUING EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / GLOBAL INFORMAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGIES OF ADULT LEARNING / SIMULATION GAME / DISCURSIVE AND EVALUATIVE APPROACH / ETHICAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова О. В.

Автор показывает, как на основе создания глобальной информальной образовательной среды возможно внедрение новых современных технологий обучения взрослых, позволяющих посредством игрового информального образования быстрее и успешнее адаптироваться к происходящим социальным изменениям, а также нравственно и интеллектуально развиваться, тем самым формируя субъективную самооценку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies of adult learning in continuing education system system

The author shows how the creation of the global informal educational environment makes it possible to implement new technologies of adult learning, which allow to adapt quickly and successfully to social changes through the game informal education, as well as to develop morally and intellectually, thereby developing the subjective self-esteem

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения взрослых в системе непрерывного образования»

О. В. Павлова

(Санкт-Петербург)

Современные технологии обучения взрослых в системе

непрерывного образования

Автор показывает, как на основе создания глобальной информальной образовательной среды возможно внедрение новых современных технологий обучения взрослых, позволяющих посредством игрового информального образования быстрее и успешнее адаптироваться к происходящим социальным изменениям, а также нравственно и интеллектуально развиваться, тем самым формируя субъективную самооценку.

Преобразования, происходящие в современном обществе, вынуждают человека постоянно обновлять свои знания, чтобы оставаться мобильным, коммуникабельным, востребованным и компетентным специалистом, способным самостоятельно принимать решения, непрерывно реализовывая себя в профессиональной деятельности. Традиционное, исторически сложившееся образование уходит на второй план, а все большее значение приобретает «лоскутовое» обучение модулями, блоками, которое постоянно и постепенно строится в течение всей жизни. Поэтому непрерывность образования становится необходимым условием в жизни каждого современного человека. В связи с изменениями содержания и характера труда необходимо постоянно обновлять ранее полученную взрослыми подготовку в любой из сфер - в науке, культуре или технике, совершенствовать свои умения и навыки.

Растущие информационные потоки и высокотехнологические производства требуют разноплановых специалистов, способных к быстрой адаптации к новым квалификациям, с широкими коммуникативными навыками, чтобы переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому только непрерывное образование может стать инструментом для достижения соответствия между требованиями рабочего места и квалификационными характеристиками. Однако в силу повседневной занятости взрослый человек не всегда способен найти время для повышения своей квалификации. Решением проблемы объединения требований рынка к постоянному обновлению знаний и личной потребности человека является постоянное изменение своей компетенции (углубление или расши-

рение].

Японский ученый К. Исикава провел в области качества производства исследование способов улучшения рабочей жизни, которые можно применить и к процессу обучения через всю жизнь. По его теории существует два варианта обучения: 1. Определенный уровень достигается путем обучения время от времени, но большими «скачками»; 2. Определенный уровень достигается при помощи постоянного (непрерывного] обучения, небольшими «шагами». Исследование ученого показало, что во втором случае затрачивается приблизительно столько же времени, а результативность намного выше, чем в первом случае. Следовательно, только непрерывное образование способно удовлетворить запросы не только личности, но и современного общества.

Непрерывность образования в большинстве своем трактуется формально, как непрерывная учебная деятельность после получения базового образования. В философии под непрерывностью понимается целостность процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учёбы, то есть в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и выбора увлечений [1].

В терминологическом словаре «Непрерывное образование взрослых» [2] собрано около десятка определений этой категории, данных разными учеными. Обобщая их, под непрерывностью образования взрослых мы понимаем стадийный и целостный пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

Следует отметить, что обучение в зрелом возрасте имеет свою специфику, состоящую прежде всего в индивидуальных особенностях и способностях человека, в его личностном отношении к другому человеку, к способам и методам обучения, наконец, к окружающей среде. Изучением особенностей технологий обучения взрослых, андрагогическими принципами и моделями управления качеством обучения взрослых, выявлением профессионального опыта, а также разработкой различных концепций и моделями обучения взрослых, отражающими этапы освоения опыта, занимался ряд ученых (А. И. Жилина, С. И. Змеев, А. М. Митина, А. Е. Марон, В. И. По-добед, Е. П. Тонконогая, Д. Колб, Б. Барнет, Д. Джарвис и др.].

Известно, что взрослые обучаются гораздо быстрее и лучше, нежели молодые люди, так как знают, чего хотят и где пригодятся полученные знания. Позиция взрослых в сфере образования - достаточно психологически сложный феномен, отражающий их оценочную реакцию на многообразие жизненных проблем, с которыми они сталкиваются, а также структуру их индивидуальных особенностей, возрастные и гендерные факторы.

По мнению Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухоб-ской, мотивация взрослого человека неоднородна, но может быть сведена к трем основным: утилитарная мотивация (порождается социально-профессиональной практикой человека], мотивация престижа (человек получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей] и мотивация, при которой знания превращаются в самоцель [3].

Мировой экономический кризис усилил социальную изоляцию взрослых, увеличил разрыв социальных связей между ними и молодыми людьми, что привело к неравенству доступа к информации и другим ресурсам. Данное обстоятельство усугубило социальные, экономические и личностно-психологи-ческие проблемы людей преклонного возраста. Психологические особенности взрослых

требуют и специфических технологий обучения.

Под технологией обучения взрослых мы понимаем систему научно обоснованных действий обучающихся взрослых, осуществление которых с высокой степенью гарантирован-ности приводит к достижению поставленных целей обучения [4]. Специфика технологии обучения взрослых, прежде всего, определяется особенностями той образовательной парадигмы, в контексте которой обучение осуществляется. Основой каждой технологии является работа, в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса [5].

Технология обучения взрослых должна основываться на основополагающих, методологических принципах гуманистической, лич-ностно ориентированной парадигмы образования и учитывать принципы андрагогиче-ского подхода. О технологии обучения взрослых можно говорить только тогда, когда она обладает концептуальностью, системностью, эффективностью, воспроизводимостью и, конечно же, воспитательным эффектом. На сегодняшний день нет четкой классификации технологий обучения взрослых, однако сделаем попытку выделить две градации:

1. Традиционные технологии: образовательные, эффективного взаимодействия, сопровождения, управления образованием взрослых, поддержки людей третьего возраста.

2. Инновационные технологии: социальные, сетевые (компьютерные], модерацион-ные, контекстные.

В настоящее время именно инновационные технологии, а в частности компьютерные, являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Их внедрение в образование существенно ускоряет передачу нового знания от одного человека к другому, накопленного опыта одного поколения другому и позволяет взрослому успешно адаптироваться к социальным изменениям, происходящим в обществе. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» [6]. Сетевые технологии за счет погружения человека в новую интеллектуальную среду обес-

печивают формирование качественно новых результатов образования, отвечающего требованиям современного общества, и способствуют процессу реформирования традиционной системы образования.

На сегодняшний день перспективным направлением в системе современных образовательных инноваций является рассмотрение проблемы исследования образовательного процесса в информальном образовании (под информальным образованием понимаем процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресурсов окружающей среды [7]. Это условие социальной адаптации обучающихся, формирования активной жизненной позиции, где социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, его творческого поиска, возросших возможностях выбора своей социальной ниши на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных обстоятельств [8].

Информальное образование рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную трансляцию норм, ценностей, идей и развития человеческой индивидуальности, интегративная система безопасности взрослого человека в современном изменяющемся социуме [9]] в контексте моделирования сетевых технологий, где присутствует не только обучение, но и воспитание.

Разработать такие сетевые технологии с воспитательным блоком возможно на основе создания информационно-коммуникационной предметной среды, которая бы обеспечила свободный доступ всех категорий населения к сети Интернет для повышения их культурно-образовательного уровня. В данном процессе важна не сетевая технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Для этого планируется создать в сети Интернет глобальную информальную образовательную среду, которая будет служить прогностической моделью образовательного пространства.

Глобальная информальная образователь-

ная среда (ГЛОН) - это новая образовательная модель, актуальная в период кризиса мировоззрения и нравственности. Она позволяет системно управлять информальным образованием и может функционировать в любой социально-политической системе, лишь улучшая ее свойства. Это новый подход в образовании, как ответ, появившийся на реальный запрос жизни. Она использует новые возможности синергетического взаимодействия социальных и 1Т-технологий, что кардинально меняет подход к информальному образованию.

В глобальной информальной образовательной среде полностью реализуется положение о том, что образование есть социальная функция [10]. Причем необходимо отметить, что данная культурно-образовательная среда не ориентирована на использование в конкретном учебном процессе, а будет представлять собой общедоступную информационную среду, где можно будет найти достаточно исчерпывающую информацию о любых аспектах жизнедеятельности человечества. Эта среда ориентирована на все слои населения с целью повышения их кругозора и культурно-образовательного уровня. Такая среда, опирающаяся на элементы педагогики, общечеловеческой и духовной культуры, должна быть ориентирована на содействие становлению личности как один из факторов инфор-мального образования. Именно такая среда сможет объединить людей, включить их в активную деятельность.

Применение в информальном образовании, например имитационных компьютерных игр, позволяет взрослым быстрее и успешнее освоить теоретический материал. Этот симуляционный подход подразумевает такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой] ситуации и знает об этом. Игра является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием. Темой игр для взрослых может быть буквально любая деятельность человека. Важно помнить, что игра имеет не только гедонистическую функцию. Основная функция игры (достаточно вспомнить любую народную игру] заключается в воспитании. Воспитательные возможности игры: легче усваивается новый материал, и закрепляются практические навыки и умения; участники игры испытывают радость

общения; накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственный запас личности; воспитывается уважительное отношение к другому, бескорыстность, контактность; развивается воображение и фантазия, логика и интуиция; воспитывается решительность.

С помощью адаптированных компьютерных игр в увлекательной интерактивной форме есть возможность получать и применять теоретические знания в процессе решения поставленных игрой задач и ситуаций, тем самым формировать у человека практические (виртуальные] навыки.

Имитационная игра в сетевом информаль-ном образовании [7] включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, то есть глобальной информационной образовательной среды, в которой создается особая ситуация и четко формулируются задачи, вырабатываются определенные правила, распределяются роли и организовано взаимодействие при их выполнении, поддерживается интерес и мотивация к участию, импровизация и творчество, где субъект готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения [11]. Имитационную игру С. Ф. Занько определяет как игровой процесс, в порождении которого принимает участие вещь, игрушка, модель реальной системы. При имитационной игре ставятся эксперименты на этой модели «с целью либо понять поведение системы, либо оценить... различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы» [12].

Такой подход в информальном образовании предполагает:

- создание модели реальной ситуации в глобальной информальной образовательной среде;

- определение собственной позиции, которая воссоздаёт в глобальной информаль-ной образовательной среде различные аспекты моделируемой конфликтной или кризисной ситуации;

- организацию активной деятельности субъекта по освоению своей позиции;

- осуществление субъектом рефлексии своей деятельности, оценки деятельности другого субъекта.

В своей работе мы предлагаем новую модель развивающих, деловых виртуальных игр

для взрослых, корректирующих поведение человека. Основная цель игры - это отработка межкультурного конфликта и, как результат, придание человеку качества субъекта, то есть создание «нового» человека, формирование субъективной самооценки. Планируем отработать варианты не силового решения конфликтов и ставим перед собой цель построить такую «клетку», чтобы игра развивалась, в процессе игры могла меняться ее структура («клетка»], была возможность что-то к ней достраивать, что и обеспечит ее развитие.

Предлагаем пользователю сети получить возможность в режиме реального времени не только влиять на социальные процессы, оценивая социальные действия окружающих, но и иметь возможность видеть результаты своего влияния. Каждый социальный субъект в процессе своей жизнедеятельности совершает социальные действия, то есть проявляет активность, генерирует, порождает новые признаки, изменяемые в ходе участия субъекта в социальных процессах. Эти социальные действия выступают объектами оценки других субъектов. Принятие такого рода решений (оценивание] требует аналитического мышления и делает эту игру одновременно мощным воспитывающим и обучающим средством.

Любой субъект может создать запрос на этическую оценку (под этической оценкой мы понимаем определение уровня нравственности социального субъекта] социального действия того или иного субъекта с позиции нанесения вреда окружающим субъектам и среде. В процессе такой игры взрослые приобретают уникальные возможности, которые необходимы каждому: принятие решений, самостоятельное добывание необходимой информации для анализа возникающих проблем, моделирование ситуаций, правильная интерпретация индикаторов.

На основе заложенной программы моделирования компьютер сообщает, как влияют принимаемые решения на ту или иную ситуацию. В такой игре человек познает жизнь, самого себя, других людей, развивается нравственно и интеллектуально. Игра необычайно плодотворно развивает психические свойства личности. В игре субъект переосмысливает мир, приводит его в соответствие со своими идеалами. Такая игра становится фактором социального развития личности [12].

Поскольку одним из признаков андрагоги-ческой практики является социальная значимость, то на основе создания глобальной ин-формальной образовательной среды возможно также внедрение социальных технологий, являющихся сферой управления социальными отношениями между людьми. Эта наиболее сложная функция практик, предполагающая включение обучающегося в реальный социальный контекст, является востребованным и социально значимым результатом деятельности, подразумевает адаптацию взрослого к существующим социальным условиям либо дает возможность реабилитации [14]. Так как социальные отношения регулируются культурой, включающей в себя религиозные, философские и правовые системы, ядром всех этих систем будет являться этическая система. Благодаря социальным технологиям можно будет решать ряд вопросов, касающихся административного и уголовного законодательств, эффективность правоприменения которых в настоящее время недостаточна. За проявление бестактного пове-

дения в обществе, наносящего тем самым оскорбление другим, субъект часто не подлежит административному и уголовному преследованию. В такой ситуации необходимы технологии создания и внедрения нравственных кодексов, позволяющих эффективно воздействовать на субъекта и негативно влиять на его репутацию.

Такие новые сетевые социальные технологии будут более эффективно выполнять учебные и воспитательные функции за счет структурирования информации посредством введения определенных правил (внутрисете-вой этики]. Ориентация на сетевые образовательные технологии (игровое информальное образование всех категорий граждан], а также на социальные технологии позволит решить ряд задач: активизировать взрослое население, использовать знания и практический опыт взрослых, а главное, обучить их участию в предметно ориентированных дискурсах по массовому нравственному оцениванию социальных действий и решений.

Литература

1. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995. -93 с.

2. Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / под общ. ред. О. В. Павловой. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: ИНОВ, 2015. - 436 с.

3. Мотивация познавательной деятельности / под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. - Л. : НИИ ООВ, 1972. - С. 63-67.

4. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общей ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. - СПб.: КАРО, 2008. -176 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Правительство России : [офиц. сайт]. URL: http://government.ru/info/6217/

7. Павлова О. В. Сетевое информальное образование в контексте современной социокультурной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Научно-теоретический журнал. - 2015. - № 1 (65). - С. 156-161.

8. Павлова О. В. Информальное образование как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп // Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (42). -С. 188-190.

9. Pavlova, O. V. (2012). Network informal education as a global socio-cultural innovation. In Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basics and innovative approach. Vol. 3. Psychology and pedagogics. Research articles (pp. 156-160). Titusville, FL, USA: L&L Publishing.

10. Павлова О. В. Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1 (38). - С. 97-99.

11. Павлова О. В. Игровой подход к информальному образованию // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). -С. 108-111.

Занько С. Ф., Тюнников Ю. В., Тюнникова С. М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения: в 2 ч. - М.: Логос, 1992.

13. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. и примеч. В.В. Ошиса ; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М. : Прогресс ; Прогресс-Академия, 1992. - 458 с.

14. Марон А. Е., Закутняя Т. В. Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых // Человек и образование. - 2015. - № 4 (45). - С. 33-36.

15. Герасимов Ю. Н. Шкала оценки вреда Чигирева. - СПб., 2012. - 20 с. - (Серия книг: нравственный путь человечества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.