Научная статья на тему 'Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов'

Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1374
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ТАБЛИЦА / ДИАГРАММА / ГРАФИК / АВТОРСКИЙ ДИЗАЙН / РУССКИЙ РЕПОРТЕР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горяйнова Анастасия Викторовна, Симакова Светлана Ивановна

В работе рассматривается актуальный прием визуализации информации инфографика. Предлагая читателю совершить краткий исторический экскурс в развитие информационного дизайна авторы отмечают, что его развитие необходимый и достаточно важный фактор выживания печатных СМИ в современных медиаусловиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов»

Список литературы

1. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке [Текст] / И. А. Бодуэн де Куртенэ // История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях: хрестоматия / сост. В. А. Звегинцев. - М., 1964.

- С. 263-283.

2. Крысин, Л. Языковая норма и речевая практика [Текст] / Л. П. Крысин // Отечественные записки : журнал для медленного чтения.

- 2005. - № 2 (22). - URL: http://www.strana-oz. ru/authors/?author=531.

3. Успенский, Б. А. История русского литературного языка (XI-XVII вв.) [Текст] / Б.

А. Успенский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2002.

4. Химик, В. В. Русский язык как национальная идея [Текст] / В. В. Химик // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России : материалы I Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. В 2 ч. Т. 1. - СПб. : МИРС, 2008. - С. 218-222.

5. Шишков, А. О любви к Отечеству [Электронный ресурс] / А. С. Шишков // Антология русской мысли. - URL: http://www.rys-arhi-pelag.ucoz.ru.

А. В. Горяйнова, С. И. Симакова

ИНФОГРАФИКА - СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

В работе рассматривается актуальный прием визуализации информации - инфографика. Предлагая читателю совершить краткий исторический экскурс в развитие информационного дизайна авторы отмечают, что его развитие - необходимый и достаточно важный фактор выживания печатных СМИ в современных медиаусловиях.

Ключевые слова: инфографика, информационный дизайн, визуализация, таблица, диаграмма, график, авторский дизайн, русский репортер.

Результаты наблюдения за изменениями системы средств массовой информации в мире и, в частности, в России связаны в первую очередь с развитием нашего общества, с появлением новых технологий и сильнейшим их влиянием на журналистику. «К средствам массовой информации, в том числе к старейшему из них - газете, ныне предъявляются новые, более жесткие требования. Выпускать газету так, как это делали в течение всего прошедшего века, ныне уже невозможно», - отмечает во введении к книге «Газета: Вчера, сегодня, завтра» её автор Семен Моисеевич Гуревич [1. С. 3]. Далее он продолжает: «Газета - первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века <...> монополия газеты была нарушена.

<... > Достижение газетой эффекта сиюминутности - передачи информации о событии в момент его свершения - было, понятно, невозможно. Сначала радио, а затем телевидение поочередно стали важнейшими средствами массовой информации. Наконец, в конце века, с приходом новых технологий, электроники и Интернета, появились сетевые периодические издания, раскрывшие неизвестные прежде возможности производства и получения информации. Возникла система средств массовой информации. С развитием этой системы участились предсказания неизбежности исчезновения старых - печатных периодических изданий» [1. С. 14]. Специалисты, крупные ученые, в их числе — канадский исследователь Маршалл Маклюэн, предрекали скорое исчезновение газеты: «Даже при отсутствии прямых столкновений опыт подобного сосуществования технологий и форм сознания способен травмировать любого человека», отмечал он в своей работе «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» [4]. К счастью, эти предсказания не оправдались.

Продемонстрировав гибкость в изменившихся условиях, газета показала всем способность перестраиваться в соответствии с требованием времени. Однако, как высказался Б. Н. Киршин

- главный редактор региональной газеты «Челябинский рабочий» в докладе «Покидая галактику Гутенберга», сделанном на пленарном заседании международной научной конференции «Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе» (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.): «Не стоит недооценивать опасность надвигающейся на прессу угрозы. Интернет меняет условия производства информации, стиль и способы ее потребления, сложившиеся формы мышления. По сути, мы присутствуем при расставании человечества с "галактикой Гутенберга", которую оно вынуждено покидать под напором цифровых медиа» [2. С. 13].

Печатные СМИ вынуждены искать пути и средства выживания в этой, надо отметить, неравной схватке. Продолжая свой доклад [2], Б. Н. Киршин предлагает «содержательную модель качественной газеты эпохи Интернета» [2. С. 13]. Выделяя ряд позиций, по которым газета не уступает Интернету, автор отмечает: «Содержательная модель современной газеты немыслима без визуальной составляющей, могущество которой год от года растет. Инфографи-ка, фотографии, рисунки, шрифты и даже "воздух" (свободное пространство газетного листа) порой говорит читателю больше некоторых текстов. При этом их язык легче, понятнее, лучше запоминается. С учетом глобализации и интернационального характера визуальной информации можно прогнозировать усиление этого процесса. Конечно же, и на этом участке печатная пресса спорит с Интернетом. И пока этот спор выигрывает» [2. С. 17]. По нашему мнению, высказывание относительно визуальной составляющей современной газеты можно проецировать и на журналы, т. е. на печатные СМИ в целом.

Итак, инфографика - это одно из преимуществ современных печатных СМИ. А поэтому актуальность темы нашей работы не может вызывать сомнений.

Инфографика (от лат. 1пйэгтайо - осведомление, разъяснение, изложение; от греч. Графгкод - «письменный», от греч. Граф®

- «пишу») - это альтернативный способ подачи информации, данных и знаний. Говоря об инфографике подразумевают визуальное представление информации, данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества

данных. По мнению И. Добровой «это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации» [8].

Хотя инфографика была признана, как отдельная дисциплина, не так давно, первые известные примеры визуализации данных появились почти 200 лет назад. Это явление связывают с именем Уильяма Плейфейра, который первым в 1786 году опубликовал материалы с использованием столбчатых и линейных диаграмм (гистограмм) в атласе «Commercial and Political Atlas» (рисунок 1), а свою первую круговую диаграмму в 1801 году в «Statistical Breviary» (рисунок 2) [6].

Рисунок 1

ttMOeiipnFöf.Ui

Рисунок 2

Л/

Turk iih Empire

А известный специалист в области информационного дизайна Эдварт Тафти1 утверждает, что зарождение и формирование инфографики началось еще раньше. В книге «Представление информации» он пишет: «Информационный дизайн развивался в течение 5GG лет <...>. Начиная с 15 века, эпохи Ренессанса, когда флорентийские творцы взяли на вооружение геометрию, законы перспективы обогатили изображение физических объектов. И, для все более абстрактной информации, не принадлежащей нашей трехмерной реальности, появлялись все более изобретательные приемы для ее изображения. Сегодня они часто встречаются в самых обычных диаграммах, наполненных огромным количеством информации» [5].

XX век дал новое направление в развитии информационного дизайна. В этот период отмечается более формальное, эмпирическое отношение к инфографике. Внимание сосредоточенно на таких аспектах визуализации, как цвет, масштаб значений, маркировка. Уиллард Коп Бринтонс (Willard Cope Brinton) в своей книге «Graphic Presentation» (1939 г.) рассматривает сотни графиков, диаграмм и карт и предлагает методы по улучшению каждой формы визуализации. В 1967 году картографом и теоретиком Жаком Бертеном (Jacques Bertin) была опубликована книга «Semiologie Graphique», которая по мнению специалистов является теоретической основой и для современной визуализации информации. Ценность этой работы отмечает Шон Аллен2: «Не смотря на то, что большинство его примеров либо потеряли актуальность в связи с новыми исследованиями, либо не подходят для использования в цифровых медиа, многие из них все еще остаются близкими к тому, что мы будем делать в рамках курса. В частности, его определение б визуальных переменных может смело применяться в любой графической визуализации. John Krygier and Denis Wood включили эти переменные в свою книгу «Making Maps: A Visual Guide to Map Design for GIS» (2005)» [6].

XXI век принес в развитие инфографики массу новых особенностей. Цифровой формат делает более доступными для аудитории, как данные, так и визуализацию. Развитие цифровых технологий способствует развитию новых форм инфографики. Если раньше в газете визуализация данных сводилась к диаграмме в боковой колонке страницы, то сейчас дизайнеры используют различные формы визуального представления информации: в виде карикату-

ры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Выбор формы и стиля передачи информации зависит от поставленной цели, от целевой аудитории СМИ, воспринимающей данное изображение. При этом нельзя забывать, что основная цель инфографики - информирование. И если данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения, то такой материал оказывается наиболее успешным.

Э. Тафти отмечает: «Представление информации - то, насколько ярко и впечатляюще она выглядит в итоге - это работа, сочетающая в себе мастерское использование изображений, слов, чисел. Тут приходится работать с текстом и его начертанием, оперировать большими объемами данных и делать их статистический анализ, грамотно использовать цвет, верстку, границы и контуры. Эти стандарты качества выведены из принципов дизайна, которые говорят нам как поставить нужную точку в правильном месте» [5]. Инфографика базируется на определённых законах построения информационной графики, поэтому далеко не каждое изображение с данными можно назвать инфографикой.

На наш взгляд, достаточно успешным с точки зрения использования информационного дизайна является журнал «Русский репортер». Журнал стартовал 17 мая 2007 года в четырех городах России - Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре. Дизайн журнала выполнил известный дизайнер Михаил Аникст. И сегодня этот журнал пользуется спросом у потребителей информации различных социальных и возрастных групп. Кроме всего прочего нас привлекает общая структура «Русского репортера», его тематическая направленность, творчество журналистов и обозревателей, принимающих участие в создании каждого номера. Периодичность выхода журнала позволяет его авторам предоставлять созревшую, достаточно полную информацию о событиях произошедших накануне или же, не торопясь, продумать материал о событиях давних. Публикации, затрагивающие сегодняшний день, нередко сопровождаются иллюстрационным материалом, позволяющим воспринимать информацию более наглядно и адекватно.

В нашей работе рассматриваются лишь наиболее яркие и часто встречающиеся виды ин-фографических материалов. Для удобства они разделены на подгруппы: таблицы, диаграммы, графики, авторская инфографика (календари).

Таблица - это самый распространенный вид инфографического материала в современных печатных и непечатных СМИ. Таблица позволяет кратно, наглядно, без дополнительных, порой ненужных комментариев, изложить материал, проиллюстрировать его. Очень часто журналисты ведущих СМИ или же изданий с небольшим тиражом прибегают к помощи этой нехитрой, но весьма доступной, простой форме в использовании инфографики. Списки, рейтинги, перечисление или же обыкновенная временная таблица-сравнение «было - стало». В сопоставительный формат таблицы можно уместить практически любой журналистский материал. Но кроме традиционных видов таблиц «Русский репортер» использует и так называемые, фантазийные таблицы (рисунок 3).

Рисунок 3

ственными предпочтениями. Такие диаграммы наиболее ценны, так как несут в себе не только смысл и информационное содержание, но и индивидуальный стиль автора (рисунок 6).

Рисунок 4

Другим вариантом публицистической ин-фографики является диаграмма. Диаграммы бывают нескольких видов: организационная, циклическая, радиальная, круговая и т. п. В качестве примера диаграмм, используемых журналом «Русский репортер», приведем такие: круговая диаграмма-опрос (рисунок 4); другая круговая диаграмма - кто покупает долги Америки (рисунок 5) - опубликован в «Русском репортере» в конце года в качестве наглядного подведения итогов экономического состояния разных стран; материал об образовании членов правительства - фантазийная диаграмма, при ее создании автор руководствуется не только традиционным видом, смысловым содержанием подготавливаемого материала, но и соб-

Рисунок 5

61.4% Американскиеиемщики: ФРС, правительственные и неграаитепьсгвенные фонды, правительства штатов, муниципалитеты и пр.

В. та Крупные международные инвестиционные фонды 8% Китай Япония

Все прочие (включая иностранные государства и частные лица)

2% Страны ОПЕК 1,9% Офшоры 1.4% Вразилип Ш Страховые компании 1.3% Великобритания 1.2% Россия

1,1% Вкладчики банков (депозитарные институты)

Рисунок 6

Обычно материалы, сопровождаемые фантазийными диаграммами и графиками, затрагивают злободневные темы, в которых необходимо не только донести информацию до читателя, но и заставить его задуматься, сделать выводы. К числу таких мы относим диаграмму, представленную на рисунке 7 (авторская диаграмма, отражающая процент употребления слабоалкогольного напитка гражданами России).

Рисунок 7

Рисунок 8

Графики. Для печатной прессы график незаменим. Он позволяет проанализировать, сопоставить некие факты, понятия, явления и т. п. График является своеобразным помощником журналиста, желающего избежать голословности, не расписывать анализ предмета материала, ненаглядные параллели, отследить тенденцию. Из графиков читатель, не внимательно изучивший предмет материала или же вовсе не разбирающийся в нем, порой выносит больше информации, нежели из журналистского текста. Примеры графиков, предложенных «Русским репортером» (рисунок 8, рисунок 9).

Рисунок 9

В рассматриваемом нами журнале «Русский репортер» инфографика достаточно часто используется для иллюстрации праздников, событий, произошедших за какой-то определенный период (месяц, календарный квартал, год, столетие и т. п.). С этой целью используются различные виды календарей. Календари служат и для визуализации опросов проводимых журналистами на тему того, какие праздники отмечаются в семьях респондентов, а какие им просто не известны и не считаются глобальным, имеющим значение для семьи и страны событием (рисунок 10).

Рисунок 10

Специальное расследование

ЖУРНАЛ

РУССКИЙ РЕПОРТЕР

В России нто ни день, то праздник

Приведенные в работе примеры, на наш взгляд, убедительно доказывают, что инфо-графика - это не только очень модное, но и эффективное решение проблемы передачи информации при выпуске печатных и журнальных изданий. Во-первых, визуальная информация лучше воспринимается, особенно, когда речь идет о цифрах, статистике. Во-вторых, во время информационной компрессии, инфогра-фика - это возможность познакомить читателя с большим количеством информации, причем сделать это в ненавязчивой форме. В-третьих, это возможность внести в сухие знаки и тексты дизайнерскую изюминку, привлекая таким образом читателей. Таким образом, развитие ин-фографики печатных СМИ - один из способов выдержать натиск Интернета в неравной борьбе за читателя.

Примечания

1 Эдвард Тафти (Edward Tufte, 1949) - главный исследователь в области информационного дизайна, признанный гений, автор почти десятка книг и обладатель множества наград. Артемий Лебедев о книгах Тафти: «Все четыре книги (Наглядное отображение количественной информации 1983, 2001; Представление информации 1990; Visual

Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative 1997; Красивые свидетельства 2006 - примечание автора) живого гения в области отображения информации (и вообще -отображения смысла) стоят того, чтобы немедленно потратить 160 долларов, оставив квартиру неоплаченной, а семью - голодной». 2 Шон Аллен (Shawn Allen) является партнером и дизайн-директором в студии «Stamen Design» (Сан-Франциско, США). До того, как он присоединился в качестве третьего партнера в «Stamen Design», Аллен работал программистом и дизайнером интерфейсов и интерактивных медиа. Постепенно увлечение инфографикой переросло в постоянную работу. Навыки в программировании и дизайне интерфейсов позволяют ему создавать очень интересные проекты.

Список литературы

1. Гуревич, С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра : учеб. пособие для вузов / С. М. Гуревич. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 288 с.

2. Киршин, Б. Н. Покидая галактику Гутенберга / Б. Н. Киршин // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе : материалы Международной науч. конф. (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.) / под общ. ред. докт. филол. наук, проф. М. В. За-гидуллиной ; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск : Энциклопедия, 2010. - 467 с.

3. Киршин, Б. Н. Региональная пресса: практические аспекты теории медиазависимости / Б. Н. Киршин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Вып. 31. - 2009. - № 13 (151). - С. 66-71.

4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005. - 476 с.

5. URL: http://edwardtufte.ru/envisioning-in-formation/.

6. URL: http://hotdesignfor.us/ news/2010/08/03/kratkaya-istoriya-infografiki/.

7. URL: http://www.expert.ru/printissues/rus-sian_reporter/.

8. URL: http://infographer.ru/.

Список источников

1. Русский репортер. Издатель ЗАО «Ме-диахолдинг». - 2010. № 1-2. - С. 129-130 ; № 3. - С. 131 ; № 5. - С. 133 ; № 8. - С. 136 ; № 9. - С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.