Научная статья на тему 'Инфляция - результат ущербности отечественного сельского хозяйства'

Инфляция - результат ущербности отечественного сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милосердов В. В.

Инфляция это превышение денежной массы над товарной на рынке розничной торговли. Сегодня в России продовольственные товары занимаютоколо половины розничного товарооборота и существенным образом влияют на инфляцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфляция - результат ущербности отечественного сельского хозяйства»

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

ИНФЛЯЦИЯ - РЕЗУЛЬТАТ УЩЕРБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В.В. МИЛОСЕРДОВ, академик РАСХН, г Москва

Ключевые слова: инфляция, продовольственная безопасность и независимость государства, конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.

Инфляция - это превышение денежной массы над товарной на рынке розничной торговли. Сегодня в России продовольственные товары занимают около половины розничного товарооборота и существенным образом влияют на инфляцию. Недостаток продуктов питания, возрастающий спрос на них приводит к резкому скачку цен. Чтобы не допускать этого правительства развитых стран создают сельским товаропроизводителям благоприятные условия для роста производства. В США и странах ЕС объемы производства основных видов продовольствия на 20-40% превышают их собственные потребности.

Западные руководители понимают, что сельское хозяйство, в силу объективных причин, не в состоянии конкурировать с другими отраслями, а потому, чтобы обеспечить не только необходимый уровень производства продукции, но и примерно равные условия жизни фермерам, закрепить их в исторических местах обитания, сохранить традиционный образ жизни на сельской территории, отрасли оказывается всесторонняя помощь.

В нашей стране стараются обеспечить возрастающий спрос населения на продукты питания не за счет роста производства, а наращивания импорта, который увеличивается в десять раз быстрее, чем собственное производство. По импорту продовольствия Россия впереди планеты всей. По официальным данным, импорт всего мяса составляет 2,7 млн т. Кроме того, по серым схемам завозится еще 300 тыс. т. Усиление импортной зависимости, несомненно, создает угрозу национальной безопасности. За годы реформ импорт всего мяса (включая и мясо птицы) увеличился на 2 млн. 366 тыс. т, но и при этом его душевое потребление сократилось на 24%; молока и моло-копродуктов - на 38,6%, на 40% уменьшилось потребление рыбы при увеличении ее импорта в 19,8 раза.

Резкое ухудшение питания значительной части населения самым серьезным образом уже сказывается на здоровье и генофонде нации, продолжительности жизни народа. Дос-

таточное продовольственное обеспечение составляет первейшую потребность человека. В большинстве стран мира этот аспект безопасности остается важнейшим направлением государственной политики, законотворческой деятельности, научных исследований. Это объясняется тем, что продолжительность жизни человека находится в прямой зависимости от количества потребляемых белков и, в первую очередь, белков животного происхождения. Резкое ухудшение питания значительной части нашего населения самым серьезным образом сказалось на здоровье и демографической ситуации в стране. Поддержание здоровья, работоспособности и активного долголетия человека может быть достигнуто и сохранено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей в питательных веществах.

За последние 16 лет Россия по душевому потреблению откатилась с 7-го на 71-е место и уже не гарантирует продовольственную безопасность своим гражданам. А такая безопасность - одна из необходимых гарантий реального права на жизнь, закрепленного в Конституции. Сегодня уровень минимальной потребительской корзины к рациональной норме питания составляет: по мясу и мясопродуктам - 55,8%, молоку и молокопродуктам - 56,7%, рыбе и рыбопродуктам - 52%, сахару и кондитерским изделиям - 51,2%, фруктам и ягодам - 29,6%, картофелю - 115% и хлебопродуктам - 121%.

Без серьезного наращивания собственного производства продовольственную безопасность страны обеспечить невозможно. К сожалению, у руководителей финансовоэкономического блока нашего Правительства принципиально иное мнение. А.Кудрин, например, заявляет, что мы живем в северных широтах, и отрасль всегда будет потреблять больше ресурсов на единицу конечной продукции, а потому России вообще не следует заниматься сельским хозяйством. Такой подход «главного бухгалтера» страны привел к системному кризису в отрасли: вложения сократились в 30 раз к уров-

ню 1990 г., посевные площади - на 41 млн га, поголовье крупного скота -на 36 млн голов, в т.ч. коров - на

11.2 млн, свиней - на 23,1 млн. Производство тракторов уменьшилось в 21 раз, тракторных плугов - в 77,9 раза, зерноуборочных комбайнов -в 9,8 раза, доильных установок - в

51.2 раза. Наличие тракторов у сельхозтоваропроизводителей сократилась в 2,9 раза, зерноуборочных комбайнов - в 3,2 раза, кормоуборочных

- в 3,7 раза. Коэффициент обновления основных фондов составляет лишь 3%. Резко возросла степень их износа, а материально-технические ресурсы выработали свой нормативный амортизационный срок на 7580%. Кредиторская задолженность превысила 400 млрд руб.

С развалом материально-технической базы, резким сокращением поголовья скота, выбытием пашни из хозяйственного оборота, разрушением социальной сферы резко сократилось число рабочих мест, миллионы селян оказались не у дел. Копаться на собственной гряде стало для них главным средством выживания. Все это привело к резкому сокращению производства. И несмотря на то, что в последние годы наблюдается некоторый его рост, достижение уровня 1990 г. остается «голубой мечтой». Валовая продукция уменьшилась по сравнению с 1990 г. на 24,6%, в т.ч. продукция животноводства - на 46,7%, зерна - на 32,8%, мяса - на 49,5%, молока - на 44,2%, яиц - на 20%, а вот картофеля и овощей больше, соответственно, на 25% и 51,5%.

Наряду с резким спадом производства идет процесс деградации крестьянина, надвигается демографическая катастрофа, вымирают не только люди, но и целые поселения. Более 14 тыс. деревень - это деревни-призраки, т.е. без населения, а в 34 тыс. сельских поселениях (20% от общего их числа) проживает от 1 до 10 человек.

Inflation, food safety and independence of the state, competitiveness of a domestic agriculture.

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

Осенний всплеск роста цен на продукты питания вызван тем, что под давлением развивающихся стран, входящих в ВТО, Евросоюз отменил экспортные субсидии на такие продукты как молоко, сыр, масло. Этому способствовали и другие причины, которые привели к тому, что молочные продукты подорожали на 60%, мясо - на 40%, хлеб - на 45%, подсолнечное масло - на 65%. В условиях, когда насыщение нашего продовольственного рынка все в большей степени зависит от западных поставок, мы вынуждены снимать ограничительные меры по защите собственного товаропроизводителя, и завозить продукцию на любых условиях.

Вспоминается случай, рассказанный директором Института рынка Западной Германии. В начале 90х годов ФРГ поставляла в северные страны Африки говядину по цене 1 марка за кг, у себя же мясо продавалось по 6 марок. Через три года африканские страны, не выдержав конкуренции, вырезали скот, после чего говядина стала поступать по мировой цене.

Сегодняшняя инфляция в России демонстрирует опасную динамику. Опасность в том, что наиболее ощутимо она сказывается на малообеспеченных слоях населения. Рост цен, в основном, идет на те товары и услуги, которыми больше всего пользуются эта группа населения, и у них продукты питания занимают основную часть семейного бюджета. Минимальный набор продуктов питания подорожал в январе-октябре 2007 года на 12,9%, а прибавка реального размера пенсий составила всего на 3,6%. Стоимость услуг, входящих в прожиточный минимум, вырос примерно на 15,4%, тарифы на газоснабжение - почти на 19%, горячее и холодное водоснабжение - на 17%.

Следует отметить, что потребительская инфляция для бедных и богатых далеко не одинакова. Если в среднем за 2005 год (по официальным данным) она составляла 10,9%, то для наименее обеспеченной группы населения этот показатель на 2,6 пункта выше. Причина в том, что цены на товары разного качества растут с разной скоростью (дорогие товары дорожают медленнее, чем дешевые), богатые оказываются в выигрышном положении. Официальный показатель инфляции - индекс потребительских цен - не учитывает разницу в структуре расходов людей из разных доходных групп. Например, на продовольственные товары наименее обеспеченные граждане тратят до 60% своих доходов, а богатые - около 30%.

Рост цен отрицательно сказывается не только на потребителях продуктов питания. Он сильно ударит по

мельникам и животноводам, которые могут остаться без сырья для производства муки и кормов. Ведь в себестоимости, например, мяса птицы и свиней корма занимают до 70%

Итак, каковы же причины «незапланированного» роста цен на продовольственные товары осенью 2007 года? Их несколько.

Первая причина - это рост цен на продукты питания на мировом рынке, который вызван рядом обстоятельств. Под давлением развивающихся стран, входящих в ВТО, Запад вынужден постепенно снижать объемы господдержки, что ведет к росту себестоимости сельскохозяйственной продукции. Далее часть зерна используется для производства сырья для альтернативного углеводородного топлива. В этом году будет произведено 55 млн тонн биоэтанола. Много масличных культур идет на производство дизельного топлива. Кроме того, на рост цен влияет быстрый рост населения планеты, а также значительное обесценение всех видов денег и денежных активов в мире.

Вторая причина - это то, что производство отечественных продуктов питания растет крайне медленно. Сегодня наш сельхозтоваропроизводитель на рынке продовольственных товаров занимает лишь немногим больше половины общего его объема. Интервенция продовольствия достигла запредельных объемов и превысила 21 млрд долларов. Россия давно переступила порог продовольственной безопасности и находится в большой зависимости от западных товаропроизводителей. Им достаточно «чихнуть, как у нас начинается сильный насморк». Такое положение объясняется неумелой политикой Правительства, в первую очередь, его финансово-экономического блока, присвоившего себе право формировать аграрную политику страны.

Развитые страны понимают, что в силу специфических условий производства сельское хозяйство неконкурентоспособно по сравнению с другими отраслями, а потому является одной из немногих, получающих солидную государственную поддержку, которая рассматривается ими как обязательный и безусловный элемент государственной политики. ЕС выделяет для поддержки сельского хозяйства 60 млрд евро в год, а с учетом национальных бюджетов 90 млрд. По данным министра сельского хозяйства А.Гордеева, у нас все виды бюджетной поддержки составляют - 2 млрд евро, а в расчете на 1 га пашни они в 60 раз меньше, чем в Европе. Запад уже много лет ведет борьбу в рамках ВТО, чтобы отстоять поддержку своего сельского хозяйства, в противном случае оно потеряет конкурентоспособность на

мировом рынке. К сожалению, наше Правительство не воспринимает продовольственную безопасность как угрозу. Инвестиции в отрасль за годы реформ сократились более чем в 30 раз. А.Кудрин заявляет: «Я считаю, что прямая поддержка возможна и необходима только в одном случае - в интересах безопасности страны. Не продовольственной или экологической безопасности, а настоящей, национальной, чтобы страна сохраняла свой суверенитет». Итак, по-кудрински, продовольственная безопасность для России - это проблема не национальная и не настоящая. С такими руководителями нам не миновать участи оказаться в ситуации, когда в очередной раз придется просить у мирового сообщества гуманитарную продовольственную помощь. А как говорят - «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Третья причина. Из-за диктата спекулянта-перекупщика российский товаропроизводитель вынужден отдавать свою продукцию за бесценок, а потребитель покупать ее по запредельно высоким ценам. Происходит это потому, что между крестьянином и рынком стоит рвач-посредник, как между зайцем и охотником - гончая. Недавний шум о наведении порядка на рынках продовольствия «ушел в свисток». Крестьян как не пускали на рынок, так и не пускают; они как отдавали свою продукцию за бесценок, так и отдают. При этом цены формируются далеко не на условиях свободного рынка.

В нашей стране торговые наценки на продукты питания составляют 40 и более процентов. Такого нет ни в одной стране. Например, в Канаде, Китае, Белоруссии, Казахстане предельная наценка составляет 12%, а на социально значимые продукты - 8%.

Чтобы выйти из чрезвычайно опасной ситуации, особенно перед выборами, Правительство приняло ряд мер, связанных с наполнением рынка продовольственными товарами. В частности:

- установлены повышенные экспортные пошлины на хлеб, пшеницу и ячмень;

- снижены ввозные пошлины на молоко и молочные продукты, на овощи и все виды растительных масел с 15 до 5 процентов;

- подписаны соглашения крупнейших производителей продуктов с представителями торговли о замораживании цен на отдельные виды продовольствия, которые будут действовать с 15 октября по 31 января, а потом и до 1 мая 2008 года;

- регионы-доноры выделяют мелькомбинатам зерно из своих резервов (у кого они есть) по ценам, ниже рыночных;

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

- открываются специальные магазины для малоимущих и обездоленных, им оказывается адресная продовольственная помощь, для них вводится социальный хлеб.

Итак, есть причины роста цен на продукты питания и принятые Правительством меры по их устранению. Возникает вопрос, насколько эти меры эффективны и как они скажутся на дальнейшем развитии нашего сельского хозяйства? Эксперты продовольственного рынка считают, что принятые меры не дадут ожидаемых результатов, что десятипроцентная пошлина на пшеницу едва ли способна остановить экспорт (для справки: сегодня на мировом рынке зерно стоит 320-350 долл. за тонну). Они утверждают, что соглашение о приостановлении роста цен, скорее всего, даст весьма ограниченный рыночный эффект и едва ли решит главную проблему: насытить товарами рынок продовольствия, снизить зависимость российского рынка от импорта, гармонизировать распределение прибылей между производителями сельскохозяйственного сырья, переработчиками и торговлей. А министр финансов А. Кудрин говорит, что Правительство не в силах кардинальным образом улучшить ситуацию на рынке продовольствия. «Ни один орган власти не может своим распоряжением взять и остановить рост цен. Сейчас может идти речь лишь о временных соглашениях о замораживании стоимости продуктов. И не более того, что замораживание цен на продукты было бы ошибкой. Это рынок, а цены на рынке не замораживаются».

К сказанному можно добавить, что повышение экспортных и снижение ввозных пошлин, то есть по существу отказ от защитных мер в мировой торговле уменьшит и без того низкую конкурентоспособность нашего сельского хозяйства. Это не может не сказаться отрицательно на перспективах его развития. Правительство в целях сдерживания роста цен усугубляет и без того тяжелое положение крестьян, которые постоянно оказываются крайними. Например, в 2005 году цены на зерно упали вдвое (примерно с 6 тыс. руб. до 3 тыс.). Но никто в Правительстве не был этим обеспокоен. Когда же цены на продукты питания начинают расти, чиновников всех уровней «ставят на уши». Власть, кажется, так и не поняла, что главным условием недопущения ЧП, подобных

нынешним, является быстрое наращивание производства собственного продовольствия. Не можем мы регулировать то, что от нас не зависит -в частности, объемы и цены на импортные продукты питания. Только рост собственного производства и им-портозамещение могут восстановить продовольственную безопасность страны, наполнить продовольственную корзину с помощью отечественных производителей, регулировать качество продукции. Продовольственная безопасность - составная часть национальной безопасности страны. Это официально принятый в мировой практике термин, в который вкладывается способность государства стабильно обеспечивать население страны и каждого гражданина продовольствием по медицинским нормам и требованиям. Обеспечение оптимального уровня продовольственной независимости - это не только глобальная национальная проблема, она затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности сотен миллионов людей, значительных социальных слоев населения, а также воспроизводство будущего поколения нашего государства.

Еще в1974 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире». В резолюции был определен смысл категории «продовольственная безопасность» как «обеспечение гарантированного доступа всех жителей в любое время к продовольственным ресурсам в количестве, необходимом для активной здоровой жизни». В развитых государствах стали вводиться эффективные национальные стратегии продовольственной безопасности, приниматься законы. Конгресс США принял такой закон еще в 1985 году, который возвел проблему продовольственной безопасности в ранг важнейших стратегических задач экономической политики страны. В соответствии с ним и дополнительными нормативными актами, были увеличены субсидии фермерам, определены защитные меры собственных товаропроизводителей от интервенции продовольствия, предложена программа стимулирования экспорта, предусмотрена высокая степень самообеспеченности продовольствием, сохранения пахотопригодных земель. Аналогичные законы приняты и други-

ми развитыми странами.

Обеспечение продовольственной безопасности становится приоритетной политикой все большего числа государств. Более чем в 70 странах мира приняты законы о государственном регулировании сельского хозяйства. Особое внимание уделено проблеме обеспечения безопасности питания человека.

В России 8 лет назад подготовлен закон «О продовольственной безопасности», в котором были прописаны ограничения на ввоз продовольствия и необходимость увеличения отечественного производства. Но «птенцов Гайдара», занимающих важные посты в Правительстве, не устраивают любые меры, направленные на улучшение положения крестьян. В 2005 году Закон был снят Госдумой с дальнейшего рассмотрения. Не понимают высокие чиновники Правительства, что любая форма сильной импортной зависимости страны, особенно продовольственной, создает потенциальную угрозу национальной безопасности России, ее суверенитету. Нашему Правительству и Госдуме не следует затягивать с принятием закона о продовольственной безопасности, в котором важно определить общие принципы участия государства в решении проблем сельскохозяйственного производства через полное финансовое обеспечение государственных программ, поддержку крупных специализированных производств, системный научный подход к формированию аграрной политики, взгляд на деятельность АПК как на основу социальной стабильности общества, приравнивание его продукции к стратегическим ресурсам. Следует создать условия, позволяющие функционировать стране максимально независимо от внешнего воздействия, обеспечивать гарантированный уровень собственного производства жизненно важных продуктов питания, сохранение единого экономического пространства. Известно, что социальные потрясения чреваты куда более значимыми издержками, чем затраты на их предотвращение. Руководство страны должно понять безысходность существующего положения и принять необходимые меры, чтобы остановить развал жизненно важной отрасли. Без этого не решить ни демографическую проблему, ни обеспечить суверенитет страны.

Литература

1. Милосердов В.В. Российское крестьянство в глобальном мире. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2008. - 525 с.

2. Милосердов В.В. Экономические интересы и отношения. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.