Финансы бизнеса
инфляция и финансы
организаций в 2007 году
т. в. фетисова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита волго-вятской академии государственной службы
Одной из актуальнейших проблем теории и практики социально-экономического развития страны является формирование и реализация курса на улучшение благосостояния жизни народа. Многое в этом направлении делается на всех уровнях государственной власти и частного секторов экономики. Так, по данным Росстата, в 2007 г. номинальная средняя заработная плата возросла на 26,7 % и достигла 13 518 руб., рост реальных доходов составил 10 %, оборот розничной торговли увеличился на 15,2 %, до 10,8 трлн руб. 1 Казалось бы, в решении проблемы достигнуты большие успехи. Однако в реальной жизни не все обстоит так гладко.
Например, 2007 г. вошел в историю также тем, что после относительной стабилизации динамики инфляции на товары потребления произошел резкий подъем цен на многие товары массового спроса, вызвавший повсеместное недовольство широких слоев населения2. Оно могло приобрести более агрессивный характер, если бы Правительство РФ не приняло экстренных мер по замораживанию цен на ряд основных продуктов питания на период с октября до февраля 2008 г. Тем не менее в 2007 г. впервые за последние пять лет запланированный уровень инфляции в 8-8,5 % был превышен до 11,9 %. Данный факт имел два весьма серьезных социально-экономических последствия. Первое последствие состоит в снижении уверенности широких масс населения в перспективах стабильности своего материального благосостояния, а также до-
1 См.: Экономика и жизнь. 2008. № 4. С. 2.
2 Рост цен в 2007 г. составил на подсолнечное масло — 152 %, сливочное масло — 140 %, молоко — 130 %, крупы — 125 %, макароны — 124 %, хлеб — 122 %. См.: Экономика и жизнь. 2008. № 1. С. 3.
верия руководству3. Второе — обнаружилась явная несостоятельность многих теоретических концепций рыночного регулирования, значимость рынка как всеобщего регулятора экономических отношений, соответственно показана необходимость рационального государственного экономического и административного регулирования.
В связи с этим механизм производственно-финансовой деятельности прошедших лет, особенно 2007 г., представляет собой как предмет для текущего аналитического исследования, так и базу для формирования стратегии и тактики дальнейшего экономического развития. Необходимо детально изучить имеющийся опыт и максимально его использовать в настоящем и будущем, ибо инфляция, как отмечал В. Путин, — самая сложная и важная проблема 2008 г. Чрезвычайная актуальность данного заключения подтверждается результатами инфляции января 2008 г., когда цены поднялись на 2,3 % по сравнению с 1,7 % в 2007 г. При этом цены на фрукты, овощи возросли на 8,3 %, молоко — 2,3 %, картофель — 13,1 %, капусту — 20,3 %4.
Прежде всего, возникают вопросы о природе инфляционного феномена 2007 г. Является он типичным или специфическим, закономерным или случайным? В качестве причин инфляции 2007 г. называется множество объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, в том числе:
3 Проблема доверия ярко проявилась в прямом вопросе Президенту о возможностях деноминации рубля на последней пресс-конференции. Несмотря на заверения Президента, промтоварные магазины в январе — феврале подвергаются массовому нашествию. С прилавков уходит все, что имеет ценность и может храниться. В связи с недоверием граждане уменьшили вложения в банковскую систему.
4 См.: Труд. 2008.12 февр.
— закупки дешевой продукции за рубежом;
— рост цен на энергоносители;
— необоснованная эмиссия денежной массы;
— отсутствие протекционистской политики5.
Наиболее распространенными являются две
причины: первая — рост мировых цен на продовольствие и так называемый импорт инфляции продовольствия в российскую экономику6; вторая — увеличение денежной массы в обращении в связи с реализацией социальных национальных проектов и резким увеличением иностранных инвестиций7. Внушается мысль, что «в конце прошлого года инфляция в России сделала скачок не столько в силу внутренних экономических проблем, сколько в качестве реакции на события внешнего характера. Национальная система сдерживания инфляции оказалась не готова к проблемам и дала течь»8.
Действительно, в мире, в целом, и в Европе, в частности, цены в 2007 г. росли, но лишь на 0,3 — 0,6 % выше прогноза, а в России на 4 % больше официального и 10 — 15 % неофициального прогноза9. Общий рост цен на продовольствие в Европе за последние два года был втрое ниже, чем в России (9,9 % против 30 %)10. Следовательно, мировой рынок если и играет какую-либо роль, то весьма незначительную, а поэтому от него можно абстрагироваться без особого ущерба. Логично будет предположить, что основные причины инфляции 2007 г. лежат во внутренней конъюнктуре, анализ которой настоятельно диктует поиск иных, а именно сугубо российских, особенностей финансовой деятельности экономических субъектов.
Не ставя перед собой цели рассмотрения всех условий, предпосылок, факторов и непосредственных причин, поскольку для этого необходим не один десяток страниц, остановимся на таком, казалось бы, несущественном факторе, как повышение номинальной заработной платы.
В 2007 г. повышение заработной платы осуществлялось государством в двух направлениях: прямом — в бюджетном секторе и косвенном — в частном. Для бюджетных работников с сентября 2007 г. МРОТ официально был поднят с 1 100 руб. до 2 300 руб.,
5 Может ли Россия отказаться от «ножек» Буша // Экономика и жизнь. — 2008. - № 2.
6 Развилки 2008 //Экономика и жизнь. 2008. № 1.
7 В частности, об этом говорит бывший советник Президента РФ по экономическим вопросам А. Илларионов. — См. Бизнес-журнал, 2008. — №2. — С. 43.
8 Данилкин И. Инфляционное лукавство // Бизнес-журнал, 2008. — №2. — С. 39.
9 Там же.
10 См.: Труд. 2008. 7 февр.
в результате чего заработная плата в среднем была повышена на 11 % и фактически выплачена в ноябре. Тем самым данное повышение не успело повлиять на летне-осенний скачок цен. При этом рост заработной платы относился лишь к официальной части заработной платы (согласно действующей тарифной системе) и затронул в основном оклады первых разрядов. Но, так как большинство бюджетных организаций (вузы, техникумы, колледжи, больницы, поликлиники и др.) выплачивают заработную плату из бюджетных и внебюджетных фондов, то многие руководители выполнили требование закона о повышении заработной платы за счет внебюджетных средств, оставив общий объем заработной платы неизменным. В итоге повышение заработной платы большинства бюджетных работников оказалось формальным, а поэтому не могло изменить общей массы денежных средств и соответственно уровня платежеспособного спроса населения.
Незначительное реальное увеличение оплаты труда работников государственного сектора и денежной массы в обращении имело место за счет реализации национальных программ и в основном в результате премирования государственных служащих по итогам 2007 г. в размере минимума годового объема заработной платы. Особенно значительные премии за эффективную работу получили работники таможенной службы, налоговой службы, финансовой службы11.
Таким образом, прямое повышение заработной платы государственного сектора не могло изменить общей массы денежных средств и соответственно уровня платежеспособного спроса в 2007 г.
Отсюда единственным и более интересным представляется механизм и последствия повышения заработной платы негосударственного сектора. В подавляющем большинстве субъектов РФ в течение 2006 г., и особенно 2007 г., реализовывался курс на жесткое повышение заработной платы до прожиточного минимума и среднеотраслевого уровня. Повышение осуществлялось под руководством администраций, общественных организаций и предприятий. При этом попутно решалась проблема легализации теневой заработой платы. По решению ФНС России управлениями ФНС по субъектам были созданы специальные комиссии по легализации теневой заработной платы и работе с убыточными организациями. Вызов на комиссии в налоговые органы руководителей организаций, выплачивающих «серые»
11 В частности, работники налоговой службы получили по результатам работы г. премии в размере от 100 тыс. руб. до 1 500 тыс. руб.
24
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
заработные платы, — утверждает советник государственной гражданской службы РФ О. Королева, — уже отлаженный путь к выявлению налоговых нарушений и борьбе с ними12. Эффект налоговой деятельности не замедлил сказаться. Из рассмотренных только на комиссиях 325 тыс. предприятий 200 тыс. повысили заработную плату до среднего уровня. В результате проведенной работы при прогнозе роста фонда заработной платы в 2007 г. на уровне 120 %, фактический его рост только за первые 7 мес. 2007 г., по данным Росстата, составил 128 %, что в пересчете на год достигает почти 150 %13. Если принять во внимание, что в бюджетном секторе, как отмечалось выше, в первой половине 2007 г. прироста заработной платы не было, то логично отнести почти все увеличение на счет легализации теневой заработной платы. Иными словами, независимо от динамики производительности труда и других показателей эффективности производства в большинстве предприятий официальная зарплата была увеличена на 50 — 100 %. Так, если в начале 2007 г. средняя заработная плата на столичных предприятиях розничной торговли составляла 7 тыс. руб., то к октябрю 2007 г. она повысилась до 11 тыс. руб. или на 57,1 %14. В результате проведения жестких общих мероприятий заработная плата в части легализации теневой оплаты была повышена у наемных работников большинства негосударственных организаций, в основном обслуживающих потребление населения (оптовая и розничная торговля, услуги посредническая деятельность, конечная переработка продукции, строительство), в среднем на 40 — 50 %. Например, если раньше работник получал 5 000 руб. в мес., в том числе 2 000 руб. по ведомости с налогами и 3 000 руб. в конверте без налогов, то после известных мероприятий стал получать, например, 4 000 руб. по ведомости и 1 000 руб. в конверте.
В результате получаем: 1) рост официальной номинальной заработной платы на 40 — 50 %, что дает в целом по стране 25 — 30 %; 2) двукратное повышение МРОТ и значительное сокращение категории бедного населения; 3) рост поступлений налога на
12 О. Королева. О ком плачет комиссия // Экономика и жизнь. 2008. № 1.
13 Шевцова Т. В. Результаты работы по легализации налоговой базы // Российский налоговый курьер. 2007. № 22.
14 Данилкин И. Большие маневры// Бизнес-журнал. 2008.
№ 2. С. 62. (Очевидно, что при заработной плате в 7 тыс. руб.
элементарное существование в Москве — одном из наиболее дорогих городов мира — представляется весьма проблематичным. Оно возможно лишь при работе в нескольких местах или наличии теневых систем оплаты труда, в частности применения конвертной заработной платы).
доходы физических лиц за 9 мес. на 135 %15. Однако данное весьма благополучное положение имеет поверхностный характер. В действительности, все обстоит по-другому. Если раньше оплата труда работника состояла из двух частей, например 50 % — официальной и 50 % — теневой, то после проведения известных мероприятий произошло изменение лишь ее пропорции: роста официальной части, например с 50 до 75 %, и уменьшения теневой с 50 до 25 %. Тем самым дополнительных денежных средств работник не получил, а налогов со светлой части заработной платы стал платить больше (13 % с «осветленной» части заработной платы). В результате увеличение официальной части зарплаты на 50 % привело к снижению реального дохода на сумму дополнительно уплачиваемых налогов.
Далее, и это самое главное, повышение официальной части заработной платы радикально меняет состояние финансовых показателей и бухгалтерской отчетности организации, начиная с калькуляции производства и реализации продукта, кончая формой №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Проанализируем механизм данного изменения на условном примере повышения заработной платы в 2007 г. на 50 % при производстве и реализации товара «А»16. В целях упрощения расчетов и улучшения понимания все затраты на производство и реализацию продукции условно объединим в три статьи: материальные затраты и амортизация, оплата труда, единый социальный налог, а реализацию продукции проведем по двум ценам: отпускной (без НДС и других косвенных налогов) и розничной (с НДС) — табл. 1.
Из данных таблицы видно, что повышение официальной заработной платы на 50 % (с 40 до 60 руб.) за счет легализации теневой оплаты труда при всех прочих равных условиях (материальные затраты, отпускная и оптовые цены) привело к увеличению себестоимости продукта на 25,2 руб. за счет роста заработной платы на 20 руб. и ЕСН на 5,2 руб., что вызвало образование убытка в размере 5,2 руб. вместо ранее получаемой прибыли в 20 руб. Соответственно, рентабельность продукта в 20 % сменилась убыточностью в 4,1 %. В выгоде осталось только государство: дополнительные налоги в 5,2 рубля ЕСН и 2,6 руб. НДФЛ компенсируют утрату налога на прибыль в 4,8 руб.
15 Шевцова Т. В. Результаты работы по легализации налоговой базы // Российский налоговый курьер, 2007. № 22.
16 В качестве товара «А» можно взять любой продукт массового потребления (масло, молоко и т. д.), производимый и реализуемый какой-либо одной организацией.
Таблица 1
динамика элементов цены единицы товара «А», руб. (вариант 1)
Показатели 2006 2007 отклонения 2007 от 2006
Абсолютное относительное, %
Материальные затраты и амортизация 49,6 49,6 - -
Заработная плата 40,0 60,0 20 50
Единый социальный налог (26 %) 10,4 15,6 5,2 50
Себестоимость 100,0 125,2 25,2 25
Прибыль 20,0 -5,2 -25,2 -
Отпускная цена 120,0 120,0 - -
НДС (18 %) 21,6 21,6 - -
Розничная цена 141,6 141,6 - -
Рентабельность продукции, % 20,0 -4,1 -24,1
Рентабельность продаж, % 16,7 -3,7 -20,4
Естественно, ни один разумный предприниматель не только не согласится на данные условия, он просто не сможет дальше существовать. Предприятие становится убыточным, что может привести к полному банкротству. Предпринимательская деятельность становится бессмысленной, и бизнес умирает. В этой связи предприниматель в первую очередь пытается восстановить условия финансовой деятельности, предпосылки для развития производства путем сохранения прежнего уровня прибыли в 20 руб., что возможно единственным непопулярным в народе методом — повышением отпускной и розничной цен. Тогда финансовая ситуация примет следующий вид (табл. 2).
Сохранение уровня прибыли в 20 руб. на единицу товара обусловливает рост отпускной цены со 120 до 145,2 руб. и розничной — с 141,6 до 171,3 руб., или на 21 %, что автоматически снижает рентабельность продаж в 2007 г. с 16,7 до 11,7 %. При этом получаемая прибыль вследствие образовавшейся инфляции обесценивается на 21 %. Данная ситуация совершенно не устраивает предпринимателя, поскольку утрачиваются условия для инновационного развития, расширения производства и улучшения личного благосостояния. Чтобы этого не допустить, он аналогично официальному приросту
заработной платы увеличивает прибыль прошлого года также на 50 %. (табл. 3).
В результате увеличения прибыли на 50 % (с 20 до 30 руб.) отпускная цена поднялась на 35,2 руб., а розничная — на 41,5 руб. Общее повышение цены составило 29,3 %. При этом рентабельность продукции возросла на 4 процентных пункта, тогда как рентабельность продаж снизилась на 0,3 пункта.
Таковы общие финансовые результаты легализации заработной платы на предприятии. Кто от них выиграл, а кто проиграл? Вопросы сугубо практические и крайне важные, а поэтому требуют четких конкретных ответов.
Предприниматель остался при своих финансовых интересах (прибыль выросла на 50 % при росте розничных цен на 29,3 %) и даже несколько улучшил свой жизненный уровень. Однако рентабельность продаж и чистая рентабельность производства и реализации товара снизились на 0,3 процентных пункта. В то же время предприниматель вынужден идти на непопулярные финансовые меры — повышение цены производимого товара на 29,3 %. В результате из одной комиссии по легализации теневой заработной платы весной 2007 г. предприниматель попадает в другую комиссию по мораторию на цены продукции массового потребления осенью 2007 г.
Таблица 2
динамика элементов цены единицы товара «а», руб. (вариант 2)
Показатель 2006 2007 отклонения 2007 г. от 2006 г.
Абсолютное относительное, %
Материальные затраты и амортизация 49,6 49,6 - -
Заработная плата 40,0 60,0 20 50
Единый социальный налог (26 %) 10,4 15,6 5,2 50
Себестоимость 100.0 125,2 25,2 25
Прибыль 20,0 20,0 - -
Отпускная цена 120,0 145,2 25,2 21
НДС (18 %) 21,6 26,1 4,5 21
Розничная цена 141,6 171,3 29,7 21
Рентабельность продукции, % 20,0 16,0 -4,0
Рентабельность продаж, % 16,7 11,7 -5,0
Таблица 4
Таблица 3
динамика элементов цены единицы товара «А», руб. (вариант 3.)
Показатели 2006 г. 2007 г. отклонения 2007 от 2006
Абсолютное относительное, %
Материальные затраты и амортизация 49,6 49,6 - -
Заработная плата 40,0 60,0 20 50
Единый социальный налог (26 %) 10,4 15,6 5,2 50
Себестоимость 100.0 125,2 25,2 25
Прибыль 20,0 30,0 10 50
Отпускная цена 120,0 155,2 35,2 29,3
НДС (18 %) 21,6 27,9 6,3 29,2
Розничная цена 141,6 183,1 41,5 29,3
Рентабельность продукции, % 20,0 24,0 4,0
Рентабельность продаж, % 16,7 16,4 -0,3
Налог на прибыль 4,8 7,2 2,8 50 %
Чистая прибыль 15,2 22,8 7.6 50 %
Рентабельность продаж по чистой прибыли (за минусом налога на прибыль), % 12,7 12,4 -0,3
динамика основных налогов при производстве и реализации единицы товара «а», руб.
Показатель 2006 г. 2007 г. отклонения 2007 г. от 2006
Абсолютное относительное, %
Единый социальный налог (26 %) 10,4 15,6 5,2 50,0
НДС (18 %) 21,6 27,9 6,3 29,2
Итого: косвенные налоги 32,0 43,5 11,5 35,9
Налог на доходы физических лиц17 5,2 7,8 2,6 50,0
Налог на прибыль (24 %) 4,8 7,2 2,4 50,0
Итого: прямые налоги 10,0 15,0 5,0 50
Всего налогов 42,0 58,5 16,5 39,3
17 Расчет налога дан без учета обязательных вычетов. При росте заработной платы роль обязательных вычетов снижается, что фактически делает прирост объема налога еще большим.
Наемные работники, ничего не получив реального, фактически проиграли дважды: с одной стороны, вынуждены дополнительно платить 2,6 руб. налога на доходы физических лиц, а с другой — и это самое главное — покупать товары по цене на 29,3 % дороже.
Наибольший выигрыш получило государство, что видно из табл. 4.
Без единого рубля затрат государство увеличило свои доходы в виде налогов с единицы продукции с 42 до 58,5 руб., или на 39,3 %. Рост произошел за счет как косвенных, так и прямых налогов. Поступления ЕСН, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль увеличились на 50 %, НДС — на 29,2 %. Поскольку государство не создает доходов, постольку единственным дополнительным источником средств бюджетной системы становится механизм косвенного и прямого перераспределения доходов наемных работников и предпринимателей.
В заключение проведенного финансового анализа следует отметить, что повышение заработной платы путем легализации теневой оплаты труда
явилось основной причиной инфляции 2007 г., а следовательно, мощным скрытым рычагом неформального перераспределения доходов большей части населения и углубления дифференциации благосостояния отдельных категорий общества. На этом исследование инфляции 2007 г. можно было бы закончить, но, увы, ситуация начавшегося 2008 г. в еще больше степени копирует неудачную практику прошедшего года.
Увеличение минимальной заработной платы до прожиточного минимума и повышение доходов низкооплачиваемых работников остаются генеральной линией и на 2008 г. В дополнение к борьбе с нелегальными доходами прибавляется борьба с убыточными организациями и предприятиями, показывающими нулевой баланс. Деятельность осуществляется под лозунгом: неуплата предприятием налога на прибыль недопустима в экономических интересах страны18. Претворение ее в жизнь путем административной принудительной легализации
18 См.: Шевцова Т.В. Указ. соч.
доходов вновь создает известные инфляционные проблемы с соответствующими негативными социальными последствиями. В связи с этим необходимо все тщательно проанализировать, прежде чем предпринимать те или иные действия.
Между тем ситуация складывается не лучшим образом. На финансовую деятельность большинства малых и средних предприятий, обеспечивающих снабжение населения предметами первой необходимости, действуют три фактора. Во-первых, налоговые органы продолжают проводить курс на повышение уровня заработной платы за счет легализации теневой оплаты. Во-вторых, действует административное регулирование в виде моратория на повышение цен на социально значимые продукты, продленный до 1 мая 2008 г. 19 В-третьих, с января 2008 г. повышены цены на многие компоненты материальных затрат себестоимости производства и реализации продукции, в частности: электричество, топливо, воду, газ, арендную плату и т. д. Последствий данной финансовой конъюнктуры несколько. Главные из них четыре:
1. Закрытие и банкротство малого и среднего бизнеса, сферы обслуживания широких масс населения.
2. Разработка и принятие программ резкого уменьшения затрат на производство продукции за счет выпуска недоброкачественной продукции.
3. Повсеместное развитие нелегального производства продукции и соответствующий расцвет неформальных финансов.
19 См.: Экономика и жизнь. 2008. № 4. С. 2.
4. Бурный рост цен на товары массового потребления.
Нам представляется, что более правильным будет не завертывание «гаек» налогообложения физических лиц и малого и среднего бизнеса, а борьба с налоговыми уклонениями крупных фирм, транснациональных компаний и холдингов. В свое время мы уже высказывали точку зрения о том, что доходы бедных граждан не должны быть главным объектом фискальных органов страны. На первом месте должно быть обеспечение минимального благосостояния людей20. Отрадно отметить, что в последнее время к этой мысли приходят и состоятельные высокопоставленные деятели, бизнесмены и ученые. Так, Е. Примаков отмечает целесообразность освобождения от подоходного налога всех, кто живет за чертой бедности21.
Объективная оценка и учет высказанных выше соображений относительно инфляции и финансов организаций будет значительно способствовать эффективному проведению современного курса социально-экономической политики руководства страны в жизнь.
20 См.: Фетисов В. Д. Фетисова Т. В. Неформальные финансы и проблемы их регулирования. / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова // Дайджест-Финансы. 2004. № 4.
21 См.: Е. Примаков. По следам удач и упущений // Экономика и жизнь. 2008. № 2. С. 1, 4. Той же точки зрения придерживается и Билл Гейтс, заявивший на Давосском форуме о необходимости пересмотра концептуальных принципов капиталистической системы с целью придать ей более гуманный и креативный характер. См.: Экономика и жизнь. 2008. № 4. С. 3. К той же мысли пришел и такой известный либерал, как Ясин, заявляющий в последнее время о необходимости устранения пятиметровых заборов и сближения богатых и бедных.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ к —™ ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И.1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Банковско-предпринимательская деятел
• Конкурентноспособность эоссийской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]
28
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ