Макроэкономическая политика
ИНФЛЯЦИЯ И ФИНАНСЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ В 2008 году
Т. В. ФЕТИСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Волго-Вятской академии государственной службы (г. Нижний Новгород)
Повседневная реальность и особая значимость финансово-экономической жизнедеятельности настоятельно требуют от экономистов регулярного исследования инфляции и финансов организаций. Следует отметить, что крайняя необходимость детального изучения инфляционного процесса в России обусловливается: во-первых, бурным ростом инфляции в начале 2008 г.; во-вторых, резким усилением внимания руководства страны к малому и среднему бизнесу; в-третьих, повышением социальной напряженности в стране; в-четвертых, особой актуальностью вопросов инфляции в повседневной жизни, научной среде и деятельности органов государственной власти.
Финансово-рыночная конъюнктура страны неуклонно усложняется. Современная ситуация такова, что главной и наиболее злободневной проблемой, по убеждению высшего руководства страны, является инфляция. Для борьбы с ней в феврале 2008 г. правительством создана специальная межведомственная рабочая группа во главе с министром финансов РФ А. Кудриным. Главная задача работы комиссии состояла в подготовке программы по борьбе с инфляцией. К сожалению, по заявлению бывшего премьер-министра РФ В. Зубкова, ни действенной программы, ни тем более реальных позитивных результатов пока получено не было. В результате вопросу инфляции особое внимание было уделено на первом заседании нового правительства, на котором В. В. Путин отметил, что «правительство обязано выйти на однозначные цифры инфляции»1.
1 См. Российская газета, от 16 мая 2008. — С. 3.
В предыдущей статье2 мы предположили четыре последствия проведения, с одной стороны, жесткой налоговой политики легализации заработной платой в организациях, производящих товары массового потребления, а с другой — борьбы предпринимателей за поддержание стабильного уровня рентабельности продукции. Это:
• бурный рост цен на товары массового потребления;
• разработка и принятие программ уменьшения затрат на производство продукции за счет выпуска недоброкачественной продукции;
• закрытие предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сфере обслуживания широких масс населения;
• развитие нелегального производства продукции и расцвет неформальных финансов.
Все они, как свидетельствует реальная действительность первого полугодия 2008 г., претворяются в жизнь более чем на 100 %. Но главным среди указанных последствий является резкое повышение цен. Несмотря на действие федерального и региональных мораториев на ряд наиболее важных массовых продуктов питания, цены на потребительские товары за пять месяцев 2008 г. выросли на 7,7 %, или почти 19 % в годовом исчислении. Характер динамики цен 2008 г. в сравнении с 2007 г. представлен в таблице 1.3
Приведенные данные показывают стабильный рост индекса цен потребительских товаров и продо-
2 См. Фетисова Т. Инфляция и финансы организаций в 2007 году //Финансы и кредит, 2008. №. 19 (307).
3 См. WWW. gks. ru
Таблица 1
Индекс потребительских цен в 2007-2008 гг. (нарастающим итогом^
Показатель Январь Февраль Март Апрель Май 6 месяцев 9 месяцев Год
Индекс потребительских цен в 2007 101,7 102,8 103,4 104,0 104,7 105,7 107,5 111,9
Индекс цен продо-вольственных товаров 100,9 101,8 102,6 103,3 104,3 106,1 108,1 115,6
Индекс потребительских цен в 2008 102,4 103,6 104,8 106,3 107,7 109-110 112-113 115-117
Индекс цен продовольствен-ных товаров 101,9 103,6 105,7 108,0 110,2 112-114 116-118 119-121
Отклонение ин-декса цен 2008 г. от 2007 г.
(пункты): — потребительских товаров 0,7 1,2 1,2 2,3 3,0 3,3-4,3 4,5-4,6 3,1-5,1
— продовольственных товаров 1,0 1,8 3,1 4,7 5,9 5,9 -7,9 7,9 9,9 3,4-5,4
! На июнь — декабрь 2008 г. — прогноз автора.
*
вольствия в первой половине 2008 г. При этом имеет место четкая тенденция опережения динамики роста цен в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Наибольший разрыв в приростах инфляции пришелся на май месяц (в 2008 г. — 1,4 %, 2007 г. — 0,6 %) В результате общее отклонение индекса потребительских цен за год, по нашим расчетам, составит 3-5 процентных пунктов, а общий уровень инфляции — 115-117 %, в том числе по продовольственным товарам — 119-121%.
При прогнозировании на будущее большая часть экономистов и журналистов предпочитают, к сожалению, ограничиваться ссылками на 50 — 100-процетный рост продовольственных цен в США, Европе и других зарубежных странах. Однако официальные прогнозы продолжают носить крайне консервативно-оптимистический характер. На заседании совета министров 20 февраля было озвучено, что «в 2008 г. мы ожидаем снижения инфляции до 8,5 %, потому что не будет такого прироста цен на продовольствие на мировых рынках, не будет такого рекордного притока капиталов»4. Хотя 3-процентный рост цен, имевший место в условиях действия моратория за первые полтора месяца 2008 г., свидетельствовал совершенно о другой ситуации. Лишь в апреле 2008 г., когда игнорирование официальных статистических данных могло дать повод для сомнения в элементарной компетенции ответственных за инфляцию государственных структур, Минэкономики России вынуждено повысить ранее действующий прогноз инфляции на 2008 г. с 8-9,5 до 9-10 %, а затем в начале мая и до 10,5 %5.
Тем не менее, официальная антиинфляционная политика по-прежнему строится на двух фундаментальных причинах роста инфляции в России: повышении зарубежных цен, особенно на продукты питания, и притоке иностранных ка-
4 www. rian. ru
5 Российская газета, от 16 мая 2008. — С. 3.
питалов. Особая значимость, придаваемая данной мотивировке концепции инфляции в правительстве, заставляет остановиться на ней подробнее.
В первую очередь, необходимо однозначно определиться с характером влияния международного ценового фактора. Для этого воспользуемся материалами Росстата6 представленными в табл. 2
Из таблицы видно, что цены на потребительские товары в России растут быстрее в 4 раза, чем в Европе, и в 6 раз, чем в США. При этом цены на продукты питания в России поднимаются по сравнению с Европой в 3,6 раза быстрее. В США, несмотря на резкое падение курса доллара на мировом валютном рынке, цены за три месяца увеличились лишь на 0,8 %, в Канаде — на 0,5 %. Все происходит вопреки теории монетаризма: где валюта укрепляется, там инфляция выше и, наоборот, где валюта слабеет, там цены растут медленнее. Естественно, возникает вопрос: откуда распространяется инфляционная агрессия: из Европы и США в Россию или наоборот? Цифры говорят о том, что волна идет из России в Европу. Все иное — это «страшилки» отечественных и зарубежных СМИ, пролоббированные торговыми монополиями и, к сожалению, повторяемые сознательно или без умысла отдельными политиками и «учеными»7.
Из сказанного следует, что как гигантский рост цен за рубежом на продукты, так и его огромное влияние на инфляцию в России есть не что иное, как элементарный миф ценовой политики заинтересованных компаний и государственных структур. данное заключение наглядно подтверждается последними сведениями о динамике мировых цен на зерно, муку и отечественных цен на хлебопродукты, рис и другие продукты8.
6 www. gks. ru
7 См., в частности. Высокая инфляция заставляет европейцев сокращать расходы / finance. rambler. ru/news
8 Зерно и хлеб разошлись в цене //Российская газета, 2008, 20 мая.
Таблица 2
Индексы потребительских цен России и зарубежных стран в I квартале 2008 г., %
Страна К предыдущему месяцу Апрель в % к декабрю 2007 г.
январь февраль март апрель
Россия, всего 102,3 101,2 101,2 101,4 106,3
в том числе цены на продукты питания 102,2 101,8 102.2 102,5 109,1
27 стран Европейского союза 99,8 100,4 100,8 100,4 101,5
в том числе цены на продукты питания 101,1 100,2 100,5 100,7 102,5
США 100,4 100,0 100,3 100,2 101,0
Канада 99,8 100,4 100,4 100,4 100,5
Второй внешний фактор — это приток иностранного капитала. В отличие от 2007 г. в первые три месяца 2008 г. имел место чистый отток капитала в объеме 22,8 млрд долл. США, сменившийся в апреле притоком в 10 млрд. долл. В целом за четыре месяца общий результат составил отток в 12,8 млрд долл. 9 Таким образом, оба фактора (мировые цены и приток капитала) должны были способствовать не росту, а снижению российской инфляции хотя бы до двойного европейского уровня (6-7 % годовых). Но, увы, все происходит совершенно по-другому, по иным принципам и правилам. Ярким доказательством независимости внутренних цен России от международной конъюнктуры является факт повышения отечественных цен на хлеб при снижении зарубежных цен на зерно и муку. Одна тонна отечественной пшеницы в России стоит на 100 долл. дороже, чем на мировом рынке10. Прогрессирующую динамику цен на жилье в Москве при общемировом падении стоимости недвижимости иначе как мистикой уже не называют11.
Непосредственно к двум отмеченным внешнеэкономическим факторам российской инфляции можно отнести фактор притока дешевых нефтедолларов. Справедливости ради, надо заметить, что нефтедоллары в большей части поступают в бюджет и отдельным состоятельным категориям населения, не обремененным ценовыми проблемами приобретения продуктов питания, а поэтому не доходят до широких слоев населения. При этом государство в результате обесценения американского доллара за январь — март потеряло около 40 млрд руб. только на средствах резервного фонда и фонда национального благосостояния.
таким образом, большинство приводимых в СМИ факторов роста инфляции в России носят тенденциозный, надуманный, декларативный и
9 См. Высказывания А. Л. Кудрина на совещании Президента РФ с членами правительства 28 апреля 2008 года /WWW. minfin. ru
10 См. Российская газета. 20 мая 2008 г.
11 См. Экономика и жизнь, 2008. № 15.
поверхностный характер. Это не означает, что они возникли спонтанно. Их распространение — прямой результат скрытой финансовой политики весьма влиятельных заинтересованных структур. Следовательно, российскую инфляцию первой половины 2008 г. определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, факторы. Основными из них являются следующие:
1. Борьба с теневой зарплатой.
2. Борьба с нулевыми и отрицательными балансами индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.
3. Монополизация рыночных отношений.
4. Специфика тарифной политики государства на продукцию и услуги естественных монополий.
5. Особенности денежной политики государства.
Рассмотрим их подробнее.
1. Поскольку доля теневой зарплаты в экономике страны, по оценкам специалистов, составляет в настоящее время около одной трети к номинальной начисленной заработной плате, то в 2008 г. продолжается проведение курса на легализацию и доведение оплаты труда до уровня прожиточного минимума, а в ряде случаев до среднего уровня зарплаты регионов и страны в целом. Достаточно сказать, что только за февраль месяц номинальная заработная плата увеличилась на 7 % (84 % в годовом исчислении)12.
Все преподносимые массовому читателю достоинства осветления теневой оплаты труда носят популистский, надуманный характер. В частности, возьмем повсеместно декларируемое СМИ и наиболее «значимое» преимущество, состоящее в увеличении будущих пенсий. Предположим, что работник получает 24 тыс. руб. в месяц (288 тыс. в год) по ведомости и 12 тыс. руб. (144 тыс. в год) в конверте. При переводе теневой оплаты в светлую и соответствующем отражении в официальной отчетности работник теряет, во-первых, 1,46 тыс. руб. (12 тыс. руб. х 13 %) в месяц, или 17 тыс. руб.
12 WWW. gks. ru
реальных денег в год, уплачиваемых в качестве налога на доходы на физических лиц; во-вторых, косвенно более 40 % стоимости заработной платы на автоматической инфляции вследствие начисления на 144 тыс. руб. осветленной оплаты труда 37 тыс. руб. ЕСН (144 тыс. руб. х 26 %) и 33 тыс. руб. НДС ((144 тыс. руб. +37тыс. руб.) х18 %). При этом рост оплаты труда почти не отразится на отчислениях в пенсионный фонд, поскольку от заработка свыше 280 тыс. руб. в год в него перечисляется всего 4 % от зарплаты, которые поступают неизвестно куда и уже через 2-3 года бесследно исчезнут в недрах государственно-частной финансовой «кухни», хотя бы в результате инфляции. В принципе подобная перспектива ожидает и все другие отчисления, поскольку размер пенсии определяется, прежде всего, региональным средним уровнем заработной платы и существующими ограничениями.
С повышением с 1 января 2009 г. МРОТ с 2 300 руб. до 4 330 руб., согласно заявлению премьер-министра В. Путина, следует ожидать дальнейшего усиления налоговой борьбы с теневой и низкой заработной платой со всеми вытекающими из нее негативными последствиями.
2. В 2007 г., по данным Росстата, около 33 % организаций были убыточными. Большая часть из них приходилась на сферу малого и среднего бизнеса. В этой связи Указ Президента РФ Д. Медведева о развитии малого бизнеса, подписанный 14 мая 2008 г., призван радикально изменить предпринимательскую конъюнктуру. Однако особое внимание государственных органов к малому и среднему бизнесу на практике пока выражается в усилении борьбы с нулевыми и отрицательными балансами организаций, а также значительными заработками их руководителей. По итогам 2007 г., в результате проработки в налоговых комиссиях более 150 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса вместо убыточных и нулевых балансов показали прибыльные балансы, что не могло не отразиться на росте цен производимой продукции и доходов бюджетов.
Жесткий налоговый пресс вынуждает организации уменьшать себестоимость продукции путем выпуска менее качественных товаров (удешевление материалов и сырья, применение качественно новых модифицированных менее дорогих компонентов в молочных, мясных, хлебобулочных продуктах, уменьшение веса продуктов и т. д., и т. п.). В целях восполнения теневых доходов предприниматели интенсифицируют повсеместное развитие нелегального производства, разрабатывают индивиду-
альные и коллективные схемы неформальных финансовых сделок. Предприятия малого и среднего бизнеса, не успевшие или не сумевшие адаптироваться к новым условиям, вынуждены уходить из сферы бизнеса в лучшем варианте при сохранении своих средств, но в большинстве случаев — неся значительные финансовые потери.
Оценка роли и финансов организаций малого и среднего бизнеса может быть дана с разных позиций, в том числе социально-экономической (общенациональной) и фискальной (ведомственной), между которыми возможно как единство, так и противоречие, причем весьма существенное.
налоговые органы заинтересованы в максимальном поступлении доходов в бюджет. неслучайно министр финансов РФ постоянно отмечает, что проблема инфляции относится не к министерству финансов, а к ЦБ РФ или Минэкономразвития России13.
С общенациональной социально-экономической точки зрения, малый и средний бизнес обеспечивает:
• создание рабочих мест с приличной оплатой труда для значительной части населения;
• производство внутреннего валового продукта в виде заработной платы, косвенных налогов и возможной прибыли;
• формирование среднего класса;
• быструю реализацию новаций;
• реализацию непосредственных интересов широких масс населения.
По сравнению с крупным бизесом средний и малый бизнес имеет три бесспорных преимущества. Во-первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается продуктивной деятельностью, вплоть до работы на собственном автомобиле без водителя. Отсюда он может получать заработную плату как руководитель и как водитель при отсутствии прибыли организации. Во-вторых, лучше знает финансовые возможности и запросы широких масс населения. В-третьих, непосредственно контактирует с потребителями. Именно поэтому во всем мире (США, Европа, Япония) средний и малый бизнес составляет социально-экономический фундамент общества, в котором занято от 50 до 70 % трудоспособного населения. Если малые и средние организации платят работникам заработную плату, а в бюджет — косвенные налоги, то для страны это хорошо. Также нормально и то, что их одна четвертая часть в большинстве стран терпит банкротство, не
13 См, в частности, интервью А. Кудрина «Итоговой програм-
ме» НТВ 27 апреля 2008 г. /www. minfin. ru
выдержав рыночной конъюнктуры или по каким-либо производственным причинам. Но очень плохо для государства, когда масса энергичных, начинающих предпринимателей разоряются в результате узковедомственных интересов.
На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также неформальную бюрократизацию и всего процесса предпринимательской деятельности. идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43 % в 2006 г. до 15 % в 2010 г. соответственно увеличить долю гипермаркетов14, что приведет к росту цен на потребительские товары.
3. В научной литературе и ряде государственных программ в качестве естественного регулятора движения цен называется рынок как независимый, объективный механизм. данное положение представляется несколько затеоретизированным, так как рынок — всегда органическое единство объективного и субъективного. Любая цена, в конечном счете, — это результат субъективного соглашения продавца и покупателя. При этом ценовой договор выступает результатом предварительных соглашений между отдельными продавцами и отдельными покупателями. В результате современный рынок становится организованной системой, включающей три вида борьбы за наиболее выгодную цену: 1) среди продавцов, 2) между покупателями, 3) между продавцами и покупателями. Их результатом служат сговоры продавцов в целях повышения цен. для предотвращения их негативных последствий в странах создаются государственные антимонопольные организации, эффективность деятельности которых неодинакова, например в России она оставляет желать много лучшего.
4. Важнейшим принципом и возможностью деятельности государства в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен. Руководство России придерживается иной позиции. 6 апреля планы тарифов на газ и электроэнергию, вопреки заявлениям полугодовой давности, пересмотрены в сторону существенного повышения. На 2008-2010 г. запланировано увеличение тарифов на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие
14 Экономика и Жизнь, 2008. — №18.
— закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике. Непопулярное, в корне противоречащее антиинфляционной политики, решение принято в результате неформального лоббирования отечественных и зарубежных собственников энергетических предприятий, а также в качестве условия вступления России в ВТО.
К сожалению, решение об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий:
• ежегодный рост цен на все товары минимум на 25 - 30 %;
• снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций;
• падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую технику, быстрый рост хищений товаров и услуг топливно-энергетического комплекса;
• увеличение бюджетных расходов на энергоносители в государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС, и т. д.)
• рост бюджетных поступлений от инфляционных процессов.
Удвоение тарифов на газ и электроэнергию при сохранении затрат на производство автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз. Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными, поскольку в марте 2008 г. среднемесячная заработная плата превышала общегосударственную в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых — в 2,4 раза, производстве, передаче и распределении электроэнергии — в 1,5 раза, в транспортировке по трубопроводам — в 3,1 раза. При этом только за три месяца она выросла в добыче топливно-энергетических ресурсов на 13,1 %, в транспортировке по трубам — на 74,3 %15.
Главное негативное последствие повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий — это почти автоматический рост себестоимости и с месячным лагом цен всех товаров и услуг16, проводящий к резкой потере конкурентоспособности экономики России, что после вступления в ВТО и
15 www. gks. ru
16 В специальном исследовании КПМГ отмечается, что свыше 70 процентов фирм России прогнозируют ускорение роста расходов. См. Инфляцию оплатит заказчик // Российская газета от 6 июня 2008 г.
открытия беспошлинных границ приведет не только к всеобщему нарушению эффективности социально-экономических коммуникаций и краху многих сфер экономики, но и возможному распаду страны. Россия будет в состоянии оплачивать потребляемые товары и услуги только своими природными богатствами: дарами топливно-энергетического комплекса, землей, лесами, реками, озерами и т. п.
Данный процесс уже начался и наглядно наблюдается в сельской местности, банковской сфере, г. Москве, а также отдельных отраслях промышленности. крестьяне для элементарного существования вынуждены по бросовым ценам продавать свои земельные паи крупным организациям или состоятельной категории городского населения. Итог — окончательное крушение сельского хозяйства.
крайне негативное влияние дешевой зарубежной банковской и страховой деятельности давно поняли и просчитали отечественные банкиры и страховщики, категорически возражающие против свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на территорию страны при вступлении в ВТО. Низкие проценты и эффективные кредитные ставки зарубежных банков приведут к быстрому банкротству многих отечественных кредитных учреждений.
Москва стала самым дорогим городом мира. Бедные и малообеспеченные жители Москвы после фискального решения проблемы неформального арендного рынка недвижимости (взимания налога на имущество по рыночной стоимости и легализации доходов от аренды) не смогут жить в Москве (приобретать жилье, получать медицинское обеспечение, соответствующее образование) и вынуждены ее покинуть. С повышением цен дороговизна жизни распространится по всей Европейской части России, выжившие малообеспеченные поедут в Сибирь и другие страны.
Последовательное проведение современной политики тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий вызовет исключительно негативные социальные последствия, в том числе:
• относительное обнищание большей массы населения и дальнейшее усиление дифференциации бедных и богатых, с одной стороны, и отраслей, сфер и регионов экономики — с другой;
• утечку обычной рабочей силы и снижение численности населения;
• резкое обострение социально-экономической напряженности в стране.
к первым признакам указанных последствий можно отнести волнения автомобилистов, рыбаков в Европе и России, бедствия от удорожания продуктов питания в Африке, поджоги автомобилей и т. д. В их основе лежит ошибочная, близорукая финансовая политика соответствующих ведомств.
5. Влияние денежной политики государства на инфляцию — сложная и многогранная проблема, требующая специального рассмотрения. В данной статье отметим лишь основной, на наш взгляд, момент. При официальном утверждении об отсутствии эмиссии в стране Россия увеличила объем международных резервов только за январь — май 2008 г. на 71 млрд долл. (1 700 млрд руб.), или 14,9 %. Большую часть из них ЦБ РФ купил на дополнительно выпущенную российскую валюту. Тем самым, государство если не через министерство финансов, которому нет смысла заниматься эмиссией при 7-процентном профицитном бюджете, то через ЦБ осуществляет насыщение экономики огромной массой, не обеспеченной товарами, российской валюты, что, естественно, служит фактором инфляционных процессов в стране.
С учетом всего вышесказанного для стабилизации и обеспечения уровня инфляции в рамках 8 — 10 % годовых и развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым осуществление следующих мероприятий.
1) Приостановление проведения курса на резкое осветление зарплаты, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти одна треть оплаты труда.
2) Радикальное изменение борьбы с убыточным, нулевым и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной поддержки.
3) Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда «...государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен»17.
4) Качественное преобразование работы антимонопольного комитета, радикальное повышение уровня его действенности против монополизации производства и реализации продукции и услуг, в целях обеспечения свободного доступа всех желающих продавцов на рынки.
5) Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения путем установления
17 Змея, кусающая себя за хвост //Экономика и жизнь, 2008. — № 18.
единой ставки НДС на уровне 12— 15 %., в том числе и на экспортируемую продукцию. Это приостановит вывоз за границу дефицитных товаров (особенно продуктов питания) по бросовым ценам. Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20 %, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса. Одновременно разработать и принять закон об именных фондах ведущих бизнесменов страны по аналогии с американской практикой.
6) Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством премьера правительства (первого заместителя). В
настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РБ, программы по инфляции составляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли, а динамику важнейших косвенных стоимостных элементов цены определяет Минфин России. Поэтому необходимо жесткое единое руководство.
Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию в 2008 — 2009 гг., что даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, соответственно создания условий для развития малого и среднего бизнеса и экономики России в целом.