Научная статья на тему 'О концепции программы антиинфляционной политики России на 2009-2010 гг'

О концепции программы антиинфляционной политики России на 2009-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисов В.Д., Фетисова Т.В.

На основе системного исследования причин, механизма и последствий инфляции 2007-2008 годов в статье сформулированы основные положения концепции программы антиинфляционной политики России на 2009-2010 годы. Предлагаемая концепция содержит принципы и комплекс мероприятий, адресованных разным структурам руководства государства. Высказанные предложения по совершенствованию финансовой политики государства и менеджменту инфляции будут способствовать эффективному управлению отечественной инфляцией и позитивному социально-экономическому развитию страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концепции программы антиинфляционной политики России на 2009-2010 гг»

Денежно-кредитная политика

о концепции программы антиинфляционной политики РОССИИ

НА 2009 - 2010 гг.

В.Д. ФЕТИСОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита

Т.В. ФЕТИСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Волго-Вятская академия государственной службы

В историю России 2007 — 2008 гг. вошли тем, что после относительной стабилизации динамики инфляции на товары потребления произошел резкий подъем цен на многие товары массового спроса, вызвавший повсеместные недовольства широких слоев населения. Цены могли приобрести более агрессивный характер, если бы Правительство РФ не приняло экстренных мер по замораживанию цен на ряд основных продуктов питания на период с октября по апрель 2008 г. Тем не менее в 2007 г. впервые за последние пять лет запланированный уровень инфляции в 8 — 8,5 % был превышен до 11,9 %, а за восемь месяцев 2008 г. составил 9,5 %, что выше первоначального годового прогноза 2008 г. на 1,5 процентных пункта1. Из данного факта следуют четыре наиболее важных социально-экономических вывода. Во-первых, произошло снижение уверенности широких масс населения в перспективах стабильности своего материального благосостояния, а также доверия руководству страны. Во-вторых, выявилась несостоятельность многих теоретических концепций рыночного функционирования, значимость рынка как всеобщего независимого регулятора экономических отношений. В-третьих, обнаружилась настоятельная необходимость формирования

1 Для малоимущего населения страны реальная инфляция превышает официальную на 40 — 50 % в силу специфики структуры потребительской корзины, большую долю которой составляет продовольствие, цены на которое растут быстрее общего уровня.

эффективного государственного экономического и административного регулирования товарно-денежных отношений. В-четвертых, возникла острая потребность в программе антиинфляционной политики и четком менеджменте ее реализации.

Современная ситуация такова, что первой, по заявлению высшего руководства страны, и наиболее острой проблемой, по единодушному мнению широких масс населения, является инфляция. Для борьбы с ней в феврале 2008 г. Правительством РФ была создана специальная межведомственная рабочая группа во главе с Министром финансов РФ А. Кудриным. Главная задача работы комиссии заключалась в подготовке к концу апреля 2008 г. программы по борьбе с инфляцией. Однако в силу отсутствия единой концепции программы антиинфляционной политики, наличия теоретических и практических разногласий и недостаточности контроля со стороны исполнительных органов власти ее появление предполагалось в конце июля 2008 г.

Многие зарубежные да и некоторые отечественные экономисты предлагают заниматься не причинами и последствиями инфляции, а адаптацией к атмосфере роста цен, улучшением качества жизни в условиях инфляции. Такой подход представляется допустимым лишь при ползучей инфляции на уровне не более 2-3 % в год. Напротив, повышение цен от 5 до 10 — 15 % и выше, особенно на товары первой жизненной необходимости (продовольствие, топливо и т. п.), приводящее к массовым социальным беспорядкам, вынуждает правительства стран не

6

финансы и кредит

столько рассуждать об адаптации к росту цен, сколько думать о причинах и последствиях инфляции, и, более того, — срочно разрабатывать программы по их устранению. Отсюда, естественно, возникают злободневные вопросы о природе, причинах, механизме возникновения социально-экономических последствий инфляционного феномена 2007 — 2008 г., а, главное, о том, что необходимо предпринять для их предотвращения.

К сожалению, существующий уровень анализа и планирования инфляционных процессов в стране в значительной мере обусловливается спецификой ведомственных интересов, отсутствием комплексности работы, субъективизмом оценок и рядом других факторов. Поэтому по своей достоверности отечественные прогнозные показатели (по инфляции, валютным курсам, ценам на нефть и т. д.) существенно уступают зарубежным, что на практике нередко оборачивается негативными результатами. Достаточно напомнить, что действующий прогноз инфляции на 2008 г. уже пересматривался дважды, как правило, постфактум и в настоящее время составляет 9 — 10,5 % при существующем уровне в 9,5 % за восемь месяцев.

Ранее мы старались дать объективную характеристику важнейших особенностей российской инфляции 2007 — 2008 гг. При этом пришли к выводу о том, что российскую инфляцию 2007 — 2008гг. определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины2. Основными из них являются:

1. Жесткая борьба с теневой заработной платой.

2. Повсеместная административная борьба государственных органов с нулевыми и отрицательными балансами индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.

3. Монополизация рыночных отношений.

4. Специфика тарифной политики государства на продукцию и услуги естественных монополий.

5. Особенности денежной и налоговой политики государства.

6. Низкая эффективность использования бюджетных средств.

В 2009 — 2010 гг. их действие усилится, соответственно интенсифицируются негативные факторы и последствия3. В связи с этим прогрессивное

2 См.: Фетисова Т. В. Инфляция и финансы организаций в 2007 году // Финансы и кредит. 2008. № 19. С. 23 - 28.

3 В частности, инфляция 2008 г. совпадает с 5 — 15-кратным увеличением налога на недвижимость, ростом транспортного

налога. Согласно данным интерактивного опроса телезрителей,

проведенного Нижегородской телестанцией «Волга» 23.07.2008, 70 % из дозвонившихся отказываются от уплаты многократно возросшего налога на недвижимость в 2008 г.

развитие России представляется невозможным без специальной научно обоснованной программы государственной антиинфляционной политики. В дальнейшем остановимся на основных положениях концепции программы антиинфляционной политики страны.

Прежде всего, следует отметить, что антиинфляционная программа должна состоять из двух частей: методологической и комплекса конкретных адресных мероприятий.

Методологическая часть должна охватывать систему исходных методологических принципов и быть исходной базой для разработки и реализации конкретных мероприятий. К важнейшим требованиям методологи программы надо отнести: 1) всеобщность и долгосрочность программы; 2) системность и иерархичность принципов; 3) четкость, однозначность и прозрачность положений программы для всех граждан; 4) достоверность статистической и аналитической информации.

Первым и исходным принципом методологической части программы антиинфляционной политики призвано стать однозначное понимание социально-экономического содержания инфляции. Не уходя в теоретические рассуждения, отметим что инфляция — это рыночное явление, суть которого заключается в обесценении денежной единицы государства. Однако разные субъекты страны рассчитают обесценение по-разному.

Центральный банк РФ (ЦБ РФ) устанавливает официальную стоимость национальной валюты по ее отношению (купли-продажи) к конвертируемой мировой валюте, например к доллару. Наряду с официальной ценой ЦБ РФ, существует рыночная цена валюты, которая устанавливается на валютном (организованном и неорганизованном) рынке. Для российской валюты начиная с 2000 г. характерна тенденция повышения стоимости рубля по отношению к доллару, т. е. имеет место укрепление руб -ля, или ревальвация, ведущая, согласно канонам денежного обращения, к дефляции.

Напротив, все агенты отечественного товарного рынка, и прежде всего население, определяют ценность рубля не через валютный курс, а посредством стоимости потребительской корзины4 или так называемого «гамбургского счета». В России наблюдается совершенно противоположная картина — ежегодное обесценение рубля, или девальвация,

4 Население и другие рыночные агенты непосредственно соприкасаются с официальным (банковским) курсом национальной валюты лишь в ходе обменных валютных операций, зарубежных поездок, переводов денежных средств и других сделок.

вызывающая по соответствующим законам рынка инфляцию.

Таким образом, формирование валютной и потребительской цен денег — два разных процесса, имеющие разные факторы, последствия и значение в развитии экономики страны. Данное положение крайне важно при определении функций и полномочий отдельных органов власти. ЦБ РФ не в состоянии управлять обоими видами движения стоимости рубля а поэтому может отвечать только за валютный курс денежной единицы5. Динамика стоимости потребительской корзины — предмет и проблема деятельности всех министерств и руководства страны в целом. В этой связи она имеет первостепенное значение и составит предмет нашего дальнейшего рассмотрения.

Рыночная инфляция не создает новой ценности, а поэтому ее социальная сущность заключается в перераспределении стоимости между агентами рыночной экономики. Соответственно всякое повышение цены на товар предполагает перераспределение ценностей в пользу тех субъектов-продавцов, которые повышают цену первыми. Напротив, в качестве проигрывающих субъектов оказываются последние продавцы и всегда — покупатели. На практике, как правило, выигрывают частные и государственные монополии, проигрывают — конечные потребители — физические лица.

Второй принцип методологии заключается в обеспечении эффективного управления ценовым механизмом перераспределения стоимости. Исходя из перераспределительной функции цены государство явно или тайно определяется (или бездействует) с приоритетностью интересов субъектов инфляции. Подлинно демократическое общество в качестве приоритетных избирает интересы большинства. Обычно это 70 — 80 % населения, большую часть которого составляет средний класс (60 — 70 %) — основа благополучного функционирования демократического государства. Для 5 — 10 % состоятельного населения России, имеющего существенные вложения в недвижимость и финансовые инструменты за рубежом (свыше 1 млн долл США на физическое лицо), как и для 3 — 5 % безденежных людей, инфляция потребительских товаров не имеет принципиального значения. В случае, когда на первое место ставятся интересы очень состоятельных граждан, то свыше 60 % населения, в том числе и средний класс, обрекается на жалкое существование. Высказываемое иногда мнение о том, что наши

5 В России управлением валютной ценой рубля занимается ЦБ РФ.

«граждане готовы платить более высокие цены» 6, к сожалению, справедливо лишь для 10 — 15 % населения. Большая часть граждан, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, основную часть денежных средств расходует на продовольствие и жилищно-коммунальные услуги, а поэтому крайне озабочена ростом цен на товары широкого пользования и вынуждена решать свои насущные проблемы разными путями, в том числе и неформальными методами.

В связи с этим, наряду с существующей потребительской корзиной, Федеральной службе государственной статистики (Росстат) целесообразно, наряду с общей инфляцией, составлять и считать стоимость потребительской корзины для 70 — 80 % населения, исключив из нее специфические товары и услуги состоятельной категории граждан.

Третий принцип заключается в системном учете конкретных особенностей современного этапа развития социально-экономической системы России (низкие темпы роста производства, высокий уровень теневой экономики и коррупции, огромные трансакцизные издержки и др.)

И последний, четвертый, принцип методологии программы антиинфляционной политики — это учет международных экономических, и прежде всего финансовых, отношений. Его настоятельная необходимость диктуется:

— резкой интенсификацией интеграции России в мировую экономическую и финансовую систему, ожидаемым вступлением России в 2009 г. в систему ВТО и устранением таможенных барьеров;

— возможными локальными и мировыми финансовыми кризисами вследствие перегрева мировой экономики виртуальными финансовыми ресурсами, банковскими денежными суррогатами, значительно превышающими мировой внутренний валовой продукт;

— обострением международных отношений между экономическими центрами мировой экономики (США, Европой, Китаем), ростом дифференциации стран и регионов на богатые и бедные;

— обострением продовольственного кризиса7.

6 Пресс-конференция А. Кудрина по итогам заседания кабинета министров 28.11.2008. Режим доступа: http// WWW. minfin. ru.

7 Весь мир, по сообщениям иностранной прессы, озабочен продовольственной проблемой. Так, 13.04.2008 министры финансов и экономики ведущих стран мира на совещании заявили, что дефицит и стремительное подорожание продовольствия в потенциале более опасны для экономической и политической стабильности, чем сумятица на рынках капитала // Mass Media:

Министры финансов: Продовольственный кризис опаснее кредитного 14.04.2008.

Россия находится в исключительных условиях окружения мощных конкурентов, которые неуклонно ведут тайную или явную экономическую борьбу за российский рынок в целях перераспределения богатств страны.

Планируемое вхождение России в ВТО автоматически ставит проблему приведения внутренних цен к уровню мировых. Наиболее эффективный и простой путь ее решения — это корректировка всех цифровых показателей стоимостного и финансового учета, включая параметры оплаты труда на соответствующий коэффициент. Например, стоимость определенной корзины товаров и услуг на мировом рынке составляет 5 млн долл., а на российском — 2,5 млн долл. Определяется коэффициент различия (5/2,5 = 2) и на него умножаются все компоненты внутренних цен (цена, материалы, заработная плата и т. д.). Затем посредством экономического регулирования производится оптимизация цен и доходов отраслевых агентов внутреннего рынка.

Однако руководство страны, по-видимому, избирает другой путь — известный в теории под названием инфляционной спирали «заработная плата — цены», хотя на практике все осуществляется по обратной схеме — «цены — заработная плата». Предполагаемое повышение заработной платы бюджетникам на 30 % с 1 декабря 2008 г. означает начало сложной финансовой политики индексации доходов, т. е. приспособления к инфляции, смысл которой заключается в масштабном перераспределении финансовых ресурсов по стране и миру. Главный недостаток данной политики в России — отсутствие четкого механизма реализации и многочисленные нарушения нормативных актов, а также огромные затраты на содержание перераспределительного аппарата, в результате чего до конечного потребителя доходят значительно меньшие ресурсы8.

С учетом изложенного выше, исходя из отмеченных принципов программы антиинфляционной политики для стабилизации инфляции в России на уровне 8 — 10 % годовых и дальнейшего снижения до 5 — 6 % в целях обеспечения позитивного развития малого и среднего бизнеса и экономики России в целом, представляется целесообразным осуществление следующих мероприятий.

1. Разработка мер по повсеместной активизации сплоченности и обеспечению единства всего народа

8 Так, официальное повышение оплаты труда бюджетных работников, в частности преподавателей вузов, на 14 % с 01.09.2007 и на 15 % с 01.02.2008 на практике во многих учреждениях осуществлялось путем замены внебюджетной части заработной платы на бюджетную без увеличения общего размера оплаты.

(работников, бизнесменов, чиновников) России, по примеру стран Восточной Азии, в части всеобщей экономии и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Страна находится далеко за пределами оптимальных мировых параметров дифференциации доходов отдельных категорий населения9, что вынуждает общество осуществлять огромные расходы на обеспечение экономической безопасности10. Рационализацию использования денежных средств следует произвести как в потреблении, так и в сфере инвестирования.

Одним из направлений снижения инфляции часто называется экономия бюджетных средств. При этом предлагается существенно сократить расходы на социальные программы: образование, здравоохранение, страхование, сокращение расходов на предотвращение незначительных правонарушений (хищения до 1 000 руб. — уже не уголовное преступление), социальную поддержку населения. Представляется, что результатом данных предложений станет дальнейшее ослабление системы государственного образования, массового здравоохранения, повышение уровня криминала, в конечном счете — снижение численности населения вследствие повышения смертности малообеспеченных людей.

Более рациональным представляется другой подход. На мировой арене Россия уже прославилась неограниченными затратами на предметы роскоши, современное искусство и особенно — на проведение праздников. Нигде, в том числе и развитых странах Великобритании, Германии, США и др., не расходуется столько средств на роскошь, наряды, гламурные эксклюзивы, гуляния на праздниках, как в нашей стране. С каждым годом отмечается все большее количество всевозможных отечественных и зарубежных праздников, дат, конкурсов и других «событий», неуклонно сопровождаемых обильными столами и приглашением звезд, в том числе и иностранных11. Все мероприятия финансируются

9 В последние 15 лет в России происходит неуклонное увеличение разрыва между доходами 10 % богатых и 10 % бедных. Он давно перешел критический, по мировым стандартам, порог (1 к 8 — 10) и достиг в 2007 г. соотношения 1 к 16.

10 В настоящее время наиболее быстро растущая статья расходов бюджетов физических лиц, организаций, государства и межгосударственных образований — это расходы на безопасность и охрану имущества. В России, по нашим расчетам, они составляют от 12 до 16 % ВВП, в том числе физических лиц — 4 — 6 %, юридических лиц — 4 — 5 % и государства — 4 — 5 %.

11 Все больше наблюдается фактов удивительной российской расточительности. В частности, при проведении отдельных конкурсов красоты участники стирают свое белье в ваннах с

шампанским (Пусть говорят // Первый канал телевидения от 23.07.2008).

за счет бюджетных средств государства и муниципалитетов, а также расходов предпринимателей, осуществляемых нередко под давлением администраций12. Упорядочить огромные непроизводительные расходы поможет разработка федерального положения и законов субъектов о праздниках, в которых должны быть четко определены перечни праздников, источники и размеры бюджетного финансирования.

Экономия и повышение эффективности государственных и муниципальных инвестиций составляют не меньший, а может быть, более значительный путь уменьшения инфляции. История отечественного экономического развития свидетельствует о множестве великих проектов, при реализации которых финансирование не укладывалось в плановые сметы. Перерасход в редких случаях составлял 10 — 20 %, обычно — 50 — 100 % и больше. В связи с этим важнейшим путем выживания в период адаптации к ВТО может стать всероссийская инвентаризация финансовых проектов и строек с последующим приостановлением и консервацией планов федеральных инвестиционных проектов (стоимостью свыше 10 млрд руб.) и региональных проектов (более 1 млрд руб.) на ближайшие 3 — 5 лет. Исключение может быть составлено относительно проектов международного значения (сочинская олимпийская программа и т. д.) и производственных проектов, особенно в сфере сельского хозяйства и производства продовольствия, а также определяющих научно-технический прогресс. При этом следует максимально усилить контроль и повысить ответственность за эффективность использования инвестиций.

2. Приостановление проведения жесткого курса на резкое «осветление» заработной платы, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда. В первую очередь необходимо решить основные проблемы коррупции, повышения уровня жизни населения, снижения уровня инфляции, а затем заниматься устранением конвертной оплаты труда.

3. Радикальное изменение характера борьбы с убыточным и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной комплексной поддержки. В первой половине 2008 г., по данным Росстата, 30 % организаций были убыточными. Большая часть из них — предприятия малого и среднего бизнеса.

12 Шаров А. Генпрокуратура взялась за бизнес и обещает защитить предпринимательство от административного давления // Российская газета. 2008. 16 мая.

Сейчас, как никогда, им необходима реальная финансовая поддержка, основа которой заключается в возможности формирования неформальных свободных денежных средств в условиях повсеместной коррупции13.

На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43 % в 2006 г. до 15 % в 2010 г., соответственно увеличить долю гипермаркетов, что приведет к росту цен на потребительские товары14. Под данным Генеральной прокуратуры РФ, права предпринимателей нарушаются практически во всех сферах экономики. В 2007 г. выявлено более 1 млн нарушений закона, допущенных в отношении бизнесменов. Чаще всего от чиновничьего произвола страдают на местах. Предпринимателей заставляют вкладывать собственные деньги в развитие городских инфраструктур15. Несмотря на издание генеральным прокурором Ю. Чайкой приказа об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей и реализации плана борьбы с коррупцией, решение многих проблем в ближайшие 2 — 3 года может осуществляться, как правило, за счет теневых средств предпринимателей.

Руководство страны в последнее время предприняло ряд эффективных законодательных мер по упрощению функционирования малого бизнеса. Целесообразно довести их до реальной финансовой политики развития среднего и малого бизнеса в России.

4. Необходимо принять Федеральный закон «О ценах и ценообразовании», в котором должны быть определены:

• национальные принципы формирования свободных и регулируемых цен;

13 Объем коррупции, согласно последним данным, оценивается в 240 млрд долл, значительная часть которых приходится на средства малого и среднего бизнеса, 6 % оборота малого и среднего бизнеса расходуется на проведение проверок и ревизий. См.: Российская газета. 2008. 4 июля.

14 Экономика и жизнь. 2008. № 18.

15 Шаров А. Генпрокуратура взялась за бизнес и обещает защитить предпринимательство от административного давления // Российская газета. 2008. 16 мая.

10

финансы и кредит

• критерии расчета экономически обоснованных затрат;

• перечень товаров и услуг, на которые цены и тарифы устанавливаются государственными органами власти;

• механизм обеспечения мониторинга, стабильности и прозрачности принципов государственного ценового регулирования;

• четкие полномочия министерств и субъектов РФ в части государственного регулирования цен.

5. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда «...государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен»16. Ценовая полтика государственных естественных монополий служит ориентиром для других монополий и организаций в части повышения цен на свою продукцию.

6. Качественное преобразование работы федеральной антимонопольной службы (ФАС), радикальное повышение уровня ее действенности против монополизации производства и реализации продукции и услуг в целях обеспечения свободного доступа на рынки всех желающих продавцов. В настоящее время качество деятельности ФАС оставляет желать много лучшего. В августе — октябре 2007 г. по всей стране, во всех субъектах и населенных пунктах имело место резкое повышение цен сотнями и тысячами продавцов продуктов питания. Однако по фактам злоупотреблений торговыми компаниями и перекупщиками, доминирующими на рынках продуктов питания в части монопольного повышения цен ФАС, как заявил заместитель главы ФАС А. Цариковский, возбудила лишь 30 — 40 дел в Красноярской, Томской, Пермской, Пензенской, Ростовской и Ивановской областях17.

Всякое повышение цены товара на 10 % в месяц считается категорически недопустимым, а реализация продукции с административным нарушением ведет к последующему наложению существенных санкций (10 % от реализации — на руководителя и 40 % — на организацию). Повышение цен на 5 — 10 % в месяц рассматривается на специальных комиссиях.

7. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения. Прежде всего, целесообраз-

16 Экономика и жизнь 2008. № 18.

17 ФАС возбудила более 30 дел о повышении цен на продукты 24.10.2007 // © Вести. Ru РИА Новости.

на отмена нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на экспортируемые товары. В рыночной экономике нулевая ставка позволяет экспортировать товары по ценам ниже отечественных на сумму НДС и получать дополнительную прибыль, как за рубежом, так и на внутреннем рынке за счет искусственного дефицита. Отмена нулевой ставки приостановит вывоз за границу продовольствия, металла, электроэнергии и другой продукции по бросовым (меньшими по сравнению с внутренними) ценам, что лишит предпринимателей возможности создания искусственного дефицита и соответствующего повышения внутренних цен.

Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20 %, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса. Одновременно разработать и принять закон об именных фондах бизнесменов страны по аналогии с американской практикой. Налог в значительной степени активизирует предпринимательскую деятельность, а также деятельность гуманитарного характера. Меньше будет напрасных трат на излишества, роскошь и т. д., ибо в данном направлении фантазия людей поистине безгранична.

8. Радикальное совершенствование реальной денежной политики ЦБ РФ. При официальном утверждении об отсутствии эмиссии в стране Россия увеличила объем международных резервов только за январь — май 2008 г. на 71 млрд долл. (1 700 млрд руб.), или 14,9 %. Большую часть из них ЦБ РФ купил на дополнительно выпущенную российскую валюту. Тем самым государство если не через Министерство финансов, то через ЦБ РФ осуществляет насыщение экономики огромной не обеспеченной товарами массой российской валюты, что, естественно, служит фактором инфляционных процессов в стране. К сожалению, денежная деятельность ЦБ РФ в значительной степени основывается на так называемом показателе монетизации экономики (соотношение денежной массы и ВВП), по которому РФ существенно отстает от многих развитых стран. При этом упускается из внимания то положение, что валюты, в частности США, Великобритании, Германии, Японии, являются конвертируемыми, а поэтому монетизацию, к примеру, доллара правильнее определять не по отношению к ВВП США, а к сумме ВВП США, доли мирового товарооборота, осуществляемого на долларовой основе, и части финансового долларового рынка.

9. Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством

председателя Правительства РФ (первого заместителя). В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РФ, программы по инфляции составляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли РФ, а динамику важнейших косвенных элементов стоимости цены определяет Минфин. Все министерства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне. В целях обеспечения систематического мониторинга комиссия должна заседать еженедельно с ежемесячным обсуждением итогов на общем заседании правительства в целях разработки мероприятий по корректировке динамики цен.

10. Формирование и реализация антиинфляционной политики не представляются возможными без четкой объективной информационной базы о ценах как в населенных пунктах, регионах страны, так и в мире в целом. Данная база формируется специальными статистическими службами. В нашей

стране — это Росстат, являющийся структурным подразделением Минэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстата создает почву для узковедомственной коррекции методики расчета и подачи соответствующих инфляционных данных. В связи с этим представляется целесообразным: во-первых, организационное переподчинение Росстата непосредственно председателю (первому заместителю) Правительства РФ; во-вторых, разработка упрощенной методики определения нескольких видов инфляции, в том числе инфляции потребительских товаров для 70 — 80 % населения, в-третьих, обеспечение достоверности, своевременности и гласности данных.

Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию в 2009 — 2010 гг., что даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, соответственно, создания условий для стабилизации социально-экономического развития России.

Российский университет дружбы народов Экономический факультет Кафедра менеджмента и маркетинга

проводит 30-31 октября 2008 года I Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики»

Генеральный спонсор- Компания HELLENIC Cola Cola Генеральный информационный партнер - журнал «Управление персоналом» Спонсоры и партнеры - ВИНИТИ, Российская Ассоциация Маркетинга, компания «POLARIS», Издательский дом «Финансы и кредит», Издательский дом «Альпина Бизнес Букс», журналы «Маркетинг Менеджмент», «Новости маркетинга»

Вопросы для обсуждения: анализ состояния и основных направлений развития теории и практики менеджмента и маркетинга; выявление проблем взаимодействия вузовской науки и бизнеса; обсуждение места и роли управленческой науки в повышении эффективности функционирования компаний в современных условиях; определение проблем внедрения инновационных технологий и маркетингового управления в предпринимательскую среду и государственное управление; обсуждение проблем развития социально ориентированного управления.

Приглашаются представители научной общественности, преподаватели вузов, руководители компаний, специалисты-практики, студенты, аспиранты и молодые ученые. Телефон для справок: (495) 433-30-29. (495)787-38-03 доб. 1049. Сайт конференции: www.mim.khoz.ru/conference

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.