ИНФИНИТИВНЫЕ РЯДЫ В ТЕМПОРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
НА. Николина
Инфинитивные предложения «существовали уже ко времени появления письменности на Руси» [6,с. 294]. Их возникновение связано с эволюцией отглагольных существительных и эллипсисом слов, посредством которых они связывались с дательным субъекта. Отношение действия ко времени в инфинитивных конструкциях зависит от контекста и вида глагола. Так, в предложениях, где главный член выражен инфинитивом совершенного вида, действие, как правило, относится к плану будущего; в предложениях же с инфинитивом несовершенного вида темпоральный план может быть обусловлен контекстом и характером обозначаемой ситуации, при этом план будущего обычно взаимодействует с планом настоящего; ср.: Злого любить - себя погубить (посл.); Им (матерям) не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве (Н. Нек-80 расов); Все время схватывая нить судеб, событий, // Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья (Б. Пастернак).
Инфинитивные предложения с XVIII века регулярно использовались в русской поэтической речи, выражая различные модальные и оценочные значения. На рубеже XIX — XX веков в поэтическом синтаксисе возникает новое явление, получившее название «инфинитивное письмо» (А.К. Жолковский). Под «инфинитивным письмом» понимается употребление ряда инфинитивов и построение на этой основе всего текста или его объемного фрагмента. «Имя действия без субъ-
екта, без деятеля, свободное от конструктивных связей и от ... конкретизирующих грамматических показателей, которыми обладает спрягаемая форма глагола, расширяет круг ассоциативных связей и представлений» [4,с. 160].
Развитию «инфинитивного письма» предшествовали:
1) интенсивное использование двухкомпонентных предложений, включающих цепочки инфинитивов, замещающих позицию подлежащего, в русской поэзии XVIII — нач. XIX веков; см., например: С осанкой важничать в безделицах самих; // Для острого словца шутить и над законом; // Не уважать отцом, ни матерью, ни троном; // И словом, лишь умом в поверхности блистать, // В познаниях одни цветы только срывать; // Тот узел рассекать, что развязать не знаем, - // Вот остроумием что часто мы считаем! (Г. Державин);
2) широкое распространение в русской поэтической речи XVIII — XIX веков. развернутых перечислительных рядов зависимых инфинитивов: Я кое-как могу с собою ладить,/ Отыскивать себя в себе самом, // И быть не тем, во что нарядит случай, // Но чем могу и чем хочу я быть (П. Вяземский);
3) увеличение объема и длины инфинитивных цепочек и распространение их на весь текст или его композиционную часть; см., например, поэзию 2-й половины XIX века, прежде всего тексты Ф. Тютчева и А. Фета. Ср.: Весь день в бездействии глубоком/ Весенний, теплый воздух пить, // На небе чистом и высоком // Порою облака следить: // Бродить без дела и без цели // И ненароком, на лету,/ Набресть на свежий
дух синели //Или на светлую мечту... (Ф. Тютчев).
Инфинитивный ряд начиная со 2-й пол. XIX века все чаще занимает сильные позиции текста, а его члены служат обозначениями ключевых мотивов стихотворения; см., например, стихотворение П. Вяземского «Любить. Молиться. Петь». Ср.: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье // Души тоскующей в изгнании своем... // Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Расцвет «инфинитивного письма» связан с поэзией Серебряного века. Так, в лирике И. Анненского находим четыре стихотворения, представляющие собой серии инфинитивов. Затем ряды инфинитивов часто встречаются в поэзии А.Блока, В.Брюсова, М. Волошина, А. Ахматовой и др. Серии независимых инфинитивов широко используются и как конструктивная основа современных текстов.
Расцвет «инфинитивного письма» совпадает по времени с переходом русской поэзии от «глагольного» к «именному» строю и интенсивным использованием в ней номинативных рядов. Номинативные и инфинитивные ряды часто сближают в функциональном плане, однако между ними есть существенные различия.
Если номинативные ряды обозначают пространственные и временные координаты изображаемого и, как правило, открывают текст, то инфинитивные ряды, имеющие модальную перспективу, служат преимущественно для выражения состояния лирического героя и его интенций; ср., например: Засыпать под рокот моря, // Просыпаться с шумом сосен, // Жить, храня веселье, горе, // Помня радость прошлых весен (В. Брюсов). Характерно, что в составе инфинитивных рядов регулярно используются определенные груп-
пы лексики: глаголы, обозначающие «процессы биологического существования и переход от небытия (бытия) к бытию (небытию), чувственную деятельность человека, психологические процессы памяти, ... состояние сна» [5,с. 87].
Номинативные ряды создают в тексте план настоящего, инфинитивные ряды, на первый взгляд, могут восприниматься как атемпоральные комплексы. Однако последовательность глагольных единиц всегда связана с выражением определенных темпоральных отношений. Объединенные в один ряд инфинитивы обычно указывают на разновременные ситуации; ср., например: Просыпаться на рассвете. // Оттого, что радость душит, //И смотреть в окно каюты на зеленую волну./ Иль на палубе в ненастье, //В мех закутавшись пушистый, // Слушать, как стучит машина, //И не думать ни о чем... (А. Ахматова). Разновременность ситуаций — знак совмещения в темпоральной структуре текста двух и более временных планов.
Семантический ореол номинативных рядов — бытийность, их использование связано с утверждением реальности предметного мира или различного рода ситуаций. Устойчивый семантический ореол инфинитивных рядов носит принципиально другой характер: они трактуют о «некой виртуальной реальности, о мыслимом инобытии субъекта, колеблющегося между лирическим "я" и «Другим» — то возвышенно идеальным, то сатирически или иронически сниженным, а то и вообще неодушевленным. Мерцающее стирание граней между реальным и виртуальным, (перво)личным и неопределенно-личным, субъектом и окружением, глагольностью и безглагольностью — конструктивный принцип [2,с. 444].
81
Это «стирание граней» характерно и для темпоральной организации текстов, в основе которых — инфинитивный ряд. С одной стороны, формы инфинитива не имеют времени, с другой стороны, их серии, как уже отмечалось, передают определенную временную последовательность. В силу этого инфинитивные ряды могут представлять некий динамический сценарий, обобщенно отражать жизненный путь человека; см., например, стихотворение И. Анненского «Кула-чишка» или «Красногвардеец» М. Волошина. Так, каждая строфа стихотворения Анненского организована независимым инфинитивом, занимающим сильную позицию. Инфинитивы выделяют мотивы текста, связанные с основными этапами жизненного пути «кулачишки», в результате лирический сюжет строится на основе триады «цвести - любиться - скормить». Конкретизирующие детали содержат распространители инфинитивов; ср.: Любиться, пока полосою // Кровавой не вспыхнул восток, // Часочек, покуда с косою // Не сладился белый платок. План возможного будущего вводится в заключитель-82 ных строках стихотворения. Показательно, что это придаточное антицели: Скормить Помыканьям и Злобам // И сердце и силы - дотла - // Чтоб дочь за глазетовым гробом,, // Горбатая с зонтиком шла.
Стихотворение М. Волошина «Красногвардеец» организовано серией из 23 независимых инфинитивов. Цепочка этих форм воссоздает один из возможных путей человека в годы революции и гражданской войны; ср. первые и последнюю строфы произведения:
Скакать на красном параде С кокардой на голове В расплавленном Петрограде, В революционной Москве.
В бреду и хмельном азарте Отдаться лихой игре. Стоять за Родзянку в марте, За большевиков в октябре...
Слоняться буйной оравой. Стать всем своим невтерпеж, -И умереть под канавой Расстрелянным за грабеж.
Временная нелокализованность действий и отсутствие обозначения субъекта делают последовательность ситуаций максимально обобщенной. Неслучайно стихотворение имеет подзаголовок — «Тип разложения старой армии».
Незакрепленность ситуаций за определенным временным планом превращает инфинитивные композиции в средство генерализации, делает их способом типовой характеристики лиц, социальных групп или уклада жизни; ср.: Блаженство сельское! // Попить чайку с лимоном, приобретенном в лавочке, где продавец, как аист, начеку, -... прихлебывая с блюдечка, на дне которого двоятся // Китеж, лавра, // О мельнице подумать...(В. Нарбут).
Чаще, однако, временная нелока-лизованность действий, обозначенных инфинитивами, — средство воссоздания ментального пространства, вмещающего размышления, мечты, желания и порывы лирического героя; ср.: Преодолеть без утешенья, //Все пережить и все принять. // И в сердце даже на забвенье // Надежды тайной не питать, - // Но быть, как этот купол синий, // Как он, высокий и простой, // Склоняться любящей пустыней // Над нераскаянной землей (З. Гиппиус).
Интенсивность употребления инфинитивных рядов в поэзии XX века, затем XX — XXI веков. и объясняется стремлением найти новые способы преодоления сюжетности или описа-
тельности и усиления медитативности в лирике. Открытие «инфинитивного письма» сделало возможным отражение языковыми средствами интенцио-нальности как сущности трансцендентальной субъективности. В центре внимания оказалось время сознания, в котором ирреальные темпоральные «определения могут принадлежать к непрерывному ряду» [1,с. 17].. Инфинитивные серии воссоздают субъективную длительность медитации; см., например: Как странно: // быть // не быть/ потом начать немного быть, // сличать и различать, // как бабочка, летающий шатер, . как облако, // наполнить целый дом,, сгуститься в ларчик, // кинуться в иглу // и вместе с ней скатиться в щель в углу (О. Седакова). «"Автономные инфинитивы" являются носителями специфического "медитативного" наклонения. ... Это наклонение ... можно считать вкладом поэзии в развитие остального языка». [3,с. 477]. Темпоральные же отношения, выражаемые инфитив-ным рядом, отображают время как форму конституирования сознания.
В рамках текста инфинитивные ряды, особенно представленные формами несовершенного вида, обладают недифференцированной временной семантикой. Для них характерно взаимодействие разных темпоральных модусов (вплоть до их совмещения); см., например, начало стихотворения современного поэта С. Завьялова и его возможные трансформы:
Утром проснуться от белизны наметенного снега И нести
и понемногу терять в воздухе зимнем тепло нашего ложа
Утром проснемся от белизны неметеного снега. И... понемногу теряем тепло; Утром проснулся от белизны наметенного снега -
И несешь, и понемногу теряешь тепло. 2 / 2008-
Недифференцированность временной семантики сочетается с присущими инфинитивным конструкциям значениями возможности/невозможности, желательности, вынужденности действия и др. Ср., например: Случайно в шестьут-ра проснуться в день базарный и вспомнить о цветах, плодах и овощ^ах ... (С. Кекова); . и притвориться толпою трамвайной // или стаей бессмысленных рыб // или, насытившись смертью мгновенной, // сняв сосновый пиджак мертвеца, // вдруг проснуться с улыбкой блаженной, // паутинку стирая с лица (С. Кекова). В результате инфинитивные ряды способствуют «сгущению» смыслов и отражают время переживания той или иной ситуации в сознании индивидуума. Таким образом, они служат одним из основных средств выражения субъективного времени в художественной речи. Создаваемый инфинитивными рядами эффект «мерцания» смыслов и переход к особому темпоральному измерению определяют их активность в современной поэзии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуссерль Э. Собрание сочинений. — Т.1. — М., 1994.
2. Жолковский А.К. Инфинитивное пись- 83 мо и анализ текста: «Ленклос» Бродского// Жолковский А.К. . Избранные статьи по русской поэзии. — М., 1995.
3. Жолковский А.К. Из записок об инфинитивной поэзии// Язык как материя смысла. — М., 2007.
4. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986.
5. Панченко О.Н. Номинативные и инфинитивные ряды в строе стихотворения// Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста. — М., 1993.
6. Тимофеев К.А. Об основных типах инфинитивных предложений в современном русском литературном языке// Вопросы синтаксиса современного русского языка. — М., 1950. ■
Преподаватель^
ЕК