Научная статья на тему 'ИНФАНТИЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ИНФАНТИЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1838
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕДОНИЗМ / ГИПЕРОПЕКА / ДЕФЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / ИНФАНТИЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ / HEDONISM / OVERPROTECTION / PARENTING DEFECTS / INFANTILISM / MENTAL INFANTILISM / SOCIAL INFANTILISM / PHYSIOLOGICAL INFANTILISM / PSYCHOLOGICAL INFANTILISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Тимофеева Яна Аркадьевна

Статья посвящена проблеме развития у детей инфантилизма разной этиологии и его проявления в процессе их социализации. Представлено содержание таких понятий, как психический инфантилизм, социальный инфантилизм, физиологический инфантилизм, психологический инфантилизм и возможные причины, предшествующие их развитию. Также в материале представлены результаты проведенной диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFANTILISM AS A PERSONAL DEVELOPMENT PROBLEM

The article is devoted to the problem of development of infantilism in children of different etiologies and its manifestations in the process of their socialization. The content of such concepts as mental infantilism, social infantilism, physiological infantilism, psychological infantilism and possible causes preceding their development is presented. The article also presents the results of the diagnosis.

Текст научной работы на тему «ИНФАНТИЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

универсален для всех и решение оказалось на поверхности - это музыка, так как ребята были участниками проекта «Музыка для всех» [6].

Выводы. В целом по республике около 1500 мест для одиноких пожилых людей и инвалидов, что не может полностью удовлетворить потребность в таких учреждениях у населения численностью 971 996 человек (данные Росстата 2020 г.) [7]. Анализ состояния спроса и предложения показал, что в республике назрела острая необходимость расширения сети подобных учреждений. Эти услуги не должны ограничиваться только уходом и присмотром, но и дальнейшей реабилитацией и поддержанием физического, психического и психологического здоровья, т.е. сделать доступными лицензии для оказания полного спектра услуг для некоммерческих организаций.

Литература:

1. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 296 с.

2. https://turbo-suslik.org/odinochestvo/

3. http://ivo.garant.rU/#/document/26763254

4. https://mintrud.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/podvedomstvennye-uchrezhdenija-ministerstva-truda-i-sotsialnogo-razvitija-respubliki-saha-jakutija/doma-intematy-dlja-prestarelyh-i-invalidov/respublikanskij-spetsialnyj-dom-intemat-dlja-odinokih-prestarelyh-i-invalidov

5. https://medicina.dobro-est.com/obmorozhenie-priznaki-stepeni-i-pervaya-pomoshh-pri-obmorozhenii.html

6. http://uuo-vilyuisk.ru/концепция-проекта-музыка-для-всех-2013-202/

7. https://mintrud.sakha.gov.ru/deyatelnost/semejnaja-i-demograficheskaja-politika/informatsionnyj-material-semeinaya/2020-god-inf-material-demografia/demograficheskaja-situatsija-v-respublike-saha-jakutija

Педагогика

УДК 159.9

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса группы АПО-19-261 Тимофеева Яна Аркадьевна

Институт зарубежной филологии и регионоведения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск) ИНФАНТИЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития у детей инфантилизма разной этиологии и его проявления в процессе их социализации. Представлено содержание таких понятий, как психический инфантилизм, социальный инфантилизм, физиологический инфантилизм, психологический инфантилизм и возможные причины, предшествующие их развитию. Также в материале представлены результаты проведенной диагностики.

Ключевые слова: гедонизм, гиперопека, дефекты воспитания, инфантильность, психический инфантилизм, социальный инфантилизм, физиологический инфантилизм, психологический инфантилизм.

Annotation. The article is devoted to the problem of development of infantilism in children of different etiologies and its manifestations in the process of their socialization. The content of such concepts as mental infantilism, social infantilism, physiological infantilism, psychological infantilism and possible causes preceding their development is presented. The article also presents the results of the diagnosis.

Keywords: hedonism, overprotection, parenting defects, infantilism, mental infantilism, social infantilism, physiological infantilism, psychological infantilism.

Введение. Успешное функционирование многих сфер жизни человечества, таких как культура, наука, образование, искусство и экономика, требуют постоянно развития профессионалов своего дела и улучшения качества жизни населения. Уверенные в себе люди, ответственные и мобильные, способные адекватно оценивать свои возможности и обеспечивать себя - вот те, кто имеет высокую ценность для человечества и его существования. Однако гедонистическая направленности СМИ и других средств связи способствуют появление нового поколения людей. Гедонизм (др.-греч. «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия) [3]. «Нужно жить сегодняшним днем и не думать о том, что будет завтра», «живи для себя» и «жизнь без забот» - основные послания молодым людям и подросткам в социальных сетях, СМИ, платформах для видео и иных источниках получения информации. Несомненно, часть смысла этих утверждений заслуживает внимания, но не стоит все принимать как истину последней инстанции. Молодое поколение, выросшее на контенте такого формата, может не думать о том, что «жизнь для себя» предполагает собой не только эгоцентричную точку зрения о функционировании общества вокруг одного индивида, но и обязанность его перед этим обществом. Поэтому важно формировать состоявшуюся личность с адекватным восприятием мира еще со школьного возраста, т.к. это период, когда ребенок психологически восприимчив разному роду открытий для себя и развития своей личности. В свою очередь, гедонизм перекликается с неким инфантилизмом личности, поэтому рассмотрим его разновидности:

• психический инфантилизм,

• социальный инфантилизм,

• физиологический инфантилизм,

• психологический инфантилизм.

Изложение основного материала статьи. Психический инфантилизм наиболее распространен среди молодежи и подростков. Это проявляется в психофизической незрелости ребенка, которая при дефектах воспитания может способствовать задержке возрастной социализации, а поведение ребенка, будет не

соответствовать возрастным нормам. Предпосылками психического инфантилизма могут служить конституционально-генетические, эндокринно-гормональные факторы, гипоксия или инфекционно-токсическое воздействие на плод в период беременности, асфиксия при родовспоможении, тяжелые инфекционные болезни в первые месяцы жизни ребенка [1].

Социальный инфантилизм - это понятие, при котором перед нами все также предстает незрелая личность, которая не хочет брать на себя какой-либо вид ответственности. Но отличие состоит в том, что социальный инфантилизм представляет собой проблемы социализации и адаптации к окружающему миру, принятие или непринятие его ценностей и интересов общества.

«Неразвитость» личности в сфере социальных отношений (эгоцентрическая позиция). Эгоцентрическая позиция также находит свое место в инфантилизме. Резкая отмена планов, отречение от своих решений, перекладывание ответственности на кого-то другого и обвинение во всех своих бедах близких (родителей), соответствующие характеристики эгоцентристов-инфантилов, потому что им тяжело справляться со всем давлением, либо у них нет настроения что-либо делать. Последствия социального инфантилизма могут быть фатальны для личности - это и отклоняющееся поведение, и преступления, и аутоагрессия и попадание в деструктивные организации.

Физиологический инфантилизм, может проявляться как отставание в физическом развитии, сохранение черт, соответствующим предыдущим этапам взросления человека. Можно выделить следующие предпосылки, оказывающие влияние на появление физиологического инфантилизма - это интоксикация или инфицирование плода в период беременности, гипоксия и асфиксия при родах, тяжелые диагнозы в первые месяцы жизни, нарушение обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других патогенных факторов внешней среды. Миниатюрное тело и невысокий рост, слабые и хрупкие конечности. Он не отстает в психоречевом и психомоторном развитии, усваивает разные навыки, развивает способности, но со временем становится несамостоятельным, старается избегать общение со сверстниками. Родители, испытывая волнение за ослабленное здоровье ребенка, за так называемую хрупкость, за боязнь общения со сверстниками и создают ситуацию зависимости от постоянной родительской помощи. Кроме того, такой тип детей часто недоедает и сильно подвержен к разнообразным заболеваниям. Это, в свою очередь, подводится к тому, что характер воспитания такого ребенка сводится к тревожному - его оберегают и родители, и воспитатели в детском саду, иногда все сводится даже к заботе учителей и снижению специально для него учебных требований. Такие дети на биологическом уровне вызывают материнские чувства у людей, заставляя желать заботиться о нем и оберегать его, как своего. Иногда даже вызывая жалость. При этом сам ребенок зачастую не против этого, так как остерегается сверстников.

Его детскость принимается даже детьми, которые старше его, и охотно проецируют на него роль ребенка в игре «дочки-матери», развивая свои первичные родительские инстинкты: помогают, решают его проблемы, утешают, если он плачет, и стараются всячески потакать его прихотям. Такая роль считается для него выгодной и приоритетной, по его мнению, и для школьных времен, и для будущего в целом. События такого плана, очевидно, если будут продолжаться и дальше, скажутся на его дальнейшее восприятие мира, развиваясь в его отношение к окружающим.

Совершенно недопустим такой вариант, как психологический инфантилизм, который искусственно взращен родителями. Психологический инфантилизм имеет искусственно созданную родителями основу, поэтому крайне опасен для ребенка. В данной ситуации, ребенок, рождаясь психически и физически здоровым, попадает под активную «защиту» ребенка родителями от жизни, тем самым искусственно задерживая его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Такой тип поведения присущ парам, которые по каким-то причинам не могли долгое время родить ребенка. Один из самых интересных и забавных возрастных периодов - это эпоха детства (по Д.Б. Эльконину). Поэтому родители неосознанно хотят задержать ребенка в этом возрасте. Известны случаи когда развитию инфантилизма способствовала нездоровая обстановки в семье, где один из родителей (отец или мать) деспотично подавляет остальных членов семьи, не давая ребенку возможности реализоваться в жизни.

Необходимо подчеркнуть, что психологический (искусственно созданный) инфантилизм обусловлен дефектами воспитания. Инфантилизм в данном случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, при котором происходит ограничивание ребенка в общении со сверстниками и обществом в целом. Его действия просчитаны родителями на каждую минуту, любое неповиновение сделает его «позором семьи» или же «слишком слабым» по сравнению с другими детьми его возраста. Родители любым способом хотят избавить его от приложения усилий для достижения какой-либо цели, и решают все проблемы ребенка сами, убирая препятствия с пути. При этом само дитя ни о чем не подозревает и растёт, принимая всё это как должное. Данная ситуация осложняется ещё и тем, что психическое развитие осуществляется согласно жесткой программе. Сожаление вызывает тот факт, что ребенок был изначально совершенно здоров и не имел никаких предпосылок возникновения инфантилизма, но из-за искусственно созданных «тепличных» условий его мозг «поврежден», а восприятие реальности уже искажено.

Давайте перечислим то, что предполагает из себя психический инфантилизм учащихся подросткового возраста:

• задержка развития чувства долга (гедонистическая направленность в СМИ),

• обвинение в адрес школы в том, что их ребенок не может выполнять уроки без слез и т.д.,

• неспособность прогнозировать последствия своих действий,

• отсутствие ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других людей,

• неспособность различать понятия «я хочу/мне нужно»,

• неспособность учитывать и оценивать сложившуюся ситуацию,

• медленное формирование эмпатии,

• неусидчивость, короткая концентрация внимания,

• сложности с учебой, дублирование классов,

• эгоцентрическая позиция личности, желание постоянно быть в центре внимания,

• неустойчивая эмоциональная сфера, резкие перепады настроения.

При этом необходимо упомянуть, что у детей, страдающих психическим инфантилизмом, отставания в умственном развитии нет: они вовремя начинают говорить, задавать вопросы, рисовать и т.д.

Интеллектуальная задержка формируется вторично, вследствие неудачной адаптации в обществе, и проявляется в период школьного обучения. Также при частичном инфантилизме возможность успешно адаптироваться к сверстникам и обществу значительно ниже, чем при тотальном, так как при тотальном инфантилизме они легче взаимодействуют с детьми на год-два старше их, чтобы те, в свою очередь, заботились о них [2].

Многие родители не понимают, что обычно приводит к подобному поведению. Иногда это бывают ошибки самих родителей, которые, ссылаясь на «трудный возраст», позволяют своему ребенку то, что раньше было под запретом, надеясь, что со временем это пройдет. И, действительно, это проходит, однако ребенок уже имеет представление, что подобного рода вещи стали для него уже не запретными, т.к. один раз родители уже позволили себе не ограничивать его. Также, появление инфантилизма может быть связано, как уже было упомянуто выше, настроениями СМИ и молодежными течениями в социальных сетях.

Романтизация образа инфантильного человека находит в себе и в образах некоторых персонажей литературных произведений, таких как Питер Пен и его компания, Роза из «Маленького принца», главный герой романа Эрленда Лу «Наивно. Супер», Ассоль из «Алых парусов» и др.

Предпосылками возникновения психической инфантильности могут служить патологии нервной, эндокринной систем, наследственная предрасположенность, а также дефекты воспитания. Перечислим факторы риска:

• Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм может быть следствием воздействия инфекций, травм, интоксикаций, гипоксии, асфиксии, как неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов.

• Психические расстройства. Риск возникновения психического инфантилизма выше у детей с диагнозами умственная отсталость, аутизм, шизофрения, задержка психического развития, так как синдром базируется на фоне социальной дезадаптации.

• Наследственная отягощенность. Генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Формированию инфантилизма могут способствовать такие факторы как скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы.

• Стиль воспитания. Развитию инфантильности может способствовать ограничение свободы ребенка родителями, а также повышенный родительский контроль. В данном случае психическая незрелость выступает как результат гиперопеки или деспотического воспитания [4].

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что существует три варианта патогенеза инфантилизма:

• первый вид патогенеза основан на задержке развитии лобных долей мозга (по причине травмы, интоксикации, инфекций), отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности;

• второй вид патогенеза основан на общей психофизической незрелости, при которой задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга, и как следствие тотальная незрелость: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду.

• третий вид патогенеза - это искусственно созданная задержка социализации авторитарным стилем воспитания. Торможение развития лобных функций происходит как следствие гиперопеки, чрезмерной заботой или от тотального контроля и деспотичной обстановкой в семье.

Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа среди учащихся 7 класса. Для тестового опроса нами был использован «детальный тест» (DIT-Detailed Infantilism Test), применяемый для определения уровня инфантилизма. Данный опросник содержит 53 вопроса. При этом этот тест не может пройти ни сам опрашиваемый, ни человек, наблюдающий исследуемого короткое время.

Заполнять данную анкету и делать по ней выводы может только достаточно объективный человек, наблюдающий пациента длительное время в многочисленных ситуациях и обладающий некоторым уровнем специальных познаний (учитель или объективный родитель, а делать диагностические выводы - психолог или психиатр).

Всего имеется четыре шкалы оценивания уровня инфантильности:

• пограничное состояние (9-17 баллов);

• инфантильность 1 степени (18-26 баллов);

• инфантильность 2 степени (27-35 баллов);

• инфантильность 3 степени (36+ баллов).

Проведя данное исследование среди школьников 7 класса и их родителей, мы получили следующие результаты:

• пограничное состояние - 78 %;

• инфантильность 1 степени - 12 %;

• инфантильность 2 степени - 8 %;

• инфантильность 3 степени - 2 %.

Как видно из результатов диагностики, более 70% обучающихся находятся в пограничном состоянии, а это значит, что данный результат - благоприятный.

Выводы. Зрелость личности - высокий уровень личностного развития индивида, обеспечивающий его полноценное функционирование в обществе, способность к самореализации и умение адекватно воспринимать действительность, эффективно взаимодействуя с другими людьми. Также зрелой личности присуще умение примерять на себя разные социальные роли, будучи здоровым как физически, так и психически.

Литература:

1. Гарбузов В.И. Психический инфантилизм. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. — 176 с.

2. Дацковский И. Детальный тест на инфантильность - DIT // Гуманитарные научные исследования. -2018. - № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25440

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гедонизм

4. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-infantilism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.