Научная статья на тему 'Инфантилизм студенческой молодежи из неполных семей'

Инфантилизм студенческой молодежи из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
498
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФАНТИЛИЗМ / СТУДЕНТЫ / СЕМЬЯ / ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / INFANTILISM / STUDENTS / FAMILY / COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILY / PERSONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фрокол Анна Семеновна, Ондар Алдын-Ай Алексеевна

В статье представлены результаты исследования уровня инфантилизма у студентов ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (инженерно-технического факультета и Кызылского педагогического института), его связи с личностной направленностью, а также корреляции с полом и типом родительской семьи. Рабочая гипотеза о том, что уровень выраженности инфантилизма связан с личностной направленностью, полом и типом родительской семьи, подтверждена частично. Так, различий в уровнях выраженности инфантилизма между респондентами из полной родительской семьи и неполной родительской семьи не установлено, также, как и по половой принадлежности. Но уровень инфантилизма действительно связан с личностной направленностью личности, при том, что инфантилизм ниже у респондентов с ориентационной направленностью на дело, и выше, если человек больше направлен на общение и на себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFANTILISM OF STUDENT YOUTH FROM FULL FAMILIES

The article presents the results of a study of the level of infantilism among students of the Tuvan State University (engineering and technical faculty and Kyzyl Pedagogical Institute), its connection with personal orientation, as well as correlations with gender and type of parental family. The working hypothesis that the severity of infantilism is associated with personal orientation, gender, and type of parental family, has been partially confirmed. So, differences in the severity of infantilism between respondents from a full parent family and an incomplete parent family have not been established, as well as by gender. But the level of infantilism is really associated with the personal orientation of the individual, despite the fact that infantilism is lower among respondents with an orientation towards the cause, and higher if the person is more focused on communication and on himself.

Текст научной работы на тему «Инфантилизм студенческой молодежи из неполных семей»

УДК 316.346.32-053.6

ИНФАНТИЛИЗМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Фрокол А.С., Ондар А-А. А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INFANTILISM OF STUDENT YOUTH FROM FULL FAMILIES

FrolokA.S., Ondar A-A.A. Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены результаты исследования уровня инфантилизма у студентов ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (инженерно-технического факультета и Кызылско-го педагогического института), его связи с личностной направленностью, а также корреляции с полом и типом родительской семьи. Рабочая гипотеза о том, что уровень выраженности инфантилизма связан с личностной направленностью, полом и типом родительской семьи, подтверждена частично. Так, различий в уровнях выраженности инфантилизма между респондентами из полной родительской семьи и неполной родительской семьи не установлено, также, как и по половой принадлежности. Но уровень инфантилизма действительно связан с личностной направленностью личности, при том, что инфантилизм ниже у респондентов с ориентационной направленностью на дело, и выше, если человек больше направлен на общение и на себя. Ключевые слова: инфантилизм, студенты, семья, полная и неполная семья, личностная направленность.

The article presents the results of a study of the level of infantilism among students of the Tuvan State University (engineering and technical faculty and Kyzyl Pedagogical Institute), its connection with personal orientation, as well as correlations with gender and type of parental family. The working hypothesis that the severity of infantilism is associated with personal orientation, gender, and type of parental family, has been partially confirmed. So, differences in the severity of infantilism between respondents from a full parent family and an incomplete parent family have not been established, as well as by gender. But the level of infantilism is really associated with the personal orientation of the individual, despite the fact that infantilism is lower among respondents with an orientation towards the cause, and higher if the person is more focused on communication and on himself. Key words: infantilism, students, family, complete and incomplete family, personal orientation.

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении вопросов своей жизни, поэтому возрастает и уровень социальной незрелости. Среди студентов также часты проявления инфантилизма, который негативно отражается не только на будущей профессиональной деятельности молодого специалиста, но и может стать причиной

потери уверенности в собственных силах, привести к асоциальному поведению [1,2,3].

Формирование инфантильных черт личности нередко связывают с воспитанием в семье. Так, некоторые родители препятствуют детям в самостоятельных решениях, тем самым сдерживая своего ребенка в свободе. Или в погоне за материальными благами, карьерой родители пренебрегают взаимодействием с ребенком, что приводит

Вестник Тувинского государственного университета к отсутствию преемственности ценностных ориентаций от родителей к детям и формированию искаженных личностных качеств ребенка, а в будущем и зрелой личности. Характерным для инфантильных индивидов являются преобладание игровых интересов над познавательными, неприятие учебных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к дезадаптации в студенческой среде, а в дальнейшем - и к социальным проблемам, что может также повлиять на психическое состояние человека. Наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Однако, нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка [4].

Исследование проходило на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Тувинский государственный университет». В ходе исследования проверялось предположение о том, что уровень выраженности инфантилизма связан с личностной направленностью, полом и типом родительской семьи.

Выборка составила 60 студентов ТувГУ

двух разных факультетов (ИТФ и КПИ) в возрасте от 18 до 24 лет:

- 30 молодых людей (из них 8 человек являются студентами КПИ и 22 - ИТФ): 15 из полных семей, 15 из неполных семей;

- 30 девушек (из них 9 человек студенты ИТФ, а остальные 21 - КПИ): 15 из полных семей, 15 из неполных семей.

Сбор данных осуществлялся в декабре 2018 года. При проведении исследования были использованы следующие методики:

1. опросник «Уровень выраженности инфантилизма», сокращенно УВИ, (разработанный А.А. Серегиной) [5]. Он направлен на выявление уровня выраженности инфантилизма у испытуемых;

2. ориентационная анкета направленности личности (разработана Б. Бассом) [6]. Анкета предназначена для определения личностной направленности.

Обработка полученных данных проводилась вручную и с помощью «MS-Excel».

Итак, на основе итоговой суммы (по данным первой методики), всех респондентов (студентов двух факультетов ТувГУ) можно отнести к одной из четырех групп. В рамках этого исследования, не было выявлено сильноинфантильных респондентов, поэтому испытуемые распределились

по трем группам из 4 возможных (рис. 1): (61%),

- неинфантильные - 4 человек (7%), - среднеинфантильные - 19 человек

- слабоинфантильные - 37 человек (32%).

61%

32%

7%

пе инфантильные

слабоинфантильные

среднеинфантильные

Рис. 1. Общие результаты опросника УВИ Как видно из диаграммы, сильноинфан- ные; тильных студентов не оказалось среди дан- - 7 человек (23%) - среднеинфантиль-

ной выборки, но 56 человек (93%) вышли ные.

за границы «неинфантильности», и только 4 студента оказались неинфантильными.

Из неполной родительской семьи: - 4 человека (13%) из неинфантильной

Среднее значение по данной шкале у группы; неинфантильных составляет 25 баллов, у - 14 человек (47%) - слабоинфантиль-

слабоинфантильных - 46 балла, у средне- ные;

инфантильных - 71 балла.

- 12 человек (40%) - среднеинфантиль-

На рис.2 представлены данные уровня ные.

инфантильности студентов в соответствие с типом родительской семьи: Из полной родительской семьи:

Итак, можно отметить, что в соответствие с типом семьи, испытуемые из полных семей в 100% случаев превышают по-

- нет респондентов (0%) из неинфан- рог «неинфантильности», а респонденты

тильной группы;

из неполных родительских семей - в 87%

- 23 человека (76%) - слабоинфантиль- случаев, т.е. только 13% респондентов из

неполных семей являются неинфантильны- Девушки:

ми. Но «среднеинфантильных» из группы - 3 девушки (10%) из неинфантильной

неполных семей больше (40%), чем в груп- группы;

пе из полных родительских семей (23%). - 16 девушек (53%) - слабоинфантильные;

Сравнение уровня инфантильности по - 11 девушек (37%) - среднеинфантиль-

полу представлено на рис. 3: ные.

Молодые люди: По диаграмме (рис. 3) видно, что «неин-

- 1 юноша (3%) является неинфантиль- фантильных» девушек больше (10%), чем ным; молодых людей (3%). Однако «среднеинфан-

- 21 парень (70%) - слабоинфантильные; тильных юношей меньше (27%), чем девушек

- 8 парней (27%) - среднеинфантильные. из этой же группы (37%).

11 неинфантильные ■ слабоинфантильные среднеинфантильные

23% 40%

76% 0 47% 13%

из полных родительских семей

из неполных родительских семей

Рис. 2. Результаты УВИ по типу семьи

Рис. 3. Результаты УВИ по пол}' 8

Итак, к первой группе - неинфантильным, относятся только 4 человека (7%) из общей выборки студентов ТувГУ. У этих студентов хорошо развиты эмоциональная и волевая сферы. Они трудоспособны и вы-сокомотивированы. Умеют ставить цели и последовательно их достигать. Рациональны, склонны к упорядочиванию своей жизни. Жизнестойки, обладают конструктивными копинг-стратегиями. Достаточно высок уровень потребности в достижениях.

По результатам исследования видно, что большая часть испытуемых (61%) относятся ко второй группе - слабоинфантильные. Они не всегда контролируют свои эмоции. Целеполагание и достижение поставленных целей затруднено. Умение нести ответственность за свои поступки развито недостаточно. В большей степени гедонистически относятся к жизни. В сложных и конфликтных ситуациях часто используют стратегию избегания. Локус контроля часто экстернальный. Уровень потребности достижений несколько ниже, чем у предыдущей категории испытуемых.

Третья группа - среднеинфантильные. Их по результатам исследования (32%) из общего числа выборки. Эмоциями управ-

Педагогические науки, № 4(43), 2019 ляю слабо, часто имеет место быть экзистенциальный вакуум, поэтому могут быть неуверенными в себе. Недисциплинированные, обладают недостаточно развитыми навыками целеполагания и самоконтроля. С трудом могут анализировать причинно-следственные связи, если речь касается их поведения. Чаще всего спонтанно себя ведут, склонны плыть по течению. Часты иждивенческие установки, безответственность. Среднеинфантильные студенты имеют высокую степень зависимости и самый низкий уровень потребности достижений.

Четвертая группа - сильноинфантильные, которых не оказалось среди наших испытуемых. Практически не управляют своими эмоциями, неуравновешенны, не владеют навыками планирования и целепо-лагания. Интерналы, т.е. всю ответственность за себя и свою жизнь приписывают другим людям, «судьбе» и т.д. Уровень потребности достижений максимально низок.

Далее нами был произведена интерпретация результатов по ориентационной анкеты направленности личности Б. Басса.

В итоге нам удалось получить следующие результаты (рис. 4):

- испытуемых, имеющих направленность на себя (Я) - 17 человек (28%);

- имеющих направленность на общение - направленность на дело (Д) - 27 чело-(О) - 16 человек (27%); век (45%).

По рис. 4 видно, что большинство респондентов имеют направленность на дело (Д), а остальные - на себя (Я) и на общение (О).

По половому признаку (рис. 4):

Молодые люди:

- 3 юноши (10%) имеют направленность личности на себя (Я);

- 11 парней (37%) - на общение (О);

- 16 парней (53%) - на дело (Д). Девушки:

- 14 девушек (46%) имеют личностную направленность на себя (Я);

- 5 девушек (17%) - на общение (О);

- 11 девушек (37%) - на дело (Д).

Рис. 5 Результаты орыентационной анкеты по полу

На рис. 5 отчетливо видно, что девушки на дело (Д). Но направленных на общение

больше направлены на себя (Я), а юноши - (О) девушек меньше, чем молодых людей.

По типу семьи (рис.6): Из неполной родительской семьи:

Из полной родительской семьи: - 11 испытуемых (37%) имеют направ-

- 6 испытуемых (20%) имеют направлен- ленность личности на себя (Я); ность личности на себя (Я); - 4 (13%) - на общение (О);

- 12 (40%) - на общение (О); - 15 (50%) - на дело (Д).

- 12 (40%) - на дело (Д).

По данной гистограмме видно, что сту- испытуемых. Для такого студента типич-

денты из полных родительских семей мень- на потребность в общении, со всеми люди

ше направлены на себя (Я), но студенты из стараются поддерживать нормальные, ров-

неполных семей - меньше направлены на ные отношения. Очень коммуникабельны,

общение (О). Но они больше направлены на нуждаются теплых, искренних, дружеских

себя (Я) и на дело (Д).

отношениях. Экстерналы, имеют большое

Таким образом, направленность на себя количество друзей и знакомых, как в учеб-

(Я) имеют 10% испытуемых. Эти студенты ном коллективе, так и за его пределами.

более заинтересованы в материальном бла- Обладают хорошими организаторскими и

гополучии, нежели в духовном росте. Для управленческими способностями, т. е. уме-

них более значимы свои потребности, часто ют работать с людьми и получают от этого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не замечают потребностей и переживаний удовольствие.

других людей, т.е. недостаточно эмпатийны. Направленность на дело (Д) имеет боль-

Направленность на общение (О) - 17% шая часть респондентов (73%). Эти студен-

ты обладают хорошими деловыми качествами. Умеют отстаивать свою точку зрения, но делают это так, чтобы не было вреда делу. Интеллектуальны, всегда в центре событий, с удовольствием и принимают на себя ответственность и руководство. Характеризуются ориентацией на достижения, а не избегание Таблица 1 - Направленности

неудач.

Далее, чтобы установить взаимосвязь между уровнем инфантилизма и направленностью личности студентов ТувГу проведем подсчет направленностей личности в каждой категории УВИ. Результаты подсчетов приведены ниже (табл. 1). личности в категориях УВИ

УВИ Направленность личности

На дело (Д) На общение (О) На себя (Я)

Неинфантильные 75% - 25%

Слабоинфантильные 52% 24% 24%

Среднеинфантильные 26% 37% 37%

По таб. 1 видно, что большая часть ре- нем выраженности инфантилизма у групп

спондентов-студентов «неинфантильной» студетов с разными личностными направ-

и «слабоинфантильной» групп имеют на- ленностями (Д, О, Я).

правленность личности на дело (Д), а на- Следующий этап - определение разни-

правленности на себя (Я) и общение (О) цы показателей уровня выраженности ин-

увеличиваются к «среднеинфантильным» фантилизма по половому признаку и типу

испытуемым. А среди «неинфантильных» семьи. Для этого используем непараметри-

нет ни одного студента с личностной на- ческий и-критерия Манна-Уитни, который

правленностью на общение (О). позволяет выявить достоверность разли-

Для того чтобы найти взаимосвязь меж- чий в независимых выборках. Таким обра-

ду уровнем выраженности инфантилизма зом, можно считать, что различия в уров-

и личностной направленностью студентов, нях выраженности инфантилизма между

как юношей, так и девушек, используем девушками и юношами студентами не

Н-критерий Краскела-Уоллеса, который установлены.

предназначен для оценки различий между Далее был проверен уровень различия

двумя и более выборками. На уровне ста- УВИ по типу семьи. Для этого выборки сту-

тистической значимости установлено на- дентов двух факультетов ТувГУ «из полной

личие достоверных различий между уров- семьи» и «неполной семьи» объединяются,

производится ранжирование по принципу «меньшему значению - меньший ранг», затем также расщепляется с сохранением рангов, присвоенных при общем ранжировании. Таким образом, можно считать, что различий в уровнях выраженности инфантилизма между респондентами из «полной родительской семьи» и «неполной родительской семьи» не установлено.

Из этого следует, что уровень инфантилизма действительно связан с личностной направленностью личности, при том, что инфантилизм ниже у респондентов с ори-ентационной направленностью на дело (Д) и чем выше инфантилизм, тем человек больше направлен на общение (О) и на себя (Я).

Итак, гипотеза была частично подтверждена. Была выявлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем инфантильности и направленностью личности у студентов ТувГУ Причем, чем выше уровень инфантилизма респондента-студента, тем чаще ориентационная направленность личности выражена больше на общение и себя, и чем ниже - на дело. Статистическая значимость между уровнем инфантилизма с полом и типом родительской семьи была не выявлена. Это было

Педагогические науки, № 4(43), 2019 доказано при расчёте статистической значимости.

Итак, проведенные методики позволили выявить уровень выраженности инфантилизма студентов ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (инженерно-технического факультета и Кызылско-го педагогического института), а также личностную ориентацию каждого респондента. Было установлено наличие достоверных различий между уровнем выраженности инфантилизма у студентов с разной личностной направленностью (Д, О, Я). Причем, чем ниже уровень инфантилизма, тем больше человек направлен на дело, и чем выше - больше направлен на себя и общение. Между уровнем выраженности инфантилизма по половому признаку и типу семьи различия статистически не значимы.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения самостоятельности и ответственности. Представляется, что наиболее продуктивными направлениями в этом процессе могут быть: просветительская работа с родителями, формирование указанных качеств личности в дошкольном и школьном периодах, развитие и коррекция

в студенческом возрасте. Просветительская работа с родителями может включать в себя ряд мероприятий, например, лекции, родительские дискуссии «Опека. Гиперопека. Гипоопека. Есть ли разница?» и т.д. В образовательных организациях к формированию самостоятельности и ответственности подключаются педагоги, которым также можно предоставлять значимую психологическую информацию, проводить с ними семинары, тренинги, где у педагогов будут вырабатываться значимые знания, умения и навыки для правильного воспитания детей и подростков. В связи с тем, что в исследовании принимали участие именно студенты, то следует разрабо-

Библиографический список

1. Абдрахимова Р.Г. Исторические аспекты возникновения термина «инфантилизм» // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3 (45) Часть 5. С. 6 - 10.

2. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение: интернет-журнал. 2014. №6 (25) С. 1 - 13.

3. Хрипович В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Научные труды республиканского института высшей школы. 2015. №15 (2).

- С. 206 - 213.

4. Викторов О.И, Николаева Я.Г. Неполная семья и воспитание. М.: Просвещение, 2002. 63с.

5. Серегина А.А. Проблема социально-психологической незрелости молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. №2. С. 96 - 99.

6. Пономарёва М. А., Т. И. Юхновец Психодиагностика личности: пособие для студентов ВУЗов.

- Минск: Тесей, 2008. - 312 с.

тать серию тренингов по формированию самостоятельности, ответственности, жизнестойкости, навыков целеполагания, умению решать проблемы, способности к самооценке и самопознанию. Следовательно, Психологической службе Центра здоровья ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» нужно учесть этот аспект в планах работы на учебный год. Кроме того, целесообразно привлекать к этому процессу заместителей деканов факультетов по воспитательной работе, кураторов и всех преподавателей, которые могут воспитывать необходимые качества, в том числе и через личный пример.

References

1. Abdrahimova R.G. Istoricheskie aspekty vozniknoveniya termina «infantilizm» // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 3 (45) CHast' 5. S. 6 - 10.

2. Efimova G.Z. Social'nyj infantilizm studencheskoj molodezhi kak faktor protivodejstviya modernizacii sovremennogo rossijskogo obshchestva // Naukovedenie: internet-zhurnal. 2014. №6 (25) S. 1 - 13.

3. Hripovich VA. Pokolenie infantil'nyh: obzor problemy // Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshej shkoly. 2015. №15 (2). - S. 206 - 213.

4. Viktorov O.I, Nikolaeva YA.G. Nepolnaya sem'ya i vospitanie. M.: Prosveshchenie, 2002. 63s.

5. Seregina A.A. Problema social'no-psihologicheskoj nezrelosti molodezhi // Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2006. №2. S. 96 - 99.

6. Ponomaryova M. A., T. I. YUhnovec Psihodiagnostika lichnosti: posobie dlya studentov VUZov. - Minsk: Tesej, 2008. - 312 s.

Ондар Алдын-Ай Алексеевна - студентка 5 курса направления бакалавриата 37.03.01. Психология (очно-заочная форма) Тувинского государственного университета E-mail: aldyn-aika@yandex.ru

Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного

университета

E-mail: frokol@rambler.ru

Ondar Aldyn-Ai - 5th year student of the direction of bachelor degree 37.03.01. Psychology (part-time) Tuva

State University

E-mail: aldyn-aika@yandex.ru

Frokol Anna - senior lecturer of the Department of Psychology of Tuva State University E-mail: frokol@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.