• что будет при износе отдельных элементов системы: экономики, идеологии?
АННОТАЦИЯ
В статье обосновывается правильность включения предметов социально-гуманитарного цикла в образовательные программы естественнонаучной и технической направленности и необходимость формирования гуманистических ценностных ориентаций соответствующих установок, диспозиций и смыслов, способствующих движению личности к психологическому здоровью. Представлена динамическая модель гуманизации образования, обозначены возможные формы этой работы, приведена методология и, частично, результат деловой игры.
Ключевые слова: гуманизация образования, этический релятивизм, сущностное образование, вочеловечивание, деловая игра.
SUMMARY
The article substantiates the correctness of the inclusion of the social and humanitarian cycle to the educational programs of the natural science and technical disciplines and also the necessity of the development of humanistic value orientations, appropriate attitudes, dispositions and the meanings that promote an individual to psychological health. There is given a dynamic model of humanization of education, indicated the possible forms of this work. As an example, there is an indicated methodology and, in part, the result of the business game.
Key words: humanization of education, ethical relativism, essential education, homini-zation, business game.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. - В 3 т. - М.: Изд.: АСТ. - Т. 1. - 2005. - 360 с.
2. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Издат. группа «Евразия». - 1997. - 430 с.
А. В. Микляева
УДК:159.99
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ С ПРИЗНАКАМИ ЛИЧНОСТНОГО ИНФАНТИЛИЗМА
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта
№16-06-50031.
ктуальность проблемы личностной ин-фантилизации современной молодежи и необходимость поиска путей ее преодоления подчеркивается сегодня психологами, педагогами, социологами и представителями других наук [12; 13; 15]. В данной статье проявления личностного инфантилизма анализируются в контексте представлений молодых людей о собственной жизненной перспективе.
Личностный инфантилизм понимается как совокупность различных проявлений социальной незрелости на фоне нормативного уровня психического функционирования человека, маркером которой является разрыв между конструируемым обществом образом социально зрелой личности и поведением человека. Обобщенная характеристика содержания конструкта «личностная зрелость» включает в себя представления об эффективной реализации социальных ролей, характерных для периода взрослости (прежде всего, профессиональных и семейных), постоянном развитии личности в контексте просоциаль-ных ценностей и ожиданий [2, с. 124-143]. Соответственно, личностный инфантилизм, представляющий собой противоположный полюс бинарного конструкта «зрелость личности - инфантилизм личности», проявляется в отказе от обозначенных социальных ролей
20//А/
и/или от прогрессивного личностного развития.
Как показало наше предыдущее исследование [11], проявления личностного инфантилизма неоднородны и могут быть связаны с волевым, рефлексивным или нравственным дефицитом. Соответственно, было выделено три типа признаков личностного инфантилизма: волевой инфантилизм проявляется в трудностях планирования деятельности и эмоциональной саморегуляции; нравственный инфантилизм связан со стремлением к самоутверждению с использованием любых средств, в том числе вступающих в противоречие с моральными нормами; рефлексивный инфантилизм определяется зависимостью самооценки от мнения других людей, стремлением к получению положительных оценок, чрезмерной чувствительностью к критике.
Очевидно, что охарактеризованные типы проявлений личностного инфантилизма предполагают различные способы отношения к себе и к жизни и могут по-разному проявлять себя в ситуации перехода молодого человека в возрастную группу взрослых. Этот переход не случается одномоментно, он предполагает последовательное решение разнообразных задач, связанных с жизненным самоопределением, и в этом процессе большое значение приобретают ориентиры, организующие продвижение молодого человека по жизненному пути. В этой связи актуальной становится задача изучения жизненной перспективы, типичной для молодых людей с признаками личностного инфантилизма. Жизненная перспектива представляет собой целостную картину будущего, содержащую сложно взаимосвязанные ожидаемые события, опосредованные социальными и индивидуальными ценностями [4, с. 256-269]. Исследования жизненной перспективы показывают значимость внутренней согласованности жизненной перспективы в аспекте соответствия событийной перспективы содержанию ценностно-смысловой сферы личности для эффективного управления собственной жизнью в настоящем, а также реалистичного планирования собственного будущего [1, с. 138-144; 3; 5].
Современные исследования жизненной перспективы молодых людей свидетельствуют о ее качественной и количественной (в аспектах событийной наполненности и «глубины») трансформации (в сравнении с предыдущими поколениями), затруднениях в планировании молодыми людьми собственного будущего вплоть до полного отказа от самостоятельного планирования и предпочтения стереотипизированных моделей «благополучной жизни» [6; 9]. Мы предполагаем, что описанные эффекты трансформации жизненной перспективы у молодых людей не являются универсальными для молодежи и опосредованы, в том числе характером и степенью инфантилизации личности молодого человека.
В статье представлены результаты исследования, целью которого стало изучение жизненной перспективы у студентов с признаками личностного инфантилизма. Структура основной части статьи соответствует исследовательским задачам:
1. Анализ количественных показателей, характеризующих жизненную перспективу студентов с признаками волевого, нравственного и рефлексивного инфантилизма, а также без признаков личностного инфантилизма.
2. Содержательный анализ событий, прогнозируемых испытуемыми.
3. Соотнесение характеристик жизненной перспективы с социальными ценностями студентов.
В исследовании приняли участие 165 человек в возрасте 18-24 лет, получающих первое профессиональное образование (различной направленности), из них 70 юношей и 95 девушек. Оценка выраженности признаков личностного инфантилизма производилась с помощью опросников «Уровень выраженности инфантилизма» [12], «Инфантильность личности» [10, с. 69-70], Методики диагностики личностной зрелости [7] на основе факторной структуры пунктов перечисленных методик, полученной в проведенном нами ранее исследовании [11]. В результате было сформировано 3 подгруппы студентов с признаками инфантилизма (нрав-
ственного, НрИ, п=23; ВолИ, п=21; рефлексивного, РефлИ, п=26), а также контрольная группа студентов без признаков личностного инфантилизма (БезИ, п=107). Некоторые испытуемые продемонстрировали ответы, свидетельствующие о разных признаках инфантилизма, в силу чего их данные учитывались в двух подгруппах (п=12). Для изучения жизненной перспективы использовалась методика «Психологическая автобиография» [8], анализировались показатели, характеризующие субъективные представления о собственном будущем. Социальные ценности изучались с помощью Методики экспресс-диагностики социальных ценностей личности [14]. Для математической обработки данных использовался пакет программного обеспечения «81аИ8Йса 12.0», с помощью которого осуществлялся критериальный (критерий Манна-Уитни V) и корреляционный (коэффициент корреляции Спирмена г) анализ.
Результаты показывают, что количество прогнозируемых событий и модальность их оценки в контексте анализа проявлений личностного инфантилизма оказались незначимыми переменными: вне зависимости от наличия или отсутствия признаков инфантилизма студенты в среднем указывают два-три будущих события, подавляющее большинство которых имеет положительную оценку (события будущего, получившие отрицательную оценку, составляют менее 1 % от общего количества). Личностный инфантилизм проявляется прежде всего в сокращении «глубины» жизненной перспективы, что особенно характерно для студентов с признаками волевого и рефлексивного инфантилизма (см. табл. 1).
В целом очевидно, что предвосхищение отдаленных жизненных этапов у студентов с признаками волевого и рефлексивного инфантилизма вызывает затруднения, что свидетельствует об узости их жизненных планов, трудностях, связанных с перспективным планированием. Жизненная перспектива студентов с признаками нравственного инфантилизма в аспекте количественных показателей оказалась в наибольшей степени при-
ближенной к результатам контрольной группы.
Содержательный анализ событийного аспекта жизненной перспективы показывает, что личностный инфантилизм способствует сокращению сфер предвосхищаемой реализации личности (см. табл. 2). Для всех студентов типичным оказалось упоминание событий будущего, наиболее явно символизирующих переход к взрослой жизни: завершение учебы, покупка собственной квартиры, создание семьи. При этом значимыми в структуре представлений о будущем студентов без признаков личностного инфантилизма оказались те события, которые в наибольшей степени отражают переход к взрослости (рождение ребенка, самореализация в выбранной профессиональной сфере), тогда как в представлениях студентов с признаками личностного инфантилизма эти события встречаются значительно реже.
В группах студентов с признаками личностного инфантилизма значительно чаще упоминается работа, приносящая высокий доход, и, как правило, не связанная с получаемой профессией, а также события, прямо соответствующие психологическим особенностям личности с признаками инфантилизма того или иного типа: студентами с признаками нравственного инфантилизма значительно чаще других упоминаются покупки (в частности, покупка машины), на фоне признаков волевого инфантилизма возрастает количество упоминаний будущих праздников (как правило, ближайших по времени к моменту проведения исследования), студенты с признаками рефлексивного инфантилизма предполагают приобрести домашнее животное (что можно интерпретировать как приобретение «друга, безопасного для самооценки»).
Полученные результаты уточнялись с помощью корреляционного анализа, который позволил сопоставить характеристики жизненной перспективы с социальными ценностями студентов.
Суммарный показатель личностного инфантилизма оказался положительно связан с
20//А/
Таблица 1
Характеристики жизненной перспективы (звездочкой отмечены значения, достоверно отличающиеся от аналогичных значений в подгруппе студентов без признаков личностного инфантилизма, р<0,05)
Параметры анализа жизненной перспективы Средние значения в подгруппах студентов
НрИ ВолИ РефлИ БезИ
«Глубина» перспективы 4,70 1,43* 1,89 5,74
Количество событий 3,17 2,54 2,95 2,50
Оценка событий 4,59 4,25 4,24 4,37
Таблица 2 Частота событий будущего, упоминаемых студентами (первые 5 позиций, в столбцах указаны доли от общего количества событий в подгруппах)
События БезИ НрИ ВолИ РефлИ
Создание семьи 1 (0,164) 1 (0,128) 2 (0,109) 1 (0,119)
Завершение учебы 2 (0,125) 2 (0,079) 1 (0,155) 2 (0,085)
Покупка квартиры 3 (0,066) 4 (0,074) 4 (0,071) 4 (0,067)
Рождение ребенка 4 (0,059)
Работа по специальности 5 (0,053)
Высокооплачиваемая работа 3 (0,074) 3 (0,071) 3 (0,067)
Покупка машины 5 (0,074)
Праздник 5 (0,055)
Приобретение домашнего животного 5 (0,050)
упоминанием таких будущих событий, как увольнение с работы (^=0,37), смена работы (г=0,56), а также с ценностью «красивая машина, одежда, дом и т.д.» (г=0,34). Отрицательные взаимосвязи данного показателя обнаружены с упоминанием в числе событий будущего повышения квалификации (г=-0,36), рождения детей (г=-0,34), рождения внуков (г^=-0,36) и ценностей карьеры (г=-0,33), самообразования (г,=-0,31), удачной женитьбы или замужества (г=-0,34). Эти данные подтверждают сделанный выше вывод о том, что предвосхищаемые сферы самореализации у студентов без признаков личност-
ного инфантилизма соответствуют основным сферам самореализации взрослых (семья и профессия). Кроме того, полученные взаимосвязи с показателями социальных ценностей указывают на то, что представления о собственных жизненных перспективах у студентов без признаков личностного инфантилизма являются отражением содержания их ценностно-смысловой сферы, что, по всей видимости, будет способствовать воплощению жизненных планов в реальности.
Показатель волевого инфантилизма обнаружил положительные взаимосвязи с упоминанием событий «начало самостоятельной
жизни» Г=0,31), «переезд от родителей» (г=0,44) и отрицательные взаимосвязи с событиями «карьерный рост» (г^=-0,34), «рождение ребенка» (г^=-0,30, «путешествие» (г=-0,34). Кроме того, были выявлены положительная взаимосвязь этого показателя с ценностным показателем «медитация, размышление, молитвы и т.д.» (г=0,37) и отрицательная взаимосвязь с ценностным показателем «времяпрепровождение в кругу семьи» (г=-0,30). Можно предполагать, что подкрепленными актуальной системой ценностей у студентов с признаками волевого инфантилизма оказываются планы на ближайшее будущее, связанные с переездом от родителей и началом самостоятельной жизни. Однако планы, связанные с дальнейшей самостоятельной жизнью, весьма размыты, ценностно-смысловые ресурсы для активной организации самостоятельной жизни и переходу к роли взрослого, по сути, отсутствуют.
Показатель рефлексивного инфантилизма, согласно полученным результатам, положительно связан с упоминанием жизненных событий «руководящая должность» (г^=0,36), «поиск работы» (г=0,37), «начало занятий танцами, театром и т. д.» (г=0,32). Также обнаружились отрицательные взаимосвязи с ценностями «знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия» (г^=-0,30), «работа на добровольных началах в некоммерческих организациях» (г=-0,36). Здесь проявляются очевидные противоречия между антиципируемым будущим, события которого связаны с попыткой укрепления своей самооценки через поиск социального статуса и получение признания, и низкой ценностью контактов с другими людьми. В этой связи весьма вероятно, что планы на будущее, имеющиеся у студентов с признаками рефлексивного инфантилизма, окажутся реализованными далеко не в полной мере.
Показатель нравственного инфантилизма оказался положительно связан с упоминанием событий «смены работы» (г=0,30), «высокооплачиваемая работав» (г=0,33), «покупка машины» (г=0,32). Также выявлены положительные взаимосвязи с ценностными показателя-
ми «религия» (г^=-0,32), «карьера» (г=-0,37) и отрицательные взаимосвязи с ценностными показателями «увлекательная работав» (г=-0,33) и «интеллектуальное развитие» (г^=-0,46). Жизненные планы в этом случае, судя по всему, соответствуют содержанию ценностных ориентаций, что позволяет предполагать довольно высокую вероятность их реализации посредством тех способов, которые обеспечат максимально быстрый статусный рост и рост материального благополучия с минимальными «личностными вложениями». На это указывает, в частности, взаимосвязь с ценностным показателем «религия», которая в данном контексте может быть проинтерпретирована как попытка получить дополнительные возможности и статус в отношениях с другими людьми.
Анализ данных в контексте сведений о возрасте (в границах возрастного диапазона выборки), уровне образования (среднее профессиональное / высшее), наличия / отсутствия собственной семьи, материальной зависимости / независимости от родителей не выявил существенных взаимосвязей перечисленных переменных с проявлениями личностного инфантилизма, что свидетельствует о довольно высокой степени универсальности описанных закономерностей для студенческой молодежи.
Таким образом, результаты исследования показывают, что жизненная перспектива студентов с признаками личностного инфантилизма имеет количественную и качественную специфику, отражающую особенности их личности, которая проявляется при сравнении подгрупп студентов с признаками волевого, рефлексивного и нравственного инфантилизма с подгруппой студентов без признаков инфантилизма.
Жизненная перспектива, характерная для подгруппы студентов без признаков личностного инфантилизма, может рассматриваться как характеристика нормативного перехода к взрослости. К их числу относятся достаточная «глубина» перспективы будущего, позволяющая строить краткосрочные жизненные планы и соотносить их долгосрочными жизнен-
20//А/
ными целями; включение в описание своих жизненных перспектив событий, связанных с реализацией в тех сферах жизни, которые традиционно считаются «взрослыми» (воспитание детей, профессиональный рост); под-крепленность представлений о собственном будущем ценностными ориентациями, которая может рассматриваться как предпосылка успешной реализации жизненных планов в перспективе.
В подгруппах студентов с признаками личностного инфантилизма наблюдается сокращение предвосхищаемых сфер реализации (в частности, сокращение удельного веса событий, связанных с рождением и воспитанием детей, и развитием в выбранной к данному моменту профессии), а также рассогласование между содержанием представлений о будущем и ценностными ориентациями (последнее особенно наглядно проявляется в подгруппах студентов с признаками волевого и рефлексивного инфантилизма). Кроме того, у студентов с признаками волевого и рефлексивного инфантилизма обнаружилось сокращение «глубины» жизненной перспективы, указывающее на затруднения в планировании и прогнозировании будущего. Обобщая, можно отметить, что
- для студентов с признаками волевого инфантилизма характерно стремление к самостоятельной жизни, сепарации от родительской семьи на фоне отсутствия понимания собственных жизненных перспектив, размытости жизненных планов; «глубина» жизненной перспективы у этих студентов сокращена, им в большей степени, чем другим, свойственно использовать в качестве «маркеров» будущие события, связанные с праздным времяпрепровождением;
- для студентов с признаками рефлексивного инфантилизма типично противоречие между событиями предвосхищаемого будущего, направленными, в первую очередь, на укрепление своей самооценки посредством достижения приемлемого социального статуса и получение признания со стороны других людей, и низкой ценностью контактов с людьми; это позволяет предполагать, что эти
студенты столкнутся с трудностями на пути воплощения предвосхищаемой жизненной перспективы в реальной жизни;
- студенты с признаками нравственного инфантилизма продемонстрировали ориентированность жизненной перспективы на максимально быстрый статусный рост и рост материального благополучия при минимальных личностных затратах, игнорируя направления, связанные с личностным и профессиональным развитием, что соответствует наиболее типичным для них социальным ценностям и с большой долей вероятности будет более или менее успешно реализовываться ими в процессе построения собственной жизни.
Полученные результаты целесообразно учитывать в контексте организации работы по содействию жизненному самоопределению студенческой молодежи.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу личностного инфантилизма студенческой молодежи в контексте представлений молодых людей о собственной жизненной перспективе. Показано, что жизненная перспектива студентов с признаками личностного инфантилизма имеет количественную и качественную специфику, отражающую особенности их личности.
Ключевые слова: личностный инфантилизм, волевой инфантилизм, рефлексивный инфантилизм, нравственный инфантилизм, жизненная перспектива, социальные ценности.
SUMMARY
The article is devoted to analysis of personal infantilism students in the context of their views about own life prospects. The empirical results show that the life prospects of students with signs of personal infantilism has quantitative and qualitative specificity, reflecting their personality.
Key words: personal infantilism, strong-willed infantilism, reflective infantilism, moral infantilism, life prospect, social values.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М: изд-во АН СССР, 1987. - 219 с.
2. Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Психология жизненного пути. - СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - 232 с.
3. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 4352.
4. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
5. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - К.: Наук. думка, 1984. - 201 с.
6. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. - 2010. - № 7 (75). -С. 71-81.
7. Ковалевская Е. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ак-меология. Ювенология. Социокинетика. -2013. - Т. 19. - № 3. - С. 48-53.
8. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 334 с.
9. Лебедева Е. В. Особенности событийной структуры жизненного пути студентов в условиях современности / Е. В. Лебедева, О. Е. Сурнина // Педагогическое образование в Росии. - 2014. - № 2. - С. 109-113.
10. Медведева О. А. Создание и психометрическая проверка опросника «инфантильность личности»: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 484 с.
11. Микляева А. В. Эмпирическая типология проявлений инфантилизма личности // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. -
СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 404 с. - С. 109-116.
12. Серегина А. А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 250 с.
13. Утенков А. В. Психологические детерминанты инфантилизма (на материале студентов педвузов): автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 27 с.
14. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
15. Шевченко А. Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 162 с.
Е. Ю. Пономарёва
УДК 316.6:378:159.98-051
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
ПРАКТИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ
Содержание обучения психологии в значительной степени определяется социальным запросом общества, спецификой национальной системы образования, сформировавшейся