Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / LONELINESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ELDERLY PEOPLE / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Холмогорова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается проблема одиночества как социально-психологического феномена, к изучению которого необходим комплексный подход. Феномен одиночества пожилых людей в зависимости от его степени проявления - либо хроническое (как следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми), либо ситуативное (как следствие крушения сложившейся модели социальных связей человека), либо преходящее (испытываемое время от времени). Решение проблемы одиночества пожилых людей необходимо через создание сети частных пансионатов наряду с государственными домами для инвалидов и престарелых граждан. В подобных заведениях предоставляется не только уход, присмотр, но и психологическая поддержка из-за специфики контингента, который в большинстве своем имеет хронические заболевания, инвалидность, зависимости, судимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Холмогорова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO SINGLE ELDERLY PEOPLE

The article deals with the problem of loneliness as a socio-psychological phenomenon, the study of which requires a comprehensive approach. The phenomenon of loneliness of older people, depending on its degree of manifestation, is either chronic (as a result of a long - term inability of a person to establish connections with other people), or situational (as a result of the collapse of the existing model of social relations of a person), or transient (experienced from time to time). The solution to the problem of loneliness of older people is necessary through the creation of a network of private boarding houses along with state homes for the disabled and elderly citizens. In such institutions, not only care and supervision are provided, but also psychological support due to the specifics of the contingent, which for the most part has chronic diseases, disabilities, addictions, and criminal records.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

произведений много у Н.М. Павловой, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова. Ранней весной, когда появляется мать-и-мачеха, воспитатель может прочитать детям краткое описание этого растения из рассказа Н.М. Павловой «Ранняя весна». Данное произведение будет способствовать формированию интереса к этому растению, а внимание детей будет направлено на то, что и как наблюдать.

Как указывает П.Г. Саморукова, произведения о природе можно читать детям и после наблюдения. Это даст возможность подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных объектов и явлений [15, с. 101]. С целью обобщения и систематизации знаний о прочитанном после чтения природоведческого произведения важно организовать беседу. Это поможет детям глубже осознать явления природы, понять связи, существующие между его объектами и необходимость бережного отношения к ее ресурсам.

Выводы. Таким образом, анализ научных источников позволяет прийти к выводу о том, что произведения о природе, сочетая в себе научную основу и образную форму изложения, являются важным средством формирования у детей основ экологического сознания и культуры, а также осознанно правильного отношения к природе. Именно произведения о природе дает богатый материал для воспитания у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Они ставят перед детьми новые вопросы, побуждают их присматриваться к окружающей природе, выводят за пределы наблюдаемого и тем самым расширяют представления детей, помогают уточнить и конкретизировать имеющиеся представления, учат устанавливать связи и взаимоотношения, которые существуют в природе. Правильно организованное познание детьми природы посредством природоведческих произведений предоставляет большие возможности для объяснения детям сути экологических проблем, причин их появления, а также способствует сознанию необходимости сохранить природные богатства.

Литература:

1. Бианки В.В. Лесная газета: сказки и рассказы / В.В. Бианки. - Москва: «АСТ», 2015. - 320 с.

2. Ердахов Л.Т. Экологическая сказка для первоклассников / Л.Т. Ердахов // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 19-22.

3. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с.

4. Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания А.А. Лопатина. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 234 с.

5. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.

7. Полная хрестоматия для дошкольников. / Сост. С.Д. Томилова. - М.: АСТ. - 2011. - 305 с.

8. Пришвин М.М. Беличья память: рассказы / М.М. Пришвин. - Москва: «Стрекоза», 2018. - 80 с.

9. Пришвин. М. Золотой луг: рассказы / М.М. Пришвин. - Москва: «Детская литература», 2013. - 16 с.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2001. - 432 с.

11. Сладков Н.И. Лесной календарь: рассказы и сказки / Н.И. Сладков. - Москва: «Стрекоза», 2005. - 192 с.

12. Стреха Е.А. Малыши в мире природы: Учебно-наглядное пособие / Е.А. Стреха. - Минск, «Зорны верасень, 2009. - 30 с.

13. Чарушин Е.И. Про Никитку: рассказы о животных / Е.И. Чарушин. - Москва: «Искатель», 2012. - 128 с.

14. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 с.

15. Экологическое образование детей / Авт. - сост. П.Г. Саморукова и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.

Педагогика

УДК 364.65

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); специалист управления учебно-методической деятельности и работе со студентами Холмогорова Татьяна Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный институт культуры и искусства» (г. Якутск)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема одиночества как социально-психологического феномена, к изучению которого необходим комплексный подход. Феномен одиночества пожилых людей в зависимости от его степени проявления - либо хроническое (как следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми), либо ситуативное (как следствие крушения сложившейся модели социальных связей человека), либо преходящее (испытываемое время от времени). Решение проблемы одиночества пожилых людей необходимо через создание сети частных пансионатов наряду с государственными домами для инвалидов и престарелых граждан. В подобных заведениях предоставляется

не только уход, присмотр, но и психологическая поддержка из-за специфики контингента, который в большинстве своем имеет хронические заболевания, инвалидность, зависимости, судимость.

Ключевые слова: одиночество, социально-психологическая поддержка, пожилые люди, реабилитация.

Annotation. The article deals with the problem of loneliness as a socio-psychological phenomenon, the study of which requires a comprehensive approach. The phenomenon of loneliness of older people, depending on its degree of manifestation, is either chronic (as a result of a long - term inability of a person to establish connections with other people), or situational (as a result of the collapse of the existing model of social relations of a person), or transient (experienced from time to time). The solution to the problem of loneliness of older people is necessary through the creation of a network of private boarding houses along with state homes for the disabled and elderly citizens. In such institutions, not only care and supervision are provided, but also psychological support due to the specifics of the contingent, which for the most part has chronic diseases, disabilities, addictions, and criminal records.

Keywords: loneliness, social and psychological support, elderly people, rehabilitation.

Введение. Одиночеством называют эмоциональное состояние человека, имеющее социальные и психологические предпосылки, характеризующееся отсутствием близких доверительных отношений в результате вынужденной или добровольной социальной изоляции, имеющей психологические причины [21.

Существует несколько концепций, определяющих уровни одиночества. Например, изоляция (как отшельничество по своей воле, либо принудительно) и уединение (добровольный отдых от социума).

Также можно выделить уровни одиночества по определенным критериям:

• психологический (причинами могут выступать особенности личности, ее самооценка, внутренние конфликты, эмоциональное состояние, психологические травмы и др.);

• физический (отсутствия рядом другого человека);

• социальный (нарушение коммуникации, взаимодействия в целом между человеком и социумом, как по собственной инициативе, так и самого общества);

• ситуативный (проявляется как кратковременное явление из-за каких-либо событий, под влиянием которых человек теряет контроль над происходящим);

• хроническое одиночество (человек не может длительное время наладить отношения с другими людьми по разным причинам) [1].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) насчитывается 15 государственных учреждений для престарелых и инвалидов, которые могут предоставить услуги 1098 постояльцам, что не покрывает запросы со стороны социальных организаций:

1. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский специальный дом-интернат для одиноких престарелых и инвалидов» (Алданский район, с. Ыллымах) - 105;

2. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени В.И. Кононова» (с. Капитоновка) - 250;

3. Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени В.П. Решетникова» (г. Якутск) - 151;

4. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Алданский район п. Ленинский) - 55;

5. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Жиганский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Жиганский улус, п. Жиганский) - 60;

6. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Оймяконский район, п. Артык) - 46;

7. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Усть-Янский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Усть-Янский улус, п. Депутатский) - 70;

8. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Горный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Горный улус, с. Бердигестях) - 20;

9. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ленский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Ленский район, г. Ленск) - 30;

10. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Мирнинский район п. Чернышевский) - 50;

11. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Намский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Намский район, с. Намцы) - 30;

12. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Чульманский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Нерюнгринский район, пгт. Чульман) - 30;

13. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Нюрбинский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов имени В.А. Петровой» (Нюрбинский улус, г. Нюрба) - 115;

14. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Курбусахский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени Н.М. Винокурова» (Усть-Алданский улус, с. Ус-Кюель) - 51;

15. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Хангаласский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Хангаласский улус, п. Мохсоголлох) - 35 [3].

Учреждения данного типа оказывают комплексный вид услуг:

• комплексная реабилитационная помощь в соответствии с профилем деятельности учреждения [4];

• социальные и бытовые услуги (помощь клиентам в быту);

• медицинские услуги (поддержание здоровья и его сохранение);

• психологические услуги (обеспечение адаптации к новой социальной среде посредством коррекции психоэмоционального состояния клиентов);

• социально-педагогические услуги (профилактика отклоняющегося поведения, формирование позитивных интересов, организация досуга);

• социально-трудовые услуги (помощь в трудоустройстве и трудовая адаптация);

• правовые услуги (организация полученя бесплатных юридических услуг по защите прав и законных интересов клиентов);

• услуги по коррекции коммуникативных навыков клиентов;

• профилактические и санитарно - эпидемиологические мероприятия [4].

При вышеперечисленных домах-интернатах медицинская помощь и реабилитация оказывается в самом учреждении (кроме экстренных случаев):

• кабинет лечебной физкультуры;

• физиотерапевтический кабинет;

• кабинет клинического психолога;

• кабинет психиатрической помощи;

• процедурный кабинет;

• перевязочная;

• дежурный медсестринский пост;

• аптека;

• изоляторы, карантинная палата.

Частных пансионатов, внесенных в регистр министерства труда и социальной защиты, в целом 12 учреждений и в основном расположены в г. Якутске - это 8 («Алгыс», «Забота», «Долголетие», «Золотое время», «Как дома», «Милосердие», «Рассвет», «Счастье»), а 4 в улусах Республики Саха (Якутия). Данные учреждения могут обеспечить присмотром только около 400 человек. Положительная сторона появления автономных негосударственных учреждений в том, что есть возможность одиноким людям получить уход и присмотр. Но минус в том, что учреждения данного типа не могут оказывать полный спектр услуг как государственные учреждения, так как на них необходимо получение лицензии, что пока практически невозможно. Поэтому эти учреждения оказывают в основном присмотр и уход. Медицинскую помощь оказывает приходящий врач и медицинская сестра по участку, на котором находится учреждение. В самих учреждениях нет медицинского поста.

Рассматривая проблему одиночества в пожилом возрасте, необходимо учитывать возрастные психологические особенности данного контингента, так как для них зачастую бывают, характерны обидчивость, консерватизм, эгоцентризм, склонность к нравоучениям и жизнь воспоминаниям о прошлом.

Контингент учреждений абсолютно разнородный - по возрасту, по социальному статусу, по состоянию здоровья (наличие или отсутствие инвалидности), по подверженности употреблению ПАВ (психоактивных веществ - алкоголь, табак, наркотики и др.), по наличию или отсутствию судимости. Необходимо отметить, что среди постояльцев есть и бывшие нарушители общественного порядка, занимавшиеся бродяжничеством, попрошайничеством, а также освободившиеся из мест лишения свободы, которые могут нарушать правила заведения. Принимают в данные заведения по направлению социальных служб, по заявлению от родственников, опекунов или самого клиента.

Причинами определения в учреждения для престарелых и инвалидов может быть утрата навыков самообслуживания вследствие болезни (инсульта, ампутации конечностей и др.), старческая деменция, после освобождения из мест лишения свободы с ослабленным здоровьем, одинокие пожилые люди с проблемами здоровья и др.

Также необходимо отметить, что резко-континентальный климат Республики Саха (Якутия) подразумевает резкие перепады между летней (+45 С) и зимней температурой (-72 С). Низкие зимние температуры способствуют возникновению криотравм (обморожение, отморожение) у людей с низкой социальной ответственностью (алкоголизм и др.).

Обморожение (отморожение) - повреждение тканей организма впоследствии воздействия на него низких температур. Крайняя степень обморожения может привести к омертвлению тканей, поэтому, в некоторых случаях, обморожение конечностей иногда заканчивается их ампутацией [5]. Тяжелые последствия обморожения (IV степень) приводят к утрате навыков самообслуживания. Как следствие, родственники определяют их в дома-интернаты для пожилых людей и инвалидов для обеспечения ухода.

По республике остро стоит проблема одиноких пожилых людей промышленных регионов. В советское и постсоветское время на заработки приезжало огромное количество людей, но не все возвращались обратно -часть оставалась трудиться далее, но по каким-либо причинам не были созданы семьи и на исходе профессиональной деятельности люди остались в одиночестве (утратили связь с родственниками) с хроническими профессиональными заболеваниями (вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь, нейросенсорная тугоухость, заболевания-опорно-двигательного аппарата, пневмокониозы, последствия работы в условиях низких температур и др.).

Также необходимо подчеркнуть, что данный контингент имеет большие психологические проблемы, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим. Нами были обследованы постояльцы частного пансионата «Забота» на 34 мест. Возрастной контингент от 25 до 68 лет. Практически у большинства есть официально оформленная инвалидность, но те, кто не имел данного статуса, по факту являются таковыми, но причина в том, что им не была оказана помощь в прохождении врачебной комиссии. Поэтому директор пансионата организует выездной осмотр врачей для дальнейшего медицинского консилиума. В ходе медицинского обследования 2 % от общего количества постояльцев направлены на операционное вмешательство. Проблемы со здоровьем, немощность, одиночество, чувство «ненужности», муки совести за «ошибки молодости» вызывают психологический дискомфорт и вводит в состояние хронического стресса. У кого то стрессовое состояние проявляется в апатии, самоизоляции от окружающих (общение только по необходимости); у других в агрессии, направленной против всех (от вербальной до физической); у третьих уход в болезнь (постоянное перечитывание записей своей медицинской карты, назначений, жалобы на плохое самочувствие и появление новых симптомов, заказ разных медицинских гаджетов и др.); у четвертых жалобы на судьбу и поиск сочувствия и собеседника.

На прием к психологу клиенты идут без сопротивления, а иногда с большим интересом, но чаще всего они используют прием как возможность выговориться и раскаяться в поступках, которые они считают, привели их к такому жизненному итогу. Сопровождение психолога необходимо с первых дней пребывания в доме-интернате, так как человек должен прийти к принятию сложившейся ситуации - нахождения в новом социуме.

Досуг в подобного рода учреждениях также несет терапевтическую нагрузку - это настольные игры, викторины, конкурсы, музыкальные занятия, посещение концертов, театров, а для маломобильных пациентов организация благотворительных концертов при пансионате. До эпидемии коронавируса пансионат регулярно посещали студенты активисты и волонтеры. Мы со студентами искали тот вид досуга, который будет

универсален для всех и решение оказалось на поверхности - это музыка, так как ребята были участниками проекта «Музыка для всех» [6].

Выводы. В целом по республике около 1500 мест для одиноких пожилых людей и инвалидов, что не может полностью удовлетворить потребность в таких учреждениях у населения численностью 971 996 человек (данные Росстата 2020 г.) [7]. Анализ состояния спроса и предложения показал, что в республике назрела острая необходимость расширения сети подобных учреждений. Эти услуги не должны ограничиваться только уходом и присмотром, но и дальнейшей реабилитацией и поддержанием физического, психического и психологического здоровья, т.е. сделать доступными лицензии для оказания полного спектра услуг для некоммерческих организаций.

Литература:

1. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 296 с.

2. https://turbo-suslik.org/odinochestvo/

3. http://ivo.garant.rU/#/document/26763254

4. https://mintrud.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/podvedomstvennye-uchrezhdenija-ministerstva-truda-i-sotsialnogo-razvitija-respubliki-saha-jakutija/doma-intematy-dlja-prestarelyh-i-invalidov/respublikanskij-spetsialnyj-dom-intemat-dlja-odinokih-prestarelyh-i-invalidov

5. https://medicina.dobro-est.com/obmorozhenie-priznaki-stepeni-i-pervaya-pomoshh-pri-obmorozhenii.html

6. http://uuo-vilyuisk.ru/концепция-проекта-музыка-для-всех-2013-202/

7. https://mintrud.sakha.gov.ru/deyatelnost/semejnaja-i-demograficheskaja-politika/informatsionnyj-material-semeinaya/2020-god-inf-material-demografia/demograficheskaja-situatsija-v-respublike-saha-jakutija

Педагогика

УДК 159.9

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса группы АПО-19-261 Тимофеева Яна Аркадьевна

Институт зарубежной филологии и регионоведения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск) ИНФАНТИЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития у детей инфантилизма разной этиологии и его проявления в процессе их социализации. Представлено содержание таких понятий, как психический инфантилизм, социальный инфантилизм, физиологический инфантилизм, психологический инфантилизм и возможные причины, предшествующие их развитию. Также в материале представлены результаты проведенной диагностики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: гедонизм, гиперопека, дефекты воспитания, инфантильность, психический инфантилизм, социальный инфантилизм, физиологический инфантилизм, психологический инфантилизм.

Annotation. The article is devoted to the problem of development of infantilism in children of different etiologies and its manifestations in the process of their socialization. The content of such concepts as mental infantilism, social infantilism, physiological infantilism, psychological infantilism and possible causes preceding their development is presented. The article also presents the results of the diagnosis.

Keywords: hedonism, overprotection, parenting defects, infantilism, mental infantilism, social infantilism, physiological infantilism, psychological infantilism.

Введение. Успешное функционирование многих сфер жизни человечества, таких как культура, наука, образование, искусство и экономика, требуют постоянно развития профессионалов своего дела и улучшения качества жизни населения. Уверенные в себе люди, ответственные и мобильные, способные адекватно оценивать свои возможности и обеспечивать себя - вот те, кто имеет высокую ценность для человечества и его существования. Однако гедонистическая направленности СМИ и других средств связи способствуют появление нового поколения людей. Гедонизм (др.-греч. «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия) [3]. «Нужно жить сегодняшним днем и не думать о том, что будет завтра», «живи для себя» и «жизнь без забот» - основные послания молодым людям и подросткам в социальных сетях, СМИ, платформах для видео и иных источниках получения информации. Несомненно, часть смысла этих утверждений заслуживает внимания, но не стоит все принимать как истину последней инстанции. Молодое поколение, выросшее на контенте такого формата, может не думать о том, что «жизнь для себя» предполагает собой не только эгоцентричную точку зрения о функционировании общества вокруг одного индивида, но и обязанность его перед этим обществом. Поэтому важно формировать состоявшуюся личность с адекватным восприятием мира еще со школьного возраста, т.к. это период, когда ребенок психологически восприимчив разному роду открытий для себя и развития своей личности. В свою очередь, гедонизм перекликается с неким инфантилизмом личности, поэтому рассмотрим его разновидности:

• психический инфантилизм,

• социальный инфантилизм,

• физиологический инфантилизм,

• психологический инфантилизм.

Изложение основного материала статьи. Психический инфантилизм наиболее распространен среди молодежи и подростков. Это проявляется в психофизической незрелости ребенка, которая при дефектах воспитания может способствовать задержке возрастной социализации, а поведение ребенка, будет не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.