Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ НОВЫХ МЕДИА В ЭКОСИСТЕМАХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ИНДУСТРИЯ НОВЫХ МЕДИА В ЭКОСИСТЕМАХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОПАНДЕМИЯ / ИНДУСТРИЯ НОВЫХ МЕДИА / ЭКОСИСТЕМЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Владимир Николаевич

В статье на основе новейших российских и зарубежных источников периода 2020-2021 годов рассматриваются ключевые преимущества новых медиа по сравнению с традиционными СМИ, их влияние на журналистику, связи с общественностью и рекламу, приводятся основные факторы, обеспечившие переход новых медиа на лидирующие позиции в информационном пространстве в период пандемии и новой реальности. Автор подробно исследует специфику формирования архитектуры индустрии новых медиа, выявляет основные причины её постепенной интеграции в IT и финансово-промышленные экосистемы в России и за рубежом. В выводах дается критический анализ наиболее неоднозначных тенденций и острых проблем, с которыми сталкивается индустрия новых медиа в экосистемах, и предлагаются рекомендации по их решению на национальном и международном уровнях. При подготовке статьи были использованы следующие научные методы: эмпирические (изучение источников информации, систематизация и анализ полученных сведений, наблюдение, знакомство с опросами), теоретические (анализ, синтез, классификация, дедукция, индукция, аналогия и абстрагирование), количественные (статистические данные), качественные методы (мнения экспертов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA INDUSTRY IN THE ECOSYSTEMS OF NEW REALITY

Based on the latest Russian and foreign sources from the period 2020 - 2021, the article examines the key advantages of new media compared to traditional media, their impact on journalism, public relations and advertising, and provides the main factors that ensured the transition of new media to a leading position in the information space during the pandemia and new realities. The author examines in detail the specifics of the formation of the architecture of the new media industry, identifies the main reasons for its gradual integration into IT and financial and industrial ecosystems in Russia and abroad. The conclusions provide a critical analysis of controversial trends and the most acute problems faced by the new media industry in ecosystems, and offer recommendations for their solution at the national and international levels. The following scientific methods were used in the preparation of the article: empirical (study of information sources, systematization and analysis of the information obtained, observation, acquaintance with surveys), theoretical (analysis, synthesis, classification, deduction, induction, analogy and abstraction), quantitative (statistical data), qualitative methods (expert opinions).

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ НОВЫХ МЕДИА В ЭКОСИСТЕМАХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 070.1; ББК 76.0; ГРНТИ 19.21; ВАК 10.01.10

Филиппов В.Н.

Москва, Россия

ИНДУСТРИЯ НОВЫХ МЕДИА В ЭКОСИСТЕМАХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье на основе новейших российских и зарубежных источников периода 2020-2021 годов рассматриваются ключевые преимущества новых медиа по сравнению с традиционными СМИ, их влияние на журналистику, связи с общественностью и рекламу, приводятся основные факторы, обеспечившие переход новых медиа на лидирующие позиции в информационном пространстве в период пандемии и новой реальности. Автор подробно исследует специфику формирования архитектуры индустрии новых медиа, выявляет основные причины её постепенной интеграции в 1Т и финансово-промышленные экосистемы в России и за рубежом. В выводах дается критический анализ наиболее неоднозначных тенденций и острых проблем, с которыми сталкивается индустрия новых медиа в экосистемах, и предлагаются рекомендации по их решению на национальном и международном уровнях. При подготовке статьи были использованы следующие научные методы: эмпирические (изучение источников информации, систематизация и анализ полученных сведений, наблюдение, знакомство с опросами), теоретические (анализ, синтез, классификация, дедукция, индукция, аналогия и абстрагирование), количественные (статистические данные), качественные методы (мнения экспертов).

Ключевые слова: новая реальность, инфопандемия, индустрия новых медиа, экосистемы, нормативно-правовое регулирование.

Filippov Vladimir N.

Moscow, Russia

New media industry in the ecosystems of New reality

Abstract. Based on the latest Russian and foreign sources from the period 2020 - 2021, the article examines the key advantages of new media compared to traditional media, their impact on journalism, public relations and advertising, and provides the main factors that ensured the transition of new media to a leading position in the information space during the pandemia and new realities. The author examines in detail the specifics of the formation of the architecture of the new media industry, identifies the main reasons for its gradual integration into IT and financial and industrial ecosystems in Russia and abroad. The conclusions provide a critical analysis of controversial trends and the most acute problems faced by the new media industry in ecosystems, and offer recommendations for their solution at the national and international levels. The following scientific methods were used in the preparation of the article: empirical (study of information sources, systematization and analysis of the information obtained, observation, acquaintance with surveys), theoretical (analysis, synthesis, classification, deduction, induction, analogy and abstraction), quantitative (statistical data), qualitative methods (expert opinions).

Key words: new realities, infopandemia, new media industry, ecosystems, regulatory and legal management.

Новые медиа: предыстория становления, характеристика особенностей, тенденции в условиях турбулентности и новых вызовов

Индустрия новых медиа является одним из ключевых элементов современных экосистем и играет ведущую роль в их продвижении на национальном и зарубежных рынках высокотехнологичных информационно -коммуникационных услуг. Здесь нужно сразу оговориться, что под

индустрией новых медиа нередко понимают использование новейших цифровых средств массовой информации самого последнего поколения, в первую очередь базирующихся на различных Интернет-платформах. Однако многие исследователи считают, что это довольно узкое толкование, в реальности понятие «индустрия новых медиа» гораздо шире и включает в себя помимо Интернет-ресурсов целый ряд других быстро развивающихся структурных составляющих, появляющихся за счет разработки передовых Hi-Tech и IT инноваций в рамках Четвертой промышленной революции, описанной Клаусом Швабом, президентом Всемирного экономического форума в Давосе в одноименной книге [Schwab, 2017].

Список таких инноваций, стимулирующих появление все новых цифровых медиа, постоянно пополняется. На первоначальном этапе он включал следующие компоненты:

- Виртуальная (VR - virtual reality) и дополненная реальности (AR -augmented reality);

- Интернет вещей (Internet of things);

- Искусственный интеллект (AI);

- Большие Данные (Big Data). Облачные технологии провайдеров дата-центров;

- 3d - печать;

- Машинное обучение;

- Робототехника;

- Квантовые технологии и квантовые коммуникации;

- Мобильные технологии;

- Электронные цифровые услуги.

Практически все базовые элементы Четвертой промышленной революции влияют на стремительное развитие новых медиа. Например, искусственный интеллект уже находит широкое применение в беспилотном вождении автомобилей, в системе распознавания лиц (Face ID), телемедицине и голосовых коммуникаторах - помощниках.

К преимуществам новых медиа по сравнению с традиционными СМИ относят следующие показатели:

- Стремительное развитие и совершенствование на базе цифровых технологий, которые по сравнению с аналоговыми дают возможность передавать сигналы без искажений, искать, собирать, сохранять, обрабатывать, копировать и распространять в электронном виде большие объемы полезной информации.

- Интерактивность, обеспечивающая многосторонний диалог и обратную связь (голосование, опросы, анкетирование, рейтинги) с целевыми аудиториями 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, включая коммуникацию в режиме реального времени.

- Мультимедийность, позволяющая в одном информационном сюжете одновременно использовать фото, аудио и видео, инфографику, анимацию, текст, таблицы, статистические выкладки, схемы, рисунки, ссылки, компьютерные игры, что гарантирует максимально полное донесение мультиформатных месседжей и аргументов до целевых аудиторий.

- Точное таргетирование целевых групп и персонализация контента. В отличие от классических СМИ, которые нередко распространяют новостную информацию или рекламу среди второстепенных или нерелевантных аудиторий, цифровые медиа дают возможность селективного подхода за счет точного подбора индивидуальных каналов коммуникации вплоть до геолокации и геотартетинга.

Двусторонняя коммуникация в режиме постоянного диалога выявляет увлечения и интересы гражданина, покупателя, потребителя, избирателя, общественного активиста, что позволяет осуществлять персонализацию контента, адаптируя его под варианты решения их личных проблем или удовлетворения потребностей.

- Глобальность коммуникации. Благодаря всемирной web-паутине коммуникация и взаимодействие с целевыми аудиториями осуществляется одновременно в самых разных точках земного шара. Географический фактор,

рассредоточенность и удаленность пользователей Интернета друг от друга в новой реальности теперь не играют существенной роли [Меньшиков, Юсупова, Филиппов, 2020].

- Неограниченность объема распространяемой информации, разнообразие её форматов и жанров. Взрывное развитие цифровых технологий дает возможность накапливать, обрабатывать, постоянно дополнять, обновлять и рассылать огромные пласты сведений и данных, что было невозможно осуществить в классических СМИ из-за ограниченности тиража, объема издания или времени вещания в эфире.

- Экономическая эффективность и дешевизна сервисов. Стоимость распространения информации через интерактивные каналы новых медиа меньше, чем через рекламу в классических СМИ. Цена одного контакта гораздо ниже через мессенджеры, электронную почту или социальные сети, чем через прямую почтовую рассылку или уличную рекламу.

- Срок жизни информации в новых медиа практически неограничен и может сохраняться сколько угодно долго пока функционируют Интернет в нынешнем виде и хранилища Big Data, что способствует накоплению больших данных, помогая выявлять и всеобъемлюще анализировать глубинные тенденции в развитии долгосрочных событий или явлений в науке, экономике, бизнесе, политике или общественной жизни, делать на их основе прогнозы на перспективу, серьезно перестраивать всю информационно-коммуникационную стратегию, адаптирую её под новую реальность.

- Мультиканальность открывает через digital-платформы и различные приложения мобильных коммуникаций доступ к самым разным стратам и поколениям современного общества. Если еще 2-3 года назад было относительно чёткое деление: для поколений Y и Z основным источником информации служат цифровые медиа, в первую очередь Интернет, электронная почта (E-mail), мобильная связь с мессенджерами и мультимедийные гаджеты, а для поколений 60+ -70+ и старше -

традиционные СМИ. Теперь же цифровые медиа охватывают и старшее поколение.

Архитектура индустрии новых медиа в новой реальности

Несмотря на растущее многообразие информационно -коммуникационных цифровых сервисов, для современных интегрированных коммуникаций (маркетинга, рекламы, связей с общественностью, журналистики) набольший интерес представляют следующие онлайновые ресурсы [Вартанова, 2021]:

Новостные сайты, специализирующиеся на оперативном освещении национальных и международных событий (RBC.ru, Yandex Дзен, Izvestia.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru) и с выкладкой информационных сообщений на новостную ленту или ленту анонсов событий в Интернете.

Телеграмм-каналы (Mash, Baza), включая профессиональный ресурс специалистов в области паблик рилейшнз «Беспощадный пиарщик». Популярность телеграмм-каналов настолько возросла, что классические СМИ практически ежедневно их цитируют, комментируют и ссылаются на их в своих материалах как на вполне надежный источник информации с ярким актуальным информационным поводом. Многие эксперты утверждают, что телеграмм-каналы все больше становятся прямыми конкурентами традиционных информационных агентств, опережая их по оперативности и жанровому многообразию.

Социальные сети: Facebook, TikTok, Instagram, ВКонтакте (VK), Одноклассники (Odnoklassniki)). По количеству подписчиков они превосходят все традиционные СМИ. Например, только у Facebook количество регулярных пользователей в 2021 году составило 2.8 миллиарда в месяц, из них 1.84 миллиарда пользуются сервисом ежедневно [Мэтт Алъгрен, 2021]. Такого массового охвата аудитории нет даже у традиционного телевидения, считающегося самым мощным и самым популярным СМИ. Лидером по количеству скачиваний, как в мире, так и в

России в 2021 году стал китайский TikTok [Контент набирает оплату, 2021].

Блогосфера: Twitter, Livejournal, а также персональные блоги популярных лидеров общественного мнения и активистов, использовавших личные блоги, как социальный лифт (Елена Миро, Юрий Дудь, Артемий Лебедев, Ирина Шихман, Ксения Бородина, Валентин Петухов, Евгений Баженов).

Образовательные платформы онлайнового вещания: Zoom, Coursera, Webinar, Microsoft Teams, Google Meet, Discord, Skype. В период нескольких волн пандемии коронавируса видеоплатформа Zoom стала главным дистанционным образовательным ресурсом, заменив очные занятия в школах, колледжах, институтах и университетах. Её также использовали многие государственные организации и бизнес для совещаний, конференций, брейнстормингов по совместному обсуждению назревших вопросов управления организацией и принятию решений. Фактически в период локдаунов они стали частью системы менеджмента, позволяющие осуществлять взаимодействие между сотрудниками и сохранять коллективы в рабочем режиме.

Стриминговые платформы: Аудио (Spotify, Apple Music, Amazon Music, SoundCloud, Deezer, Яндекс.Музыка, Сберзвук,), Видео (Youtube) и Кино (Netflix, Amazon Prime Video, Kinopoisk, Okko, Ivi, Megago, Амедиатека. Premier и Wink). Последние получили огромную популярность и стали активно конкурировать с традиционной системой показа фильмов в условиях ограничений на посещение кинозалов из-за пандемии коронавируса.

Игровые онлайновые площадки (Twitch, GoodGame, Tencent) с виртуальной или дополненной реальностью (VR/AR) получили в период пандемии огромную популярность, поскольку большинство жителей развитых стран вынужденно оказались дома на самоизоляции, а потоковое вещание компьютерных игр заменило многим живое общение и походы в

развлекательные центры. Фактически компьютерные игры стали не только зоной развлечения, но и самостоятельным каналом коммуникации. Игроки обсуждают новинки, делятся впечатлениями, распространяют ссылки, дают рекомендации и оценки, участвуют в голосованиях и опросах.

Электронные торговые площадки (Marketplace) с онлайновыми каталогами товаров и службами оперативной доставки: международные -Amazon, eBay, AliBaba Group (оптовые поставки) и Ali Express (розница и мелкий опт), крупные российские - Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет. В последние годы эти виртуальные площадки коммуникаций с покупателями получили широкое распространение, жестко конкурируя с традиционными браузерами и магазинами по номенклатуре, оперативности доставки и сервисному обслуживанию.

Электронные почтовые сервисы (электронная почта E-mail): Gmail.com, Outlook.com, Yahoo! Mail, Mail.ru, Яндекс.Почта и другие. Роль почтовых сервисов еще больше возросла в период пандемии, поскольку они стали дополнительным каналом коммуникации в условиях резкого ограничения прямых личных контактов.

Мобильная телефонная связь: на базе двух наиболее распространенных операционных систем - iOS американской компании Apple для смартфонов iPhone и Android американской компании Google для смартфонов других производителей. Каждая из этих операционных систем имеет сервисы (AppStore и Google Play соответственно) для скачивания обширных магазинов приложений (прикладных программ) для удовлетворения самых разных потребностей современной аудитории (игры, фильмы, музыка, книги, каталоги, навигаторы). По данным Statista.com, по итогам I квартала 2021 г. в Google Play было почти 3,5 млн приложений, а у AppStore - около 2 млн [Касми Эльяс, 2021].

Мессенджеры: многофункциональные мобильные смартфоны помимо возможности телефонных звонков, отправки SMS-сообщений и Push-уведомлений обеспечивают коммуникацию через мессенджеры WhatsApp

(принадлежит Facebook), Viber, Telegram, позволяющие мгновенный обмен текстами, фотографиями, стикерами, видео, аудио, электронными документами. В условиях карантинных ограничений из-за пандемии коронавируса мессенджеры стали одним из важнейших каналов общения без браузеров и Интернет-сайтов как альтернативный коммуникационный ресурс.

Голосовые помощники, Умные колонки и чат-роботы: активно развиваются как самостоятельный канал коммуникации. Если чат-боты больше оперируют в формате электронного автосекретаря, отвечая на наиболее часто задаваемые клиентами вопросы по ограниченному кругу тем, то умные колонки (Smart box, Smart station) - голосовые помощники на основе машинного обучения и искусственного интеллекта обладают гораздо большим потенциалом и поэтому представляют интерес для высокотехнологичных компаний.

В последние годы в России получили установленные на смартфонах и компьютерах, на умных станциях виртуальные голосовые помощники различных отечественных экосистем Алиса (Яндекс), Александра (Мосметро), Маруся (Сбер), Олег (Тинькофф), а среди зарубежных Google Assistant, Amazon Alexa, Siri Apple, которые достаточно чётко распознают человеческую речь, имитируют живой диалог, дают ответы на вопросы пользователя в том числе на нестандартные.

Интеграция индустрии новых медиа в экосистемы

В последние годы в России и за рубежом чётко проявилась тенденция, когда мобильные телеком-операторы, крупные Интернет-компании, медиахолдинги, социальные сети, блогосфера, телеграмм-каналы и новостные сайты, производители цифровых устройств объединяются в мощных провайдеров различных информационно-коммуникационных сервисов (супераппы) и на этой основе формируют целые экосистемы. По прогнозу председателя Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной

к 2025 году на экосистемы может прийтись

около 30% от мирового ВВП (60 трлн долларов США) [Набиуллина, 2020].

За рубежом крупнейшие экосистемы формируются на базе транснациональных высокотехнологичных компаний - Google (с YouTube), Facebook (с WhatsApp и Instagram), Apple, Amazon, Microsoft, Twitter. К экосистемам также относят китайские Alibaba Group, Baidu и Tencent, японскую Rakuten, индийскую Jio и Kaspi в Казахстане. В России наибольший вклад в развитие экосистем вносят крупные банки («Сбер», «ВТБ», «Тинькофф Банк»). Свои экосистемы создали «Яндекс» с банком «Акрополь», Mail.Ru Group (VK) с социальными сетями «Одноклассниками» и «ВКонтакте» и «МТС» с МТС банком.

Тяготение российских экосистем к опоре на банковский сектор связно с нехваткой масштабных инвестиций на новейшие исследования и разработки (R&D), на приобретение и внедрение новых технологий, развитие цифровых медиа-стартапов, наем персонала высшей квалификации. Для эффективного решения этой проблемы бизнес-структуры индустрии новых медиа активно развивают взаимодействие с инвестиционными компаниями, крупнейшими банками, заинтересованными в диверсификации бизнеса. С одной стороны, индустрия новых медиа может активно содействовать финансово-промышленному сектору в его продвижении на национальном и международном рынках за счет эффективной информационно-коммуникационной поддержки реализации их бизнес-стратегии в конкурентной среде в условиях турбулентности.

Одновременно банковский сектор, ища эффективное приложение свободным финансовым ресурсам, активно развивает свои экосистемы, в том числе за счет кооперация с индустрией новых медиа. Высокие темпы роста доходов новых медиа от информационных услуг, обширные базы данных, усиление их влияния на деловую, политическую, социальную жизнь делают их привлекательным объектом для инвестирования. В России ярким примеров таких попыток является Сбербанк, который возглавляет в России

движение по созданию экосистем. В сентябре 2020 года он провел ребрендинг, сменив логотип и свое название на «Сбер», тем самым подчеркивая, что его бизнес-модель далеко выходит за рамки чисто банковских услуг [Герман Греф, 2021].

Основные проблемы индустрии новых медиа в экосистемах

Говоря о современных экосистемах, многие эксперты и аналитики достаточно высоко оценивают их достижения в области электронной торговли (E-commerce) и онлайновых сервисах. Однако серьезную критику и дискуссии в разных странах вызывает деятельность флагманов IT-индустрии в информационном пространстве, в первую очередь крупнейших американских транснациональных экосистем Facebook, Google, Amazon, Twitter, Microsoft, Apple.

Пользуясь финансовыми, технологическими и маркетинговыми ресурсами, эти компании обладают исключительными возможностями развиваться опережающими темпами, привлекать клиентов быстрее, чем их конкуренты, которые не входят в экосистемы. Они монопольно устанавливают свои правила игры в области производства новых цифровых гаджетов, информационных технологий, программного обеспечения в мировом масштабе, навязывая неравноправные коммерческие условия сотрудничества, подавляя или скупая конкурентов с уникальными технологиями, определяя направления развития цифровой индустрии в выгодных для себя направлениях, которые нередко далеки от общественных интересов.

По мнению председателя Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной, «та модель создания экосистем, которая сейчас доминирует, может привести к монополизации рынка, а в итоге — как любая монополия, какой бы эффективной она ни начинала, — это может привести к стагнации на рынке технологий в долгосрочной перспективе, замедлению во внедрении инноваций, а это уже угрожает интересам потребителей» [Набиуллина, 2020].

Научный сотрудник Высшей Школы Экономики Анна Позднякова в своём исследовании «Неосознаваемый цифровой монополизм. Как приватность и свобода в массовом порядке были обменены на удобство» отмечает другую опасную тенденцию в деятельности мировых экосистем-монополистов: сбор личных данных пользователей сервисов индустрии новых медиа. Например, «Google способен собирать данные пользователей даже при выключенных настройках мобильного устройства. [Позднякова, 2021].

Естественно, возникает вопрос, как накапливаемые данные будут использоваться IT-монополистами, в каком объеме и каких целях, и не попадут ли они в руки криминальных кругов в результате хакерской атаки, слива данных бывшими сотрудниками, халатности действующих или недостаточной эффективности систем защиты данных.

В 2021 году деятельность IT-монополий вышла далеко за пределы бизнеса, когда они прибегли к введению прямой цензуры на размещаемый пользователями контент. Эксперты Ассоциации по связям с общественностью и коммуникациям (PRCA) Яшшри Соман и Харриссон Маккуин приводят примеры изъятия в январе 2021 года без решения суда и постановлений прокуратуры комментариев тогдашнего президента США Д.Трампа в Facebook, Instagram, Snapchat и Twitter.

По их мнению, «у этих социальных медиа-платформ есть возможность осуществлять полицейские функции в Интернете, запрещая рядовым гражданам фактически участвовать в современной публичной сфере обмена мнениями» [Soman Yashshri, McQueen Harrison, 2021]. Можно утверждать, что эти IT-монополии без мандата общества на всеобщих выборах присвоили себе функции госорганов и право самостоятельно решать, какие идеи, мнения и взгляды могут быть представлены на контролируемых ими цифровых онлайновых ресурсах, а какие блокированы. Некоторые исследователи даже называют это явление «цифровым тоталитаризмом» в глобальном инфопространстве.

Актуальные проблемы и назревшие варианты их решения

Не менее острым является вопрос информационной безопасности в деятельности монополий в экосистемах. По мнению Эльвиры Набиуллиной, «уязвимости, которые возникают при стыковке различных технологий, могут облегчить мошенникам доступ к данным» [Набиуллина, 2020]. Выход видится в создании универсальных правил по регулированию активностей экосистем в цифровом медийном пространстве, чтобы развивать инновационные преимущества, которые они дают, без ущерба, как для отдельных категорий индивидуумов, так и для общества, в целом.

Эту позицию разделяет Анна Позднякова из Высшей Школы Экономики, которая отмечает, что проблема деятельности гигантов индустрии новых медиа является всеобщей для всех цивилизованных стран мира, и поэтому назрела необходимость разработать и внедрить свод стандартов, регламентов или кодекса, касательно нормативно-правового регулирования их деятельности в глобальном цифровом медиа-пространстве, обязательный для всех участников мировых информационно-коммуникационных обменов: «Цифровые рынки глобальны, и решение проблем регулирования цифровых рынков также должно быть глобальным. Логичным шагом на пути противодействия рыночной силе глобальных цифровых платформ станет объединение усилий регуляторов по всему миру в целях интенсификации сотрудничества, выработки единой политики и механизмов регулирования цифровой среды» [Позднякова, 2021].

Обсуждение, доработка и принятие таких всеобщих норм возможны на авторитетном специализированном форуме под эгидой, скажем, ООН, с привлечением большинства ведущих стран мира, вовлеченных в глобальные информационные обмены в цифровой среде (по примеру принятого в 1997 году и вступившего в силу в 2005 году Киотского протокола по сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли и

противодействию глобальному потеплению). Вполне подобный подход может быть использован в придании цивилизованного и управляемого

характера рынку цифровых сервисов и функционированию новых медиа в экосистемах на благо общественного прогресса.

Выводы

Пандемия коронавируса не только привела к турбулентности на рынках и политической жизни, но и сформировала новую реальность в информационном пространстве, когда главным каналом общения стали новые медиа. Соответственно это требует пересмотра ключевых параметров технологий коммуникации:

- полное обновление информационно-коммуникационных стратегий, в которых приоритет отдается индустрии новых медиа, а традиционные СМИ отходят на второй план. При этом, учитывая большую эффективность цифровых медиа, кардинальному пересмотру подлежат принципы бюджетирования и современного медиапланирования, которые необходимо адаптировать под специфику функционирования, масштаб и форматы цифровых каналов коммуникации [Холод, 2021].

- в учебные программы подготовки специалистов в области интегрированных коммуникаций целесообразно включить такие дисциплины, как «Индустрия новых медиа и информационно-коммуникационные экосистемы», «Стратегии коммуникаций в цифровую эпоху», а также «Жанры и форматы новых медиа» с их «народной» или «гражданской» журналистикой, активно конкурирующей с традиционными СМИ.

- нормативно-правовое регулирование индустрии новых медиа должно осуществляться как на глобальном уровне на основе межгосударственных договоренностей, так и на основе национального законодательства, учитывающего специфику, традиции и культуру каждой страны с привлечением профессионального сообщества (IPRA, IABC, РАСО, АПСО).

- принимая во внимание глобальные сбои в работе Facebook, Instagram, WhatsApp, Telegram в октябре 2021 года, активнее развивать и

использовать в интегрированных маркетинговых коммуникациях национальные социальные сети, блогосферу, телеграмм-каналы и образовательные видеоплатформы типа «Сферум», обеспечивающие гарантированные бесперебойные и независимые коммуникации от западных ИТ-гигантов в масштабах России [Демешин, 2021].

Библиография

Греф Г. Интервью РБК: Государство легко расправится с любой экосистемой. 22 апреля 2021 года. URL: https://www.rbc.ru/business/22/04/2021/6078c35c9a79470cc01eb1b4 (дата обращения 14.09.2021)

Демешин С.В. Российская видеоплатформа «Сферум» может стать удобнее известного сервиса Zoom. Яндекс Дзен, 07 апреля 2021 года. URL: https://zen.yandex.ru/media/info law society/rossiiskaia-videoplatforma-sferum-mojet-stat-udobnee-izvestnogo-servisa-zoom-606d9858a133670139d5e46b. (дата обращения 14.09.2021) Касми Э. Google поплатится за нетерпимость к конкурентам, или как главный поисковик мира пытался уничтожить магазин приложений Samsung. Электронный ресурс Cnews.ru. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-07-09 google osudyat za neterpimost (дата обращения 14.09.2021)

Контент набирает оплату. Почему потребители стали чаще покупать продукты соцсетей и стримингов. "Коммерсантъ FM", 06.09.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4976078 (дата обращения 14.09.2021)

Медиасистемы России. Учебник.2-е изд., испр. и доп. Под редакцией Е.Л. Вартановой. Аспект Пресс. М. 2021. 424 с.

Меньшиков П.В., Юсупова Е.Е., Филиппов В.Н. и другие. Информационно-коммуникационные технологии третьего тысячелетия. Москва: МГИМО -Университет, 2020. - 460 с.

Мэтт А. 35+ Facebook. Статистика и факты для 2021. URL: http:// https://www.websitehostingrating.com/ru/facebook-statistics (дата обращения 14.09.2021)

Набиуллина Э. Выступление на съезде Ассоциации банков России 3 сентября 2020 года. Официальный сайт Банка России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=8076 (дата обращения 14.09.2021)

Позднякова А. Неосознаваемый цифровой монополизм. Как приватность и свобода в массовом порядке были обменены на удобство. Коммерсантъ, 19.08.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4947051 (дата обращения 14.09.2021)

Холод Я.. Рекламный рынок 2021: технологии и каналы, которые меняют индустрию. 20.03.2021. Электронный ресурс Cossa.ru. URL: https://www.cossa.ru/trends/284699/ (дата обращения 14.09.2021)

Цукерберг запустил сервис для собраний в виртуальной реальности. Электронная газета «Известия», 20 августа 2021 года. URL: https://iz.ru/1209916/2021 -08-20/tcukerberg-zapustil-servis-dlia-sobranii-v-virtualnoi-realnosti (дата обращения 14.09.2021)

Schwab K. (2017) The Fourth Industrial Revolution. First edition. Crown Business Publishing Group, a division of Penguin Random House. New York, USA. 192 pp.

Soman Y., McQueen H. (2021) The Price for free speech? Big tech tackles freedom of expression. [Электронный ресурс] / Yashshri Soman & Harrison McQueen // PRCA. January 24. URL: /https://www.prca.org.uk/price-free-speech-Big-tech-tackles-freedom-expression. (дата обращения 14.09.2021)

Sudhaman A. (2020) We Are All Virtual Now: Is Remote Working the Future for Agencies? PRovoke online journal. London, UK, 03 April. URL: https://www.provokemedia.com/latest/article/'we-are-all-virtual-now'-is-remote-working-the-future-for-agencies (дата обращения 14.09.2021)

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Algren Matt. 35+ Facebook. Statistics and facts for 2021. URL: http:// https://www.websitehostingrating.com/ru/facebook-statistics

Demeshin S. Rossiyaskaya videoplatforma «Spherum» mozhet stat' udobneyee servisa Zoom. Yandex Dzen [Russian video platform «Spherum» might become more convenient for the well-known Zoom service]. Yandex Dzen electronic news resource.07.04.2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/rossiiskaia-videoplatforma-sferum-mojet-stat-udobnee-izvestnogo-servisa-zoom-606d9858a133670139d5e46b.

Gref German. Interview for RBC news agency: Gosudarstvo legko raspravitsa s lyuboi ekosistemoi [The state will easily take over any ecosystem], 22.04.2021. URL: https://www.rbc.ru/business/22/04/2021/6078c35c9a79470cc01eb1b4

Kasmi E. Google poplatitsa za neterpimost' k konkurentam, ili kak glavny poiskovik mira pytalsya unichtozhit' magazine prilozheniy Samsung [Google will pay for intolerance to competitors, or how the world's main search engine tried to destroy the Samsung app store] Cnews.ru.electronic resources. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-07-09_google_osudyat_za_neterpimost

Schwab Klaus. The Fourth Industrial Revolution. First edition. Crown Business Publishing Group, a division of Penguin Random House. New York, NY. USA, 2017. 192 pp.

Content nabirayet oplatu. Pochemu potrebitli stali chashche pokupat' produkty sotssetei I strimingov [The content is gaining payment. Why consumers have become more likely to buy products from social networks and streaming resources]. The Commersant FM daily electronic resource. 06.09.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4976078

Kholod Ya. Reklamny rynok 2021: tekhnologhii i kanali, kotoriye menyayut industriyu. [Advertising market 2021: technologies and channels that are changing the industry]. 20.03.2021. Cossa.ru. electronic resource. URL: https://www.cossa.ru/trends/284699/

Mediasistemy Rosiyii [Media systems of Russia. Textbook. 2nd edition., corrected and added]. Edited by E.L. Vartanova. Aspekt Press Publishing House. Moscow. 2021. 424pp.

Menshikov P, Yusopva E, Filipppov V. and others. Informatsyonno-kommunikatsyonnye tekhnologhii tretyego tysyacheletiya [Information and communication technologies of the third millennium]. Moscow. MGIMO University Publishing House.2020. 460 pp.

Nabiullina E. Vystuplenie na syezde assotsiatsiyii bankov Rossiyi. [Speech at the Congress of the Association of Banks of Russia on September 3, 2020]. Official website of the Bank of Russia 3.09.2020. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=8076

Pozdnyakova A. Neosoznavayemiy tsifrovoi monopolism. Kak privatnost' I svoboda v massovom poryadke byli obmeneny na udobstvo. [[Unconscious digital monopolism. How privacy and freedom were massively exchanged for convenience]. The Commersant daily newspaper. 19.08.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4947051

Soman Yashshri, McQueen Harrison. The Price for free speech? Big tech tackles freedom of expression. [The Public Relations and Communications Association official web site]/ Yashshri Soman & Harrison McQueen // PRCA.January 24, 2021. URL: /https://www.prca.org.uk/price-free-speech-Big-tech-tackles-freedom-expression.

Sudhaman Arun. We Are All Virtual Now: Is Remote Working the Future for Agencies? PRovoke online journal. London, UK, 03 April 2020. URL:

https://www.provokemedia.com/latest/article/'we-are-all-virtual-now'-is-remote-working-the-future-for-agencies

Mark Zuckerberg zapustil servis dlya sobraniy v virtualnoi realnosti. [Zuckerberg has launched a service for meetings in virtual reality]. The Izvestia electronic daily newspaper. 20.08.2021. URL: https://iz.ru/1209916/2021-08-20/tcukerberg-zapustil-servis-dlia-sobranii-v-virtualnoi-realnosti

Сведения об авторе

Филиппов Владимир Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Медийной политики и связей с общественностью факультета Международной журналистики, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО Университет),

v. n. filippov@my.mgimo. ru.

Vladimir N.Filippov, Ph.D in history, associate professor, chair of Media policies and Public relations of International Journalism Department, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), v. n. filippov@my.mgimo. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.