Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОПАДЕМИЯ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ / БИЗНЕС-КОММУНИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Владимир Николаевич

В статье анализируется обоснованность введения новых учебных дисциплин в системе подготовки специалистов в области коммуникаций в связи со стремительной трансформацией коммуникационных стратегий под воздействием взрывного развития цифровых технологий и внедрением достижений Четвертой промышленной революции. Предметом отдельного изучения стало увеличение влияния в интегрированных коммуникациях новых медиа, вытесняющих в информационном пространстве классические СМИ с традиционной журналистикой. Активное продвижение «гражданской» или «народной журналистики», кардинально отличающуюся по жанровой специфике, стилистике и формату от журналистики, преподаваемой в классических университетах, привело к созданию в PR-службах подразделений по взаимодействию с социальными медиа, блогосферой и телеграмм-каналами. В выводах внимание уделено квалификационным требованиям и профессиональным стандартам специалистов, способных эффективно использовать гибридную модель коммуникаций (СМИ и индустрия цифровых медиа) в новой реальности. В заключение делается вывод о том, что растущий запрос на новое поколение бизнес-коммуникаторов, обладающих навыками, знаниями и компетенциями, которые соответствуют рыночным реалиям цифровой эпохи, требует обновления учебных программ профессиональной подготовки журналистов, пресс-секретарей и PR-специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE HELD OF BUSINESS COMMUNICATION FOR A NEW REALITY

The article analyzes the feasibility of the introduction of new academic disciplines in the specialists’ education system in the field of communications caused by the rapid transformation of communication strategies under the influence of the explosive development of digital technologies and practical application of the achievements of the Fourth Industrial Revolution. The paper focuses specifically on the increase in the influence of new media in integrated communications, which oust classical media and traditional journalism out the information space The active promotion of "citizen" or "people's journalism", which is radically different in genre specifics, style and format from journalism taught in classical universities, led to the creation of divisions in PR services, responsible for interaction with social media, the blogosphere and telegram channels. In the concluding part, attention is paid to the qualification requirements and professional standards of specialists who are able to effectively use the hybrid model of communication (the media and the digital media industry) in the new realities. In conclusion, the growing demand for a new generation of business communicators with skills, knowledge and competencies that meet the market realities of the digital age requires updating the training programs for journalists, press secretaries and PR specialists.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 070.1 ББК 76.0 ГРНТИ 19.21 ВАК 10.01.10

Филиппов В.Н.

Москва, Россия

Ключевые проблемы подготовки специалистов в области бизнес-коммуникаций для новой реальности

Аннотация. В статье анализируется обоснованность введения новых учебных дисциплин в системе подготовки специалистов в области коммуникаций в связи со стремительной трансформацией коммуникационных стратегий под воздействием взрывного развития цифровых технологий и внедрением достижений Четвертой промышленной революции. Предметом отдельного изучения стало увеличение влияния в интегрированных коммуникациях новых медиа, вытесняющих в информационном пространстве классические СМИ с традиционной журналистикой. Активное продвижение «гражданской» или «народной журналистики», кардинально отличающуюся по жанровой специфике, стилистике и формату от журналистики, преподаваемой в классических университетах, привело к созданию в РЯ-службах подразделений по взаимодействию с социальными медиа, блогосферой и телеграмм-каналами. В выводах внимание уделено квалификационным требованиям и профессиональным стандартам специалистов, способных эффективно использовать гибридную модель коммуникаций (СМИ и индустрия цифровых медиа) в новой реальности. В заключение делается вывод о том, что растущий запрос на новое поколение бизнес-коммуникаторов, обладающих навыками, знаниями и компетенциями, которые соответствуют рыночным реалиям цифровой эпохи, требует обновления учебных программ профессиональной подготовки журналистов, пресс-секретарей и РЯ-специалистов.

Ключевые слова: новая реальность, инфопадемия, система профессиональной подготовки, цифровые навыки и компетенции, бизнес-коммуникаторы .

Filippov V.N.

Moscow, Russia

Key problems of training specialists in the field of business communication for

a new reality

Abstract. The article analyzes the feasibility of the introduction of new academic disciplines in the specialists' education system in the field of communications caused by the rapid transformation of communication strategies under the influence of the explosive development of digital technologies and practical application of the achievements of the Fourth Industrial Revolution. The paper focuses specifically on the increase in the influence of new media in integrated communications, which oust classical media and traditional journalism out the information space The active promotion of "citizen" or "people's journalism", which is radically different in genre specifics, style and format from journalism taught in classical universities, led to the creation of divisions in PR services, responsible for interaction with social media, the blogosphere and telegram channels. In the concluding part, attention is paid to the qualification requirements and professional standards of specialists who are able to effectively use the hybrid model of communication (the media and the digital media industry) in the new realities. In conclusion, the growing demand for a new generation of business communicators with skills, knowledge and competencies that meet the market realities of the digital age requires updating the training programs for journalists, press secretaries and PR specialists.

Keywords: new realities, infopademia, professional training system, digital skills and competences, business communicators.

Постановка проблемы

Подготовка данной статьи осуществлялась на основе достаточно большого пласта фактического материала, использовались методы анализа, системный подход, исторический метод, изучение и обобщение, сравнение, индукция и дедукция, аналогия и классификация.

Для исследования был взят временной промежуток 2019-2021 годов, когда взрывное развитие цифровых технологий, Четвертая промышленная революция, пандемия коронавируса с её ограничениями и локдаунами совпали по времени настолько быстро и в глобальном масштабе, затронув все слои общества, экономику, политику, менеджмент, финансы, человеческие отношения, структуру личности и межличностные коммуникации. Их глубокие последствия еще до конца не осознаны, достаточно непроанализированы и не освещены в научной литературе. Данная статья является вкладом в изучение данной актуальной проблемы, поскольку затрагивает как интегрированные коммуникации, так и медийное пространство в целом. Её основная часть базируется на использовании современных источников и литературы, включая материалы в СМИ, исследования ведущих российских и международных ученых и экспертов самого последнего времени.

В этот период выделяют несколько значимых факторов, кардинально меняющих весь комплекс коммуникаций за счет широкого внедрения цифровых технологий, искусственного интеллекта (AI), Интернета вещей (Internet of things), робототехники, больших данных (Big Data), облачных технологий и цифровых платформ, AR/VR (дополненной и виртуальной реальности), квантовых вычислений, робототехники, машинного обучения, бионейротехнологии и блокчейна [Шваб, 2016].

Результаты исследований

Формирование новой реальности было резко ускорено пандемией коронавируса с её ограничениями на офлайновое прямое личное общение, запретами на массовые публичные акции и глобальным уходом в онлайн-

коммуникации, что круто изменило ранее сложившийся общий баланс медиаканалов, используемых в ивент-маркетинге, промо-акциях, паблик рилейшнз и рекламе. До минимума сократились межличностные коммуникации в учебных заведениях, на выставках, пресс-мероприятиях, конференциях, развлекательных шоу и публичных презентациях. Серьезно пострадали (а некоторые даже начали разоряться) компании, специализировавшиеся на ивент-менеджменте в культуре, индустрии развлечений, туризма, гостеприимства, общественного питания и на авиаперевозках [Меньшиков, 2020].

Серьезно пострадала и медиаиндустрия: доля некоторых классических СМИ, и без того переживавших нелегкие времена из-за взрывного развития и внедрения цифровых технологий (в первую очередь газет, журналов, книгоиздательского дела, информационных агентств, традиционного ТВ и кино), продолжила сокращаться в инфопространстве в ускоренном темпе.

В целом же можно сказать, что классические медиа в последние годы все больше становятся аутсайдерами в информационных потоках, уступая свою долю индустрии новых медиа. Преимущества СМИ старого поколения (государственное субсидирование, квалифицированный штат сотрудников, современное высокотехнологичное оборудование, система верификации фактов, стандарты профессиональной журналистики, представленность в регионах и доступность контента) уже не дают должного эффекта. Пандемия лишь резко ускорила ранее начавшийся процесс перераспределения карты медиаканалов. На первый план в коммуникационных стратегиях вышли медиа на базе цифровых технологий и онлайновых платформ, которые со временем превратились в универсальные каналы информационных обменов между огромными аудиториями.

Если совсем недавно через Интернет-ресурсы общались в основном молодежь и лица среднего возраста (поколения X, Y, Z), то из-за карантинных ограничений и тотальных локдаунов в коммуникацию с помощью цифровых медиа оказались вовлечены даже группы категорий 60+

и 70+ и старше, для которых раньше главным источником информации всегда были классические СМИ. Аудитория только соцсети Facebook в 2021 году насчитывала более чем 1.84 млрд. активных ежедневных пользователей [Алъгрэн, 2021]. Ни одно классическое СМИ не может соревноваться с ним по охвату аудитории.

Онлайновая модель коммуникаций вышла на лидирующие позиции в медиапространстве, поскольку обладает рядом конкурентных преимуществ: массовый охват аудиторий в глобальном масштабе, интерактивность на основе диалога, мультимедийность (в одном информационном сюжете могут быть представлены текст, фото, видео, анимация, инфографика, компьютерная игра, ссылки и т.д.), мультиканальность на разных платформах, прямая персональная адресность, высокая скорость обмена информацией (вплоть до режима реального времени), оперативная обратная связь, небольшая стоимость донесения месседжей и, наконец, независимость от пандемийных ограничений [Меньшиков, Юсупова, Новикова, Филиппов и др., 2020]. Это позволяет вести интерактивное общение 24 часа в сутки, 7 дней в неделю в неограниченном объеме, независимо от места проживания, работы, учебы или досуга.

Наибольший интерес к возможностям индустрии новых медиа проявляют коммерческие структуры, реализующие свою продукцию или услуги массовому потребителю на регулярной основе в условиях острой конкуренции, когда прямая реклама и новостные сюжеты в классических СМИ не позволяют получить нужного эффекта по охвату аудиторий, стимулированию интереса к бренду, донесению его конкурентных преимуществ, что, в конечном итоге, не завершается покупкой. Глубокие перемены в социуме, формирование новых общественных запросов и предпочтений, новые форматы общения, стандарты, стиль и образ жизни серьезно затронули такие сектора как FMCG (индустрия товаров повседневного спроса), HoReCa (индустрия общественного питания и гостеприимства), индустрия красоты и модельный бизнес, индустрия

развлечений, производство высокотехнологичной (Hi-Tech и IT) продукции и т.д. [Умаров, 2009].

С точки зрения современного маркетинга, для этих отраслей бизнеса — первичная (минимальная цель) и вторичная (медианная цель) покупки — только начало коммуникации. Острая конкуренция заставляет производителей, торговые и сервисные компании делать основную ставку на длительные отношения с постоянным потребителем, лояльным членом Клуба поклонников бренда (стандартная цель) по схеме: знание о бренде и его производителе - осведомленность о потребительских качествах и конкурентных преимуществах - интерес к бренду - отношение (позитивное, негативное, нейтральное) - намерение купить товар - лояльность и сотрудничество [Умаров, 2019].

Такое взаимодействие с покупателями (потребителями) подразумевает постоянный прямой межличностный диалог, оперативные комментарии, обмен мнениями, новостями, проведение презентаций и тестирование новинок, вовлечение в промоакции и программы поощрения верности торговой марке, что почти невозможно обеспечить с помощью только традиционных СМИ.

Арсенал каналов общения и взаимодействия в маркетинге, рекламе, связях с общественностью включает помимо классических СМИ компьютерные сети, мобильную связь и мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber, Skype), подкасты, немедийные коммуникации и обширные Интернет— ресурсы, обеспечивающие прямой выход на глобальные аудитории.

Интерактивное общение во всемирной паутине в режиме онлайн идет через блогосферу (Twitter, Livejournal, персональные блоги лидеров общественного мнения и влиятельных активистов с большим числом подписчиков), социальные сети (Facebook, TikTok, Instagram, Vkontakte, Одноклассники), развлекательные ресурсы (Kinopoisk, Cosmopolitan, Vogue, Антиглянец), телеграмм-каналы (Mash, Baza, Беспощадный пиарщик, Незыгарь), новостные ленты (Yandex Дзен, Lenta.ru, Izvestia.ru, Vz.ru),

онлайн—кинотеатры (Netflix, Okko, Ivi, Megogo, Amediateka, Wink), образовательные видеоплатформы (Coursera, Zoom, Webinar, Microsoft Teams).

Сформировались популярные мультиканальные онлайновые платформы, объединяющие сообщества пользователей Интернет-ресурсов: ютуберы (YouTube), твиттериане (Twitter), инстаграммеры (Instagram), фейсбушники (Facebook), тиктокеры (TikTok), телеграммеры (активисты телеграмм каналов), геймеры и стимеры (сообщества поклонников компьютерных игр) и т.д.

Эта огромная и влиятельная когорта Интернет-активистов не только получает и анализирует контент, поступающий с разных онлайновых платформ и из традиционных СМИ. Они еще сами генерируют собственные месседжи, с личной позицией или оценкой, нередко пересылают друзьям и знакомым чужие комментарии с мнениями, которые они разделяют, активно распространяя этот контент в медийном пространстве и определяя проблематику дискуссий. Причем повестка дня и мнения этих влиятельных онлайновых сообществ нередко кардинально отличаются от тематики, позиции и принципов работы в медиапространстве классических СМИ.

Исследователь Вартанова Е.Л. в этой связи делает вывод, что «традиционная рекламная бизнес-модель явно переживает кризис, переставая приносить медиапредприятиям столь высокие доходы, как ранее, сами потребители в условиях информационной избыточности все меньше платят за редакционный контент, а массовая аудитория фрагментируется и распадается на небольшие сообщества, выбирая контент не столько в соответствии со своими политическими предпочтениями, сколько в соответствии с интересами в самых разных аспектах стиля жизни, досуга, сугубо индивидуальных запросов» [Вартанова, 2017].

Рост влияния индустрии новых медиа на общественную жизнь, политику и бизнес столь стремительно вырос в период пандемии, что практически все коммерческие структуры были вынуждены, что называется

«на ходу», пересматривать в 2020 году базовые параметры медиапланов и информационно-коммуникационных стратегий брендов: рекламные блоки, пресс-мероприятия, генерация новостных поводов для журналистов, организация акций оперативно дополняются интеграцией с Интернет-сообществами: влиятельными блогерами-инфлюенсерами, лидерами общественного мнения, экспертами, фан-клубами, волонтерами, которые становятся эффективными проводниками информационной политики коммерческих структур через систему цифровых медиа [Умаров, 2019].

Диалог с новым поколением влиятельных стейкхолдеров из всемирной паутины потребовал пересмотра функционала и штатного расписания в корпоративных PR и пресс-службах: были введены должности менеджера по продвижению брендов в социальных сетях (SMM-менеджер), менеджера по формированию и развитию лояльных сообществ бренда (Community relations менеджер), менеджера по долгосрочным связям с клиентами (CRM - client relationships manager), а также менеджера по управлению репутацией (Chief reputation officer). В ряде организаций, оказавшихся в трудной ситуации из-за коронавирусных ограничений, дополнительно была создана должность менеджера по антикризисным мероприятиям (Crisis management менеджер), который стал работать на постоянной основе, а не от кризиса к кризису.

Одновременно произошла рокировка приоритетности целевых аудиторий. Если раньше на первом месте в PR по значимости находились традиционные СМИ (взаимодействие с журналистами занимало до 70% рабочего времени), то на рубеже 2020 — 2021 годов на их место начали претендовать телеграмм—каналы, социальные сети и блогосфера с активистами онлайновых сообществ (микро- и наноинфлюенсерами, имеющими сотни тысяч, миллионы и даже десятки миллионов подписчиков. Их «народная» или «гражданская» журналистика все более уверенно конкурирует с профессиональной журналистикой [Умаров, 2009].

На второе место по значимости вышли покупатели и потребители, что отражает резко возросшую роль маркетинга в системе общего менеджмента,

нацеленного, в первую очередь, на обеспечение бесперебойной реализации продукции и услуг в условиях кризисных явлений, вызванных пандемией, во имя выживания бизнеса. Фактически маркетинг начинает приобретать главенствующую роль в расстановке приоритетов информационно-коммуникационных стратегий новой реальности.

На третьем месте — чиновники властных структур, поскольку от финансовой и организационно-технической поддержки государства в значительной степени зависит способность противостоять кризису и выйти из него с минимальными потерями.

Вместе с тем надо иметь в виду, что классические средства массовой информации — это предприятия малого, среднего и большого бизнеса, которые собирают и накапливают информацию, её систематизируют и анализируют, на её основе готовят в разных жанрах и форматах информационный продукт: статьи, видео и радиорепортажи, обзоры, интервью, комментарии, прогнозы и т.д. Конкуренция в информационном пространстве вынуждает их также приспосабливаться к новой реальности. Часть печатных изданий в России и за рубежом создали свои почти «зеркальные» копии в Интернете. Скажем, второй по популярности американский журнал "Newsweek" с 31 декабря 2012 года перешел полностью на цифровой формат под названием Newsweek Global. Многие российские газеты создают электронные аналоги: kp.ru («Комсомольская правда»), mk.ru («Московский комсомолец»), kommersant.ru («Коммерсант»), vedomosti.ru («Ведомости»), aif.ru («Аргументы и факты») и т.д.

Также в цифровом формате теперь многотомные Британская Энциклопедия, Большая Советская и Большая Российская Энциклопедии (БСЭ). Радиостанции помимо трансляции своих программ в режиме реального времени на сайтах в Интернете, активно продвигают подкасты топовых передач, которые можно слушать в удобное время вне сетки вещания. Традиционная печатная книга теперь имеет несколько аналогов: электронная книга, аудиокнига и онлайновое чтение. На смену различного

рода информационным справочникам и «Желтым страницам» пришли «Википедия» и онлайновые поисковые системы (Google, Baidu, Bing, Yahoo, Yandex, Mail.Ru, Rambler). Традиционное ТВ с линейным вещанием успешно заменяется catch up TV on demand (телевидение по запросу, позволяющее не зависеть от программы передач и выбирать только интересные телепродукты).

Работа практически всех новых специалистов в области внутренних и внешних коммуникаций предусматривает активную вовлеченность в онлайновое общение через Интернет-ресурсы. Однако помимо упомянутых выше преимуществ, Интернет принес много вызовов и проблем. Некоторые из них носят долговременный и принципиальный характер, что необходимо учесть в системе профессиональной подготовки.

Одна из ключевых проблем — высокая доля непроверенных или заведомо ложных сведений, поскольку многие пользователи всемирной паутины не утруждают себя проверкой излагаемых данных, что приводит к недоразумениям, скандалам и судебным искам. В этом плане более выигрышно смотрятся информационные материалы в традиционных СМИ, где, как правило, работает внутренняя система проверки данных (fact checking), за аутентичность контента отвечает его автор, главный редактор и редакция в целом. В соответствии с Законом о СМИ, Законом о рекламе, Уголовным Кодексом и другими законами, распространение сведений, порочащих честь и достоинство, можно оспорить в суде, получить при выигрыше финансовую компенсацию и публикацию опровержения с извинениями. В онлайновых медиа велика доля субъективных точек зрения, информационных пузырей, которые авторы прикрывают общим тезисом «Я так вижу», «Это моё личное оценочное суждение» и т.д.

Фактически сейчас сложилось два языка общения в Интернете: на основе литературного языка образованной публики (его используют качественные онлайновые медиа, научные круги, преподаватели) [Вырковский, Шароян, 2015], и повседневный онлайновый язык с большим

числом специфического сленга и заимствований из иностранных языков (в первую очередь из искаженного английского —хайп, лайфхак, мемы, хейтеры, троллинг и т.д.). Очень часто тексты в них далеки от норм русского языка, изобилуют большим числом стилистических, орфографических и синтаксических ошибок, что снижает общий интеллектуальный уровень и культуру общения. Попадают на различные форумы, в блоги и социальные сети также тексты с ненормативной лексикой, что компрометирует Интернет как современный, общедоступный и демократичный ресурс сбора, распространения и обмена информацией, способный на равных конкурировать с качественной журналистикой.

Большинство экспертов в России и зарубежных странах при всей разности их позиций сходятся во мнении, что на международном уровне возникла объективная необходимость принятия универсального нормативно-правового кодекса активностей в Интернете на основе законов и принципов саморегулирования, что поможет более эффективно бороться с фейками, хакерскими атаками, хищениями личных данных или ложными новостями (fake news).

Выводы

Анализ вышеизложенных тенденций в формировании гибридной системы интегрированных коммуникаций (традиционные СМИ, Интернет-ресурсы, немедийные и прямые вербальные коммуникации) позволяет сформулировать следующие выводы относительно усовершенствования системы профессиональной подготовки коммуникаторов, способных быстро адаптироваться и эффективно работать в условиях новой реальности:

1. Помимо повседневного круга обязанностей — коммуникатор, копирайтер, спичрайтер (с журналистскими навыками), советник по информационно-коммуникационным вопросам, спикер, модератор, знаток делового протоколов, переговорщик, ивент-менеджер — добавились новые, включая функции стратегического координатора взаимодействия с другими подразделениями: HR (работа с сотрудниками), операционные подразделения

(маркетинг, отдел продаж), реклама, пресс-служба, служба протокола и служба безопасности (вопросы информационной безопасности).

2. Фактически разрушается длительное время существовавшее доминирование классических СМИ (телевидения и прессы) в инфопространстве. На лидирующие позиции вышла индустрия новых цифровых медиа как основа современных интегрированных коммуникаций.

3. Президент Ассоциации Всемирного форума коммуникаций (WFCA) Максим Бехар предсказывает: «Организация офлайн событий уходит в прошлое. События последних месяцев доказали, что одно онлайновое событие даёт гораздо больший эффект, чем такое же на обычной пресс-площадке. Более того, оно позволяет экономить время, деньги и усилия на логистику. Для организации качественного события, например, с интересной темой, гарантированным участием влиятельных спикеров и хорошо структурированной базой данных по его итогам, вам понадобится в Zoom всего несколько часов» [Behar, 2021]. Соответственно, PR-специалисты, работающие в области media relations, теперь вынуждены пересматривать медиапланы и информационные стратегии, резко увеличив внимание Интернет-сообществам как каналу коммуникации и одновременно мощному инструменту воздействия на целевые аудитории [Henricks, 2020]. Взаимодействие с ЦА в онлайне требует определенных знаний и компетенций: здесь свой язык и стиль общения, другие форматы контента, и само общение может осуществляться круглосуточно вне обычного графика рабочего дня. Выпускник факультетов и отделений по связям с общественностью должен не только свободно ориентироваться в Интернет-ресурсах и платформах, но и способен производить соответствующий мультимедийный контент, обладая навыками журналиста, дизайнера, фотографа, видео и аудиооператора в цифровом формате (digital skills). Эксперт по стратегическим коммуникациям Ассоциации по связям с общественностью и коммуникациям (PRCA) Джулио Ромо в статье «Тренды в 2021 году» предсказывает, что «мы станем свидетелями продолжающегося

роста доли видеоконтента: взгляните на успех социальных сетей TikTok и Instagram и вы убедитесь, какой контент сейчас наиболее популярен среди потребителей» [Romo, 2021]. Сюда следует добавить навыки и компетенции, позволяющие уверенное общение с ключевыми Интернет-сообществами: творческая разработка и управление Интернет-ресурсами (сайт, блог, форум, видеоплатформа), свободное использование компьютерных программ (цифровой дизайн и инфографика, текстовые редакторы, работа с Большими Данными, использование систем SEO), мессенджеров мобильной связи и знание профессиональной терминологии на английском языке.

4. Резко возросшее влияние операционных подразделений коммерческих структур на информационно-коммуникационную стратегию, формирует обязательное знание основ современного маркетинга и немедийных коммуникаций цифровой эпохи (событийный маркетинг, прямой маркетинг, телемаркетинг, партизанский маркетинг и т.д.), что должно быть соответствующим образом отражено в учебных программах подготовки коммуникаторов нового времени.

5. Учитывая тот факт, что PR-департамент любой организации является частью её системы управления, его будущие сотрудники обязаны владеть основами информационной безопасности для уверенной работы в Интранете и Экстранете, чтобы нейтрализовать ущерб от мощного потока fake news, распространяемого через новые медиа в формате инфопадемии [Ершова, 2020].

6. Взрывное развитие цифровых технологий и стремительный переход на онлайн-коммуникации в Интернете, где закрепились такие гиганты как Google, Facebook, Microsoft, Alphabet, Apple, Twitter, обусловили в России и в зарубежных странах объективную потребность упорядочения и нормативно-правового регулирования деятельности этих монополистов, нередко нарушающих национальное законодательство различных государств и выступающих в роли цензоров даже в самих США. Соответственно на современных коммуникаторов возлагается обязанность хорошего знания

законов, подзаконных актов и постановлений, регулирующих информационно-коммуникационную деятельность как в отдельной стране, так и на международной арене.

7. Переход в современный цифровой формат части классических СМИ (газеты и журналы) позволяет им не только удержать читательскую аудиторию, но и сохранить профессиональные стандарты качественной журналистики (литературный язык, система подбора источников и верификации информации, корпоративная ответственность и этика) в противовес издержкам «народной журналистики» в Интернете.

Данные выводы носят промежуточный характер и требуют дальнейшего осмысления и развития, поскольку пандемия коронавируса не завершилась, а Четвертая промышленная революция выходит на очередной этап своего развития, включая активное внедрение в интегрированные маркетинговые технологии элементов искусственного интеллекта и роботизации, что открывает уникальные возможности для коммуникаторов в ближайшей перспективе.

Библиография

Вартанова Е.ЛМеняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Язык и литература. 2018. Т. 15. Выпуск 2. С. 186-196.

Вырковский А.В., Шароян С.В. Критерии воспринимаемого качества журналистских материалов (на примере деловых СМИ) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. №1, 2015. Дата обращения 29.05.2021. Режим доступа: Ь11р8://уе81п1к.]оигп.ш8и.ги/Ьоок8/2015/1/кг11ег11-уо8рг1п1шаешо§о-каске81уа-

2кигпа11818к1кк-ша1ег1а1оу-па-рг1шеге-ёе1оуукк-8ш1/.

Ершова А. Инфопандемия: кто и зачем распространяет фейки о коронавирусе. 10.04.2020. Дата обращения 29.05.2021. Режим доступа:

https://interaffairs.ru/news/show/25964.

Меньшиков П.В., Юсупова Е.Е., Новикова В.С., Филиппов В.Н. и др. Информационно-коммуникационные технологии третьего тысячелетия: учебное пособие / под ред. П.В. Меньшикова. М.: Издательство МГИМО -Университет, 2020. 460 с.

Меньшиков П.В. Реклама и связи с общественностью в постпандемийном бизнесе [Электронный ресурс] // Международные коммуникации. 2020. №1-2 (14). Дата обращения 29.05.2021. Режим доступа: http://intcom-mgimo.ru/2020/2020-14/business-advertising-pr-after-coronavirus.

Мэтт Альгрен. 35+Facebook. Статистика и факты для 2021 года. Обновлено 21 марта 2021 года. Дата обращения: 29.05.2021 год. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.websitehostingrating.com/ru/facebook-statistics/

Умаров М.Ю. PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила. М.: Альпина Паблишер, 2019. 232 с.

Умаров М.Ю. PRописные истины. Почему не все могут сделать очевидное. М.: Эксмо, 2009. 192 с.

Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с английского. М. : Издательство «Эксмо». 2016. 208 с.

Behar Maxim. How PR Business Will Change After the Pandemic. The WCFA President Maxim Behar with 5 forecasts about the future of the PR industry. Дата обращения 29.05.2021. - Режим доступа: https://www.wcfaglobal.com/public/from-the-members/3/maxim-behar-how-pr-business-will-change-after-the-pandemic

Mark. Influencers and Media Have More Surveillance Technology Than Brands. Provokemedia 03 FEB 2021. Дата обращения 29.05.2021. Режим доступа: https://www.provokemedia.com/latest/article/'influencers-and-media-have-more-surveillance-technology-than-brands'?mc_cid=03c2093cbb&mc_eid=36a03b6951

Romo Julio. 12 Trends for 2021 // The Public Relations and Communications Association (PRCA). - 2021. - January 24. Дата обращения 29.05.2021. Режим доступа: https://www.prca.org.uk/12-Trends-2021

References

Behar Maxim. How PR Business Will Change After the Pandemic. The WCFA President Maxim Behar with 5 forecasts about the future of the PR industry. Available at: https://www.wcfaglobal.com/public/from-the-members/3/maxim-behar-how-pr-business-will-change-after-the-pandemic

Ershova A. Infopandemia: kto i zachem rasprostranyaet feiki o koronaviruse [Infopandemia: who and why is spreading fakes about the coronavirus.]. 10.04.2020. 29.05.2021. Available: https://interaffairs.ru/news/show/25964

Henricks Mark. Influencers and Media Have More Surveillance Technology Than Brands. Provokemedia 03 FEB 2021. Available at:

https://www.provokemedia.com/latest/article/'influencers-and-media-have-more-surveillance-technology-than-brands'?mc_cid=03c2093cbb&mc_eid=36a03b6951

Matt Algren. 35+Facebook. Statistika I facty for 2021. 29.05.2021 год. Available at: https://www.websitehostingrating.com/ru/facebook-statistics/

Menshikov P.V. Reklama I sv'azi s obschectvennost'yu v postpandemijnom biznese [Advertising and PR in postpandemia business]. In: International communications journal. 2020. №1-2 (14). Available at: http://intcom-mgimo.ru/2020/2020-14/business-advertising-pr-after-coronavirus

Menshikov P., Yusupova Е., Novikova V., Filippov V. etc. Informatsyonno-kommunikatsyonnye tekhnologhii tretyego tysyacheletiya [Information and communication technologies of the third millennium]. M: MGIMO University. 2020. - 460 p.

Romo Julio. 12 Trends for 2021. The Public Relations and Communications Association (PRCA). January 24, 2021. Available at: https://www.prca.org.uk/12-Trends-2021

Schwab Klaus. The Fourth industrial revolution. Moscow. Publishing house "Eksmo". 2016. - 208 pp.

UmarovM. PR v realnom Vremeni. Trends. Cases [Real-time PR. Trends. Cases]. Rules. М.: Alpina Publisher, 2019. 232 p.

Umarov М. PRopisnye istiny. Pochemu ne vse mogut sdelat' ochevidnoye [Pre-written truths. Why can't everyone do the obvious]. М.: EKSMO, 2009. 192 p.

Vartanova Е.L. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы Men'ayuschajas'a rossijskaya mediaundustria: teorticheskije podhody [The changing Russian media industries]. In: Bulletin of the Saint Petersburg University. Language and literature section. 2018, volume 15. Issue 2. 186-196 pp.

Vyrkovskiy АУ., Sharoyan S.V. Kriterii vosprinimayemogo kachestva journalistskikh materialov [Criteria for the perceived quality of journalistic materials (on the example of business media)]. In: MSU Vestnik. Series 10. Journalism. №1, 2015. 29.05.2021. Available at: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/1/kriterii-vosprinimaemogo-kachestva-zhurnalistskikh-materialov-na-primere-delovykh-smi/

Сведения об авторе

Филиппов Владимир Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, кафедра медийной политики и связей с общественностью факультета Международной журналистики, Московский государственный институт

международных отношений (МГИМО Университет);

v. n. filippov@my.mgimo. ru..

Filippov Vladimir Nikolaevich - Ph.D. in history, associate professor, chair of Media policies and Public Relations of International Journalism Department, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University); v.n.filippov@my. mgimo .ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.