ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
УДК 908:334.716(470.620)" 19"
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ОКРУГА В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ
© 2012 г. Д.А. Салфетников
Кубанский государственный аграрный университет, Kuban State Agrarian University,
ул. Калинина, 13, г. Краснодар, 350044, Kalinina St., 13, Krasnodar, 350044,
mail@kubsau.ru mail@kubsau.ru
Анализируется состояние промышленности Черноморского округа в составе Северо-Кавказского края в 20-е гг. XX в. Рассматриваются основные задачи по созданию индустриальной базы, развитию цементной, деревообрабатывающей, химической промышленности. Значительное внимание уделяется проблемам развития топливной базы и курортной зоны в округе. Выделены основные тенденции в развитии промышленности Черноморского округа и показана его роль в решении задач модернизации страны. Сделаны выводы о том, что в округе был достаточный уровень урбанизации, складывались новые индустриальные центры - Новороссийск и Туапсе, формировалась база курортного строительства.
Ключевые слова: индустриализация, инфраструктура, курортная зона, окружная промышленность, сырьевые ресурсы, топливная база, цементные заводы.
The condition of industry in the Black Sea region of the North Caucasus region in the 20s. XX century is analyzed in the work. We review the main challenges in build-up of industrial basis, development of cement production, wood processing and chemical industry. Considerable attention is paid to the problems of the fuel and energy sector as well as seaside resort zone of the district. The article defines the major trends in the Black Sea region industrial facility development and shows its role in meeting the country's modernization objective. The region reached the adequate level of urbanization, new industrial centers - Novorossijsk and Tuapse - developed, the base of resort facility construction was established.
Keywords: industrialization, infrastructure, seaside resort zone, industry of the district, raw materials resources, fuel and energy base, cement plants.
Раскрывая особенности промышленного развития одного из кубанских округов, следует учитывать аграрную специфику региона, его значение для экономики Северо-Кавказского, а затем Азово-Черноморского края. К началу реализации 5-летних планов Кубань в административно-территориальном отношении состояла из 4 округов: Армавирского, Кубанского, Майкопского и Черноморского. Подавляющее большинство их населения проживало в сельской местности, но в Черноморском количество горожан в долевом соотношении было наибольшим, эта особенность отражалась на промышленном облике округа, обусловливая и тенденции формирования инфраструктуры, и перспективы его индустриального развития.
Характерные черты хозяйственной структуры Черноморского округа, исходя из перспектив развития региона, выражались в том, что доминирующие элементы хозяйства составляли концентрирующиеся в двух индустриальных центрах - Новороссийске и Туапсе - тяжелая промышленность и узлы крупных, пересекающих округ, транспортных магистралей. Народнохозяйственные фонды, вложенные к началу первой пятилетки в цементную, металлообрабатывающую промышленность, в транспортное оборудование, составляли более половины всех производст-
венных фондов Черноморья, стоимость валовой продукции этих отраслей - около 60 % всей валовой продукции округа. Если проследить показатели по рабочей силе по округам, то здесь картина была следующая. В Кубанском, Армавирском и Майкопском округах рабочих городских было в 2 - 2,5 раза меньше, чем рабочих, занятых в сельских местностях. И лишь в Черноморском округе городских рабочих насчитывалось больше, чем сельских (по материалам переписи 1926 г., соответственно 14 587 и 10 749 чел.) [1].
Задачи развития главным образом касались производств, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Но и курортные полосы около Сочи, Геленджика и Анапы также играли важную самостоятельную роль в экономике округа как здравницы всесоюзного значения, накладывали особый отпечаток на хозяйственную жизнь Черноморья. Кроме того, следует учитывать и развитие рыболовного морского пароходства и также связанной с ним отрасли по переработке морепродуктов. Ведь до этого времени на Кубани еще не было рыбной промышленности как таковой. Был ряд организаций, кооперативов и артелей. И взаимоотношения, например Азчергосрыбтреста, с рыболовной кооперацией строились на договорных началах. Только в годы первой пятилетки госрыбпромышлен-
ность получила твердую сырьевую базу, были разграничены её функции и добывающей промысловой кооперации. Непреложной оставалась роль судоходства в целом и пассажирского в частности, что обусловливало серьезную значимость кубанских портов. А расположенные вокруг индустриальных центров и курортов сельскохозяйственные районы наряду с производством культурно-промышленного и экспортного значения имели тенденцию к превращению в «питательные базы» курортов и промышленно-портовых городов.
В документах окружного уровня достаточно подробно анализировалась производственная ситуация, связанные с ней вопросы административного характера: «Из всего общественного производственного фонда более 80 % управляются союзными и краевыми центрами и менее 20 % - непосредственно окружными органами. Это неизбежное следствие преобладания в хозяйстве крупной промышленности, транспорта и курортного дела. Не только общее направление и развитие этих отраслей, но даже оперативно-производственные процессы неразрывно связаны с состоянием и ходом хозяйственных процессов других областей края, Союза и даже мирового рынка. Это и обусловливает концентрацию управления главными производственными ресурсами округа в краевых и союзных центрах. Однако недостаточная увязка централизованного управления с местными интересами и практической работой привела к некоторой не совсем благоприятной раздвоенности всей системы советского хозяйства в округе» [2, л. 1 об.].
По Черноморскому округу планы по крупному государственному строительству были определены достаточно конкретно. И уже в начале индустриализации удельный вес вышеупомянутых преобладающих элементов (индустриальных и курортных) в хозяйстве округа позволил оценить все перспективные направления его роста и значимости, что история и подтвердила. В годы первой пятилетки десятки миллионов рублей были вложены в постройку нефтепровода и нефтеперегонного завода, холодильных установок, Новороссийской речной электростанции, внутренней гавани, элеваторов и других объектов городской промышленной инфраструктуры.
Надо сказать, что через Новороссийский и Туап-синский морские порты осуществлялся экспорт нефтепродуктов, но их доставка по железнодорожным путям обходилась довольно дорого. Поэтому уже в 1928 г. и был построен нефтепровод Грозный - Туапсе, это сократило затраты на доставку нефти почти в 3 раза. А сооружение нефтеперегонных заводов способствовало превращению Туапсе в крупный промышленный центр Северо-Кавказского края, и в дальнейшем значение этого города в экономике региона и страны никак не снижалось [3].
Задача «приспособления округа в подлинную ремонтную мастерскую здоровья, предназначенную для приема ежегодно 100-тысячных масс трудящихся, ищущих лечения и отдыха» требовала вложения «в благоустройство и лечебное оборудование огромных средств, что явно непосильно окружным органам и
ресурсам...». Поэтому рассмотрение данной ситуации конкретизировалось, а окружным органам указывалось на то, что они должны вести такую политику, чтобы обеспечить максимальные затраты со стороны государства и ведомств в это дело и правильно увязать ведомственные и местные интересы. Интересы городского строительства и сельского хозяйства в наиболее типичных курортных районах (Сочи, Анапа, Геленджик) должны подчиняться интересам развития курортного дела, а не наоборот [2, л. 2].
Так, на XI Черноморской окружной партконференции «О хозяйственном строительстве черноморского округа» большая ответственность «возлагалась на окружные органы в успешном выполнении экспорта главнейших внешнеторговых объектов Советского Союза - хлеба и нефти», отмечалось, что из портов Союза «Новороссийский является самым крупным по грузообороту. И вообще, порты Северного Кавказа все большее значение приобретают в Черноморском бассейне». Но, несмотря на это, они «не имеют почти никакого самостоятельно участия в создании и управлении советского торгового флота и осуществлении советского монопольного фрахтования». Такое положение, говорилось далее, совершенно не соответствует огромной материальной заинтересованности края в этом деле, выражающейся в том, чтобы стать «застрельщиками интересов всего края в этом отношении и добиться создания в Новороссийске центра мореплавания и базы строящегося советского торгового флота». Грузооборот морского транспорта по Новороссийскому морскому порту за 1927 - 1928 гг. составлял 2,7 млн т, а по Туапсинскому - 80 тыс. [4].
В этом отношении планы были далекоидущие. При их разработке исходили из имеющихся промышленных мощностей. Учитывая перспективы развертывания советского судостроения на побережье Черного моря, через краевые органы ставился вопрос о постройке в Новороссийске судостроительного завода, «возможно путем слияния и укрепления завода "Красный двигатель" и портовых судоремонтных мастерских» [2, л. 2].
Констатировались и некоторые достижения в деле рационализации и удешевления перевалочных операций в Новороссийском и Туапсинском портах, но эта работа была не закончена, требовалось время. Ведь стоимость перевалочных расходов в конце 20-х гг. еще намного превышала довоенный уровень. И это было проблемой, которую тоже надо было решать. Поэтому особо подчеркивалась необходимость продолжить работу «к дальнейшему улучшению этого дела в будущей экспортной компании, путем сокращения количества участвующих организаций и концентрации руководства всего дела в одних руках и также путем пересмотра всех составных частей стоимости перевалочных расходов и их жесткого сокращения...». Наряду с общими мерами по дальнейшему повышению производственных норм выработки путем повышения квалификации рабочих и служащих, улучшения организации в механизации операций, обозначались и совершенно определенные перспек-
тивные задачи и объекты для строительства в округе: в первую очередь - новых элеваторов и механизированных складов в Новороссийском и Туапсинском портах, экспортного холодильника, а также увеличение пропускной способности Новороссийского и Ту-апсинского железнодорожных узлов [2, л. 1 об.].
Будучи из четырех округов единственным индустриально-аграрным, в основном благодаря городам Новороссийску и Туапсе, Черноморский вносил свой весомый вклад в освоение ресурсов. Это было особенно актуально в период начинавшейся индустриализации, первой пятилетки и ее задач. В конце 1928 г. в состав треста «Севкавгорнопром» были включены карьеры по разработке строительного камня - ракушечника в ст. Нижне-Баканской, завод камышитового производства в станице Приморско-Ахтарской и в Темрюке [5].
Энергоресурсы всегда играли важнейшую роль и в деле развертывания индустрии как на Кубани, так и в стране, их значение трудно было переоценить. И, конечно, в Черокруге обозначалась необходимость всемерного содействия развертыванию цементной, нефтеперегонной и лесной промышленности, постройки крупной районной электростанции, при этом увязывая интересы местного характера с общегосударственными. Но директивно-административные, плановые факторы, которые все более обозначались к концу 20-х гг., нередко шли вразрез с объективными условиями. Нехватка сырья и квалифицированных кадров сказывались на работе промышленных предприятий весьма негативно в отношении выполнения плановых заданий. А с другой стороны, общесоюзный заказ на стройматериалы, топливо во многом зависел от выполнения плана, интенсивности работы соответствующих кубанских предприятий. Они как раз и располагались в Черноморском округе - цементные, камышитовые, нефтедобывающие, кирпичные, деревообрабатывающие.
Так, например, учитывая , что широкое использование больших лесных массивов округа в начале первой пятилетки внутренними ресурсами округа было практически невозможно ввиду «особых технических и финансовых трудностей этого дела», и для того чтобы не допустить распыления инициативы и средств, вопрос ставился о развертывании лесной промышленности в полном контакте с краевыми и центральными органами. По промышленности местного значения определялись перспективы всемерного укрепления существующих производственных трестов и комбинатов, полагая правильной в основном систему районных и окружных трестов. Но при этом допускалась возможность дифференциации окружного Промтреста в дальнейшем и реорганизации Черстроя по территориальному признаку. Развитие местной промышленности намечалось, главным образом, по линии обработки сельскохозяйственного сырья округа, производства строительных материалов, добывания полезных ископаемых и нефти, а также по линии обслуживания городского и курортного строительства.
Принимая за основу программу нового строительства и капитального ремонта по так называемым «5-летним гипотезам», практические задачи местной промышленности определялись в следующем виде: развитие консервной и спиртовой промышленности как соответствующих основным культурам сельского хозяйства. Консервная промышленность была представлена тогда множеством мелких предприятий, находящихся в подчинении разных ведомств; не имела закрепленной сырьевой базы и единой технологии изготовления консервов; реорганизация и рационализация мукомольной, маслобойной, макаронной и пивоваренной промышленности; обеспечение развития строительной промышленности с производством строительных материалов (кирпича, пустотелого бетонного камня, черепицы, извести, алебастра и деревянных частей зданий); исследование возможности организации в Черокруге химической обработки дерева, выделки целлюлозы и стекольного производства; окончательное расширение вопроса о рациональном использовании нефтяных местонахождений, имеющихся в пределах Черноморского округа [2, л. 2].
Начальный период индустриализации был отмечен мобилизационными и миграционными процессами в отношении трудовых ресурсов. И Кубань в этом отношении была довольно ярким примером в иллюстрации интенсивности этих процессов. Четыре кубанских округа отличались тем, что давали в общем балансе превышение прибывших работников над выбывшими. В Черноморском округе - на 4,06 %, и он здесь был бесспорным лидером [6].
По капиталовложениям (34,3 млн р.) в первой пятилетке на Черноморский округ приходилось больше, хотя он и не был самым крупным. Значительная часть их была выделена на цементную промышленность, в меньшей степени - на деревообрабатывающую и химическую. Цемент для важнейших строек первой пятилетки, крупнейших комбинатов и заводов был крайне необходим. Тогда не только реконструировались старые, но и строились новые предприятия, в основном в Туапсе и Адлере: суперфосфатный завод (крупнейшее предприятие химической промышленности, которое могло производить 50 т удобрений в сутки), спичечная фабрика, шиферный завод, кирпичный завод, две консервные фабрики, деревообделочный комбинат и лесопильный завод. Годовая выработка этих предприятий составляла около 18 млн р., создавались новые рабочие места [7].
Развертывание промышленности и строительства позволяло рассчитывать на улучшение дел с безработицей, хотя ликвидировать ее полностью тогда не представлялось возможным. Это было связано с притоком населения из-за пределов округа и края, а также со специфическим составом безработных, тесно связанных с городом. К факторам занятости примыкали и задачи кустарной промышленности в округе: необходимость максимального вовлечения в нее избыточных рук города и деревни; широкое развитие трудоемких промыслов, работающих на местных видах недефицитного сырья. В орбиту внимания госорганов в данном случае включались и те произ-
водства, которые еще недостаточно охватывались госпромышленностью.
Была расширена энергетическая база для промышленности за счет введения в строй двух районных электростанций, одну из которых построили в Новороссийске. Строительство курортных зон в дальнейшем еще более остро поставит вопрос о развитии их энергетической базы. Производство электроэнергии в 1928 г. составляло 44 млн киловатт-часов и постоянно возрастало, хотя единая энергосеть в то время создана не была. За счет реконструкции увеличивалась мощность новороссийских цементных заводов. Положение в нефтяной промышленности на Кубани выправлялось в результате крупных государственных капиталовложений. Кроме того, заработал и достаточно крупный туапсинский крекинг-завод.
Таким образом, в целом кубанская промышленность в конце 20-х гг. была ориентирована в основном на сельское хозяйство, хотя по краю ставилась задача превращения его в индустриально-аграрный. С другой стороны, общесоюзный заказ на сырье, топливо, стройматериалы во многом зависел от ситуации и проводимой работы в кубанских округах, в первую очередь - в Черноморском, где и располагались цементные и значительная часть нефтедобывающих, кирпичных, шиферных, деревообрабатывающих и других предприятий. Округ выделялся и своим уровнем урбанизации, количеством городских рабочих, а
Поступила в редакцию
также складыванием новых индустриальных центров -Новороссийска и Туапсе. Нельзя не отметить и конкретную стратегию, направленную на развитие курортной зоны и морского пароходства. Это в итоге найдет свое конкретное воплощение в создании Сочи-Мацестинской курортной зоны. Черноморский округ занимал не последнее место в рамках задач индустриализации страны, его промышленный статус с того времени всегда заслуживал достаточно большого внимания, что остается актуальным и в наши дни.
Литература
1. ЦСУ СССР. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М., 1929. Т. 22. С. 232 - 234, 284 - 286, 269 - 272, 347 - 350.
2. ЦДНИКК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 797.
3. История индустриализации Северного Кавказа (1926 -1932 гг.). Документы и материалы. Грозный, 1971. С. 11.
4. Народное хозяйство Северо-Кавказского края в динамике. Ростов н/Д, 1932.
5. ГАКК. Ф. Р-237. Оп. 1. Д. 191. Л. 104.
6. Гозулов А.И. Морфология населения. Ростов н/Д, 1929. С. 407.
7. Материалы к докладу о перспективах развития промышленности Северо-Кавказского края. Ростов н/Д, 1929. С. 47 - 50.
17 октября 2011 г.