Научная статья на тему 'Индийская культура в учебно-воспитательной и научной деятельности Уфимской государственной академии искусств имени загира Исмагилова'

Индийская культура в учебно-воспитательной и научной деятельности Уфимской государственной академии искусств имени загира Исмагилова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индийская культура в учебно-воспитательной и научной деятельности Уфимской государственной академии искусств имени загира Исмагилова»

К ГОДУ ИНДИИ В РОССИИ

ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ИМЕНИ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА

МАХНЕЙ

Светлана Ивановна,

кандидат искусствоведения, доцент УГАИ имени 3. Исмагилова

Уфимская государственная академия искусств (УГАИ) имени 3. Исмагилова более тридцати лет является активным членом общества «Башкортостан - Индия». Общая парадигма контактов с индийской культурой может быть обозначена как настойчивое стремление к постижению самобытного восточного искусства. А это связано с немалыми трудностями, т.к. требуется соединение знаний о самом искусстве (музыка, живопись, архитектура, театр, кино) с широкой историко-культурной эрудицией, профессиональных теоретико-аналитических навыков исследователя с его способностью глубоко прочувствовать духовный мир человека иной ментальности, с эмоциональной отзывчивостью на уникальное искусство Индии.

В приобщении к индийской культуре преподавателей и студентов УГАИ можно выделить следующие основные формы: индийская культура в учебном процессе, исполнительской деятельности, творчестве башкирских композиторов, в научно-исследовательской работе.

Каждая из названных форм заслуживает самостоятельного освещения, а последние две вполне могут стать темой специальной научной разработки.

Не претендуя на полноту освещения вышеперечисленных аспектов взаимодействия с индийской культурой, да это и не возможно в рамках статьи, обозначим лишь основные ее векторы: познавательный, образовательный, научный.

Знакомство студентов с Индией начинается в первый год обучения с курса истории зарубежной музыки. 3десь рассматриваются особенности мифологии, религии, философии Древней Индии, «Веды» («Ригведы») и «Упа-нишады», древнеиндийские эпосы «Махабха-рата» и «Рамаяна», а также музыкально-теоретические разработки и ладовая теория. В дальнейшем культура Индии получает освещение в учебном курсе истории философии. Таким образом, с культурой этой восточной страны знакомятся студенты всех специальностей академии.

На современном этапе развития музыкальной науки особенно важно сочетание актуальной проблематики с новейшими методами исследования, основывающимися на связи в единой системе музыкознания, этномузыколо-гии, достижений философии и эстетики, культурологии и других наук. В связи с этим в УГАИ возникла необходимость введения в курс истории зарубежной музыки дополнительного предмета - «Музыкальная культура стран Азии и Африки». Исследование музыкальных культур этих стран - ключ к пониманию эстетики и философии восточных народов.

Продолжение изучения культуры Индии осуществляется также в специальном классе и в лекторской практике у студентов-музыковедов. Если в специальном классе идет про-

цесс формирования научного взгляда на изучаемый объект, т.е. весь комплекс теоретических и методологических проблем проецируется на индийскую музыкальную культуру, то в лекторской практике преследуется иная цель: расширение кругозора, приобщение к древним пластам культуры, воспитание открытого взгляда на мир. Студентами академии в разные годы были разработаны и прочитаны доклады по темам: «Пантеон богов Древней Индии», «Древнеиндийская мифология», «Религия и философия Древней Индии», «Архитектура, скульптура, живопись Индии», «Музыкальный театр Индии», «Музыка индийских кинофильмов», «Пластическое искусство Индии», «Музыкальные инструменты Индии», «Индия в творчестве Рериха» и др.

Освоение индийской культуры в творческой практике студентов реализуется через исполнение произведений, созданных на основе индийской литературы либо с привлечением индийских мотивов. Так, творчество Ра-биндраната Тагора нашло отражение в вокальной музыке отечественных композиторов. Романсы М. Ипполитова-Иванова «Желтенькая птичка», «Не уходи, не простившись со мной», «И руки льнут к рукам», Ф. Надеенко - «Не знаю, любишь или нет» прочно вошли в исполнительский репертуар вокалистов. Благодаря изучению студентами языков хинди и урду появилась возможность исполнения индийских песен на языке оригинала.

Содержательные аспекты связи с индийской культурой получили воплощение не только в музыкальном искусстве. В 1987 г. в Башкирском государственном театре кукол был поставлен спектакль «Индийская легенда» по мотивам эпоса «Рамаяна» (режиссер - П. Мельниченко, художник-постановщик - Н. Байбу-рин), в котором принимали участие многие выпускники УГАИ. В 1988 г. спектакль был показан в ряде городов Индии и был удостоен Международной премии имени Дж. Неру.

Индийская тематика как один из факторов стилистического обогащения композиторского творчества впервые была отражена в сочинениях 60-х годов прошлого столетия. Композиторы Башкортостана - представители разных поколений, национальностей, творческих устремлений создают «индийские» опусы в соответствии со своим пониманием проблемы национального и инонационального, Востока и Запада.

Н. Сабитов одним из первых обратился к индийской образности. В 1968 г. он использовал поэтическую лирику современного индийского автора Али Сардара Джофри (пер. с урду) в хоровом цикле «Ленин в сердцах народов мира». В первую редакцию балета «Страна Айгуль» была включена хореографическая сцена «Индия».

В 197S г. в Башкирском государственном театре оперы и балета был поставлен балет М. Ахметова «Маугли», созданный по сказке Р. Киплинга. В музыкальный язык этого сочинения введены ладовые, ритмические и тембровые особенности индийской музыки. Отзвуки индийской темы в творчестве М. Ахме-това нашли продолжение в фильме-опере «Ворон» по Э. По, в котором, наряду со стилистикой европейской музыки XIX в., встречается и воссоздание особенностей музыки Востока, в т.ч. и индийской раги.

В 80-е годы XX столетия происходит расширение жанрового диапазона. Башкирская «индиана» пополняется двумя произведениями молодых тогда композиторов: появляются симфоническая поэма «Рамаяна» В. Гер-тье и музыка к спектаклю «Индийская легенда» А. Березовского.

Наиболее плодотворной формой контактов с индийской культурой является научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей академии.

Понятие «культура» в любой ее интерпретации включает в свое смысловое содержание социальный компонент как обязательный и важнейший, именно поэтому изучение Индии осуществляется с учетом всех культурных составляющих, образующих сложный конгломерат этнического, хозяйственного, духовного уровней.

Особенности развития индийской цивилизации, а также политика, экономика и религия современной Индии получили освещение в работах Р. Федько [1, 2]. Результаты изучения арабографичных рукописей и определение в них места Индии были обобщены в работе И. Галяутдинова [3]. Эстетической мысли Индии, а также некоторым проблемам в современной индологии посвящены статьи Г. Ахма-деевой, Н. Еловской, Г. Курмашевой и В. Симоновой [4 - 7], темам и образам Индии в литературе - Г. Ерошиной [8 - 11], традициям древнеиндийской архитектуры и живописи -А. Лебедевой [12, 13], индийскому кино -Л. Кудояровой [14].

В истории неоднократно доказано, что религия как мощный социальный и культурный институт на протяжении многих веков оказывала громадное влияние на развитие музыкально-поэтического искусства, определяя как специфические средства выражения, так и, в первую очередь, цели, т.е. идеологию искусства. Процессу исламизации Индии, взаимодействию ислама и индуизма в мире музыкальной культуры посвящена работа Л. Кудояро-вой [15].

В работах музыковедов индийской культуре уделяется большое внимание. К настоящему времени в башкирском музыкознании сформировались три основных «среза» исследований, которые условно можно назвать историческим, народно-профессиональным, ориентальным.

Касаясь исторического среза современного музыкознания, следует отметить, что музыковедами затрагивались вопросы, связанные с социально-историческими условиями формирования своеобразия индийского народно-профессионального искусства вообще и музыки, в частности, с влиянием принципов музыкального мышления на практику народного музицирования, с определением типичных и устойчивых черт национального художественного стиля в различных жанрах творчества (музыкально-поэтический, декоративно-прикладной) и, наконец, с местом музыки в иерархии художественного наследия индийского народа. Подобная проблематика в той или иной степени затрагивалась в работах музыковедов Г. Ахмадеевой, Н. Еловской, Л. Кудо-яровой, Г. Курмашевой, С. Махней, С. Платоновой [4, 5, 16 - 20], а также искусствоведа Л. Фарзутдиновой [21].

При исследовании роли народно-профессионального музыкального творчества музыковедческий анализ чаще всего касался вопросов его родства с башкирским фольклором, что нашло отражение, например, в работе Н. Гариповой [22], а также способов его преломления в сочинениях современных башкирских композиторов, что наблюдается в статьях Г. Ахмадеевой и Г. Курмашевой [23, 24].

Несмотря на индивидуальные особенности стиля авторов, обратившихся в своем творчестве к индийской теме, наблюдаются закономерности и общие типологические моменты. Так, наибольший интерес у композиторов Башкортостана вызывают инструментальные

жанры, истоки которых следует искать, с одной стороны, в глубоких традициях инструментальной музыки Востока, с другой - в возможности воплощения элементов инонациональной музыки в обобщенно-эмоциональном плане.

Особое почитание индийской раги, вероятно, вызвано близостью художественных традиций стран Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока. Классические жанры устной профессиональной традиции (рага, макам, дест-гях, мугам, маком, в известной степени - кюй) имеют немало общих черт: сочетание канонического и импровизационного начал, монодий-ная природа жанров, развитость и изощренность мелодического орнамента, наличие метроритмической модели. Кроме этого, важнейшая особенность восточного профессионализма - изустное бытование системы «ученик -учитель» - является спецификой восточного музицирования и обучения. Аналогичные признаки встречаем и в башкирском народном музыкально-поэтическом творчестве [22 - 24].

Оркестр в произведениях на индийскую тематику - важнейший источник новых находок, колористических «ориентальных» приемов. Композиторы стремятся передать в оркестровом звучании национально-характерные тембры, воссоздают специфику приемов игры на национальных инструментах, несущих, скорее, декоративно-подражательную функцию (например, М. Ахметов включил в состав оркестра ситар). В иных случаях композиторы используют современную компьютерную технику и при помощи синтезатора имитируют звуки различных индийских инструментов, вызывая ассоциации с их живым звучанием (А. Березовский, М. Ахметов). Основной принцип воссоздания индийского колорита - стилизация индийских мотивов и образов, показанная сквозь призму восприятия того или иного композитора [24].

Таким образом, индийская музыкальная традиция воспринимается композиторами как органичная часть общевосточной музыкальной культуры, как одно из ее генетических начал и основ. Стилистика их творений зачастую опирается на достижения музыкальной лексики XX в. - четвертьтоновость, алеаторику, конкретную музыку.

По поводу стилистики «индийских опусов» башкирских композиторов Г. Курмашева пишет: «Процесс адаптации "индийского", более глубокое проникновение в суть индийской му-

зыкальной культуры может формироваться из совокупности ряда моментов: глубинного изучения индийского наследия, прежде всего, раги - самого совершенного музыкального явления многовекового развития индийской музыки; стилистического обогащения за счет синтеза монодийных принципов и новейших средств; расширения жанровых рамок за счет более чуткого ощущения специфики традиционной индийской музыки» [24. С. 66].

В работах музыковедов затрагивались и некоторые аспекты исполнительской практики народных и народно-профессиональных музыкантов как хранителей и носителей этого вида музыкального искусства [18, 2S]. Наметилось еще одно актуальное направление в исследовании индийской музыкальной культуры - этноорганологическое, связанное с историей и устройством национальных инструментов [26].

Обобщая исследования музыковедов Башкортостана в рамках жанрово-стилистическо-го подхода, следует отметить работы, посвященные проникновению индийских мотивов в произведения западноевропейских и отечественных композиторов. В них сочинения разных жанров анализируются в аспекте ориентализма - одной из ярчайших стилевых тенденций искусства XIX - XX вв. Проблеме индийской темы в творчестве французских, английских и польских композиторов посвящены работы Е. Карповой и И. Половянюк [27 - 31].

Индийские образы - достаточно редкое явление в русской музыке. Первое обращение отечественного музыкального искусства к индийской тематике связано с оперой А. Рубинштейна «Фераморс», созданной по роману ирландского поэта Т. Мура «Дала Рук» в 1862 г. Анализируя индийские сцены и образы этой оперы, Т. Угрюмова отмечает, что в ней нет этнографической конкретности, а «характеристикам ведущих персонажей свойственен обобщенный ориентальный колорит» [32. С. 424].

Ориентальная линия в обрисовке индийских образов в XIX в. была продолжена А. Серовым (Индийская песнь Вагоа в опере «Юдифь», 1863) и Римским-Корсаковым (Песня индийского гостя в опере «Садко», 1896), в XX в. - азербайджанским композитором Ния-зи (балет «Читра»). Анализу индийских образов в этих сочинениях посвящены статьи С. Махней и С. Платоновой [33 - 3S].

Композиторами XIX столетия был сделан значительный шаг в художественном освоении Индии: от экзотики отдельных тем и картин -к глубокому проникновению в склад особого мироощущения и эстетики, специфику музыкальных средств. Роль индийских мотивов в концепции ряда музыкальных произведений, в частности, влияние индуизма и буддизма на ораторию Р.Шумана «Рай и Пери» отмечает И. Половянюк [36], восточные традиции, свободное смешение западного и восточного мировосприятия, моделей музыкального языка в творчестве О. Мессиана - Е. Карпова. Она пишет: «Оставаясь религиозным, Месси-ан сближает Будду и Христа. Исчезают различия между молитвой и медитацией. Месси-ановские медитации, вдохновленные христианской символикой, представляют особое осмысление мира, ассоциирующееся с установками дзенбуддизма» [30. С. 4S - 46].

Индийские мистические учения получают отражение в философии и творчестве А. Скрябина. Статья Н. Спектор, созданная на эту тему, вносит существенный вклад в отечественное скрябиноведение [37].

Последняя треть XX - начало XXI вв. на разных уровнях отражают новое отношение к миру Востока, в частности, к Индии. В связи с этим перед исследователями Башкортостана открываются новые перспективы в освоении богатейшей культуры этой восточной страны.

Литература

1. Федько P.A. Некоторые особенности развития индийской цивилизации //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. - Уфа, 2002. - С. S3 - S7.

2. Федько P.A. Республике Индия - S0 лет //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной SO-летию Республики Индия. - Уфа, 2000. - С. S - 8.

3. Галяутдинов И.Г. Индия в арабографичных рукописях //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. - С. 7 - 10.

4. Ахмадеева Г.Н. Классическая музыка Востока (рага, макам, мугам, кюй) //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Общества «Башкортостан -Индия» и 2S-летию Уфимского государственного института искусств. - Уфа, 1993. - С. 30 - 32.

5. Еловская H.A. Музыка в ригведах //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летию независимости Индии. -Уфа, 1997. - С. 47 - 49.

6. Курмашева Г.А. Эстетическая мысль в Древней Индии //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 45-й годовщине Республики Индия. - Уфа, 1995. - С. 13 - 18.

7. Курмашева Г.А., Симонова В.А. Некоторые проблемы музыки в современной индологии //Индия: традиции и современность. Материалы научно-практической конф., посвященной 20-летию Общества «Башкортостан-Индия» и 25-летию Уфимского государственного института искусств. - С. 32 - 33.

8. ЕрошинаГ.С. Англоязычная литература Индии // Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летию Республики Индия. - С. 38 - 42.

9. Ерошина Г.С. Индия в творчестве Р. Киплинга // Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. -С.32 - 34.

10. Ерошина Г.С. Тема Индии в русской словесности //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 25-летию Общества «Башкортостан - Индия» и 30-летию Уфимского государственного института искусств. - Уфа, 1999. -С.62 - 64.

11. Ерошина Г.С. Тема национального единства в творчестве индийских поэтов //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летию независимости Индии. - С. 30 - 33.

12. Галяутдинов И.Г., Лебедева А.В. Архитектурные традиции древней Индии //Башкортостан -Индия. Традиции и современность /Под общей ред. А. Г. Гумерова. - Уфа: Гилем, 2005. - С. 85 - 94.

13. Лебедева А.В. Традиции древнеиндийской монументальной живописи (на примере росписей Аджанты) //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. - С. 26 - 29.

14. Кудоярова Л.К. Индийское кино: иллюзии и реальность //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Общества «Башкортостан - Индия» и 25-летию Уфимского государственного института искусств. -С. 24 - 26.

15. Кудоярова Л.К. Воздействие ислама на культуру Индии //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летию Республики Индия. - С. 20 - 24.

16. Еловская Н.А. Музыка в Древне-индийских легендах //Индия: традиции и современность. Мате-

риалы науч.-практ. конф., посвященной 4S-й годовщине Республики Индия. - С. 21 - 24.

17. Кудоярова Л.Г. Художественные ремесла в Индии (Ткачество. Украшения) //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-летию независимости Индии. -С.49 - S2.

18. Курмашева Г.А. Искусство раги в исполнительской практике мастеров Южной Индии //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-летию Республики Индия. -С. S4 - S6.

19. Махней С.И. Сходство и различие двух стилей в индийской классической музыке //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. -С. 76 - 79.

20. Платонова С.М. Некоторые особенности индийской классической и фольклорной музыки //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. -С. 73 - 76.

21. Фарзутдинова Л.С. Искусство древней Индии //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 2S-летию Общества «Башкортостан - Индия» и 30-летию Уфимского государственного института искусств. - С. 48 - S1.

22. Гарипова Н.Ф. Импровизационная основа индийской раги и башкирского озон-кюя //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-летию независимости Индии. -С. 40 - 43.

23. Ахмадеева Г.Н. Индийские образы и мотивы в творчестве башкирских композиторов//Индия: традиции и современность. Материалы науч.но-практ.-ической конф., посвященной 4S-й годовщине Республики Индия. - С. 18 - 21.

24. Курмашева Г.А. Индийская тематика как один из факторов стилистического обогащения композиторского творчества в Башкортостане //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. -С. 64 - 67.

25. Ахмадеева Г.Н. Современные исполнители индийской раги //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-ле-тию Республики Индия. - С. 42 - 44.

26. Валитова Л.Н. Индийский инструмент тан-пура: опыт сравнительного анализа со струнными инструментами различных музыкальных культур // Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-летию Республики Индия. - С. 61 - 63.

27. Карпова Е.К. Восток в творчестве Кароля Шимановского //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. - С. 61 - 64.

28. Карпова Е.К. Индия в музыке Альбера Рус-селя //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 2S-летию Общества «Башкортостан - Индия» и 30-летию Уфимского государственного института искусств. - С. SS - S7.

29. Карпова Е.К. Тема Индии в творчестве английских композиторов конца XIX - начала XX века // Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-летию Республики Индия. - С. S9 - 61.

30. Карпова Е.К. Традиции индийской культуры в творчестве Оливье Мессиана //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной S0-летию независимости Индии. -С. 4S - 47.

31. ПоловянюкИ.А. Индийские мотивы во французской опере второй половины XIX века //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 2S-летию Общества «Башкортостан - Индия» и 30-летию Уфимского государственного института искусств. - С. S7 - S9.

32. Угрюмова Т.С. Индийские образы в опере «Фераморс» А. Рубинштейна //Музыкальное содер-

жание: наука и педагогика. Материалы Третьей Все-рос. науч.-практ. конф /Отв. ред. Л. Н. Шаймухаме-това. - Уфа, 2005. - С. 415 - 426.

33. Махней С.И. Индийская песнь Вагоа из оперы «Юдифь» А.Н. Серова //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ.конф., посвященной 50-летию Республики Индия. - С. 53 - 54.

34. Платонова С.М. «Песня Индийского гостя» у Н.А. Римского-Корсакова //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 25-летию Общества «Башкортостан - Индия» и 30-летию Уфимского государственного института искусств. - С. 54 - 55.

35. Платонова С.М. Русские ориентальные традиции в балете «Читра» Ниязи //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летию Республики Индия. - С. 50 - 53.

36. ПоловянюкИ.А. Влияние идей неоиндуизма и буддизма на ораторию Р. Шумана «Рай и Пери» // Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной Дню Республики Индия. -С. 81 - 86.

37. Спектор Н.А. Индийские мистические учения в философеме А.Н. Скрябина //Индия: традиции и современность. Материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летию независимости Индии. -С. 43 - 45.

К сведению читателей

Вышла книга:

Гарипова Н.Ф.

Башкирская фортепианная музыка / Н.Ф. Гарипова. - Уфа: Гилем, 2007. -384 с., нот.

Монография посвящена вопросам становления башкирского фортепианного искусства на примере сонатных и циклических композиций, миниатюр, музыки для детей. Рассматриваются особенности национального стиля с учетом его интонационной лексики и стилистики.

Адресуется исследователям, занимающимся фортепианной музыкой, педагогам, студентам средних и высших музыкальных учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами национальной специфики музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.