Научная статья на тему 'Индивидуация и профессиональный рост психолога-психотерапевта'

Индивидуация и профессиональный рост психолога-психотерапевта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ИНДИВИДУАЦИЯ / INDIVIDUATION / ТЕНЬ / SHADOW / ПЕРСОНА / PERSON / АНИМА И АНИМУС / ANIMA AND ANIMUS / САМОСТЬ / SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губанов А.В., Григорьева С.И., Ефремов А.В.

Проблема профессионального развития практикующего психолога обычно сводится к овладению новыми инструментами консультативной и психологокоррекционной работы. На самом деле профессиональный рост психолога в силу специфики этой профессии определяется не только объемом освоенных психологических техник, но и личностным ростом самого психолога, без которого невозможно полноценное овладение многими из них. В исследовании рассматривается гипотеза о взаимосвязи личностного роста психолога, понимаемого как процесс индивидуации, с уровнем его профессионального мастерства. 1. У психологов-психотерапевтов, которые применяют весь спектр методов юнгианского анализа, выше уровень индивидуации, чем у психологов-психотерапевтов, которые не применяют этих методов. 2. Авторская символодраматическая методика «Путешествие героя» может быть использована для определения уровня индивидуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individuation and professional development of psychologist-psychotherapist

The problem of practical psychologist’s professional development usually means taking over new methods of consulting and psychological correction. Actually, psychologist’s professional development is ascertained not only by the amount of psychological techniques, but by the personal development of psychologist himself. This research deals with hypothesis on the correlation of psychologist’s personal development and his professional mastership. 1. Psychologists-psychotherapists, using the Jungian method of analysis, have higher level of individuation than psychologists of other areas. 2. The author’s method of the symbolic drama therapy "Hero's Journey" may be used for determining of individuation level.

Текст научной работы на тему «Индивидуация и профессиональный рост психолога-психотерапевта»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 488-499

Индивидуация и профессиональный рост психолога-психотерапевта

А.В. Губанов1, С.И. Григорьева2, А.В. Ефремов3

1-2Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow state regional university

Radio str. 10А, Moscow, 105005 Russia

e-mail: anvagug@gmail.com

3Клиника «Центр ЭКО»

129075, г. Москва, ул. Аргуновская, д. 3

Clinic "Centre EKO"

Argunovskaya str. 3, Moscow, 129075 Russia e-mail: artem-en@yandex.ru

Ключевые слова: профессионализм, индивидуация, тень, персона, анима и анимус, самость.

Key words: professionalism, individuation, shadow, person, anima and animus, self. Резюме: Проблема профессионального развития практикующего психолога обычно сводится к овладению новыми инструментами консультативной и психологокоррекционной работы. На самом деле профессиональный рост психолога в силу специфики этой профессии определяется не только объемом освоенных психологических техник, но и личностным ростом самого психолога, без которого невозможно полноценное овладение многими из них. В исследовании рассматривается гипотеза о взаимосвязи личностного роста психолога, понимаемого как процесс индивидуации, с уровнем его профессионального мастерства.

1. У психологов-психотерапевтов, которые применяют весь спектр методов юнгианского анализа, выше уровень индивидуации, чем у психологов-психотерапевтов, которые не применяют этих методов.

2. Авторская символодраматическая методика «Путешествие героя» может быть использована для определения уровня индивидуации. Abstract: The problem of practical psychologist's professional development usually means taking over new methods of consulting and psychological correction. Actually, psychologist's professional development is ascertained not only by the amount of psychological techniques, but by the personal development of psychologist himself. This research deals with hypothesis on the correlation of psychologist's personal development and his professional mastership.

1. Psychologists-psychotherapists, using the Jungian method of analysis, have higher level of individuation than psychologists of other areas.

2. The author's method of the symbolic drama therapy "Hero's Journey" may be used for determining of individuation level.

[Gubanov A.V.1, Grigoreva S.I.2, Efremov A.V.3 Individuation and professional development of psychologist-psychotherapist]

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

Одной из важнейших профессиональных задач практикующего психолога является задача его непрерывного профессионального совершенствования. Эта задача делает необходимым отыскание новых направлений и методов совершенствования профессионализма психолога-

психотерапевта (Шнейдер, 2004: 16).

К.Г.Юнг говорил, что настоящая психотерапия начинается только тогда, когда между психологом и пациентом устанавливается контакт на уровне бессознательного. «Встреча двух людей - это встреча двух химических элементов. Реакция может и не произойти, но если произойдет - изменяются оба» (Юнг, 1994: 57). Поэтому очень важно знать, какой «химический элемент» представляет собой психолог, на каком этапе личностного развития он находиться.

Невозможно достичь поставленных

психотерапевтических целей при помощи одной лишь техники -набора определенных психотерапевтических методик - без ее соотнесения с личностными особенностями психотерапевта. Главным инструментом, который должен быть настроен для выполнения психотерапевтической работы, является личность психотерапевта, уровень ее развития.

В предлагаемой работе развитие личности человека рассматривается как процесс индивидуации. Индивидуация -одно из центральных понятий теории К.Г.Юнга, применяемое для описания процесса духовного развития индивида, интеграции компонентов его психики, обретения им смысла жизни и душевной гармонии. В юнгианстве индивидуация трактуется как самостановление или самоосуществление. Главная цель индивидуации, по К.Г.Юнгу - стать собственной самостью (Юнг, 1966: 197).

Процесс индивидуации психолога-психотерапевта исследуется в работе в контексте его профессионального развития. Предполагается, что уровень профессионального мастерства психолога-психотерапевта определяется уровнем его индивидуации. Поэтому объектом исследования в работе выступает процесс индивидуации. В качестве предмета исследования выступает специфика процесса индивидуации у

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

практикующих психологов. Целью исследования является установление взаимосвязи между уровнем индивидуации психолога-психотерапевта и уровнем его профессионального мастерства.

Достижение поставленной цели исследования потребовало решения следующих задач:

1. Теоретический анализ понятия процесс индивидуации в юнгианской психологии и выделение его этапов.

2. Разработка авторской символодраматической методики исследования процесса индивидуации, получившей название «Путешествие героя».

3. Эмпирическое выявление особенностей процесса индивидуации у психологов-консультантов с различным уровнем профессионального мастерства.

Ключевое понятие юнгианской психологии -коллективное бессознательное. Это одна из форм бессознательного, которая является продуктом наследуемых структур мозга. В отличие от индивидуального бессознательного коллективное содержит в себе опыт не отдельно взятого индивида, а общества в целом. Коллективное бессознательное является общим для всех людей.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетипы - это врожденные обобщенные представления, идеи, которые позволяют нам систематизировать внешние впечатления и ориентироваться в окружающем нас социальном мире, принимать решения и совершать поступки. Непосредственно архетипы не осознаются. Они представлены нашему сознанию в образах и мотивах сновидений, в символике мифов, легенд, сказок, в религиозной символике (Юнг, 1994: 25).

В контексте предлагаемого исследования рассматриваются архетипы тень, персона, анима, анимус и самость, поскольку в аналитической психологии К.Г.Юнга предполагается, что осознание каждого из этих архетипов представляет отдельный этап процесса индивидуации человека.

Тень - это часть личности, которая не может быть принята ею из-за несовместимости с ее сознательным

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

представлением о себе (Юнг, 1996: 139). Теневое содержание личности либо отрицается, либо проецируется, то есть приписывается другим.

Это содержание наряду с негативом включает в себя и положительный потенциал. Такой потенциал называют «золотом тени». Например, женщина привыкла решать все сама и все тащить на себе - в тени остается ее способность быть слабой, принимать поддержку и заботу. Мужчина привык отвечать за все и за всех - в тень переносятся его умение быть беззаботным, способность ставить под сомнение, так ли уж он всем обязан.

В некоторых ситуациях привычные паттерны поведения оказываются бесполезными при решении поставленных задач или возникших проблем. В таких ситуациях может быть полезным поиск ресурсов в теневой стороне своей личности. Один из этапов процесса развития личности - процесса индивидуации - предполагает осознание теневого содержания собственной личности и интеграцию с ним.

Архетип персона или маска выступает как социальная роль, разыгрываемая индивидом в процессе взаимодействия с обществом (Юнг, 1994: 215). Эта роль отвечает запросам общества и позволяет человеку адаптироваться в нем. Но она не совпадает с его личностью, она прикрывает личность, защищая ее.

Нередко личность отождествляет себя с персоной, приписывая себе все ее качества, это ведет ее к разбуханию и отрыву от реальности. Другим расстройством во взаимоотношениях личности и персоны является утрата последней. Это делает личность сверхчувствительной и беззащитной для любых соприкосновений с обществом. Противоположная крайность - ригидная персона. Она вызывает избыточную защищенность личности, что мешает ее нормальной приспособляемости и реальной адаптивности.

Осознание персоны и дистанцирование от нее, в целях избежать искажения подлинной сущности индивида - еще один из этапов процесса индивидуации, процесса становления личности человека.

Согласно теории К.Г.Юнга, в бессознательном мужчины

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

скрыта женская личность - анима, а в бессознательном женщины мужская - анимус (Юнг, 1996: 17).

В мифологии, фантазиях и сновидениях негативная сторона архетипа анима обычно воплощается в образах ведьм, колдуний, чудовищ женского пола. Проекция анимы создает в повседневной жизни сильных роковых женщин, которые легко могут погубить мужчину. Типичные примеры - леди Макбет, Кармен, Снежная Королева.

Как любой архетип, анима не является абсолютно негативным. Он содержит в себе и положительные черты. Анима - воплощение красоты, духовности. Это душа, которая уравновешивает сознание и бессознательное и обеспечивает их взаимосвязь. Она олицетворяет полноту и цельность бессознательной душевной жизни.

Анима имеет большое значение для психологии мужчины: она непосредственно связана с его эмоциями и страстью. Если он научится взаимодействовать с этой стороной своего бессознательного, то сумеет выстраивать взаимоотношения с женщиной, создать семью, быть успешным в профессии.

В рамках теории К.Г. Юнга описываются четыре пласта в структуре анимы. Первый, глубинный пласт воплощает природное начало, которому чужда рефлексия и моральные размышления. Анима на этом уровне крайне недальновидна и идет на поводу у своих чувственных впечатлений, не различая добра и зла, олицетворяет собой силу инстинктов, биологическую жизнь в ее стихийности. Воплощением анимы на этом уровне является образ Евы.

Второй пласт анимы воплощает красоту, эротическую привлекательность и романтическую любовь. Этой любви не чужды духовность и жертвенность, однако она так слепа, что не думает о последствиях. Воплощением анимы на этом уровне являются, например, образы Прекрасной Елены (Троянской), Джульетты. Это образы женщин, союз с которыми, как правило, не приносит мужчине счастья, или по воле рока влюбленные гибнут.

Третий пласт анимы воплощает плодотворящую любовь,

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

образ женщины-матери и таких ее черт, как заботливость, доброта, духовное богатство. Такое возможно благодаря тому, что на данном уровне эрос поднимается до высот духовности. Этот пласт архетипа анимы наиболее полно представлен в образе Девы Марии.

Четвертый пласт анимы - мудрость. Этот образ Софии, который можно найти в православной христианской традиции.

Если у мужчины анима определяет его эмоциональные особенности, а также несет ответственность за выстраивание им собственной интимной жизни, то для женщины анимус олицетворяет разум, влияет на ее поведение в ситуации принятия решения и оказывает воздействие на ее идеалы. Анимус наиболее ярко проявляется в профессиональной сфере и светской жизни женщины.

Анима производит настроения, анимус - мнения. Как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин бессознательного, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных априорных предпосылках. Мнения анимуса очень часто имеют характер убеждений и принципов, которые невозможно поколебать, которые являются неприкосновенно общеобязательными. Негативная сторона анимуса - его квазиинтеллектуальный элемент, позитивная - стремление к рациональности.

Как и для анимы, выделяются четыре пласта в структуре анимуса. Первый пласт отражает физические и телесные достоинства мужчины - его силу и красоту. Воплощением этого уровня анимуса выступают образы героев боевиков, например, Тарзан, Терминатор, Джеймс Бонд и др. Второй пласт анимуса предполагает духовность, он воплощен в образе романтика, это отважный и благородный герой, целеустремленный и одухотворенный. Третий пласт включает в себя социальную составляющую архетипа, выраженную представлениями об успешности и богатстве. Он представлен в образах известных политиков, общественных деятелей, предпринимателей, проповедников. Четвертый, верхний пласт воплощает мудрость наставника и представлен, например, в образах М. Ганди или Л.Н. Толстого.

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

Полноценная индивидуация личности предполагает интеграцию архетипа анима / анимус и превращение его в посредника между сознанием и бессознательным. О степени успешности индивидуации мужчины или женщины свидетельствует их воплощение образов анимы и анимуса. У мужчины анима либо капризная и грубо эротизированная, либо обаятельная и чуткая. У женщины анимус либо разрушительный злой дух, либо уверенный и мудрый наставник, советчик.

Согласно учению К.Г.Юнга, самость - это архетип целостности, архетип полноты человеческого потенциала и единства личности. Самость - это подлинная сущность личности, не мнение индивида о себе, не то, каким его видят окружающие, а то, каким он действительно является во всем своем внутреннем многообразии (Юнг, 1994: 240).

Понятие самости непосредственно связано с неким идеалом, прообразом совершенной личности, к которому неосознанно стремится индивид. Черты этого идеала, или символы самости, отражены в представлениях об идеальной личности, которые развивались и совершенствовались на протяжении всех эпох. Божественные образы воплощают наиболее очевидные и яркие символы самости.

Достижение самости - завершающий этап процесса индивидуации. Он знаменует собой интеграцию всех противоречий внутри психики человека.

Таким образом, можно говорить о четырех этапах индивидуации, выделяемых К.Г.Юнгом:

1. Осознание тени и интеграция представленных в ней содержаний личного бессознательного в структуру личности индивида;

2. Осознание персоны, отказ от искажения ею подлинной сущности индивида и дистанцирование от нее;

3. Ассимиляция воплощаемых анимой и анимусом содержаний коллективного бессознательного;

4. Становление самости как полной, всесторонней и гармоничной индивидуальной целостности, истинной и автономной индивидуальности, не подверженной ничьим влияниям носительницы творческого потенциала.

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

Необходимо отметить, что данный перечень этапов указывает лишь на последовательность возникновения проблем на пути формирования личности. На практике индивид может одновременно работать на нескольких этапах, тем не менее, центр тяжести работы всегда находится на одном из них, который в данный момент и определяет уровень индивидуации человека.

Для определения этого уровня индивидуации была разработана символодраматическая методика, получившая название «Путешествие героя». Респонденту предлагается представить сказочную страну и себя, путешествующего по этой стране. После чего он вслух описывает все то, что с ним происходит.

По ходу повествования в сюжет внедряется ряд образов, содержание которых соответствует содержанию описанных выше архетипов. Предполагается, что характер реагирования на образы позволяет судить об уровне индивидуации респондента.

Исследование показало, что из ряда предложенных образов наиболее эффективно сработали три: светлое зеркало, выполненное из светлого металла в золотой оправе (зеркало света), темное зеркало, выполненное из темного металла в свинцовой оправе (зеркало тени) и образы короля и королевы, причем образ короля предлагается респонденту женского пола, а образ королевы - мужского.

Предполагается, что отражение респондента в зеркале света может свидетельствовать о его персоне. О той части личности, которую испытуемый демонстрирует в обществе. Это изображение такое, каким бы он хотел, что бы его видели. Здесь можно выделить два основных параметра оценки отражения: размер и привлекательность.

Если респондент в зеркале видит адекватное по величине отражение себя, то это указывает на удачную интеграцию с архетипом персоны. Если же размеры отражения неадекватны (очень большие или очень маленькие), то это указывает на сложности во взаимодействии с архетипом персоны.

Аналогичным образом интерпретируется параметр привлекательность отражения. Если респондент видит в зеркале

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

свое отражение средней (обычной, нормальной) привлекательности, то это признак удачной интеграции с персоной, а если привлекательность отражения носит экстремальный характер (чрезвычайно привлекательное или предельно отвратительное), то это признак неудачного прохождения соответствующего этапа индивидуации.

Особенности отражения, которое респондент увидит в зеркале тени, указывают на степень успешности его интеграции с архетипом тень. Для оценки протекания процесса индивидуации на соответствующем этапе рассматривается параметр отношение к отражению. Отношение к отражению в зеркале тени может быть либо положительным, либо отрицательным. Если отношение положительное, т.е. отражение принимается, то это признак успешной индивидуации на данном этапе. Если же отношение отрицательное, т.е. отражение не принимается, оно вызывает только негативные чувства, то это признак неудачной интеграции с архетипом тень.

Четвертый параметр, по которому осуществляется оценка процесса индивидуации, это взаимное расположение зеркал. Если зеркала располагаются таким образом, что отражения в них могут наблюдать друг друга, то это указывает на успешное протекание индивидуации, в противном случае, когда отражения не могут наблюдать друг за другом, следует оценивать протекание процесса индивидуации как менее успешное.

Король или королева, которые вводятся в рассказ о путешествии, символизируют анимус или аниму соответственно. Описывая короля или королеву и свое отношение к ним, респондент сообщает о том, как он взаимодействует со своим анимусом или анимой. Если респондент описывает свои отношения с королем или королевой как партнерские, то это указывает на успешное протекание индивидуации на соответствующем этапе. Если в своих отношениях с этими персонажами респондент ставит себя выше или ниже их, то это указывает на меньшую успешность индивидуации. Отношение респондента с королем или королевой рассматривается как пятый параметр оценки степени

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов Л.У. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

индивидуации в исследовании.

Для проведения исследование был организован профессионально-исследовательский проект "Путешествия героя". К участию в данном проекте приглашались практикующие психологи. Приглашение было вывешено в социальных сетях и на других ресурсах интернета. В итоге в данном исследовании приняло участие 31 практикующий психолог. Они представляли самые разные направления в психотерапии, и стаж их практической работы колебался от 2 до 40 лет.

Участники исследования были разбиты на две группы. Первая группа - экспериментальная. В нее вошли 16 психологов, которые применяют в своей работе весь спектр методов юнгианского анализа. Вторая группа - контрольная. В нее вошли 15 психологов, которые не применяют в своей работе методов юнгианского анализа.

Все участники были обследованы при помощи методики «Путешествие героя». Ими были показаны следующие результаты.

По параметру размер отражения в зеркале света 25% экспериментальной группы и 60% контрольной группы указали неадекватный размер. Различие в результатах между группами по критерию хи-квадрат оказалось значимым (р<0.05). Поэтому можно утверждать, что респонденты экспериментальной группы реже сообщают о неадекватном размере отражения, чем респонденты контрольной группы.

По параметру привлекательность отражения в зеркале света 18,8% экспериментальной группы и 53,3% контрольной группы указали экстремальную привлекательность отражения. Различие в результатах между группами по критерию хи-квадрат оказалось значимым (р<0.05). Поэтому можно утверждать, что респонденты экспериментальной группы реже сообщают об экстремальной привлекательности отражения, чем респонденты контрольной группы.

По параметру отношение к отражению в зеркале тени 81,3% экспериментальной группы и 46,7% контрольной группы указали на положительное отношение к изображению. Различие

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

в результатах между группами по критерию хи-квадрат оказалось значимым (p<0.05). Поэтому можно утверждать, что респонденты экспериментальной группы чаще сообщают о положительном отношении к отражению в зеркале тени, чем респонденты контрольной группы.

По параметру взаимное расположение зеркал 50% экспериментальной группы и 53,3% контрольной группы указали, что зеркала смотрят друг на друга. Различие в результатах между группами по критерию хи-квадрат оказалось незначимым. Поэтому можно утверждать, что респонденты экспериментальной и контрольной группы одинаково часто сообщают о направленности зеркал друг на друга.

По параметру отношения с королем или королевой 43,8% экспериментальной группы и 13,3% контрольной группы указали на их партнерский характер. Значимость различий в результатах между группами по критерию хи-квадрат оказалась равной 0,062, что не на много превосходит считающийся критическим уровень значимости в 5%. Поэтому можно утверждать, что респонденты экспериментальной группы имеют тенденцию чаще оценивать свои отношения с королем или с королевой как партнерские, чем респонденты контрольной группы.

Из пяти проанализированных параметров по трем респонденты экспериментальной группы показали более высокий уровень индивидуации, чем респонденты контрольной. По одному они имеют тенденцию быть выше. И только по одному параметру между ними и респондентами контрольной группы не оказалось значимых различий.

Подобные результаты позволяют сделать вывод, что психологи-психотерапевты, которые применяют весь спектр методов юнгианского анализа, имеют более высокий уровень индивидуации, чем психологи-психотерапевты, которые не применяют этих методов. Это дает право говорить, что уровень профессионального мастерства психолога очень тесно связан с уровнем его личностного развития.

А.В. Губанов, С.И. Григорьева, А.В. Ефремов

A.V. Gubanov, S.I. Grigoreva, A.V. Efremov

ЛИТЕРАТУРА

Подвойский В.П., Бутов А.Ю., Оленев С.М, Лазарев М.А. 2012. Коэволюция как инновационная идея в системе психолого-педагогических наук. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 1(1): 163-174. Шнейдер Л.Б. 2004. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг.

М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 599 с. Юнг К.Г. 1994. Психология бессознательного. М.: Канон. 319 с. Юнг К.Г. 1996. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука. 269 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получена /Received: 20.05.2017 Принята/Accepted: 19.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.