Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
Наиболее перспективным направлением разработки методического аппарата работы с одаренными детьми представляется направление, связанное с созданием развивающей среды. В основе этого направления лежат положения об одаренности как проявлении творческой природы психики; о существовании разных уровней актуализации одаренности; об обусловленности уровня актуализации одаренности наличием соответствующих природных и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме природных задатков, склонностей и способностей. На этих положениях базируется практическая установка на создание условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики.
Литература
1. Баграмянц М.Л. Одаренность как теоретическая и практическая проблема психологии (научно-практическое пособие). М., Московский государственный технический университет «МАМИ». 2003.
2. Barron F. Putting creativity to work // R.Sternberg & T.Tardiff (Eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press. 1988. P.76-98.
3. Bricklin B., Bricklin P. Bright child - poor grades: The psychology of underachievement. N.Y.: Delacorte Press. 1967.
4. Combs A. The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. Boston: Allyn & Bacon. 1965.
5. Epstein C. The gifted & talented: Programs that work. Arlington VA: National School Publishing Associations. 1979.
6. Fine B. Underachievers: How can they be helped? N.Y.: E.P.Dutton. 1967.
7. Gallagher J.J. Teaching the gifted child. Boston: Allynn & Bacon. 1985.
8. Jenkins R. A resource guide to preschool & primary programs of the gifted & talented. Mansfield CT: Creative learning Press. 1979.
9. Karnes M. & Associates. Factors associated with underachievement & overachievement of intellectually gifted children. Exceptional Children. 1961. 28. P. 167-175.
10. Pringle M. Able misfits. London: Longman Group. 1970.
11. Sumption M., Norris D. Terman L. Special education for the gifted child // S.Kirk (ed.). The education of the exceptional children. 49th yearbook of National Society for the Study of Education. Part II. Chicago: University of Chicago Press. 1952.
12. Williams F. Classroom ideas for encouraging thinking & feeling. Buffalo NY: DOK Publishers. 1970.
13. Whitmore J.R. Giftedness, conflict and underachievement. Boston: Allyn & Bacon. 1980.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности при подготовке
конкурентноспособного инженера
к.т.н. доц. Крутина Е.В. МГТУ «МАМИ». (495) 223-05-23 доб. 13-93
Аннотация. В статье поднимается вопрос подготовки конкурентноспособного инженера. Разбираются особенности формирования у студентов необходимых качеств. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя представляет собой динамическую и постоянно обновляющуюся систему способов педагогической деятельности, обеспечивающую оптимальное взаимодействие преподавателя и студента.
Ключевые слова: индивидуальный стиль преподавателя, методы подготовки конкурентноспособного инженера. Педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью учащегося, который является
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования субъектом собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению. Без обращения к её внутренним силам, потребностям и способностям педагогический процесс не может быть эффективным. У каждого педагога свой стиль преподавания.
Стиль является личностным источником многообразных функциональных проявлений в способах и средствах деятельности, поведения и образа жизни человека.
Индивидуальный стиль деятельности является одним из главных факторов профессионального становления личности педагога, обеспечивающий продуктивность его деятельности в развитии, воспитании, обучении, формировании личности студентов. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой динамичную и постоянно обновляющуюся систему способов педагогической деятельности, обеспечивающую оптимальное взаимодействие преподавателя и студента.
Вопрос подготовки конкурентоспособного специалиста, выпускника ВУЗа в машиностроительной области на сегодняшний день является довольно сложным.
Согласно мнению Д.В. Чернилевкого, подход к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который позволял бы ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал. Оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда.[1]
Характеризуя конкурентоспособного специалиста, выпускника ВУЗа, большинство исследователей [2] выделяют следующие качества:
• профессиональная компетентность;
• высокий уровень теоретической и практической подготовки;
• высокая степень освоения последних достижений науки и современных технологий;
• целеустремленность, целостностные ориентации, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий;
• стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту;
• стремление к успеху;
• способность к творчеству и инновационной деятельности;
• умение выбирать перспективу, прогнозировать свое развитие и системно видеть проблему;
• способность адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому;
• гибкость мышления;
• способность к самооценке;
• способность принимать ответственные решения;
• трудолюбие, ориентация на эффективность и качество;
• способность к риску;
• коммуникативность.
Индивидуальный подход при подготовке кадров для промышленности должен стоять на первом месте. Личностно ориентированная модель преподавания является самой подходящей с психологической точки зрения для воспитания уверенных в себе, трудолюбивых и высококомпетентных инженеров.
По мнению Осиповой С.И. и Сливиной Т.А., структура модели конкурентоспособной личности специалиста объединяется в единстве трех компонентов: аксиологического, когнитивного и праксиологического [3]. Аксиологический аспект направлен на воспитание конкурентоспособной личности. То есть личности, которая умеет отстаивать свои убеждения, интересы, цели, мотивы. Аксиологический компонент характеризует специалиста как личность. Когнитивный компонент отвечает за интеллект. Определяет уровень теоретических
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования знаний молодого специалиста, гибкость мышления, умение решать нестандартные задачи.
Праксиологический компонент представляет способности к саморазвитию, умение вести себя в коллективе, возможности презентовать себя и результаты своей деятельности. Также к этому компоненту можно отнести такие качества, как профессиональная гибкость при разработке новых проектов, в том числе, при общении с группой других разработчиков и заказчиков. Владение информационными технологиями.
В городе Красноярске были проведены исследования при приеме на работу выпускников технических университетов, которые показали высокий уровень теоретической подготовки, в меньшей степени владение профессиональными навыками и низкий уровень в навыках общения и умения представить себя.
Основные требования работодателей заключаются в следующем: способность прогнозировать результаты своей деятельности, быть более коммуникабельными, уметь работать в команде и принимать ответственные решения.
Если проанализировать ситуацию на рынке труда и предпочтения самих работодателей, делающих критические замечания в адрес выпускников ВУЗов, можно составить общую картину развития нашего высшего образования при подготовке инженеров.
Демократизация общества и техногенная эволюция привела к тому, что на предприятиях ждут конкурентоспособного инженера. А это означает, что помимо высокопрофессиональной подготовки, высшие технические учебные заведения должны мотивировать студентов к приобретению следующих навыков, необходимых на рынке труда: способности поставить цель и структурировать технологию ее достижения; умения мобилизировать, актуализировать, структурировать знания; развития самостоятельности и инициативности; умения презентовать себя, свои достижения; быть компетентным в вопросах информационных технологий не только как пользователь интернета, но, что особо важно, знать чертежные программы и возможности моделирования; обязательного знания одного иностранного языка; владения методами решения большого класса технических задач; гибкости мышления; коммуникативности; готовности переквалифицироваться в смежную область.
В отечественном образовании повышенное внимание уделяется теоретическим знаниям, но, поскольку информация об изучаемых предметах за последние 10 лет выросла в геометрической прогрессии, многие ученые пришли к выводу, что в студентах необходимо развивать такие личностные качества в образовательном процессе, которые обеспечат в дальнейшем способность специалиста к самообразованию, адаптации в быстроизменяющейся ситуации и в итоге сделают из студента компетентного инженера. Технологию такого преподавания может обеспечить только личностно ориентированное образование.
Эта модель образования создает условия для проявления возможностей и способностей студента, рефлексивных механизмов поведения, самореализации, самоопределения и готовности принимать ответственные решения. Формирование самодостаточного специалиста можно разбить на следующие этапы:
• мотивационно-ценностный этап, ориентирующий студента на осознание личной значимости;
• деятельностный этап, целью которого является освоение опыта, необходимого конкурентоспособному инженеру;
• рефлексивно-оценочный этап, направленный на осознание и оценку своих действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность.
Большая часть студентов не владеют способами учебной деятельности: не умеют слушать и конспектировать лекции, испытывают трудности при выступлении перед аудиторией, при отстаивании своей позиции, не могут дать аналитическую оценку проблеме. Решение этих задач связано с организацией учебного процесса таким образом, чтобы студент смог занять активную позицию. При переходе студента из позиции объекта в позицию субъекта, увеличивается мотивационная сфера студента: мотив достижения, познавательный и профес-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования сиональный.
Для развития профессиональной компетентности в рамках существующих стандартов обратимся к поиску технологий, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста.
Проектирование технологий в системе высшего профессионального образования должно осуществляться на взаимодействии теории и практики, на сочетании индивидуальной и коллективной работы, учебы с игрой, наставничества и самообразования, на интеграции науки с производством, на профессионально-творческой направленности в обучении, ориентированности обучения на личность [5].
Реализация принципов личностно ориентированного образования приводит к изменению позиции педагога по отношению к студенту, обеспечивая субъект-субъектные отношения. В русле личностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность участник педагогического взаимодействия.
В настоящее время происходит пересмотр не только ГОСов и учебных программ высшего образования, но и происходят существенные изменения в методике преподавания учебных дисциплин на основе современных образовательных технологий.
Литература
1. Чернилевский Д.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки. /Д.В.Чернилевский, О.К.Филатов//Специалист.-1997.-№1
2. Сливина Т.А. Формирование конкурентоспособной личности специалистов в образовательном процессе ВУЗа; дисс. к.пед.н.; Красноярск, 2008.
3. Осипова С.И. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. СФУ. Красноярск. 2007.
4. Гарафутдинова Н.Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки. Гарафутдинова Н.Я. Вестник Омского университета.-1998.- №1.- С.76-78
5. Зиновкина М. Учебное проектирование как инновационная технология в подготовке инженеров.
6. Пфейфер Н.Е. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов как условие подготовки конкурентоспособных специалистов. /Н.Э.Пфейфер, М.В.Семенова // Педагогические науки.-2004.-№2.