Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ КОРКОВЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ КОРКОВЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
189
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФАЗИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ / ДОМИНИРУЮЩИЙ КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Тимофеева С. А.

Аффазия занимает ведущее место среди очаговых поражений коры головного мозга. Проведение коррекционных мероприятий по восстановлению речи представляет важнейший этап в реабилитации больного и возращении его в социум. Использование индивидуального подхода в коррекционной логопедической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACH TO LOGOPEDIC WORK WITH CORTICAL FORMS OF APHASIA

Abstrakt. Aphasia occupies a leading position among the focal lesions of the cerebral cortex. Implementation of corrective measures for the restoration of speech is a crucial step in rehabilitation of a patient and returning him to society. The use of an individual approach to correctional logopedic work.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ КОРКОВЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ»

17 июня 2016 года в Государственном Эрмитаже была открыта выставка «Притяжение беспредметности», посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося русского художника-авангардиста Василия Кандинского. Это было сделано ради посвящения современного общества в духовное состояние 20 века.

Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм мертворожденным; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

За традицией Кандинского последовали многие художники; в 1930-е годы он - признанный лидер современного искусства, хотя в это время само абстрактное искусство как-то академизируется, склоняется к однообразным штампам.

Вся творческая деятельность Василия Васильевича Кандинского была направлена на то, чтобы вызвать в людях «радостную способность переживать духовную сущность в материальных и абстрактных вещах». По-своему понимая «ритмы истории искусств», живописец считал, что его искусство получит свою оценку только через сто лет. Сегодня творчество великого абстракциониста, которого по меньшей мере три страны готовы объявить своим национальным достоянием, знают и ценят во всем мире[3].

Использованные источники:

1. Абстракционизм [Электронный ресурс]

http://www.designonstop.com/webdesign/trends/abstrakcionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-raznovidnosti.htm (дата обращения 01.11.2016)

2. Размышления Кандинского [Электронный ресурс]

http://www.designonstop.com/webdesign/interview/razmyshleniya-kandinskogo-o-cvete-duxovnosti-i-prednaznachenii-iskusstva.htm (дата обращения 09.11.2016)

3. В.В. Кандинский - абстракционист [Электронный ресурс] http://xreferat.com/47/4676-1-v-v-kandinskiiy-abstrakcionist.html (дата обращения 11.11.2016)

УДК 376.36+37.0

Тимофеева С. А. магистрант 2 курса НГПУ

Россия, г. Новосибирск ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ КОРКОВЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ Аннотация. Аффазия занимает ведущее место среди очаговых поражений коры головного мозга. Проведение коррекционных мероприятий по восстановлению речи представляет важнейший этап в реабилитации

больного и возращении его в социум. Использование индивидуального подхода в коррекционной логопедической работе.

Ключевые слова: афазия, восстановление речи, направления работы, доминирующий канал восприятия.

Timofeeva S.

Undergraduate 2nd year student, NSPU Russia, Novosibirsk INDIVIDUAL APPROACH TO LOGOPEDIC WORK WITH CORTICAL FORMS OF APHASIA

Abstrakt. Aphasia occupies a leading position among the focal lesions of the cerebral cortex. Implementation of corrective measures for the restoration of speech is a crucial step in rehabilitation of a patient and returning him to society. The use of an individual approach to correctional logopedic work.

Key words: aphasia, recovery of speech, areas of work, the dominant channel ofperception.

Афазия как проблема издавна интересовала специалистов разных отраслей науки - медицины, педагогики, психологии.

Различные формы афазии составляют от общего числа речевой патологии, связанной с органическим поражением коры головного мозга до 81,5%, что позволяет считать проблему афазии центральной в клинике очаговых поражений коры головного мозга [3,с.28].

Афазия возникает чаще у взрослых людей. У детей данная патология встречается реже, и только в том случае, если поражение мозга произошло после того, как речь у ребенка частично сформировалась.

Возникновение афазии может быть обусловлено тяжелыми травмами, воспалительными процессами, сосудистыми заболеваниями головного мозга, а также опухолями.

Травмы головного мозга могут носить характер открытых и закрытых. Но все они одинаково могут разрушать речевые зоны. Опухоли головного мозга как доброкачественные, так и злокачественные при своем разрастании сдавливают головной мозг, образуя очаги поражения. Сосудистые заболевания головного мозга имеют ряд синонимов «нарушения мозгового кровообращения», «инсульты», «инфаркты мозга». Инсульты различаются на ишемию, что означает «голодание» и геморрагию, что обозначает «кровоизлияние».

Но не все формы сосудистой патологии вызывают различной формы нарушения. Расстройство деятельности системы речевой зоны, приводят к развитию афазических нарушений. При этом большое значение в развитии формы нарушения имеет топография расположения пораженного участка коры и доминантность полушария. Общепризнанной и обоснованной

класификацией афазий является классификация Л.Р. Лурии [4, с. 222].

Последствия перенесенного инсульта наиболее ярко раскрываются в острой стадии заболевания. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) разработана и апробирована концепция нейрореабилитации больных с афазией. Данная концепция включает в себя систему мероприятий, направленных на быстрое и максимально полное восстановление физического, психологического, социального, а также речевого статуса больного. Данные об исследованиях отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что афазия значительно осложняет процесс реабилитации больных, перенесших инсульт [2, с.77].

В соответствии с этим, проведение мероприятий по восстановлению речи, представляет важнейшее направление в реабилитации пациентов и возвращении их в социум.

Аффазия в остром и раннем восстановительном периодах инсульта, нередко характеризуется тяжелой степенью выраженности речевого дефекта, в связи с этим так необходимы исследования, разработка и внедрение новых логопедических методик направленных на преодоление речевого нарушения и способствующих полному восстановлению коммуникативной функции речи пациентов. Конечный реабилитационный эффект будет сопряжен с точным целенаправленным использованием логопедических приемов в острой стадии заболевания.

На современном этапе развития афазиологии, отмечается большой интерес к изучению данного направления с позиции полимодального восприятия. Восстановление речи у больных с корковыми формами нарушения речи, в том числе и афазиями зависит от расположения и тяжести поражения, его полушарности, степени и формы развившейся афазии, возраста и личности больного, знания языков. Положительная динамика афазии, наличие спонтанного восстановления речи, предопределяет начало логопедического обучения и направления восстановительной терапии [3, с.29].

Следовательно, недостаточность исследования вопроса проблемы восстановления речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта, а также отсутствия методических разработок по данной проблеме требуют углубленного изучения. Существует потребность в разработке дифференцированного логопедического воздействия с разработкой принципов, направлений и приемов коррекционно-восстановительной работы.

Долгое время считалось, что работу по восстановлению речи после инсульта следовало начинать спустя 6-8 месяцев. И только 35 лет назад ученые пересмотрели вопрос о сроках начала работы с постинсультными больными. Они пришли к выводу, что большего успеха в восстановлении речи можно добиться более ранним началом коррекционно - педагогической работы. На данном этапе, различают два этапа восстановления речи: ранний

и резидуальный.

На раннем этапе работа несет психотерапевтический характер, так как специалист учитывает тяжесть переживаний пациентом утраты речи, а не только тяжесть физического состояния. Данный этап длится до шести месяцев, после случившегося инсульта, главной задачей в этот период является активизация восстановления речи, стимулирования угнетенной речевой функции, а также профилактика развития паталогических симптомов афазии, таких как аграмматизмы и персеверации.

Резидуальный этап начинается через шесть месяцев после поражения мозга. К этому времени остаются основные симптомы и определяется степень и форма афазии. На данном этапе уже как никогда обходимо сознательное, активное участие пациента в восстановлении речи.

Основной формой работы являются индивидуальные занятия, но также могут проводится и групповые.

При рассмотрении проблемы восстановления речи больных с позиции активизации сохранного анализатора предлагается следующий алгоритм исследования нарушенных функций.

1. Обследование артикуляционного аппарата;

2. Исследование импрессивной стороны речи;

3. Исследование экспрессивной речи;

4. Исследование доминирующего канала восприятия.

Пациенты с афазией в первые дни после инсульта испытывают

значительные трудности при общении с медицинскими сотрудниками, со своими родственниками и очень болезненно реагируют на происходящее с ними. Но в большинстве случаев остаются сохранными зрение, слух и ощущение. Развитие этих каналов у каждого больного индивидуально и определяет тип восприятия окружающего мира. При опоре на использование доминирующего канала восприятия коррекционная работа будет более эффективнее для восстановления нарушенной функции пациентов.

Исходя из этого, все пациенты относятся, к одной из трех групп:

-визуалы, больные, воспринимающие основную часть информации с помощью зрения;

- аудиалы, больные, воспринимающие большую часть информации с помощью слуха;

- кинестетики, пациенты, принимающие большую часть информации через тактильные ощущения.

На основании выделенных типов восприятия коррекционную работу с каждым пациентом можно выстраивать с опорой на доминирующий канал.

Визуалу подбирать яркий картинный материал либо геометрические фигуры, использовать слова, характеризующие цвет, форму предметов, рисунки, схемы и пиктограммы. В работе с аудиалами применять звуковые стимулы, (интонация, громкость, голос) подбирать стихотворный материал, рекомендовать прослушивание музыкальных композиций. Проведение

занятия с кинестетиком, строго дозированным, в более замедленном темпе, по сравнению с визуалами и аудиалами [1, с.30].

Таким образом, использование индивидуального подхода будет более эффективным, при опоре на доминирующий канал восприятия. Коррекционно-логопедическая работа будет вестись с учетом основного дефекта и формы афазии.

Длительность занятий в ранний период после инсульта не должна превышать 15 минут, заниматься можно до двух раз в день, с учетом индивидуальных возможностей пациентов. Необходим постоянный контакт с родственниками пациента для ознакомления их с элементарными упражнениями на укрепление мышц языка и губ [2, с.80].

При эфферентной моторной афазии в течение занятия проводится работа, направленная на восстановление навыков письма. Больной работает с разрезной азбукой, выполняет задания по заполнению пропущенных букв в словах, написанию диктантов, вызову слов через контекст, опирающегося на предмет, картинку, жест. По сюжетным картинкам составляет фразы, проводит обсуждение и запись их с помощью логопеда либо самостоятельно. Чтение текста проводится с его пересказом по плану либо по опорным словам. Самостоятельные задания содержат чтение и пересказ небольшого текста, заполнение пропущенных букв в слове, либо слов в тексте, составление рассказа по картинке. При проверке письменного домашнего задания логопед отмечает не все ошибки больного, а лишь несколько, чтобы не травмировать больного. При моторных формах афазии логопедическая работа ведется по нескольким направлениям, таким как, отработка артикуляторных дифференцировок, отработка произношения слов с различной слоговой структурой, активизация словарного запаса и преодоление имеющегося аграмматизма. Большое значение имеет формирование у больных связанной речи, воспитание навыков связанного высказывания, устранение нарушенных навыков чтения и письма. Для больных сенсорной (акустико-гностической) афазии коррекция достаточно сложна и включает обучения понимания речи, развитие фонематического восприятия, воспитание навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих [3, с.35].

На всех этапах коррекционно-педагогической работы огромную роль играет эмоциональный фактор. Больные с афферентной, сенсорной, а иногда и с эфферентной формами афазии бывают угнетены и нуждаются в ободряющей беседе, в которых логопед должен отметить достижения, перспективы восстановления и необходимость систематической и упорной работы по преодолению дефекта. Во многом результат коррекционно-педагогической работы зависит от настойчивости логопеда и пациента, успешного их сотрудничества в достижении поставленной цели -полноценного восстановления речи при органических поражениях речевых зон мозга.

Использованные источники:

1. Бердникович Е.С., Орлова О.С., Шахпаронова Н.В. Восстановление речи у больных с сенсомоторной афазией в остром и раннем периоде инсульта с п рименением сенсорной стимуляции //Голос и речь №2, (10) 2013г. - С. 29-42.

2. Газизулина Д.Ш. Нарушения владения морфологическими средствами языка у больных с разными формами афазии / Д.Ш. Газизулина, Т.Г. Визель// Дефектология №5, 2010. - С. 75-83.

3. Пайлозян Ж.А. Афазиология: этапы развития и актуальные вопросы / Ж. А. Пайлозян // Медицинская наука Армении НАН РА №1, 2011. - C. 27-36.

4. Тимофеева С.А. Вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие афазиологии //Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: Материалы научно-практического семинара г. Новосибирск, 2015г. - С. 220-223.

УДК 338.2

Тихомиров И.В. студент, 4 курса

Российский Экономический Университет им.Плеханова

факультет гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии

Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВА В ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ВАЛОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДОХОДА

В статье рассмотрено межотраслевое и территориальное распределение национального дохода. Также представлены основные функции государственного бюджета РФ . Помимо этого указана важность сводного финансового плана государства как сердцевины финансового планирования.

Ключевые слова: бюджет, финансы, функции , государство, доходы, расходы, деньги, финансовое планирование , предприятие, зарплата .

The article considers cross-sectoral and territorial distribution of the national income. It also describes the major functions of the state budget of the Russian Federation .In addition to this, the importance of a consolidated financial plan of the state as the core offinancial planning is also mentioned in the article.

Key words: budget, Finance, functions, state, income, expenses, money, financial planning, company, salary.

Государственный бюджет как основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Сущность государственного бюджета постоянна, она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.