А. В. Вашкевич
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНСПЕКТОРА ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Я. Слепое
В статье предпринята попытка дать краткую характеристику психолого-педагогического обеспечения позитивного взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
The author of the article gives a brief characteristic of psychological and pedagogical provision of positive cooperation between a traffic inspector and traffic participants.
В связи с развитием автомобилизации в стране Правительство РФ было вынуждено признать, что «проблема дорожнотранспортного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий приобретает признаки национальной катастрофы». В Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» указывается, что в 2004 г. произошло свыше 208 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 34,5 тысяч человек. По сравнению с 1997 г. число погибших возросло на 27,8%. Всего за последние десять лет в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибло 312,5 тысяч человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). К сожалению, тенденция к росту числа гибели людей в ДТП продолжается.
В настоящее время перемещение людей и грузов является важнейшей социальной функцией жизнеобеспечения общества. В современных условиях она реализуется преимущественно путем применения автотранспортных средств, обладающих высокой автономностью передвижения в срав-
нении с другими видами транспорта. В связи с этим идет интенсивное увеличение автомобильного парка России. Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют транспортные средства, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять эффективные перевозки грузов и пассажиров. Осуществление государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения возлагается на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Многообразие и большая трудоемкость задач ГИБДД приводят к необходимости создания в ее составе функционально самостоятельных подразделений, самым большим из которых является дорожно-патрульная служба. Возрастающая роль ГИБДД в современных условиях требует и соответствующего научно-методического обеспечения роста профессионального мастерства инспекторов ДПС.
Инспектор ДПС ГИБДД наделен большими государственными юридическими
полномочиями. Его авторитет складывается из совокупности властного и психоло-го-педагогического воздействия на правонарушителей и степени оказываемого данному лицу доверия со стороны участников дорожного движения. На формирование авторитета инспектора оказывает влияние этика взаимоотношения с гражданами, в основе которой лежит четкое выполнение сотрудником ДПС законов1 и других нормативных актов2, определяющих его права и обязанности. Все принимаемые инспектором решения должны быть продуманными, отражающими его профессионализм и психолого-педагогическую подготовлен-ность3. Для этого инспектору следует знать наиболее часто встречающиеся типы людей, их поведение в конфликтных ситуациях. Такой подход позволяет целенаправленно выбрать адекватные меры психологического воздействия на правонарушителей и грамотно применить к ним при необходимости административные санкции.
Например, нарушитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, часто не только не стремится избежать конфликта, а ищет для него любой повод, теряет самоконтроль, проявляет словоохотливость, склонность к риску, чрезмерную самоуверенность и агрессивность. Принуждение он часто воспринимает как унижение его личности. Как правило, здравая логика у него отсутствует. От него можно ожидать непредсказуемых действий. Любой неверный шаг со стороны инспектора может привести к обострению ситуации. Нетрезвый нарушитель может вступить в драку и т. д.
Если инспектор поставил перед собой цель отстранить нетрезвого водителя от управления транспортным средством, он должен соблюдать осторожность. При этом следует проявлять максимум терпения, сдерживать раздражение, отвращение и неприязнь. Грубость, пустую болтовню, оскорбления в свой адрес надо воспринимать безучастно, не реагировать на провокации. При необходимости
следует вызвать подкрепление для оказания помощи.
Оптимально разрешить конфликт - это значит осознать его причины и умело устранить их, используя для этого перечисленные выше психологические приемы, снять психологическое напряжение и добиться согласия во взаимоотношениях его участ-ников.
К деятельности инспектора в полной мере применимы определяемые психолога -ми три основных итога нормализации межличностных отношений:
• победа одной стороны над другой, т. е. признание позиции, точки зрения, интересов, превосходства одной стороны (инспектора) и подчинение ей другой стороны (участника дорожного движения);
• компромисс, т. е. согласие на основе взаимных уступок и терпимости при сохранении своих несхожих основных позиций, взглядов и отношений;
• интеграция - взаимное примирение и согласие, достигнутые за счет формирова-ния общих интересов, целей и ценностей, способов поведения.
Для того чтобы все действия, принимаемые инспектором по отношению к участникам дорожного движения, были психологически грамотными, необходима их отработка на моделируемых дорожных си -туациях, разработанных в учебных целях на основе реальных примеров из практики Г осавтоинспекции.
Анализ моделируемых взаимоотношений предполагает прежде всего раскрытие психологического механизма принятия решения.
Принятие решений складывается из совокупности таких элементов, как оценка возникающих на практике задач, определение вариантов и выбор наилучшего из них. Реальные условия, в которых инспектору приходится принимать решения, не всегда идеальны. Недостаток необходимых сведений об оперативной обстановке, постоянный дефицит времени, высокая ответ-
ственность, интеллектуальное и волевое соперничество с участниками дорожного движения и другие психологические факторы осложняют этот процесс.
Несмотря на это, все принимаемые решения должны соответствовать определенным требованиям.
Законность. Все решения должны соответствовать закону и подзаконным актам, регулирующим взаимоотношения инспектора с участниками дорожного движения.
Правомочность. Принятие решений в пределах предоставленных инспектору юрисдикционных полномочий является не только его правом, но и обязанностью.
Компетентность. Все действия инспектора должны быть квалифицированными, основанными на профессионально значимых знаниях, умениях и навыках. При этом во избежание нарушений законности инспектору необходимо запомнить, что «высшая компетентность» состоит в понимании границ своей компетентности и неизбежной ограниченности своих представлений
о вещах и последствиях собственных решений. Только низкому уровню компетентности и понимания присуща иллюзия собственного «всезнайства», универсальности и непогрешимости.
Оперативность. Любое решение должно приниматься без опозданий, наступательно.
Конкретность. Прежде чем принимать решение необходимо четко сформулировать цель своих действий, пути и средства достижения положительного результата. При этом следует руководствоваться правилом: чем конкретнее решение, тем больше уверенности в его правильном понимании и соответственно успешном выполнении.
Обоснованность. Решение считается обоснованным, когда инспектор своими действиями наиболее глубоко и всесторонне отражает объективные закономерности, действующие в сфере дорожного движения, и обладает при этом предельно точным предвидением хода и исхода событий.
Процесс принятия решения начинается с оценки дорожной ситуации и поиска наиболее эффективных результатов, исходя из прошлого опыта работы инспектора. В отдельных случаях в накопленном им опыте может не оказаться существенных призна-ков, отталкиваясь от которых инспектор должен принять соответствующее решение. Тогда он, ориентируясь на метод проб и ошибок, начинает мысленно взвешивать разные варианты решений.
При этом следует иметь в виду, что каждая дорожная ситуация отличается как качественной, так и количественной неповторимостью исходных данных. Решения нельзя принимать без учета конкретных условий, в которых приходится действовать. Но это не означает, что во всех случаях каждый элемент решения должен обдумываться заново. В силу того, что многие ситуации повторяются, к некоторым из них можно быть готовым заранее. В связи с этим возникает возможность определенной унификации и предварительной выработки решений на моделируемых дорожных ситуациях путем алгоритмизации действий инспектора.
Применение моделирования как метода обучения уменьшает затраты времени на принятие решений в реальных условиях, если в сознании инспектора сохраняется отработанная на учебных занятиях оптимальная модель поведения.
Моделируемый подход к принятию решений способствует активизации образного, эмоционального, ассоциативного и других видов восприятия, стимулирует мыслительную деятельность инспектора и позволяет ему избежать следующих типичных ошибок:
• неспособность справиться с задачей при определенном стечении обстоятельств, связанных с отсутствием необходимых знаний, опыта, умений, навыков, неуверенностью в собственных силах и т. д.;
• неадекватная оценка опасности, которая, как правило, обусловлена эмоциональ-
ным, а не рациональным подходом к принятию решения;
• неверная квалификация дорожной ситуации, а вследствие этого - неправильный выбор методов и тактических приемов, применяемых к участникам дорожного движения.
Решения инспектора реализуются в конкретных действиях, которые должны быть практически отработаны методом упраж-нения.
Метод упражнения - это многократное, сознательное, постоянно усложняющееся повторение определенных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков.
В процессе обучения следует учитывать следующие закономерности: чем больше инспектор натренирует себя в выполнении последовательных конкретных действий, тем быстрее и прочнее сформируются у него умения и навыки, необходимые для практической деятельности.
В целях обучения принятию решений на моделируемых дорожных ситуациях необходима предварительная разработка их перечня и алгоритмов действий инспектора, выполняемых в строго установленном порядке - от главного к второстепенному.
Модели дорожных ситуаций должны включать не только типичные, но и сложные взаимоотношения инспектора с участниками дорожного движения, регулируемые как правовыми, так и моральными нормами поведения.
При этом важен анализ действий инспектора с психологической точки зрения, особенно при разрешении конфликтных ситуаций.
Методика проведения занятий состоит в следующем. На примере модели дорож-ной ситуации предлагается принять решение и выполнить конкретные действия. Затем анализируются ошибки, конкретность и полнота ответов. После разбора ситуации дается оптимальный вариант принятия решения. Все действия инспектора выстраиваются по степени их значимости.
Таким образом, межличностные отношения с различными участниками дорожного движения (водителями, пешеходами, пассажирами, дорожными строителями и т.п.) в конкретных дорожных ситуациях проявляются в общении, поведении, установлении социально-психологического контакта и разрешении конфликтов с учетом их индивидуально-психологических различий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196 // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. № 36. Ст. 1745.
2 Указ Президента РФ от 02.0702 № 679 «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».
3 Приказ МВД России от 02.07.02 № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения».