Научная статья на тему 'Особенности обучения сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России по формированию у них профессиональной и психолого-педагогической компетентности'

Особенности обучения сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России по формированию у них профессиональной и психолого-педагогической компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
600
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / THE ROAD PARTICIPANTS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ENSURING SAFE TRAFFIC / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ / MAKING PROFESSIONAL / ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TEACHING AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермолаева Н. А.

В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России на основе разработанной программы по формированию у них профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especially training of formation of professional educational and psychological competence for workers of road police

The article contains the especially training for workers of road police, which is in the program for formation of professional, educational and psychological competence.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России по формированию у них профессиональной и психолого-педагогической компетентности»

Н.А. ЕРМОЛАЕВА,

адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

(Академия управления МВД России)

N.A. ERMOLAYEVA,

adjunct** of chair of psychology, pedagogics and the work organization with shots (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

110

УДК 159.9

Особенности обучения сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России по формированию у них профессиональной и психолого-педагогической компетентности

Especially training of formation of professional educational and psychological competence for workers of road police

В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России на основе разработанной программы по формированию у них профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

Участники дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, воспитание, формирование профессиональной, педагогической и психологической компетентности.

The article contains the especially training for workers of road police, which is in the program for formation of professional, educational and psychological competence.

The road participants, ensuring safe traffic, education, making professional, teaching and psychological competence.

Инциденты на дорогах между сотрудниками ГИБДД и участниками дорожного движения, в которых виноваты и сотрудники, и граждане, являются постоянными темами для обсуждения в средствах массовой информации. Важно разобраться в конфликтных ситуациях и избежать агрессивного поведения как со стороны участников дорожного движения, так и лиц, призванных этих конфликтов не допускать. Для профилактики нарушений правил дорожного движения большое значение имеют штрафные санкции или административный арест, а также воспитание участников дорожного движения [1]. Это направление деятельности ГИБДД отражено в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»,

Ранее - начальник ОГИБДД ОМВД России по Черниговскому району Приморского края.

Earlier - the chief of State of RF Automobile Inspection Service of Department of Ministry of Internal Affairs of Russia on Chernigov area of Primorsky Krai.

в Указе Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», в приказах МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения», от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» [2, 3, 4, 5].

Сотрудник без четкой гражданской позиции, безнравственный, бездуховный не может заниматься воспитанием участников дорожного движения [8]. Поэтому одной из ключевых задач профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД является повышение их

профессиональной и психолого-педагогической компетентности. В целях качественной подготовки сотрудников ГИБДД к осуществлению ими профессиональных и воспитательных функций, для наиболее успешного осуществления деятельности по профилактике безопасности дорожного движения нами была разработана программа по формированию профессиональной и психолого-педагогической компетентности сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом для центров профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Особенностью данной программы является то, что в ней дается комплексный синтезированный объем необходимых знаний для специалистов конкретного направления деятельности.

Цель программы: практическое освоение комплекса профессиональных, психологических, педагогических знаний, умений и навыков, необходимых сотруднику ГИБДД.

Основные задачи программы: изучение нормативно-правовой базы ГИБДД МВД России, овладение навыками практического оказания первой доврачебной медицинской помощи (физической и психологической) участникам дорожно-транспортных происшествий (ДТП), накопление потенциала педагогического мастерства для общения с участниками дорожного движения.

В результате освоения программы сотрудники ГИБДД должны: знать и грамотно применять в служебной деятельности нормативно-правовую базу ГИБДД МВД России, уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим (физическую и психологическую), практически владеть на уровне умений и навыков психолого-педагогической компетентностью для взаимодействия с участниками дорожного движения.

Системная разработка целей и задач определила содержание и структуру программы. Она рассчитана на 40 аудиторных часов, из них 16 лекций, 24 часа практических занятий, проводимых в форме игры. Содержательно программа построена по модульной схеме, т. е. на базе укрупненных тем (до 16 аудиторных часов), обеспечивающих отработку обобщенного содержания разнообразными формами и методами обучения. Формами итогового контроля учебной деятельности сотрудников ГИБДД являются контрольная работа и зачет.

Методика обучения по программе «Формирование профессиональной и психолого-педагогической компетентности сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России» ориентирована на лекционное освещение основных требований нормативно-правовой

базы ГИБДД МВД России и практическое ее применение, развитие психолого-педагогической компетентности сотрудников ГИБДД, использование проектных методов обучения. Данная программа включает в себя три модуля:

— профессиональная подготовка сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России;

— профессионально-психологическая и медицинская подготовка сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России;

— педагогическая подготовка сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России. Цель первого модуля — изучение нормативно-

правовой базы ГИБДД МВД России, в нем акцентируется внимание на следующих проблемах:

1) обучение сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России умению осуществлять административные процедуры и предусмотренному в связи с этим быстрому и качественному заполнению бланков (протокола об административном правонарушении, схемы ДТП, постановления-квитанции о наложении административного штрафа, постановления по делу об административном правонарушении, определения о возбуждении дела об административном правонарушении, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и т. д.) [3];

2) изучение Правил дорожного движения и всех изменений в них, а также постоянная отработка практических умений управления автомашиной;

3) формирование навыков применения технических приборов (фото-, видеофиксации, авторегистраторов, приборов измерения скорости, приборов измерения анализаторов паров этанола и т. д.);

4) обладание организаторскими умениями и навыками при регулировании дорожного движения;

5) владение навыками применения физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств [2].

Второй модуль профессионально-психологической и медицинской подготовки сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России включает теоретическое изучение и практическую отработку навыков оказания первой доврачебной медицинской и психологической помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Обучение оказанию первой доврачебной медицинской помощи и психологической помощи проводится по двум направлениям:

1) физическая помощь пострадавшим при ДТП, когда, оценив обстановку, сотрудник ГИБДД должен до приезда скорой помощи оказать первую доврачебную медицинскую помощь: обработать раны, наложить шину и т. д.;

111

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

112

2) психологическая помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии — один из главных аспектов профессионально-психологической подготовки сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России.

Сотрудники ГИБДД изучают психологию человека в стрессовой ситуации, приобретают навыки экспресс-диагностики актуального психологического состояния, саморегуляции психического состояния.

Психологическая помощь участникам дорожного движения, попавшим в ДТП, направлена на то, чтобы успокоить человека, объяснить свои действия и права как представителя закона, а также права и обязанности участника дорожно-транспортного происшествия. При этом инспектору ДПС важно сконцентрироваться как внешне, так и внутренне, чтобы его голос был спокоен, речь четкой и ясной. Ничто так не успокаивает разволновавшегося человека, как уверенное выражение лица инспектора ДПС, его спокойный тон и неспешные, несуетливые движения. Самообладание инспектора ДПС является важнейшим фактором в сложившейся ситуации, оно помогает самому сотруднику качественно выполнить свои профессиональные обязанности: вызов скорой медицинской помощи, краткий доклад о дорожно-транспортном происшествии в дежурную часть, составление необходимых документов, обеспечение охраны места происшествия, своевременное реагирование на дорожную обстановку, регулирование дорожного движения, организация транспортировки поврежденных ав-томототранспортных средств.

Психологически сложнее приходится сотруднику ГИБДД территориальных органов МВД России в ситуации, когда в дорожно-транспортном происшествии погибают люди. Все негативные чувства и эмоции родственников погибших, очевидцев ДТП концентрируются на экипаже сотрудников ДПС. Поэтому от сотрудников требуется максимум вежливости, внимательности и эмоциональной сдержанности к гражданам. Вышеперечисленные знания помогут сотрудникам ГИБДД территориальных органов МВД России в беседах с различными категориями участников дорожного движения, с людьми, попавшими в дорожно-транспортное происшествие.

Третий модуль направлен на формирование педагогической компетентности сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России по воспитанию участников дорожного движения. Целью данного модуля является развитие коммуникативных способностей сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России для общения с участниками дорожного движения. Для грамотного ведения правового диалога с гражданами сотрудниками ГИБДД тер-

риториальных органов МВД России в данном модуле изучаются риторика, педагогическое мастерство, культура речи [6]. В целях выступлений в различных аудиториях (предприятиях, организациях, школах и т. д.) по проблемам безопасности дорожного движения учитываются следующие особенности:

— на предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками, сотрудник ГИБДД объясняет ответственность водителей, руководителей данных предприятий согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 11.23; ст.ст. 11.26 и 11.27; ч. 1 и ч. 2 ст. 11.29, а также главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1];

— в воинских частях сотрудник ГИБДД готовит статистику ДТП, обучающий фильм, фотографии с мест дорожно-транспортных происшествий;

— в общеобразовательных учреждениях совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, преподавателями сотрудник ГИБДД осуществляет методическое обеспечение занятий по безопасности дорожного движения, проводит консультативные занятия с родителями и детьми;

— в дошкольных учреждениях сотруднику ГИБДД рекомендуется проводить занятие в игровой форме;

— на занятиях с детьми младших классов акцентируется внимание на маршруте движения детей от дома до школы и наоборот, уточняется, какие дороги они переходят и как, каким видом городского транспорта пользуются, как в него входят и как переходят дорогу, выйдя из городского транспорта [7];

— на занятиях с детьми средних и старших классов сотрудник ГИБДД приводит примеры дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали подростки, а также рассказывает об ответственности родителей, дети которых нарушили Правила дорожного движения, по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Сотрудники ГИБДД территориальных органов

МВД России должны развивать в себе необходимые моральные качества, готовность найти конструктивный выход из конфликтной ситуации.

Конечной целью разработанной нами программы являются:

— повышение социальной, профессиональной, психолого-педагогической компетентности сотрудников ГИБДД;

— создание положительного имиджа сотрудника ГИБДД и повышение престижа службы;

— правовое воспитание населения, усиление гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей;

— сокращение дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

3. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.

4. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопас-

ности дорожного движения: приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930.

5. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

6. Колонтаевская И.Ф., Сердюк Н.В. Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособ. М., 2004.

7. Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учеб.-метод. пособ. М., 2006.

8. Стурова М.П. Традиционная духовность России: история и современность: учеб. пособ. М., 2009.

E-mail: [email protected]

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

ш S а н

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.