Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН / СТУДЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Константинова Валентина Васильевна

В статье рассматривается вопрос проектирования «индивидуального образовательного маршрута» студента вуза. В психолого-педагогической науке нет единого подхода к трактовке данного понятия, но большинство исследователей едины в том, что «индивидуальный образовательный маршрут» должен помочь обучающимся повысить их профессиональную компетентность. Авторы статьи обращают внимание на разные модели проектирования индивидуального образовательного маршрута, принципы его реализации в условиях образовательной организации. Цель исследования - обосновать целесообразность проектирования «индивидуального образовательного маршрута» как формы организации педагогической поддержки студентов вуза, раскрыть его виды, принципы и этапы проектирования. Материалы и методы . В ходе исследования рассматривались методологические положения проектирования индивидуального образовательного маршрута, изучался накопленный педагогический опыт по исследуемой проблеме, проводились наблюдение, тестирование, анкетирование, анализировались продукты творческой и учебной деятельности студентов. Результаты исследования . Результаты анкетирования среди студентов позволяют рассмотреть проектирование индивидуального образовательного маршрута как форму организации педагогической поддержки студентов в процессе организации совместной образовательной деятельности с целью углубления в будущую профессию. Цели образовательного маршрута: компенсация трудностей в обучении, и дальнейшее усвоение теоретического материала, совершенствование в профессиональной деятельности, развитие одаренных и способных студентов, развитие личностных достижение и другие. Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута студента может включать в себя следующие компоненты: психолого-педагогическую диагностику личности (определение уровня познавательных ее возможностей, способностей, познавательной направленности и др.); проектирование целей индивидуального образовательного маршрута, выбор деятельностей для устранения проблем, отбор форм обучения, отбор содержания и др.; практическую реализацию этапов индивидуального образовательного маршрута, проведение индивидуальных консультаций, координирование совместной деятельности педагога и обучающихся в рамках выбранных ими деятельностей, освоение учебного содержания, коррекцию, подведение итогов, промежуточную диагностику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Константинова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A FORM OF ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the issue of designing an “individual educational route” of a university student. There is no single approach to the interpretation of this concept in psychological and pedagogical science, but most researchers agree that the “individual educational route” should help students improve their professional competence. The authors of the article pay attention to different models of designing an individual educational route, the principles of its implementation in the conditions of an educational organization. The purpose of the study is to substantiate the feasibility of designing an “individual educational route” as a form of organizing pedagogical support for university students, to reveal its types, principles and stages of design. Materials and methods . In the course of the study, the methodological provisions of designing an individual educational route were considered, the accumulated pedagogical experience on the problem under study was studied, observation, testing, questionnaires were conducted, the products of students' activities were analyzed. Research results . The results of the survey among students allow us to consider the design of an individual educational route as a form of organizing pedagogical support for students in the process of organizing joint educational activities in order to deepen into a future profession. The objectives of the educational route are: compensation of learning difficulties and further assimilation of theoretical material, improvement in professional activity, development of gifted and capable students, development of personal achievements, etc. The algorithm for designing an individual educational route of a student may include the following components: psychological and pedagogical diagnostics of a personality (determination of the level of its cognitive capabilities, abilities, cognitive orientation, etc.); designing the goals of an individual educational route, choosing activities to eliminate problems, selecting forms of education, content, etc.; practical implementation of the stages of an individual educational route, conducting individual consultations, coordinating the joint activities of the teacher and students within the framework of their chosen activities, mastering the educational content, correction, summing up, intermediate diagnostics.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 16. № 3. 2022 Vestnik of the Mari State University, vol. 16, no. 3, 2022

Педагогические науки

Pedagogics

УДК 378.013

РО! 10.30914/2072-6783-2022-16-3-305-311

Индивидуальный образовательный маршрут как форма организации

педагогической поддержки студентов вуза

Н. Г. Арзамасцева, В. В. Константинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается вопрос проектирования «индивидуального образовательного маршрута» студента вуза. В психолого-педагогической науке нет единого подхода к трактовке данного понятия, но большинство исследователей едины в том, что «индивидуальный образовательный маршрут» должен помочь обучающимся повысить их профессиональную компетентность. Авторы статьи обращают внимание на разные модели проектирования индивидуального образовательного маршрута, принципы его реализации в условиях образовательной организации. Цепь исследования - обосновать целесообразность проектирования «индивидуального образовательного маршрута» как формы организации педагогической поддержки студентов вуза, раскрыть его виды, принципы и этапы проектирования. Материалы и методы. В ходе исследования рассматривались методологические положения проектирования индивидуального образовательного маршрута, изучался накопленный педагогический опыт по исследуемой проблеме, проводились наблюдение, тестирование, анкетирование, анализировались продукты творческой и учебной деятельности студентов. Результаты исследования. Результаты анкетирования среди студентов позволяют рассмотреть проектирование индивидуального образовательного маршрута как форму организации педагогической поддержки студентов в процессе организации совместной образовательной деятельности с целью углубления в будущую профессию. Цели образовательного маршрута: компенсация трудностей в обучении, и дальнейшее усвоение теоретического материала, совершенствование в профессиональной деятельности, развитие одаренных и способных студентов, развитие личностных достижение и другие. Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута студента может включать в себя следующие компоненты: психолого-педагогическую диагностику личности (определение уровня познавательных ее возможностей, способностей, познавательной направленности и др.); проектирование целей индивидуального образовательного маршрута, выбор деятельностей для устранения проблем, отбор форм обучения, отбор содержания и др.; практическую реализацию этапов индивидуального образовательного маршрута, проведение индивидуальных консультаций, координирование совместной деятельности педагога и обучающихся в рамках выбранных ими деятельностей, освоение учебного содержания, коррекцию, подведение итогов, промежуточную диагностику.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, педагогическая поддержка, педагогическая помощь, образовательная среда вуза, индивидуальные потребности, индивидуальный образовательный план, студент, обучающийся, поддержка и сопровождение

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Арзамасцева Н. Г., Константинова В. В. Индивидуальный образовательный маршрут как форма организации педагогической поддержки студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 3. С. 305-311. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-305-311

Individual educational route as a form of organization of pedagogical

support for university students

N. G. Arzamastseva, V. V. Konstantinova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. The article deals with the issue of designing an "individual educational route" of a university student. There is no single approach to the interpretation of this concept in psychological and pedagogical science, but most researchers agree that the "individual educational route" should help students improve their pro fessional competence. The authors of the article pay attention to different models of designing an individual educational route, the principles of its implementation in the conditions of an educational organization. The purpose of the study is to substantiate the feasibility of designing an "individual educational route" as a form of organizing pedagogical support for university students, to reveal its types, principles and stages of design. Materials and methods. In the course of the study, the methodological provisions of designing an individual educational route were considered, the accumulated pedagogical experience on the problem under study was studied, observation, testing, questionnaires were conducted, the products of students' activities were analyzed. Research results. The results of the survey among students allow us to consider the design of an individual educational route as a form of organizing pedagogical support for students in the process of organizing joint educational activities in order to deepen into a future profession. The objectives of the educational route are: compensation of learning difficulties and further assimilation of theoretical material, improvement in professional activity, development of gifted and capable students, development of personal achievements, etc. The algorithm for designing an individual educational route of a student may include the following components: psychological and pedagogical diagnostics of a personality (determination of the level of its cognitive capabilities, abilities, cognitive orientation, etc.); designing the goals of an individual educational route, choosing activities to eliminate problems, selecting forms of education, content, etc.; practical implementation of the stages of an individual educational route, conducting individual consultations, coordinating the joint activities of the teacher and students within the framework of their chosen activities, mastering the educational content, correction, summing up, intermediate diagnostics.

Keywords: individual educational route, pedagogical support, pedagogical assistance, educational environment of the university, individual needs, individual educational plan, student, learner, support and support

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Arzamastseva N. G., Konstantinova V. V. Individual educational route as a form of organization of pedagogical support for university students. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 3, pp. 305-311. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-305-311

Введение

В современных условиях развития отечественного образования особую актуальность приобретает вопрос организации педагогической поддержки обучающихся в учреждениях высшего образования. Образовательная среда вуза становится сегодня основной платформой формирования у будущих учителей профессиональных компетенций, развития у них готовности реализовать полученные умения и навыки в педагогической деятельности.

Педагогическая поддержка рассматривалась учеными как процесс индивидуализации обучения (П. Г. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин и другие). Исследователи С. В. Воробьев, Ю. Ф. Тимофеев рассматривают индивидуализацию как процесс проектирования и разработки

индивидуальной образовательной программы обучающихся, т. е. индивидуального образовательного маршрута.

В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут рассматривается нами как форма организации педагогической поддержки, которая разрабатывается педагогом совместно со студентами с целью активизации саморазвития обучающихся с учетом его интересов, потребностей и возможностей.

Цель исследования - обосновать целесообразность проектирования «индивидуального образовательного маршрута» как формы организации педагогической поддержки студентов вуза, раскрыть его виды, принципы и этапы проектирования.

Материалы и методы

Исследование проводилось в течение учебного года на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Участниками эксперимента стали 58 студентов педагогического института 2-3-х курсов очной формы обучения по программам бакалавриата. В ходе исследования рассматривались методологические положения проектирования индивидуального образовательного маршрута, изучался накопленный педагогический опыт по исследуемой проблеме, проводились наблюдение, тестирование, анкетирование, анализировались продукты творческой и учебной деятельности студентов.

Результаты исследования

Педагогическая поддержка рассматривается нами как особый вид педагогической деятельности с целью оказания психолого-педагогической помощи студентам в решении их личностных и образовательных проблем, успешного продвижения в обучении, дальнейшего самосовершенствования, раскрытия способностей, жизненного самоопределения.

Выбор формы педагогической поддержки зависит от степени активного участия педагогов и студентов в организации совместной деятельности по решению индивидуальных и личностных проблем обучающихся.

Педагогическая поддержка в образовательной среде вуза может осуществляться по следующим направлениям:

— педагогическая диагностика уровня готовности учащихся к взаимодействию с участниками образовательного процесса;

— создание психологического комфорта в студенческой группе, проведение просветительской работы педагога по предотвращению конфликтов внутри группы;

— проведение индивидуальных консультаций по решению проблемных ситуаций, возникающих в ходе учебы в вузе;

— включение каждого студента в образовательно-воспитательную деятельность с целью их дальнейшего творческого развития и самосовершенствования.

В научной литературе при изучении понятия «педагогическая поддержка» часто используются такие ее формы: «индивидуальный образовательный маршрут обучающегося», «индивидуальная образовательная траектория» (Е. А. Александрова,

Г. А. Бордовский) и «индивидуальная образовательная программа» (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, М. Б. Утепов и другие).

В нашем исследовании мы будем использовать понятие «индивидуальный образовательный маршрут», проектирование которого осуществляется с учетом индивидуальных потребностей и возможностей студентов, создания благоприятных условий для реализации индивидуальной программы развития личности.

Следует отметить, что в настоящее время нет однозначного определения понятия «индивидуальный образовательный маршрут». С. В. Маркова рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленную деятельность личностного развития с учетом выбора вариативного содержания и форм образования [4].

Н. Г. Зверева индивидуальный образовательный маршрут анализирует как вариативную структуру образовательной деятельности студента, которая характеризует его личностные особенности, и проектируется в рамках конкретной дисциплины на основе психолого-педагогической диагностики [5].

Мы придерживаемся мнения о том, что индивидуальный образовательный маршрут студента вуза можно рассматривать как форму организации педагогической поддержки, которая разрабатывается педагогом совместно со студентами с целью активизации саморазвития личности обучающихся с учетом их интересов, потребностей и возможностей.

Выделяют следующие цели образовательного маршрута: компенсация трудностей в обучении и дальнейшее усвоение теоретического материала, совершенствование в профессиональной деятельности, развитие одаренных и способных студентов, развитие личностных достижение и другие.

В педагогической литературе выделяют следующие виды образовательных маршрутов: с опережающими темпами развития студента, с ослабленным здоровьем, с низкой мотивацией к профессиональной деятельности, одаренных и способных студентов в какой-либо сфере деятельности и другие.

Практика показывает, что для студентов вуза наиболее популярными видами образовательных маршрутов становятся:

— индивидуальный образовательный маршрут учебной деятельности, который направлен на выполнение требований к освоению учебной программы в рамках учебной дисциплины;

— комплексный индивидуальный образовательный маршрут, который включает в себя учебную и воспитательную деятельности, организуемые в вузе;

— индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности, который направлен на развитие способностей студента в рамках организации научных кружков, творческих лабораторий, организации общественной деятельности и другие.

А. В. Хуторской выделяет следующие принципы конструирования индивидуального образовательного маршрута:

— принцип личностного целеполагания (организация образовательного процесса с учетом личностных целей и задач);

— принцип выбора индивидуального образовательного маршрута (осознанная работа студента под руководством педагога в выборе форм, методов, сроков реализации и др.);

— принцип рефлексии.

Индивидуальный образовательный маршрут студента включает в себя следующие характеристики: наличие цели, отражающей личностные потребности обучающихся, фиксацию действий педагога и студента, организацию педагогической поддержки, диагностический контроль и коррекцию этапов.

Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута студента может включать в себя следующие компоненты:

— психолого-педагогическую диагностику личности (определение уровня познавательных ее возможностей, способностей, познавательной направленности и др.);

— проектирование целей индивидуального образовательного маршрута, выбор деятельности для устранения проблем, отбор форм обучения, отбор содержания и др.;

— практическую реализацию этапов индивидуального образовательного маршрута, проведение индивидуальных консультаций, координирование совместной деятельности педагога и обучающихся в рамках выбранной ими деятельности, освоение учебного содержания;

— коррекцию, подведение итогов, промежуточную диагностику.

Как показал анализ литературы по данной проблеме [3; 4; 5], технология проектирования индивидуального образовательного маршрута студента вуза включает в себя следующие этапы:

— подготовительный этап (студент самостоятельно составляет индивидуальный образовательный план, делится представлениями о себе, определяет цели и задачи обучения в вузе, выделяет жизненные перспективы, делится своими планами о жизненном самоопределении, развития способностей, возможностями получить дополнительное образование, потребностями в получении профессиональной помощи и др.);

— первый этап (педагог знакомит студентов с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», его целями, задачами. В ходе организации индивидуальных консультаций педагог проводит первичную психолого-педагогическую диагностику личности, знакомит студента с полученными результатами). На этом этапе предполагается создание благоприятных условий для эмоционального включения студента в совместную деятельность;

— второй этап (разработка индивидуального образовательного маршрута, выбор его вида).

Индивидуальный образовательный маршрут может включать в себя следующие структурные компоненты:

— пояснительная записка, в которой могут быть прописаны результаты психолого-педагогической диагностики, определены проблемы, которые будут решаться в ходе дальнейшей работы, а также цель и задачи индивидуального образовательного маршрута, ожидаемые результаты, сроки;

— ФИО студента, возраст, направление подготовки;

— перечень учебных предметов, на которые студенту придется уделить наибольшее внимание (обязательная и вариативная часть). Педагог-предметник может прописать темы учебной дисциплины, которые студент должен будет усвоить в результате совместной деятельности, перечень основной и дополнительной литературы, научные статьи и др.;

— формы и виды дополнительного образования в вузе и вне образовательного учреждения;

— направления воспитательной деятельности, организуемой в вузе;

— формы и виды проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности и так далее.

Следует отметить, что к каждому выбранному пункту индивидуального образовательного маршрута прописывают содержание деятельности, перечень мероприятий (посещение научных

конференций, тренингов, участие в работе научных кружков, творческих лабораториях, участие в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и др.), сроки выполнения, ожидаемые результаты.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты диагностики по теме исследования позволили нам выделить педагогические условия, способствующие организации и проведению педагогической поддержки в рамках разработанного индивидуального образовательного маршрута студента вуза:

— личностная заинтересованность обучающегося в получении результатов воспитания и обучения в вузе;

— создание бесконфликтной образовательной среды, способствующей успешной адаптации и самопределению студента;

— психолого-педагогическая поддержка на этапе моделирования индивидуального образовательного маршрута и сопровождение в процессе его реализации.

С целью выявления желания студентов учиться по индивидуальному образовательному маршруту, мы провели исследование среди студентов педагогического института. В анкетировании участвовали 58 студентов 2—3-х курсов по желанию. Мы задали студентам вопросы в контексте темы исследования. Нам важно было узнать, что понимают студенты под индивидуальным образовательным маршрутом. Ответы были следующего характера: «персонифицированная учебная программа для школьника, составленная под руководством классного руководителя на обозначенный промежуток времени»; «построение учебного процесса с учетом индивидуальных возможностей»; «индивидуальная учебная программа для ученика, которая помогает развивать способности обучающегося»; «план индивидуального развития каждого студента»; «индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного обучающегося и преследующая определенные

цели, которые необходимо выполнить». Анализ ответов говорит о том, что в целом у студентов есть общее понимание, толь коодни говорят о том, что это для школьников, другие - для студентов.

На вопрос: «Нужен ли индивидуальный образовательный маршрут для студента?» — респонденты ответили также не однозначно. 34 (58 %) студента ответили, что такой маршрут нужен, 13 человек (22 %) сказали «нет», 11 (19 %) опрошенных воздержались.

На вопрос: «В каком направлении ты бы хотел построить свой индивидуальный образовательный маршрут: углубление в предметную область или в воспитательную деятельность, — 37 студентов (64 %) выбрали вариант «углубление в предметную область», 13 опрошенных (22 %) - воспитательную деятельность, 8 человек не дали ответа на вопрос.

Для нас было важно узнать ответы на вопрос: «С какого курса надо начать реализовать индивидуальный образовательный маршрут?». Большинство респондентов ответили, что с 1 -го или 2-го курса, так как пока нет углубления в профессию.

Общий анализ ответов подводит нас к следующему выводу: студенты владеют информацией об индивидуальном образовательном маршруте, но их знания недостаточно глубокие. С этой целью необходимо проводить информационную работу с обучающимися о необходимости построения собственного индивидуального образовательного маршрута для личностного роста с целью формирования профессиональных компетенций и погружения в профессию.

Таким образом, изучение теоретических аспектов вопроса и результаты исследования говорят об актуальности данной проблемы на современном этапе развития вузовского образования. Реализация индивидуального образовательного маршрута студента в вузе открывает возможности для поиска новых путей повышения профессиональной компетентности будущих специалистов.

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников: монография. М. : НИИ школ. технологий, 2010. С. 335. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20096304 (дата обращения: 18.05.2022).

2. Бережная И. Ф., Мотунова Л. Н. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: психолого-педагогическое сопровождение: монография. Воронеж : Научная книга, 2010. 310 с.

3. Игнатович В. К., Игнатович С. С., Гребенникова В. М., Бондарев П. Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография. М : Ритм, 2015. 144 с.

4. Зверева Н. Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза как способ индивидуализации обучения // Наука и школа. 2007. № 3. С. 28-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15568579 (дата обращения: 10.05.2022).

5. Зверева Н. Г. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики // Проектирование образовательных процессов: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Г. Е. Муравьевой (г. Шуя, 2007 г.). Шуя : Весть, 2007. Вып. 2. С. 61-67.

6. Кунаш М. А. Подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Т. 2. С. 77-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18953689 (дата обращения: 15.05.2022).

7. Лебединцев В. Б., Горленко В. М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам // Народное образование. 2011. № 9 (1412). С. 224-231. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=16972126 (дата обращения: 23.05.2022).

8. Мельник Ю. В. Стратегии разработки индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного обучения нетипичных детей // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. Алехина С. В., Гращенкова Е. Л., Кутепова Е. Н., Муравьева О. А. (г. Москва, 2015 г.). М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. С. 68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25977624 (дата обращения: 15.05.2022).

9. Митрохина Т. Н. Компетентностный подход в Российской высшей школе: инновация или регресс? // Вестник ВГУ. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1 (23). С. 158-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19423679 (дата обращения: 17.05.2022).

10. Соколова Н.А. Теоретико-методологические основы социальнопедагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2006. 251 с.

Статья поступила в редакцию 07.06.2022 г.; одобрена после рецензирования 13.07.2022 г.; принята к публикации 21.07.2022 г.

Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000,

Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), natta69@mail.ru

Константинова Валентина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000,

Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), mar.pedegogy@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Alexandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya starshikh shkol'nikov: monografiya [Pedagogical support of self-determination of senior schoolchildren: monograph]. M., Research Institute of School Technologies Publ., 2010, p. 335. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20096304 (accessed 18.05.2022). (In Russ.).

2. Berezhnaya I. F., Motunova L. N. Individual'naya traektoriya professional'nogo razvitiya spetsialista: psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie: monografiya [Individual trajectory of professional development of a specialist: psychological and pedagogical support: monograph]. Voronezh, Scientific Book Publ., 2010, 310 p. (In Russ.).

3. Ignatovich V. K., Ignatovich S. S., Grebennikova V. M., Bondarev P. B. Proektirovanie individual'nogo obra-zovatel'nogo marshruta: problema gotovnosti sub"ekta: monografiya [Designing an individual educational route: the problem of the subject's readiness: monograph]. M., Rhythm Publ., 2015, 144 p. (In Russ.).

4. Zvereva N. G. Proektirovanie individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov studentov pedvuza kak sposob indi-vidualizatsii obucheniya [Designing individual educational routes of pedagogical university students as a way to individualize learning]. Nauka i shkola = Science and School, 2007, no. 3, pp. 28-29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15568579 (accessed 10.05.2022). (In Russ.).

5. Zvereva N. G. Tekhnologiya proektirovaniya individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov studentov pedvuza na osnove kompleksnoi psikhologo-pedagogicheskoi diagnostiki [Technology of designing individual educational routes of pedagogical university students on the basis of complex psychological and pedagogical diagnostics]. Proektirovanie obrazovatel'nykh protsessov: mezhvuz. sb. nauch. trudov, pod. red. G. E. Muravyevoi (Shuya, 2007g.) = Design of educational processes: Inter-university collection of scientific works, ed. by G. E. Muravyeva (Shuya, 2007), Shuya, Vesti Publ., 2007, issue 2, pp. 61-67. (In Russ.).

6. Kunash M. A. Podkhody k klassifikatsii individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov shkol'nikov [Approaches to classify schoolchildren's individual educational routes]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2012, no. 3, vol. 3, pp. 77-81. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18953689 (accessed 15.05.2022). (In Russ.).

7. Lebedintsev V. B., Gorlenko V. M. Pozitsii pedagogov pri obuchenii po individual'nym obrazovatel'nym pro-grammam [Positions of teachers in teaching on individual educational programs]. Narodnoe obrazovanie = National Education, 2011, no. 9 (1412), pp. 224-231. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16972126 (accessed 23.05.2022). (In Russ.).

8. Melnik Yu. V. Strategii razrabotki individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya netipichnykh detei [Strategies for developing an individual educational route in the conditions of inclusive education of atypical children]. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov IIIMezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Inclusive education: results, experience and prospects: collection of materials of the III International scientific and practical conference (Moscow, 2015), ed. by Alekhina S. V, Grashchenkova E. L., Kutepova E. N., Muravieva O. A., M., Moscow City Psychological and Pedagogical University Publ. house, 215, p. 68. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25977624 (accessed 15.05.2022). (In Russ.).

9. Mitrokhina T. N. Kompetentnostnyi podkhod v Rossiiskoi vysshei shkole: innovatsiya ili regress? [Competence approach in Russian higher education: innovation or regression?]. Vestnik VGU. Ser. 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya = Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations, 2013, no 1 (23), pp. 158-161. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19423679 (accessed 17.05.2022). (In Russ.).

10 .Sokolova N. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'nopedagogicheskoi podderzhki rebenka v dopolnitel'nom obrazovanii: monografiya [Theoretical and methodological foundations of socio-pedagogical support of a child in additional education: monograph]. M., Publishing House of Moscow State University, 2006, 251 p. (In Russ.).

The article was submitted 07.06.2022; approved after reviewing 13.07.2022; accepted for publication 21.07.2022.

About the authors Natalya G. Arzamastseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), natta69@mail.ru

Valentina V. Konstantinova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), mar.pedegogy@gmail.com

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.