Научная статья на тему 'Индивидуальные ценности и потребительское поведение в России и в США'

Индивидуальные ценности и потребительское поведение в России и в США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1141
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голов Александр

6.. Basing on the data of an international mass survey, the author compares the principal individual values, occupations during leisure time, and popular food products and beverages of the Russians and Americans. It becomes clear that the Americans as a rule have more individual values and their occupations and foods are more versatile than it is typical for Russia. The identified differences in the values are compared with various prospects for the change of people's economic conditions, and the differences in consumers' behaviour are compared with the differences in standards of living.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Values and Consumers' Behaviour in Russia and the United States

6.. Basing on the data of an international mass survey, the author compares the principal individual values, occupations during leisure time, and popular food products and beverages of the Russians and Americans. It becomes clear that the Americans as a rule have more individual values and their occupations and foods are more versatile than it is typical for Russia. The identified differences in the values are compared with various prospects for the change of people's economic conditions, and the differences in consumers' behaviour are compared with the differences in standards of living.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные ценности и потребительское поведение в России и в США»

Рис. 2. Распространенность дополнительной занятости среди различных профессионально-должностных групп работников (в % к числу опрошенных в соответствующей группе; сумма ответов меньше 100% , так как часть респондентов затруднилась идентифицировать свою деятельность)

безработного могут подрабатывать только без регистрации трудовых отношений.

Категория работающего населения (в рамках анализируемых данных) является относительно более наполненной группой, что позволяет сделать статистические оценки распространенности неформальной занятости в зависимости от социально-профессионального статуса.

В целом дополнительная работа без оформления трудовых отношений в большей степени характерна для неквалифицированных и квалифицированных рабочих (рис. 2), хотя подрабатывают без регистрации трудовых отношений и ОКОЛО 1/2 руководителей, специалистов и служащих, имеющих дополнительную работу. При этом, если незарегистрированная дополнительная занятость имеет регулярный характер у 2/5 неквалифицированных рабочих, 1/з специалистов, то для подавляющего большинства квалифицированных рабочих она осуществляется в виде случайных приработков.

Виды неформальной деятельности заметно различаются в зависимости от профессионально-должностного статуса работника. Так, среди руководителей и специалистов больше распространена профессиональная деятельность по контракту или заказу. При этом они гораздо реже занимаются совместительством на своем предприятии. Рабочие, как квалифицированные, так и неквалифицированные, главным образом подрабатывают, оказывая услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, а также уличной торговлей. Хотя, следует отметить, что квалифицированные рабочие, в отличие от неквалифицированных, все-таки чаще занимаются совместительством на своем предприятии, чем торговлей.

Таким образом, можно заключить, что дополнительная незарегистрированная занятость достигла заметных масштабов. Она распространена, хотя и в различной степени, во всех профессионально-должностных группах. Преимущественно неформальная дополнительная занятость получила распространение в тех видах деятельности, которые носят нерегулярный характер. За рамками анализа осталось рассмотрение ряда вопросов, в частности касающихся распространенности видов дополнительной занятости в различных профессионально-должностных группах, соотношения доходов от основного занятия и неформальной занятости и ряд других. По мере накопления массива данных, который позволит делать более углубленный анализ неформальной дополнительной занятости, круг обсуждаемых проблем может быть расширен.

Александр ГОЛОВ

Индивидуальные ценности и потребительское поведение в России и в США

Весной 1997 г. по инициативе фирмы ROPER проводился массовый международный опрос среди жителей США, Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша), Казахстана и России. Тематика опроса — различные аспекты индивидуального потребительского поведения. В России опрос проводился ВЦИОМ по национальной выборке 1002 человека в возрасте от 13 до 65 лет.

Анкета в качестве объектов оценки респондентами включает обширные списки индивидуальных ценностей, массовых занятий в свободное время, товаров и услуг массового спроса. Полученные на этой основе данные предназначены главным образом для их коммерческого использования. Общие характеристики и закономерности остаются при этом "за кадром". Некоторые из них представлены ниже.

Основные индивидуальные ценности. Большой блок вопросов в анкете посвящен индивидуальным ценностям (personal values). Респондентам было предложено оценить различные стороны человеческой жизни (общим числом 57) по 6-балльной шкале: 1) противоречит моим ценностям; 2) не важно; 3) в какой-то мере важно; 4) важно; 5) очень важно; 6) исключительно важно. Те вещи, которые человек считает для себя исключительно важными, составляют особый базисный пласт индивидуальных ценностей. Он включает наиболее ответственные оценки респондентов и наиболее важные стороны их жизни, т.е. это основные ценности данного человека на тот или иной период. Самая распространенная из них и в России, и в США — безопасность семьи, защищенность тех, кого любишь. Ее разделяют 54% американцев и 61% россиян. Она же на первом месте и в странах Восточной Европы, и в Казахстане. Таким образом, в отношении самого важного в жизни люди в разных странах сходятся. Но начиная уже со второй позиции и во всем дальнейшем порядке ценностей обнаруживаются значительные расхождения. В первую пятерку ценностей россиян (сверх уже названного) входят также: здоровье и бодрость; почитание родителей и старших; верная дружба; обеспеченность; порядок в обществе. У американцев: честность; устойчивые личные отношения (постоянные связи с друзьями и любимыми); самоуважение; почитание родителей и старших (уважение к тем, кто родился раньше нас), верная дружба. Здоровье и бодрость оказалось у американцев только на 19-м месте, обеспе-

ченность (жизнь без материальных забот) — на 20-м, а порядок в обществе и вовсе на 40-м. У россиян: честность — на 8-м месте, устойчивые личные отношения — на 7-м, а самоуважение — на 17-м. Тем не менее в первой двадцатке самых распространенных в каждой из стран индивидуальных ценностей можно увидеть гораздо больше общего, чем расхождений (табл. 1).

Для полноты картины просто перечислим в порядке убывания их распространенности в России включенные в анкету ценности, не вошедшие в первую двадцатку ни в России, ни в США. Это уже менее массовые, в качестве основных, ценности. В России каждая из них имеет от 11 до 1% приверженцев, в США — от 22 до 3%. Итак: секс, помощь ближнему, хорошая внешность, скромность, упорство, отдых, репутация, храбрость, удовольствия, наслаждение жизнью, индивидуальность, красота, забота

Таблица 1 Основные индивидуальные ценности

Распределение мест индивидуальных ценностей Россияне Распределение мест индивидуальных ценностей Американцы

і Безопасность семьи і Безопасность семьи

2 Здоровье и бодрость 2 Честность

3 Почитание родителей и старших 3 Устойчивые личные отношения

4 Верная дружба 4 Самоуважение

5 Обеспеченность 5 Почитание родителей и старших

6 Порядок в обществе (40 — у американцев) 6 Верная дружба

7 Устойчивые личные отношения 7 Свобода в действиях, мыслях

8 Честность 8 Жизнь в ладу с самим собой

9 Полноценная работа (22) 9 Зрелая любовь

10 Свобода в действиях, мыслях 10 Независимость, уверенность в себе

11 Долг И Социальная справедливость

12 Социальная справедливость 12 Знания, хорошее образование

13 Независимость, уверенность в себе 13 Вера в Бога, набожность (35 — у россиян)

14 Жизнь в ладу с самим собой 14 Познание (41)

15 Знания, хорошее образование 15 Долг

16 Чувство поддержки со стороны окружающих (32) 16 Равные возможности для всех (31)

17 Самоуважение 17 Духовность (37)

18 Зрелая любовь 18 Терпимость (42)

19 Мудрость, глубокое понимание жизни (21) 19 Здоровье и бодрость

20 Богатство (52) 20 Обеспеченность

об окружающей среде, развлечения, место в обществе, творческий потенциал, гармония с природой, любознательность, традиции, разнообразие в жизни, традиционные различия мужского и женского, романтика, жизнь настоящим днем, во всем быть первым, музыка, интерес ко всему миру, открытость взглядов, власть, острота впечатлений, ответственность перед обществом, приключения и риск, послушание.

Более наглядное и полное представление о ценностных различиях россиян и американцев дают данные табл. 2. В ней перечислены ценности, распространенные в России больше, чем в США, и ценности, распространенные в США больше, чем в России (цифры показывают, насколько больше).

Отличительные особенности набора ценностей россиян вполне понятны: это то, чего в их нынешней жизни явно недостает и (или) чему угрожают серьезные опасности. Но эта версия объяснения малопригодна для ценностных выборов американцев. Более правдоподобная интерпретация их отличительных ценностей говорит не об американцах, а опять же о нас. Это именно те ценности, которым мы не придаем должного значения, — то, что мы недооцениваем.

Сравнение основных жизненных ценностей россиян и американцев по их распространенности обнаруживает различие не только в их составе, но и в числе. Явное большинство рассматриваемых ценностей (47 из 57) американцы называют исключительно важными чаще, чем россияне, в среднем почти вдвоё чаще. Соответствующие числа составляют 10,6 против 6,4. В Казахстане это число еще меньше (5,0), а в Восточной Европе — немного больше нашего (7,1). (Чехия и Польша — по 6,7; Венгрия — 8,5.) Анализ данных по России показал, что число исключительно важных вещей одинаково у мужчин и женщин, оно достигает максимума (7,6) в 20—24 года и затем постепенно снижается до 5,5 в возрасте 60—65 лет. Высшее образование увеличивает это число на единицу. Связь с материальным положением, с оценкой своего жизненного уровня столь же незначительна и неоднозначна. Удалось

Ю

8

6

4 ...

2 ■

Варианты ответов

Рис. 1. Зависимость числа исключительно важных вещей от варианта ответа на вопрос: "Через 12 месяцев лично Ваше материальное положение станет лучше, чем сейчас?"

Контрастные ценности: различия в распространенности основных индивидуальных ценностей в России и США (в % к числу опрошенных в каждой из стран)

| Россия % США % 1

| Здоровье и бодрость 21 Честность (быть искренним) 25

Порядок в обществе, стабильность общества 13 Самоуважение (верить в собственную значимость) 24

Безопасность семьи (защищенность тех, кого любишь) 7 Познание (всю жизнь углублять свои знания о мире) 22

Богатство (материальные блага, много денег) 6 Вера в Бога, набожность 21

Обеспеченность (жизнь без материальных забот) 3 Зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная близость) 19

Чувство поддержки со стороны окружающих (поддержка друзей, коллектива) 2 Устойчивые личные отношения (постоянные связи с друзьями и любимыми) 18

Хорошая внешность (быть внешне привлекательным) 2 Духовность (поиски душевного мира и гармонии) 18

Отдых (иметь свободное от работы время) 1 Терпимость (уважение национальных, культурных и религиозных различий) 18

Место в обществе (добиваться высокого положения) 1 Свобода в действиях, мыслях 17

| Красота (красивое в природе и искусстве) 1 Жизнь в ладу с самим собой 17

найти лишь одну тесную и однозначную связь — с наличием у человека перспективы улучшения своего материального положения, материальной перспективы. Чем увереннее человек, что его материальное положение в обозримом будущем улучшится, тем больше вещей становятся для него исключительно важными (рис. 1). Только эта закономерность несколько проясняет межнациональные различия по рассматриваемому параметру: появление материальной перспективы увеличивает число исключительно важных вещей в среднем на четыре! А ее потеря, соответственно, сокращает.

Сравнительные данные по России, США, Восточной Европе и Казахстану (табл. 3) в основном подкрепляют эту гипотезу. Несколько выпадает из ряда только Казахстан.

В отличие от наличного материального уровня, перспектива улучшения материального положения учитывает объем не всех, а только свободных ресурсов, которыми человек волен распорядиться так или иначе. Вместе с тем число исключительно важных для человека вещей — это своеобразный показатель широты его интересов. В таком случае широта интересов человека тесно связана с объемом его свободных ресурсов. Это естественно: открывающиеся перспективы окрыляют. А их исчезновение, соответственно, приземляет. Характерна в связи с этим зависимость данного показателя от рода занятий человека. Минимальное число исключительно важных вещей — у неквалифицированных рабочих (5,0), конторских служа* щих (5,4), пенсионеров (5,0). Максимальное — у владельцев собственных предприятий (10,4), руководителей высшего звена (8,1), работников торговли (8,0).

С появлением или утратой материальной перспективы меняется не только широта интересов, но и их структура. В табл. 4 перечислены ценности, распространяющиеся при улучшении и при ухудшении материальной перспективы. Можно заметить, что с ее улучшением преимущество получают ценности либерального порядка, а с ухудшением — традиционные. Сближение ценностей россиян и американцев предполагает, таким образом, улучшение материальной перспективы у россиян. Об этом, впрочем, говорят не только анализируемые данные (табл. 4).

Таблица 3

Через 12 месяцев лично Ваше материальное положение станет лучше, чем сейчас?

(В % к числу опрошенных в разных странах.)

Варианты ответов Россия США Восточная Европа Казахстан

Определенно да 6 22 10 6

Скорее да, чем нет 17 41 26 25

Маловероятно 46 22 33 51

Определенно не станет 22 7 26 15 |

Таблица 4

Контрастные ценности в группах

с противоположной оценкой перспективы изменения своего материального положения (в % к числу опрошенных в каждой группе)

При улучшении материальной перспективы больше ценится %* При ухудшении материальной перспективы больше ценится %*

Хорошая внешность 9 Порядок в обществе 7

Свабедо 1 действиях, мыслях 8 Социальная епрамдлиюеть 4

Знания, хорошев образование 8 Скромность 3

Устойчивые личные отношения 8 Забота об окружающей среде 2

Независимость, уверенность в себе 7 Отдых 2

Богатство 7 Равные возможности для всех 1

Развлечения 7 Почитание родителей и старших 1

* Цифры показывают различие в распространенности соответствующих ценностей между группами с перспективой улучшения и ухудшения материального положений.

Массовые занятия в свободное время. Отдельный блок вопросов в анкете был выделен для оценки индивидуальных занятий в свободное время (общее их число — 27). Для каждого из них респондент должен был отметить, как часто он им занимается: часто; время от времени; почти никогда. Ограничимся здесь частыми, повседневными занятиями, поглощающими большую часть свободного времени.

В этих занятиях у россиян и американцев гораздо больше общего, чем в их ценностях. Первые два по своей распространенности занятия у россиян и американцев совпадают: больше всего они проводят время с семьей и смотрят телевизор. Третье занятие россиян — приготовление еды — отодвигается у американцев на четвертое место таким занятием, как слушание музыки по радио (их, очевидно, можно совмещать). И только четвертый вид деятельности россиян глубоко специфичен: занятие

садом, огородом. У американцев он на далеком 17-м месте. Пятое и шестое занятия снова совпадают: проведение времени с друзьями и чтение. Но на седьмом месте у россиян — покупки в магазинах, а у американцев это только на 13-м месте. Далее снова близкие по рангам занятия — слушание музыки с дисков, пленок и по радио, и на десятом месте — еще одна специфика для россиян — ремонт, починка домашних вещей, а у американцев это на 15-м месте.

Наши отличительные повседневные занятия нам понятны — не от хорошей жизни. Но нам интересно знать, чего мы недобираем, чем в свободное время больше нашего занимаются американцы. Это довольно длинный перечень. Значительно чаще чем мы они обедают в ресторанах, пользуются компьютером, занимаются физкультурой, играют в спортивные игры, уделяют время своему хобби, помогают другим на добровольных началах, путешествуют, участвуют в экскурсиях, ходят в кино. Больше нашего они слушают музыку, проводят время с семьей и читают. В общем, свободное время у американцев гораздо более насыщено разнообразными занятиями, чем у россиян. Очевидно, у американцев более высокий жизненный темп, интенсивность жизни.

Различия в повседневных занятиях россиян и американцев, как и различия в ценностях, зависят от материальных перспектив. Но перспективы нужно еще реализовать, чтобы повседневные занятия могли измениться. Более тесной оказалась в данном случае связь между структурой занятий и уровнем жизни. У более обеспеченных россиян занятия более разнообразные, а их структура сближается с американской (табл. 5). Хотя эта тенденция проявляется и не во всем. Усиливаются главным образом развлекательные и спортивные занятия. Гораздо реже, "по остаточному принципу" — ПОМОЩЬ другим, посещение театра, концертов, Чаще совершаются покупки в магазинах и реже уделяется время семье, чтению. В специфических же занятиях людей с уровнем жизни ниже среднего мы видим в основном отличительные занятия всего российского населения в целом.

Еда и напитки. Блок вопросов в анкете посвящен продуктам питания и напиткам (безалкогольным и алкогольным). В списке из 32-х популярных (и не очень) продуктов питания респонденту предлагалось отметить те из них, которые он ел в течение последних 24-х часов. В списке из 18 названий безалкогольных напитков отмечались те, которые принимались в последние семь дней. Вопрос об алкогольных напитках (пиво, вино, крепкие напитки типа водки) задавался только респондентам в возрасте 18 лет и старше. Рассмотрим все по очереди.

Мы знаем, что обычно едим, но не всегда представляем, что в нашей сегодняшней еде особенного. На первый взгляд, в сравнении с американцами, почти ничего (табл. 6).

Резкое расхождение — только в третьей позиции. Популярный у россиян домашний суп отодвигается американцами на 23-е место, а фрукты россиянами — на 14-е место. Кроме того, яйцам американцы явно предпочитают птицу.

Остановимся на различиях в периодичности приема пищи. Находящийся на первом месте хлеб среднестатистический россиянин потребляет практически ежедневно (90%), американец — два дня из трех (64%). Картофель у россиянина на столе — три дня из четырех (75%), у американца — через день или реже (42%), как и свежие овощи (44%). Домашний суп у россиянина — два дня из трех (69%), фрукты у американца — через день или реже (43%). Хлебом, картофелем и домашним супом россиянин питается два дня из трех или чаще. Американец так интенсивно вообще ничего не ест, даже хлеб. А все, кроме хлеба, — даже реже, чем через день. Так что меню американца более разнообразно или более индивидуально, чем россиянина. У американцев нет резко выраженных общих предпочтений. У них такие продукты, как свежие овощи (позиция 2), кукурузные, овсяные и другие хлопья, мюсли (6) почти не различаются по периодичности потребления: 40—44%. У россиян же, после первой тройки

Таблица 5

Контрастные ценности в группах с различным уровнем жизни

(в % к числу опрошенных в каждой группе

При уровне жизни выше среднего чаще занимаются %* При уровне жизни ниже среднего чаще занимаются %* 1

Слушают музыку с дисков, пленок 20 Садом, огородом 25 1

Уделяют время самим себе 19 Приготовлением еды 18 1

Смотрят видеофильмы 16 Уделяют время семье 12 I

Проводят время с друзьями 15 Ремонтом, починкой домашних вещей 11

Физкультурой 12 Смотрят телевизор 9 1

Слушают музыку по радио 12 Читают 6 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Делают покупки в магазинах 11

Ходят в бар, кафе 7

Играют в видеоигры 7

Ходят на дискотеку, в ночной клуб 6

Играют в спортивные игры 6

Посещают спортивные мероприятии 8

Пользуются компьютером 1 свободное время 4

Обедают в ресторане 4

Проводят время на природе 4

Путешествуют 4

Помогают другим на добровольных началах 3

Посещают концерты 3

Уделяют время своему хобби 3

Посещают театр 2

* Цифры показывают различие в распространенности соответствующих занятий между группами с уровнем жизни выше и ниже среднего.

Составляющие каждодневного рациона: первая пятерка

! Распределение мест в потреблении продуктов питания Рацион россиян Распределение мест в потреблении продуктов питания Рацион американцев

1 Хлеб 1 Хлеб

2 Картофель 2 Свежие овощи

3 Домашний суп (23 — у американцев) 3 Фрукты (14 — у россиян)

4 Яйца (11) 4 Картофель

5 Свежие овощи 5 Птица (9)

продуктов, — обрыв, и следующая за ней группа (яйца, свежие овощи, макароны, рыба) располагается сразу в диапазоне 30—39% (потребление раз в три дня). А в промежуточном диапазоне 40—60% (примерно через день) никаких продуктов не объявилось. Смысл этой лакуны, очевидно, в том, что у россиян, в отличие от американцев, выбор продуктов питания определяется не только индивидуальным вкусом и выбором на прилавке, но и материальными ограничениями. Разнообразные предпочтения реализовать поэтому не удается. Неполная доступность одних продуктов питания компенсируется избыточным потреблением других.

О вкусах россиян приходится поэтому судить не только по фактическому потреблению, но и по его изменениям в зависимости от жизненного уровня. Чем он выше, тем чаще потребляются свежие овощи, сыр, рыба и фрукты (рис. 2). Одновременно возрастает потребление и многих других продуктов: шоколадных изделий, зеленого салата, кефира, булочек, сладостей, мясных изделий и птицы. Как ни странно, потребление хлеба, картофеля и супа снижается при этом очень незначительно, в среднем на 10%. Новые продукты питания скорее дополняют, чем вытесняют прежние. Причина может заключаться и во

I | 10 1

шт ■ 1 - Г 1

_ ' 1 |Й 11 и

Н; , ШШ 1 , 1 ■4Ш. 1

Выше среднего Средний Ниже среднего

[д;;] Свежие овощи Щ Рыба Щ Сыр Ц Фрукты

Рис. 2. Периодичность потребления продуктов питания в зависимости от уровня жизпи (в днях)

временном переедании, и в прежнем недоедании. Более массовой, однако, выглядит прямо противоположнаятен-денция: увеличение повседневного потребления хлеба, картофеля, супа, а также макаронных изделий и консервированных овощей сопровождается снижением потребления всех других продуктов питания. (Относительно фруктов и свежих овощей уместно уточнить: для людей бедных в наших северных широтах это продукты сезонные.)

Различия между россиянами и американцами в популярных безалкогольных напитках начинаются уже с первой позиции: чай против воды (табл. 7). Первая тройка у американцев — натуральные напитки (вода, молоко, соки), у россиян преобладают стимулирующие (чай, кофе).

Таблица 7

Популярные безалкогольные напитки: первая пятерка

Степень 1 I предпочтения I Напитки, употребляемые в России Степень предпочтения Напитки, употребляемые в США

1 Горячий чай (7 — США) 1 Простая вода

2 Простая вода 2 Молоко

3 Растворимый порошковый кофе (11) 3 Фруктовый 100%-ный сок (6 — в России)

4 Молоко 4 Газированный обычный безалкогольный напиток (7)

5 Газированная вода в бутылках (14) 5 Сваренный молотый кофе (9)

По выбору между чаем и кофе страны принято делить ; на "чайные" и "кофейные". Россия, безусловно, "чайная" ! страна, но хотя США — "кофейная", Россия превосходит | ее и в этом качестве (кофе — на третьем месте у россиян, и на пятом — у американцев).

С повышением жизненного уровня россияне начина- : ют заметно больше потреблять фруктовые соки и напитки, газированную воду в бутылках, кофе, и меньше — простую воду. Тем не менее состав первой пятер- ; ки у россиян от этого не меняется, а внутри нее прож> ходит лишь одно изменение: простая вода вытесняется со второго места на четвертое. Можно сказать, что питьевые пристрастия и предпочтения россиян более устойчивы, чем пищевые, и проявляются почти независимо от жизненного уровня.

Проведенный опрос очень бегло затрагивает алкогольные напитки, что позволяет нам несколько расширить круг рассматриваемых по данному вопросу стран. Прежде всего можно сопоставить уровни абстиненции, полного воздержания от употребления алкогольных напитков. Как видно из данных табл. 8, хотя абстиненты составляют в США меньшинство, там их все-таки гораздо больше, чем в России или в Казахстане, или в Восточной Европе.

В России же абстинентов несколько больше (в процентном исчислении), чем в Восточной Европе, но меньше, чем в Казахстане.

О распространенности регулярных потребителей отдельных видов алкогольных напитков позволяют судить данные табл. 9. Число регулярных потребителей алкогольных напитков в России (50%) лишь немногим превосходит соответствующую цифру в США (40%), уступает по этому показателю Восточной Европе (60%) и особенно Казахстану (65%). Последний лидирует и по крепким напиткам, в то время как по пиву и вину впереди Восточная

Показатели абстиненции в России, США, Восточной Европе и Казахстане (в % к числу опрошенных в каждой из стран)

Никогда не употребляют Россия США Восточная Европа Казахстан

Пиво 11 35 7 13

Крепкие спиртные напитки 8 36 6 9

Таблица 9

Какие из следующих напитков Вы пили в течение последних семи дней?

(В % к числу опрошенных в каждой из стран.)

Вид напитка Россия США Восточная Европа Казахстан

Пиво 29 25 41 27

Вино (включая шампанское и крепленые вина) 19 11 23 22

Спиртные напитки крепостью более 30° (водка, коньяк) 28 11 23 39

Ничего из перечисленного 50 60 40 35

Европа. Россия по всем оцениваемым параметрам оказывается где-то посередине. Зная об особой остроте алкогольной проблемы в России, мы можем из всех этих данных сделать чисто отрицательный вывод: алкогольная проблема в России заключается не в числе абстинентов и не в числе регулярных потребителей алкоголя. Решение этой проблемы не в увеличении числа одних — абстинентов, и уменьшении числа других — регулярных потребителей горячительных напитков.

Анализ данных по группам с различным жизненным уровнем показывает, что число непьющих не зависит от жизненного уровня, одинаково во всех таких группах, т.е.

% 40 -г

Выше среднего Средний Ниже среднего

[і:!:і Пиво §Ц Вино [Ц Водка

Рис. 3. Регулярные потребители алкогольных напитков (в % к числу опрошенных)

абстинентами становятся не по экономическим причинам. Практически не меняется с изменением жизненного уровня и число регулярных потребителей алкоголя. Но явно меняется структура потребляемых алкогольных напитков (рис. 3). С ростом жизненного уровня увеличивается число регулярных потребителей пива и вина и снижается число регулярных потребителей крепких напитков. Или, если учесть фактическое преобладание прямо противоположной тенденции, массового обнищания населения, то реальность такова: общее падение жизненного уровня населения приводит в России к росту регулярного потребления водки.

Лариса КОСОВА

Социальные реформы и динамика изменения статусов

Важнейшим следствием перемен последних лет российской жизни является изменение статусных позиций значительных групп населения — процесс достаточно болезненный, поскольку со статусом связаны общественное признание. Совокупность реакций на меняющиеся социальные позиции и комплекс чувств, связанных с потерей (или повышением) статуса, по нашему мнению, является основой многих конфликтов современного российского общества.

С самых первых своих исследований ВЦИОМ включал в свои анкеты вопросы, позволяющие проследить динамику статусных позиций россиян. В мониторинге, например, респондентов просили отметить их положение на условной социальной лестнице (из десяти ступеней) пять лет назад, в настоящий момент и в недалеком будущем. Анализ ответов показывает, что российское общество — это общество сниженных позиций: большинство респондентов помещают себя в нижней части социальной лестницы. По данным сентябрьского мониторинга (N=2407 человек) 1997 г., 64% респондентов поставили себя на позиции с шестой по десятую.

Таблица 1

Социальные ступени, на которые респонденты ставят себя "в среднем"(опрос в разные годы проводился в сентябре)

Показатель 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

Средняя ступень социальной лестницы 6,66 6,44 6,42 6,78

Если анализировать ответы только о текущем статусе, то значимых изменений в оценках статусных позиций нет. Но совсем иная картина складывается, если включить в анализ сравнение оценок респондентами их нынешнего статуса с прошлым, который они занимали пять лет назад. Результаты расчетов представлены на рис 1.

Несколько увеличилось число респондентов, полагающих, что они повысили свой статус за последние четыре года. Число тех, кто полагает свой статус понизившимся, выросло существенно. Уменьшилось число тех, кто считает свои позиции не изменившимися. Эти данные фиксируют интенсивный процесс дифференциации, причем интенсивность нисходящей мобильности существенно превосходит интенсивность восходящей.

Важно отметить еще один аспект проблемы. Значительное число (более 40%) респондентов полагают, что их социальное положение снизилось за последние пять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.