ми-то другими обстоятельствами. А степень изменения поведения на микроуровне определяется разной степенью влияния этих макровоздействий на отдельные социальные группы. Очевидно, что особенно негативное влияние невыплат заработной платы испытывают представители низкодоходных групп (занятые в определенных секторах или отраслях экономики). Это означает, что внутреннее напряжение провоцируется скорее внешними факторами. Об этом свидетельствует и однонаправленность динамического поведения самооценок и факторной зависимости самооценок в разных доходных группах. Взаимоопределяемость самооценок и шкал благосостояния будет отражать процессы самоорганизации на микроуровне только в условиях стабильно развивающейся системы, не испытывающей внешних воздействий. Новое самоосознание, базирующееся на идентификационных шкалах, еще только начинает формироваться.
Ирина ПЕРОВА, Людмила ХАХУЛИНА
Неформальная вторичная занятость: масштабы, структура
Наблюдаемые в обыденной жизни факты показывают, что отношения в сфере вторичной занятости населения часто носят неформальный характер и не регистрируются ни на уровне предприятия, ни на уровне статистических органов. По сути, это означает существование сегмента скрытого рынка труда.
Одним из способов оценки масштабов распространения нерегистрируемой занятости являются опросы населения. В рамках мониторинга социально-экономических перемен в России регулярно, уже на протяжении нескольких лет, повторяется серия вопросов, позволяющих получить информацию для оценки масштабов дополнительной занятости, ее характера (регулярный или случайный), а также выгодности дополнительной работы в сравнении с доходами от основного занятия. В качестве вторичной (дополнительной) рассматривается занятость, обеспечивающая, помимо дохода от основного занятия (работы, учебы, пребывания на пенсии и пр.), получение дополнительного дохода. Источником дополнительного дохода может быть работа по найму на предприятии, в организации, у частных лиц, самозанятость. Вместе с тем работа в домашнем хозяйстве для удовлетворения потребностей семьи не учитывалась в опросах ВЦИОМ в качестве дополнительной занятости.
На основе опросов, проведенных ВЦИОМ в мае—июле 1997 г.*, была предпринята попытка оценить масштабы и структуру той части дополнительной занятости, которая основана на неформальных (незарегистрированных) трудовых отношениях. В качестве основания для идентификации респондентов, имеющих неформальную (незарегистрированную) дополнительную занятость, выбрана характеристика условий получения дополнительной работы: работа по найму по устной договоренности, без оформления договора, соглашения, а также предпринимательская деятельность без патента, без разрешения на индивидуальную трудовую деятельность или без регистрации юридического лица. Для оценки масштабов и структуры неформальной допол-
* Объединенная информационная база мониторинга включает данные о 4723 респондентах. Выборка мониторинга является репрезентативной, представляющей взрослое население России по полу, возрасту, уровню образования, типам населенного пункта; всего дополнительную занятость имеют 010 респондентов.
нительной занятости респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: "Была ли у Вас в прошлом месяце, помимо основного занятия, какая-нибудь работа или занятие, приносящие дополнительный доход?" "На каких условиях Вы занимаетесь дополнительной работой?" "Сколько денег за дополнительную работу Вы получили в прошлом месяце (подсчитайте все Ваши регулярные и нерегулярные приработки, но не считайте доходы от основной работы, пенсию, стипендию, пособия и т.п.)?" "Укажите, пожалуйста, что это за работа, приработки?"
Как показали результаты опросов, 2/з респондентов (67%), имеющих дополнительную работу, официально нигде не оформляются*. Относительно высокая распространенность нерегистрируемых трудовых отношений в сфере дополнительной занятости связана с тем, что в настоящее время дополнительная работа носит характер преимущественно случайных приработков. Для 70% респондентов, имеющих дополнительную работу, вторичная занятость — это случайные приработки, и только для 30% — регулярная работа. Случайные подработки регистрируются значительно реже, чем регулярная дополнительная работа (табл. 1). Среди тех, кто имеет незареги- | стрированную дополнительную занятость, преобладают ! именно случайные приработки (79%). 1
Таблица 1
Соотношение регулярной работы и случайных приработков в зарегистрированной и незарегистрированной дополнительной занятости (в %)
Характер дополнительной занятости Зарегистри- рованная дополни- тельная занятость Незарегистри- рованная дополнительная занятость Число ответивших
Регулярная работа 56 44 183
Случайные приработки 24 76 426
В целом трудовые отношения без официального оформления, хотя и в разной степени, распространены практически во всех видах дополнительной занятости (рис. 1). Так, наиболее распространенными видами незарегистрированных дополнительных приработков являются услуги населению по строительству, ремонту, пошиву одежды, уличная торговля, а также совместительство на основном месте работы (предприятии). Иначе говоря, это прежде всего те виды деятельности, которые чаще встречаются как случайные приработки и, соответственно, реже регистрируются. Совместительство и профессиональная деятельность по контракту, заказу более всего распространены среди официальной дополнительной деятельности. На их долю приходится 73% всех ответов об официальных видах дополнительной работы.
Структура видов нерегистрируемой дополнительной работы определяет профессионально-квалификационые требования к работникам. Для 40% опрошенных такая занятость, по их оценкам, требует меньшей квалификации, чем основная работа, еще для 31% — примерно такой же и только для 17% — большей квалификации. Следует отметить, что среди респондентов, имеющих официально оформленную дополнительную работу, заметно выше доля тех, для кого подработка не является менее квалифицированной работой (для 58% респондентов подработка предполагает такую же квалификацию и еще для 8% — более высокую). Таким образом, незарегистрированная дополнительная занятость в меньшей степени,
* По отношению ко всем опрошенным незарегистрированную дополнительную занятость имеют 8% респондентов.
Зарегистрированная Незарегистрированная
дополнительная занятость дополнительная занятость
Совместительство на том же предприятии Совместительство на другом предприятии
Профессиональная деятельность по контракту, заказу Производство потребительских товаров на продажу
Работа в своем магазине, кафе, киоске Уличная торговля
Услуги населению по строительству, ремонту, пошиву Репетиторство
Работа по обслуживанию частных лиц (присмотр за детьми, больными, приготовление пищи и т.п.)
Другое
Рис. 1. Распространенность различных видов дополнительной занятости (сумма ответов превышает 100%, поскольку респондентам было предложено отметить все виды их дополнительной занятости)
чем зарегистрированная, требует повышения квалификационного уровня.
Мотивация вторичной занятости для подавляющего большинства (83%) определяется стремлением увеличить доходы. Поскольку доходы от регистрируемой занятости выплачиваются после уплаты налогов, неформальные отношения в сфере занятости можно расценивать и как дополнительный способ "подтянуть" доходы до некоторого среднего приемлемого уровня. Недостаточный объем анализируемого массива данных позволяют сделать только предварительные оценки доходности различных видов незарегистрированной дополнительной занятости. В среднем доходы, получаемые от неформальной занятости выше, чем от регистрируемой занятости (их соотношение составляет соответственно 1:1,29). Однако, как оказалось, не все виды нерегистрируемой деятельности приносят более высокий доход по сравнению с регистрируемыми. Более высокий доход, по данным опроса, был получен от работы по совместительству на своем предприятии, от уличной торговли, репетиторства. Приведем соотношение доходов, получаемых от зарегистрированной и незарегистрированной дополнительной занятости, по различным видам деятельности (в тыс. руб.; доход от зарегистрированной занятости = 1):
Средние доходы от незарегистрированной дополнительной занятости
Таблица 2
Распространенность неформальной дополнительной за-нятости среди различных категорий населения (в %)
Виды деятельности
Совместительство на том же предприятии
Совместительство на другом предприятии
Профессиональная деятельность по контракту или заказу
Производство потребительских товаров на продажу
Уличная торговля
Услуги населению (строительство, ремонт, пошив)
Репетиторство
1,55
0,91
1,16
0,9
1,97
1,01
2,25
Социальный Имеют неформальную дополнительную занятость*
статус Всего** Регулярную Случайную
Работники 10 23 77
Учащиеся 7 31 69
Пенсионеры 3 10 90
Домохозяйки 7 1 99
Безработные 17 19 82
В среднем 8 21 79
* В % к числу имеющих незарегистрированную занятость. ** В % к числу опрошенных в данной группе.
В то же время совместительство на другом предприятии, выполнение профессиональной работы по заказу и даже оказание услуг населению приносят практически одинаковый доход независимо от того регистрируется дополнительная работа или нет.
Как показали полученные данные, неформальная дополнительная занятость встречается среди всех категорий населения: работников, пенсионеров, учащихся, домохозяек, безработных (табл. 2.). Однако ее масштабы выше среди работающего населения и безработных*. Но, в отличие от безработных, работники, имеющие дополнительное занятие, в среднем реже занимаются им неофициально. Доля работающих без регистрации трудовых отношений (из числа имеющих дополнительную занятость) среди работников составляет 63%, в то время, как среди безработных — 87%. Это можно объяснить прежде всего тем, что временно неработающие чаще имеют случайные подработки без оформления, а те из них, кто имеет статус
* В данную группу входят временно неработающие, безра-
ботные.
Рис. 2. Распространенность дополнительной занятости среди различных профессионально-должностных групп работников (в % к числу опрошенных в соответствующей группе; сумма ответов меньше 100% , так как часть респондентов затруднилась идентифицировать свою деятельность)
безработного могут подрабатывать только без регистрации трудовых отношений.
Категория работающего населения (в рамках анализируемых данных) является относительно более наполненной группой, что позволяет сделать статистические оценки распространенности неформальной занятости в зависимости от социально-профессионального статуса.
В целом дополнительная работа без оформления трудовых отношений в большей степени характерна для неквалифицированных и квалифицированных рабочих (рис. 2), хотя подрабатывают без регистрации трудовых отношений и ОКОЛО 1/2 руководителей, специалистов и служащих, имеющих дополнительную работу. При этом, если незарегистрированная дополнительная занятость имеет регулярный характер у 2/5 неквалифицированных рабочих, 1/з специалистов, то для подавляющего большинства квалифицированных рабочих она осуществляется в виде случайных приработков.
Виды неформальной деятельности заметно различаются в зависимости от профессионально-должностного статуса работника. Так, среди руководителей и специалистов больше распространена профессиональная деятельность по контракту или заказу. При этом они гораздо реже занимаются совместительством на своем предприятии. Рабочие, как квалифицированные, так и неквалифицированные, главным образом подрабатывают, оказывая услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, а также уличной торговлей. Хотя, следует отметить, что квалифицированные рабочие, в отличие от неквалифицированных, все-таки чаще занимаются совместительством на своем предприятии, чем торговлей.
Таким образом, можно заключить, что дополнительная незарегистрированная занятость достигла заметных масштабов. Она распространена, хотя и в различной степени, во всех профессионально-должностных группах. Преимущественно неформальная дополнительная занятость получила распространение в тех видах деятельности, которые носят нерегулярный характер. За рамками анализа осталось рассмотрение ряда вопросов, в частности касающихся распространенности видов дополнительной занятости в различных профессионально-должностных группах, соотношения доходов от основного занятия и неформальной занятости и ряд других. По мере накопления массива данных, который позволит делать более углубленный анализ неформальной дополнительной занятости, круг обсуждаемых проблем может быть расширен.
Александр ГОЛОВ
Индивидуальные ценности и потребительское поведение в России и в США
Весной 1997 г. по инициативе фирмы ROPER проводился массовый международный опрос среди жителей США, Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша), Казахстана и России. Тематика опроса — различные аспекты индивидуального потребительского поведения. В России опрос проводился ВЦИОМ по национальной выборке 1002 человека в возрасте от 13 до 65 лет.
Анкета в качестве объектов оценки респондентами включает обширные списки индивидуальных ценностей, массовых занятий в свободное время, товаров и услуг массового спроса. Полученные на этой основе данные предназначены главным образом для их коммерческого использования. Общие характеристики и закономерности остаются при этом "за кадром". Некоторые из них представлены ниже.
Основные индивидуальные ценности. Большой блок вопросов в анкете посвящен индивидуальным ценностям (personal values). Респондентам было предложено оценить различные стороны человеческой жизни (общим числом 57) по 6-балльной шкале: 1) противоречит моим ценностям; 2) не важно; 3) в какой-то мере важно; 4) важно; 5) очень важно; 6) исключительно важно. Те вещи, которые человек считает для себя исключительно важными, составляют особый базисный пласт индивидуальных ценностей. Он включает наиболее ответственные оценки респондентов и наиболее важные стороны их жизни, т.е. это основные ценности данного человека на тот или иной период. Самая распространенная из них и в России, и в США — безопасность семьи, защищенность тех, кого любишь. Ее разделяют 54% американцев и 61% россиян. Она же на первом месте и в странах Восточной Европы, и в Казахстане. Таким образом, в отношении самого важного в жизни люди в разных странах сходятся. Но начиная уже со второй позиции и во всем дальнейшем порядке ценностей обнаруживаются значительные расхождения. В первую пятерку ценностей россиян (сверх уже названного) входят также: здоровье и бодрость; почитание родителей и старших; верная дружба; обеспеченность; порядок в обществе. У американцев: честность; устойчивые личные отношения (постоянные связи с друзьями и любимыми); самоуважение; почитание родителей и старших (уважение к тем, кто родился раньше нас), верная дружба. Здоровье и бодрость оказалось у американцев только на 19-м месте, обеспе-