Поколенческий стресс является следствием необходимости общаться на работе не только со своими сверстниками, но с людьми разных поколений. Разобраться с этим видом стресса помогает теория поколений, разработанная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоу и Вильямом Штраусом. Она хорошо описывает ценности каждого поколения. Осознавая их, намного легче выстраивать взаимоотношения с людьми разных возрастов.
Возрастной стресс является результатом одновременного воздействия на человека профессионального стресса и кризиса определенного возраста: юности (20 лет), взрослости (40 лет) и поздней взрослости (60 лет).
Стресс трансформации является спутником корпоративных изменений и новых профессиональных вызовов. Организационные изменения в компании происходят при реструктуризации, сокращении затрат, бурном росте, слияниях и поглощениях, выходах на новые рынки и неизбежно порождают стресс в коллективе.
Понимание выше названных видов рабочего стресса делает профессиональную деятельность более предсказуемой, снижает напряжение и повышает креативность, развивая в конечном итоге профессиональную жизнестойкость.
Список использованной литературы:
1. Кальнер Н.В., Сагирова О.Н. Концепция самомотивации и повышения жизнестойкости// Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2020. - №6. С. 176-177.
2. Кальнер Н.В., Сагирова О.Н. Как черпать ресурс из временного стресса за счет настройки индивидуального тайм-менеджмента// Международный научный журнал «Символ науки». - 2020. -№7. С.82-84.
3. Кальнер Н.В., Сагирова О.Н. Факторы снижения уровня острого и ситуативного типов стресса для повышения жизнестойкости// Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2021 г., г. Волгоград). В 2 ч. Ч. 2 / - Уфа: Аэтерна, 2021. - 192 с. С.159-161.
4. Кальнер Н.В., Сагирова О.Н. Управление ситуативным стрессом для повышения жизнестойкости и эффективности деятельности// Теоретические и практические аспекты формирования и развития «Новой науки»: Сборник статей Международной научно-практической конференции (27 января 2021 г., г. Уфа). В 2ч. Ч.2/- Екатеринбург: OMEGA SCIENCE, 2021. - 230 с. С.192-194.
© Кальнер Н.В., Сагирова О.Н., 2023
Шатерных Ю.С.
сотрудник Академии ФСО России,
г. Орел, РФ
Научный руководитель: Фроликов Д.В.,
сотрудник Академии ФСО России,
г. Орел, РФ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ Аннотация
Индивидуальные различия в памяти являются результатом взаимодействия различных аспектов, и они могут оказывать влияние на профессиональные, образовательные и повседневные
аспекты жизни каждого человека. Понимание этих различий помогает разрабатывать более индивидуализированные методы обучения, тренировки памяти и психологической поддержки. В статье рассматриваются различные аспекты и факторы, влияющие на индивидуальные различия в памяти, такие как генетика, возраст, образование и психологические характеристики личности.
Ключевые слова Память, индивидуальные различия памяти.
Shaternykh J.S.,
employee of the Academy of the FSO of Russia,
Orel, Russia
Scientific supervisor: Frolikov D.V.,
member of the Academy of the FSO of Russia,
Orel, Russia
INDIVIDUAL DIFFERENCES IN MEMORY IN PEOPLE Annotation
Individual differences in memory are the result of the interaction of various aspects, and they can influence the professional, educational and daily aspects of each person's life. Understanding these differences helps to develop more individualized methods of training, memory training and psychological support. The article examines various aspects and factors influencing individual differences in memory, such as genetics, age, education and psychological characteristics of the individual.
Keywords
Memory, individual differences in memory.
Введение
Одним из наиболее популярных направлений исследований в генетике поведения на протяжении последних десятилетий является изучение природы индивидуальных различий когнитивной сферы. При этом большая часть этих исследований направлена на изучение общих когнитивных способностей и интеллекта, в то время как природа частных когнитивных функций, которые необходимы для осуществления любой сложной когнитивной деятельности, таких как внимание и рабочая память, изучены значительно меньше
Исследовательская работа, рассматривающая индивидуальные различия памяти людей, актуальна ввиду того:
1. Возникновение необходимости в персонализированном подходе к образованию и деятельности. Следует изучить механизмы с помощью которых люди обрабатывают, хранят информацию. В результате можно сформировать адекватную стратегию при обучении и организации деятельности, чтобы труд был более производительным и мотивированным. Образовательная и деловая среда особенно нуждаются в анализе и обобщении и учете, чтобы наращивать показатели успешности, работоспособности. Следовательно, в любой деятельности необходимо понимать разницу в индивидуальных особенностях восприятия.
2. Меры по разработке лекарств в терапии различных заболеваний. Индивидуальные особенности, связанные с памятью, помогают разрабатывать методологию при диагностике и терапии. Особенно в отношении заболеваний, связанных с нейрологической сферой, например, болезни Альцгеймера.
3. Обогащение инструментария современных психологических исследований. Индивидуальные отличия и их специфика - сфера исследования для психологической науки. Считается, что память как объект исследования - возможность понять взаимосвязи памяти и когнитивной сферой в принципе.
4. Содействие технологическому развитию и ИИ. Понимание, каким образом работают механизмы памяти человека, способствуют разработке эффективного алгоритма при машинном обучении с использованием ИИ. Данные технологии перспективны для робототехники и автоматизации в цифровом обществе.
Индивидуальные различия в функционировании памяти, изученные экспертным сообществом, могут облегчить деятельность в различных сферах жизни, включая научную. Актуальность изучения указанной сферы - возможность обогатить науку о мозге и закономерностях его развития и упростить переход к очередному технологическому укладу.
Цель исследования - проведение анализа функционирования человеческой памяти, понимание механизмов, ввиду которых она разнится от человека к человеку.
Сущность памяти и ее виды
Феномен памяти представляет собой форму психической реакции, выражаемой в том, что прежний опыт закрепляется, сохраняется, воспроизводится. Стоит сказать, что с помощью памяти будущее и настоящее увязывается с прошлым.
Память имеет определенную физиологическую основу. Нервные процессы, совершившиеся в прошлом, сохраняются в головном мозге. Этому способствуют свойства ЦНС. Ее пластичность предопределяет возникновение нервного процесса, спровоцированного внешними раздражителями. Не имеет значения, в процессе возбуждения или торможения ЦНС, важно, что состояние оставляет определенные следы, которые рассматриваются как функциональные изменения. С помощью данных изменений можно упростить нервные процессы при условии, что они будут повторяться. Стоит отметить, что повторение их возможно и в том случае, когда внешний раздражитель не действует.
В головном мозге происходит ряд физиологических процессов, которые необходимы в момент воспоминания. Этот процесс во многом схож с восприятием по механизму возникновения и функционирования. Центральные нервные аппараты работают одни и те же, что в том, что в другом случае. Все они провоцируются внешним раздражителем, который действует на тот или иной орган чувств. Стоит отметить, что восприятие происходит в ходе возбуждения ЦНС, а феномен памяти обусловлен следами того или иного нервного процесса, который уже завершился. Внешние предметы, явления воспринимаются в качестве сложной деятельности в коре головного мозга. Между участками коры устанавливается взаимосвязь. Она является временной, однако среди ее свойств - определенная системность. Любые внешние раздражители, их провоцирующие, сами являются системными. Именно поэтому повторение образуется достаточно прочная связь, которая важна для запоминания. [3]
Данные временные связи позволяют охарактеризовать память как процесс, в ходе которого от возбуждения, появившегося при внешнем раздражителе в коре большого полушария, взаимодействует с прочими участками коры. Это взаимодействие формируется не впервые, оно уже было в прошлом. Именно поэтому нетрудно создать взаимосвязь и вызвать в памяти образы из прошлого, что человек мог видеть.
Таким образом, память обусловлена нервными процессами. В качестве раздражителей могут выступать не только звук, касание, визуальное раздражение, но и слова. То есть, задействованы обе сигнальные системы, что означает взаимодействие восприятия, памяти, нервных процессов и взаимосвязей между ними.
Люди в ходе работы зачастую вспоминают слова (приказ, распоряжение, объяснение), а не
внешние раздражители как таковые. Восприятие в данном контексте образует ряд временных нервных связей, которые подвержены трансформации.
Человеческая деятельность разнообразна, может меняться, усложняться, особенно под влиянием иных «следов» нервных процессов. Чем больше жизненный опыт, тем больше перестраиваются указанные временные связи. Названные «следы» остаточного характера не просто повторяют первоначальное восприятие, но становятся обобщенными. [1]
Память может различаться по видам, среди которых необходимо выделить следующие:
Наличие сенсорной памяти, которая представляет собой стадию при восприятии данных. С помощью этой способности человек ощущает и хранит сведения о каждом впечатлении, которое может быть визуальным, слуховым, тактильным. Обычно восприятие происходит краткосрочно, за считанные секунды. Посредством сенсорной памяти люди могут оценить окружающую среду, реальность, определить, какая информация должна запомниться в долгосрочной перспективе.
Под краткосрочной памятью понимают разновидность оперативной, с помощью которой человек способен удержать небольшую информацию в памяти за 30 секунд. Ее значимость для повседневной деятельности трудно переоценить. Речь идет о чтении, вычислениях, запоминании номера телефона. Впрочем, ее объем является ограниченным. Если информация не закрепится должным образом, то забудется. То есть, запоминание должно перейти в стадию долгосрочного, чтобы человек мог извлекать эти данные при необходимости.
Под долгосрочной памятью понимают разновидность хранилища, где информация хранится длительно и в неизменном состоянии. С ее помощью можно сохранить ряд знаний, наработки опыта, впечатления на долговременный период. Причина ее прочности - в большой емкости. Такая информация закрепляется на всю жизнь. У нее есть подвиды. Возможна эпизодическая память, когда запоминается конкретное событие, семантическая - спектр знаний о действительности, процедурная - запоминание навыков, умений.
Специфика эмоциональной памяти выражается в следующем. Запоминаются только насыщенные эмоциями события, образы, впечатления. Сильные эмоции, от радости до страха, сохраняются в памяти с ее помощью. Явления, сохраненные эмоциональной памятью, отличаются особой яркостью и долговременностью. Эмоциональное состояние человека, его внутренние побуждения зачастую диктуются подобными воспоминаниями.
Особенности процедурной памяти - усваивать и сохранять навыки, операции, манипуляции. Речь идет о вождении машины, игре на музыкальном инструменте, памяти на спортивные упражнения. В связи с чем подобная задача выполняется машинально, без обдумывания.
С помощью эпизодической памяти человек запоминает события и впечатления, которые происходили в определенное время, конкретном месте. Обычно таким образом запоминаются личные события, которые постоянно пополняются, формируя эмоциональный фон человеческой жизни. [2]
Память во всем многообразии видов функционирует всю жизнь человека. С ее помощью происходит запоминание, анализ, воспроизведение информации. Если изучить все перечисленные виды, можно усовершенствовать понимание когнитивных функций, их значимость для человека. Следовательно, память во всем разнообразии - инструмент взаимодействия связей, которые образуются в коре головного мозга. Без памяти невозможна интеллектуальная, трудовая деятельность, как и гармония личности в принципе, выстраиваемая, в том числе, на почве собственного жизненного опыта.
Особенности индивидуальных различий в памяти людей
Память проявляется индивидуально, ее процессы развиваются различным образом у разных
людей. Запоминают и воспроизводят информацию различно. Содержимое памяти также отличается в зависимости от устремлений и особенностей человека. Следовательно, память отличается разной продуктивностью, что требует отдельного изучения.
Запоминание характеризуется скоростью, точностью, прочностью. Способность извлекать из памяти запомненное - еще одна индивидуальная особенность понятия «память». Если говорить о параметре скорости, то она заключается в следующем. Каждый человек индивидуально запоминает материал, предмет, объект. Одни запоминают после единственного воздействия раздражителя, другим требуется повторять заученный материал. Параметр прочности связан не только с сохранением в памяти учебного и иного материала, но и со скоростью, с которой он будет забываться. Если говорить о понятии готовности памяти, она заключается в своеобразной мобильности памяти. Если человек мгновенно вспоминает нужные сведения, то память отличается существенной готовностью.
Соответственно, человек имеет определенный тип высшей нервной деятельности, возбуждение и торможение проявляются в разной степени выраженности. Условия, в которых человек живет и воспитывается, социальная среда, во многом предопределяют разницу в процессах, связанных с памятью. Человек должен запоминать рациональным образом. Эти способности формируются в процессе жизни. Если человек аккуратен, исполнителен, дисциплинирован на работе, то образуется привычка к совершению определенных действий. Доведенные до автоматизма, структурированные, они проще запоминаются, как и иные навыки, требующие сохранения в памяти. Если знания приобретаются и закрепляются в памяти на регулярной основе, способность запоминать совершенствуется. [4]
Каждый человек уникален по своим способностям и специфике когнитивного компонента личности. Память как понятие также имеет ряд индивидуальных особенностей, не может обобщаться по своим характеристикам. Каждый человек в своей мере запоминает и воспроизводит материал. Есть первостепенные аспекты, характеризующие индивидуальные различия в памяти:
- Типология памяти: человек в разной степени запоминает информацию в определенном формате. Например, для кого-то не составляет руда заучить текст, стихотворение, другой легко ориентируется в визуальном материале.
- Параметр объема памяти: объемы информации, которая может сохраняться в памяти, у каждого человека индивидуальны. Определенная часть населения способна к запоминанию большого объема данных, что позволяет им выполнять трудовые и учебные задачи различной сложности.
- Параметр скорости, с которой информация обрабатывается: люди с определенной скоростью воспринимают и обрабатывают материал. Это индивидуальная характеристика, которая развита в определенной степени.
- Фактор долгосрочной и краткосрочной памяти: для одного человека не проблема вспомнить событие и материал, который был ему известен давно, другой точно воспроизводит недавние события, навыки.
- Разница в стратегиях запоминания: память одних людей больше работает на ассоциациях, у других - на визуализации информации.
- Воздействие социального окружения: стрессоустойчивость, умение концентрироваться, настраиваться, быть внимательным - эти аспекты формируются, в том числе, внешней средой.
- Влияние генетических и наследственных факторов: установлена генетическая предрасположенность в отношении скорости запоминания.
- Фактор забывчивости: один человек быстро забывает усвоенное, произошедшее, другой способен хранить события, явления в памяти долгие годы. [5]
Понятие индивидуальных различий в отношении памяти является многоаспектным. Ключевые факторы влияния выглядят следующим образом:
1. Генетический фактор: наследственность может влиять на процесс запоминания, его скорость. Часть генов оказывает воздействие на мозг, затрагивая сферу памяти. От генов во многом зависит, насколько человек обучаем, как много информации в состоянии надолго запомнить.
2. Фактор возраста: понятие памяти является динамичным. Со временем ее качество ухудшается. Обрабатывать, извлекать из памяти информацию с годами все сложнее, как правило. При этом память в отношении знаний, компетенций с годами может увеличиваться.
3. Уровень образования и опыта: память во многом формируется в зависимости от образовательного уровня, жизненного, профессионального опыта. Кристаллизованная память больше присуща людям, которые имеют разнообразный опыт.
4. Особенности психологических характеристик личности: от мотивации, уровня стресса. Внимания зависит качество памяти. Если человек мотивирован, он использует эффективную стратегию запоминания, предельно концентрируется и т.д.
5. Эффективность стратегии при запоминании: одни люди способны лучше запоминать визуальный контент, другим важно многократно повторить заученное, сформировать ряд ассоциаций.
6. Уровень состояния здоровья: физическая и психическая форма оказывает влияние на свойства памяти. Некоторые заболевания ее ухудшают.
7. Влияние социокультурных факторов: социальная, культурная, образовательная, профессиональная среда влияет на способность запоминать. [4]
Соответственно, наличие индивидуальных различий в памяти диктуется комплексом факторов, которые связаны между собой. При этом один и тот же фактор по-разному влияет на человека. Необходима дальнейшая исследовательская работа, чтобы понять не только закономерности способности к запоминанию, но и то воздействие, которое она оказывает на поведенческие реакции человека, уровень качества его жизни.
Нормальные и аномальные мнемические процессы демонстрируют разницу в способности к запоминанию у людей. Различия зачастую носят устойчивый характер, неслучайны, сформированы организмом. Жизненный опыт - еще одно слагаемое, которое предопределяет специфику памяти в каждом конкретном случае. Профессиональный фактор также накладывает свой отпечаток. Кроме того, у некоторых людей есть проблемы с памятью ввиду наличия определенных заболеваний.
Подытоживая, следует сказать, что наличие индивидуальных различий не отменяет способность всех людей запоминать, хранить и извлекать из памяти нужную информацию. То есть, некорректно говорить, что память плохая или хорошая. В целом, всегда есть компенсирующие инструменты, помогающие человеку существовать в образовательной, профессиональной, социальной среде.
То есть, самое серьезное ограничение в данном контексте - хроническое заболевание определенного типа. В остальных случаях каждый человек может совершенствовать все необходимые процессы, чтобы развить и укрепить память.
Заключение
Индивидуальные различия в памяти у людей представляют собой сложное поле исследований, которое имеет огромное значение для понимания человеческой когнитивной природы. В ходе нашего анализа было выявлено, что эти различия могут быть обусловлены генетическими, психологическими и физиологическими факторами.
Следует подчеркнуть, что индивидуальные различия в памяти не только интересны с теоретической точки зрения, но и имеют практическую важность. Они оказывают влияние на образование, здравоохранение, бизнес и многие другие сферы жизни. Для будущих исследований в
этой области важно углубить понимание механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий в памяти. Это позволит разработать персонализированные стратегии обучения и лечения, а также пролить свет на сложные вопросы, связанные с природой человеческой индивидуальности.
В завершение, изучение индивидуальных различий в памяти продолжит вносить важный вклад в наше понимание человеческой природы и способности адаптироваться к различным условиям и вызовам в жизни.
Список использованной литературы:
1. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
2. Зинуров, М. Р. К вопросу о нейропсихологическом строении памяти / М. Р. Зинуров, Г. Ф. Биктагирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 469-471.
3. Кумахова Дж.Б., Озрокова К.Ю. Виды памяти и их психологическая характеристика // Экономика и социум. 2018. №11 (54).
4. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
5. Kremen W.S. Storage and executive components of working memory: Integrating cognitive psychology and Behavior Genetics in the Study of Aging // J. Gerontol. B Psychol. Sci. Soc. Sci. - 2008. - Vol. 63(2). - P. 8491.
© Шатерных Ю.С., 2023